Управленческий анализ в торговле

Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«Санкт-Петербургскийгосударственный
инженерно-экономическийуниверситет»
Кафедра бухгалтерскогоучета и аудита
Контрольная работа
по дисциплине
Управленческий анализ
 
На тему
 
«Управленческий анализ вторговле»
/>/>/>/>/>/>Особенности торговой деятельности
Торговая деятельность – это посредническаядеятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю.
Особенноститорговой деятельности заключаются в следующем:
Ø  Торговыепредприятия продают уже готовый к использованию продукт, т.е. не подвергают егосущественной обработке. Следовательно, результатом их деятельности являетсятоварооборот, а не выручка от реализации.
Ø  Основныеи оборотные средства функционируют в сфере обращения, а не производства, ихструктура отличается от структуры основных и оборотных средств промышленногопредприятия. Важнейшую роль в оборотных средствах играют товарные ресурсы.
Ø  Структураисточников формирования средств также отличается от промышленных предприятий:небольшой размер уставного капитала, отсутствие или крайне низкая величинадолгосрочных привлеченных средств, основными статьями пассивов являютсякраткосрочные коммерческие кредиты и задолженность поставщикам.
Ø  Ассортиментоборотных активов существенно варьируется, соответственно варьируется и оборачиваемостьоборотных активов, но все же она выше, чем у промышленных предприятий./>/>/>/>/>/>Источники информации для управленческого анализа
 
Для анализа торговой деятельностииспользуют разнообразные источники информации. В основном это данныебухгалтерской и статистической отчетности.
Основныеданные, используемые при анализе товарооборота, содержатся в бизнес-плане,бухгалтерской и статистической отчетности. В бизнес-плане торговых организацийпредусматриваются показатели реализации товаров, товарных запасов и поступлениятоваров. Основными формами статистической отчетности являются форма № 1-торг«Отчет о товарообороте и запасах товаров», форма № 3-торг «Отчет о продаже изапасах товаров», форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле». В плодоовощнойторговле составляют также «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощнойпродукции», в книжной – «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров».
При анализедеятельности торгового предприятия используют также данные планов егоэкономического и социального развития, текущего учета, первичных и сводныхдокументов. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют сиспользованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результатыисследования. Также информацию о товарообороте можно взять из регистровбухгалтерского учета по счету «Реализация», данных оперативного учета.
Источникамиинформации о составе и объеме товарооборота, а также об остатках товаров наначало и конец отчетного периода являются формы № 1-предприятие «Основныесведения о деятельности предприятия» и № 5-з «Сведения о затратах напроизводство и реализацию продукции» (квартальная, годовая). Необходимые дляизучения общего объема оборота данные содержатся в бизнес-плане, форме № 5-з ибухгалтерском учете. Анализ товарооборота с подразделением его на продажуфасованных и нефасованных товаров проводится на основе данных товарнойдокументации, связанной с поступлением штучных товаров, а также материаловинвентаризации по фасованным товарам. Анализ товарооборота по организационнымформам можно осуществить по материалам бухгалтерского и оперативного учета. Например,оборот по мелкой рознице осуществляется по данным товарных отчетов завпалаткамии киосками, оборот разносчиков – на основе оперативных сведений. Анализвыполнения плана товарооборота по ассортименту проводится по данным формы №1-предприятие, а также бизнес-плана. Анализ в разрезе укрупненных товарныхгрупп проводится на основе действующей отчетности, анализ внутригрупповогоассортимента – на основании данных инвентаризации и первичных документов.Анализ реализации товаров в кредит производится на основе данных текущего учетаи первичной документации.
Данные,необходимые для анализа поступления товаров, берут из бизнес-плана,бухгалтерского учета. Привлекаются данные оперативного учета о выполнениипоставщиками договоров поставки, о претензиях, предъявленных поставщикам, атакже форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (о суммах полученных и уплаченныхштрафов). Для анализа отклонения фактических запасов от установленныхнормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота служат данныебизнес-плана, оперативного учета и форма № 1-предприятие. Для анализа составатоварных запасов непосредственно в торговых предприятиях могут бытьиспользованы инвентаризационные ведомости, акты уценки товаров и другиематериалы.
Для анализапоказателей по труду используются данные бизнес-плана, форм № 1-предприятие и №1-т статистической отчетности.
