Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков
Южно-Уральский государственный университет,
Уральский государственный университет физической культуры
Каждое образовательное учреждение функционально призвано способствовать образованию учащихся социально приемлемым образом. В соответствующем смысле любое образовательное учреждение независимо от его правового статуса входит в состав системы образования. Поэтому субъект соответствующего образовательного учреждения не может игнорировать ни государственнообщественные установки, относящиеся к образованию, ни общественное мнение об образовании, ни иные аспекты социального влияния на образование человека. Субъект управления любым образовательным учреждением осуществляет свои компетенции в условиях разнопланового социального влияния на образование человека. Это влияние является реалией, на фоне которой функционирует соответствующее образовательное учреждение. Более того, социальное влияние проникает в образовательное учреждение с разных сторон.
С одной стороны, общественное мнение об образовании человека в соответствующем учреждении определяет его (учреждения) реальный статус. В зависимости от этого образовательное учреждение считается хорошим или нет, пользуется популярностью среди населения либо нет. В образовательных учреждениях с высоким социальным статусом стремятся учиться многие. В таких образовательных учреждениях хотели бы трудиться и высококвалифицированные специалисты [4, 10]. Следовательно, образовательное учреждение, пользующееся авторитетом у населения, имеет заметные преимущества в аккумулировании более высокого нематериального ресурса по сравнению с менее популярными образовательными учреждениями.
Теория и практика управления образованием
Реальный нематериальный ресурс того или иного образовательного учреждения является для него совокупным потенциалом. На его основе становится возможным достижение тех или иных целей управления. Совокупный нематериальный ресурс [2, 13] образовательного учреждения обусловливает успехи в материальном обеспечении образования учащихся. На его же основе возможно появление резервов для улучшения условий профессиональной деятельности персонала. Словом, нематериальный ресурс любого образовательного учреждения находится в зависимости от его реального социального статуса как следствия общественного мнения. Уже тем самым проявляющееся социальное влияние определенно сказывается на потенциалах каждого образовательного учреждения.
С другой стороны, на статус образовательного учреждения могут влиять и средства массовой информации. Представляя общественности то или иное образовательное учреждение, средства массовой информации формируют общественное мнение о нем. Характеризуя образовательное учреждение с разных сторон, субъекты средств массовой информации могут способствовать объективации общественного мнения о нем. Вызывает сожаление явно заниженное внимание со стороны средств массовой информации к образовательным учреждениям, к их успехам и проблемам. Перманентное и беспристрастное внимание к образовательным учреждениям со стороны средств массовой информации помогало бы населению обоснованно ориентироваться в выборе учреждения для осуществления своего образования.
Изучение тенденций развития общественного мнения относительно конкретных образовательных учреждений полезно и для субъектов управления ими. Ведь информация об этом ценна, если она своевременно оказывается доступной (известной) субъекту. Возможности для этого есть. Они качественно выросли с компьютеризацией системы образования. Пользуясь INTERNET, можно постоянно выяснять общественное мнение о каждом образовательном учреждении. Ясно, что это было бы полезно для государства и общества в целом. К тому же, такая информация способствовала бы усилению социального влияния на реализацию потенциалов образовательного учреждения в обеспечении образования учащихся.
С третьей стороны, персонал и учащиеся каждого образовательного учреждения являются представителями определенного социума. Каждый сотрудник и учащийся также имеет свое мнение об образовательном учреждении, об особенностях образования в нем. Соответствующее мнение как-то влияет на мотивы исполнения сотрудниками и учащимися своих компетенций в образовательном учреждении. Вольно или невольно каждый из них, осуществляя жизнедеятельность в образовательном учреждении, опирается на свое мнение, а также как-то реагирует на мнения партнеров. Следовательно, мнения сотрудников и учащихся влияют на потенциалы образовательного учреждения, например, через исполняемые каждым из них компетенции.
Следует подчеркнуть, что сотрудники и учащиеся как представители социума привносят в образовательное учреждение собственные интерпретации общественного мнения [3, 4, 9], относящегося, в частности, к толкованию качества образования. Соответствующие интерпретации непроизвольно (в режиме саморегуляции) трансформируются в специфические общности, называемые корпоративным (внутриучрежденчееким) общественным мнением. Какие-то представления об образовании учащихся могут доминировать над остальными и соответственно определять главную часть характеристики неформального общественного мнения о соответствующем образовательном учреждении. Оно определенно сказывается на потенциалах образовательного учреждения в обеспечении условий образования учащихся.
