МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТКафедраорганизации раскрытия и расследования преступлений
Основы профилактики наркомании инаркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 6: «Уголовно-процессуальнаяпрофилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропныхвеществ»
длясотрудников правоохранительных органов по повышению квалификации вобразовательных учреждениях правоохранительных органов
Авторы:
канд.юрид. наук, доцент,
полковникмилиции
В.И.Диденко;
канд.юрид. наук, доцент,
майормилиции
И.Н.Озеров
Лекция обсуждена иодобрена на заседании кафедры ОР и РП
«13» марта 2006 г.
Протокол № 10
Белгород –2006
Целилекции:
Учебная – рассмотрение современногопредставления об уголовно-процессуальной профилактики в сфере незаконногооборота наркотических средств и психотропных веществ.
Воспитательная – формирование познавательного интересаи мотивации профессионального саморазвития, привитие ответственности за принятиезаконных решений и производство процессуальных действий в сфере уголовногосудопроизводства.
Развивающая – развитие у обучаемых установки наиспользование основных форм общепредупредительной и специальнопредупредительной деятельности в уголовно-процессуальной профилактике в сферепротиводействия незаконному обороту наркотических средств и психотропныхвеществ.
Вопросы:
1. Понятие и сущностьобщепредупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовноесудопроизводство.
2.Специально-предупредительная деятельность субъектов, ведущих уголовноесудопроизводство.
3. Иные меры,используемые органами предварительного расследования в профилактическойдеятельности.
Литература
Основная:
1. О наркотических средствах ипсихотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ. 1998.№2. Ст. 2198.
2. Жуков А.М. Предупредительнаядеятельность следователя по уголовному делу. — Саратов, 1990.
3. БезрукихЕ.С., Мешков В.М. Расследование преступлений в сфере незаконного оборотанаркотиков: Научно-практическое пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2003. –64 с.
4. Брылев В.И. Некоторые проблемы раскрытия и предупрежденияпреступлений в сфере наркобизнеса. – Екатеринбург: УВШ МВД РФ, 1994. – 193 с.
5. Противодействие незаконному оборотунаркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сергеева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.
6. Противодействие незаконному оборотунаркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие. Часть II. / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.:ГУБНОН СКМ МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «Щит-М», 2001.
7. Профилактика наркомании: организационныеи методические аспекты / Коллективная монография: Итоговые материалымеждународного проекта. – Харьков: Декарт, 2002.
8. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., ПольщиковВ.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропныхвеществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУКМВД России, 2003.
9. Унифицированный ведомственный словарьтерминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконногопотребления наркотиков. — М.: ФСКН, 2006.
Дополнительная:
1. Комментарий кУголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическоеиздание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н.Барцица. — М., 2003.
2. Иванов И.И. Оптимизацияпрофилактической функции уголовного судопроизводства // Правоведение. 2002. №4. — С. 70-78.
3. О судебной практике по делам опреступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума ВерховногоСуда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня
Введение
В Российской Федерации попрежнему сохраняется ряд негативных тенденций в сфере противодействиянезаконному потреблению и незаконному обороту наркотических средств ипсихотропных веществ. Остается значительным число преступлений иадминистративных правонарушений в этой сфере.
На медицинском учетесостоит 370 тысяч наркозависимых лиц (по экспертным оценкам число лиц,употребляющих психоактивные вещества, составляет около 6 млн.).
В 2005 году всемиправоохранительными органами выявлено 175,2 тыс. преступлений, связанных снезаконным оборотом наркотиков, что на 16,8% больше, чем в 2004 году. Куголовной ответственности привлечено 70,4 тыс. лиц. На 38,1% больше выявленофактов сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а ихудельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков,вырос с 57,3% до 69,2%.
Количество преступлений,совершенных в состоянии алкогольного опьянения, наркотического и токсического возбуждениясоставило соответственно 311,8 тыс. и 8, 5 тыс. преступлений.[1]
Указанная ситуация обусловливаетнеобходимость активизации и повышения эффективности работы по предупреждению ипресечению преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотомразличных субъектов правоохранительной деятельности, и, в первую очередь субъектов,ведущих уголовное судопроизводство. В системе профилактики наркомании инаркопреступности, профилактическая функция уголовного судопроизводства(наравне с другими задачами) является объективно обусловленной необходимостьюобщества, государства.
Большинством специалистовпрофилактическая функция в уголовном судопроизводстве всегда рассматриваласькак урегулированная уголовно-процессуальным законодательством специфическаядеятельность органов предварительного расследования и суда, направленная напредупреждение преступлений.
Содержаниемпрофилактической функции уголовного судопроизводства являются мерыпредупреждения преступлений, принимаемые при производстве по уголовному делу органами расследования и судом, которые по своей природе представляют собойпроцессуальные акты (решения) и действия. Процессуальные меры предупрежденияпреступлений выделяются из всей совокупности следственных и судебных действийпо принципу целенаправленности, они либо прямо сформулированы в уголовно-процессуальномзаконе (ст.ст. 29, 73, 158 УПК РФ) или вытекают из его содержания и назначения различныхпроцессуальных действий и решений.
Процессуальныемеры предупреждения преступлений являются правовой основой для разрабатываемыхкриминалистикой форм и методов выявления и устранения обстоятельств,способствующих совершению преступления.
