Оглавление
Введение
Глава 1. Управление бюджетным процессом
1.1 Основы управления бюджетнымпроцессом и необходимость его автоматизации
1.2 Структура системыавтоматизации работ бюджетного процесса
1.3 Структура АИС управлениябюджетом
Глава 2. АИТ органовгосударственной власти бюджетного процесса
2.1 АИТбюджетного процесса федерального уровня
2.2 АИТ территориальных ирегиональных финансов
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальность. Очень часто российские компаниидействуют по старинке: тише едешь — дальше будешь. И к практике выбора средствавтоматизации, направленных на поддержку процессов бюджетного управления, этоимеет непосредственное отношение. Сегодня в российских компаниях существуетмножество мифов и заблуждений по поводу необходимости автоматизации процессовбюджетного управления и выбора соответствующей системы.
Существует множествомифов и заблуждений по поводу возможности и необходимости автоматизациипроцессов бюджетного управления. Большая часть их апеллирует к спецификебизнеса компании:
· бизнес очень мал,чтобы начать внедрять данное решение;
· бизнес-процессыкомпании трудно формализовать.
Кроме того,распространено мнение, что поскольку решение принимает человек, а не компьютер,то неразумно и отдавать принятие решений аналитической программе.Психологически проще давать указания людям, то есть оставить все как было и незаниматься «страшным», непонятным и сложным процессом автоматизации.Ситуация напоминает русскую охоту, где главное — не результат, а сам процесс.Тем более что, может быть, Microsoft Excel и вполне достаточно для бюджетногоуправления? Если внимательно посмотреть на эти тезисы, то видно, что решение обавтоматизации принимается только на основе оценки затрат на подобный проект. Ачто на другом полюсе? На другом полюсе — обеспечение качественной информации,необходимой руководителям для принятия управленческих решений.
Цель исследования – рассмотреть информатизациюбюджетного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить основыуправления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.
2. Проанализировать структурусистемы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управлениябюджетом.
3. Определитьособенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетногопроцесса.
Объект исследования – основополагающие характеристикиинформационной системы. Предмет исследования — определение особенностей информатизациибюджетного процесса.
Структура работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы. Во введении даетсяобоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура.Первая глава посвящена изучению управления бюджетным процессов. В нейрассматривается необходимость автоматизации бюджетного процесса. Вторая главарассматривает АИТ органов государственной власти бюджетного процесса. Взаключении делаются выводы по работе.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. идругих.
Глава1. Управление бюджетным процессом 1.1 Основы управления бюджетным процессом и необходимостьего автоматизации
Перед созданием любойсистемы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а такжевзаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления вданном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участникамиявляются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органыисполнительной власти, финансовые органы).
Для автоматизации БП РФсоздается единая автоматизированная информационная система управления,обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различныхуровней: федерального, территориального и местного. Системы упрабления одногоуровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии итехнологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоитучреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одномбюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.
Федеральный бюджет РФ (ФБРФ) формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий,выполняемых центральными органами власти. Через ФБ осуществляется процессраспределения и перераспределения валового внутреннего продукта и созданиенационального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами исоциальными слоями населения. На ФБ возложено финансированиеобщегосударственных органов власти и местного управления, поддержаниеобороноспособности государства, развитие науки, образования, федеральныхцелевых программ и т.п.
На уровне ФБ РФ можновыделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощьюинформационных технологий.
Сводное финансовоепланирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечиваетсясистемой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовымибалансами в стоимостном выражении. Перспективный финансовый планразрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социальногоразвития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета помобилизации доходов и финансировании расходных статей.
Со сводным финансовымпланированием тесно связано бюджет-, ное прогнозирование, которое на основесложившихся тенденций,, конкретных социально-экономических условий иперспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальныхпутей развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используютсяэкономико-математические методы (например, метод экстраполяции, методэкспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).
Проект ФБ РФразрабатывается Министерством финансов РФ (в настоящее время Федеральнойслужбой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства РФ.Федеральная служба и территориальные финансовые органы должны быть обеспеченынеобходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономическогоразвития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогнозсводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развитиягосударственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевыепрограммы и т.п.
Исполнение ФБ начинаетсяпосле его утверждения органом представительной власти. В финансовых органахподготавливается организационный план, в котором определяются задачиподразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основаниипоказателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, котораяутверждается исполнительным органом власти.
Контроль за целевымиспользованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетнойотчетности. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит, а такжевсе бюджетные операции находят отражение в бюджетном учете, организуемом иосуществляемом финансовыми органами. Финансовые органы подготавливают бюджетнуюотчетность и предоставляют ее в Правительство РФ в установленные сроки. Послеутверждения отчетов об исполнении бюджетов они передаются для опубликования воткрытой печати.
