“Уголовное право” на тему: “УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ст.212 УК Украины)” Выполнил: 06/10/2003р. Преподаватель: Осадчий В.И. СОДЕРЖАНИЕ: Введение. I. Налоги и налоговая система 6 § 1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.
6 § 2. Налоговая система. 7 § 1. Понятие и основные характеристики налоговых систем. 7 § 2. Налоговая система в Украине. II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления. 11 § 1. Объект преступления. 11 § 2. Объективная сторона преступления. 11 § 1. Способы уклонений от уплаты налогов. 13 § 3. Субъект преступления.
28 § 3.1 Субъективная сторона преступления. III. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. 31 Заключение. 34 Задачи по уголовному праву. 36 Список использованных источников и литературы. 38 ВВЕДЕНИЕ Налоговые реформы, проводимые в последние годы, показали значение и влияние налогов на развитие социально-экономических процессов в Украине.
С началом экономических преобразований в Украине появилась острая необходимость в разрешении ряда проблем, связанных с системой налогообложения. В первую очередь, это раскрытие преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. В соответствии со ст.67 Конституции Украины все граждане в государстве обязаны платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Поэтому за уклонение от уплаты налогов юридическими и физическими лицами предусмотрена уголовная
ответственность. И это не случайно. Решение этих проблем требует определенных действий на законодательном уровне и использование правоохранительными органами всего арсенала полномочий, предоставленых им законодательством. Проведенный специалистами анализ негативного влияния на дестабилизирующих причин на состояние экономической безопасности Украины позволяет сделать вывод, что основными проблемами являются: криминализация украинского общества, увеличение противоправной деятельности субъектов предпринимательства, учитывая массовое уклонение от уплаты налогов, “тенизация”экономики и низкая эффективность борьбы правоохранительных органов с этими проявлениями. Особенную тревогу вызывают попытки верхушки криминалитету в сфере экономики и представителей “теневого” бизнеса использовать экономические реформы как реальную возможность для легализации (“отмывания”) полученных незаконным путем прибылей, о чем свидетельствуют результаты совещания в Страсбурге Европейского комитета по проблемам борьбы с преступностью.
Необходимо отметить, что налоговая преступность отличается высоким уровнем профессионализма, тесными межрегиональными и международными связями, высокой оплатой участников преступных группировок, соединение легальной деятельности с нелегальной. Все чаще такие преступления хорошо организованы и замаскированы, к преступной деятельности привлекается большое количество субъектов предпринимательской деятельности. При этом значительная часть “теневых” финансовых ресурсов направляется не на сферу производства, а
на обслуживание мошенничяеских торговых сделок, финансовых махинаций, происходит отток валютных ценностей за рубеж.[35, c.79-80]. В данное время в нашем государстве совершаются многочисленные преступления в сфере уклонения от налогообложения. Это, в свою очередь, связано с тем, что государство в лице его контролирующих органов устанавливает высокий уровень налоговых взысканий с целью решения, прежде всего, фискальных заданий и пополнения бюджета и это не может быть основной налоговой стратегией на длительное время,
так как это препятствует эффективному функционированию предпринимательских структур, приводит к банкротству и спаду производства. Однако, субъекты предпринимательской деятельности, уклоняясь от уплаты обязательных взносов в казну государства, таким образом нарушают наиболее важную функцию налогов – фискальную (бюджетную). Посредством этой функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного взимания превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Целью данной работы является полное изучение и рассмотрение социально важных проблем, таких как преступность в сфере налогообложения, то есть уклонения от уплаты налогов, проблем возмещения наносимого ущерба государству, проблем восполнения пробелов в законодательстве. Рассматриваемая тема актуальна тем, что период, который переживает сейчас наше государство, характеризуется повышенной преступностью в области уклонения от
налогообложения со стороны субъектов предпринимательства и сокрытие доходов от налогообложения практикуется в большинстве предпринимательских структур. Для раскрытия сущности данной темы необходимо выбрать предмет исследования в виде способов совершения преступления в сфере уклонения от налогообложения. Рассмотрение всех или большей части таких способов совершения преступления влияет на правильную квалификацию преступления. На основании высветленных способов можно будет определить какое деяние относится к преступлению
предусмотренному ст. 212 Уголовного Кодекса Украины и определить вид ответственности, которую влечет за собой это преступление. Также немаловажно более конкретно изложить состав такого преступления, как уклонение от уплаты налогов. Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы: • Анализ понятия налогов и сборов, понятие налоговой системы Украины; • Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов; • Раскрытие способов уклонения от уплаты налогов; • Анализ оснований уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Исходя из поставленной цели и задач курсовой работы, курсовая работа имеет соответствующую структуру: введение, раздел 1, раскрывающий понятие налоговой системы Украины, раздел 2, раскрывающий и анализирующий состав преступления за уклонение от уплаты налогов, раздел 3, уделяющий внимание уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, заключение, список использованной литературы. I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА § 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей
Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. Возникновение налоговых правоотношений возможно лишь при наличии налогового закона. Налоговый закон – это правовой акт высшего органа законодательной власти, который обязывает юридических
лиц и граждан уплачивать в бюджет платежи в виде налогов в определенном размере и в точно фиксированные сроки. 27, с.32 Для досконального и полного исследования рассматриваемой темы, необходимо более подробно остановиться на понятии самого налога. В соответствии со ст. 2 ЗУ «О системе налогообложения» от 25.06.91г. под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. 7 Согласно налогового права налог – категория не только правовая, а и экономическая, так как это форма перераспределения национального дохода, а также часть его, приобретающая самостоятельное движение. При уплате налогового платежа происходит переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность всего государства. Такого перехода права собственности нет при внесении в бюджет обязательных платежей государственных предприятий. Такие платежи будут налогами только по форме, а не по смыслу. При перераспределении национального дохода, часть его, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. 27, с.56
Налоги выступают наиболее важным и влиятельным инструментом регулирования экономических отношений и интересов государства, регионов, предприятий и граждан. Они играют значительную роль в формировании доходной части бюджета. Налоги призваны стимулировать развитие всего прогрессивного и эффективного, регулировать противоречия, которые возникают в процессе реализации экономических интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги – это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Они – часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством. § 1.2. Налоговая система § 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем
Законодательное обоснование понятия «система налогообложения» приводится в ч.4 ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от 18.02.1997г. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, в бюджеты и государственные целевые фонды, которые направляются в установленном законами порядке. По мнению С. Пепеляева, налоговая система – взаимосвязанная совокупность установленных на данный момент в конкретном государстве существенные условия налогообложения.[34, c.60] По мнению Кучерявенко М налоговая система является совокупностью налогов и сборов и выступает как действующий механизм законодательно закрепленных мер по аккумулированию доходов государства.[34, c.60]. Базируясь на философской концепции, что "система – это совокупность элементов, которые пребывают во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом, образуя целостность, единство", и руководствуясь
тем, что каждый компонент системы, в свою очередь, можно рассматривать как отдельную систему, а каждая система является одним из компонентов более широкой системы, можно дать такое определение понятия налоговой системы. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, налогоплательщиков и органов, осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в установленном законом порядке.
По оценкам специалистов, система налогообложения тем эффективнее, чем она удобнее как для того, кто уплачивает налоги, так и для того, кто осуществляет контрольные функции. Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются: – порядок установления и введения в действие налогов; – виды налогов; – права и обязанности налогоплательщиков; – порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней; – ответственность участников налоговых
отношений. § 1.2.2. Налоговая система в Украине Действующая ныне налоговая система Украины характеризуется четырьмя признаками. Во-первых, общий объем начислений на фонд заработной платы в условиях платежного кризиса, отсутствия оборотных средств и кредитных ресурсов достиг такого размера, за которым уплата налогов даже при нормальных ставках достаточно усложнена и активно подталкивает к переходу в «теневую» экономику. Во-вторых, почти все законодательные акты настолько сложны для понимания и исполнения, что избежать ошибок при их применении не в состоянии ни один плательщик, а самих налоговиков они превратили из сборщиков налогов на сборщиков бумаг. В-третьих, каждый законодательный акт содержит в себе огромное количество «дырок» и, соответственно, возможностей для уклонения от налогообложения. И в-четвертых, независимо даже от степени налогового давления значительное количество предпринимательских структур склонно к сокрытию налогов, ощущая неспособность
государства создать систему эффективного выявления и преследования за такие правонарушения. Такая налоговая система в Украине не только не закладывает основы для развития экономики в будущем, но и беспощадно эксплуатирует легального плательщика налогов, истощая его финансовые ресурсы и невольно загоняя его в нелегальное положение, то есть в «тень». Действующая в Украине система налогообложения определяется
Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются: – общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи); – местные налоги и сборы (обязательные платежи). В настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов к сборов (обязательных платежей): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые перечисляются в бюджет государственными, казёнными или коммунальными предприятиями; 4) налог на доходы физических лиц; 5) таможенная пошлина; 6) государственная пошлина; 7) налог на недвижимое имущество (недвижимость); 8) плата (налог) за землю; 9) рентные платежи; 10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; 11) налог на промысел; 12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; 13) сбор за специальное использование природных ресурсов; 14) сбор за загрязнение окружающей природной среды; 15) сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; 17) сбор в Государственный инновационный фонд; 18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности 19) фиксированный сельскохозяйственный налог; 20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; 21) единый сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу
Украины; 22) сбор на использование радиочастотного ресурса Украины; 23) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный). Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды согласно законодательству
Украины. В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» к местным налогам относятся: 1) налог с рекламы; 2) коммунальный налог. А к местным сборам (обязательным платежам) относятся: 1) гостиничный сбор; 2) сбор за парковку автотранспорта; 3) рыночный сбор; 4) сбор за выдачу ордера на квартиру; 5) курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах на ипподроме;
7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; 8) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме; 9) сбор за право использования местной символики; 10) сбор за право проведения кино- и телесъемок; 11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей; 12) сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу; 13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; 14) сбор с владельцев собак. Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными советами.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусмотрено законами Украины. II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления. § 2.1. Объект преступления Частью 1 ст.212 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты
налогов, сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введённых в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или каким-либо другим лицом, которое обязано их уплачивать, если указанные деяния привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах. 2&
#61533; Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования прибыльной части государственного бюджета. Государство путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход и результаты осуществляемой предпринимательской деятельности, при этом обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению производства. При формировании бюджета планируется поступление средств и соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград плановому поступлению налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение и финансовое обеспечение государственных программ, снижает эффективность налоговой политики как регулирующего фактора экономической деятельности государства. Предметом данного преступления являются налоги, сборы, др. обязательные платежи, которые выплачиваются как юридическими так и физическими лицами. § 2.2. Объективная сторона преступления
Объективная сторона преступления характеризуется совокупностью трёх признак: 1) деяние – уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения; 2) общественно опасные последствия в виде фактического непоступления в бюджет или государственные целевые фонды денег в значительных размерах (ч. 1 ст. 212); крупных (ч. 2 ст. 212) или особо крупных (ч.
3 ст. 212) размерах; 3) причинная связь между деянием и последствиями. Объективную сторону данного преступления характеризуют внешнее проявления действий преступника, целью которых является уклонение от уплаты в бюджет причитающихся налогов и других неналоговых платежей. Преступная деятельность может носить самый разнообразный характер: неотражение или частичное отражение в учетных данных сведений о поступивших (реализованных) товарах и полученной выручке; выполнение ннеправильных
переводов в бухгалтерском учете; завышение затратной части или необоснованное отнесение на затраты выполненных отдельных хозяйственных операций; предоставление ложной информации о льготах по налогообложению; необоснованное выставление или уменьшение к уплате НДС по введенным в эксплуатацию Основным фондам в части произведенной и реализованной продукции, имеющей льготы по обложению данным налогом; ведение финансово-хозяйственной деятельности и предоставление отчетных документов без ее отображения и т.п. Как правило, законодатель при конструировании составов преступлений особое внимание уделяет подробному и конкретному изложению объективной стороны преступления в диспозиции статьи и, в частности деянию как важнейшему признаку ее характеризующему. Указанное позволяет с точностью определить действия, подпадающие под признаки конкретного преступления, а также разграничить отдельные из них. Деяние как один из элементов объективной стороны рассматриваемого преступления определено как уклонение
от уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет или государственные целевые фонды. Преступные последствия в виде причинения государственным интересам материального ущерба предусмотрены в качестве обязательного признака, характеризующего объективную сторону уклонений от уплаты налогов. Непосредственное проявление причинения вреда характеризуется тем, что преступные деяния правонарушителя привели к непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах.
