Министерство образования Российской Федерации
Пензенский Государственный Университет
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа
Дисциплина: Теория государства и права
Тема: Унитаризм, федерация, конфедерация
Выполнил:студент группы 00Ю-1,
ТереховЕ.В.
Проверил:к.ю.н., доцент,
БалакинД.В.
г. Пенза
2000 год
Содержание
Введение… 3
I. Форма государственногоустройства: понятие, виды и значение для формы государства… 6
II. Унитарное государство… 8
1. Понятие и признаки… 9
2. Виды унитарных государств… 10
III. Федеративная формагосударства… 12
1. Понятие, признаки, задачи ипринципы образования федерации… 12
2. Виды федераций… 16
3. Современные проблемыроссийского федерализма… 17
IV. Конфедеративная формагосударственного устройства… 22
1. Понятие, признаки иособенности конфедерации… 22
2. Межгосударственные и союзныеобразования… 25
Заключение… 29
Список используемой литературы… 31
Список нормативно-правовыхактов… 32Введение
Государство – это сложнаяполитическая организация, с различными функциями, формами, принципамиобразования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так несуществует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типагосударства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формыпозволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь междучастями государства и целым государством, какие методы используются дляосуществления власти. Более полное представление о форме конкретногогосударства дает анализ трех его составных частей – формы правления,государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд,наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит оченьсубъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократическийрежим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другомугосударству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешьисторических, культурных, религиозных и других особенностей народов,проживающих в этом государстве.
Для рассмотрения в своейкурсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов:унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным ужена протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе нетолько среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей,наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенныегосударства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом игражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами делениягосударства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
Больше внимания в моей работеуделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящеевремя федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира — это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территориивсех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства,требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствахпроблем. Поэтому я рассматриваю сначала унитарную форму как более простую, азатем уже федеративную и конфедеративную как более сложные формы.
В своей работе я стараюсьрассматривать вопросы не только с правовой и теоретической стороны, но ипроводить какие-то исторические параллели и аналогии, искать примеры и ответына некоторые вопросы в прошлом нашей страны и других государств.
Нельзя объять необъятное,поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь лишь на наиболее общих понятияхрассматриваемых вопросов, ведь каждый вопрос может стать объектом большогонаучного исследования и таковым является. При этом я постараюсь не забыватьприводить мнения различных исследователей по той или иной проблеме.
Проблемамиформ государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи.Когда вопросы государственного устройства попали в поле зрения Маркса иЭнгельса, они считали, что унитарное государство имеет преимущество передфедеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи междутрудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизацииреволюционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах.Однако такая посылка оказалась справедливой для таких стран, как, скажем,Германия, Франция, стран в национальном отношении практически однородных, гдене было и не могло быть сколько-нибудь серьезных межнациональных конфликтов.Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что подбританскими колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский,ландский, валиийский и, что если государство там станет унитарным, то неизбежноразмежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть, английский рабочийобъединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и т. д. Для того,чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии необходимафедеративная форма государственности, которая обеспечит равноправие различныхнародов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации различныхнациональностей.
Такимобразом, в рамках марксистской теории под формой государства понимали внешнеевыражение социально-классового и национально-территориального содержаниягосударства, которое определяется характером взаимоотношениями между основнымиструктурами государства — высшими органами государственной власти, между этимиорганами и органами власти и управления территориальных подразделенийгосударства, но за рамками изучения оставались иные факторы, влияющие на формугосударственного устройства, прежде всего национальные и исторические традиции,национальная психология, религиозное сознание, культурная среда, уровеньидеологизации и политизации общества, экологические (географические) факторы имного другое.
Внастоящее время отечественная теория государства и права как наука, постепеннопреодолевающая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистскойконцепции общественного развития, может предложить более глубокое и достаточнообоснованное понимание формы устройства как одной из основных характеристикформ государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить болеереальный прогноз их развития. Нечего и говорить, как это важно сейчас дляполитической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формыорганизации территориального устройства страны. Не менее важно при этомучитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научногорассмотрения — исторические традиции, национальная психология, религиозность ит.п.
При этомподчеркнем — современная теория государства удерживает все то позитивное, чтобыло накоплено на предыдущих этапах её развития, в том числе и на марксистскомнаправлении, а также более глубоко учитывает и все то, что по вопросам государственногоустройства было накоплено иными теоретическими государственно-правовымишколами. Вместе с тем она исключает то, что было примитивно упрощено, входило вотечественную теорию государства и права как результат догматизации ивульгаризации марксистской теории.
Следует такжеотметить, что наряду с изучением формы государства с позиций теории государстваи права в юридической науке государственное устройство, система властиизлучаются более конкретно отраслевой наукой государственного(конституционного) права. Поэтому теория государства и права, как и следует изеё методологии, даст лишь самые основные, отправные положения, касающиеся формыправления.I. Форма государственного устройства: понятие, виды изначение для формы государства.