Источникамиинформации для анализа использования основных фондов служат данные:бизнес-плана, формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 1-предприятие,формы № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и другихнефинансовых активов», а также данные бухгалтерского учета.
Анализиздержек обращения и анализ финансовых результатов проводят по даннымбухгалтерской и статистической отчетности, текущего их учета, первичных исводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений,«Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о финансовых результатах» (форма № 5-Ф),«Отчет о затратах на производство и реализации продукции (работ, услуг)предприятия» (форма № 5-З), «Отчете по труду» (форма № 1-т), данные плановэкономического и социального развития предприятия, бизнес-планов. Для анализадинамики издержек обращения используются данные бухгалтерского учета ианалитические таблицы.
Особо следуетвыделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализехозяйственной деятельности. К ним относятся нормативные, справочные иинструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящейорганизации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. широкоиспользуются при проведении анализа электронные источники информации –электронные базы данных, справочники на электронных носителях, Интернет./>/>/>/>/>/>Анализ товарооборота/>/>/>/>/>/> Анализ розничного товарооборота
Анализрозничного товарооборота позволяет оценить, насколько предлагаемые товарысоответствует спросу населения, и принять меры по оптимизации товарногоассортимента, увеличению объема реализации, ускорению товарооборачиваемости,ритмичности и равномерности продаж.
Основные задачи анализа розничноготоварооборота следующие:
Ø  Проверкавыполнения планов по товарообороту и другим показателям торговой деятельности,проверка обоснованности поставленных задач.
Ø  Изучениевлияния различных факторов на выполнение плана и динамику розничноготоварооборота.
Ø  Комплекснаяоценка торговой деятельности предприятия.
Ø  Выявлениерезервов роста товарооборота.
Ø  Повышениекачества использования материально-технической базы, товарных и трудовыхресурсов.
Ø  Разработкаоптимальных управленческих решений по развитию товарооборота.
Анализвыполнения плана и динамики розничного товарооборота проводится так же, как ианализ объема производства и реализации на промышленных предприятиях, только заболее короткие промежутки времени (не только за ряд лет, но и за квартал,месяц). Анализ реализации товаров проводится в тесной увязке с анализомтоварного обеспечения, товарных запасов и оборачиваемости товаров. Каждый изэтих факторов оказывает определенное влияние на объем товарооборота и егоструктуру.
Для оценки равномерности и ритмичноститоварооборота изучается выполнение плана по декадам, рассчитываютсякоэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана. Далее анализируютсостав товарооборота по различным признакам. Состав товарооборота изучается поего видам, методам торговли, организационным формам и ассортименту. Анализтоварооборота по методам торговли означает изучение его с подразделением напродажу товаров за наличные деньги и в кредит, на продажу фасованных инефасованных товаров, продажу через автоматы и обычным способом, по образцам ит.д.
При анализереализации товаров в кредит анализируют движение покупательского кредита,следят за его покрытием и выявляют просроченную задолженность.
Анализтоварооборота с подразделением его на продажу фасованных и нефасованных товаровпроизводится с целью выявления лучших методов обслуживания населения иэкономичности товарного обращения.
Анализтоварооборота по организационным формам проводится в организациях розничнойторговли и означает изучение долевого участия в осуществлении товарооборотастационарных предприятий и передвижных средств торговли. Анализ товарооборотапо ассортименту позволяет выявить степень удовлетворения потребительскогоспроса. Анализ проводится как в разрезе укрупненных товарных групп, так ивнутригруппового ассортимента. Внутригрупповую структуру изучают прежде всегопо тем товарным группам, по которым не выполнен план реализации, либо нанедостаток, плохой ассортимент или плохое качество которых поступали жалобы отпокупателей.
На объемтоварооборота влияют следующие факторы:
1)        факторы,связанные с товарными фондами,
2)        факторы,связанные с численностью работников и производительностью их труда,
3)        факторы,связанные с использованием основных фондов./>/>/>/>/>/> Анализ оптового товарооборота
Оптовыйтоварооборот – это реализация товаров крупными партиями юридическим лицам дляпоследующей перепродажи, производственных целей или профессиональногоиспользования.
Основная цельанализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение имобилизация резервов развития товарооборота, улучшения товародвижения,обслуживания покупателей.