Под значительным размером денег следует понимать суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в тысячу и больше раз превышают установленны законодательсвом необлагаемый минимум доходов граждан, под большим размером – суми, которые в три тысячи или больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, а под особо большим размером – суммы, которые в пять тысяч и более раз превышают тот же минимум (примечание к ст. 212
УК). Необходимым признаком преступлений с материальным составом выступает наличие причинной связи между деянием правонарушителя и наступившими последствиями. Относительно рассматриваемого преступления указанное означает, что непоступление в бюджет или государственные целевые фонды налогов и других платежей явилось результатом умышленных преступных действий, причинение вреда государственным интересам в виде непоступления или недоплаты налогов и других неналоговых платежей может быть результатом ошибочных действий в отражении выполненных финансово-хозяйственных операций, выполнения Соответствующих бухгалтерских проводок, в исчислении налогов и т.п. В отличие от других преступлений (преступления против движения и эксплуатации транспорта, преступления против жизни и здоровья особы) установление причинной связи по делам об уклонении от уплаты налогов в практической деятельности не вызывает особых затруднений. § 2.2.1.
Способы уклонений от уплаты налогов Способы уклонения от уплаты обязательных платежей могут быть различными и зависеть от вида как неуплаченного налога, сбора, другого обязательного платежа, так и от самого плательщика. Под способом совершения преступлений в юридической литературе подразумевается предусмотренный нормами уголовного законодательства комплекс приемов и деяний преступников, направленных на подготовку, совершение и маскировку преступления. Причем комплекс приемов и деяний виновного зависит от конкретных условий
и обстоятельств, в которых совершается преступный замысел, а также от личности преступника. Есть тесная диалектическая взаимосвязь между выбранным способом совершения преступления, причинами и условиями, которые способствуют их совершению, и индивидуальными особенностями преступника, в частности между глубиной и стабильностью (стойкостью) соответствующих ценностных ориентации и морально-психологических особенностей. Все способы уклонения от уплаты обязательных платежей можно объединить в шесть основных
групп: 1) непредоставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты или государственные целевые фонды (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских отчетов и балансов и т. п.) ; 2) занижение Сумм налогов, сборов, других обязательных платежей; 3) сокрытие объектов налогообложения; 4) занижение объектов налогообложения; 5) неудержание или неперечисление в бюджет сумм подоходного налога с граждан, которым выплачивались доходы; 6) сокрытие (несообщение) утраты оснований для льгот по налогам. Основными способами уклонения от уплаты налогов являются: 1) неподача налоговых деклараций и расчетов; 2) сокрытие объектов налогообложения; 3) занижение объектов налогообложения. Непредоставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, выражается в непредоставлении в государственную налоговую администрацию в установленный
срок деклараций о прибыли субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц, деклараций об уплате других налогов с целью уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Непредоставление налоговой декларации является одновременно и сокрытием объекта налогообложения. Неподача декларации о доходах или прибыли содержит в себе умышленное уклонение от уплаты налогов, то есть предприятие работает, получает прибыль, однако декларацию не подает и налоги не платит.
