Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста

Содержание
 
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психические особенности младших школьников и    новообразования учащихся начальных классов:
1.1. Особенности обучения в начальныхклассах……………………6
1.2. Произвольное внимание как одноиз центральных новообразований младшего школьного периода и другие психическиефункции у младшего школьника………………………10
1.3. Личностная рефлексия как одно изновообразований в младшем школьном периоде…………………………………………………….16
1.4. Интеллектуальная рефлексия умладших школьников…………17
1.5.  Развитие внутреннего плана действий умладших школьников…………………………………………………………………………21
Глава II. Экспериментальное изучение  связи успеваемости иуспешности обучения младших школьников с развитием свойств внимания:
 2.1.  Методы исследования……………………………………………..23
           2.2.  Полученные результаты…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..30
Библиография……………………………………………………………………..33
Приложение………………………………………………………………………35
Введение
 
      Младшийшкольный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе,и длится до десяти лет [5], [13]. Ведущей деятельностью данного периодастановится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоениючеловеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младшийшкольный период характеризуется  дальнейшим совершенствованием высшей нервнойдеятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младшийшкольный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот«период обучения в школе является качественно новым этапомпсихологического развития человека. Ведь в это время психическое развитиеосуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и,следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника»[17, C.183]. Несмотря на подготовку кшколе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалыхусилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебнаядеятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к  младшему школьнику.Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучениянавыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общаетсяс большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходитьявыносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьникапо-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности [3, C.32].
      Результатрешения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние надальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с младшим школьником в школе,сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладаетвысокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы.
      Младшийшкольный период — это «этап интенсивного социального развития психики, еёосновных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований,так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъектадеятельности» [17, C.183].На данном периоде у учащихся начальных классов основными новообразованиямиявляются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи,самоконтроль, произвольностьи осознанность познавательных процессов и поведения [13].
      Цельработы: рассмотреть новообразования младшего школьного возраста иопределить место учёбы и труда в деятельности учащегося начальных классов.
      Объектисследования: развитие учащихся младшегошкольного возраста.
      Предмет исследования:психологическиезакономерности обучения в  младшем школьном возрасте.
      Гипотеза исследования: связь успеваемости иуспешности обучения младших школьников с развитием свойств внимания.  
      Для достижения цели исследования и проверки гипотезы былипоставлены следующие задачи:
        1.  Проанализировать существующие трактовки центрального психологическогоновообразования младшего школьного периода развития.
         2. Изучить взаимосвязь центральных психологических новообразованиймладшего школьного возраста с новообразованиями дошкольного возраста ипсихологическим новообразованием кризиса семи лет.
             3.       Рассмотреть условия развития этих новообразований.
      Методы исследования: Для проведения экспери­ментальнойчасти работы подбор методов осуществлялся в соответствии с целями и задачамиисследования. Были использованы методика изучения внимания у школьниковтретьих-четвёртых классов[15], методика «Да и нет». Для изученияособенностей развития произвольного внимания применялась «Корректурная проба»(тест Бурдона) [9, C. 78].
Глава I. Психические особенностимладших школьников и новообразования учащихся начальных классов
1.1  Особенности обучения вначальных классах
      «Младшийшкольный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда онпроходит обучение в начальных классах»  [14, C. 43]. «В этот период учение является основным видомдеятельности, в которой формируется человек» [16, C. 616]. В начальных классах дети приступают к познанию началанаук. На данном этапе преимущественно развиваетсяинтеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется многопсихических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. «Школьныйпериод характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных,мыслительных, мнемических и др» [17, C.185].
      Обычноученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. «Дляучащихся первых-третьих классов характерным является стремление к положениюшкольника (80-63% ответов). С момента поступления в школу центральное место – социальныймотив – стремление к новой социальной позиции школьника» [17, C.185]. В первые дни учёбы в школебольшое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленькийдошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу,он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные иединственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьнойжизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизациии организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействоватьс одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешномобучении в школе.
      Также важно отметить, что наэтапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семилет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений.«Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границенового возрастного периода» [8, C.251]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений иприобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связанас учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание,что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение дляшкольника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данномэтапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или дажесиндрому хронической неуспеваемости  [8, C. 255]. 
      Конечно, чтобы учение сталоведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важнымэлементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учитсявзаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования иправила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальнуюокраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игрымладшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение,справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитаюткомпанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения,присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могутдолго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать нетолько объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Нотакже должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижнойдеятельности.