Торговаядеятельность оптовых предприятий характеризуется прежде всего степеньювыполнения плана и динамикой оптового товарооборота. При анализе оптовоготоварооборота определяют степень выполнения плана по общему объему оптовойреализации товаров, изучают ее динамику за несколько лет. Затем анализируютсясостав и структура товарооборота по разным признакам:
1)        поусловиям оплаты (предоплата, оплата по факту, получение на реализацию,получение на консигнацию);
2)        поформам товародвижения (складская, транзитная);
3)        понаправлениям реализации (рыночный, внерыночный);
4)        потоварным группам и отдельным товарам;
5)        поотдельным покупателям.
Такжеанализируется равномерность отгрузки и реализации товаров.
Далееопределяется влияние различных факторов на выполнение плана и динамикутоварооборота (обеспеченность и использование товарных ресурсов, обеспеченностьтрудовыми ресурсами, материально-техническая база)./>/>/>/>/>/> Анализ товарных фондов
Для выполненияплана товарооборота важное значение имеют равномерность поступления товаров, ихкачество и соответствие спросу. Неравномерное поступление товаров нарушаетбесперебойный процесс обращения товаров, приводит к образованиюсверхнормативных запасов по одним товарам и к недостатку по другим,отрицательно влияет на удовлетворение спроса покупателей. Анализ поступлениятоваров по месяцам и кварталам дает возможность выявить ритмичность их завоза,своевременность поступления и обеспечение нормальной торговли ими. В процессеанализа на основе оперативных данных изучается выборка товарных фондов,выявляется нарушение в равномерности поступления товаров и причины этихнарушений. Кроме того, анализ поступления товаров должен быть дополнен анализомвыполнения плана завоза их по предприятиям, входящим в состав торговойорганизации.
Товарные ресурсы торговых организацийобразуются за счет поступления товаров по заключенным договорам с промышленнымипредприятиями и оптовыми организациями. Анализ поступления товаров начинают спроверки выполнения плана товарного обеспечения как в целом, так и по отдельнымтоварным группам, а затем анализируют поступление товаров по источникам ипоставщикам. Анализируя выполнение плана поступления товаров, необходимообратить внимание на выполнение договоров поставщиками, своевременностьотгрузки товаров и соблюдение качества и ассортимента. Следует выяснить, какиесанкции применены к поставщикам, не выполнившим договоров.
Постоянноеналичие товарных запасов в определенном размере и ассортименте является однимиз важнейших условий выполнения плана товарооборота и обеспечениябесперебойности торговли. Товарные запасы подразделяются на запасы нормальногои сезонного хранения и запасы целевого назначения.
Товарныезапасы нормального хранения обеспечивают бесперебойную торговлю и должныпостоянно и равномерно пополняться. Нарушение установленных сроков завозатоваров может привести к перебоям в торговле, а в отдельных случаях – кзатовариванию.
К запасамсезонного хранения относятся запасы товаров сезонного производства, спрос накоторые более или менее постоянен (овощи, фрукты), а также запасы товаров,производство которых постоянно, а спрос подвержен сезонным колебаниям(велосипеды, резиновая обувь).
Запасыцелевого назначения образуются в тех случаях, когда торговые организации поряду обязательств должны заранее накапливать специальные запасы в связи струдностью их завоза в горные районы, районы Крайнего Севера.
Наблюдение засостоянием и движением товарных запасов необходимо вести систематически во всехзвеньях: на базах, складах, в торговой сети. При этом важно следить не толькоза движением общей суммы товарных запасов или по их группам, но и изучатьсостояние запасов по отдельным товарам, выяснять причины образования излишковили отсутствия запасов, необходимых для бесперебойной торговли. Необходимоопределить соответствие товарных запасов объему товарооборота, изучить ихструктуру и быстроту оборачиваемости.
Необходимоустановить, правильно ли организован завоз товаров в торговую сеть, нет ли случаевзатоваривания или отсутствия необходимого минимума товаров установленногоассортимента, выявить неходовые и залежавшиеся товары.
При анализетоварных запасов следует отдельно рассмотреть состояние запасов сезонногохранения, досрочного завоза и целевого назначения, так как они имеютспециальные источники покрытия.