Сокрытие или занижение объектов налогообложения характеризуется более широко. Сокрытие объектов налоообложения состоит в том, что декларация о доходах подается, но в ней не указывается сумма полученной прибыли, то есть полученная прибыль скрывается. Создается ситуация, когда прибыль фактически получена, но она не декларируется и никакой налог на нее не начисляется и не уплачивается. Причем значения не имеет, как именно была скрыта прибыль – продан
товар за наличные, а оформлено сделку как дарение, умышленно не отображена прибыль в надежде на то, что это останется незамеченным, и т.п. Одним словом сокрытие объектов налогообложения – это неотражение в соответствующих отчетных документах, представляемых в налоговые органы, любых объектов налогообложения. Например, субъект предпринимательской деятельности скрывает факт наличия у него транспортных средств или иных самоходных машин и механизмов, и тем самым уклоняется от уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, ставки которого в настоящее время определены непосредственно в самом Законе Украины «0 налоге с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов» № 2181-III от 21.12.2000 г. Занижение объектов налогообложения – это декларирование суммы прибыли меньше, чем получено в действительности. Сокрытие объектов налогообложения может связываться с должностным подлогом в том случае, когда должностное лицо вносит заведомо неверные данные в официальные документы
государственного учета и подает их в государственные налоговые администрации. Сложность систематизации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов состоит в их динамичности и немедленному приспособлению лиц, их осуществляющих, к условиям, в которых они действуют. Но наличие у них общих признаков и особенностей дает возможность объединить эти способы в определенные группы: – по видам их совершения (неподача, несвоевременная подача налоговых деклараций и расчетов,
сокрытие объектов налогообложения и занижение размера прибыли); – по условиям функционирования предприятий (наличие льгот, освобождения от уплаты налогов на определенное время, частичное освобождение от налогообложения); – по особенностям проведения отдельных хозяйственных операций (безналичные расчеты, наличные, возврат долга, взаимозачет при расчетах); – по характеру взаимоотношений между субъектами хозяйствования (заключение соглашений о сдаче объектов налогообложения в аренду, выполнение бартерных операций); – по направлениям
деятельности субъектов (страхование, торговая деятельность, предоставление услуг, выполнение работ и т.п.). Некоторые способы совершения преступлений по своим признакам можно отнести к той или иной из названных групп, поэтому такая классификация является условной. Для более широкого понимания механизма совершения преступлений в сфере нналогообложения, своевременного их выявления и разработки соответствующих профилактических средств целесообразно более детально рассмотреть некоторые из них. 1. Уклонение от уплаты налогов при заполнении и подаче декларации о доходах, отчетности и бухгалтерских расчетов к ним. В соответствии с действующим законодательством в Украине одной из обязанностей плательщиков налогов является ведение бухгалтерского учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, своевременная подача в органы государственной налоговой администрации декларации о доходах и других документов и ведомостей, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов
и других обязательных платежей. На практике известны случаи, когда отдельные руководители и другие должностные лица субъекта предпринимательской деятельности, не задумываясь над последствиями своих действий, допускают нарушения налогового законодательства различными путями. Поэтому на работу налоговых органов возложена задача выявления таких налоговых правонарушений. а) уклонение от уплаты налога путем неподачи или несвоевременной подачи налоговым администрациям декларации о прибыли
предприятия и расчета налога на нее. Выявление таких правонарушений связано с изучением документов, подтверждающих регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (решение исполкома, устав, лицензии), что дает возможность установить юридический адрес предприятия, уставные данные на должностных лиц, виды деятельности, номер расчетного счета, льготы, которые предоставлены предприятию в соответствии с действующим законодательством и др. Финансовая отчетность – один из важнейших элементов бухгалтерского
учета, который методом целостного, беспрерывного и документального оформления хозяйственных операций обеспечивает систематизирование информации о деятельности предприятия, его структурных подразделений и взаимоотношений с предприятиями, организациями, финансово-кредитными учреждениями и государственными органами. Объем годового (финансового) бухгалтерского учета для всех хозяйствующих субъектов включает три типовые формы: – баланс предприятия – форма № 1; – отчет о финансовых результатах и их использовании – форма №2; – отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия – форма № 3 и пояснительную записку. Требовать и подавать финансовый (бухгалтерский) отчет в неустановленной законодательством форме запрещается. Квартальную и годовую финансовую отчетность субъекты хозяйствования подают: – собственникам (участникам, учредителям, органам, в сфере управления которых находятся предприятия); – государственной налоговой администрации; – органу государственной статистики.