Формагосударственного устройства — национальное и администpативно-теppитоpиальноестроение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между егосоставными частями, между центральными и местными органами и государственнойвласти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределениягосударственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, ихразделения между составными частями государства. Форма государственногоустройства показывает:
— изкаких частей состоит внутренняя структура государства;
— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей натерритории данного государства.[1]
Поформе государственного устройства все государства можно подразделить на триосновные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные (см. схему 1).
Насегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональныхгосударств — унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, каквнутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива однойединой, центральной власти.
Федерализмпредполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований,входящих в состав единого государства.
Чтоже касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственныхобразованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся сопределенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полнуюнезависимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали частьсвоих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силулишь с одобрения всех членов конфедерации.
Необходимостьопределенным образом построить территориальную организацию государства вытекаетиз того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории,там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своегосоциального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан,создания страховых запасов и т.п. — государство ведет разнообразнуюдеятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы,пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степенираспределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляеторганизацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одногоцентра при значительной численности населения и больших размерах государствастановится объективно невозможным.
Послеопределенного порога численности граждан и размеров территории возникаетнеобходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края,кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этихтерриториальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникаетпотребность распределить полномочия между центральными и местными органамивласти и управления.
Как, например,шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. сталидействовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигалоопределенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения дееспособноговозраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральнуюассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когданаселение достигало численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен былпринять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатамиво всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почтиво всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.[2]
Кроме того,население того или иного государства может быть многонациональным. Каждаянародность, нация может иметь свои традиции, исторический опытгосударственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этотмногонациональный аспект населения.
Наконец,субъективные и даже случайные факторы — заимствования, политико-правовыеподражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другоетоже влияют на территориальную организацию государства.
Территориальноеустройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточныедеспотии — империи — делились на провинции, города, сатрапии, завоеванныетерритории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти иуправления.
Так онособственно и должно было быть при переходе человечества в IV — III тысячелетиидо н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновениепервоначально городов — государств, а потом их различных форм привело к заменекровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества,территориальной организацией общества. Но эта территориальная организацияобъективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования,появление сложной структуры органов государства.
Разумеется,государство — это не сумма его территориальных образований, но без этойструктуры государство функционировать не может.
Теориягосударства и права выделяет несколько видов территориального(национально-государственного и административно-территориального) устройствагосударства.
Схема 1
/>
/> I. Унитарноегосударство1. Понятие ипризнаки.
Унитарноегосударство — форма государственного устройства, при которой территория государства,в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, аподразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области),которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственногосуверенитета не обладают.
Унитарноегосударство характеризуется следующими признаками:
1.Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшиепредставительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляютруководство соответствующими местными органами.
2. Натерритории унитарного государства действует одна конституция, проводитсяобязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая икредитная политика.
3.Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа,провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеютсвоих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований,внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же времяместные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда изначительной самостоятельностью.
4.Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие почисленности национальности, широко допускает национальную и законодательнуюавтономию.
5.Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы,которые официально представляют страну на международной арене.
6.Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которымиосуществляется центральными органами государственной власти.
7. Вподавляющем большинстве современных унитарных государств основноетерриториальное деление является политико-административным. Наряду с ним в рядестран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, гдедействуют органы общей администрации, так и специального где действуютспециализированные государственные органы (судебные округа).
Числоступеней политико-административного деления зависит от численности населения иразмеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менеекрупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, еслиВеликобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.
Как правило,унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинствонаселения является представителем одной нации. Также унитарная формагосударственного устройства характерна государствам с монархической формойправления.
Историческиунитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самимгосударством. Все без исключения государственные образования древности исредних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером томумогут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековыеевропейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма,появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в областигосударственного строительства многих стран иных форм государственногоустройства — федераций и конфедеративных государственных союзов.
В наше время,как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но этоявление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше.Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легкоуправляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-заотсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределениеи самостоятельное государственное строительство), а также для монархическихгосударств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика,Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройствахарактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой — либофедерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации являетсягосударством с унитарной формой правления. 2. Видыунитарных государств.
Сточки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделитьна децентрализованные и централизованные.
Вдецентрализованных унитарных государствах существует конституционноераспределение полномочий между центральной властью и территориальными единицамивысшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Различиеже с централизованными государствами заключается в том, что они(централизованные) — это те государства, в которых нет местной автономиивообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверхуадминистраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическимирежимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлениивласти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можновстретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако встранах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органоввласти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
Взаключении следует отметить, что в демократических государствах частоконституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостностиполитико-административных единиц, особенно первичных городских и сельскихобщин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, этигарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.III. Федеративная форма государства1. Понятие,признаки, задачи и принципы образования федерации.
Федерацияпредставляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельныхгосударственных образований в одно союзное государство. Федеративноегосударственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет своиособенности, которые определяются историческими условиями образованияконкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны,своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например,можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном правительствепредпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний ирегионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад министра-председателявнутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России «на основепреобразования органов непосредственного государственного управления на местахв органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственнойвласти». Но федерализм юридически был закреплен после октябрьскойреволюции 1917 г. в конституции РСФСР 1918 г. В декабре она вместе с другимиреспубликами (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировалановое федеративное государство — СССР.
Помнению Хаффмана, федерализм — это такая форма организации правительства,которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнемколлективного единства и делает это таким путем, при котором региональныеправительства играют вполне конкретную роль.[3]
Ясчитаю, что определение, которое дает Хаффман не точно; суть оговорок здесьсводится: во-первых, к некоторой неточности, содержащейся в приведеннойдефиниции (федерализм, на мой взгляд, — не только и даже не столько «Формаорганизации правительства», сколько, прежде всего форма организации самогогосударства), во-вторых, к значительной абстракции приведенной дефиниции (онабыла бы более конструктивной и эффективной, если бы содержала в себе помимосамых общих теоретических выкладок и положений и более конкретные, четчеидентифицирующие рассматриваемое явление суждения. Что же имеется ввиду? Преждевсего, указание хотя бы в общих чертах на основные общеродовые, свойственныевсем без исключения федеративным системам признаки и черты, на принципы ихпостроения и функционирования, а также на их основные цели и задачи.
Аксиоматичным,в частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система,независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единоесоюзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельныхгосударств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектомфедерации имеет свое собственное административно-территориальное деление,создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти иуправления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своейконституцией и текущим законодательством, может иметь в редких случаяхсобственные воинские формирования и гражданство.[4]
Следуетвыделить ряд основополагающих принципов образования, функционированияфедеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оцениватьлюбую, в том числе и Российскую федерацию:
– добровольное объединение государств или государственных образований вфедерацию;
– равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории,численности населения, экономического потенциала;
— плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и сгражданами;
– широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать вфедеральных и региональных политических процессах;
— соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонноесоблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальнымиорганами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении другс другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными ииными общественно-политическими органами и организациями.
Любаяфедеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельностьосуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когдачетко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местныхгосударственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этомсмысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как«договорного отказа от централизма», как «структурно оформленнуюдисперсию полномочий» между различными государственными организациями — своего рода властными центрами, «законные полномочия которых гарантируютсяконституцией». Важно исходить так же из того, что федерализм — это неодномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но идинамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется ввиду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторонлибо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др.Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика,процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимсяхарактером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периодыистории, данные отношения являются в различной степени жесткими,централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, вкакой стране он устанавливается — в США, Германии, России, Канаде — существуетне сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служенииобществу, отдельному человеку.
Федерализмпреследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:
– «примирение единства и разнообразия»;
– защита от тирании центральное правительство;
— создание условий для участия населения в политических процессах на несколькихуровнях власти;
– создание условий для повышения ” эффективности производства черезрегиональную конкуренцию” и выступление в качестве формы или пути «кстимулированию новаторских идей в региональных правительствах».[5]
Главная жеиз целей — всестороннее обеспечение процесса свободного развития различныхнациональностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прави свобод граждан.
Следуетвыделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративныхгосударств:
1. Территория федерациисостоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель,республик и т. п.
2. Всоюзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией иее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
3.Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют своивысшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. Вбольшинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральныхединиц.
5. Прифедеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,представляющая интересы членов федерации.
6.Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерацияхосуществляют союзные государственные органы. Они официально представляютфедерацию в межгосударственных отношениях.
Федеральнуюсистему государственного устройства можно рассмотреть на примере СоединенныхШтатов Америки: центральным элементом американского федерализма являетсяналичие реальной власти отдельных штатов определять свою собственнуюполитическую структуру, впрочем, как и саму политику. Штаты сами определяют«свой электорат», устанавливают обязательные требования«прохождения партийных кандидатов на государственные посты не иначе как черезпраймэриз (первичные выборы)». Другие же штаты в отличие от федеральногозаконодательного органа могут создавать однопартийный парламент (штатНебраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и членыкабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельныештаты вправе принимать законы о проведении референдумов.
Конкретнымпроявлением и воплощением механизма «сдержек и противовесов» стали самаструктура и порядок деятельности трех основных ветвей власти: законодательной,исполнительной и судебной. Их носителями в США выступает конгресс, президент ифедеральная система судов возглавляемая Верховным судом США.
С принятиемКонституции 1787 года США из конфедерации превратились в федеративноегосударство. Создание федеративного государства отвечало интересам образованияи функционирования эффективной государственной власти, способной защитить иобеспечить общие интересы объединившихся штатов. Одновременно выборфедеративной формы государственного устройства должен был послужить гарантиейсохранения определенной самостоятельности штатов. И ограничить всесилиецентральной власти. Федерализм выступал в качестве орудия и средствапредотвращения узурпации власти или злоупотребление ею. Это было также своегорода разделения властей, но не по горизонтали, а по вертикали.