Анализируятоварные запасы сезонного накопления, прежде всего нужно установить, достаточноли их по объему и ассортиментному составу для обеспечения товарооборота вкаждый данный отрезок года, выяснить, нет ли излишков, созданы ли условия длядлительного хранения товаров сезонного назначения.
Что касаетсятоваров целевого назначения, то помимо проверки их объема, ассортимента исвоевременности завоза, нужно проверить их использование.
Факторы,связанные с товарными фондами, влияют на объем товарооборота через изменениевеличин запасов товаров на начало и конец отчетного периода, поступлениятоваров и прочего выбытия товаров. Связь между этими величинами выражаетсяформулой товарного баланса: Знп + П = Т + ПВ + Зкп, где Знп, Зкп — запасы товаров на начало и конец отчетного периода, П –поступление товаров, Т – товарооборот, ПВ – прочее выбытие товаров. Отсюдасумма товарооборота составит: Т = Знп + П — ПВ — Зкп
Изменениекаждого из слагаемых будет влиять на величину товарооборота. Так, увеличениезапасов на начало периода и поступления товаров окажут положительное влияние насумму реализации товаров; уменьшение уценки и прочего выбытия товаров,сокращение запасов на конец периода положительно повлияют на сумму реализации.
Влияние тогоили иного слагаемого на сумму реализации может измеряться способом цепнойподстановки или путем определения абсолютных разниц между плановыми ифактическими величинами.
Дляпланирования товарно-материальных запасов используют прикладные количественныеметодики и методы моделирования: модель оптимального размера заказа, точкавозобновления заказа, определение резерва запасов и др. Рассчитываются такиепоказатели, как стоимость выполнения заказа, стоимость хранения товаров,среднее количество запасов
Учитываются ипланируются товарные запасы в абсолютной сумме и в днях оборота. Основнойпоказатель – товарные запасы в днях. Этот показатель исчисляется путем делениясуммы остатка товаров на однодневный оборот. Однодневный оборот равен делениюоборота на количество дней анализируемого периода.
При анализенеобходимо определять отклонение фактических запасов от установленныхнормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота. Для этогосопоставляются фактические и плановые данные в целом и по товарным группам.
На величинутоварных запасов оказывает влияние также товарооборачиваемость. Онарассчитывается по следующей формуле: О = ЗхД/Р, где О – оборачиваемость в днях,З – средний запас товаров, Д – число дней в периоде, Р – реализация товаров заотчетный период.
Для тогочтобы определить влияние товарооборота, его структуры и уровня оборачиваемостиотдельных товарных групп на изменение товарных запасов, надо предварительноисчислить два расчетных показателя. Сначала устанавливается суммарный товарныйостаток при фактическом объеме товарооборота и сохранения плановыми егоструктуры и оборачиваемости отдельных товарных групп. Затем рассчитываюттоварные запасы при фактической структуре товарооборота с сохранением плановыхнорм оборачиваемости по каждой товарной группе.
Анализзависимости объема реализации от товарных фондов дает лишь исходные данные, нераскрывая причин, вызвавших изменения в остатках запасов, поступлении и выбытиитоваров. Каждый из этих элементов следует подвергнуть более детальному анализу,а именно провести анализ:
Ø  поступлениятоваров,
Ø  товарныхзапасов и оборачиваемости товаров,
Ø  численностии производительности труда работников торговых организаций,
Ø  использованияосновных фондов./>/>/>/>/>/> Анализ численности работников и производительности их труда
 
Средняячисленность работников – важный показатель торговли. Сравнивая данные офактической численности и составе персонала торговой организации в отчетномпериоде с плановыми показателями и данными за предшествующий период,устанавливают, как выполнен план и как изменилась численность />исостав работников. Выясняется, как изменилась численность продавцов и каковосоотношение между ними и общей численностью работников организации.
Важнымкачественным показателем работы торговой организации является показательпроизводительности труда. Торговые предприяти/>я располагаютзначительными резервами повышения производительности труда. На ростпроизводительности оказываются влияние применение автоматов, используемых дляреализации товаров, улучшение организации труда и внедрение прогрессивных формторговли. Поэтому важное значение для анализа показателей по труду имеетизучение его организации, технической оснащенности и внедрения передовогоопыта.