             Учитывая,что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность,которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна сигрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённойстадии развития игры.
      Благодаряучебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются.Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными(уроки, природные явления, уколы).
      «Кважнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивоеподчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность,наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается» [3, C.32]. В поведении учащегося начальныхклассов видны послушание, конформизм и подражательность.
      Обучениев школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью,при этом  они сталкиваются и с рядом трудностей. «Школьники первоначально,естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнятьдействия по их решению. „До поры до времени им помогает в этом учитель, нопостепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессеу них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умениеучиться“ [3, C.97]. Дети в этомвозрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевыепроцессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умениепроявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведениишкольников. У школьников формируются произвольные умственные действия,например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкоенаблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатовдеятельности школьника со стороны взрослых. „Учебно-познавательнаядеятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеетдвойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение,приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познанииоцениваются учителем“ [17, C.203]Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка  сильновлияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и силапереживаний намного выше у более слабых учеников [7, C.43]. Оценка выступает в роли поощрения.  Оценка учителяпомогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу.Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действийшкольника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи.Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой вжурнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, тоесть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно этаоценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. Впоследствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты ипроцесс, формирует у детей критерии оценки. [8, C.67].
   Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляетсястремление к саморазвитию и познавательная потребность. „Это интерес ксодержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес кпроцессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаютсяучебные задачи“ [8, C.255].Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленькогошкольника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие исовершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. „Школьник,становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательныхвоздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностноеотношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом“ [17, C. 206].
    „Своеобразиеи сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается втом, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственногообщения с учителями и учениками класса и школы“ [17, C.202]. В начале младшие школьникивсецело опираются на мнение учителя. Они смотрят на отношение преподавателя кразличным ученикам и даже могут перенять это отношение. Но в процессе общениясо своими одноклассниками и учебной деятельности младшие школьники относятся ксебе уже более критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошиепоступки. Хотя по–прежнему „центральное место в учебном процессе занимаетобщение ученика с учителем“ [17, C.202].
   Вмладшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формированиянравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость иизвестная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию,огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятныепредпосылки для формирования высоконравственной личности.
   Преобладающийтип мышления — наглядно-образное, а процесс целостного восприятия ещенедостаточно сформирован, внимание носит часто непроизвольный характер.Первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется: величину, форму,цвет или окраску.
   Ребёнкупредстоит ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которогоон будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будетсамосовершенствоваться и развивать свои способности, но основы для ихдальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.
1.2Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшегошкольного периода и другие психические функции у младшего школьника
      Безусловно,учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени,аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развитиясвойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как удошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, первое время оноже и лидирует у учащихся начальных классов. Дети, начинающие обучаться в школе,чаще всего страдают от  рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать  и  совершенствовать  внимание столь же важно, как и учить письму,счету, чтению.  Внимание  выражается  в точном  выполнении  связанных  с  ним действий.  Образы,  получаемые   при внимательном восприятии, отличаютсяясностью и отчетливостью.  При  наличии внимания мыслительные процессыпротекают  быстрее  и  правильнее,  движения выполняются более аккуратно ичетко.      
      Внимание дошкольника отражает его интересы  по отношению  к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточенна предмете или действии только до тех  пор,  пока  не  угасает  его  интерес к  этому предмету или действию.  Появление  нового  предмета  вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним итем же. Постепенно в связи с требованиями школы произвольное вниманиеразвивается и затем становиться ведущим. Без достаточной сформированностипроизвольного внимания, развитие которого является одной из важнейших задачшколы, учебный процесс невозможен. Также происходит развитие устойчивостивнимания (оно составляет 10-20 минут в младших классах). „На первом этапе (8-10 лет)прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон,но в разной степени“. Но именно произвольное внимание занимает одно изцентральных мест среди новообразований младшего школьного возраста. Будучиучеником начальных классов, ребёнок начинает постигать способы направлениясвоего внимания к различным частям целостных ситуаций. Когда преподавательпривлекает внимание учащихся к какому-либо учебному материалу, им приходитсядостаточно долго удерживать его. При обучении детей в начальных классах внешниевпечатления могут стать отвлекающим фактором, но младшие школьники уже всостоянии концентрироваться и на неинтересных фактах и действиях [8, C. 45]. Произвольное вниманиеобеспечивает школьнику контроль за процессом своей деятельности.
