Управление банковскими рисками 5

–PAGE_BREAK–
21.3. Кредитный риск: содержание, оценка, причины и методы

управления

Традиционно кредитный риск определяется как риск невозврата денег должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. В определении сущности кредитного риска существуют раз­личные подходы. Одни авторы включают в понятие «кредитный риск» опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Другие понятие кредитного риска связы­вают с получаемой банками прибылью: кредитный риск — это воз­можное падение прибыли банка и даже потеря части акционерного капитала в результате неспособности заемщика погашать и обслужи­вать долг. Такой подход отражает лишь одну сторону воздействия кредитного риска на прибыль банка — отрицательную, связанную с негативными последствиями кредитования. В то же время исход кре­дитной сделки может быть и положительным, не исключая при этом наличия определенного уровня риска на протяжении действия кре­дитного договора.

В основе другого определения кредитного риска лежит неуверен­ность кредитора в том, что должник будет в состоянии выполнить

–PAGE_BREAK–
21.4. Кредитная политика коммерческого банка 21.4.1. Содержание кредитной политики

Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банков. В вопросе о содержательной стороне кредитной политики банка существуют различные направления. Например, в финансово-кредитном словаре кредитная политика трактуется как составная часть экономической политики, представляющей собой систему мер в области кредитования народного хозяйства. В зарубеж­ной научной литературе кредитная политика трактуется как способ выполнения последовательно связанных действий при кредитовании, где принципы представляют собой основу определения соответствую­щей политики и способов ее осуществления.

Некоторые авторы считают, что кредитная политика — это стра­тегия и тактика банка в области кредитных операций. Кредитная по-

–PAGE_BREAK–
И в I и во II варианте неясно, что будет, начиная с четвертого года, если изменится денежный рынок. Эту возможность риска изме­няющегося процента нужно предусматривать в кредитном договоре, а если необходимо, то структурно изменить пассив.

Для предотвращения процентного риска коммерческим банкам необходимо:

1)       использовать правило приспособления процента к новым усло­виям денежного рынка (в кредитных договорах);

2)       управлять изменением структуры баланса;

3)       определять компенсацию процентного риска. Так, если в акти­ве баланса возникает процентный риск, то в пассиве должна быть предусмотрена его компенсация. В этих же целях можно заключать с клиентом соглашение о максимальном и минимальном проценте.

Реализация указанных мер в практической деятельности банка проводится с использованием специальных (целевых) методов управ­ления процентным риском. К специальным методам управления про­центным риском относятся методы управления процентной маржей и

–PAGE_BREAK–
21.9. Отраслевой и страновой риск

Отраслевой риск обусловлен изменениями в экономическом со­стоянии отрасли и их степенью как внутри отрасли, так и по сравне­нию с другими отраслями. Отраслевой риск связан с кредитным и оказывает на него непосредственное влияние. Поэтому для выработ­ки обоснованной структурной политики банка в области кредитова­ния необходима обширная информация не только о клиентах, но и об их отраслях.

При оценке отраслевого риска необходимо учитывать следующее:

•  деятельность данной отрасли, а также смежных отраслей за
определенный (выбранный) период времени;

■  насколько их деятельность устойчива по сравнению с экономи­кой страны;

■  каковы результаты деятельности различных фирм внутри одной и той же отрасли. Имеется ли значительное расхождение в результатах их деятельности.

–PAGE_BREAK–
22.3. Последующий контроль и способы его проведения

В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важ­ное место отводится правильной организации последующего контро­ля, целью которого является систематическая проверка всех направ­лений учет но-операционной работы в период после совершения бан­ковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

•    проверка постановки учета и документооборота;

•    подтверждение правильности выполнения работниками учет-но-операционного аппарата возложенных на них обязанностей;

•    проверка законности и правильности оформления выполнен­ных операций.

В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в круп­ных банках этим занимаются специальные инспекторы последующе­го контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагиваю­щие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Приме­ром может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех или иных ответственных испол­нителей. Обычно планы последующих проверок составляются таким образом, чтобы в течение квартала в последующем порядке были про­контролированы все участки учетно-операционной работы.

В ходе осуществления последующего контроля в в’ыборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались текущему контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В про­цессе проверки устанавливается законность операций, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законно­сти операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требова­ниях, расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных доку­ментов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть про­ведено сличение первых экземпляров платежных документов с ко-

–PAGE_BREAK–
При разработке нового Плана счетов были учтены требования международных организаций в области финансовой статистики, а также изменения принципов организации экономических отноше­ний, расширение функций отечественных коммерческих банков и круга выполняемых ими операций. Изменилась общая структура пла­на счетов, в основу которой теперь положено выделение в разделы од­нотипных по экономическому содержанию банковских операций.

В основу формирования Плана счетов положены следующие принципы:

L Разделение счетов на активные и пассивные и отказ от использо­вания активно-пассивных счетов. Для отражения операций, по кото­рым возможно образование либо дебетового, либо кредитового саль­до, в Плане счетов предусматривается открытие двух парных счетов: активного и пассивного. В начале операционного дня операции по таким счетам будут отражаться по счету, имеющему остаток по ре­зультатам предыдущего дня. Нельзя допускать образования в конце дня дебетового сальдо (овердрафта) по пассивному счету или креди­тового — по активному счету.

2.      Двухуровневая система построения номеров счетов бухгалтерского учета. На балансе открываются счета первого порядка, которые име­ют трехзначный номер. Эти счета являются инструментом синтетиче­ского учета, поскольку на них операции банка отражаются в укруп­ненном виде. К счетам первого порядка для детализации учета опера­ций открываются счета второго порядка, которым присваиваются пятизначные номера. Возьмем для примера балансовый счет первого порядка № 106 «Добавочный капитал». В дополнение к нему открыты три счета второго порядка № 10601, 10602, 10603 для детализации ис­точников формирования добавочного капитала. Исключение состав­ляют счета главы Д, которые имеют пятизначную нумерацию.

3.      Единая временная структура активных и пассивных операций по срокам их проведения. При отражении в балансе кредитной организа­ции активных и пассивных операций с целью оперативного контроля за обеспечением его ликвидности применяется, где это необходимо, единая структура счетов второго порядка по срокам привлечения и размещения:

■ до востребования;

•   сроком на 1 данъ;

•    сроком на 7 дней;

–PAGE_BREAK–