Свод бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджетРоссийской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов РФ. В своюочередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
КБ представляет собойстатистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированныеданные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям ихиспользования на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБхарактерно выделение следующих комплексов функциональных задач: определениевеличины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФи размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальныхобразований; анализ формирования и использования централизованного финансовогофонда страны; сводное финансовое планирование доходов и расходов государства;разработка прогнозов экономического и социального развития государства и еготерриторий; расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий дляпроведения сравнительного анализа состояния отдельных территорий РФ и саналогичными показателями других государств.
В решении задач каждогокомплекса обычно одновременно задействованы различные участники БП, чтоподтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения егоавтоматизации. 1.2 Структура системы автоматизации работ бюджетногопроцесса
Важной задачейавтоматизации организаций бюджетной сферы являются не только возложение накомпьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенногоуровня и формированием смет и форм отчетностей, но и созданиеавтоматизированного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системымежду различными уровнями и в пределах одного, а также возможностьвзаимодействия с другими внешними структурами. То есть необходимоавтоматизировать процессы межбюджетных отношений.
Координация достиженийинформационных технологий в финансовой системе, согласно Указу «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти», осуществляетсяФедеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения поинформатизации и автоматизации в территориальных, региональных и местныхфинансовых органах. Благодаря такой системе организации обеспечиваетсяинформационное и технологическое взаимодействие с органами Федеральногоказначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страховогонадзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная службафинансово-бюджетного надзора отвечает за создание ведомственного Фондаалгоритмов и программ (ФАП), доступ к которым предоставляется территориальнымфинансовым органам. Она также организует работу по внедрению достижений ИТ вовсе сферы деятельности финансовых органов и определяет стратегическоенаправление развития, создает нормативно-правовую и методическую базыкомплексного решения задач межуровневого обмена информацией.
Сложность автоматизациибюджетной системы РФ заключается в том, что первоначально нужно создатьавтоматизированные системы отдельных ее органов (налоговых, казначейства,органов государственного управления и т.д.), предусмотрев при этом спецификурешаемых ими задач и возможность взаимодействия этих органов между собой.
Органы государственнойвласти осуществляют планирование и управление бюджетом РФ. Для планирования ФБработники Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ используютавтоматизированную информационную территориально распределенную систему «Финансы»,которая объединяет АРМ специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальныхорганах.
Для формирования иисполнения региональных бюджетов используется автоматизированная системасоставления и исполнения бюджета (АССИБ), которая формируетсводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление иисполнение бюджета региона, аналитические расчеты.
Через Банк России икредитные организации производится обслуживание счетов, финансируемых избюджетов (федерального, территориальных и местных). Для этого используютсявнутренние банковские системы фирм «Асофт», «Диасофт», «Интербанксервис»и другие, а связь с клиентами организуется на базе программно-техническогокомплекса «Клиент-банк».
Налоговые органыобеспечивают контроль за формированием доходов бюджета. С этой целью в органахналоговой службы создана АИС «Налог», обеспечивающая автоматическийконтроль и анализ сборов налогов и других обязательных поступлений в бюджет ивнебюджетные фонды.
Органы казначействаконтролируют движение денег по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетовразных уровней. В состав АИТ Федерального казначейства входят два основныхпрограммных комплекса.
1. «КАЗНА»,учитывающий доходы ФБ и распределение регулирующих налогов между бюджетамиразных уровней.
2. «СМЕТА — W»,«СМЕТА — F», учитывающие расходы из ФБ и финансирование бюджетополучателей,организованных органами федерального казначейства.
Для автоматизациипроцессов формирования бюджета города и его исполнения в подразделенияхкомитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых итерриториальных органах управления администрации города, а также на уровнебюджетных организаций города используется АИС бюджетного процесса — электронноеказначейство (АИСБП — ЭК).
Бюджетные организациипроизводят расходование бюджетных средств согласно заложенным в их бюджетестатьям и утвержденным сметам. Для автоматизации финансового и бухгалтерскогоучета и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и организацияхиспользуются собственные программные разработки и часто встречающиеся продуктыфирм «Галактика», «Парус», «1С», «Интеллект-сервис». 1.3 Структура АИС управления бюджетом
Управление бюджетомосуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры — бюджетной сети.Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и казначейскихструктур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором уровнебюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона,города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программнымисистемами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающимиэлектронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участниковмежду собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на однойтехнологической базе, иметь каналы обмена данными и представлятьинтегрированный программный комплекс, на базе которого может быть созданаединая многоуровневая распределительная система управления финансами.