Вопрос 1. Понятие исущность общепредупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовноесудопроизводство
Досудебное производствопо уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, в соответствиисо ст. 151 УПК РФ отнесено к подследственности органов внутренних дел и органовпо контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые:
— производят предварительное следствие по уголовным преступлениям, предусмотреннымст. 188 ч. 2-4 (контрабанда — ч. 2 средней тяжести, ч. 3 тяжкое, ч. 4 особотяжкое), ст. 228 ч. 2 (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление,переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — тяжкое), ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотическихсредств, психотропных веществ или их аналогов – ч. 1 — тяжкое, ч. 2 и 3 – особотяжкие), а также о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 229 (хищение либо вымогательствонаркотических средств или психотропных веществ – ч.1 и ч. 2 — тяжкое, ч. 3 — особотяжкое), 230 ч.ч. 2 и 3-я (склонение к потреблению наркотических средств илипсихотропных веществ ч. 2– тяжкое, ч. 3 — особо тяжкое), 231 ч. 2 (незаконноекультивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотическиевещества – тяжкое), 232 ч.2 (организация либо содержание притонов дляпотребления наркотических средств или психотропных веществ – тяжкое) УК РФ;
— производят дознание поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228 ч.1 (средней тяжести),228.2 (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ- ч.1 небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести), 230 ч. 1 (средней тяжести),231 ч. 1 (небольшой тяжести), 232 ч. 1 (средней тяжести), 233 (незаконнаявыдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получениенаркотических средств или психотропных веществ – небольшой тяжести) УК РФ.
Расследуя, указанныекатегории дел, следователь (дознаватель) наделен широким арсеналом средств, используемыхдля предупреждения наркопреступлений. При расследовании преступлений всерешения о производстве следственных и иных процессуальных действий, принимаетсамостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 38 и ст.41 УПК РФ), и несет полную ответственность за их законное и своевременноепроведение.
Именно следователь(дознаватель) одним из первых начинает предупредительную деятельность поуголовному делу и, чем он ближе к правонарушителям, тем выше при прочих равныхусловиях предупредительный эффект проводимых мероприятий.
В юридической литературене отрицается наличие у субъекта, ведущего уголовное судопроизводство,профилактической функции, но ее содержание усматривается лишь в выявлении иустранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Такой точкизрения способствует, на наш взгляд, недостаточная законодательная разработкапрофилактической направленности норм действующего уголовно-процессуальногозакона (УПК РФ от 18.12. 2001 г.).
Новый УПК РФ, судя посодержанию ст. 6 «Назначение уголовного судопроизводства», не ставит своейцелью предупреждение преступлений средствами уголовного судопроизводства, вотличие от ранее действовавшей ст. 2 УПК РСФСР, определявшей задачи уголовногопроцесса.
Вместе с тем фундаментальнаязадача предупреждения преступности в целом, предупреждение совершенияконкретных преступлений, органически связаны с уголовным преследованием иназначения виновным справедливого наказания, защитой прав и законных интересовлиц и организаций, потерпевших от преступлений, что возведено в ранг принципауголовно-процессуальной деятельности (ст. 6 УПК РФ).
Предупреждениепреступлений в сфере уголовного процесса можно рассматривать как относительнообособленную и сложную по структуре разновидность уголовно-процессуальнойдеятельности, характеризующуюся своим специфическим механизмом реализации,участники которой выступают субъектами уголовно-процессуальных прав иобязанностей.
Достижению целипредупреждения преступлений должны способствовать все стадии уголовногопроцесса средствами, присущими каждой из них (как досудебные, так и судебныестадии).
1. В частности,уголовно-процессуальные меры пресечения выполняют превентивную функцию:заставляют подозреваемого (обвиняемого) воздерживаться от совершения новых преступлений(воздействуют психологически или физически). Аналогичным образом действуют итакие уголовно-процессуальные меры как задержание подозреваемого (ст. 91 УПКРФ), привод (ст. 113 УПК РФ), временное отстранение от должности подозреваемого(обвиняемого) (ст. 114 УПК РФ), помещение в медицинский или психиатрическийстационар для производства судебной экспертизы (ст. 203 УПК РФ), наложениеареста на имущество, денежные средства, ценные бумаги (ст.ст. 115, 116 УПК РФ),что предупреждает укрывательство имущества, иных ценностей, полученных врезультате преступных действий либо нажитых преступным путем и, безусловно,подрывает финансовую базу наркопреступности, особенно в сфере наркобизнеса.
2. Весьма профилактическизначимы и меры безопасности, принимаемые в отношении свидетелей, иныхучастников уголовного процесса, а также их родственников, близких лиц приналичии достаточных данных об угрозах убийством, применением насилия,уничтожением имущества либо иными опасными противоправными деяниями со стороныучастников организованных преступных групп, действующих в сфере наркобизнеса всоответствие со ст. ст. 166 ч. 9 (сохранение в тайне анкетных данных), 193 ч. 8(производство опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдениеопознающего опознаваемым), 241 ч. 2 п. 4 (закрытое судебное разбирательство),278 ч. 5 (допросы в суде лиц без оглашения подлинных данных и в условиях,исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебногоразбирательства).
3. На предотвращениепреступлений нацелены действия субъектов, ведущих уголовное судопроизводство,связанные с предупреждением граждан об уголовной ответственности за заведомоложный донос, за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложныхпоказаний (ст.ст. 141, 164 УПК РФ). В предупреждении преступлений определеннуюроль выполняет и разъяснение участникам уголовного процесса их прав иобязанностей, закрепленных в уголовно-процессуальном законе.
4. Очень важно дляпрофилактики наркопреступлений своевременность возбуждения уголовного дела,быстрое и полное его расследование. Факт неотвратимости наказания сдерживающевлияет на морально неустойчивых граждан.
Уголовно-процессуальнаядеятельность начинается с появлением повода к возбуждению уголовных дел. Анализуголовных дел о наркомании показывает, что в большинстве случаев поводом квозбуждению уголовного дела являются результаты оперативно-розыскныхмероприятий, сопровождаемых задержанием лиц с поличным.
5. Профилактическоевоздействие оказывают и меры уголовно-процессуального принуждения, связанные ссобиранием и исследованием доказательств: осмотр, освидетельствование, обыск,выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр ивыемка), сопровождаемое, в частности, изъятием предметов и документов, самихпсихоактивных веществ, запрещенных в обороте, делает невозможным ихиспользование в преступных целях.
Всюсовокупность материальных объектов, изымаемых и используемых в ходе доказывания данного вида преступлений, можно подразделить на следующие группы:
1группа: следы хранения, изготовления или переработки наркотиков. К ней следуетотнести сами наркотики, наркосодержащие растения и лекарственные препараты,инструменты и оборудование для изготовления и переработки наркотиков(лабораторная и бытовая посуда с остатками продуктов приготовления или синтезанаркотических средств), исходные, промежуточные и конечные продукты синтеза, атакже записи схем синтеза.