      Дляпродуктивной деятельности на уроке младшим школьникам необходимо развиватьпереключение, то есть переход от одного вида деятельности к другой, от одногорода занятий к другому [3, C.19].
      Конечно, внимание как психическая функция по-разномуразвита у различных детей. Свойства внимания могут отличаться у детей. Этисвойства бывают развиты в неодинаковой степени.  „Одни ученики имеютустойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательнорешают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаютсяв процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты.У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малымобъемом“. [8, с.262]. Невнимательные ученики характеризуются сильнойотвлекаемостью, низким уровнем устойчивости, распределения и переключениявнимания и плохим умением  концентрироваться [12].
      Факттого, что внимание на начальной стадии обучения не развито, слабо организовано,имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многомобъясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающихпроцессы внимания [13, C.50].Интенсивно развиваясь на протяжении младшего школьного возраста, резко (в 2,1раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваютсянавыки переключения и распределения [13, C. 57]. «К 9—10 годам дети становятся способны достаточнодолго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий» [13].
      Различные свойства вниманиянеодинаково используются в школьных дисциплинах. Например, ведущая роль приовладении математикой принадлежит объему внимания. Объём внимания  является  количеством объектов,   воспринимаемых одновременно с достаточной  ясностью  и отчетливостью.  Дляребенка младшего  школьного  возраста  каждая  буква является отдельным объектом.  Объем внимания  начинающего  читать  ребенка очень  мал,  но  по  мере  овладения техникой  чтения,  приобретения  опыта увеличивается  и  объем  внимания, необходимый  для  беглого  чтения.    Основное условие  расширения  объема  внимания   –   наличие   навыков   и   умений систематизации, объединения посмыслу, группировки   воспринимаемого материала.
    Успешностьусвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучениечтению — с устойчивостью внимания [13, С.57-80]. Если бы можно было легкоразвить различные свойства внимания, то успеваемость школьников по различнымшкольным дисциплинам, несомненно, возросла. Однако проблема заключается в том,что различные свойства внимания в неравной степени поддаются развитию. Объёмвнимания индивидуален, поэтому он наименее подвержен влиянию. Зато свойствараспределения и устойчивости внимания  можно и стоит тренировать. Конечно, дляразвития внимания немаловажное значение имеют и индивидуально-типологическиеособенности личности. Разные сочетания свойств нервной системы могутспособствовать развитию каких-то свойств внимания, а другим препятствовать.Считается, что людям с сильной и подвижной нервной системой более характерно устойчивое,легко распределяемое и переключаемое внимание. Те люди, которые имеют инертнуюили слабую нервную систему, часто характеризуются неустойчивым, плохораспределяемым вниманием.
      Однакофактор успешности – это организованность внимания, то есть умение своевременнои эффективно применить свойства внимания в различной деятельности. И дажеобладая слабо развитыми свойствами внимания, ученик, умеющий правильноорганизовывать его, может быть весьма успешен в учебной деятельности. Такошибки из-за «невнимательности» у младших школьников можно объяснитьнезрелостью нейрофизиологических механизмов, начальным этапом в овладениинавыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными спериодом адаптации к новым условиям школы [13]. Поэтому особенно важно в первомклассе проводить занятия по развитию свойств внимания.
      Дальнейшееразвитие в младшем школьном периоде получает воображение. Творчество играетважную роль в жизни любого человека, а оно невозможно без воображения. К томуже раз игра всё ещё важна для младших школьников, в этой деятельностивоображение активно используется.  Благодаря воображению человек можетпрогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывносвязанно с памятью. Материал для воображения частично предоставляется памятью,а память использует образы воображения. 
    Память у младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности иосмысленности. Что касается непроизвольности, то учащиеся легче запоминаютучебный материал, который вызвал у них интерес. Это происходит у нихнепроизвольно. То же самое можно сказать и о материале, преподнесенном вигровой форме, ярких наглядных пособиях, иллюстрациях. Но в отличие отдошкольников учащиеся младших классов способны произвольно и целенаправленнозапоминать неинтересный им материал, ведь обучение в школе в основном строитсяс опорой на произвольную память [8].
   Младшие школьники характеризуются хорошей механической памятью. Но необходиморазвивать смысловую память, потому что механическое заучивание текстов вмладших классов может привести к будущим проблемам в учебной деятельности [3]. Осмысленныйматериал легче запоминается, а механически зазубренный производиться безпонимания текста. Для того чтобы развить смысловую память, преподаватель долженнаучить детей простейшим мнемоническим приёмам. Например, прослеживаниеосновных смысловых линий, составление плана, деление текста на смысловые частии озаглавливание этих частей, воспроизведение материала вслух или про себя.