Сотрудники и учащиеся конкретного образовательного учреждения по определению берут на себя обязанности исполнять те компетенции, которые предписаны им заказчиком, например, в форме государственнообщественных установок. Речь, фактически, идет о формальной стороне социального влияния на образование учащихся. Это влияние организованно осуществляется в каждом государстве. Для этого в системе образования существует специальная надстройка над образовательными учреждениями в форме органов государственно-общественного управления образованием. Основная задача этих органов состоит как раз в том, чтобы обеспечивать извне образование учащихся в образовательных учреждениях, соответствующее обобщенному общественному мнению о нем.
Фактически, государственно-общественное управление образованием устанавливает общие правила функционирования образовательных учреждений. В частности, определяется федеральный компонент содержания образования, и устанавливаются нормативы его усвоения учащимися. В то же время государственно-общественными установками определяются нормативы общей образовательной нагрузки учащихся и профессиональной нагрузки сотрудников образовательных учреждений. Государственно-общественное управление образованием берет на себя обязанности информационного обеспечения образовательных учреждений источниками, освещающими содержание образования учащихся в системах как общего, так и профессионального (в том числе педагогического) образования. Часть компетенций относительно содержания образования делегируется образовательным учреждениям.
В то же время государственно-общественное управление берет на себя компетенции, касающиеся обустройства образовательных учреждений. Речь, в частности, идет о нормативных требованиях, относящихся к качеству материальных ресурсов образовательных учреждений (зданий, оборудования, учебных и лабораторных средств образования и т. д.). Особое внимание обращается на вопросы обеспечения безопасного пребывания учащихся и персонала в образовательных учреждениях. Нормативные требования к материальным ресурсам образовательных учреждений подкрепляются финансированием образовательных учреждений со стороны органов государственно-общественного управления образованием. Кроме того, часть финансового обеспечения возлагается на образовательное учреждение.
Зависимость функционирования образовательных учреждений от государственнообщественного управления образованием довольно существенна, прежде всего, в правовом и материальном аспектах. Являясь сегментом совокупного влияния на образовательные учреждения, государственно-общественное управление образованием с разных сторон предопределяет их функционирование [5, 6, 10-12]. Это в полной мере относится, прежде всего, к сотрудникам образовательного учреждения. Они обязаны исполнять свои компетенции в образовательном учреждении, руководствуясь государственно-общественными установками. Этот привносимый извне компонент общественного мнения по определению должен доминировать в мотивации профессиональной деятельности сотрудников каждого образовательного учреждения. При таком условии государственно-общественные установки опосредованно будут влиять и на мнения учащихся об образовании.
Безусловно, между личными мнениями сотрудников и учащихся об образовании, доминирующим корпоративным мнением персонала и учащихся, а также государственнообщественными установками, относящимися к качеству образования, существуют противоречия. Они могут носить разный характер. Какие-то противоречия разрешаются естественным путем (без намеренного вмешательства со стороны субъектов). К разрешению других противоречий субъектам приходится прилагать определенные усилия. Не следует исключать и возможных фактов неразрешимости каких-то противоречий. Определенно можно заявить лишь об одном – потенциалы образовательного учреждения в обеспечении образования учащихся зависят от того, как в нем разрешаются соответствующие противоречия.
Зависимость функционирования любого образовательного учреждения от социального влияния не означает полной детерминации следствия от причины. Социальное влияние на функционирование образовательного учреждения, с одной стороны, ограничивает свободу действий целостного субъекта управления. Происходит это посредством установления разного рода нормативных требований. Их соблюдение является обязательным условием функционирования каждого образовательного учреждения. В частности, соответствующие нормативные требования кладутся в основу критериев образования учащихся в пределах образовательного учреждения. Тем самым каждое образовательное учреждение обязано руководствоваться общей интерпретацией качества образования учащихся, т. е. в своей общности она должна быть единой во всей системе образования.