2 группа: следы сбыта,приготовления и потребления наркотиков. Это, прежде всего, следы инъекций нателе человека, употребляющего наркотики, сигареты, иглы, шприцы, ампулы, бинты,ватные «фитильки», смывы с рук, ногтевые срезы и волосы, следынаркотических средств на предметах одежды (особенно на манжетах и воротникерубашки, карманах и т.п.), рецептурные бланки, в том числе поддельные, наполучение наркотиков в аптеках и документы, маскирующие хищение наркотиков ваптеках и иных лечебных учреждениях и иные документы, дающие право на получениенаркотических средств и психотропных веществ: медицинская карта, книга учетавыдачи наркотикосодержащих препаратов для бригад «Скорой помощи», лицензия наопределенный вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств илипсихотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотическихсредств или психотропных веществ, выписка из истории болезни,товарно-транспортная накладная, сертификат Постоянного комитета по контролюнаркотиков, необходимый для получения лицензии, документы, подтверждающиеналичие необходимых условий сохранности наркотических средств или психотропныхвеществ, журналы учета наркотических средств и т.п. [Унифицированныйведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабовраспространения и незаконного потребления наркотиков. — М.: ФСКН, 2006.]
3группа: следы перевозки наркотических средств. Это специально изготовленные илиприспособленные упаковки и контейнеры, капсулы, ампулы, на которых могут бытьследы пальцев рук, наслоение различных веществ, разнообразные микрообъекты, атакже частицы наркотиков.
Вотдельную 4-ю группу следует выделить денежные суммы, с помощью которыхобеспечивается бесперебойный незаконный оборот наркотиков, в том числе наличныеденьги, чеки, аккредитивы и пр.
Входе доказывания объектами осмотра могут быть места задержания с поличным,места посевов наркосодержащих растений, помещение подпольной лаборатории (местаизготовления наркотиков), места хранения наркотического сырья, помещениепритона. Осматриваются и поддельные рецепты, и иные документы, дающие право наполучение наркотиков, сильнодействующих или психотропных веществ. Целью осмотраи обыска является выявление определенных фактов, свидетельствующих о незаконномобороте наркотиков, совершенных определенными лицами. Объектами поискаявляются: наркотики, остатки их упаковки, следы их применения: ампулы, шприцы состатками вещества, окурки и скрутки со следами пропитки гашишем или сдобавками анаши;
— бинты, марля, ватные тампоны, иные объекты, которые могли быть использованы дляпроцеживания вещества;
— предметы, которые могли использоваться для изготовления или переработкинаркотиков: лабораторная посуда, аппаратура, сита, весы, отходы изготовлениянаркотиков и др.;
— сырье для изготовления наркотиков, компоненты синтетических наркотиков;
— специальная литература, рецепты, записи инструктивного характера, переписка идругие документы;
— деньги, помеченные специальными химическими веществами, вещи, которые моглислужить платой за наркотики, за посещение притона;
— специальные контейнеры и иные приспособления для транспортировки названныхобъектов — носимые и возимые;
— тайники в жилище и в транспортных средствах.
Несколькоспецифичны следы, на обнаружение которых направлен осмотр места происшествия поделам о незаконном посеве и выращивании наркосодержащих растений. Основнойзадачей является установление факта культивации данных растений.
Допроведения осмотра получают информацию о том, кто является землепользователемили за кем закреплен участок или территория, на которой обнаружен незаконныйпосев. При этом приглашают специалиста-агронома и разъясняют ему цели и задачи,стоящие перед ним. Поскольку участки с незаконными посевами наркосодержащихрастений могут находиться в отдаленных местностях, значительное вниманиеуделяют подбору и инструктажу понятых.
Впротоколе осмотра места посева наркосодержащих растений, как правило,отражаются:
• гдерасположен посевной участок;
• чторастет на земле с посевом и прилегающей к ней территории (тольконаркосодержащие растения или совместно с другими культурами, стадии вегетациитех или иных растений);
•размер посева, его расположение относительно других культур, количествонаркосодержащих растений на единицу площади;
•следы культивирования (вспашка, прополка, внесение удобрений);
• следысбора или изготовления наркотика (надрезы на головках мака, наличие скошенныхучастков, следы сбора верхушечных или иных частей конопли);
•наличие сельскохозяйственных орудий на участке и прилегающей к нему территории;
• наличиеследов автотранспорта, ног животных или человека, следов рук на головках мака ина сельскохозяйственных орудиях.
Цельюосмотра места происшествия при расследовании хищений наркотиков из аптеки,больницы и пр. является восстановление картины произошедшего, обнаружение иизъятие следов преступления (вскрытые упаковки лекарственных препаратов,хранилища, следы взлома, орудия взлома, следы ног, следы пальцев рук, следыупотребления наркотических средств — вскрытые ампулы, пустые шприцы, ватныетампоны и т.д.). Это позволяет построить модель преступных действий исубъективные портреты каждого преступника, решить вопрос о том, не имеет лиместо инсценировка кражи, грабежа, разбойного нападения, установитьобстоятельства, связанные с соблюдением правил хранения наркотиков. При этомобращают внимание на сигнальную систему, её устройство, на наличие повреждений,на приспособлениях (железных дверях, сейфах), предусмотренных инструкцией похранению наркотиков. Важное значение при расследовании дел о хищенияхнаркотических средств в государственных учреждениях имеет проведениеинвентаризации и ревизии наркотических средств, которая начинается сразу послезавершения процедуры осмотра места происшествия. Цель проведения инвентаризациивидится в выявлении недостачи или излишков наркотиков, в проверке соблюденияправил учета и хранения наркотиков, в установлении лиц, ответственных захранение и за нарушение правил хранения и учета.
Тактикапроведения осмотра, обыска зависит также от того, деятельность какого субъектарасследуется.