    Вовремя учебной деятельности развивается процесс сравнения. Вначале в сравненииучащиеся легко выделяют различия и труднее сходство. Затем дети учатся выделятьяркие, броские признаки, в том числе и существенные. Развиваются процессыобобщения [3]. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядновоспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесносвязано с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях онвыделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними. Вмладшем школьном возрасте у детей постепенно развивается способность к анализу,которая как мыслительное действие предполагает разложение целого на части,выделение путем сравнения общего и частного, различение существенного инесущественного в предметах и явлениях. Ребёнок начинает овладевать анализом,выделяя в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Но умениевыделять определённые свойства в предметах и явлениях даётся младшим школьникамс большим трудом. Обычно в первом классе дети выделяют лишь два-три свойства укакого-либо предмета. Но по мере обучения, расширения кругозора учащихся изнакомства с различными аспектами действительности такая способность,безусловно, совершенствуется. При различных учебных задачах, например, выделениикорня в родственных словах, кратком пересказе текста или выборе заголовка дляотрывка, младшим школьникам приходится учиться выделять общее и существенное.Детям приходится учиться умению отвлечься от несущественных деталей, что даётсяим с не меньшими усилиями, чем выделение существенного.
   Приемылогического анализа необходимы учащимся уже в первом классе, без овладения имине происходит полноценного усвоения учебного материала. Именно в начальнойшколе происходит развитие важнейших психических функций, необходимых дляуспешной учёбы в будущем. Именно поэтому младший школьный период имеет такоеогромное значение в жизни каждого человека.         
/>1.3 Личностная рефлексия как одно из новообразований вмладшем школьном периоде
      Два других важных новообразованиямладшего школьного периода – это личностная рефлексия и рефлексияинтеллектуальная.  Рефлексия (от лат „reflexio“ – „обращение назад“)– это  процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний.Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышленияиндивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии – этопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Личностнаярефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как онвоспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своёповедение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что онём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторомупознанию своего «я».  Это способствует пониманию особенностей своего характера,как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играетсущественную роль в процессе самовоспитания.
      Отличие личностной рефлексии отинтеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положенияпроисходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.)оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям,которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическуюприроду. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии какодного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.
      Личностнаярефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания осебе самом, ведёт к  исследованию своего поведения, своих личностныхособенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьномвозрасте, когда ряд факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется, глубина и интенсивность рефлексии зависит от многих социальных (социальное происхождение и среда),индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) ибиографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками). [19,С.18-20]. Условиями для развития личностнойрефлексии могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении,необходимость понять переживания другого человека.
      В младшем школьном возрастеличностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет рядособенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё,охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младшихшкольников. Обычно, отвечая на вопрос, что о нихдумают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на кон­кретныхделах, и лишь  в средней школе дети начинают постигать особенности своегохарактера.  Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, икритерии их оценок довольно относительны. />
1.4. Интеллектуальная рефлексия у младших школьников 
              Интеллектуальнуюрефлексию традиционно выделяют  как одно из важнейших новообразований младшегошкольного пе­риода развития. Но изучение этого новообразования сопряжено срядом трудностей. Как таковой чёткой формулировки понятия „интеллектуальнаярефлексия“ не существует. Несмотря на активное использование этоготермина, это понятие не имеет однозначной определённости. Описание проблемырефлексии есть в работах Я.М.Пономарёва,В.В.Давыдова, О.В.Долженко, Э.В.Ильенкова.  
В современной психологии сложилась определенная традиция выделятьрефлексию в качестве центрального новообразования младшего школьного пе­риодаразвития. Трудности в изучении данного новообразования возникают уже при поискедефиниции этого понятия и выяснении тех психологических фактов, которые сдостаточной ясностью характеризовали бы генезис рефлексии в млад­шем школьномвозрасте, как одного их главных психологических оснований по­строения обученияв начальной школе.
Анализ литературных источников показывает, что активноеиспользование в психологии заимствованного из философии понятия рефлексии, непривело к его однозначной, содержательной и структурной определённости. Еслитеорети­ческие, общепсихологические трактовки рефлексии непосредственно связаныс философским определением этого понятия, то экспериментальные исследованиявыполнены преимущественно в контексте возрастной психологии и направлены навыделение главных функций рефлексии в онтогенезе. Можно выделить три на­правленияэкспериментальных исследований рефлексии в педагогической и воз­растнойпсихологии.