Кроме того, финансовая отчетность может подаваться другим органам государственного управления, банкам, заинтересованным организациям на основе соглашений с хозяйствующими субъектами. Учитывая установленный порядок подачи отчетности предприятием, работники контролирующих органов при изучении его финансово-хозяйственной деятельности и достоверности данных, представленных в декларации о прибыли для ее налогообложения могут проанализировать и сопоставить данные финансовой отчетности,
представленные в вышеуказанные государственные органы, и при выявлении расхождений в расчетах провести более подробную аудиторскую проверку. Б) Уклонение от уплаты налогов на прибыль путем сокрытия объектов налогообложения и подаче декларации об отсутствии налогооблагаемой прибыли. Выявление такого рода правонарушений состоит в том, что руководители или должностные лица предприятий, на которых возложены обязанности по проведению бухгалтерского учета, подачи налоговых деклараций о
доходах, преследуя корыстные цели, вносят в официальные документы заведомо неправдивые данные об отсутствии доходов, убыточной деятельности или занижают их размеры, что в зависимости от размера ущерба, нанесенного государству, предусматривает степень ответственности – административную или уголовную. Значительную помощь в выявлении правонарушений, связанных с сокрытием прибыли от налогообложения, дает информация, которую можно получить при изучении бухгалтерских документов, особенно тех, которые взаимосвязаны между собой и содержат необходимые данные о той или иной хозяйственной операции, проведенной предприятием. в) Сокрытие объектов налогообложения путем неотображения в бухгалтерском учете объема реализации продукции за наличный расчет. При выявлении таких налоговых правонарушений следует обратить внимание на то, что должностные лица субъектов предпринимательской деятельности для реализации своего намерения уклониться от уплаты налога прежде создают определенные условия для его осуществления.
При заключении договоров между сторонами заинтересованные лица могут в условиях выполнения определенных обязательств не указывать конкретную дату (срок) выполнения работ, оказания услуг. Это дает возможность проводить расчеты между партнерами наличными, не отображая определенное время в бухгалтерском учете и до конца определенного периода свободно пользоваться таким неконтролируемым доходом. В другом случае расчеты наличными могут проводиться при осуществлении разовых операций по реализации
партии товаров, оказанию определенной услуги, выполнению работ, когда соглашение не оформляется письменно, а результаты вовсе не отображаются в бухгалтерском учете. Для выявления данных нарушений необходимо изучить учетные документы и соглашения, которые заключило это предприятие с партнерами. Большое значение имеет информация, которую содержат в себе документы первичного учета и те, что сопровождают определенные виды товаров (продукции): товарно-транспортные накладные,
приходно-расходные накладные и другие. Из них можно узнать об источниках поступления продукции, производителях и поставщиках, количестве товаров; стоимостную оценку продукции и виды расчетов за нее; с какой целью эти товары были приобретены или отпущены; кто непосредственно занимался проведением тех или иных финансово-хозяйственных операций. Значительную помощь в выявлении правонарушений, связанных с сокрытием объектов от налогообложения таким образом, имеет информация, полученная из документов, оформляемых при проведении кассовых операций и операций по расчетному счету предприятия. г) Сокрытие объектов налогообложения путем подачи в ГНА писем с просьбой об освобождении от уплаты налогов в связи с тем, что предприятие временно не осуществляет хозяйственную деятельность. Подачу в ГНА такого рода письма можно расценивать как признак совершения налогового преступления. При этом коммерческое предприятие фактически функционирует и занимается предпринимательской деятельностью,
но в своих письмах в ГНА за отчетный период оно уведомляет, что не ведет хозяйственной деятельности и не имеет денежных поступлений на расчетный счет. Такая информация выглядит правдивой, поскольку в уставе предприятия указываются виды деятельности, которыми действительно в данное время оно не занимается. Но в уставе предприятия, как правило, кроме особых видов деятельности, указываются другие виды деятельности.
Это дает возможность предприятию проводить другие, приносящие доход операции. д) Занижение объекта налогообложения путем умышленного отображения хозяйственных операций и расчетов позднее отчетного периода. В этом случае следует обратить внимание на то, что суммы доходов, полученные таким образом, укрываются от налогообложения с целью их дальнейшего использования на протяжении определенного времени для получения дополнительного неконтролируемого дохода.