Употребителя наркотиков принимают меры к обнаружению:
— наркотиков;
— приспособленийдля употребления и хранения наркотиков;
— похищенныхвещей;
— писем,записок, квитанций, которые могут иметь отношение к расследуемому делу;
— сырья, материалов и оборудования, используемых для кустарного изготовлениянаркотиков;
— доказательствсбыта наркотиков.
У изготовителейнаркотиков принимают меры к обнаружению:
— наркотиков;
— сырья, материалов, оборудования, инструментов для изготовления наркотиков;
— мест хранения и уничтожения отходов;
— денег,ценностей;
— похищенных вещей, которые могли быть переданы изготовителю в счет оплатынаркотиков;
— записей, документов, свидетельствующих об изготовлениинаркотиков.
Уперевозчика наркотиков принимают меры к обнаружению:
— наркотиков;
— тайников, емкостей для хранения наркотиков при транспортировке;
— писем, записок, квитанций, которые могут иметь отношение к расследуемомуделу;
— проездных документов, схем дорог, маршрутов, адресов.
Ураспространителей наркотиков принимают меры к обнаружению:
— наркотиков;
— упаковок для хранения и транспортировки наркотиков;
— материалов и оборудования для расфасовки наркотиков:весов, нарезанной бумаги, полиэтилена, зеркал, лезвий или старых пластиковыхкарт и т.д.;
— денег,ценностей;
— похищенныхвещей, которые могли быть переданы изготовителю в счет оплаты наркотиков;
— помеченныхденежных купюр, которые использовались при проведении проверочной закупки;
— писем, телеграмм, багажных и почтовых квитанций,адресов, телефонов и прочих материалов, которые могут иметь отношение красследуемому делу.
Изъятиекриминалистически значимых материальных объектов требует особого порядка,который регламентирован приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, МинэкономикиРФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 09.11.1999г. № 840/320/388/472/726/530/585«Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов иоборудования, находящихся под специальным контролем и используемых дляпроизводства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, атакже их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». Даннаяинструкция разработана в соответствии со статьями 8, 28, 29, 36, 47 и 48Федерального закона от 08 января 1998 года «О наркотических средствах ипсихотропных веществах»[2],пунктами 1, 3, 4, 6, 8, 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерацииот 18 июня 1999 года «О порядке дальнейшего использования или уничтожениянаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а такжеинструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты изнезаконного оборота либо дальнейшее использование которых признанонецелесообразным»[3].Инструкцией устанавливается единый порядок изъятия из незаконного оборота,включенных в перечень и подлежащих контролю в РФ, наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихсяпод специальным контролем и используемых для производства и изготовлениянаркотиков, а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использованияв целях, предусмотренных законодательство России, и уничтожения.
Изъятиенаркотиков, инструментов и оборудования производится в соответствии с уголовно-процессуальнымкодексом РФ, в присутствии не менее двух понятых. В необходимых случаях изъятиенаркотиков, инструментов и оборудования осуществляется с участием специалиста ификсируется фото- и киносъемкой или видеозаписью, о чем делается соответствующаяотметка в протоколе.
6. Профилактическая цельреализуется и в принятых итоговых решениях, в частности, о прекращенииуголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), по категориямпреступлений в сфере наркопреступности небольшой и средней тяжести, когдаобвиняемые способствуют изобличению соучастников, выявлению каналовпсихоактивных веществ, круга потребителей наркотиков, в этом же аспектепрофилактическое значение имеет принятие решения о прекращении уголовного делапо специальному уголовному основанию по ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение,хранение, перевозка, изготовление, переработка психоактивных веществ) в видудобровольной сдачи ПАВ и активного способствования раскрытию или пресечениюнаркопреступления.
Профилактическое значениеимеет и принятие решения о прекращении уголовного преследования в отношениинесовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательноговоздействия (ст. 427 УПК РФ), освобождение судом несовершеннолетнего отнаказания с направлением в специальное учебно-воспитательное учреждениезакрытого типа органа управления образования (ст. 432 УПК РФ). В сфереювенальной юстиции субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, должныруководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. 10декабря 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН были утверждены Минимальныестандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношениинесовершеннолетних (Пекинские правила). В этом международном правовом документезакрепляются принципы ювенальной юстиции:
1) охранительнаяориентация правосудия, сущность которой выражается в приоритете воспитательныхмер воздействия и социальных мер реабилитации несовершеннолетних обвиняемых(подсудимых);
2) социальнаянасыщенность правосудия, что подразумевает привлечение социальных служб,общественных организаций с тем, чтобы они внесли свой вклад в перевоспитаниенесовершеннолетних;
3) максимальнаяиндивидуализация судебного производства, одними из правил которого являетсяобеспечение конфиденциальности производства по уголовному делу, и желательностипрекращения уголовного дела на досудебных стадиях.
Правильное сочетание юридическогои общественно-социального элементов в отношении несовершеннолетних, безусловно,способствует более высокой воспитательной направленности судопроизводства,предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений в сференаркопреступности.
7. Однойиз наиболее значимых составляющих профилактической деятельности, осуществляемойорганами предварительного расследования, является установление обстоятельств,способствующих совершению преступления.
О необходимости иобязательности выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления,указано в ст. 73 УПК РФ, посвященной предмету доказывания. Большинство авторовполагают, что указанный термин следует трактовать в широком смысле,подразумевая под ним такие явления субъективного и объективного характера, какпричины и условия, способствующие совершению преступления.
Определяющиепричины наркобизнеса лежат в экономической сфере, материальных условиях жизни нашего общества. Под объективными причинами понимаются конкретныепротиворечия в общественном бытии, вэкономических и социальных отношениях людей.
Причинысовершения незаконных операций с наркотиками связаны с особенностями личностипреступников (организаторов, сбытчиков), которых отличает жажда наживы,пренебрежение к другим членам общества. Фактор вовлечения лиц в потреблениенаркосредств является очень серьезной причиной распространения наркобизнеса всреде молодежи и несовершеннолетних.