С другой стороны, социальное влияние на функционирование любого образовательного учреждения характеризуется определенной поддержкой. Речь идет не только о моральной, но и о материальной поддержке образовательных учреждений со стороны разных представителей социальной действительности. Государство финансирует образовательные учреждения, вносит определенный вклад в коммуникативно-информационное обеспечение их функционирования, решает иные проблемы. Представители общественности выступают спонсорами отдельных образовательных учреждений, оказывают им помощь. Не следует исключать и потенциал общественности социума, в котором находится то или иное образовательное учреждение. Его субъект может рассчитывать на поддержку своих усилий по обеспечению образования учащихся.
Короче говоря, социальное влияние на функционирование образовательного учреждения состоит не только в ограничении свободы действий его субъекта. Оно проявляется и в процессе формирования ресурса, которым мог бы пользоваться соответствующий субъект, осуществляя свои компетенции [2, 13]. Понятно, что ресурс каждого образовательного учреждения не сводится лишь к тем средствам, которые поступают извне. Значительная его часть формируется в самом образовательном учреждении. Особенно это относится к нематериальному ресурсу, свойственному персоналу, а также к материальному ресурсу, добываемому сотрудниками и учащимися образовательного учреждения. Словом, в каждом образовательном учреждении имеется какой-то ресурс – запас средств, которым может пользоваться субъект управления, исполняя свои компетенции.
Ясно, что обеспечение образования учащихся следует отнести к ведущей компетенции субъекта управления каждым образовательным учреждением. Это утверждение, по сути, означает, что все иные компетенции субъекта управления соподчинены ведущей. Исполняя соответствующие компетенции, субъект пользуется ресурсами. При этом исполнение соответствующих компетенций зависит и от того, как субъект пользуется ресурсами, находящимися в его распоряжении. Поэтому важной характеристикой исполнения субъектом той или иной компетенции является ответ на вопрос: «Как исполненная компетенция отразилась на образовании учащихся?»
Следует обратить внимание на то, что материальный ресурс, находящийся в ведении субъекта управления образовательным учреждением, обладает свойством истощаться (уменьшаться) в процессе пользования им. Следовательно, не приходится уповать на то, что одним и тем же ресурсом субъект управления может пользоваться многократно. Исполнение управленческих компетенций предполагает определенные траты ресурсов. Поэтому субъект управления образовательным учреждением обязан распределять (в определенном смысле – делить) ресурсы для исполнения разных компетенций, находящиеся в его распоряжении. От того, как он это делает, в конце концов, зависит образование учащихся.
Таким образом, субъект управления тем или иным образовательным учреждением, заботясь об обеспечении условий образования учащихся, призван распределять вверенные ему ресурсы так, чтобы его ведущая компетенция реализовывалась бы в действительности. Тот или иной вариант распределения ресурсов образовательного учреждения обусловливает те или иные способы реализации образовательного процесса и его результатов. Именно в таком смысле распределение ресурсов образовательного учреждения является фактором влияния на образование учащихся. Как фактор распределение ресурсов в образовательном учреждении характеризует управление, осуществляемое соответствующим субъектом.
К распределению ресурсов образовательного учреждения не следует подходить механистически. Они, в отличие «от шагреневой кожи» не только уменьшаются, но и могут возрастать за счет разных источников, например, дополнительных вливаний со стороны разных представителей социальной действительности. Определенные потенциалы существуют и в образовательных учреждениях. К тому же нематериальный элемент ресурсов образовательного учреждения обладает природоопределенным свойством, выражающимся в тенденциях роста способностей персонала и учащихся к осуществлению вверенных им компетенций. Все это, естественно, следует учитывать субъекту в процессе распределения ресурсов образовательного учреждения.
Имея в виду свойство развиваемости нематериального элемента ресурсов образовательного учреждения, представляется целесообразным распределять их материальный элемент так, чтобы обеспечивать рост способностей персонала и учащихся к исполнению вверенных им компетенций. В частности, это может дополняться компетенцией иерархически ведущих представителей субъекта управления образовательным учреждением распределять должностные обязанности подчиненных сотрудников или учащихся в соответствии с приоритетом их доминирующих способностей. В этом видится значительный резерв (как дополнительный ресурс) субъекта управления образовательным учреждением в оказании влияния на образование учащихся.
