Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансированием предприятия
1.1 Сущность, состав, структура финансирования предприятия
1.2 Управление финансовыми ресурсами
1.3 Направления повышения эффективности использованияфинансирования
Глава 2. Характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика Гагаринского Райпо
2.2 Оценка технологии производства основных видовпродукции Гагаринского Райпо
2.3 Оценка основных финансовых показателейГагаринского Райпо
Глава 3. Управление финансированием на предприятии ГагаринскоеРайпо
3.1 Общая характеристика финансирования Гагаринского Райпо
3.2 Анализ эффективности использования финансовых ресурсовГагаринского Райпо
Заключение
Список литературы
Введение
При современномэкономическом кризисе финансирование играет очень важное значение вдеятельности предприятия.
В настоящее время, спереходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельностьпредприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастаетзначения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительноувеличивает роль рационального управления финансированием предприятия.
Рано или поздноруководители предприятия сталкиваются с проблемами управления финансированием:выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планированиядеятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяютему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции и появлениеконкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, носводит иногда прибыль до нуля.
Понимание того, что напредприятии необходимо менять систему управления, снижать издержки, болееэффективно управлять финансированием приходит быстро. Вопрос в том, как этосделать? Как подсчитать истинную себестоимость вида продукции, как спланироватьзакупки при имеющихся запасах, в совершенствование каких процессов в первуюочередь необходимо инвестировать средства и т. д. Рассмотрению этих вопросовпосвящена эта дипломная работа.
Главная цель даннойработы:
Проанализировать эффективностьуправления финансированием предприятия.
Выявить основные проблемыв управлении финансами.
Дать рекомендации поуправлению финансированием.
Глава 1.Теоретические основы управления финансированием предприятия
1.1Сущность, состав, структура финансирования предприятия
Управлениефинансированием предприятия — это совокупность целенаправленных методов,операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов длядостижения определенногорезультата.
Финансирование фирмы — это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений,предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затратпо обеспечению расширенного воспроизводства.
Финансирование и капиталпредставляют собой главные объекты исследования финансов фирмы. В условияхрегулируемого рынка чаще применяется понятие «капитал», которыйявляется для финансиста реальным объектом и на который он может воздействоватьпостоянно с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал дляфинансиста-практика — объективный фактор производства. Таким образом, капитал — это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящихдоходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращеннаяформа финансовых ресурсов.
Финансовая отчетностьстроится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзяобнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовыересурсы как таковые, а их превращенные формы — обязательства и капитал.
В практической деятельностилюди сталкиваются, как правило, не с сущностными категориями, а с ихпревращенными формами, поэтому в стандартной финансовой отчетности изпрактической целесообразности отражаются именно они.
Из определения финансовыхресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние(собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальнойформе представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли иамортизации, а в превращенной форме — в виде обязательств перед служащими фирмы,чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется послевычета из общей суммы доходов обязательных платежей — налогов, сборов, штрафов,пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыльнаходится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящихорганов.
Внешние или привлеченныефинансовые ресурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такоеделение обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешнимиучастниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудныйкапитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капиталаявляется образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатомвложений ссудного капитала — заемных средств.
Предпринимательскийкапитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различныефирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.
Ссудный капитал — этоденежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности.В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму,передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видомбизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки,кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды,селенговые компании и т.д.).
В реальной жизнипредпринимательский и ссудный капиталы тесно связаны. Современное рыночноехозяйство весьма диверсифицировано, т.е. рассредоточено как по видам деятельности,так и в пространстве.
Диверсификация сегодняявляется одним из важнейших факторов обеспечения стабильности и устойчивостирыночного хозяйства и его финансовой системы. Но углубление диверсификациинеизбежно ведет к усложнению финансовых потоков и капитала, расширениюприменения в финансовой практике специальных инструментов, что существенноусложняет финансовую работу фирмы.
Все финансовые ресурсыфирмы как внутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течениекоторого они находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (доодного года) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточноусловно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательстваконкретной страны, правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.
В реальной жизни вденежной форме капитал фирмы сколь-нибудь продолжительное время оставаться неможет, поскольку он должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной формев виде остатков денежных средств в кассе фирмы либо на ее расчетном счете вбанке они не приносят доходов фирме или почти не приносят. Превращение капиталаиз денежной формы в производительную называется финансированием.
При создании предприятияисточником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотныхсредств является уставный капитал. За счет него создаются необходимые условиядля осуществления предпринимательской деятельности. Уставной капиталпредставляет собой сумму средств, предоставленных собственниками дляобеспечения уставной деятельности предприятия.