Причинами исследуемыхпреступлений также являются:
а)наличие большого количества доступного природного наркосырья(опийный мак, дикорастущая конопля);
б) наличиев стране потребителей наркотических и сильнодействующих средств;
в) упущенияв воспитании несовершеннолетних, потребляющих наркосредства;
г) нежеланиемолодежи воспринять положительное воздействие со стороны родителей ивоспитателей;
д) неумениепротивостоять негативному воздействию со стороны наркоманов и сбытчиков наркотиков;
е) содержание в колонии совместноосужденных и наркоманов, что способствуетраспространению наркотизма, так как осужденные испытывают постоянноевоздействие со стороны наркоманов.
Нарядус названными причинами существуют специфические условия, способствующие совершениюнезаконных операций с наркотиками, облегчающие или создающие обстановку для реализации возникшегопреступного умысла. Причину нельзя отличить от условий, так как причина выражаетсущность явления и направление его развития, условия же лишь способствуютили, наоборот, препятствуют действию причин, но сущность процесса не определяют.
Условияможно классифицировать на следующие группы.
1. Обстоятельства, связанные снедостатками организационного илитехнического характера в деятельности организаций, предприятий, учреждений, занимающихся заготовкой,хранением, переработкой, производством и распределением наркосредств.
2. Обстоятельства,связанные с незаконным изготовлением наркосредств.
3. Обстоятельства,способствующие потреблению наркосредств.
4. Обстоятельства,способствующие иным незаконным операциямс наркотиками.
К первой группе условий,способствующих совершению хищенийнаркосредств, относятся:
1.1. Условия,способствующие хищению наркотического сырья ворганизациях, занимающихся его заготовкой и переработкой; нарушение правил культивирования, заготовки,приема, хранения и транспортировкисырья; плохая охрана плантаций и складов, где оно хранится;
1.2.Условия, способствующие хищению лекарственных наркосредств на изготавливающих иперерабатывающих предприятиях и в лечебных учреждениях системы здравоохраненияклассифицируются следующим образом:
1.2.1.Условия организационного характера:неудовлетворительная охрана объектов химфармпредприятий, лечебно-профилактическихи аптечных учреждений; слабая техническая укрепленность цехов и помещений:отсутствие на окнах решеток, сигнализации, ограждений на территориизавода, неудовлетворительная пропускная система, нарушение правил документальногооформления движения сырья от складов до перерабатывающих цехов, лабораторий иобратно – готовых наркосредств на склад; отсутствие контроля со стороныадминистрацииучреждений за выпиской рецептов на получение наркотических препаратов в аптекахи свободное использование рецептурных бланков медицинскими сестрами; грубое нарушениеприказов и инструкций по приему, учету, хранению, использованию (особенно характерно для медицинских учреждений), контролю за перевозкой и пересылкойнаркотических и сильнодействующихлекарственных средств, в результатечего на постах в больницах иполиклиниках создается сверхнормативный запас медикаментов; отсутствие четкого контроля за деятельностьюсотрудников при введении больнымлекарств; просчеты в подборе и расстановке кадров (на работу принимают ранее судимых и потребляющихнаркотики), что приводит кзлоупотреблениям при документальном оформлении и списании наркотиков.
1.2.2. Условия производственно-технологические:несовершенствотехнологии, недостаточная техническая оснащенность некоторых автоматови механизмов, автоматических линий по расфасовке лекарств дает значительныепроизводственные потери при расходовании сырья.
Ковторой группе условий, способствующих незаконному изготовлению наркосредств, относятся:несвоевременноевыявление и уничтожение нелегальных посевов наркотикосодержащих культур, а такжедикорастущих растений, являющихся сырьем для изготовления наркотиков;безответственное отношение к хранению наркотикосодержащих культур.
К третьей группе условий,способствующих потреблению наркосредств, относятся недостатки в деятельностиотдельных должностных лиц учреждений системы здравоохранения. Не проводитсяраннее выявление и диагностирование лиц, потребляющих наркотики, так какувлечение наркосредствами начинается порой в 10-12 лет. Среди осужденных каждыйчетвертый впервые употребил наркотики в возрасте до 18 лет, почти каждый третий- от 18 до 25 лет. Это говорит о запоздалом лечении этой категории лиц, так какдля развития наркотизма достаточно 1-1,5 года, а иногда и нескольких недельсистематического приема. Отсутствие специальных исследований по определениювидов наркомании, районов их распространения затрудняет установление масштабовзаболеваемости наркоманией и применение эффективных мер борьбы. Слабоорганизуется добровольное лечение наркоманов, создание реабилитационныхцентров.
Неудовлетворительноосуществляется пропаганда среди населения последствий наркомании, особенно в школах, училищах,других учебных заведениях, с использованиемтелевидения, радио, печати.
К четвертой группеусловий, способствующих иным незаконнымоперациям с наркотиками, относятся недостатки в деятельностиправоохранительных органов.
Исследованияпоказали, что в эту группу условий входят: крайне слабое выявление лиц, занимающихсянезаконным выращиванием наркотикосодержащих культур, изготовлением, перевозкойи сбытом наркотиков; отсутствие должных мер по сохранности наркосредств от хищений, соответствующего централизованного учета сбытчиков наркотиков, с межрегиональными связями, дифференцированногоподхода в применении мер государственногопринуждения и общественного воздействияк лицам, занимающимся незаконными операциями с наркотиками; неудовлетворительный таможенный контроль, в связи, с чем увеличивается контрабанда и транзит наркотиковчерез территорию России. К уголовной ответственности привлекаются лишь мелкие сбытчики, а расхитителии крупные сбытчики уходят отответственности. Перечисленные группы условий тесно связаны с обстановкой, способами совершенияисследуемых преступлений, видаминаркосредств как предметов преступного посягательства, особенностямиличности преступника и другими элементамикриминалистической характеристики.
Перваягруппа условий, способствующих совершению хищений наркосредств,тесно связана с объектом (предприятие, организация, учреждение), гдепроизводится заготовка, переработка и хранение наркосредств, а также способомих хищения. Если наркосредства хранятся в аптеке или другом медицинскомучреждении, технически плохо укрепленном, то эти условия облегчают проникновениепреступника в помещение.Если в медицинском учреждении отсутствуетстрогий учет и контроль за использованием наркосредств, то это создаетвозможность совершать их хищения различными способами.