Согласно одному из направлений в изучениирефлексии, основанном на выдвинутом С.Л. Рубинштейном требова­нии кпсихологическому познанию, необходимо изучать со­держание и внутренний смыслпсихического факта, исходя из контекста реальной жизни и деятельности субъекта.Исследования, выполненные в ракурсе данного понимания рефлексии, раскрываютхарактер осознанной регуляции поведения, деятельности, психических процессов исостояний человека, определяют содер­жание рефлексии на разных ступеняхонтогенеза.
      В школьные годы дети становятся способны не толькозапоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальнаярефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаётсхемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательнойдеятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, враскрытии их сущности через анализ и обобщение [14].
      Интеллектуальнаярефлексия определяется как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать исоотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой  интеллектуальнойрефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построениеумозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Такжеважными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа,логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений,накопление опыта [14].
      Рефлексия,по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой,воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина иВ.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьниковспособность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретическогомышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучатьрефлексию как способность человека определять границы своего знания и находитьспособы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации исобственных возможностей — главная функция рефлексии и обобщеннаяхарактеристика умения учиться.
      Всовременной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основныесферы проявления рефлексии (деятельность и мышление; коммуникация и кооперация;самосознание). Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознанияоснований собственных действий и способности различения собственного знания инезнания.
     Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылкиучебной деятельности складываются на основеигровой деятельности, где громадную роль играет воображение, которое является вдошкольном периоде центральным новообразованием. Благодаря игре, ребёноковладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтомурефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.
/>Недостаточное развитиерефлексии чаще всего связано с непол­ноценным развитием общения в дошкольномдетстве, с бедным содержанием иг­рового взаимодействия детей и их предметнойдеятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения .
Способность крефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля иоценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становитсявозможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своемдействии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно:когда человек объясняет что-то кому-либо другому, он сам лучше начинаетпонимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию(математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка нетолько самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но иразвернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.

1.5 Развитиевнутреннего плана действий у младших школьников.
      Внутреннийплан действий –  это способность выполнять действия в уме. Это умение являетсяодной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собойключевое условие для развития интеллекта [12]. С точки зрения классификациипсихических явлений, внутренний план действий не относится ни к одному изтрадиционно выделяемых психических процессов, а представляет собойнерасторжимое единство, сплав внимания, мышления, воображения и памяти [19].
    Несмотряна исключительную важность внутреннего плана действий для человеческой психики,эта способность в условиях традиционно школьного обучения формируется лишь восновном при устном счёте на уроках математике и устном разбор слов ипредложений на занятиях русским языком.
      Внутренний план действий тесносвязан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действийявляется общение с людьми,  в ходе которого происходит усвоение социального опытаи средств его осмысления. Как и любое психическое действие становлениевнутреннего плана действий проходит в своём развитии несколько этапов. Сначалаэто внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальныйпредмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазыпроговаривания действия с предметом „про себя“ следует умственноедействие, т. е. действием «в уме».
      В своёмразвитии такую последовательность проходят все умственные действия (счет,чтение, выполнение арифметических операций и т. д.). Наиболее наглядный пример— обучение счету: 1) сначала ребенок учится пересчитывать и складывать реальныепредметы, 2) учится проделывать то же самое с их изображениями (например,считает нарисованные кружочки), 3) может дать правильный ответ, уже непересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая аналогичное действие в планевосприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громкимпроговариванием; 4) после этого действие проговаривается шепотом и, наконец, 5)действие окончательно переходит в умственный план, ребенок становится способенк устному счету.
      Развитиевнутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условияхзадачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения,предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д. «Чем больше «шагов»своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он можетсопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролироватьфактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебнойдеятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требованиесловесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования умладших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя,во внутреннем плане» [4, с.83].
      Помимоустного счёта и разбора предложений развитию внутреннего плана действий умладших школьников способствуют различные игры, в особенности шахматы, «пятнашки»,шашки.
     

Глава2. Экспериментальное изучение  связи успеваемости и успешности обучения младшихшкольников с развитием свойств внимания.
               2.1 Методы исследования.
    Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияетна успешность обучения у младших школьников [12], [19]. Большинствонеуспевающих учащихся начальных классов характеризуются низким уровнем развитияустойчивости, распределения и переключения внимания [12]. Особенно важную рольточность распределения внимания играет при усвоении русского языка,устойчивость внимания при обучении чтению. [13]. Как правило, у учеников,хорошо успевающих по школьным дисциплинам, степень интеграции основных свойстввнимания — объема, устойчивости, концентрированности, распределения ипереключения выше [14].
Чем более развиты свойства внимания, тем эффективнее обычноученик справляется с учебными заданиями. Но и среди слабо успевающих учениковвстречаются дети с объективно высокими свойствами внимания [12]. Поэтому вданном исследовании были протестированы две группы детей: хорошо успевающие ислабо успевающие по школьным дисциплинам.  Были протестированы ученики третьих классов по методике «Да инет». Также была использована корректурная проба: таблица Бурдона (5-минутныйвариант заполнения) [9]. При работе с корректурной пробой Бурдона цель работы было измерение количественных характеристик внимания.Вработе использовался бланк теста Бурдона в модифика­ции,предложенной советским психологом П.А. Рудиком. В ходеработы каждомуиспытуемому были выданы листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работыпредшествовало упражнение, осуще­ствляемое вспециальной части бланка теста. Испытуемый должен был зачеркивать вбланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа шла построчно. Время, отведённоена выполнение задания, составляет пять минут.
    Методика «Да и нет», также использованная для выявлениеуровня развития произвольного внимания, представляет собой некую модификацию известнойдетской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходуигры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всегоответить словами «Да» и «Нет», а также употребив названия белого и черногоцветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя. Для предлагаемойметодики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет». Испытуемымбыли заданны  вопросы,среди которых- были такие, которые провоцировали ребенка высказывать своеотношение к школе и учению. Испытуемому задаются следующие вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
    Затем детям была предложена игра в вопросы и ответы по  типу игрыв фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого  и  черного  не берите».По ходу игры ребенку задавали ряд  вопросов.  Ребенок  должен  был отвечать какможно быстрее и при этом выполнять инструкцию:
   1) не называть запрещенных цветов, например черного ибелого;
   2) не называть дважды один и тот же цвет;
    Также была проведена методика изучения внимания у школьников3-4 классов [15]. Здесь испытуемым нужно было исправить в предложенном текстеошибки. Текс, данный учащимся, содержал десять ошибок:
    Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в садурасцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними растиласьледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушекдеревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала картанашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
1.2 Полученные результаты
    При обработкерезультатов корректурной пробы —  таблицы Бурдона, вычислялся показатель концентрации внимания k. Дляэтого необходимо было подсчитать:
— общее количествоправильно зачеркнутых букв — n1;
 
— количество пропусков букв А М К З — n2;количество ошибочно зачеркнутых букв- n3;
— общее количество впросмотренных строках букв А, М, К, З, подлежа­щих вычеркиванию — n.
/>Показатель концентрациивнимания k вычисляется как отношение:
      В зависимости величиныэтого коэффициента можно было получить качественную оценку.
 
Очень хороший                – 81… 100%
Хороший                         -61…80%
    Средний                          -41… 60%
    Плохой                            -21… 40%.
Коэффициент точности иаккуратности внимания А вычислялся по формуле:
 
/>
 
      Полученные результаты показывают, что дети с хорошейуспеваемостью, как правило, имеют достаточно высокий уровень концентрациивнимания и его точности. У большинства слабо успевающих детей уровень вниманиясредний или низкий. Хотя среди второй группы учащихся имеются и школьники сдостаточно высоким уровнем внимания.
     При ответе на заданные вопросы в методике «Да и нет»испытуемым нужно было постоянно помнить правила игры и отвечать определённымобразом, контролируя свои ответы. При этом от них также требовалосьодновременное обдумывание своих ответов, чтобы не произнести запрещённых слов.Эти действия были бы невозможны без определенного развития произвольности.Некоторые дети постарались  облегчить поставленную задачу различными способамии, например, давали повторяющийся односложный ответ (например, «хочу»). Этодействие лишало смысла их ответов. Для таких детей самым главным было лишьсоблюдение формальности правила игры. Некоторые просто подменяли слова «да» и«нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игрыи не утруждали себя поиском адекватного ответа, что в достаточной степенисложно. Многие дети довольно долго молчали и обдумывали свой ответ прежде, чемдать содержательный ответ, не включающей запретные слова.
    Обработка результатов проводится путем подсчета баллов,начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет»,«чёрное», «белое». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «не-а»и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкойбессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждаяошибка оценивалась в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, заего результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание,тем выше суммарный балл.
