Министерство общего и высшего образования РФ
Южно-уральский Государственный Университет
Кафедра «Экономика и финансы»
Реферат по физическому воспитанию
Тема:
«Выносливость. Удары, применяемые
в настольном теннисе»
Выполнила:Величко О.С. Группа:ЭиУ-363 Проверила:Столярова Н.В.
Дата сдачи: 15.05.2000
Челябинск
2000
ПЛАН
1. ВЫНОСЛИВОСТЬ
3
2. УДАРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
8
2.1 Толчок
9
2.2 Подставка
9
2.3 Накат
9
2.4 Подрезка
11
2.5 Топ-спин
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
13
1. ВЫНОСЛИВОСТЬ
Выносливостью называют способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть
устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам температуры или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздействиям болезнетворных
микроорганизмов и многим другим факторам.
В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
Однако в связи с тем что виды физических нагрузок весьма разнообразны, неодинаковы и механизмы утомления, а следовательно, различны и виды
выносливости к физическим нагрузкам. Поэтому различают выносливость общую и специальную.
Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в ,
действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной.
Следовательно, существует столько же видов специальной выносливости, сколько видов спортивной специализации.
В физическом воспитании употребляют термины силовая, прыжковая, статическая и другие виды специальной выносливости.
Общеизвестно, что выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта. Велико
значение упражнений на выносливость для сохранения и укрепления здоровья, повышения общей работоспособности организма, подготовки к трудовой деятельности и общего
физического развития человека.
Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы.
У представителей разных видов спорта уровень выносливости неодинаков. Высокие показатели общей выносливости проявляют бегуны, велосипедисты, лыжники, пловцы,
конькобежцы, специализирующиеся на длинных дистанциях. Следовательно, в подготовке спортсменов этих специализаций большой удельный вес должны занимать
упражнения на выносливость. Спортсмены, тренирующиеся на коротких дистанциях, тяжелоатлеты, гимнасты, игровики и другие по уровню общей выносливости
значительно уступают спортсменам первой группы, но это не значит, что они не нуждаются в развитии выносливости. Упражнения на выносливость являются эффективным
средством функциональной подготовки спортсменов всех видов спорта.
Упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют
повышению и улучшению обменных процессов и координации деятельности различных физиологических систем организма.
В качестве средств воспитания выносливости используют общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и
соревновательные упражнения, которые по воздействию на организм делятся на упражнения общего (бег, плавание и др.), частичного (приседания, вращения,
наклоны туловища и др.) и локального воздействия (многократное поднимание и опускание рук, ног и др.).
Упражнения частичного и локального воздействия позволяют избирательно активизировать деятельность отдельных мышечных групп, отстающих в
своем развитии, повышать силовые, скоростно-силовые и скоростные компоненты выносливости.
Высокий уровень выносливости тесно связан с аэробными и анаэробными возможностями организма. Рациональное сочетание разнообразных
упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении
максимальных величин кислородного долга до 20—25 л (вместо 5—6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода (до 80— 90 мл/кг-мин с
40—45 мл/кг-мин у начинающих), содержания креатинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышении активности ферментов,
ответственных за энергообеспечение организма, и др.
При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная дистанционная работа, выполняемая с равномерной или переменной
скоростью, продолжительностью (в зависимости от особенностей вида спорта, состояния тренированности) не меньше 25—30 мин у начинающих и от 50 до 120 мин
и выше у более подготовленных (бег, плавание, гребля и др.), а ,в лыжных гонках, в велосипедном спорте— еще больше.
При выполнении непрерывной длительной работы с равномерной скоростью пульс колеблется в пределах 150—170 в
1 мин. При беге с переменной скоростью колебания пульса могут составлять от 140 до 180 в 1 мин, т. е. чередуется бег с более низкой скоростью на определенной
дистанции с более высокой скоростью. Например, 800 м со скоростью 4 м/с+400 м со скоростью 5 м/с и так в течение 30—60 мин.
Метод интервальной работы основан на повторном выполнении работы определенной длительности и использовании
неполных интервалов отдыха. Повторную работу после предыдущей выполняют при снижении пульса до 120—130 в 1 мин.
Длительность однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество спортсмен развивает. Так, при развитии скоростной
выносливости длительность однократной нагрузки составляет от 15 с до 2 мин; для развития выносливости у спортсменов, специализирующихся в беге на короткие
дистанции,—до 2—8 мин; на средние — до 8—15 мин.
