Укрепление властной вертикали и проблема государственной целостности Российской Федерации

Введение

Актуальность темы.

Проблемы государственной целостности, организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков с появления первых государств. Они актуальны и сегодня.

Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти.

Одним из таких механизмов, требующих непрерывного и своевременного совершенствования является “властная вертикаль”, являющаяся проявлением принципа разделения государственной власти.

Укрепление властной вертикали – один из важнейших вопросов, для всех стран, обладающих обширными территориями. Таким образом – для Российской Федерации, как для самого крупнейшего государства в мире по занимаемой территории – решение задачи укрепления властной вертикали и стабильная работа, направленная на постоянную модернизацию и поиск новых, эффективных подходов к данной проблеме – становится необходимостью и первоочередной целью.

Укрепление властной вертикали на официальном уровне считается способом решения ключевых политических и социально-экономических проблем России. В том числе – одной из основополагающих проблем – проблемы государственной целостности, тесно связанной с механизмами организации и осуществления государственной власти.

Скрепить воедино все области и регионы государства, реализуя один из принципов, положенных в основу РФ как федеративного государства – задача, требующая выверенного подхода. Для ее решения крайне важно найти баланс между централизацией и децентрализацией государства. Укрепление властной вертикали в данном случае является ключевой и наиболее актуальной темой в проблеме укрепления государственной целостности.

Цель данного исследования – изучить вопрос укрепления властной вертикали и проблему государственной целостности Российской Федерации.

Объект данного исследования – Властная вертикаль Российской Федерации и проблема государственной целостности Российской Федерации.

Задачи исследования – в ходе работы для достижения цели, отмеченной выше, были поставлены и решены следующие задачи:

)Исследовано содержание и проблемы механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации;

)Изучена властная вертикаль Российской Федерации;

)Выявлена взаимосвязь укрепления властной вертикали Российской Федерации и проблемы ее государственной целостности.

)Проанализирована роль укрепления властной вертикали как механизма решения проблемы государственной целостности Российской Федерации.

1. Проблема государственной целостности Российской Федерации

1.1 Государственная целостность Российской Федерации

Государственная целостность Российской Федерации представляет совокупность неотъемлемых характеристик, вытекающих из конституционно-правового статуса суверенного государства. Единство государства предполагает качественное состояние целостности и нераздельности его составных частей, при котором центральная государственная власть, выражающая общенациональную волю и обладающая территориальным верховенством, способна принимать эффективные и согласованные меры по нейтрализации внешних и внутренних угроз его существованию. Проблема обеспечения государственной целостности, таким образом, имеет комплексный характер, поскольку затрагивает вопросы единства публичной власти в государстве, обеспечения его территориальной целостности, общенационального единства в решении стоящих перед страной задач.

Механизм обеспечения государственной целостности Российской Федерации отличается сложной структурой находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимодействия составляющих элементов. Он включает как предупредительные меры, направленные, прежде всего, на контроль над соблюдением органами публичной власти, гражданами и их объединениями Конституции и законодательства РФ, так и чрезвычайные, используемые для разрешения кризисных ситуаций, способных повлечь распад государства.

В связи с этим действия и решения, предпринимаемые в целях обеспечения государственной целостности, необходимо рассматривать в двух аспектах, соотносящихся как общее и специальное:

) как активную целенаправленную деятельность, способствующую интеграции частей государства в целое (меры в социальной, экономической, духовно-культурной сферах);

) как “антикризисное управление” в случае обострения внутренних и внешних угроз национальной безопасности (применение силового воздействия, прежде всего, мер федерального вмешательства, введение военного и чрезвычайного положения).

Обеспечение государственной целостности на современном этапе его развития обусловливает необходимость преодоления многочисленных угроз:

в сфере федеративных отношений (попытки сецессии субъектов Федерации, дисбаланс в отношениях “центр-регионы”);

в социально-экономической сфере (диспропорции экономического развития субъектов РФ; социальное расслоение населения; межнациональные противоречия; кризисная демографическая ситуация; неконтролируемая миграция и др.);

в духовно-культурной сфере (маргинализация общества, духовно-нравственный кризис; отсутствие четко сформулированной стратегии национального развития);

в сфере внешней политики (негативные последствия процесса глобализации, ослабление роли существующих механизмов международной безопасности, рост религиозного фундаментализма в мире и пр.).