Распределение ресурсов образовательного учреждения не следует отождествлять с делением на части (на элементы). Руководствуясь гуманно ориентированной системносинергетической методологией [9], при распределении ресурсов следует ориентироваться на сотрудников и учащихся. Речь идет о них как о пользователях распределенными в их пользу ресурсами. Другими словами, распределение ресурсов образовательного учреждения должно осуществляться во благо учащихся и сотрудников. В то же время следует учитывать готовность каждого из них как субъекта самоуправления, способного в процессе исполнения своих компетенций пользоваться соответствующими ресурсами ради достижения качества образования учащихся.
С другой стороны, распределенные элементы ресурсов следует упорядочивать (например, структурировать) по основанию интерпретации образования учащихся. При этом условии распределенные ресурсы образовательного учреждения сохраняют свою целостность, которая будет обладать функциональной определенностью – обеспечивать образование учащихся. Структурирование элементов ресурсов находится в компетенции иерархически ведущих представителей субъекта управления образовательным учреждением. Структуры распределенных ресурсов могут по-разному сказываться на образовании учащихся. Поэтому структурирование элементов ресурсов является весомым рычагом влияния на обеспечение качества образования учащихся со стороны субъекта управления образовательным учреждением.
Так как ресурсы образовательного учреждения не только расходуются, но и пополняются, то их распределение не ограничивается отдельным актом «деления и единения». Фактически субъекты управления обладают правом перераспределять ресурсы образовательного учреждения, ориентируясь на тенденции в процессе обеспечения образования учащихся. Понятно, что им не следует делать это формально, сугубо руководствуясь теорией систем. На передний план в исполнении этой компетенции выходит каждый представитель субъекта управления образовательным учреждением. Другими словами, при распределении ресурсов важно руководствоваться гуманно ориентированными принципиальными установками субъекту управления образовательным учреждением [1, 3, 5, 9].
Следовательно, генетический аспект систематизации общих ресурсов образовательного учреждения состоит в их неформальном перераспределении. Иерархически ведущий субъект обязывается искать консенсус во взаимодействии с партнерами, прежде чем вносить изменения в принятую ранее структуру распределения ресурсов. Для каждого сотрудника и (или) учащегося следует предусмотреть альтернативный выбор: с одной стороны, каждый из них может брать дополнительные ресурсы и обеспечивать более высокий уровень исполнения своих компетенций, с другой стороны – добровольно отказаться от дополнительных ресурсов.
Словом, распределение ресурсов образовательного учреждения может быть фактором влияния на образование учащихся. Для этого субъекту следует постоянно пользоваться систематизацией распределяемых ресурсов как специальным рычагом управления. Распределяя ресурсы образовательного учреждения, субъект обеспечивает сотрудников и (или) учащихся средствами исполнения вверенных им компетенций в образовательном учреждении, т. е. создает предпосылки для исполнения каждым из них своих компетенций на том или ином уровне качества. Как ими воспользуется тот или иной сотрудник (учащийся), зависит, прежде всего, от него самого.
С позиции гуманно ориентированной сис- темно-синергетической методологии важно, чтобы распределение ресурсов образовательного учреждения осуществлялось в гармонии с процессом становления антропосинергети- ческой общности администрации, сотрудников и учащихся [9]. Вовлекая каждого из них в процесс управления образовательным учреждением, направленный на обеспечение качества образования учащихся, сотрудники и учащиеся должны обеспечиваться ресурсами, достаточными для исполнения вверенных им компетенций. При этом свои внутренние ресурсы они распределяют сами, заботясь не только о расходе, но и о пополнении (восстановлении). Возникающая на такой основе общность и явится интегративным фактором влияния на образование учащихся.
Известно, что условия, являясь независимыми от человека обстоятельствами, тем не менее как-то сказываются на его жизнедеятельности. В одних условиях человек чувствует себя великолепно. Ему не надо прилагать усилия для удовлетворения своих потребностей. В других условиях человек испытывает какие-то неудобства. Ему приходится что-то предпринимать для избавления от ощущений неудобства либо мириться с ними. Следовательно, условия окружения человека являются независимым от него фактором раздражения. Он вынужден как-то реагировать на них, руководствуясь собственным отношением к тем или иным раздражителям. В таком смые- ле условия влияют на жизнедеятельность человека.