Содержание категории«уставный капитал» зависит от организационно – правовой формы предприятия:
для государственногопредприятия – стоимостная оценка имущества, закрепленного государством запредприятием на праве полного хозяйственного ведения;
для товарищества сограниченной ответственностью – сумма долей собственников;
для акционерного общества– совокупная номинальная стоимость акций всех типов;
для производственногокооператива – стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками дляведения деятельности;
для арендного предприятия– сумма вкладов работников предприятия;
для предприятия инойформы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества,закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственноговедения.
При создании предприятиявкладами в его уставный капитал могут быль денежные средства, материальные инематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставнойкапитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т.е.инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образов, в случаеликвидации предприятия или выхода участника из состава общества илитоварищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточногоимущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вкладав уставной капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает суммуобязательства предприятия перед инвесторами.
Уставный капиталформируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляетсяпри регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала(дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесениедополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли идр.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующимзаконодательством и учредительными документами.
Формирование уставногокапитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств –эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичнойэмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм онизачисляются в добавочный капитал.
В процессе производствапродукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, котораяопределяется суммой выручки от реализации.
Выручка от реализацииявляется основным источником возмещения затраченных на производство продукции(работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременноепоступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойностьпроцесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечетперебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств,штрафные санкции.
Использование выручкиотражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручкипредприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо,электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги.Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационныхотчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальныхактивов. Оставшаяся часть выручки — это валовой доход или вновь созданнаястоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибылипредприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налогана прибыль), другие обязательные платежи.
Поступление выручки отреализации свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступлениявыручки издержки производства и обращения финансируются за счет источниковформирования оборотных средств. Результат кругооборота вложенных в деятельностьсредств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования:амортизационных отчислений и прибыли.
Прибыль и амортизационныеотчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство,и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми онираспоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационныхотчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукциина расширенной основе.
Назначениеамортизационных отчислений — обеспечивать воспроизводство основныхпроизводственных фондов и нематериальных активов. Амортизация по своейэкономической сущности — это процесс постепенного переноса стоимости основныхсредств и нематериальных активов (а также малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов) по мере их износа на производимую продукцию, превращения в процессереализации в денежную форму и накопления ресурсов для последующеговоспроизводства активов, которые амортизируются. Это целевой источникфинансирования инвестиционного процесса.
Прибыль как экономическаякатегория — это чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыль являетсяэкономическим показателем, характеризующим финансовые результатыпредпринимательской деятельности. Кроме того, через прибыль реализуется принципматериальной заинтересованности в процессе ее распределения и использования, атакже принцип материальной ответственности. Наконец, прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия — это многоцелевой источник финансирования егопотребностей, но основные направления ее использования можно определить какнакопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление ипотребление определяют перспективы развития предприятия.
Прибыль являетсяисточником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. Приее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства,так и предпринимательские интересы предприятий и их контрагентов, интересыотдельных работников. В отличие от амортизационных отчислений прибыль неостается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виденалогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений,которые возникают между предприятием и государством по поводу распределениясозданного чистого дохода.
Распределение оставшейсяпосле этого части прибыли — прерогатива предприятия.
Амортизационныеотчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежныересурсы предприятия, используемые на его производственное и научно — техническое развитие, формирование финансовых активов — приобретение ценныхбумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая частьприбыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитиепредприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чеговозникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так ине занятыми на предприятии.
Распределение прибыли можетпроизводиться путем образования специальных фондов — фонда накопления, фондапотребления, резервных фондов или путем непосредственного расходования чистойприбыли на отдельные цели. В первом случае на предприятии дополнительносоставляются сметы расходования фондов потребления и накопления как приложениек финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается вфинансовом плане.
Фонд накопленияиспользуется на научно — исследовательские, проектные, конструкторские итехнологические работы, разработку и освоение новых видов продукции,технологических процессов, на затраты, связанные с технологическимперевооружением и реконструкцией, на погашение долгосрочных ссуд и уплатупроцентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм,относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты напроведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей всоздание уставных капиталов других предприятий, взносы союзам, ассоциациям,концернам, если предприятие входит в их состав, и др.
Фонд потребленияиспользуется на социальное развитие и социальные нужды. За счет негофинансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения,находящиеся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственногоназначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий,осуществляется выплата некоторых специальных премий, оказание материальнойпомощи, доплата к пенсиям, компенсация удорожания стоимости питания в столовыхи буфетах и т.п.
Прибыль – основнойисточник формирования резервного фонда. Этот капитал предназначен длявозмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственнойдеятельности, т.е. является страховым по своей природе. Порядок формированиярезервного капитала определяется нормативными документами, регулирующимидеятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.