1.2 Морфогенез государственного устройства России и аспект “управляемости”

За последние два десятилетия в России произошли кардинальные изменения в развитии общества и государства. Социально-экономические и политические трудности переходного периода, последовавшего за распадом Союза ССР, вызвали усиление центробежных процессов, появление очагов вооруженных конфликтов, попытки сецессии отдельных субъектов Федерации. Указанные обстоятельства обусловили необходимость выработки системы политико-правовых и организационных гарантий, обеспечивающих единство Российского государства в сложившихся границах к моменту распада Союза ССР.

В России несколько веков подряд утверждалась жесткая унитаристская система государственного устройства и управления, хотя и в эти годы признавались особые статусы для отдельных территорий и народов внутри российского государства. Финляндия, Польша, Бухарское ханство, отдельные владения на Кавказе и т.д. В отличие от иных империй в России по настоящему не сложились и традиции имперской нации. Русский народ сам по себе не эксплуатировал другие народы. Его положение в целом было не лучше, чем народов окраины. Эффективность государственного управления и в современной России, некоторые неоправданно отождествляют со способностью власти и чиновников из Москвы жестко командовать страной из своего кабинета. Государство в России, к сожалению чаще служило государственной бюрократии, и крайне редко вспоминало о гражданах. Поэтому свободы в России чаще добивались не через демократизацию и совершенствование системы власти, а революциями и бунтами. Отсюда и причины многих трагедий в России, которые неоднократно доводили государство до развала. Исторически в России доказано, что жестко централизованная, унитаристская модель не способна адаптироваться к многообразию регионов, народов, местных сообществ и самое главное к изменяющимся условиям функционирования страны. Именно с целью сохранения своей целостности, как после развала Российской империи, так и Советского Союза, Россия вынуждена была вернуться к федеративному типу государственного устройства и управления.

Сегодня Россия вновь проходит тернистый путь от декоративного советского федерализма, к федерализму демократическому. Но пока еще оставаясь, то унитаристской, то федералистской. Новый российский федерализм при всех недостатках демократически ориентирован, начиная с Федеративного договора, на сохранение целостности Российской Федерации. Но не за счет подавления, а все более полного учета интересов граждан, региональных и местных сообществ.

В стране за последние годы приняты существенные шаги по укреплению российской государственности. Инициатором этих шагов является, прежде всего, Президент страны, который был вынужден преодолевать формальное и достаточно искаженное понимание сути демократии и федерализма, утвердившийся за эти годы. Но, не отказываясь от них. То, что ряд мер носят административный характер, дало повод некоторым политикам и исследователям ставить под сомнение перспективы федерализма в России. Звучали прямые обвинения в адрес федералистов, за состояние государственности Российской Федерации. И большое значение имеет тот факт, что в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, продемонстрировал приверженность российской власти к дальнейшему закреплению на практике конституционно-правового потенциала федерализма, в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации. От общих рассуждений о концепции разграничения полномочий Президент призвал в Послании перейти к выработке механизмов четкого разделения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Особое место уделяется ответственности органов власти и должностных лиц за реализацию полномочий на каждом конкретном уровне государственной власти и управления. Президент подчеркнул, что эти меры служат обеспечению жизнеспособности и управляемости нашего единого и многонационального государства.

Термин “управляемость” включает в себя обширное содержание: управляемость всего государства и отдельного региона, способность государства сохранять единство и неделимость территории, эффективность внешнеполитической ситуации, недопускать внутриполитических и социальных конфликтов, и в то же время разделять власть таким образом, чтобы централизованность не нарушала эндемичных процессов каждого отдельно взятого и уникального по своим геополитическим, экономическим, этническим и др. “Управляемость” не может быть эффективной, если нет четко работающих механизмов целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления.

Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение взаимодействия органов государственной власти, эффективная реализация ими своих полномочий. В этой связи, с учетом огромной протяженности границ Российской Федерации, исключительного разнообразия природно-климатических, ресурсных, демографических, этнических, структурных и других особенностей ее регионов, специфики федеративного государственного устройства России нужна сильная государственная региональная политика как важнейшая составная часть общегосударственной политики страны. Одним из главных направлений такой политики должно быть изучение и анализ, обобщение опыта управления в регионах России и последующие законодательные инициативы по внедрению на федеральном уровне наиболее эффективных схем.

2. Укрепление властной вертикали Российской Федерации государственный управляемость власть

Все более внушительное место на страницах печати, в выступлениях государственных и общественных деятелей, в работах политологов и юристов занимает дискуссия о формах, методах и целях укрепления вертикали власти для решения проблемы государственной целостности России. Однако, за всей подобной полемикой часто теряется то, что о таком термине, как “вертикаль власти”, мы не найдем упоминания ни в Конституции РФ, ни в основных законах субъектов РФ, следовательно, по существу, этот термин не имеет и четкого юридического содержания.

Вместе с тем, об укреплении вертикали власти речь обычно идет в связи с намеченным комплексом мероприятий (иногда чисто политических, иногда оформленных законами, указами, постановлениями правительства), но объединенных одной общей целью – обеспечить безусловную подчиненность нижестоящих органов власти вышестоящим. Однако, такое понимание, как представляется, не совсем верно. С этой точки зрения, справедлива позиция экс-Президента РФ В.Путина, который отмечал: “Наша цель заключается в том, чтобы не просто выстроить вертикаль власти, а в том, чтобы создать условия для сохранения единства государства и в то же время сделать это государство более эффективно управляемым”.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев отметил важность дальнейшего развития российского федерализма, в том числе необходимость достижения оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами, размещения территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, повышения активности участия законодательных органов государственной власти субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, а также поддержки национальных традиций и культур народов России.

Государство и общество нуждаются сегодня в упорядочении правоотношений по всей вертикали государственной власти, где однозначно должны быть определены не только права и обязанности, но и ответственность всех органов власти. Президент в своем Послании не только продолжает давний договор об укреплении государственной власти, но и впервые ставит задачу качественного обновления технологий власти и управления. Кроме того, политико-правовые трансформации последних лет, постепенная реализация долгосрочной стратегии развития страны, а так же последовательное внедрение идей государственной целостности Федерации в теорию и практику государственно – правового регулирования являются ступенями совершенствования механизмов управления, которые в свою очередь ведут к процветанию страны, укреплению ее позиций на мировой арене, в том числе как создателя уникальных и эффективных схем осуществления власти и обеспечения государственной целостности.

3. Совершенствование вертикали власти как инструмент решения проблемы государственной целостности

Несмотря на то, что многие проблемы государственного устройства и управления, возникшие в начале 90-х гг. прошлого столетия, были решены, приходит понимание того что только “многие”, но далеко не все. Некоторые из них трансформировались, “обросли” иными обстоятельствами, также постоянно возникают новые источники проблем взаимодействия органов власти, и это следует признать нормальным, объективным процессом оптимизации отношений власти.

Однако не следует недооценивать серьезность внутренних и внешних угроз государственной целостности современной России, ее безопасности. Сложный национальный и конфессиональный состав населения, в сочетании с построением Федерации на основе национально-территориального принципа, являются “плодотворной” почвой для возникновения конфликтных ситуаций. Существенное воздействие на поддержание единства государства способны оказать и получившие развитие в 1990-е годы кризисные тенденции в социально-экономической, духовно-культурной сферах жизни общества, негативные внешнеполитические факторы.

Тем не менее, сформировались и новые политические, правовые, экономические механизмы взаимодействия, появились определенные нормы и традиции в отношениях федерального центра и регионов, регионального государственного управления и местного самоуправления и т. д. Все эти процессы связаны с инициированным главой государства реформированием федерации в России, последовательным укреплением “властной вертикали”, уточнения взаимоотношений между органами государственной власти.

Прошедшие два десятилетия развития российской государственности показали, что вопросы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти никогда не потеряют своей актуальности, т.к. являются ключевыми для решения проблем на всех политических уровнях – от локальных внутриполитических, до масштабных внешнеполитических.