Пребывание учащихся в образовательном учреждении также характеризуются определенными условиями – обстоятельствами, в которых они оказываются. Соответствующие условия разноаепектны. Это интерьер помещений, их дизайн, освещенность, температура, другие характеристики. К условиям образовательного учреждения относится оборудование, средства образовательной деятельности (учебники, наглядные пособия, оснащение кабинетов и лабораторий, спортинвентарь и т. д.). Особый аспект условий пребывания учащихся в образовательном учреждении связан с отношением к ним со стороны персонала, с предоставлением возможностей сочетания образовательной деятельности с досугом, отдыхом, питанием и т. д.
Условия пребывания учащихся в образовательном учреждении имеют свои специфические характеристики. В каких-то условиях образовательного учреждения учащиеся могут чувствовать себя вольготно. В других – они оказываются вынужденными «трудиться в поте лица», с риском переутомления, а иногда могут столкнуться с разного рода опасностями для своего здоровья. Правомерно вести речь и об условиях, в которых учащиеся могут успешно сочетать образовательную деятельность с организованным досугом, с возможностями полноценного питания, т. е. условия пребывания учащихся в образовательном учреждении по-разному влияют на них, следовательно, они могут служить характеристикой образования учащихся.
Ясно, что условия пребывания учащихся в образовательном учреждении специально создаются для того, чтобы способствовать развитию образованных людей, специалистов, граждан. Какие-то признаки соответствующих условий можно характеризовать как благоприятные для успешного развития образованного человека. Речь идет о том, что в благоприятных условиях, как правило, развиваются образованные люди, специалисты, граждане, востребованные в обществе. Тогда субъект управления образовательным учреждением обязан направлять исполнение своих компетенций на создание благоприятных условий пребывания учащихся в образовательном учреждении. Реально существующие в образовательном учреждении условия правомерно относить к предпосылкам, определяющим образование учащихся.
Создавая условия пребывания учащихся в образовательном учреждении, субъект может ориентироваться на представление об образовательном пространстве [7], в котором происходит их жизнедеятельность. С одной стороны, субъект управления выстраивает нормативно- регламентирующую координату образовательного пространства в пределах образовательного учреждения. Это означает, что в обеспечении условий пребывания учащихся в образовательном учреждении субъект руководствуется нормативами, характеризующими государственно-общественные установки на образование человека. Часть из них предопределяет требования к образованности человека, другие же установки относятся к безопасности его пребывания в образовательном учреждении.
В то же время субъект управления претворяет соответствующие государственнообщественные установки, опираясь на ресурсы. Распределяя эти ресурсы, субъект с той или иной точностью исполняет государственно-общественные установки, изложенные в нормативах, регламентирующих функционирование образовательных учреждений. Следовательно, от его действий определенно зависит мера исполнения государственно-общественных установок. По соответствующему критерию можно судить о качестве условий пребывания учащихся в образовательном учреждении по всем основным аспектам их реального состояния и тенденций изменения. Кроме того, в образовательных учреждениях могут устанавливаться дополнительные нормативы относительно тех или иных аспектов условий пребывания учащихся в образовательном учреждении. Важно, чтобы они не противоречили государственно-общественным установкам, регламентирующим функционирование образовательных учреждений.
С другой стороны, государство ориентирует образовательные учреждения на перспективу развития. С этой целью разрабатываются и принимаются документы, в которых выражены намерения государства и общества относительно перспектив развития систем образования в стране. Это и программа развития образования в РФ, и национальный проект модернизации образования, и другие документы, ориентирующие субъектов системы образования на перспективу. В них выражаются намерения государства относительно развития системы образования в стране, планируются финансовые расходы на это, излагается стратегия управления образованием на основе разграничения компетенций.
Опираясь на соответствующие государственно-общественные установки, субъект управления образовательным учреждением обязывается определиться с перспективой его (учреждения) развития, другими словами, изложить перспективы развития соответствующего образовательного учреждения. Одной из форм изложения является программа развития образовательного учреждения. Ее признаками может быть соответствие федеральным документам, реалистичность, обоснованность пользования ресурсами и др. Программа развития образовательного учреждения может стать ведущим ориентиром в профессиональной деятельности сотрудников, так как каждый из них может связывать перспективы своей профессиональной деятельности с участием в реализации установок, изложенных в программе.