    При обработке результатов методики изучения внимание ушкольников третьих-четвёртых классов высшую оценку получали ученики, непропустившие в тексте ни одной или не заметившие одной-двух ошибок. Среднийуровень показали учащиеся, упустившие из своего внимания 3-4 ошибки в тексте.Низкий уровень внимания у учеников, не обнаруживших более пяти ошибок.
Полученные данные дают возможность выяснить, существует лисвязь между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания.
Расчёткоэффициента корреляции между успеваемостью и уровнем развития произвольноговнимания производился по следующей формуле:
/>, где r  -коэффициент ранговой корреляции
            d – разность рангов,
            n —  числопредложенных.
    Полученноезначение корреляции (r=0.94, p
      Проведенное экспериментальное исследование подтвердилогипотезу и по­зволило сделать следующие выводы:
1.           Хорошоуспевающие ученики обычно имеют достаточно высокий уровень внимания.
2.           Благодарякорреляционному анализу выявлена взаимосвязь свойств внимания и успеваемости. Дети с более высокийпоказателем сформированности произвольного внимания, в основном, имеют болеевысокую успеваемость.
3.           Но, учитываяфакт, что и среди слабо успевающих учеников есть такие, которые имеютдостаточно высокий уровень произвольного внимания, можно сделать вывод, чтокакие-то другие психологические факторы оказывают влияния на процесс обученияэтих учащихся (например, слабая мотивация к учёбе, лень).
4.           В процессешкольного обучения происходит недостаточное и весьма хаотичное развитиепроизвольного внимания (в основном, при устном счёте на уроках математики).Поэтому необходимо дополнительные занятие по развитию произвольного внимания.
 
Заключение
 Работа была посвящена особенностям обучения в младших классах иновообразованиям у учащихся начальной школы. В первой части работы был сделантеоретический анализ литературы, посвященный данной тематике, на основекоторого были сделаны выводы о важной роли данного периода как стартового этапав школьной жизни ребёнка. Также были рассмотрено появление рядановообразований. У психологии имеются разные ответы на вопрос, что являетсяцентральным психологическим новообразованием младшего школьного периодаразвития. Это и рефлексия, и планирование, и произвольное внимание. Причем закаждым из ответов существует довольно стройная и аргументированная психологическаятеория. В качестве основных новообразований в младшем школьном возрасте выделяютпроизвольность, внутренний план действия и личностная и интеллектуальнаярефлексия. Для успешного обучения в школе у ребёнка должен сформироватьсядостаточных уровень их развития. При обучении в начальных классах должныучитываться и психические особенности учащихся. Для более продуктивногообучения на уроке надо учитывать специфику памяти детей, которое, в основном,имеет наглядно-образный характер. В начальных класса, когда запоминание, восновном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или намногократном повторении акта восприятия, дети должны осваивать различныеспособы запоминания. Но раз учащиеся только учатся разным способам запоминания,учитель должен знать об особенностях памяти младших школьников, чтобы лучшестроить процесс урока. Свои особенности имеют и другие новообразования такие,как внутренний план действий – способность выполнять действия в уме. По мереовладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьникпостепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операциистановятся менее связанными с конкретной практической деятельностью илинаглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности,приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственныхрассуждений.
Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Ихотя ребёнок ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции ималоспособен  к внутреннему наблюдению, он „под давлением спора ивозражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других иначинает наблюдать собственное мышление, т. е. искать и различать с помощьюинтроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому онследует“ [10]. Таким образом, младший школьник только начинает овладеватьрефлексией, то есть способностью рассматривать и оценивать собственныедействия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительнойдеятельности.У учащихся на данном периоде появляется личностнаярефлексия. То есть они начинают оценивать свои поступки и своё поведение. Этими другим психическим и физическим особенностям младших школьников уделяетсядостаточно много внимания в современной психологии.
Однако одним из основных факторов, который имеет значение нетолько для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но идля будущей жизни, становиться такое новообразование как произвольное внимание.На основе экспериментальной работы выяснено, что у школьников младшегошкольного возраста произвольное внимание занимает особое место. Обнаруженаблагодаря анализу и проведённому исследованию достаточно тесная корреляционнаясвязь между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания. Однако развитоепроизвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет всвоей ведущей деятельности – учёбе. Как показывают результаты, среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята.Следовательно, и другие факторы оказывают влияние на успешность обучения.       