Принцип федерализма доказал во всем мире свою жизнеспособность в учете и объединении единичного, особенного и всеобщего, и что очень важно – в достижении баланса их интересов. Наиболее крупные и жизнеспособные государства современного мира являются федеративными. Следует отметить и то, что федеративная модель государственного устройства создает возможности объединения и реализации своего потенциала как внутри государства, так и в межгосударственных объединениях. Как показывает мировой опыт, федерализм – это мощный рычаг приближения власти и управления в крупных государствах к особенностям и потребностям местных сообществ. И технологическим приемом для этого выступает разумное правовое разграничение властных полномочий между субъектами Федерации и Центром.

За последние годы в России кардинально изменились основные принципы функционирования исполнительной властной вертикали. Одним из фундаментальных принципов развития федеративных отношений в условиях демократического обновления политической системы является реализация конституционных основ разделения государственной власти по ее уровням с распределением прав, обязанностей и ответственности, в том числе и в области решения социальных проблем. Реализация этого принципа заложена в основных направлениях проводимой в стране административной реформы (и в предыдущие периоды, начиная с 2002 г., и на предстоящий период до 2013 г.). Однако следует отметить, что в результате уже осуществленных мер в ходе административной реформы пока не удалось сформировать полностью бесконфликтный и эффективный механизм взаимодействия органов власти. Это, несомненно, отражается и на результативности решения социальных проблем в регионах Российской Федерации.

Повышение эффективности государственной власти и управления на всех уровнях является одной из самых актуальных задач. Однако решить её в условиях сохраняющейся конфронтации органов власти разного уровня затруднительно, поэтому особое место занимает проблема формирования такой системы взаимодействий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которая позволит минимизировать социальные риски от несогласованности их действий и повысить эффективность работы по решению социальных проблем.

Потребность в оптимизации взаимодействий органов власти разных уровней вызвана рядом причин объективного и субъективного характера. Во-первых, глобальный кризис индустриальных цивилизаций заставляет искать новые, более устойчивые и перспективные формы общественно-политического, экономического и социального развития. Во-вторых, характер развития социально-политических и социально-экономических процессов в России, отражающих в настоящее время и общемировые кризисные тенденции, вызывает необходимость, с одной стороны, укрепления “вертикали власти”, а с другой, – передачу властных полномочий на места.

Упрочение взаимоотношений между органами власти различного уровня должно стать приоритетной задачей в обеспечении управляемости социальных и экономических процессов развития в российских регионах. Но для решения этой задачи пока еще недостаточен уровень законодательного обеспечения этих взаимоотношений. Организационные структуры и методы принятия решений в федеральных, региональных и местных органах управления часто дублируют друг друга, не внося определенности в порядок определения и решения социальных проблем.

Повышение эффективности государственной власти и управления на всех уровнях, безусловно, является сегодня стратегической, одной из самых важных и актуальных задач. Однако решить её в условиях несогласованности действий власти, особенно в решении социальных проблем регионов невозможно, поэтому особое место занимает проблема взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Каждый этап развития российской государственности предъявляет свои требования к системе и функциям органов государственной власти и местного самоуправления. Непрерывно идёт поиск путей оптимизации системы государственной власти и управления в России и ее регионах, того, каким образом эти разноуровневые органы должны формироваться, функционировать и взаимодействовать, чтобы быть наиболее эффективными.

Реформирование взаимоотношений между органами власти различного уровня пока ещё не стало приоритетной задачей: весьма низок уровень законодательного обеспечения этих взаимоотношений; организационные структуры и методы принятия решений в федеральных, региональных и местных органах управления зачастую дублируют друг друга; наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и пр.

Социально-управленческий характер вопросы взаимодействия органов властей всех уровней принимают тогда, когда на первый план выходят социальные проблемы и проявляется необходимость формирования действенных механизмов их решения. Социальные проблемы, как правило, концентрируются и структурируются на региональном (субъекта Российской Федерации) уровне. В силу специфики современного российского федерализма и сложившейся “вертикали власти” в их решении с необходимостью принимают участие федеральные властные структуры, аппараты федеральных округов, региональные органы власти и управления, местное самоуправление. Поэтому их взаимодействие между собой неизбежно, и от того, на каких принципах оно будет строиться, какие цели преследовать, какова будет в нем роль каждого субъекта (уровня власти), зависит социальная эффективность и результат принимаемых решений и осуществляемых мероприятий.