В современных условияххозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений иприбыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленныхденежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решениевопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено вкомпетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов,отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.
Добавочный капитал какисточник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценкиосновных средств и других материальных ценностей. Нормативными документамизапрещается использование его на цели потребления.
Специфическим источникомсредств являются фонды социального назначения и целевого финансирования:безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратныегосударственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности,связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытовогоназначения, на финансирование издержек, находящихся на полном бюджетномфинансировании и др.
Поскольку финансыпредприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающихв процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяютсяосновами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципыорганизации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельностьв области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность витогах финансово — хозяйственной деятельности, ответственность за еерезультаты, контроль за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия.
Самофинансирование — обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условияхрыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат попроизводству продукции и расширению производственно — технической базыпредприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие икапитальные затраты за счет собственных источников. Принцип самофинансированияпока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимуюпотребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и необеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективнымпричинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства,пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающиеассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонногозначения, хозяйственная деятельность которых не может считатьсяпредпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализациипродукции.
При временнойнедостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счетзаемных финансовых ресурсов.
Привлеченные заемныефинансовые ресурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме:
банковских кредитов иссуд;
средств от выпуска ипродажи облигаций фирмы;
займов от других небанковскихсубъектов рынка.
В условиях отечественнойпрактики привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских инебанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятомпонимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитныеинституты — банки.
Полученные фирмой займына возвратной основе от небанковских организаций согласно действующемузаконодательству являются доходом фирмы и облагаются соответствующей ставкойналога.
В централизованнопланируемой экономике предприятия при определенных условиях могли привлекатьдополнительные средства в виде долгосрочных ссуд банка. Отечественныепредприятия имеют достаточный опыт в использовании банковских ссуд какинструмента краткосрочного финансирования деятельности. Что касается опытавзаимоотношений с банками как источниками капитала, то здесь дело обстоитгораздо хуже. Причин тому много — нет опыта и традиций, как со стороныпредприятий, так и со стороны банков, высокая инфляция и непредсказуемостьповедения учетной ставки.
Центрального банказатрудняют получение долгосрочных ссуд и т.п.
В рыночной экономикенаиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочнойоснове является облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срокне менее одного года, а также — эмиссия долевых ценных бумаг. В практикефинансового менеджмента в условиях рынка известны и другие приемыфинансирования деятельности предприятия, применяемые самостоятельно или вкомбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговыеоперации, лизинг, фрэнчайзинг. Банковских кредитов и ссуд;
Средств от выпуска ипродажи облигаций фирмы;
Займов от другихнебанковских субъектов рынка.
В условиях отечественнойпрактики привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских инебанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятомпонимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитныеинституты — банки. Полученные фирмой займы на возвратной основе от небанковскихорганизаций согласно действующему законодательству являются доходом фирмы иоблагаются соответствующей ставкой налога.
В централизованнопланируемой экономике предприятия при определенных условиях могли привлекатьдополнительные средства в виде долгосрочных ссуд банка. Отечественныепредприятия имеют достаточный опыт в использовании банковских ссуд какинструмента краткосрочного финансирования деятельности. Что касается опытавзаимоотношений с банками как источниками капитала, то здесь дело обстоитгораздо хуже. Причин тому много — нет опыта и традиций, как со стороныпредприятий, так и со стороны банков, высокая инфляция и непредсказуемостьповедения учетной ставки Центрального банка затрудняют получение долгосрочныхссуд и т.п.
В рыночной экономикенаиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочнойоснове является облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срокне менее одного года, а также — эмиссия долевых ценных бумаг. В практикефинансового менеджмента в условиях рынка известны и другие приемыфинансирования деятельности предприятия, применяемые самостоятельно или вкомбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговыеоперации, лизинг, фрэнчайзинг.
1.2Управление финансовыми ресурсами
Успешная деятельностьпредприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами.Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональноеуправление финансовыми ресурсами :
выживание фирмы вусловиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства икрупных финансовых неудач;
лидерство в борьбе сконкурентами;
максимизация рыночнойстоимости фирмы;
приемлемые темпы ростаэкономического потенциала фирмы;
рост объемов производстваи реализации;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
обеспечение рентабельнойдеятельности и т.д.
Приоритетность той илииной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения наданном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбраннойцели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсамипредприятия.
Организационная структурасистемы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровыйсостав могут быть построены различными способами в зависимости от размеровпредприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характернообособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам(финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовыйотдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняетглавный бухгалтер.
Управление финансовымиресурсами фирмы, ввиду многовариантности его проявления, на практике невозможноосуществлять без профессиональной организации этой работы.