По Конституциивсе вопросы, связанные с предметом ведения штатов и центра, строгораспределены. В тексте Конституции перечислено, что именно отнесено к ведениюфедерального парламента — конгресса (раздел 1 и 8 ст.1) и что запрещеноотдельным штатам (раздел 10 ст.1). В тексте определено, что все то, что неотнесено Конституцией к полномочиям федерации, остается в компетенции субъектовфедерации.
Кведению федерации отнесены важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения,внешней политики и обороны, патентное и авторское право, федеральноесудоустройства, порядок приобретения американского гражданства и некоторыедругие вопросы. Также в США действует принцип верховенства федерального права.[6]
2. Видыфедераций
Существуетдва вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие междутерриториальной и национальной федерацией состоит в различной степенисуверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерацияхобладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членовфедерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальныхгосударственных образований. Общенациональная государственная властьосуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая ихнаиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальнойфедерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатическиеотношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические,экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такиеособенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральномугосударственному устройству.
Итак,можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, неявляются суверенными образованиями;
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства вмеждународных отношениях;
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
Примеромтерриториальной федерации являются США, Мексика и Германия.
Национальная:
1. Субъекты – национально-государственные образования;
2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
4. Утверждения права на самоопределение.[7]
В настоящее времянациональной федерацией является Индия.
Рядисследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такомутипу относится форма государственного устройства России. Применительно кроссийскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е.федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом вследующем пункте моей работы.
3. Современныепроблемы российского федерализма
Проблемыстановления современного федеративного государства являются насущными и однимииз важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти кподлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России:сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы,демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами,эффективное функционирование законов и многое другое.
КонституцияРоссийской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основуразвития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация – Россияесть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоитиз республик, краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти, автономных округов – равноправных субъектов РоссийскойФедерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на еегосударственной целостности, единстве системы государственной власти,разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации,равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, вовзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъектыРоссийской Федерации между собой равноправны».
Какпоказала практика, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерацииосновополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов властии органов власти субъектов Федерации в целом обеспечивают эволюционный характерразвития федеративного государства.
Вто же время чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснеестановится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений,острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм,касающихся Федерации.[8]
Итак,мы подошли к основному нашему вопросу, а именно к современным проблемамроссийского федерализма.
Исследовательданного вопроса Лысенко В.Н. выделяет четыре проблемы:
1.Симметричность и асимметричность Российской Федерации;
2.Проблема разграничения предметов ведения и полномочий;
3. Повышение роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений;
4. Федеративное вмешательство в права субъектов Федерации.
На мой взгляд, первый и второй пункт можно объединить в одну большуюпроблему разграничения предметов ведения и полномочий между органамифедеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации,так как это и есть вопрос об асимметрии Федеративного устройства.
По этой проблеме существует множество мнений, порой дажепротиворечивых. Так Л.М. Карапетян, исходя из сконструированной им «идеальной»модели федерализма, постулирует обязательность одинакового, равноправного,правового статуса субъектов федерации и на этой основе, с теми или инымоговорками, но, в конечном счете, достаточно категорично отвергает возможностьсуществования асимметричных федераций. Л.М. Карапетян утверждает: «При«асимметричности» статуса субъектов государство перестает быть федеративным.[9]Довольно в критической даже ироничной манере, но с убедительной доказуемостью,несостоятельность этой теории раскрыта Э.В. Тедевосяном в статье «Омоделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций». Но, несмотря на это, теория Карапетяна имеет право на существование.
Самой серьезной проблемой является противоречие между принципомравноправия субъектов РФ (ст.5 КРФ) и разностатусность республик, с однойстороны, краев и областей – с другой, автономных округов – с третьей. Внастоящее время в связи с неурегулированностью федеративных отношенийпоявляются нормативные акты, разграничивающие статусы различных субъектовФедерации. Основными такими нормативными актами являются Конституция РоссийскойФедерации и Федеративный договор, который подписали на сегодняшний момент около50 субъектов Федерации. Зачастую вопреки КРФ в них (в договорах) содержитсяперераспределение не только совместных предметов ведения и полномочий, но иряда предметов ведения и полномочий РФ в пользу субъектов РФ (Татарстан,Башкортостан, Саха (Якутия) и т.д.). Часто это приводит к всевозможнымпутаницам и неразберихам. Именно такого рода Федерации и принято называтьасимметричными. Но возможно ли построение в России симметричной Федерации?Наверное, в ближайшее время этого сделать не удастся, потому что «нашаФедерация продолжает базироваться на двух принципах:национально-государственном и территориальном… и полностью уравнять в правахреспублики как национально-территориальные образования и края и области кактерриториальные образования не удастся и не нужно. Речь должна идти только оспецифических правах, связанных с особенностями национального состава инациональных отношений в республиках (право на второй государственный язык, нанациональную культуру), но отнюдь не с социально-экономическими и политическимиправами и тем более льготами и привилегиями».[10]
Таким образом, Российская Федерация в обозримой перспективе фактическибудет сохраняться как асимметричное государство. Но эта асимметрия будетпроявляться не на уровне важнейших конституционных полномочий, прав иобязанностей, а на уровне специфических особенностей, связанных сэкономическими, культурными, историческими, национальными географическимиособенностями того или иного субъекта Федерации.