Этагруппа условий неразрывно связана с некоторыми особенностями личности преступника, например,склонность к употреблению наркотиков,беспечность, наличие судимости и т. д. Так, многие медицинские сестры совершаютхищения лекарственных наркосредств для потребления и сбыта с цельюнаживы.
Втораягруппа условий связана, прежде всего, с местом произрастания наркосредств и ихвидами. Так, преступники высеивают наркотикосодержащие растения (мак, конопля)на своих участках или собирают в известных местах произрастания.Изготавливают наркотики в основном в жилищах или в подсобных помещениях. Заготовканаркотика зависит от времени его произрастания и происходит в мае-июне,августе-сентябре. Приобретение и изготовление лекарственных наркосредствот времени года не зависит.
Третьягруппа условий тесно связана с личностью наркомана, который не толькосам участвует в незаконных операциях с наркотиками (изготавливает, хранит,потребляет), но и способствует распространению наркотиков. Знание сведений обупотреблении определенного наркотика конкретным наркоманом позволит прогнозироватьего поведение, определить направление лечения и профилактической работы с ним.
По рассматриваемомувопросу необходимо сделать вывод
Общаяпрофилактика (общепредупредительная деятельность) – система процессуальных мер,направленных на реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной превенциии осуществление предупредительного воздействия всем комплексом процессуальныхдействий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную деятельность:(меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения, уголовно-процессуальныйконтроль, меры уголовно-процессуальной ответственности, следственные действия ирешения, меры воспитательного воздействия). Иначе говоря, общепредупредительнаядеятельность нацелена на удержание от совершения преступлений лиц, попавших в сферууголовного судопроизводства.
Вопрос 2.Специально-предупредительная деятельность субъектов,
ведущих уголовноесудопроизводство
Сущностьспециально-предупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовноесудопроизводство, выражается в анализе установленных обстоятельств,способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Обстоятельства, подлежащиеустранению, исходя из связи с совершившим его лицом (лицами), можно четкоразграничить на две группы:
а) связанные с лицом,совершившим преступление, констатация которых обусловлена его наркозависимостью;
б) существующиенезависимо от лица, совершившего преступление, и связаны с событиемпреступления, объективными условиями, способствовавшими его совершению.
Установление 1-й группыобстоятельств в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФот 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях,связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими иядовитыми веществами» и в силу положений ч. 5 ст. 73 УК РФ, при назначенииусловного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, суд можетвозложить на него обязанность по прохождению курса лечения от наркомании.
При решении вопроса обустранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений 2-й группы,субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, необходимо руководствоватьсяположениями ст. 158 ч.2, ст. 29 ч. 4 УПК РФ. Суть указанных правовыхпредписаний закона заключается в том, что субъекты, ведущие уголовноесудопроизводство вправе внести в соответствующую организацию или должностномулицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушенийзакона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлениемо принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Вместе с тем, анализ ч. 2ст. 73 и ч. 2 ст. 158, ч. 4 ст. 29 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, чтоесли выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений,является обязанностью субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, товнесение представления – не более чем право (в отличие от ранее действующей ст.21 УПК РСФСР). В этой ситуации необходимо руководствоваться разъяснениямиПленума ВС РФ № 14 от 15 июня 2006 г. (п.36), который указал, что, учитываявысокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконными оборотомнаркотиков, следует во всех необходимых случаях реагировать путем внесениячастных определений, постановлений (представлений) на обстоятельства,способствовавшие совершению преступлений.
Представление является процессуальнымрешением властного характера, облекаемым в форму процессуального документа(приложение № 165 УПК РФ).
Поэтому даже тогда, когдапредложенные в нем меры по устранению обстоятельств, способствовавшихсовершению преступления, носят рекомендательный характер, устранение этихобстоятельств является обязанностью для соответствующих организаций идолжностных лиц.
Сам факт внесенияпредставления является юридическим основанием для осуществленияпрофилактической деятельности соответствующей организацией или должностнымлицом, которые обязаны сообщить следователю (суду на частное определение,постановление) о результатах своих действий.
В случае умышленногоигнорирования требований суда (судьи) следователя, дознавателя, прокурора о необходимостипринятии мер по ликвидации негативных обстоятельств, обусловивших совершениепреступления, должностные лица должны привлекаться к административнойответственности, которая предусмотрена ст.ст. 17.4, 17.7 КОАП РФ и влечетналожение административного штрафа (5-10 МРОТ, 20-30 МРОТ).
В виду того, чтопредставление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшегоблагоприятные условия для совершения преступления к административной,дисциплинарной, а в ряде случаев к уголовной ответственности, представлениедолжно быть обоснованным, основанным на доказательственной информации.
В ходе уголовного судопроизводствапо уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, могутвыявляться:
1. Лица, склонные кпотреблению наркотиков:
— несовершеннолетние имолодежь из групп повышенного риска, неформальных объединений молодежи (в т.ч.культтуристских, религиозно-сектанских), ориентированных на потреблениенаркотиков и иных психоактивных веществ;
— представителитворческой интеллигенции и спортсмены, употребляющие психоактивные вещества длястимуляции творческой и физической активности;
— лица, страдающиепсихическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями при лечении которыхиспользуются лекарственные наркосредства;
— подростки, проживающиев семьях, где имеются лица, потребляющие (потреблявшие) наркотики, больныеалкоголизмом, наркоманией;
— подростки, проживающиев так называемых неблагополучных семьях, «постояльцы» детскихприемников-распределителей, убегающие из дома, общающиеся со сверстникамицыганской диаспоры;
— несовершеннолетние,поддерживающие дружеские отношения с лицами, ранее судимыми за преступления,связанные с незаконным оборотом наркотиков, либо известными как потребителинаркотических или иных одурманивающих средств;
— подростки, периодическиприобретающие психотропные средства в аптечных учреждениях; ацетон, ангидридуксусной кислоты, растворители в хозяйственных магазинах, иных торговыхточках;
— увлекающиесянаркогенной литературой (Дж. К. Лили, Ст. Гроффа, К. Кастанеды), из которыхпервые два автора преподносят философское и «медицинское» обоснование приемаЛСД, а последний – псилобицина как средства шаманизма);
— дети криминальныхпредпринимателей и представителей элитных кругов общества, посещающие дискотеки,бары, дорогостоящие притоны разврата.