Долгое время вотечественной практике финансовые службы фирм не имели самостоятельногозначения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строгоопределенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, неимеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работабухгалтерии, то есть было целесообразным объединять финансовую работу сбухгалтерской в рамках одной службы — бухгалтерии.
Такая практикаорганизации финансов существовала и существует до сих пор на большинствероссийских предприятий. Но руководителю предприятия следует принять вовнимание, что одновременно быть хорошим бухгалтером и хорошим финансистомчеловек не может.
Главное в работебухгалтера — способность внимательно разобраться в первичных документах и всоответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерскихрегистрах.
Совсем другое требуетсяот финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений вусловиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной итой же финансовой трансакции. Работа финансиста требует гибкости ума, этодолжна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска,воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.
Сопоставляя особенностидвух профессий, не следует забывать об очень тесной взаимосвязи между ними,которую кратко можно выразить так: если бухгалтер фиксирует денежное значениеосуществленных трансакций, отображая их в итоговом документе — балансе, тофинансист формирует эти значения из множества неизвестных. В сущности, всефункции по поиску значений этих неизвестных и есть финансовая работа.
Сегодня предприятие приорганизации адекватной времени финансовой работы сталкивается с большимитрудностями. Опыт успешно работающих фирм показал, что кратчайший путьразрешения этой проблемы находится в руках руководителя предприятия. Сегодняпризнание получили два подхода к реорганизации финансовой службы фирмы:
если руководитель — профессиональный финансист, он сам координирует реорганизацию финансовойслужбы. Это оптимальный вариант, но в отечественной практике это скорееисключение, чем правило;
руководитель, понимающийзадачи и функции современной финансовой службы фирмы, но не будучипрофессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекаетстороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой моделиорганизации финансовой работы.
Независимо от выбранногоподхода к реорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некойстандартной модели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям.Приведенная схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать взависимости от вида компании, ее размеров и прочих факторов.
Главное, что следуетотметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет частьработы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением емуаналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческихрешений финансового характера.
Тем самым подчеркиваетсяисключительная важность этой функции. Вне зависимости от организационнойструктуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем,принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшемуруководству.
В условиях рыночнойэкономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии.Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализцелесообразности использования того или иного способа их решения и иногда запринятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого вариантадействий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение дляпредприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала.
Финансовый менеджеросуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельностьфинансового менеджера может быть структурирована следующим образом:
Общий финансовый анализ ипланирование;
Обеспечение предприятияфинансовыми ресурсами (управление источниками средств);
Распределение финансовыхресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Выделенные направлениядеятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие передменеджером. Состав этих задач может быть детализирован следующим образом.
В рамках первогонаправления осуществляется общая оценка:
активов предприятия иисточников их финансирования;
величины и составаресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциалапредприятия и расширения его деятельности;
источниковдополнительного финансирования;
системы контроля засостоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направлениепредполагает детальную оценку:
объема требуемыхфинансовых ресурсов;
формы их представления(долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
степени доступности ивремени представления (доступность финансовых ресурсов может определятьсяусловиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужноевремя);
стоимости обладанияданным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальныеусловия предоставления данного источника средств);
риска, ассоциируемого сданным источником средств (так, капитал собственников как источник средствгораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Третье направлениепредусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решенийинвестиционного характера:
оптимальностьтрансформации финансовых ресурсов;
эффективность финансовыхвложений.
Принятие финансовыхрешений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализаальтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности,финансовой устойчивости и рентабельности.
Управление финансовымиресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управленияпредприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:
Каковы должны быльвеличина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичьпоставленные перед предприятием цели и задачи?
Где найти источникифинансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
Как организовать текущееи перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособностьи финансовую устойчивость предприятия?
Существуют различныеподходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общемвиде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которомупроисходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия ифинансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активывключают:
денежные средства;
контрактное правополучить от другого предприятия денежные средства или любой другой видфинансовых активов;
контрактное право обменафинансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодныхусловиях;
акции другогопредприятия.
К финансовымобязательствам относятся контрактные обязательства:
выплатить денежныесредства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другомупредприятию;
обменяться финансовымиинструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (вчастности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторскойзадолженности).
Финансовые инструментыподразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская идебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные(финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютныесвопы).
Существует и более упрощенноепонимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии сним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства(средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты(облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способыучастия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансовогоуправления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование,планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование,система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций,система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципыценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции,факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являютсяспециальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.основу информационного обеспечения системы финансового управления составляетлюбая информация финансового характера:
бухгалтерская отчетность;
сообщения финансовыхорганов;
информация учрежденийбанковской системы;
информация товарных,фондовых, валютных бирж;
прочая информация.