2. Уклонение от уплаты налогов при пользовании льготами. Среди правонарушений этой группы наибольший интерес вызывают уклонения от уплаты налогов путем завышения процента определенной категории работающих на предприятии, которым дается право на льготы при налогообложении, фальсификации в декларации данных о расходовании средств вроде бы на ведение предприятием собственного строительства или благотворительной деятельности. Некоторые из льгот, применявшиеся для сокрытия прибыли таким образом, отменены. А) Уклонение от уплаты налогов путем завышения доли определенной категории работающих на предприятии. Совершение данного правонарушения состоит в том, что руководители или должностные лица субъекта предпринимательской деятельности с целью сокрытия доходов от налогообложения могут умышленно завышать численность определенных категорий работающих (инвалидов). Б) Уклонение от уплаты налогов путем занижения суммы прибыли под видом отчислений в благотворительные
фонды. Вступая в сговор с работниками благотворительных фондов непосредственно или через посредников, руководители коммерческих структур могут под видом отчислений на благотворительные мероприятия укрывать часть прибыли. Кроме того, они совершают фальсификацию документов о такой деятельности, внося умышленно в официальные документы неправдивые данные. 3. Уклонение от уплаты налогов на прибыль. А) Одним из наиболее распространенных способов совершения данного преступления является сокрытие размера
фактической прибыли (дохода) от налогообложения путем умышленного неправильного отнесения затрат на себестоимость продукции, подлежащей реализации. При выявлении и документировании таких преступлений необходимо иметь в виду, что себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья и материалов, топлива и других видов энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов.
Необходимо учитывать, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) складывается из финансового результата от валовых доходов предприятия по хозяйственным операциям, уменьшенных на сумму валовых расходов по этим операциям. 27, с.401 Б) Уклонение от уплаты налогов путем сокрытия прибыли, полученной от реализации товаров, поступающих от зарубежных партнеров. Получая товары от зарубежных партнеров, субъекты предпринимательской деятельности стараются как можно больше занизить их стоимость при уплате таможенной пошлины и ввозе на территорию Украины. Из таможенной декларации можно установить все необходимые данные о зарубежном поставщике, виде товаров, их отпускной стоимости, сумме пошлины, данные на получателя продукции, о транспортных средствах, которыми осуществлялась перевозка товаров, расчетные счета партнеров и т.п. Установив эти данные, можно сравнивать их с реквизитами приходных документов предприятия-получателя.
Таким образом проверяется соответствие цены оприходования фактическим затратам. Необходимо иметь в виду, что в случае завышения размера понесенных затрат разница присваивается заинтересованным лицам. В таком случае необходимо сопоставить данные декларации на прибыль предприятия и расчеты к ней, которые предоставлены в органы ГНА с данными бухгалтерского отчета по данной группе товаров. Также необходимо сравнить записи в первичных учетных бухгалтерских документах о стоимостной оценке
товаров и цене реализации (приходные и расходные накладные, акты переоценок, расчеты, приходные кассовые ордера о поступлении сумм выручки за реализованные товары в кассу предприятия и т.п.). В) Занижение размера прибыли в декларации и завышение цен при реализации товара. С целью уклонения от уплаты налогов на прибыль отдельные должностные лица при реализации товара завышают его цену, а в декларации отображают меньшую, разницу же при этом присваивают.
Сбор доказательств, необходимых для нахождения таких нарушений, состоит в анализе документов, которые содержат данные об осуществлении тех или иных расчетных операций. К таким документам относятся: – приходно-расходные документы на продукцию (акты приемки, приходные и расходные накладные, товарно-транспортные накладные, сертификаты качества, карантинные сертификаты и т.д.); – счета-фактуры на ТМЦ, платежные поручения, доверенности, расчетные чековые лимитные книжки; – расчеты по себестоимости реализуемой продукции и размере наценки; – кассовые отчеты о реализации ТМЦ; – денежные переводы, поручения на предоплату за ТМЦ и другие документы, подтверждающие отпускную и фактическую цену ТМЦ; – отчетные расчеты, подтверждающие факт реализации продукции (приходные кассовые книги (при расчетах наличными)). Наиболее объемную информацию содержит счет-фактура – документ установленной формы, который
выписывает продавец (отправитель) для получения стоимости товара или оказанных услуг с покупателя (получателя). Счет-фактура дает возможность получить такие данные: – на каком основании осуществляется поставка товаров (соглашение, контракт и т.п.); – адреса партнеров; – номер расчетного счета и банк, в котором он открыт; – характер доставки (автотранспортом, железной дорогой и т.д.); – количество товара (вес, количество упаковок, штук и т.п.); – вид оплаты (наличными, безналичный расчет, обмен товарами, услугами и т.д.