Только совместное,согласованное функционирование АИТ бюджетных органов, межбанковскойрасчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволитповысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режимереального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджетыразличных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей.
Все современныепрограммные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаютсяс использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубосравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модульразрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательнопредусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка).Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт длярешения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения,предприятия в целом, отрасли и т.п.
Модули АИС (основаструктуры) — это программный продукт, решающий конкретную задачу пользователя.Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих завыполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на:
· основные, имеющиесобственный пользовательский интерфейс и способные функционировать отдельно(модуль формирования проекта бюджета; росписи и уточнения плана бюджета;составления регламентированных отчетов; формирования кассового плана и т.д.);
· вспомогательные,расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением егоинтерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модульконвертации данных и т.п.)
Технологический процесссостоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне,согласно задачам органи зации, формируются АРМ специалистов всоответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалистаполномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейсасистемы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и егосвоевременная модификация и адаптация к реальным потребностям. Примерамиявляются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника ит.д.
Функциональная подсистема— это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными потоками передачиинформации и предназначенная для решения определенной функциональной задачибюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль зарасходованием бюджетных средств и т.п.). Функциональные подсистемы работают науровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать сосводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче.
Единая многоуровневаяраспределенная система управления финансами — это верхний уровень управленияоргана государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собойсовокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения наэтом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируютстандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистическиеисследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящиеорганы и т.п.
Приведенные структурныеэлементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структурыорганов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном,местном).
При практическойреализации программных продуктов для каждого субъекта бюджетного процесса неследует забывать об их возможной архитектурной организации — с открытой илизакрытой (функционального типа) архитектурой.
В программы первой группыалгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы выходных документовжестко «зашиты» в алгоритм программы. Однако за счет настройкивнешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе такихпрограмм возникает необходимость в их дальнейшем сопровождениифирмой-разработчиком.
Программные продуктывторой группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечныйпользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять иразрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группыболее универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но ихиспользование требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учетасовместимости с программными продуктами других уровней бюджетной сферы.
Глава2. АИТорганов государственной власти бюджетного процесса 2.1 АИТ бюджетного процесса федерального уровня
В конце 1998 г. былапринята концепция информатизации Министерства финансов РФ (теперь Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора РФ), предусматривающая функционирование АИС«Финансы», реализующей на федеральном уровне следующиетехнологические процессы:
· расчет вариантовпроекта бюджета, учет изменений и составление уточненного плана расходов ФБ;
· свод проектарасходов ФБ на социально-культурную сферу и науку, свод уточненных годовых и квартальныхпланов по бюджетам субъектов РФ, свод проекта расходов ФБ на основе заявокминистерств и ведомств;
· расчет суммпособий на детей по регионам;
· обработка ианализ статистической информации по промышленному комплексу, легкойпромышленности, сфере услуг, предпринимательству, торговым предприятиям иорганизациям;
· свод годовыхотчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковыхавтомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетномфинансировании;
· анализ данных повозврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;
· ведение реестраценных бумаг, владельцев крупных ценных бумаг, реестра архивных дел иинформационных институтов.
Объединение этихтехнологических процессов по их функциональному назначению представляютфункциональные подсистемы (ФП) АИС «Финансы».
ФП «Бюджетныйпроцесс» реализует планирование и прогнозирование показателей по статьямбюджета на предстоящий год, подготовку бюджетных статей к рассмотрению иутверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетныхпоказателей, формирует отчетные регистры об исполнении ФБ и КБ.
ФП «Доходная частьбюджета» обеспечивает расчеты планируемых и прогнозируемых показателейдоходной части бюджетов на всех уровнях управления, бухгалтерский учет доходовс выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет,формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
ФП «Расходная частьбюджета» реализует комплекс задач по исполнению ФБ и распределению вустановленных пропорциях до ходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ. Подсистемасопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственнымифедеральными ресурсами, обеспечивая информационное сопровождение этихпроцессов, и создает возможность осуществления оперативной проверкисоответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.
ФП «Государственноекредитование» реализует решение задач по планированию государственногодолга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационноесопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкойвалютно-кредитной политики и кредитных отношений и т.д.
ФП «Финансовыйконтроль бюджета» автоматизирует процессы, связанные синформационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемыхрешений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль зарасходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюденияфинансовой дисциплины.