Техническое обеспечениесистемы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ееэлементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии(межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек идр.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.
Функционирование любойсистемы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового инормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента,постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств,лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
1.3Направления повышения эффективности использования финансирования
Эффективностьиспользования финансирования характеризуется оборачиваемостью активов ипоказателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можноповышать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счетснижения издержек и увеличения выручки.
Ускорение оборачиваемостиоборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемовпроизводства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстрообесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья итопливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежипокупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.
В качестве оборотногокапитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые вкачестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активыиспользуются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовуюпродукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счетадебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Любые фонды, неиспользуемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплатупассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основногокапитала или выплачены в виде доходов владельцам.
Один из способов экономииоборотного капитала, а следовательно — повышения его оборачиваемостизаключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятиевкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны нетолько со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, атакже с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая моглабыть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентнойстепенью риска.
Экономический иорганизационно-производственный результаты от хранения определенного видатекущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного видаактивов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемымобъемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции принеожиданно высоком спросе.
Подобным образомдостаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случаенеожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процессапроизводства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большоеколичество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит кобразованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие можетдобиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятиепредпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет болееэкономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие,как правило, предоставляет скидку своим клиентам.
Повышение оборачиваемостиоборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных схранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Дляускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:
планирование закупокнеобходимых материалов;
введение жесткихпроизводственных систем;
использование современныхскладов;
совершенствованиепрогнозирования спроса;
быстрая доставка сырья иматериалов.
Второй путь ускоренияоборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.
Уровень дебиторскойзадолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка,степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии системарасчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всегоконтроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости вдинамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеютотбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров,предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется спомощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом,прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объематоваров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости,экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность,степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
Оплата товаров постояннымклиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят отмножества факторов. В экономически развитых странах широко распространеннойявляется схема «2/10 полная 30», означающая, что:
покупатель получаетдвухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней сначала периода кредитования;
покупатель оплачиваетполную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 денькредитного периода;
в случае неуплаты втечение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величинакоторого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
Наиболее употребительнымиспособами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являютсянаправление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажазадолженности специальным организациям (факторинг).
Третий путь сокращенияиздержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег.С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один изчастных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к нимприменимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средствдля выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежныесредства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определеннуювеличину свободных денежных средств для обеспечения возможного илипрогнозируемого расширения деятельности.
Таким образом, к денежнымсредствам могут быть применены модели, разработанные в теории управлениязапасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет отом, чтобы оценить:
общий объем денежныхсредств и их эквивалентов;
какую долю следуетдержать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
когда и в каком объемеосуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемыхактивов.
По банковским счетам, накоторых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однакодругие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги,депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемаяперекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.
В западной практикенаибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера-Ора.Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику показатруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитостирынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическоеописание данных моделей.
Модель Баумола.Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный ицелесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходуетих в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализациитоваров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Кактолько запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю илидостигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает частьценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальнойвеличины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счетепредставляет собой «пилообразный» график (рисунок 1.4).
Модель Баумола проста и вдостаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которыхстабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остатоксредств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможнызначительные колебания.
Модель, разработаннаяМиллером и Ором, представляет собой компромисс между простотой и реальностью.Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своимденежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток и притокденежных средств?
Остаток средств нарасчетном счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнегопредела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточноеколичество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторомунормальному уровню (точка возврата). Если запас денежных средств достигаетнижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и такимобразом пополняет запас денежных средств до нормального предела.
При решении вопроса оразмахе вакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуетсяпридерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежныхпотоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценныхбумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получениядохода благодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.
Еще одним важныминструментом повышения эффективности использования финансовых ресурсов являетсяуправление основными производственными фондами предприятия и нематериальнымиактивами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисленияамортизации.
Существуют три методаначисления амортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ иускоренная амортизация.
Равномерное списаниебазируется на нормативном сроке службы основных средств. нормы амортизационныхотчислений устанавливаются исходя из физического и морального сроков службысредств труда и выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономическиобоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильнойстоимостной оценки основных средств. периодически возникает потребность впереоценке основных средств с целью определения их восстановительной стоимостии приведения в соответствие в реальными экономическими условиями. Чем вышеуровень инфляции, тем чаще требуется такая переоценка.
Второй метод начисленияамортизации — на объем выполненных работ. Он основан на допущении, что изностем больше, чем больше объем выполненных работ, т.е. амортизация являетсяисключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеетзначения.