Указанные обстоятельства обусловливаютнеобходимость внесения представления в оперативные подразделенияправоохранительных органов с целью постановки на соответствующий оперативныйучет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и образом жизни, атакже окружающих их лиц.
2. В случае установления «зон риска»,выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных психоактивныхвеществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях,субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе внести представление ворганы управления образования и общеобразовательных учреждений:
— о необходимостипринятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений,ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательныхучреждений некоторых лиц;
— о необходимостиорганизации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы собучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресеченияправонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
— о необходимостипроведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющимипсихоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные сНОН, в целях оказания им педагогической, психологической, социальной,медицинской помощи, предупреждения антиобщественных действий.
В процессе уголовногосудопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий,способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращатьвнимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков инаркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета,отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятияххимико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах,лабораториях и требовать их устранения.
В соответствие с ФЗ РФ «Онаркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г. представление(частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство,является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицуна вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,при установлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии условий дляобеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ(ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).
В случае повторногонарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических средствах ипсихотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую рекламу всфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инепринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное судопроизводство,деятельность юридического лица может быть приостановлена или прекращена порешению суда.
В случае установленияобстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо осуществилофинансовую операцию в делах легализации (отмывания) доходов, полученных врезультате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ всилу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ»представление следователя является юридическим фактом для предъявления в судтребования о ликвидации указанного юридического лица.
Практика расследованияпреступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ выработала дваосновных направления реализации субъектами, ведущими уголовное судопроизводство,специальную предупредительную деятельность:
1. Предупреждение по материалам,конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.
2. Предупреждение преступлений в районе,регионе, когда профилактические меры выходят за рамки конкретного уголовногодела.
При анализе и обобщениипричин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращеннымуголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступленийнаиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степенипривлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы,несовершеннолетние), констатировать такие факты, как появление мест открытогопотребления психоактивных веществ, появление новых и, соответственно,увеличение числа и разнообразия видов наркотических средств, распространениекультивирования наркотикосодержащих растений в физически труднодоступныхместах, и рост числа подпольных лабораторий по производству наркотическихсредств, увеличение количества случаев приобретения, в том числе хищений, наркотическихсредств в медицинских учреждениях, усиление степени организованности совершенияпреступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, появление новых каналовнаркотрафика.
Анализ указанныхобстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представленияв адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимостипроведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал»,а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».
По второму вопросунеобходимо констатировать следующий вывод:
Специальноепредупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявлениепричин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к ихустранению.
В этом аспекте даетсятолкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ № 14 от 15июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных снаркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитымивеществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях,связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими иядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства, способствующие совершениюпреступления, то суд вправе в указанных и иных необходимых случаях реагироватьпутем вынесения частного определения (постановления), обращая вниманиесоответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства ифакты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29УПК РФ).
Вопрос 3. Иные меры,используемые органами предварительного
расследования впрофилактической деятельности
Помимовнесения представлений на практике встречаются и иные (непроцессуальные) формыдеятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершениюпреступления. Их выбор обусловливается материалами уголовного дела; обстановкойсовершенного преступления, а также обстоятельствами, сложившимися на моментпринятия решения профилактического характера; особенностями личностиобвиняемого, иными факторами.
Наиболеераспространенными среди них являются:
— выступления (доклады) в трудовых коллективах, в учебных заведениях и средствахмассовой информации;
— письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений, а такжеличные беседы с должностными лицами;
— публикации статей, заметок в печати;
— лекции.
Подготовкак проведению выступлений, бесед должна строиться с учетом контингентааудитории. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики в целомнельзя ограничивать так называемыми группами риска, т.е. наиболее уязвимые длянаркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь, безработных. Опытпоказывает, что профилактическая работа среди подростков дает гораздо большийэффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями (например, народительских собраниях в школах), дедушками и бабушками (пенсионеры по местужительства).
Особоговнимания заслуживает работа с представителями власти, хозяйственниками, виднымиобщественными деятелями. Обладая властными и финансовыми полномочиями,авторитетом, они в силу загруженности часто не обладают объективной информациейпо проблеме. Своевременно и полно информируя таких лиц онаркоситуации, ее влиянии на жизнь людей, социально экономическое развитиетерритории, можно оказать влияние на профилактику наркомании в более широкомобщесоциальном аспекте.
Формированиеатмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет своей цельюпреодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и осуществляетсяпосредством:
— постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки полинии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;
— создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды здорового образажизни как необходимости нормальной жизнедеятельности, самореализации исамовыражения человека.
Наибольшейэффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь и активноиспользуя возможности средств массовой информации, которые служат основным, апорой и единственным источником информации для большинства населения.
Средствамассовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию, могут внестисущественный вклад в дело предупреждения наркомании.
Устанавливаяделовые контакты с работниками телевидения, радио, газет, журналов ипредоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации, необходимодобиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а несенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желаниебросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт,что некоторые телевизионные компании, газеты передают значительно большеинформации в поддержку требований изменить существующее законодательство вобласти наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, вкоторой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.
Используяогромный потенциал СМИ следует проводить мероприятия в области профилактики ипросвещения, направленные на объективное информирование широкой общественностио последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будетспособствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотикови позволит избежать сенсационности.
