ВВЕДЕНИЕ
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изложены основные принципы учета, ориентированные на международные принципы (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.)
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил.
Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину. Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика предприятия — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Предприятие также самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Руководитель предприятия издает приказ по учетной политике, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных проблем этого предприятия. В приказе должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить основные средства и средства в обороте, где нижний предел стоимости средств труда, относимых к основным средства; как определять нормы амортизации нематериальных активов и на какие объекты нематериальных активов следует начислять амортизацию;
Предприятие должно раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на предприятии.
Не успели бухгалтеры расслабиться после сдачи отчетности за 9 месяцев, как «на носу» уже конец очередного финансового года. Бухгалтериям организаций снова предстоит напряженная работа по составлению и сдаче годового бухгалтерского отчета. Вместе с тем начало нового года означает также и принятие новой учетной политики на 2005 г.
В этой ситуации организации могут воспользоваться как своей прежней учетной политикой на 2004 г., автоматически перенеся ее действие на следующий период, так и утвердить новую. Следует иметь в виду, что многие налоговые инспекции требуют представления учетной политики организаций либо вместе с годовым отчетом, либо одновременно со сдачей отчетности за I квартал следующего года. Хочу обратить внимание на то, что учетная политика не входит в состав сдаваемой в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности. Потребовать ее инспектора могут только при проведении камеральных или выездных проверок. Поэтому ее представление «налоговикам» вместе с отчетами является делом добровольным. В тоже время, во избежание ненужных конфликтов и учитывая то обстоятельство, что учетная политика не является конфиденциальной информацией, целесообразно все-таки ее представлять в налоговые органы в начале каждого финансового года. Кроме того, передавая «налоговикам» учетную политику, предприятия автоматически информируют их о применяемых методах бухгалтерского и, что особенно важно, налогового учета.
1 ПОНЯТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие учетной политики предприятия
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил.
Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину. Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика предприятия — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика предприятия формируется руководителем предприятия на основе Положения ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Указанный документ сохранил всё ценное и разумное из прежнего положения (1994 г.) и содержит следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Формирование учётной политики;
3. Раскрытие учётной политики;
4. Изменение учётной политики.
В разделе «Общие положения» дано определение учётной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
На выбор учетной политики влияют следующие факторы:
— организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
— отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
— масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);–PAGE_BREAK–
— управленческая структура и структура бухгалтерии;
— финансовая стратегия предприятия;
— материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
— степень развития информационной системы, в том числе управленческого учета;
— уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Требования к учетной политике организации:
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Рассмотрим содержание каждого из указанных требований.
Полнота. Выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов ее хозяйственной деятельности.
Своевременность. Факты хозяйственной деятельности организации должны находить своевременное отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации на счетах бухгалтерского учета.
Осмотрительность. Применяемые способы учета должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов, т.е. к учету принимаются такие доходы, которые уже получены или существует твердая гарантия их получения.
Приоритет содержания перед формой. При отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организация должна исходить не столько из правовой основы этих операций, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Непротиворечивость. Выбранные способы учета должны обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Рациональность. Учетная политика должна строится таким образом, чтобы обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из ее величины и условий хозяйственной деятельности.
1.2 Принципы формирования учетной политики предприятия
Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Предприятие также самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации.
При создании учетной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».
Существенными способами ведения бухгалтерского учета, принятыми при формировании учетной политики предприятия и подлежащими раскрытию являются:
— способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);
— способ оценки производственных запасов, товаров и незавершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех этапах се создания);
— способ учета прибыли от реализации продукции.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Руководитель предприятия издает приказ по учетной политике, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных проблем этого предприятия. В приказе должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить основные средства и средства в обороте, где нижний предел стоимости средств труда, относимых к основным средства; как определять нормы амортизации нематериальных активов и на какие объекты нематериальных активов следует начислять амортизацию; по каким ценам учитывать материальные ресурсы и готовую продукцию и т.д..
При этом утверждаются:
— выбранные предприятием варианты учета и оценки объектов учета;
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Принятая предприятием учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать, учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
1.3 Раскрытие учетной политики
Предприятие должно раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике предприятия по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика предприятия сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. продолжение
–PAGE_BREAK–
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
1.4 Изменение учетной политики
Менять учетную политику предприятие может только в особых случаях, которые также указаны в Положении «Учетная политика предприятия».