Третий метод — ускореннаяамортизация — предусматривает, что основная сумма амортизации начисляется впервые годы эксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основныхфондов, но и является методом снижения инфляционных потерь. Метод ускореннойамортизации обеспечивает быстрое возмещение значительной части затрат, выигрышза счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет кповышению себестоимости, а следовательно, и цены реализации. Амортизационныеотчисления, полученные при применении этого метода, имеют строго целевоеназначение. В случае их использования не по назначению дополнительные суммыамортизационных отчислений, соответствующие расчету по ускоренному методу,включаются в налогооблагаемую прибыль.
Успех управленияфинансовыми ресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия.Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании поувеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, посколькукомпоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговымобязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Еслифирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поискомдополнительных капиталов.
Считается аксиомой, чтоструктура капитала должна соответствовать виду деятельности и требованиямкомпании. Соотношение заемных средств и рискового капитала должно быть таким,чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость визменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Обычнолегче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных.Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потоканаличных, тогда как средний долгосрочный капиталтребуется в основном для длительных проектов (например, программы зарубежнойэкспансии).
В западных странахбольшое влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами оказываютожидания держателей акций предприятия. Этот фактор требует от компанииустановления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала быдержателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальныедивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска вбизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества вцелом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций моглибы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.
Так как подавляющеебольшинство держателей акций не имеют ясного представления о текущих илипотенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую онивложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны изавышены. Степень, до которой могут учитываться их ожидания, зависит от того,насколько сильно их воздействие на компанию. Если держатели будутнеудовлетворенны, они могут просто продать акции.
Чем более конкурентнаотрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций наобновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение,компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстройотдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того,неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведенияпотребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла,конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процессопределения прибыли. При осуществлении управления финансирования необходиморешить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базудля расчетов, так и его приращение (выбытие).
/>Глава 2. Характеристика предприятия
2.1 Общаяхарактеристика Гагаринского Райпо
Предприятие ГагаринскоеРайпо расположено в северо-западной части Гагаринского района. Расстояние дообластного центра 270 километров, до ближайшей железной дороги 500 метров.
Основное производственноенаправление – торгово-сбытовое, предприятие имеет 218 населенных пунктов, 60розничных предприятий.
ГагаринскоеРайпо (районное потребительское общество), зарегистрированное администрацией г.Гагарина 11 ноября 1973года, находится по адресу: г. Гагарин. ул. Гагарина. дом8. Гагаринское Райпо является самостоятельным хозяйствующим субъектом,созданным для производства продукции, торговли, выполнения работ и оказанияуслуг и получения прибыли.
ГагаринскоеРайпо – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией имеющейсамостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банке.
Основнойцелью Гагаринского Райпо является — удовлетворение потребностей населения втоварах повседневного спроса.
Длявыполнения указанной цели общество осуществляет оптовую и розничную торговлю, втом числе создание торговых баз, коммерческих центров, ларьков.
Режим работыадминистративно управленческого аппарата: с 8 до 17 часов. Перерыв с 13 до14часов. Выходные дни: магазины работают с 8 до 14 часов, а некоторые — по скользящемуграфику. В зависимости от численности населения для магазинов постановлением утверждаютсясвои режимы работы два раза в год на весеннее — летние и осеннее — зимниепериоды.
Так жеимеются две хлебопекарни, которые работают круглосуточно они расположены впосёлках Карманово и Пречистое. Работники выходят на работу в зависимости отграфика работы. Таким образом, режим труда и отдыха в Гагаринском Райпосоответствует требованиям Трудового Кодекса РФ.
Привлечениеработников от 16 до 18 лет регулируется трудовым законодательством РФ.
Трудовыеотношения в обществе регулируются законодательством РФ «О труде», Законом РФ «Опотребительской кооперации».
РаботникиГагаринского Райпо виновные в нарушении трудового законодательства и иныхнормативно-правовых актов, содержащих норма трудового права, привлекаются кдисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовнойответственности в порядке, установленном Федеральным Законодательством.
Организацияосуществляет эффективные меры по созданию условий труда, соответствующихтребованию санитарно-жилищных норм и правил. Проводятся качественно все видыинструктажей по технике безопасности. Осуществляются мероприятия направленныена снижение заболеваемости и травматизма, оплачиваются ежегодные медицинские осмотрыработников.
В ГагаринскомРайпо проводятся следующие виды инструктажей:
При приеме наработу — вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми лицами не зависимоот образования опыта работы и занимаемой должности. Вводный инструктажпроводится с временными работниками и учащимися студентами, находящимися напроизводственном обучении.
При допуске кработе и переводе на другую работу или изменении технологического процесса –инструктаж на рабочем месте;
Повторныйинструктаж — проводят со всеми работниками не зависимо от их квалификации,опыта работы и характера выполнения работ. Данный вид инструктажа проводится нереже 1 раза в полугодии.