Производительностьтруда в торговой организации измеряется суммой товарооборота, приходящегося наодного работника. Для характеристики производительности труда исчисляют двапоказателя – средний оборот на одного торгового работника и средний оборот наодного продавца. При их расчете необходимо устранить влияние изменения цен иобеспечить сопоставимость показателей с плановыми и предшествующими периодами.Это достигается при помощи индекса цен.
Выяснивдинамику показателей по труду, следует перейти к изучению влияния на объемтоварооборота трудовых факторов, характеризующих наличие рабочей силы,структуру персонала и рост производительности труда.
Взаимосвязьтрудовых факторов, влияющих на объем товарооборота, можно выразить формулой: Q = R x (r/R) x (Q/r), где Q – объем товарооборота, R – численность всехторговых работников, R – численность продавцов. Раскрыв экономический смысл всехфакторов, получим: Q = R x K x W, где K — удельный вес продавцов,W — среднегодовой оборот наодного продавца./>/>/>/>/>/> Анализ использования основных фондов
Рост объематоварооборота зависит от степени оснащенности торговых предприятий основнымифондами и эффективности их использования.
Структураосновных фондов предприятий торговли существенно отличается от структурыосновных фондов в промышленности. Это обусловлено особенностямитехнологического процесса в торговле, необходимостью широкого применения живоготруда обслуживающего персонала, низким уровнем механизации и автоматизацииторгового процесса в целом по отрасли. Однако развитие сети супермаркетов,крупных торговых центров, создание агрегированных торговых структур вызываютнеобходимость крупных капитальных вложений в создание современныхтранспортно-складских комплексов, автоматизированных систем управлениязапасами, современных систем обслуживания населения. Для обобщающейхарактеристики использования основных фондов применяются следующие показатели:фондоотдача, фондоемкость, рентабельность основных фондов./>/>/>/>/>/> Анализ качества торгового обслуживания покупателей
Понятиекачества торгового обслуживания покупателей означает степень удовлетворенияпокупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментногоминимума, широту ассортимента, культуру торговли и т.п. Оценить качество обслуживанияможно путем специальных обследований. Покупатель оценивает качествообслуживания, и на основе всей совокупности оценок рассчитывается комплексный,обобщающий показатель. Чем выше значение обобщающего показателя. Тем вышекачество обслуживания./>/>/>/>/>/>Анализ издержек обращения
Издержкиобращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты живого иовеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от местпроизводства к потребителю. К ним относятся затраты на оплату труда торговыхработников, перевозку, подготовку и хранение товаров и т.д. Издержки обращения– один из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельноститорговых предприятий. Снижение издержек обращения является существеннымрезервом экономии средств на предприятии и достигается за счетсовершенствования организации торговли, повышения производительности трудаторговых работников и расширения новых прогрессивных форм торговли.
Дляхарактеристики издержек обращения используют два основных показателя –абсолютный размер издержек обращения и уровень их в процентах к товарообороту.Абсолютный размер показывает всю сумму затрат, связанных с обращением товаров,а уровень издержек обращения показывает отношение всей суммы издержек к объемутоварооборота. Задачами анализа издержек обращения являются: установлениединамики и степени выполнения плана по издержкам, выявление неиспользованныхрезервов, изыскания путей дальнейшего снижения затрат, определение причин ифакторов, оказавших влияние на уровень и состав издержек обращения./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Анализ общего уровняиздержек обращения
На практикеанализ издержек обращения обычно начинается с сопоставления фактической суммы иуровня издержек отчетного года с соответствующими показателями предыдущегогода.
На сумму иуровень издержек обращения действует ряд факторов. Одни из них связаны сособенностями отдельных видов затрат, другие влияют на многие статьи издержек.К последним относятся: изменение объема и структуры товарооборота, применениепрогрессивных форм торговли.
Сильноевлияние на издержки обращения оказывает объем товарооборота. С его увеличениемабсолютная величина издержек обращения увеличивается, однако относительный ихуровень снижается. Это связано с тем, что различные статьи и элементы затратзависят от объема товарооборота неодинаково, в связи с чем их делят напеременные и постоянные. К переменным относятся издержки, находящиеся в прямойзависимости от объема товарооборота (транспортные расходы; расходы поподработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров; расходы по таре и др.)./>К постоянным относятся издержки, не связанные или связанныемало с объемом товарооборота (арендная плата, расходы по содержанию помещений,текущий ремонт и др.).