Для подготовки спортсмена к выступлению на соревновательных дистанциях помимо интервального, равномерного и переменного методов используются
соревновательный и контрольный методы тренировки.
Средства и методы повышения аэробных и анаэробных возможностей организма неоднозначны, поэтому целесообразно рассматривать пути
их повышения отдельно.
В развитии выносливости имеются 4 этапа.
Первый — воспитание общей выносливости — осуществляют в течение всего переходного и в начале
подготовительного периода. Продолжительность первого этапа 2— 3 месяца.
К средствам, способствующим развитию общей выносливости на первом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения
с невысокой интенсивностью (при пульсовом режиме от 130—-160 в 1 мин): бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля,
езда на велосипеде, плавание и др.
При выполнении этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию
дыхательных процессов.
На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спортсмены используют продолжительный
бег с различной интенсивностью, особенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интенсивностью создаются благоприятные условия для
повышения не только работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных механизмов регуляции,
совершенствования систем биохимических процессов, но и работоспособности всего организма.
Решению этих задач более всего способствует малоинтенсивная, но длительная работа в беге, гребле, плавании, ходьбе на лыжах и др.
Первый этап развития выносливости характеризуется постепенным увеличением продолжительности работы при относительно невысокой скорости
передвижения (например, пробегание каждых 1000 м со скоростью 6— 8 мин). От занятия к занятию длительность бега с такой скоростью увеличивается.
Для развития общей выносливости на первом этапе используют следующие методы тренировки:
равномерный — прохождение тренировочной дистанции с равномерной малой скоростью, от
занятия к занятию продолжительность работы увеличивается;
переменный—непрерывное чередование тренировочной работы умеренной или малой интенсивности;
кроссовый — выполнение тренировочной нагрузки (бег, ходьба на лыжах) умеренной или малой интенсивности
по пересеченной местности;
смешанный — чередование медленного бега с ходьбой. Обычно используется на первых занятиях у новичков.
На первом этапе с целью развития общей выносливости могут быть использованы от 2 до 3 занятий в неделю.
На втором этапе (длительностью до 2,5—3 мес) продолжается развитие общей выносливости с помощью вида спорта, в котором
специализируется спортсмен. При этом нагрузку умеренной интенсивности (при частоте пульса вдвое или чуть больше по сравнению с состоянием покоя)
выполняют ежедневно и продолжительно. На всей дистанции частота пульса держится на относительно одинаковом уровне. Повышение ЧСС при сохранении скорости
выполняемой работы служит сигналом к прекращению тренировки.
На этом этапе также применяют равномерный, переменный и кроссовый методы тренировки в большом объеме.
Используется также и метод постепенного втягивания, при котором спортсмен с постоянной скоростью вначале проходит постепенно
увеличиваемую, а затем уменьшаемую дистанцию.
Продолжительность выполнения в умеренном темпе упражнений избранного вида спорта с целью развития выносливости может
составлять в беге на длинную дистанцию, спортивной ходьбе — до 20—50 км, в лыжных гонках, гребле на байдарке — до 3—5 ч, в велосипедном спорте—до 100—150
км.
К концу второго этапа, когда достигнута норма продолжительности работы на выносливость, скорость может быть незначительно увеличена.
Третий этап (продолжительностью до 1—2 месяца) характеризуется улучшением анаэробных возможностей
организма и повышением силового и скоростно-силового компонентов выносливости. Для решения этих задач преимущественно используют: соревновательные упражнения
в трудных условиях (бег по песку, глубокому снегу и др.), в облегченных (бег с горы, гребля по течению и др.) и в обычных условиях.
Упражнения на выносливость на третьем этапе выполняют с большей, чем на втором этапе, скоростью.
В одном занятии могут сочетаться все три метода тренировки: например, бег по равнине, в гору и под гору и т. п. Методы тренировки,
используемые на этом этапе: повторно-силовой (упражнения на выносливость с повышенным проявлением выносливости), скоростно-силовой (упражнения с повышенным проявлением
быстроты и силы), повторно-скоростной (повторное выполнение с повышенным проявлением быстроты).
Четвертый этап (продолжительностью до 4—б месяцев) направлен на воспитание специальной выносливости
посредством упражнений вида спорта, в котором специализируется спортсмен, с интенсивностью, близкой к соревновательной, соревновательной и превышающей ее.