      Так как обучение вшколе достаточно сложный в виду своей новизны вид деятельности для ребёнка,необходимо учитывать особенности учебной и трудовой деятельности в это время, атакже появившиеся новообразования.
Библиография
1. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекопознания. — М.: Наука. – 1997. – С.10-67.
2. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Просвещение. — 1984. – 280 с.
3. ГамезоМ.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. – М.: МГОПУ;АНОО НОУ, 1999. – С. 68-80.
4. Давыдов В.В. Психическое развитиев младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. — М.:Просвещение. — 1973. – С. 34-50.
5. Дубровина И.В. Об индивидуальныхособенностях школьников. — М.: Наука. — 1975. – С. 12-89.
6. Заика Е.В. Игры для развитиявнутреннего плана действий школьников //Вопросы психологии. — 1994. — N 5.
7. ЛюблинскаяА.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. – М.:Просвещение. —  1977. – С.40-89.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология. – М.: Творческий центр «Сфера». —  2001. – 462 с.
9. Кидряшкина Т.А. Методыисследования внимания: Учеб. пособие. – Челябинск: УЮрГУ. – 1999 – С. 60-72.
10. Младший школьник. Запорожец А.В.Избранные психологические труды. — М.: Наука.- 1986. – С. 34-41.
11. Младшийшкольник: Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.С.Герасимова,Л.М. Орлова. – М.: МГОПУ. —  1995. – С. 5-55.
12. Понарядова Г. М. О вниманиимладших школьников с различной успеваемостью // Вопр. психол. 1982. № 2. С.51-59.
13. Практическая психологияобразования, М.: Творческий центр «Сфера». – 1997- 260 с.
14. Психологический словарь. Под ред.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
15. Ратанова Т.А., Золотарева Л.Н.,Шляхта Н.Ф… Методы изучения и психодиагностика личности. — М.: МГОПУ. –С.55-57.
16. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение. – 1946.- С.307-311.
17. РыбалкоЕ.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ. — 1990. – 339с.
18. Сидоренко Е. В. Методыматематической обработки в психологии — CПб.: ООО „Речь“. – 2001. — С.52.
19. Солодухова О. Г. Индивидуальныеособенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: Автореф. канд. дис. М.,1976. – 22с.
20. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960.
Приложение
 
Результаты группы хорошо успевающих учеников:Группа хорошо успевающих учеников Показатель концентрации внимания k Уровень концентрации внимания
Коэффициент точности и аккуратности внимания А Средний балл успеваемости Антон Б. 47 средний 0.74 4,3 Елена Б. 90 высокий 1 5,0 Александр К. 44 средний 0.6 4,1 Максим С. 66 выше среднего 0.9 4,05 Екатерина К. 72 выше среднего 1 4,72 Иван Р. 40 довольно низкий 0.55 4,22 Светлана М. 62 выше среднего 0.8 4,9 Ирина П. 69 выше среднего, 0.8 4,83 Анна Б. 58 средний 0.7 4,77 Кристина Н.. 88 высокий 1 4,97 Валерий В. 77 выше среднего 1 4,02
Результаты группы слабо успевающих учеников:Группа слабо успевающих учеников Показатель концентрации внимания k Уровень концентрации внимания
Коэффициент точности и аккуратности внимания А Средний балл успеваемости Евгений А. 34 довольно низкий 0.5 3,63 Илья Л. 42 средний 0.6 3,33 Георгий А. 66 выше среднего, хороший. 0.9 3,43 Артур Г. 39 довольно низкий 0.5 3,38 Андрей А. 33 довольно низкий 0.5 3,01 Павел К. 57 средний 0.8 3,05 Василий С. 74 выше среднего, хороший. 1 3,97 Денис Р. 43 средний 0.6 3,52 Алина К. 55 средний 0.7 3,54
Результаты группы хорошо успевающих учеников: Показатель уровня внимания в рангах Средняя успеваемость Антон Б. 9 8 Елена Б. 1 1 Александр К. 10 11 Максим С. 6 7 Екатерина К. 4 6 Иван Р. 11 9 Светлана М. 7 3 Ирина П. 5 4 Анна Б. 8 5 Кристина Н.. 2 2 Валерий В. 3 10
  
Результаты группы слабо успевающих учеников: Показатель уровня внимания в рангах Средняя успеваемость Евгений А. 8 2 Илья Л. 5 7 Георгий А. 2 5 Артур Г. 7 6 Андрей А. 9 9 Павел К. 3 8 Василий С. 1 1 Денис Р. 6 4 Алина К. 4 3