Целевойинструктаж – проходят работники организации при выполнении разовых работ, приликвидации последствий аварий, и при производстве работ на которых оформляютсядопуски к разрешению.
Курсовоеобучение – комплексное обучение работника технике безопасности.
Запись опроведении каждого вида инструктажа делается в журнале регистраций инструктажапо технике безопасности.
Для отражениясвоих операций Гагаринское Райпо использует журнально-ордерную формубухгалтерского учета.
Данноепредприятие создано в форме потребительской кооперации. Согласно статье 116 ГКРФорганизационно-правовойформой общества является потребительский кооператив, учредителями, которогоявляются граждане и юридические лица. Потребительское общество создаётся засчёт вступительных и паевых взносов. Пайщиков, учредителей. В потребительскомобществе пайщиками могут быть граждане, достигшие 16 лет, а также общества июридические лица.
В ГагаринскомРайпо солидарная субсидиарная ответственность сторон в пределах невнесённойчасти дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
ГагаринскоеРайпо является потребительским обществом, поэтому управление обществомосуществляется общим собранием потребительского общества, советом и правлениемпотребительского общества, высшим органом, имеющим исключительную компетенцию.– Это принятие Устава, определение основных направлений деятельности общества,определение размера и порядок кооперативных выплат, размеры паевых взносов,избранных представителей в союз потребительского общества. Утверждение положенийо ревизионной комиссии, утверждение годовых программ, годового отчёта ибаланса. Определение порядка покрытия убытка, реорганизации и ликвидацииобщества, исключение пайщиков из общества.
В периодмежду общим собранием управления в потребительском обществе осуществляетсясовет, который является потребительской организацией.
Высший органпотребительского общества так же обладает исключительной компетенцией — этоприём пайщиков в общество, ведение организационной работы с пайщиками, созданиекооператива, участков, органов, выполнение наказов пайщиков, проведениесобрания назначенных прав, назначение правления.
Исполнениеорганов потребительского общества является правление. Компетенция правленияопределяет положение, которое свидетельствует о том, что правление несётответственность за хозяйственную деятельность предприятия.
Контроль засоблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностиосуществляет ревизионная комиссия.
Учредительнымдокументом гагаринского Райпо является устав, утвержденный общим собраниемпотребительского общества, протокол №1 от 25 марта 1998 года.
Он включаетследующие статьи:
Общиеположения.
Цели ипредмет деятельности общества.
Пайщики вобществе.
Правомочияпотребительского общества.
Основаэкономической деятельности.
Структураорганизации управления и контроля общества.
Правомочиякооперативного участка общества.
Общеесобрание уполномоченного общества.
Советпотребительского общества.
Правлениеобществом.
Органыконтроля.
Учёт иотчётность, документы общества.
Трудовыеотношения.
Реорганизацияи ликвидация общества.
Руководствотекущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительныморганом общества – директором.
Удобноерасположение Гагаринского Райпо и обширная сеть рознично-торговых предприятийсвидетельствует об эффективной деятельности данного предприятия.
2.2Оценка технологии производства основных видов продукции Гагаринского Райпо
Основной виддеятельности Гагаринского Райпо – торгово-сбытовой.
Одним изосновных видов производства Гагаринским Райпо является выпуск и реализацияхлебобулочных и колбасных изделий, технологию производства колбасных изделийрассмотрим на примере технологии производства вареных колбас.
Технологияпроизводства хлебобулочных изделий
Технологическая схемапроизводства хлебобулочных изделий включает следующие этапы.
Первый этап охватываетприем, перемещение в складские помещения и емкости и последующее хранение всехвидов сырья.
Все сырье, применяемое вхлебопекарном производстве, подразделяется на основное и дополнительное.Основное сырье является необходимой составной частью хлебобулочных изделий. Кнему относятся: мука, дрожжи, соль и вода. Дополнительное сырье – это сырье,применяемое по рецептуре для повышения пищевой ценности, обеспеченияспецифических органолептических и физико-химимческих показателей качествахлебобулочных изделий. К нему относятся: молоко и молочные продукты. Яйца ияичные продукты, жиры и масла, сахар и сахаросодержащие продукты, солод, орехи,пряности, плодово-ягодные и овощные продукты, пищевые добавки.
Сырье поступает напредприятие партиями. Под партией понимают определенное количество сырья одноговида и сорта, одной даты выработки, предназначенных к одновременнойсдаче-приемке по одной накладной. Каждая партия сырья должна сопровождатьсяспециальным удостоверением или другим документом, характеризующим его качество.Сырье поступает на предприятие тарным и бестарным способом.
Сырье, как основное, таки дополнительное, доставляемое в таре, подлежит обязательному осмотру.Тщательно осматривают упаковку и маркировку сырья и проверяют ее соответствиенормативной документации.
