ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФМИНИСТЕРСТВАОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФИЛИАЛ БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В Г.БРАТСКЕ
КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Выполнила:____________________ студентка группы Нз-02Молодцова Г.Н.
Научныйруководитель: ___________________к.э.н., доцент Грохотова Н.В.
(дата, подпись)
БРАТСК, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….3
1.Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения.…6
1.2Формирование учетной политики и ее основные элементы ……..…8
1.3 Факторы, влияющиена выбор учетной политики…………………10
1.4 Задачи, решаемые при формировании учетной политики………….12
2.Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики дляцелей бухгалтерского учета………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….….18
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………..21
Приложение1 Заполнение декларации по налогу на прибыль по варианту 1…………………………………………………………………….……………..22
ВВЕДЕНИЕС переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Бухгалтера должны формировать учетную политику и для целей налогообложения, в методологических аспектах учетной политики рассматривается как учетная политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения.На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета.Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ«О бухгалтерском учете»[1]изменения в учетной политике на следующий год объявляются также в пояснительнойзаписке к бухгалтерской отчетности. Выбранная предприятием учетная политикаприменяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Изменить ееможно только с 1 января, но и при этом желательно иметь хоть какое-тообоснование. Практика показывает, что такое, к примеру, обоснование как«изменение условий финансово-хозяйственной деятельности» являетсядостаточным для многих налоговых инспекций. Нередко инспекторы и сами требуютежегодно предоставлять приказ об учетной политике.
В связи с эти основной целью данной курсовой работы являетсярассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации дляналогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основныеэлементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
– охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетнойполитики;
– рассмотреть отличия учетной политики для целейналогообложения от учетной политики для целей бухучета;– заполнение декларации по налогу на прибыль в качествепрактической части курсовой работы.
1Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1Сущность учетной политики организации для налогообложения
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление вконце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский языксловосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемыхКомитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г.этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ инастоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературеи на практике.
В экономической литературе приводятся разнообразныеопределения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупностьпринципов и правил, регламентирующих методические и организационные основыведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативнойбазы на данный момент времени»; «…совокупность способов ведения бухгалтерскогоучета, избранных предприятием в качестве соответствующих условийхозяйствования»; «…это совокупность конкретных методов и форм ведениябухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил иособенностей своей деятельности». В приложении к приказу Министерства финансовРФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понималась «…совокупность способов ведения бухгалтерскогоучета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки иитогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности».Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.
Учетная политика формируется главным бухгалтероморганизации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) наоснове нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителеморганизации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерскомучете» N 129-ФЗ утверждаются:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетическиеи аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствиис требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформленияфактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутреннейбухгалтерской отчетности;
– методы оценки активов и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательстворганизации;
– правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Процесс формирования учетной политики организации включает:
– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которыхдолжна быть разработана учетная политика;
– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влияниемкоторых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
– выбор и обоснование исходных положений построения учетнойполитики;
– идентификация потенциально пригодных для применения организациейспособов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и длякаждого объекта учета;
– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных дляприменения организацией в их взаимосвязи;
– оформление избранной учетной политики.
1.2Формирование учетной политики и ее основные элементы
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером(бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждаетсяруководителем организации.
При этом утверждается:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетическиеи аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета всоответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформленияфактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формыпервичных учетных документов, а также формы документов для внутреннейбухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательстворганизации;
– методы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
– активы и обязательства организации существуют обособленно отактивов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательствдругих организаций (допущение имущественной обособленности);
– организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущеми у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенногосокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться вустановленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
– принятая организацией учетная политика применяется последовательноот одного отчетного года к другому (допущение последовательности примененияучетной политики);
– факты хозяйственной деятельности организации относятся к томуотчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами(допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
– полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторовхозяйственной деятельности (требование полноты);
– своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности вбухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
– большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов иобязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытыхрезервов (требование осмотрительности);
– отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственнойдеятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономическогосодержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержанияперед формой);
– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам посчетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца(требование непротиворечивости);
– рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условийхозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретномунаправлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбородного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативнымиактами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативныхдокументах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то приформировании учетной политики организацией осуществляется разработкасоответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений побухгалтерского учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлениюсоответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами,распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организациейпри формировании учетной политики, применяются с первого января года,следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно-распорядительного документа. При этом они применяются всемифилиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включаявыделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
1.3Факторы, влияющие на выбор учетной политики
На выбор и обоснование учетной политики организации влияютследующие факторы[2]:
– организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченнойответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);
– отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность,строительство, торговля, посредническая деятельность);
– объемы деятельности, структура организации, среднесписочнаячисленность;
– налоговое поле деятельности организации (освобождение отразличного вида налогов, ставки налогов);
– степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего,имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросахценообразования, выбора партнера);
– стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачиэкономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемыенаправления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
– наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой ииными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
– система информационного обеспечения предприятия (по всемнеобходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
– уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости,инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
– система материальной заинтересованности в эффективности работыпредприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.
Только принятие во вниманиевсей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованиюучетной политики. С развитием рыночных отношений, появлением принципиальноновых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями истепенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношенийкруга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает рольучетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующемузаконодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета[3].
Если ставить проблему шире, с точки зренияреальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетнуюполитику организации вполне можно рассматривать в качестве одного изинструментов управления организацией.
1.4Задачи, решаемые при формировании учетной политики
Учетная политика составляется для решения четырех основныхзадач:
1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантовучета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесетнужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообщеневозможен. Классический пример — выбор метода оценки стоимости покупныхтоваров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); постоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по среднейстоимости; по стоимости единицы товара).
2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию».Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом,предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявитьв своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходахпроцентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо порасчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списанияв учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив –по реальным процентам, что значительно выгоднее.
3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а,соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговыеконсультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику,даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобывыявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следуетиметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговоми бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок,увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всюэкономию.
4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотнаяучетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, приотнесении затрат на производство/реализацию, можно установить дляналогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. Вэтом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягиваяна длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты.Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерскими налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительнуюработу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.
Внеочередные изменения в учетной политике разрешаетсяпроизводить в случаях:
– реорганизации предприятия;
– смены собственников;
– изменений в законодательстве либо в системе нормативногорегулирования бухгалтерского учета;
– разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетнойполитике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
– метод определения выручки (прибыли);
– метод оценки готовой продукции;
– метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
– метод оценки производственных запасов;
– метод учета товаров;
– порядок учета незавершенного производства;
– порядок учета расходов будущих периодов;
– лимит отнесения предметов к основным средствам (ОС) либомалоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП);
– порядок начисления амортизации ОС;
– порядок начисления износа МБП;
– нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активовна издержки производства и обращения;
– порядок распределения общехозяйственных расходов;
– перечень создаваемых фондов и резервов;
– создание резерва по сомнительным долгам;
– способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.
В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетнойполитики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги,выплачиваемые предприятием, другие не влияют.
Налоговую учетную политику утверждают по НДС и налогу наприбыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового кодекса. Отметим,что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующемналоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнентаким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется каквыбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов)определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”.Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целейналогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика”[4].
Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основныхразделов:
– принципы веденияналогового учета;
– методы расчета того илииного налога;
– регистры налоговогоучета.
Раньше одним из основных положений учетной политики был методрасчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налогтолько по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ вучетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведетоперации, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следуетопределить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будеткасаться налога на прибыль.
2 Отличия учетной политики для целейналогообложения
отучетной политики для целей бухгалтерского учета
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базуна основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. Вэтой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобыопределять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.
Законодательство о налогах и сборах содержит также рядпредписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например,требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. Вотдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной изпредлагаемых нормативными документами методик определения налоговыхобязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новоепонятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которойНалоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализациитоваров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а такжесроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодексво многом повторяет положения, установленные документами системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика учетнойполитики и учетной политики для целей налогообложения[5]
Характеристика
Учетная политика для целей налогообложения
Учетная политика
Порядок принятия
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения
для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.
для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)
Порядок утверждения
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений
Сроки утверждения
вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода
вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)
Налоговыйкодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики дляцелей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно,не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику дляцелей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должнаприменяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую непредусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.
Хотя учетная политика для целейналогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определениемобязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства оналогах и сборах также содержат положения, предполагающие выборналогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств передбюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложениятакже должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета,методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета поналогам обособленных подразделений организаций.
В ряде случаев методы налоговогопланирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативновлияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качествеальтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерскойотчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие,закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использованиеразличных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговыхобязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождаетнеобходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает рискнеправильного определения налоговых обязательств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учетная политика – основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета.
С помощью учетнойполитики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификация учетных процедур,решение многих других управленческих иучетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления,раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельностиорганизации, да и способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием.
Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезноотнестись к формированию и утверждению учетной политики.
Сегодня каждый специалист в области управления и финансов(руководитель, бухгалтер, аудитор, налоговый инспектор) должен разбираться вучетной политике организации (предприятия) по следующим причинам:
– в ней отражены все способы ведения бухгалтерского учета напредприятии;
– учетная политика является одним из основных объектов аудиторскойпроверки, с которого обычно и начинается аудит предприятия;
– от многих элементов учетной политики зависит в конечном итоге ипорядок формирования того или иного объекта налогообложения.
Необходимо