) и на какую сумму; – адреса отгрузки (отправления) и адреса разгрузки (получения). Имея такую информацию, можно проверить первичные документы о налогообложении товаров и соответствие записей в них. Это поможет установить фактический уровень наценки при реализации продукции. Особенное внимание следует обращать на операции, связанные с оприходованием денег, полученных от реализации данного товара, где кроме приходных кассовых ордеров могут быть приходно-расходные накладные с записями
названия товаров, их стоимости, количества, а также данные о лицах, которые непосредственно проводили его реализацию (продажу). 27, с.411 Данные о стоимостной оценке товаров можно получить из информации, содержащейся в банковских документах (платежные требования-поручения, денежные чеки, расчетные чеки, объявление на взнос наличными и т.п.). Г) Сокрытие объектов налогообложения путем фальсификации данных о наличии у предприятия автотранспорта, его использовании и списании затрат на себестоимость продукции. Скрывая объекты налогообложения (автотранспорт) от уплаты налогов, руководители предприятия не ставят его на баланс и не оприходуют, но пользуясь этим автотранспортом, они вынуждены нести определенные затраты для их работы, которые включаются в себестоимость продукции. 4. Использование нескольких расчетных счетов как средства сокрытия прибылей (доходов) от налогообложения.
Действующим законодательством Украины предусмотрено, что клиенты банков имеют право открывать свои расчетные (текущие, валютные) счета в одном из самостоятельно выбранных ими банков и пользоваться услугами других банков. Однако некоторые должностные лица предприятий одновременно открывают в разных банках несколько расчетных счетов, которые затем используются в преступных целях. В определенных ситуациях при анализе финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования
работникам контролирующих органов предоставлено право получать информацию относительно личных вкладов должностных лиц предприятия и расчетных счетов и операций по ним, а также и ту, которая составляет коммерческую и банковскую тайну. А) Сокрытие прибыли (дохода) от налогообложения путем открытия нескольких расчетных счетов в разных банках. С целью сокрытия расчетов с партнерами и уклонения от уплаты налогов руководители субъекта хозяйствования, открывая несколько расчетных счетов в разных банках, показывают проведение
расчетных операций только по одному расчетному счету. Чтобы выяснить вопрос, через какой расчетный счет предприятием осуществляются финансовые операции, необходимо изучить документы, в которых обязательно содержатся данные о банке, через который они проводятся, в частности, устав предприятия (где указывается адрес предприятия, его полное название, где и когда оно зарегистрировано, номер расчетного счета, название банка, где он открыт, данные о руководителе предприятия и т.п.). Это касается предприятий негосударственного (коммерческого) сектора. На государственных предприятиях такую информацию можно получить из содержания договора между предприятием и банком, один экземпляр которого хранится на предприятии, из лимитированных чековых книжек, платежных требований-поручений и т.п. 27, с.417 Укрывая операции и суммы расчетов от налогообложения субъекты хозяйствования не отражают их в отчетности.
Поэтому необходимо выявить такие расчетные счета через другие источники информации о них. Для этого необходимо проанализировать: – договоры, соглашения, контракты, в которых, кроме условий выполнения работ, услуг, обязательно должна быть указана сумма оплаты и через какой расчетный счет она будет производиться; – счета-фактуры, которые содержат полные данные о партнерах, вид товара, его стоимость, каким образом проводится расчет за него, данные о банке и номер расчетного счета; – платежные требования,
которые выписываются поставщиками продукции и передаются в банк для требования оплаты указанной суммы с покупателя (получателя). В платежном требовании содержатся данные о расчетных счетах партнеров, виды товаров и суммы расчетов за них. Аналогичные данные содержатся в платежных поручениях. Б) Сокрытие прибыли от налогообложения путем проведения платежных операций через расчетный счет частного предпринимателя и подачи отчетности в государственную налоговую администрацию об отсутствии доходов
у предприятия. Характерной особенностью этого преступления является то, что, будучи частным предпринимателем, лицо имеет право открывать в банке личный расчетный счет для ведения финансово-хозяйственных операций (расчетов). Используя такое положение, некоторые дельцы прибегают к такому способу уклонения от уплаты налогов. Будучи одновременно руководителями других предприятий, они полностью или частично проводят бухгалтерские операции и финансовые расчеты с партнерами предприятия через личный счет и отчитываются перед налоговыми органами об отсутствии доходов у предприятия. Выявляется это правонарушение путем проведения встречной проверки документов относительно операций, проведенных через личный сче