Другой важной проблемой федерализма является повышение роли СоветаФедерации в развитии федеративных отношений, определение его статуса и вопрос о«вертикали» власти. Этот вопрос, сформулированный Лысенко в 1997 году нашелотражение в 2000, когда по инициативе Президента РФ, поддержке обеих палатФедерального Собрания был принят пакет законов определяющий:
1. Порядок разделения Российской Федерации на семь территориальныхокругов: Северо-Кавказский (центр – Ростов-на-Дону), Центральный (Москва),Северо-Западный (Санкт-Петербург), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский(Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск). Такоеразделение не ставит под сомнение суверенитет отдельных регионов и не ставитрегион, в котором находиться «столица» округа в привилегированное положение, неставит власть представителя президента выше представителей власти субъектовФедерации, а лишь упорядочивает систему «вертикали власти» на местах, врегионах. Каждый из округов возглавляется представителем президента по этомуокругу, а он в свою очередь назначает своего представителя в одном из регионовего округа. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина такоеразделение служит средством централизации власти, укреплении контроля состороны центральных органов к органам местной власти. В связи с этим нельзя неупомянуть о распоряжении президента о приведении уставов и конституций всехсубъектов Федерации к стандарту Конституции РФ, так как зачастую конституции иуставы некоторых субъектов не только не соответствуют, но и противоречатКонституции РФ. В случае не выполнения этого распоряжения к высшим должностнымлицам таких субъектов могут применяться санкции, вплоть до уголовногонаказания. Эта реформа долго обсуждалась и обсуждается, но необходимость впроведении реформы, на мой взгляд, утвердится спустя некоторое время.
2. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».Суть сводится к тому, что раньше в Совете Федерации было два представителя отрегиона – глава исполнительной и законодательной властей. Теперь их также два,но представители законодательного и исполнительного органов субъекта выбираютсязаконодательными собраниями субъектов. Здесь выборы не прямые – выбираютвыборщики. Споры по этой реформе дошли до того, что некоторые главыисполнительной власти субъектов демонстративно перестали посещать заседанияСовета Федерации. Однако, это не изменило общего положения и отношения к нейбольшей части Совета Федерации.
3.Суть третьей и четвертой части реформы заключается в том, чтопрезидент Российской Федерации может отстранить от занимаемой должности главуисполнительной власти любого субъекта Федерации, несмотря на то, что он выбраннародом, а не назначен собственно президентом РФ. Однако, для процедурыотстранения необходимы существенные причины. Немного уравновешивает этоположение следующее: глава исполнительной власти субъекта Федерации имеет возможностьотстранять от занимаемых должностей выборных глав городов и районов своегосубъекта. Конечно, эти нововведения с одной стороны помогут достичь лучшейподотчетности и контролируемости деятельности со стороны президента РФ с однойи глав субъектов Федерации с другой, однако возможность отстранять отдолжностей выборных глав районов и городов со стороны глав субъектов РФ, можетпривести к политическим раздорам и противостояниям в тех регионах, к которыхвласть и авторитет главы субъекта велика (Александр Лебедь в Красноярском крае,Аман Тулеев в Кемеровской области и др.).
С принятия реформы «о вертикали власти» прошло больше полугода.Заметного влияния на федеративные отношения эта реформа не оказала, разве чтоувеличилось число чиновников. Некоторых изменений следует ждать тогда, когдаистекут сроки полномочий действующих глав субъектов Российской Федерации, и ихместо займут выборные представители. А до этих пор, представителиисполнительной власти в Совете Федерации занимаются законодательной деятельностью,что в принципе противоречит принципу правового государства, установленного в 1ст. Конституции РФ, а именно, «разделение властей».
Важной проблемой российского федерализма является степень вмешательствафедеральных государственных органов в дела субъектов Федерации. Именно«степень» вмешательства важна для рассмотрения, т.к. идея о вмешательстве илиневмешательстве давно решена в пользу первого. Предметы исключительного веденияРоссийской Федерации, предметы ведения субъектов РФ и предметы совместноговедения РФ и ее субъектов зафиксированы в важнейших нормативных актахгосударства. Это – Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, Федеративныйдоговор, принятый 31 марта 1992 года и Федеральный закон «О принципах и порядкеразграничения предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации» от 24 июня 1999 года. Однако в КРФ сказано, что ПрезидентРФ вместе с судом необходимой юрисдикции вправе разрешать споры между органамивласти РФ и органами власти субъектов, проблемные ситуации внутри субъекта(вплоть до отмены результатов выборов). В статьях 85 часть вторая и в статье 88прописано, что Президент РФ может «приостанавливать действие актов органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этихактов Конституции Российской Федерации и федеральным законам…» и «ПрезидентРоссийской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренныхфедеральным конституционных законом, вводит на территории Российской Федерацииили в отдельных ее местностях чрезвычайное положение…»
Ксожалению, объем работы не позволяет в полной мере рассмотреть все проблемыроссийского федерализма и, завершая данный вопрос, я хотел бы сказать о том,какие направления скорее будет включать реформирование федеративных отношений(а оно неизбежно):
1.Укрепление целостности РФ как единого федеративного государства, укреплениеединого правового пространства, координация правотворчества в регионах.
2.Последовательная реализация конституционного равенства субъектов Федерации вовзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должноспособствовать преодолению фактического политического исоциально-экономического неравенства субъектов Федерации.
3. Оптимальное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. Чтобыдостичь этого, необходимо более четко определить границы компетенции Федерациии ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения онеобходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевомзаконодательстве.*IV. Конфедеративная форма государственного устройства1. Понятие,признаки и особенности конфедерации.
Конфедерация- форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственнойвласти и управления, они создают специальные объединенные органы длякоординации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Какформы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящеевремя не существует нигде, а разных этапах истории образовывались конфедерации,но после непродолжительного существования они распадались, либо обреталифедеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе чертыкак международно-правовой, так и государственной организации, она подвоздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для еесохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы.Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации смононациональным составом (США, Германия)[11],аконфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция,Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов.Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрироватьконфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации — североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится кконфедерации (но только в экономическом вопросе)
США:С момента обретения независимости американские штаты образовали де-фактоконфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась заотдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первойобщенациональной конституцией — Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерациипредусматривали орган представительной власти — Конгресс конфедерации, вкотором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующиеполномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы,формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важныеполномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в составКонгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной исудебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносына ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративнойоснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами поквотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербностьконфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость — Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы.Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальныепотрясения — таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г.,учредившая федеральную форму государственного устройства.
Швейцария:Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзногодоговора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а такжевсе права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство,заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формывнутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другомкантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу.Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы.Парламент Швейцарии — Сейм конструировался не как орган представительства, акак собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сеймаподчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительныерешения. Правительство союза — Исполнительный совет был лишен властныхполномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решалиськантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса вШвейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом сталоучреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.[12]
Опытистории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделитьследующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
1.Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций былаобразованна на основе соответствующих договоров;
2.Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попыткасецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означаетрасторжение договорной связи с союзом;
3. Конфедерацияне обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим внее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территориигосударства, входящего в состав конфедерации, без их согласия;
4.Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целомнезначительного круга вопросов. Это — вопросы войны и мира, внешней политики,формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров междусубъектами конфедераций;
5.В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которыенеобходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам;
6.В представительных органах конфедерации делегаты представляют нетерриториальные части или население одного государства, а суверенитетгосударства;
7.Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властнымиполномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия иадресованы к органам власти субъектов конфедерации;
8.Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа впризнании, либо отказа в применении актов союзной власти;
9. Бюджетконфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает;
10.Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения,препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;
11. Какправило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;
12. Воинскиеформирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялосьих двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
13. Вконфедерации нет союзного гражданства.
Конфедеративнаяформа государственного устройства может служить основой для образованиясуверенных унитарных или федеративных государств.
Существуетмнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространеннымявлением. Алексеев С.С. пишет: «Не исключено, однако, что конфедерация (идаже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной модельюгосударственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаютсягосударства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие,как СССР, Югославия».[13]2.Межгосударственные и союзные образования
Межгосударственныеобразования я хотел бы разобрать и показать особенности этого видаконфедеративных государств на примере Содружества Независимых Государств (далееСНГ) и роли в нем России.
Распадв 1991 году СССР не выстроил каменных стен на границах бывших союзныхреспублик. Объективные законы исторического развития оказались сильнее амбицийполитиков. Россия с ее огромными материальными и людскими ресурсами сталацентром экономической интеграции, желанным потребителем неконкурентоспособнойна мировом рынке продукции стран «ближнего зарубежья». Политический авторитетРоссии позволяет ей с большими или меньшим успехом осуществлять миротворческиеоперации в горячих точках бывшего союза, выступать посредником в мирныхпереговорах между воюющими государствами.
Взаимоотношенияс «ближним зарубежьем» подвержены влиянию как внутренних, так и внешнихфакторов. Сиюминутные политические выгоды от предвыборных обещаний вернутьпрежнюю спокойную жизнь в рамках СССР, решить одним махом проблемусоотечественников в других республиках оборачивается недоверием со сторонысоседей, желанием заручиться поддержкой более сильных стран на случайнепредсказуемого развития событий. При этом не остаются в стороне и другиестраны. Включение ими в сферу своих интересов государств-участников СНГстановится причиной острых дипломатических конфликтов. Тем не менее, Россияпродолжает сохранять свое главенствующее положение в СНГ и дальнейшее развитиесобытий в этой области во многом зависит от мудрости, терпения и гибкостиполитики нашего государства.
Завремя существования Содружества был подписан ряд соглашений, касающихсявопросов обороны и охраны границ, денежно-финансовой политики, промышленности,транспорта, охраны окружающей среды.[14]
Итак,Содружество Независимых Государств – это межгосударственное объединение,образованное Белоруссией, Украиной и Россией. В соглашении о создании СНГ,подписанном 8 декабря в Минске, эти государства констатировали, что СССР вусловиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили остремлении развивать сотрудничество в политической, экономической,гуманитарной, культурной и других, Армения, Казахстан, Молдавия, Таджикистан,областях. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились АзербайджанТуркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Украиной и Россиейв Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, которыйпредусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав исвобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество вформировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта исвязи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной ииммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничествов оборонной политике и охране внешних границ.
Созданыорганы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министровиностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентскаяассамблея с центром в Санкт-Петербурге и другие. Постоянно действующий органСНГ – Координационно-консультативный комитет в Минске. Структурумежгосударственных органов см. в схеме 2.
Примеромболее тесного взаимодействия и примером союзного государства можно считатьСоюзное государство Белоруссии и России, договор о создании которого былподписан 8 декабря 1999 года. Он стал завершающим в серии документов,являющихся правовой основой этого образования (2 апреля 1996 года был подписандоговор об образовании Сообщества России и Белоруссии, а через год – Договор оСоюзе Белоруссии и России).
Союзсоздан в целях обеспечения мирного и демократического развития, укреплениядружбы, повышения благосостояния народов Белоруссии и России, обеспечениясоциально-экономического развития обоих государств, проведение согласованнойполитики в области внешних отношений и обороны, формирования единой правовой системыдемократического государства.
Воснову деятельности Союзного государства положены принципы суверенногоравенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнениясвоих обязательств. Союз не является закрытым образованием, поэтому любоегосударство, являющееся субъектом международного права, разделяющее цели ипринципы Союзного государства и готовое принять на себя обязательства,обусловленные членством в нем, может с согласия других государств-участниковприсоединиться к нему. Договор устанавливает и процедуру выхода: для этогопроводится референдум и на основании его результатов государство-участник можетпринять решение о выходе с уведомлением об этом высшие органы Союзногогосударства и других участников. Через 18 месяцев после референдума, на которомбыло поддержано решение о выходе, договор о создании Союзного государствапрекращает свое действие в от ношении выходящего государства.
Кисключительному ведению Союзного государства относятся:
– создание единого экономического пространства;
– единая валютная, налоговая и ценовая политика;
– объединенные транспортная и энергетическая системы;
– система технического обеспечения вооруженных сил;
– бюджет и управление собственностью Союзного государства и др.
Всферу совместного ведения Союзного государства и государств-участников:
– принятие в состав Союза других государств;
– совместная оборонная политика;
– гармонизация законодательства государств-участников;
– охрана окружающей среды;
– развитие образования и науки;
– борьба с преступностью и др. [15]
Союзне только обладает международной правоспособностью, но и имеет другие атрибутысуверенного государства: герб, флаг, гимн. В союзном государствеустанавливается собственное гражданство, которое автоматически получает каждыйгражданин государства-участника Союза.
Дляреализации задач Союза государства-участники создают соответствующую системуорганов: Высший Государственный Совет, Парламентское собрание и Совет МинистровСоюза.
Высшиморганом является Высший Государственный Совет, состоящий из глав государств,глав правительств, руководителей палат парламентов государств-участников.Организация работы Высшего Государственного Совета и ведение некоторых дел отимени Союза возложено на Председателя, функции которого поочередно выполняютглавы государств-участников.
Представительныморганом Союза является Парламент Союзного государства, состоящий из ПалатыСоюза (куда входят по 36 представителей от обеих палат парламент Беларуси иРоссии) и Палаты Представителей (в нее входят 28 депутатов от РеспубликиБеларусь и 75 депутатов от России, которые непосредственно избираются от своихстран). Помимо принятия нормативных актов Союза (которые являются обязательнымик исполнению), Парламент заслушивает послания Высшего Государственного Совета иотчеты Совета Министров, принимает бюджет Союзного государства. Как и другиепредставительные органы, Парламент регулярно проводит свои заседания,утверждает регламент, образует из числа своих членов постоянные и временныекомиссии. Совет Министров – постоянно действующий исполнительный орган,председатель которого назначается Высшим Государственным Советом. В его составвходит равное число представителей от каждого из государств. Все решенияпринимаются по принципу «одно государство – один голос». Структура органовуправления см. в схеме 3.
Схема2
/>
Схема3
/>Заключение
Изсделанного мной исследования о формах государственного устройства можно сделатьнекоторые выводы:
1. В чистомвиде не существует определенно унитарного, федеративного или конфедеративногогосударства. Так Испания и Великобритания, государства, считающиесяэталонами унитарного устройства, имеют свои специфические особенности,связанные с политическими, культурными и историческими традициями этих стран.Тоже самое можно сказать и в отношении Соединенных Штатов Америки, государствас федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки федерации,сформулированные в теории государства и права, не просматриваются в ФедерацииСША, хотя именно это государство является одним из первых стран сфедеративным устройством.
2. Выбор формы государственного устройства должен быть связан сомногими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными,географическими и др. Формы современныхгосударств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись вконечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние наформу государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии вВеликобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образованиягосударства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как иособенности современного внутриполитического развития данной страны и еемеждународного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распадаколониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодыхсуверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многихосвободившихся странах к частой модификации государственных форм.
3.Унитарная форма устройства – традиционна, свойственна государствам снебольшим населением и территорией или с традиционной формой правления(монархии в европейских, ближневосточных и некоторых азиатских государствах).Можно сказать, что страны с унитарной формой государственного устройства слаборазвиваются в плане правовых отношений. В таких странах в этом просто нетнеобходимости. Так в Великобритании уже на протяжении многих столетий действуетангло-саксонская система права, основанная на прецеденте, столько же существуетунитарная форма устройства.
4.Значение Федерации как формы государственного устройства в настоящеевремя очень велико. Мною уже было сказано, что федеративная система существуетв более чем двух десятках стран мира — это десятая часть всех стран мира, третьнаселения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели,которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делениигосударства, не главные. Главное, на мой взгляд, то, что государства сфедеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовыхотношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах,но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различныхнациональностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прави свобод граждан.
5.Конфедерация – инструмент интеграционных процессов между различнымигосударствами. Я поддерживаю идею некоторых правоведов об организации в будущем«Единой Мировой Конфедерации». Однако у меня несколько иной подход к развитиюконфедеративных отношений в рамках всего мирового сообщества. В будущем, но неочень близком, сформируется четыре мировые конфедерации. Первая будет созданавокруг США и ее союзников. Вторая будет состоять из России и ее союзников.Третья – из стран мусульманского мира (Палестина, Саудовская Аравия, Афганистани др.). Четвертая, как и в период «холодной» войны будет составлена из стран,не вошедших ни в один из блоков, который может быть назван блоком«неприсоединенцев». Наиболее вероятно, что в этом блоке будут состоятьгосударства Европы. Конечно, такая четырехполяность мировых сил неизбежноприведет к Третьей Мировой войне. Однако не хочется завершать курсовую работустоль пессимистичным прогнозом. И я сделаю ставку на Мировую Федерацию.
Список используемой литературы.
1. Натан Р.,Хаффман Э.: Современный федерализм: сравнительные перспективы// Международнаяжизнь. 1991 г. №4.
2. Кушнир А.:Федерация или унитарное государство.// Народный депутат 1992 г. №6.
3. ЛысенкоВ.Н.: Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения какназревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и права. — 1997 г. — №8.
4. ПусточаровВ.: Российский федерализм — сегодня и завтра// Международная жизнь. — 1994 г. — №3.
5. ТадевосянЭ.В.: О моделировании в теории Федерализма и проблема асимметричных Федераций//Государство и право. — 1997 г. — №8.
6. КарапетянЛ.М.: К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторыхпубликаций)// Государство и право. – 1996 г. — №12.
7. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1996 г.
8.Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Под ред.
Страшуна Б.А. М.:Бек, 1996 г.
9. Юридическийэнциклопедический словарь. М.1984 г.
10. С.В.Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. М. 2000 г.
11. Теориягосударства и права: курс лекций. Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.М. 2000 г.
12. АлексеевС.С. Государство и право. М.,1993 г.
13. ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М.: Юрист, 1994 г.
14. Лившиц Р.З.Теория права. М.: БЕК, 1994 г.
15. Мишин А.А.,Барабашев Г.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М.:Белые альвы, 1996.
16.Государственный строй США: М.,1976.Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародномголосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ «О ратификацииДоговора о создании Союзного государства»
3. Федеральный закон«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.
4. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)
5. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «Опоэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (с изм. и доп.от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.).
6. Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-I«О ратификации Соглашения о создании Содружества НезависимыхГосударств».
7. Договор «О создании союзного государства»(Москва, 8 декабря 1999 г.).
8. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля1992 г. N 2689-I «О Федеративном договоре».
9. Программа действий Российской Федерации и РеспубликиБеларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства(Москва, 8 декабря 1999 г.).