Этими случаями являются:
— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
— существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативным актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Порядок оформления учётной политики
Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета является ПБУ 1/98.
В соответствии с п.2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Обязанность формирования учетной политики возложена на главного бухгалтера организации. В то же время, поскольку согласно ст.6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) этого руководителя.
Форма такого приказа (распоряжения) организациями разрабатывается самостоятельно исходя из действующей в них системы делопроизводства (см. приложение 1).
Если утверждается учетная политика небольшой организации (на основании типовых положений, без дополнительных приложений), ее можно включить в текст самого приказа (распоряжения).
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это означает, что даже, если организация каждый год утверждает новую учетную политику, ее положения (особенно в части применения методов отражения операций в бухгалтерском учете) все равно основываются на учетной политике предыдущего года.
Изменение и дополнения в учетную политику должны оформляется в таком же порядке, как и сама учетная политика, то есть приказом или распоряжением руководителя предприятия (см. приложение 2).
Если организацией произведены изменения учетной политики или отдельных ее положений, то они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения (то есть с начала следующего финансового года).
2.2 Структура учетной политики по бухгалтерскому учету
Законодательными и нормативными документами не регламентируется порядок составления учетной политики. Организациям дано право самим разрабатывать ее положения исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.
При этом существует ряд положений, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики по бухгалтерскому учету (п.5 ПБУ 1/98), а именно:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок контроля за хозяйственными операциями (организация внутреннего контроля в организации);
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Структура учетной политики по бухгалтерскому учету также устанавливается самой организацией. В качестве примера я предлагаю следующий принцип ее построения:
1) организационные моменты учетной политики;
2) способы оценки имущества и обязательств и методы отражения их в бухгалтерском учете;
3) прочие положения учетной политики.
Исходя из подобной структуры учетной политики по бухгалтерскому учету, рассмотрим подробнее процесс ее формирования.
Организационные моменты учетной политики включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.).
В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета в организации необходимо учесть особенности той отрасли, к которой она относится (розничная или оптовая торговля, общественное питание), а также применение организациями торговли и общепита для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик и рекомендаций. К ним, в частности относятся:
1) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2 (далее по тексту — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения);
2) Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденная Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета Российской Федерации по торговле 12 августа 1994 г. N 1-1098/32-2 (далее по тексту — Методика учета сырья);
3) Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее по тексту — Методические рекомендации по учету товаров).
В этой связи необходимо напомнить, что с 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога на прибыль для предприятий любых отраслей осуществляется в соответствии с требованиями гл.25 части второй НК РФ. С вступлением в силу данных положений налогового законодательства прекратило действовать Положение о составе затрат. Соответственно утратили силу и различного рода отраслевые инструкции и методические указания по формированию себестоимости товаров (работ, услуг). продолжение
–PAGE_BREAK–
В то же время Письмом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 рекомендуется организациям до завершения работ по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, руководствоваться имеющимися в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Таким образом, организациям можно руководствоваться ранее принятыми отраслевыми методиками и рекомендациями в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным документам. Кроме того, необходимо учитывать, что приведенные выше отраслевые методики и рекомендации можно применять только к бухгалтерскому учету расходов организации и формированию ею себестоимости товаров (изделий общепита). В целях налогообложения применяются исключительно положения действующего налогового законодательства.
2.3 Организация учетной службы
Под учетной службой понимается структурная единица предприятия, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета.
В зависимости от организационной структуры учетной службой может являться не только бухгалтерия, но и иные подразделения (группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т.д.).
Поэтому в учетной политике целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее, кстати, может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.
В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации.
При этом следует иметь в виду, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители (п.1 ст.6 Закона о бухгалтерском учете). Поэтому, исходя из объемов учетной работы, руководителям организаций разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике организации. Так, в соответствии с п.2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут:
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним организациям);
— ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем работы которых позволяет вести бухгалтерский учет одному бухгалтеру);
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (например, для холдингов — передача ведения бухгалтерских дел дочерних предприятий головной организации), специализированной организации или бухгалтеру — специалисту (характерно для небольших предприятий, как правило, субъектов малого предпринимательства, для которых нецелесообразно иметь в штате бухгалтерскую службу или бухгалтера);
— вести бухгалтерский учет лично (при незначительных объемах финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия).
Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.
При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами в организации.
Однако многие предприятия имеют в своей структуре сеть подразделений, различных как по объемам деятельности, так и по своему производственному профилю.
В этом случае может быть принято решение о децентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении организации.
2.4 Порядок отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности
В соответствии с п.4 ст.8 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, организациями ведутся регистры бухгалтерского учета. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Такая форма счетоводства называется журнально-ордерной и применяется большинством организаций.
Значительно реже применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге.
Организациями может применяться также машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной или (значительно реже) мемориально-ордерной формы.
Применяемая в организации форма учета должна быть отражена в ее учетной политике.
По своим показателям организации торговли (общественного питания) могут относиться к так называемым «малым предприятиям». Подобные организации-субъекты малого предпринимательства, имеют более широкие возможности выбора, в каком порядке им отражать учетную информацию:
1) аналогично вышеуказанному с применением установленных форм счетоводства (журнально-ордерной или мемориально-ордерной);
2) по форме счетоводства, установленной для малых предприятий (сокращенной).
3) по упрощенной системе налогообложения (согласно гл.26.2 НК РФ и п.3 ст.4 Закона о бухгалтерском учете).
Данные обстоятельства должны быть также зафиксированы в учетной политике малого предприятия.
В зависимости от типа и структуры организаций торговли и общепита могут существовать некоторые различия в составляемой ими бухгалтерской отчетности.
Все организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в составе и в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99. В то же время субъекты малого предпринимательства могут представлять сокращенный перечень бухгалтерской отчетности (п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Кроме того, организации, имеющие в своем составе структурные подразделения, выделенные на отдельные балансы, либо территориально обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.), должны отразить в учетной политике порядок составления консолидированной отчетности в целом по организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета является ПБУ 1/98.
ПБУ 1/98 было разработано в рамках реформирования российского бухгалтерского учета в направлении его соответствия международным стандартам. Однако многие формулировки этого документа носят общий характер и дополняются по ряду моментов другими Положениями по бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в определенной области бухгалтерского учета. Кроме того, многие методы и способы бухгалтерского учета отличаются от методов учета налогового.
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия — это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это означает, что даже, если организация каждый год утверждает новую учетную политику, ее положения (особенно в части применения методов отражения операций в бухгалтерском учете) все равно основываются на учетной политике предыдущего года. Однако это вовсе не значит, что учетную политику совсем нельзя изменять. В п.6 ПБУ 1/98 приводятся случаи, когда возможно изменение учетной политики организации. продолжение
–PAGE_BREAK–
Если организацией произведены изменения учетной политики или отдельных ее положений, то они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения (то есть с начала следующего финансового года).
Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались предприятием и налоговыми органами по разному, в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем – других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и так далее по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.
Помимо вышеизложенного, в учетной политике предприятия для бухгалтерского учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными.
Например, в том случае, если действующим законодательством не урегулированы какие-либо вопросы учета или в различных законодательных (нормативных) документах содержаться противоречивые данные, предприятие может отразить свое мнение в учетной политике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Положение по бухгалтерскому учету “ Учетная политика организаций” ПБУ1/98(Приказ Минфина РФ от 09.12.98 №60-Н).
Астахов В.П. Годовая бухгалтерская отчетность за 2007 год и организация учета в 2007 году. М – 2007 г.
Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложения; том 1,2, М., 2007 г;
Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2007. – 719 с.
Бакаев А.С. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета. – М.: ИПБ-БИНФА, 2006. – 423 с.
Безруких П. С. Бухгалтерский учет. — М.: Бухгалтерский учет, 2000 г.
Белобжецкий И. А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. — М.: Бух. учет, 2006 г.
Богаченко В. М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – 4-е изд-е, переработ. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 480.
Бурганова А. Г. Бухгалтерский учет на предприятиях различных организационно- правовых норм, Санкт-Петербург, 2005 г.
Бухгалтерский учет и отчетность, нормативный документ, методические рекомендации по учету, составление периодической отчетности. М; 2004 г;
Бухгалтерский учет: Экспресс-курс. М., «Инфра-М» 20074 г.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2007. – 464 с.
Годовой отчет за 2007г. — приложение к журналу Главбух
Гуляева А.Ф. Бухгалтерская отчетность организаций; — Самара, 2006 г. Учебное пособие.
Давыдов В.А. Учет использованной прибыли и проведения реформации бухгалтерского баланса. (“ Бухгалтерский учет” 2007№4).
Ивашкие Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле. М 2007 г.
Ивошкевич Б.Б., Гарифуллин К.М. Бухгалтерский учет в промышленности. Учебное пособие. Казань 2006 г.
Камышанов П.Н. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М; Экономика 2006 г.
Козлова Е.Н. Парашутин Н.В.Бабченко Т.Н Галанина Е.Н.“Бухгалтерский учет” М: 2005 г.
Кожинов В.Я. Самоучитель бухгалтерского учета. М.: ИНФРА-М, 2007г.
Камышанов П.И… Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М., Экономика 2006 г.
Кондраков Н.П. План и корреспонденция счетов. М.: Гроссбух, 2007 г.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — М.: ИНФРА, 2007 г.
Ларионов А.Д., Ерофеев В.А. Бухгалтерский учет. Учебник. М.: ГроссБух, 2006г. – 112 с.
Ларионова Е. А. Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: Проспект, 2005 г.
Николаева С. А., Паний В.Ф.Бухгалтерский учет, отчетность, экономический анализ в 2007 году: Методика, практические рекомендации. — М; АО “ВПМ- центр”, 2007 г-158 с;
Николаева С.А. Учетная политика организации. Принципы формирования, создание, практически рекомендации, аудиторская проверка.- М: Аналитика-Пресс,2006.
Новиченко П.П Бухгалтерский учет: Учебник/..- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006 г.
Новодворский В.Д. и др. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. М. Бухгалтерский учет за 2007 год, 80с.
Пакаев А. С. Совершенство в Положение о бухгалтерском учете и отчетности и Планы счетов (Бухгалтерский учет 2003 г. № 6);
Практический журнал “Главбух”
— февраль 2007 г.
— июль 2006 г.
Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 480 с.
Щадулова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие. М 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приказ N
«Об учетной политике
(название организации)
на 2007 год»
г. Ростов-на-Дону «31» декабря 2006 г.
На основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, Налогового кодекса РФ и иных законодательных и нормативных актов, а также в соответствии с Уставом организации
приказываю:
1. Утвердить Положение об Учетной политике по бухгалтерскому учету на 2007 г.
2. Контроль за соблюдением положений Учетной политики (название организации торговли или общественного питания) возложить на главного бухгалтера организации (Ф.И.О.).
Генеральный директор (Ф.И.О.)
(подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приказ N
«О внесении дополнений в учетную политику
(название организации)
на 2007 год»
г. Ростов-на-Дону «14» апреля 2006 г.
На основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, иных законодательных и нормативных актов, а также в соответствии с Уставом организации
приказываю:
1. Внести следующие дополнения в учетную политику по бухгалтерскому учету на 2007 г.:
1) дополнить учетную политику по бухгалтерскому учету на 2007 г. разд.4.10. «Учет кредитов и займов» следующего содержания:
4.10.1. Организация не переводит долгосрочную задолженность по кредитам и займам в краткосрочную.
4.10.2. Возникающие в ходе получения кредитов и займов у Организации дополнительные расходы включаются в состав операционных расходов непосредственно в периоде их возникновения.
4.10.3. В случае выдачи Организацией заемных обязательств при получении кредитов и займов на данные начисленные проценты (дисконт) отражаются в учете вместе с основной задолженностью.
4.10.4. Организация не производит финансовых вложений за счет временно свободных средств, полученных для приобретения инвестиционных активов.
2. Контроль за соблюдением положений Учетной политики Организации с учетом произведенных дополнений возложить на главного бухгалтера организации (Ф.И.О.).
Генеральный директор (Ф.И.О.)
(подпись)