С третьей стороны, осуществляя влияние на функционирование образовательных учреждений, государство и общество создают определенные коммуникативно-информационные средства образования учащихся. Часть из них адресована непосредственно образовательным учреждениям. Другие коммуникативно-информационные средства могут быть полезными в образовании учащихся, хотя, к сожалению, некоторые из них могут оказывать тлетворное влияние на учащихся. Строить искусственные преграды для учащихся вряд ли перспективно. Часто срабатывает мудрость: «запретный плод сладок». Поэтому на образовательные учреждения возлагается ответственность по обеспечению безопасного пользования учащимися информацией. Достигнуть этого можно воспитанием ценностного отношения учащихся к шедеврам мировой культуры и неприятия разного рода пошлостей.
Отсюда ясно, что коммуникативно-информационное обеспечение учащихся в образовательном учреждении соотносится не только с обеспеченностью источниками информации и их доступностью. Оно должно быть непосредственно связано и с содержанием образования, и с методами осуществления образовательного процесса. Дело в том, что информация, циркулирующая в образовательном учреждении, является главным источником образования учащихся. Усваивая ее и применяя в каких-то аспектах жизнедеятельности, учащиеся способствуют развитию собственной образованности – важного элемента, характеризующего образованного человека. Поэтому коммуникативно-информационные условия в образовательном учреждении правомерно соотносить с состоянием образованности учащихся.
Не следует упускать и изменения в здоровье учащихся, происходящие под влиянием коммуникативно-информационных средств. Речь идет о соблюдении санитарно-гигиенических и эргономических норм, относящихся к средствам коммуникации, к продолжительности пользования ими. Соответствующие показатели также важны при оценке коммуникативно-информационных условий образования учащихся. Кроме того, коммуникативно-информационные условия в образовательном учреждении следует оценивать и по показателям изменений в здоровье учащихся. Дело в том, что ряд отклонений в здоровье учащихся является прямым следствием пользования ими средствами образовательной деятельности (учебной литературой, компьютером и др.). Поэтому по изменениям в некоторых аспектах здоровья учащихся можно судить о ценности коммуникативно-инфор- мационных условий, существующих в образовательном учреждении.
Довольно значимой характеристикой условий образования учащихся в образовательном учреждении является их деятельностно- стимулирующий элемент. Вообще говоря, стимулами образовательной деятельности учащихся является весь спектр условий, существующих в образовательном учреждении. Они сами по себе как-то сказываются на мотивах образовательной деятельности. Тем не менее существует необходимость отдельного вычленения деятельностно-стимулирующих условий, так как в них заложен огромный потенциал влияния на образовательную деятельность. Соответствующие условия создаются непосредственно в образовательном учреждении, благодаря чему можно активизировать образовательную деятельность учащихся в социально приемлемых направлениях. Деятельностно-стимулирующие условия в образовательных учреждениях влияют на активность учащихся в разных аспектах их жизнедеятельности.
В целом, условия образования учащихся в том или ином образовательном учреждении определенно влияют на их образование. Это связано с тем, что условия, характеризующие обстановку в образовательном учреждении, составляют специфическую среду жизнедеятельности учащихся. Находясь в ней, они непроизвольно приобщаются к ее свойствам. Это, конечно, не означает, что все учащиеся подчиняют себя соответствующей среде, однако факт ее влияния вряд ли следует подвергать сомнению. Выполняя социальную установку на содействие становлению в образовательном учреждении образованного человека (в его социально ценной интерпретации) субъект управления тем или иным образовательным учреждением обязан заботиться и об условиях жизнедеятельности учащихся в соответствующем учреждении.
Характерной особенностью образования человека в образовательных учреждениях является его взаимодействие с педагогами, которые организуют извне его образовательную деятельность и направляют иные виды жизнедеятельности. В соответствующем смысле педагоги предопределяют жизнедеятельность учащихся в образовательном учреждении. В этом, собственно, и состоят основные профессиональные компетенции педагогов в образовательных учреждениях. Поэтому жизнедеятельность учащихся в образовательных учреждениях проходит согласно регламенту, установленному администрацией и педагогами. Исполняя свои компетенции, педагоги принимают участие в процессе осуществления образовательной деятельности учащихся. Они конкретизируют ее содержание, выбирают методы взаимодействия с учащимися, а также контролируют процесс образовательной деятельности и ее результаты. Они могут предлагать учащимся дополнительные образовательные услуги, а также содержание, формы и методы организованного досуга.