ФП «Финансированиеотраслей народного хозяйства» отвечает за планирование финансовыхпоказателей на следующий бюджетный период, обеспечивая учет выделенных средствпо отраслям народного хозяйства (социальное обеспечение, здравоохранение ифизическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкаяпромышленность и т.п.), формирует сводные отчеты для анализа по истекшемуфинансовому году и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный год.
Отдельные функциональныекомпоненты подсистемы АИС «Финансы» являются составными компонентамиинтегрированной информационной системы, отражающей целостную картину общейфинансовой обстановки в стране, обеспечивающей ее комплексный анализ,помогающей в подготовке прогнозных оценок и поддерживающей процессыколлективного и индивидуального принятия решений. Связь функциональных компонентовосуществляется с помощью Единой телекоммуникационной сети (ЕТКС), основноеназначение которой заключается в обеспечении внутриведомственной связи междуцентральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышениякачества, защищенности и скорости передачи информации, эффективностифункционирования центральных и территориальных органов службы в условияхрыночной экономики и снижения расходов на информационное взаимодействие. 2.2 АИТ территориальных и региональных финансов
Все большее значение вэкономическом развитии РФ и решении социальных вопросов придается субъектам РФ,для финансового обеспечения задач которых предназначены территориальныебюджеты. Территориальные финансовые органы — наиболее распространенная частьфинансовой системы страны, в которой совершается наибольший документооборот,поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесспланирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов,что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функциональных задач,связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетовРФ.
В территориальныхфинансовых органах разработаны и используются программные продукты,подготовленные научными и проектными организациями. В их числе программы НПО «Криста»(г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой службы ЧувашскойРеспублики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородскойобласти, АО «Финтех» и др.
Внедрение АИС «Финансы»в территориальные финансовые органы позволяет повысить уровень управлениятерриториальными финансами, региональным и местным администрациям приниматьболее обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальномуразвитию территорий. При этом достигается ускорение получения отчетных данныхоб исполнении бюджета по доходам и расходам, повышение достоверности отчетныхданных о поступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность обработкиотчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности дляпрогнозирования бюджетных показателей, разработка вариантов расчетов к проектубюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат,связанных с учетом бюджетных средств и передачей информации об исполнениибюджета в другие учреждения и организации. Система состоит из комплексовтехнологических задач, реализованных в виде АРМ.
Заключение
Таким образом,полноценное управление бюджетным процессом Российской Федерации возможно толькопри создании единой многоуровневой распределенной АИС, которая должнаобеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетовразличных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетнойсистемы РФ с комплексной увязкой механизма взаимодействия на одном и разныхуровнях иерархической бюджетной системы определяет сложность данного процесса.
При создании АИСбюджетной системы целесообразно выделять комплекс однотипных задач, решаемыхбюджетными органами, и использовать модульный подход для реализации их решения.При этом, стыкуя и моделируя наборы модулей, можно достаточно простонастраивать АРМ бюджетных служащих на основе решаемых ими функциональных задач.
На федеральном уровнебюджетного процесса работниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзораРФ в ходе проектирования и исполнения бюджета используется АИС «Финансы».Благодаря возможности интеграции отдельных компонентов эта система способнаотражать целостную картину финансовой обстановки в стране, обеспечивая еекомплексный анализ.
Автоматизация задачтерриториального (регионального) уровня бюджетного процесса РФ строится на базеотдельных компонентов АИС «Финансы» и «Автоматизированнойинформационной системы составления и исполнения бюджета» (АССИБ), которыепозволяют автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовоморгане, так и во всей финансовой системе региона. Также для формирования иконтроля исполнения региональных и местных бюджетов используется сетевойпрограммный комплекс «СЕ 2 — Бюджет».
Для автоматизациифинансового и бухгалтерского учета на предприятиях и организациях могутиспользоваться средства электронного офиса, собственные разработки на базеразличных платформ, программные продукты фирм «Галактика», «Парус»,«1С», «Интеллект-сервис» и др. Для получения информации озаконодательных и нормативных постановлениях по налогообложению, общеправовыхвопросах, инструкционных и методических материалах общегосударственного,территориального и местного значения используются информационно-правовые(справочные) системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт»и др.
Списокиспользованной литературы
1. Амириди Ю.В.,Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управлениеэффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009
2. Гришин В.Н.,Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.:Форум, Инфра-М, 2009
3. Информационныесистемы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008
4. Информационныесистемы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008
5. Информационныесистемы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В. В. Трофимова.– М.: Юрайт-Издат, 2009
6. Корчагин Р.Н.,Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методическиерекомендации. – М.: РАГС, 2009
7. Кулемина Ю.В.Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009
8. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008
9. Федорова Г.В.Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.:Омега-Л, 2009
10. Черников Б.В.Информационные технологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008