В циклических видах спорта (бег, лыжные гонки, велосипедный спорт, плавание и др.) развитие специальной выносливости осуществляется
посредством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000 м и т. д.), в сумме это превышение
может достигать 60— 100 % и более.
При развитии специальной выносливости в практике используют следующие методы тренировки: переменный (интервальный); повторный с
длинными отрезками; переменный — стайерский (непрерывная работа по ходу выполнения изменяется по интенсивности) например, 40 раз по 200 м со скоростью 68—70 с при
пульсовом режиме 170—180 в 1 мин через 40—60 с медленного бега (при пульсовом режиме 120—130 в 1 мин); повторный с длинными отрезками (на отрезках 1000,
1500 м и т. д. до 5— 10 раз); контрольный (выполнение нагрузки с соревновательной скоростью на дистанции, на 15—20% короче основной; темповой (тренировка на
дистанции, превышающей соревновательную на 30–100%, т. е. выполнение более продолжительной работы, требующей проявления воли, терпения, умения бороться с
утомлением); метод «до отказа», сочетающийся с применением темпового метода (не более 1—2 раз в неделю).
2. УДАРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
Существует два способа отбить мяч ракеткой. Первый – подставляя ракетку (толок или подставка). В этом случае невозможно предугадать
как полетит мяч. Этот способ использует большинство новичков.
Второй способ – используя вращение мяча. Для этого нужно ударить мяч по касательной, чтобы резина вашей ракетки смогла захватить
мяч и заставить его вращаться. Тип вращения зависит от угла ракетки и направления ее движения в момент соприкосновения с мячом. Различают несколько
типов ударов, основные – накат, подрезка и топ-спин. Для того, чтобы добиться успеха в настольном теннисе,
вы должны освоить разные типы ударов и научиться применять их в зависимости от вращения мяча.
2.1 Толчок
Удар по мячу наносят после того, как мяч поднимается выше стола. При этом способе ракетку подставляют на пути полета мяча (она
параллельна сетке), образуя как бы стенку. Мяч, ударяясь о стенку, отлетает через сетку обратно на сторону противника. При выполнении удара руку
выпрямляют в локтевом суставе в сторону полета мяча.
Несколько занятий нужно посвятить овладению ударом толчок. Однако этот удар имеет недостатки: им не удается придать мячу большую
скорость и силу. Кроме того, если мяч после удара противника отскочит за пределы стола, то пользоваться этим приемом невозможно. Поэтому необходимо овладеть и
другими видами ударов.
2.2 Подставка
Подставка тоже относится к числу несложных ударов. Ею пользуются в различных игровых ситуациях. Этот способ удара характеризуется
тем, что мяч сразу же после его отскока от стола (с полулета) отражается от ракетки и перелетает обратно на сторону противника. Направление обратного
полета мяча на сторону противника зависит от степени наклона ракетки. Если противник сделал плоский удар, то игровая поверхность ракетки при отражении удара должна
быть вертикальной, при приеме резаного мяча — отклонена назад (игровая поверхность ракетки как бы открыта), при приеме крученого мяча—несколько наклонена вперед
(закрыта). Подставкой чаще всего пользуются при защитном варианте игры.
2.3 Накат
Чтобы накатить, нужно во время контакта с мячом вести ракетку снизу вверх. После наката мяч имеет эффект
погружения вниз, поэтому накатывать можно с любой силой, поскольку вращение заставит мяч опуститься и попасть на стол.
Накат Открытой Ракеткой (справа)
Накат справа – это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх
и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча.
Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Левая нога чуть выдвинута вперед. Вес
тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена назад вправо для замаха. Она начинает движение,
когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют как бы равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего руку
отводят влево-вверх.
В момент контакта ракетки с мячом предплечье как бы обгоняет мяч. Ракетка движется по
дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате получается как бы обкатывание мяча сверху. Кисть при накате резким движением придает мячу вращение. При ударе
тяжесть тела перемещается на левую ногу. После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение.
Накат Закрытой Ракеткой (слева)
Движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх-вперед.
Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, чуть согнуты, левая чуть выдвинута вперед, центр тяжести
равномерно распределен на обе ноги. Рука на уровне пояса согнута в локте и отведена влево-назад, предплечье параллельно поверхности стола.
При ударе предплечье резко идет вперед, ракетка как бы обкатывает мяч сверху, после чего рука свободно уходит вправо-вверх. Центр
тяжести смещается на правую ногу, рука возвращается в исходное положение.