Сегодня постоянно растёт интерес к проблемам взаимодействия органов власти различного уровня со стороны современных учёных-социологов. Усиливается внимание к этому вопросу со стороны законодателей. За последние годы было принято значительное количество нормативных документов на всех уровнях, регулирующих эти взаимоотношения. Однако всё ещё остаются весьма слабо проработанными вопросы специфики развития и практической эффективной реализации такого взаимодействия, особенно в условиях полиэтнической (многонациональной) среды.

Перспективы решения проблемы взаимодействия органов власти можно связать с тем, что на различных уровнях власти продолжают обсуждаться готовящиеся изменения в законодательстве, связанные с разграничением полномочий центра и регионов, а также проведение реформы местного самоуправления. Одним из главных вопросов, волнующих региональных законодателей сегодня, являются отношения региональных и местных органов власти.

Современный процесс взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти идет противоречиво и постоянно наталкивается на субъективные проблемы: настойчивое сопротивление руководителей всей вертикали властных государственных структур, а также местного самоуправления. Не способствует улучшению взаимоотношений между органами власти и слабая проработанность действующих законов разного уровня.

Разнообразный и разносторонний опыт взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в субъектах Российской Федерации, Федеральных округах может дать необходимый материал для анализа этих процессов и выработки необходимых решений для их оптимизации и совершенствования.

В современных условиях проблема взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти определяется сложившимся типом федеральных отношений и носит социально-управленческий характер. Она не может быть разрешена в пользу какого-то одного уровня власти, так как объект взаимодействия интегрирован в деятельность каждого субъекта взаимодействий и социален по своей природе. Это в наиболее широком аспекте – российское общество в целом, российский народ, его интересы и потребности. В более конкретном виде – это региональные и местные сообщества и их интересы и потребности. Поэтому оптимизация взаимодействия органов власти – это не только организационный, но и социально-управленческий процесс, который имеет свои общие основания и региональные особенности.

Взаимоотношения федеральных и региональных органов власти нельзя считать раз и навсегда установленными. Они нуждаются в длительном совершенствовании и могут претерпевать существенные изменения из-за политических, экономических и иных условий, как это проявилось в самый острый период мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. Российские регионы, особенно самые проблемные из них, сохранили необходимый уровень экономической и социальной стабильности благодаря взаимодействию с федеральными структурами власти, действию федеральных целевых программ, прямой федеральной поддержке региональных проектов и т.п. В этом проявился смысл и значение взаимодействия органов власти различного уровня в современных условиях Российской Федерации.

Заключение

Распад Союза ССР, развитие центробежных процессов в России и некоторых других государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, обусловили необходимость выработки новых научных подходов к поддержанию государственного единства.

Модернизация системы государственного управления, начатая в 2000 году по инициативе Президента РФ и отразившая курс на усиление властных полномочий федерального центра в отношениях с региональными и муниципальными органами власти и укрепления властной вертикали, в целом имела положительный эффект для укрепления российской государственности. Она не свидетельствует об отказе от построения федерации в России и возврате к унитаризму во внутригосударственном строительстве. Скорее, это свидетельство преобразования России из децентрализованной федерации в централизованную.

Экс-Президент России В.В.Путин однозначно подчеркнул в своем послании, что для укрепления государственной власти и всей ее вертикали нужно не отказываться от федерализма. Наоборот, Президент предложил целый ряд мер по повышению эффективности реализации своих властных полномочий на всех уровнях. Послание Президента предостерегает чиновничество от командно административных методов работы и попыток возродить и реализовать унитаристское мышление и подходы, в том числе и в структурах федеральных округов. Недопустимо превращать демократию в демократический централизм.

Попытка разработки уникальных механизмов в управлении государством – это одновременно и сильная, и слабая сторона сложившейся в России модели государственного властвования. К ее недостаткам относятся риски, обусловленные чрезмерным увлечением укрепления властной вертикали, слабостью альтернативных механизмов поддержания единства государственной власти, служащего фундаментом государственного единства.

И дело здесь не в том, идет ли речь о централизации и децентрализации. Мы привыкли к тому, что централизация – это есть укрепление Государства российского. Это не всегда так. Для укрепления государства столь же важна и децентрализация.

В целом по России получается так – экономика находится в условиях феодализма, потому что основной ее источник – это сырьевые ресурсы. Экономические программы, которые принимает Правительство, находятся на стадии капитализма, а бюджетные вопросы у нас пытаются решить на уровне социалистического распределения. И здесь мы, кроме общих слов, не сумели еще перейти к формированию новых конкретных, справедливых правовых механизмов разграничения полномочий. Только после этого мы можем подойти к выработке нормальной системы межбюджетных отношений.

Федеративное государство, даже при кажущейся рыхлости властной вертикали, наиболее жизнеспособно, ибо более успешно учитывает и управляет разнообразием, выявляя потенциал отдельных частей и обеспечивая тем самым целостность и единство многонационального государства. В случае необходимости за Федерацией должно быть закреплено и право обеспечить прямое воздействие на органы власти территорий, ибо Федерация в целом является главным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина данного государственного сообщества, независимо от их национальной принадлежности и территории проживания.

Построение оптимальной модели взаимоотношений в системе российской власти подразумевает формирование системы сдержек и противовесов, при котором она будет способна эффективно и согласованно работать и в стандартных, и в экстраординарных ситуациях. Федерация должна быть способна применять своевременные меры против действий, угрожающих государственной целостности, правам и свободам граждан, этнических и иных местных сообществ, меньшинств.

Законодательное определение полномочий в рамках укрепления властной вертикали – это центральный вопрос для Российской Федерации и ее федерализма.

На данный момент – стержневая проблема, важнейшая политическая задача укрепления государства, задача единения народов и земель российских находится под пристальным взором общественности, как внутри страны, так и за ее пределами. Это шанс, выйти на передовые позиции в мире по наличию уникальных механизмов государственной власти. Что, соответственно, приведет не только к признанию России как государства, способного к созданию нового и эффективного, но и повысит уровень благосостояния граждан, даст новый виток в развитии экономики, и внешней коммуникации.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что федерализм – это постоянный поиск механизмов согласования интересов, достижения их баланса, преодоления противоречий, а также потенциала самобытного развития и саморазвития общности интересов граждан, всех субъектов федерации, всего общества многонационального народа Российской Федерации.

Федеративная модель государственного устройства России и укрепление властной вертикали на данный момент идут в одном строю. И последняя скорее всего докажет свою эффективность в качестве инструмента управления государством и защиты его целостности. Она позволяет на основе действующей Конституции страны стратегически обеспечивать прочную и фундаментальную общность интересов граждан России, укреплять российскую государственность.

Список литературы

.Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб.: Питер, 2009. Изд. 2-е.

.Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. http://www.hist.msu.ru/ER/

.Боханов А. Н., Шестаков В. А., Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Учебник для вузов. М.: Проспект, 2009

.Герасимов Г. И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 гг. Учебное пособие для вузов. М., 2008.

.Золотарева, М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы / М.В. Золотарева. – М., 1999.

.Зубов, А.Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России / А.Б. Зубов // Полис. – 2000. – №5.

.Казанцев В. Г., Игнатов В. Г., Чичканов В. П. и др. Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях Коллектив. моногр. Редкол.: Игнатов В. Г, 2008.

.Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 2003 года // Российская газета. – 2003. – 17 мая.

.Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации “О действенности государственной власти в России”. – М., 1995.

.Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2002-2008гг. http://www.parliament.ru/wps/wcm/connect/parliament/ru/mes_president/

.Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей. М., 1995.

.Шишкина Н. О. Процесс демократизации в современной России: укрепление вертикали власти Демократизация как глобальная тенденция современного мира: Матер. межвуз. студ. конф., Санкт-Петербург, 18 ноября 2005 г. / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2005.

.Ежегодном послание Президента России Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года

.Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 138.

.Фетисов М.Г. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти – важнейший фактор укрепления вертикали исполнительной власти //Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России: Доклады и сообщения на международной конференции. Июнь 2001 г. Вып. 1/ Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов-на-Дону: Изд-во: СКАГС, 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru

Дата добавления: 30.05.2013