Свободныйот наркотиков образ жизни должен быть представлен в позитивном свете. Пользаотказа от наркотиков должна подчеркиваться также, как и вредные последствия,связанные с их употреблением. Обязательна объективность, точность идостоверность информации, ее следует подкреплять другими позитивнымиаргументами в пользу здорового образа жизни. При этом субъектам, ведущимуголовное судопроизводство, следует учитывать, что представители СМИ,специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в нейразбираться. Для этого необходимо активно сотрудничать с:
— руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых
создаютсяпостоянные рубрики по проблемам незаконного производства, оборота излоупотребления наркотиками;
•журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике;
•администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидениюциклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечениемпедагогов, психологов, медицинских работников и т.д.;
•молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи,пропагандирующими здоровый образ жизни.
Стратегия,основанная на использовании средств массовой информации, составляет лишь частьстратегии общей профилактики, направленной на сокращение спроса на наркотики.
Всвязи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь,она должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотреблениянаркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работымолодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и поддерживатьусловия, при которых выбор здорового образа жизни становится привлекательным идоступным.
Программыпросвещения в образовательных учреждениях являются весьма эффективным средствомпрофилактики злоупотребления наркотиками среди подрастающего поколения, в связис чем, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе вносить предложенияруководству школ о разработке таких программ и оказывают помощь в ихосуществлении.
Впоследние годы несколько активизировалась деятельность неправительственныхорганизаций: общественных, религиозных, благотворительных, направленная наразработку и реализацию различных профилактических программ в данной области.Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблемезлоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их потенциал в болеешироком масштабе.
Мероприятияпо разъяснению населению антинаркотического законодательства, негативныхпоследствий немедицинского употребления наркотиков способствуют повышениюуровня информированности и осведомленности общественности об опасностизлоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению совершениядействий, подпадающих под действие уголовного и административногозаконодательства.
Всвоих выступлениях субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, важно недопустить крайности — непродуманных и утрированных оценок, чрезмерногоморализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимотакже учесть, что, если наркотики будут определяться как зло или нечтоядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат можетпривести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже вкачестве составной части деятельности по профилактике.
Какговорилось выше, сведения, получаемые молодежью и подростками из различныхисточников (телепередачи, художественные и документальные фильмы, книги,газетные и журнальные статьи), должны быть точными и достоверными. Именнопоэтому важно, чтобы информация, предоставляемая в ходе личного общения саудиторией, не противоречила и не расходилась с полученной ранее. В противномслучае на подростков оказывается неоднозначное влияние, что лишь усиливает ихинтерес к проблеме.
Всвязи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции, беседеили выступлению (изучение необходимой литературы, действующих нормативных актов,консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях протеканиязаболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо использоватьФедеральный закон «О наркотических средствах и психотропныхвеществах».
Вместес тем, информация должна быть доступна той аудитории, на которую рассчитана.Так, студенты юридического факультета знакомы с Уголовным кодексом РоссийскойФедерации и юридической терминологией, тогда как учащиеся общеобразовательныхшкол нет. При общении с последними необходимо помочь им обрести ориентиры набудущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себеи другим; подыскать конкретные причины для отказа от приема наркотиков(здоровье, достижения в спорте, карьере и т.п.).
Влекциях, выступлениях и беседах следует разносторонне показывать опасностьнаркомании для личного здоровья и генофонда нации в целом, освещать мерыпредупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ.Необходимо развенчивать мифы о сугубо личном «безвредном» характерепотребления наркотических и психотропных средств, формировать самостоятельнуюактивно-негативную жизненную позицию у подростков и молодежи по отношению клюбым попыткам одурманивания, стимулировать желание у слушателей помогатьработникам органов внутренних дел и здравоохранения в предупреждении ипресечении немедицинского потребления указанных средств.
Использованиелюбой из вышеперечисленных профилактических мер не означает, что в процессерасследования по этому же уголовному делу не может быть внесено представление.Так, например, следователь (дознаватель), судья может направить представлениесоответствующему руководителю и договориться с ним о выступлении перед трудовымколлективом, а также провести профилактическую беседу с потерпевшим, виктимное поведениекоторого обусловило совершение преступления. Такой комплексный подход кдеятельности по устранению обстоятельств, способствовавших совершениюпреступного деяния, на наш взгляд, будет способствовать наиболее эффективномурешению профилактических задач.
Заключение
Общая профилактика(общепредупредительная деятельность) – система процессуальных мер, направленныхна реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной превенции иосуществление предупредительного воздействия всем комплексом процессуальныхдействий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную деятельность:(меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения,уголовно-процессуальный контроль, меры уголовно-процессуальной ответственности,следственные действия и решения, меры воспитательного воздействия). Иначеговоря, общепредупредительная деятельность нацелена на удержание от совершенияпреступлений лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства
Специальноепредупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявлениепричин наркопреступлений и условий им способствующих, и принятие мер к ихустранению
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. О наркотическихсредствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗРФ. 1998. №2. Ст. 2198.
2. Комментарий кУголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическоеиздание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н.Барцица. — М., 2003.
3. Методическиерекомендации по профилактике злоупотребления наркотическими средствами,психотропными веществами и их незаконного оборота. /УБНОН МВД России, ВНИИ МВДРоссии. № 9/2 – 625 от 6.04 2000.
4. БезрукихЕ.С., Мешков В.М. Расследование преступлений в сфере незаконного оборотанаркотиков: Научно-практическое пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2003. –64 с.
5. БрылевВ.И. Некоторые проблемы раскрытия и предупреждения преступлений в сференаркобизнеса. – Екатеринбург: УВШ МВД РФ, 1994. – 193 с.
6. Жуков А.М.Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. — Саратов, 1990.
7. Жуков А.М.Судебная профилактика преступлений. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.
8. Иванов И.И.Оптимизация профилактической функции уголовного судопроизводства //Правоведение. 2002. № 4. С. 70-78.
9. Михайлов Б.П.Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: Монография. М.:Издательский дом «Граница», 2003. – 360 с.
10. Наркотики в России: преступления ирасследование. — СПб., 1999. — 425 с.
11. ХимичеваГ.П. Общие условия производства предварительного расследования: Фондоваялекция. — М., 1997.
12. О судебной практике по делам опреступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума ВерховногоСуда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня