Уголовный закон юридическая основа квалификации преступлений

–PAGE_BREAK– б) преступлению и его видам; предварительной преступной деятельности; соучастию в преступлении, обстоятельствам, исключающим преступность деяния;
в) наказанию, его видам и назначению;
г) освобождению от уголовной ответственности и наказания;
д) уголовной ответственности несовершеннолетних;
е) принудительным мерам медицинского характера.
Особенная часть Уголовного кодекса содержит описание конкретных преступлений и предусматривает наказания, назначаемые лицу; виновному в их совершении. Она также состоит из шести разделов, поделенных на 19 глав.
Основной ячейкой уголовного-законодательства является уголовно-правовая норма.
Норма права представляет образец типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.
В теории права под нормой права понимается «общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников»1.
Уголовно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам.
1. Уголовно- правовые нормы устанавливаются государством, т.е. признаются в качестве общеобязательных правил поведения. Они закрепляются в официальных государственных актах.
2. Уголовно-правовые нормы имеют представительно-обязывающий характер. С одной стороны, они предоставляют свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, они обязывают совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц.
3. Реализация уголовно-правовой нормы обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям.
4. Уголовно-правовая норма является общеобязательным правилом поведения людей в обществе. Она выступает в качестве одинакового масштаба и равной меры свободы для всех и для каждого, кто оказался в сфере ее действия. Ее общеобязательность характеризуется также и тем, что она направлена на регулирование наиболее типичных и часто встречающихся видов общественных отношений, а не их единичные образцы. При этом норма уголовного права не имеет конкретного адресата (неперсонифицирована). Ее обращение носит общий для всех и каждого характер.
Кроме общих признаков, присущих всем нормам права, уголовно-правовые нормы имеют особенности, которыми отличаются от норм других отраслей права.
Специфические черты уголовно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом уголовного права.
«От норм других отраслей права уголовно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте – Уголовном кодексе РФ;
3) особым механизмом реализации;
4) особенностями структуры: для уголовно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются диспозиция и санкция».
Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные. Структура уголовно-правовых норм является их отличительной особенностью.
В практике уголовного регулирования нормы, построенные по классической схеме, указанной выше, почти не встречаются. Поэтому ученые называют в числе особенностей уголовно-правовых норм отсутствие у них обычных структурных элементов правовых норм (гипотезы). Необходимо отметить, что элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру.
Так, в нормы Особенной части УК РФ содержат лишь диспозицию и санкцию, гипотеза же располагается  ст. 2 УК РФ, где закреплены задачи Уголовного закона.
Например, ч.1 ст. 105 УК РФ закрепляет: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку (диспозиция), — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (санкция). Гипотеза закреплена в ст. 2 УК РФ, где в числе прочих задач уголовного закона названа охрана прав и свобод человека и гражданина.
В явной логической форме структуру данной уголовно-правовой нормы можно представить следующим образом «Если….то, ….иначе…»:
Если уголовный закон охраняет права и свободы человека и гражданина, то убийство, т.е. причинение смерти другому человеку запрещено, иначе оно наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

3. Состав преступления как юридическая модель для квалификации преступлений.
В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Состав преступления — это совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Таким образом, он является единственным основанием уголовной ответственности.
Понятие состава преступления образуют четыре группы признаков (элементов) состава преступления. Выявить элементы состава преступления означает квалифицировать его, то есть определить, какой статьей и частью Особенной части УК предусмотрено деяние.
Состав преступления представляет собой совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
Признаки состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательными считаются те признаки, без которых невозможно наличие никакого состава. Такими признаками являются: объект преступления, деяние, (его последствия и причинная связь между ними – в материальных составах), возраст и вменяемость субъекта, вина.
Все остальные признаки являются факультативными. Это означает, что их установление не во всех преступлениях влияет на квалификацию. Там, где какой-либо из факультативных признаков упоминается в диспозиции статьи Особенной части, он становится обязательным. Например, квалификация оставления в опасности или контрабанды не зависит от цели этих преступлений. Для признания же террористическим актом совершения взрыва или поджога необходимо наличие хотя бы одной из следующих целей: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Без таких целей названное деяние может быть расценено как убийство, хулиганство и т.п. То есть для состава терроризма цель является обязательным элементом.

4. Действие уголовного закона во времени при квалификации преступления. Правила действия российского уголовного закона во времени определены в ст.ст. 9 и 10 УК РФ.
Согласно ст. 9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Данное положение также отражено в Конституции РФ в ч. 2 ст. 54, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
Такое законодательное установление «запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершенным в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма.
Граждане не могли знать, какие деяния признаются преступлениями и какова ответственность за их совершение, если закона, устанавливающего уголовную ответственность, не было. Если новый уголовный закон усиливает ответственность, было бы несправедливо применять его к лицам, совершившим преступление в период, когда действовал более мягкий закон. Ведь если бы правонарушителя судили в то время, когда он совершил преступное деяние, к нему был бы применен более мягкий закон, действовавший в тот период. Но поскольку преступление не было раскрыто сразу, а следствие затянулось и за это время был принят новый, более строгий закон, то он не может быть применен к деяниям, совершенным до его вступления в силу»1.
Итак, в соответствии с Конституцией РФ и российским уголовным законом применяется закон, действовавший во время совершения, преступления. Поэтому необходимо определить, какой закон считается действующим.
Действующим считается закон, вступивший в силу и не утративший ее.
Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994г. (в редакции от 22 октября 1999 г.).
В соответствии с этим законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы (ст. 1).
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ (ст.2).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договора, ратифицированные Федеральным, Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3 Закона).
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 Закона).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании. (ч. 1 ст. 5 Закона).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Дата опубликования имеет важное значение, поскольку от нее ведется отсчет, установленного для вступления закона в силу.
Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» обращает внимание судов на то, что «в силу ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина» (п.6).
Закон прекращает действие, утрачивает силу вследствие следующих обстоятельств: в результате его отмены, в случае замены его другим законом, по истечении срока, указанного в законе, или в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие данного закона.
Для правильного применения уголовного закона нередко решающее значение имеет определение времени совершения преступления.
В ст. 9 УК говорится, что временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
В зависимости от протяженности преступлений во времени различают продолжаемые и длящиеся преступления.
Ответственность за длящиеся преступления наступает по закону, действующему в момент совершения начального акта данного преступления, а продолжаемое – по закону, действующему в момент пресечения преступного акта или в момент окончания последнего самом виновным.
Преступление, совершенное в соучастии, считается оконченным с момента выполнения исполнителем объективной стороны деяния.
Статья 10 УК РФ устанавливает и раскрывает понятие и принципы обратной силы уголовного закона.
Обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., заключенного государствами под эгидой ООН.
В ч.1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а ч.2 этой статьи говорит, что, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 УК.
«Под обратной силой уголовного закона следует понимать распространение его действия на деяния, совершенные до вступления закона в силу. Это свойство закона характеризует его ретроактивность.
Уголовному закону придается обратная сила в случае:
1) устранения преступности деяния;
2) смягчения наказания;
3) иным образом улучшения положения лица, совершившего преступление.
Преступность деяния устраняется различными путями: исключением его из числа уголовно наказуемых; внесением изменений в Общую часть УК (например, включением новых обстоятельств, исключающих преступность деяния; ограничением ответственности за приготовление и покушение; повышением возраста уголовной ответственности за некоторые преступления и т. д.); введением дополнитель­ных условий уголовной ответственности и т.п.
В качестве примера можно привести следующее: «Воркутинским городским народным судом 20 ноября 1991 года Якутин осужден по ч.2 ст. 2111 УК к лишению свободы сроком на два года с лишением права управлять транспортными средствами сроком на пять лет.
Он признан виновным в том, что 21 августа 1991 года управлял транспортным средством в состоянии опьянения, будучи ранее судимым за аналогичное преступление.
Президиум Верховного Суда Республики Коми 26 января 1993 года, рассмотрев дело в порядке надзора, указал следующее.
Суд первой инстанции правильно сделал вывод о виновности Якунина.
Однако ко времени рассмотрения дела в надзорной инстанции Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» ст. 2111 из Уголовного кодекса была исключена.
    продолжение
–PAGE_BREAK–