На уровеньиздержек обращения влияет не только объем, но и структура товарооборота. Этообусловлено тем, что уровень издержек по разным товарам неодинаков. Дляподобного анализа нужно организовать выборочный учет издержек по товарнымгруппам.
Также навеличину издержек влияет ускорение товарооборота. Наряду с высвобождениемоборотных средств оно обеспечивает доведение товаров до потребителя снаименьшими затратами. Чем быстрее оборачиваются товары, тем меньше суммаиздержек и ниже уровень торговых расходов.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Анализ издержек обращенияпо статьям
Издержкиобращения предприятий торговли складываются из следующих основных видов затрат:
1)        расходыпо заработной плате,
2)        транспортныерасходы,
3)        расходыпо содержанию основных фондов,
4)        расходы,связанные с товарными запасами,
5)        прочиерасходы./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Анализ расходов по заработной плате.
Расходы назаработную плату анализируют с подразделением ее по группам работников. Прианализе данных затрат сравнивают отчетные данные с плановыми показателями и сданными за предыдущий период и выявляют отклонения. В случае превышениярасходов выявляют их причины и устанавливают возможности снижения расходов назаработную плату в дальнейшем.
Перерасходфонда заработной платы может быть вызван увеличение численности работников,невыполнением плана по производительности труда, неравномерным выполнениемтоварооборота предприятиями торговой организации и др.
При изучениивлияния на фонд заработной платы объема товарооборота и производительноститруда следует иметь ввиду, что здесь скрыто действует смещение структурытоварооборота. Расходы по заработной плате при реализации товаров разногоассортимента колеблются в силу их неодинаковой трудоемкости.
Повышениепроизводительности труда торговых работников сокращает фонд заработной платы. Втоварооборот же время средняя заработная плата повышается, если используетсяпремиальная система оплаты труда. Однако рост производительности труда долженпревышать рост заработной платы./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Анализ транспортных расходов
Транспортныерасходы в общей суме издержек достигают 20%. Их размер во многом зависит отпоставщиков, но особенно от самих торговых предприятий. Сокращение транспортныхрасходов можно обеспечить путем полной загрузки машин, сокращения пробегапорожняком, уплотнения машино-дня, увеличения использования прицепов и тягачей,расширения практики централизованной и кольцевой доставки товаров, продажитоваров населению по образцам./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Анализ расходов посодержанию основных фондов
К даннойгруппе издержек обращения относятся расходы по аренде и содержанию основныхсредств, а также затраты на их текущий ремонт.
Наибольшийудельный вес в данных расходах занимают затраты по аренде и содержаниюпомещений. При анализе этих расходов на основе договоров проверяетсяправильность установленных арендных ставок, начисления сумм амортизации всоответствии с утвержденными нормами и точность распределения расходов поотдельным отчетным периодам.
Аренднаяплата зависит от двух величин – размера площади и арендных ставок. Влияние этихфакторов на сумму арендной платы можно рассчитать методом цепных подстановок.
Сумма амортизацииосновных фондов складывается из ежемесячных отчислений, производимых поустановленным нормам. Размер норм амортизации зависит от вида и характераосновных средств. Сумма амортизационных отчислений, включаемых в издержкиобращения, зависит от двух величин – нормы амортизации и стоимости основныхсредств. Влияние этих факторов также можно рассчитать методом цепныхподстановок.
Затраты наотопление, освещение, водоснабжение и канализацию представляют чаще всегооплату коммунальных услуг. Контроль за этими расходами сводится к проверкесоблюдения установленных ставок, установленных местной администрацией.
Анализрасходов на текущий ремонт производится посредством сопоставления фактическихзатрат с затратами, предусмотренными сметой. Последняя сопоставляется на каждыйобъект с подразделением работ на отдельные виды. Это позволяет достаточноглубоко изучить целесообразность произведенных затрат в целом и по отдельнымэлементам. Существенным элементом при анализе текущего ремонта являетсяпроверка сроков его проведения. Задержка ремонта отрицательно сказывается наобъеме товарооборота, так как на время ремонта помещения закрываются.
Фондоотдача вторговле определяется путем отношения товарооборота к средней стоимостиосновных фондов по первоначальной или восстановительной стоимости.Рентабельность основных фондов определяется как отношение суммы прибыли доналогообложения или чистой прибыли к средней стоимости основных фондов.
Приопределении показателей эффективности использования основных фондов учитываетсястоимость как собственных, так и арендованных фондов.
Кроме общихпоказателей эффективности использования всех основных фондов применяютсячастные показатели, характеризующие степень использования отдельных видовмашин, оборудования, торговой площади. В розничной торговле, например,используются такие показатели: нагрузка на 1 кв.м торговой площади (отношениетоварооборота на общую площадь торгового зала), коэффициент установочнойплощади (отношение площади, занятой оборудованием, к площади торгового зала), коэффициентэкспозиционной площади (отношение площади выкладки товаров к площади торговогозала). В процессе анализа изучается динамика и выполнение плана общих и частныхпоказателей использования основных фондов.
Увеличениеобъема розничного товарооборота может произойти как за счет прироста торговойплощади, так и за счет более рационального ее использования.
Приростторговой площади выражается количеством квадратных метров или числомприбавившихся торговых мест. Зная число вновь созданных рабочих мест и суммусреднего товарооборота, можно найти прирост товарооборота за счет данногофактора./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Анализрасходов, связанных с товарными запасами
В эту группурасходов входят издержки по хранению товаров, их подработке и упаковке,товарные потери, расходы и потери по таре, затраты по кредиту. Этот видиздержек постоянно растет, однако при правильной организации хранения,подсортировки и расфасовки некоторое увеличение затрат на эти цели должнокомпенсироваться сокращением затрат по другим статьям. Так, например,предварительная расфасовка товаров приводит к росту производительности труда и,следовательно, к экономии фонда заработной платы. Затраты по холодильнымустановкам сокращают потери товаров при хранении.
При анализеданной группы расходов исследуется влияние на них таких факторов, как объем иструктура товарооборота, цены на упаковочные материалы; проверяется соблюдениенорм расходов и выявляется экономическая эффективность мероприятий по улучшениюорганизации хранения, подсортировки и упаковки товаров.
Товарныепотери подразделяются на две группы: естественная убыль товаров и потеритоваров сверх установленных норм. При изучении уровня планируемых потерьследует учитывать, что по отдельным товарам устанавливаются нормы убыли взависимости от времени года, дальности и способов перевозки. Снизить эти потериможно путем использования холодильных установок и повышения ответственноститорговых работников за сохранность товаров. В процессе этого анализа проверяютматериалы инвентаризаций и выясняют результаты проведенных мероприятий поснижению товарных потерь.
Потеритоваров сверх установленных норм возникают в результате нарушений ибесхозяйственности. Сумма этих потерь должна быть тщательно проверена наосновании первичных документов с точки зрения законности их списания иправильности включения в издержки обращения.
На размертоварных потерь оказывает влияние целый ряд факторов. Благоприятное влияниеоказывает укрупнение и специализация торговых предприятий. В крупных торговыхпредприятиях, располагающих необходимыми материальными условиями, хранениеорганизовано не только с соблюдением общих требований, но и с учетоминдивидуальных особенностей товаров.
Уровеньтоварных потерь также зависит от размеров товарных запасов, наличия неходовыхтоваров и скорости товарооборота./>/>/>/>Анализ расчетных отношений
Анализрасчетных отношений необходим для оптимизации расчетов с дебиторами икредиторами. В процессе анализа рассматриваются состав, структура, динамика иоборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, их соотношение, наоснове чего разрабатываются меры по повышению эффективности расчетов. Мерымогут быть следующими:
Ø  предоставлениедебиторам скидок за сокращение сроков платежей,
Ø  использованиевекселей в расчетах с дебиторами, факторинговые операции,
Ø  предоставлениеотсрочки платежа с получением за это процентов,
Ø  привлечениеденежных средств посредством банковского кредита,
Ø  проведениеспециальных коммерческих мероприятий./>/>/>/>Анализ финансовых результатов
Основнымипоказателями при анализе финансовых результатов деятельности торговыхпредприятий являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Основнойисточник прибыли – реализованные торговые надбавки. Также источникомформирования прибыли могут быть доходы от биржевой и брокерской деятельности,продажи товаров и имущества и др.
Цель анализафинансовых результатов – выявление резервов роста доходов, прибыли, повышениерентабельности. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов, изучаютвлияние на финансовые результаты различных факторов. Также изучаютэкономическую целесообразность использования прибыли.
Анализначинается с изучения валового дохода по сумме и по уровню (в процентах кобороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу,анализируют его динамику, измеряют влияние факторов.
Общая суммавалового дохода торгового предприятия зависит от объема товарооборота и уровняреализованных торговых надбавок. Из влияние на валовой доход измеряют методомабсолютных разниц. Далее изучают влияние факторов на средний уровень валовогодохода. Это могут быть следующие факторы:
Ø  состави структура товарооборота,
Ø  размерторговых надбавок на отдельные товары,
Ø  звенностьтовародвижения,
Ø  наличиетоварных потерь,
Ø  уценкаи прочее выбытие товаров.
Анализпроводится по годам, полугодиям и кварталам.
Анализприбыли и рентабельности аналогичен их анализу на промышленных предприятиях.
/>/>Примеррасчета показателей финансового состояния
Произведем расчеты наоснове условного баланса
/>

Таблица показателей
/>
/>

Быстрореализуемыеактивы должны покрывать наиболее срочные обязательства или превышать их. Упредприятия быстрореализуемые активы меньше срочной кредиторской задолженности,т.е. на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени предприятиеявляется неплатежеспособным. Активы средней реализуемости должны покрыватькраткосрочные обязательства или превышать их. У предприятия активов среднейреализуемости недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств, т.о., в недалекомбудущем предприятие также является неплатежеспособным. Здесь мы видим спецификуторгового предприятия: при расчете данных показателей используется значениякраткосрочной кредиторской задолженности, которая традиционно занимает первоеместо в источниках финансирования на предприятиях торговли. Труднореализуемыеактивы должны покрываться собственными средствами и не превышать их. Упредприятия собственных средств достаточно для покрытия оборотных активов.Т.о., соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости. Предприятиеспособно погасить свои краткосрочные обязательства и продолжить операционнуюдеятельность.
Коэффициенттекущей платежеспособности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотнымисредствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения ее срочныхобязательств. Рекомендованное значение для этого показателя – от 1 до 2. Упредприятия оборотных средств предприятия достаточно для покрытия краткосрочныхобязательств.
Коэффициентпромежуточной платежеспособности и ликвидности характеризует прогнозируемые платежныевозможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов сдебиторами. Рекомендованное значение для этого показателя – от 1 и выше. Упредприятия этот показатель меньше рекомендованного, что опять же связано созначительной величиной краткосрочных обязательств
Коэффициентабсолютной ликвидности показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашенанаиболее мобильными оборотными средствами. У предприятия этот показатель внорме, т.о., большую часть срочных обязательств предприятие может погаситьнаиболее мобильными оборотными средствами.
Коэффициентсоотношения денежных средств и чистого оборотного капитала характеризует долючистого оборотного капитала в денежных средствах. Рекомендованное значение дляэтого показателя – от 0,1 до 1. У предприятия этот показатель даже выше нормы.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных источниковфинансирования оборотных активов предприятия, необходимых для поддержаниянормального функционирования бизнеса. Рекомендованное значение для этого показателя– от 0,1 и выше. У предприятия этот показатель практически в норме, однакоследует помнить, что источники финансирования оборотных средств в торговомпредприятии в основном – заемные..
Показательсоотношения заемных и собственных средств и финансовый леверидж выше нормы, что связано сособенностями источников финансирования торгового предприятия.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Список литературы
1)    Вахрушина М.А. Управленческий анализ поведения затрат // ФПА АКДИ«Экономика и жизнь», выпуск 9, сентябрь 2002 г.
2)    Кравченко Л.И. Анализхозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов.- 8-е изд., испр..-М.: Новое знание, 2005.
3)    Маркарьян Э.А., МаркарьянС.Э., Герасименко Г.П. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие/ Подред. профессора Маркарьяна Э.А., — Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.
4)    Соловьева О.В.Управленческий анализ в отраслях. – М.: Финансы и статистика, 2006.
5)    Экономический анализ вторговле: Учебное пособие/ Под ред. М.И. Баканова.- М.: Финансы и статистика,2005.
6)    www.leasingworld.ru/economica.html - экономические статьи
7)    www.tradestatus.ru/ - сайт «Энциклопедия торговли»