В целом, исполнение компетенций педагогами, непосредственно относящихся к их взаимодействию с учащимися, можно называть педагогическим сопровождением их жизнедеятельности в образовательном учреждении [8]. По сути, педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся является особой формой внешнего управления ею. Действительно, сопровождая образовательную деятельность учащихся, педагоги руководствуются целью – добиться развития таких их свойств, которые соответствуют социально ценным признакам образованного человека. Педагоги могут пользоваться как собственными ресурсами, так и делегированной им частью ресурсов образовательного учреждения. Сопровождая образовательную деятельность учащихся, педагоги оказывают влияние на нее. Словом, все признаки управления характерны для педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся.
Не следует забывать и о том, что педагоги призваны направлять жизнедеятельность учащихся в социальное русло. Поэтому педагогическое сопровождение не ограничивается пределами образовательной деятельности учащихся. Оно правомерно распространяется и на иные аспекты их жизнедеятельности, хотя имеет свои особенности. В частности, педагоги уже не могут жестко регламентировать эти аспекты их жизнедеятельности, а могут лишь выполнять компетенции наставника и оказывать определенное влияние. Поэтому педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении как- то сказывается на развитии их свойств, и, следовательно, может служить характеристикой качества образования учащихся.
Ясно, что педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении может по-разному влиять на развитие их свойств. Вряд ли можно определенно очертить пределы различий во влиянии педагогического сопровождения на развитие свойств учащихся. Однако опыт образования людей в социальной системе образования свидетельствует о том, что разные характеристики педагогического сопровождения жизнедеятельности учащихся в образовательных учреждениях по-разному сказываются на развитии их личных свойств. При этом вряд ли следует сомневаться в том, что такое влияние определенно сказывается на свойствах образующегося человека.
Факт влияния педагогического сопровождения на свойства образующегося человека служит основанием для выдвижения педагогического сопровождения жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении как аспекта характеристики их образования в нем. Другими словами, характеризуя образование учащихся в образовательном учреждении, следует иметь в виду и педагогическое сопровождение их жизнедеятельности. Так как само педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся разнопланово, то и его свойства не могут оцениваться по шаблону. Это означает, что, характеризуя педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении, следует обратиться к основным аспектам педагогического сопровождения.
Прежде всего, нужно обратить внимание на педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся. Оно предполагает исполнение педагогами компетенций преподавания и воспитания учащихся в образовательном процессе, используя при этом социальный и личный опыт. В свою очередь, преподавание базируется на определенном методическом замысле, разработанном либо заимствованном педагогами. Ясно, что от свойств соответствующего методического замысла, от того, как он предъявляется учащимся, определенно зависят отклики со стороны каждого из них. Следовательно, от соответствующим образом осуществленного педагогического влияния на образовательную деятельность зависит и успех вовлечения учащихся в организованное учебно-педагогическое взаимодействие. Оно же, в свою очередь, определяет внутриорганизменные процессы, обусловливающие развитие образованности учащихся, сказывающиеся на изменении их здоровья.
Как правило, на образовательную деятельность каждого учащегося оказывается влияние со стороны разных педагогов. Каждый из них пользуется не только личными ресурсами, но и общими ресурсами образовательного учреждения. От того, насколько согласованно используются эти ресурсы, зависит потенциал влияния соответствующего педагогического сопровождения на образовательную деятельность учащихся. Согласованность педагогов в осуществлении влияния на образовательную деятельность определенного контингента учащихся является предпосылкой его (влияния) усиления. Другими словами, педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся определенно зависит от меры согласованности педагогов в процессе исполнения соответствующих компетенций.
В основе согласованности педагогов лежит общий методический замысел осуществления образовательного процесса. С одной стороны, правомерно вести речь об общем методическом замысле, например, по показателям соответствия государственно-общественным установкам, а также о согласии педагогов руководствоваться им, исполняя свои компетенции. С другой стороны, педагогическое сопровождение образовательной деятельности определенно зависит от того, как учитывается специфика учащихся в процессе исполнения каждым педагогом согласованного методического замысла. С третьей стороны, педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся целесообразно соотносить с их вовлеченностью в реализацию методического замысла в образовательном процессе.
Характеризуя педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении, не следует забывать и о других ее аспектах: дополнительные образовательные услуги учащимся, организованный досуг, участие в общественной жизни социума. В определенном смысле педагоги призваны помогать учащимся «учиться жить в социальном окружении». Эта миссия педагогов логически обусловлена их социальным статусом, который коротко можно обозначить – быть наставником учащихся.
Каждый педагог призван не только помогать учащимся усваивать часть социального опыта. Его главное назначение состоит в том, чтобы приобщать учащихся к социальной действительности, ориентировать их на перспективы прогресса в социальном развитии. Социальный же опыт, усваиваемый учащимися, необходим для того, чтобы пользоваться им в своей жизнедеятельности, ориентируясь на перспективы социального развития. Добиться этого можно, скорее всего, только тогда, когда педагогическое сопровождение распространяется на разные аспекты жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении.
Отсюда понятно, что педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении определенно зависит от объема профессиональных компетенций педагогов, а также от взаимосвязей между их элементами. Речь идет о тех видах жизнедеятельности учащихся, которые сопровождает тот или иной педагог, а также о том, как соответствующие виды взаимосвязаны между собой. Другими словами, целостность педагогического сопровождения жизнедеятельности учащихся является одним из его показателей. Этот показатель относится как к исполнению профессиональных компетенций каждым педагогом, так и к их совместному сопровождению жизнедеятельности учащихся.
Характеризуя педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении, не следует упускать из вида и иные категории сотрудников. Здесь речь идет об их вовлечении в процесс сопровождения некоторых аспектов жизнедеятельности учащихся. Дело в том, что привлечение специалистов к реализации общего замысла организации жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении способствует расширению ресурсов педагогического влияния. При этом, естественно, важно, чтобы сотрудники образовательного учреждения, сопровождая жизнедеятельность учащихся, руководствовались педагогическим замыслом. Помогать им в этом могли бы педагоги. Более того, они же могут быть инициаторами привлечения сотрудников к сопровождению некоторых аспектов жизнедеятельности учащихся.
Интегративным показателем педагогического сопровождения жизнедеятельности учащихся является их вовлеченность в функционирование образовательного учреждения. Это означает и объем компетенций, которые исполняют учащиеся в образовательном учреждении, и пользование каждым из них усвоенными знаниями, приобретенными умениями. Вовлеченность учащихся в функционирование образовательного учреждения предполагает определенный вклад со стороны каждого из них в перспективы его (учреждения) развития. Педагогическое сопровождение жизнедеятельности учащихся можно отнести к решающим факторам влияния на становление образованных людей, соответствующих социально ценным интерпретациям таковых.
Список литературы
Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: моногр. /
В.А. Беликов. – М.: Гуманитарный издат. центр В ЛАДО С, 2004. -357 с.
Джой-Меттъюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттъюз. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 476 с.
Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект: Мир, 2006. – 320 с.
Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 632 с.
Менеджмент в управлении школой / науч. ред. Т.И Шамова. -М.: Магистр, 1992. – 145 с.
Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов пед. специальностей: в 2 ч. Ч. 1: Явление и понятия / Г.Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2007. – 280 с.
Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов пед. специальностей: в 2 ч. Ч. 2: Начала теории / Г.Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, -265 с.
Сериков, Г.Н. Здоровъесбережение в гуманном образовании: моногр. / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. – Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГТУ: 1999. – 242 с.
Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация системы качества образования // Образование и наука. Известш Уральского отделения Российской Академии образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. – -№ 6 (63). – С 15-20.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом / В.П. Симонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование. – -357 с.
Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева. -М.: Академия, 2003. – 243 с.
Хоук, К. Введение в HR-менеджмент: учеб. / К. Хоук, М. Фут. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2005. – 496 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://archive.vestnik.susu.ac.ru/
Дата добавления: 01.06.2014