Второй этап включаетоперации по подготовке сырья к пуску в производство.
Это такие операции какпросеивание муки – удаление из сырья сора и посторонние предметы,осуществляется на мукопросеивательных аппаратах; магнитная очистка – удалениеметаллической стружки, осуществляется магнетроном.
Третий этап включаеттехнологические операции по приготовлению теста.
Приготовление теста – этоважнейший и наиболее длительный этап технологического процесса производствахлеба. Он включает следующие операции: дозирование сырья, замес полуфабрикатови теста, брожение полуфабрикатов и теста, обминки.
Приготовление теста ведутв соответствии с технологическим планом, разработанным на предприятии длякаждого сорта изделия. В технологическом плане указываются характеристикаоборудования, производственная рецептура, расчеты расхода сырья, показателитехнологического процесса производства.
Тесто – это полуфабрикатхлебопекарного производства, полученный путем замеса из муки, воды, дрожжей,опары или закваски и дополнительного сырья в соответствии с рецептурой итехнологическим режимом, служащий для приготовления хлебобулочных изделий.
К полуфабрикатамхлебопекарного производства относят все продукты, предшествующие готовымизделиям, то есть нуждающиеся в дальнейшей обработке для превращения в готовыеизделия. Это – различные заварки, жидкие дрожжи, закваски (густые, жидкие,сухие), опары (густые, большие густые, жидкие, жидкие соленые), тесто. Крометого, к полуфабрикатам хлебопекарного производства относят тестовые заготовки,отделочные полуфабрикаты, хлебную и сухарную крошку.
Четвертый этап – разделкатеста включает следующие технологические операции: деление теста на куски(осуществляется на тестоделительных машинах с целью получения тестовыхзаготовок заданной массы), округление кусков теста (осуществляется натестоокруглительных машинах с целью улучшения структуры и придания формы),предварительная расстойка тестовых заготовок (осуществляется в условиях цеха натранспортерах, столах, в шкафах с целью придания кускам теста свойств, оптимальныхдля формирования), формование тестовых заготовок (осуществляется на закаточныхмашинах или вручную с целью придания тестовым заготовкам определенной формы),окончательная расстойка тестовых заготовок (осуществляется в специальныхрасстойных шкафах при температуре 35-40 0 С и относительной влажности 80-85%;продолжительность расстойки от 20 до 120 минут). Цель окончательной расстойки –приведение тестовой заготовки в состояние, оптимальное для выпечки по объемузаготовки и содержанию в ней веществ, необходимых для получения хлебанаилучшего качества.
Пятый этап – выпечкавключает операции надрезки тестовых заготовок и выпечки. Надрезка тестовыхзаготовок осуществляется с целью придания изделиям специального вида,требуемого ГОСТом и исключения образования подрывов трещин на поверхности коркипри выпечке.
Выпечка тестовыхзаготовок осуществляется в хлебопекарных печах с целью превращения тестовойзаготовки в хлеб. Температура выпечки – от 220 до 240 0 С; продолжительностьвыпечки зависит от массы и формы заготовок и составляет 15-60 мин.
Хранение выпеченныхизделий до отпуска их в торговую сеть является последней стадией процессапроизводства хлеба и осуществляется в остывочном отделении предприятия.
В остывочном отделенииосуществляются учет выработанной продукции, сортировка и органолептическаяоценка. После выпечки хлеб и хлебобулочные изделия помещаются для остывания налотки, укладывание производится в один ряд на боковую или нижнюю корки. Дляукладки изделий большой массы используются трехбортные лотки с решетчатым дном,а для мелкоштучных булочных и сдобных изделий – четырехбортные со сплошнымдном. Готовую продукцию перевозят автомобильным транспортом в места реализации.
Технологияпроизводства вареных колбас
Дляизготовления колбас необходимо свежее мясо, причем шпик не должен бытьпрогорклым и пожелтевшим, Гагаринское Райпо закупает его у стороннихпоставщиков. Мясо в тушах или полутушах, признанное в результатеветсанэкспертизы годным, поступает в отделение цеха, где производится перваяоперация технологического процесса – обвалка.
Под обвалкойпонимается отделение мясной мякоти от костей. Эту операцию производят опытныеспециалисты – обвальщики. Мясная мякоть, отделенная от костей, поступает наследующую операцию, которая называется жиловкой. Жиловка имеет целью удалитьсамым тщательным образом из мяса жир, сухожилия, фасции, кровеносные илимфатические сосуды, лимфатические узлы и хрящи. Жиловка имеет важноезначение, так как из плохо отжилованного мяса нельзя получить колбасу хорошегокачества. Отжилованное и нарезанное кусками весом 400 г. мясо подвергается следующей очередной операции – предварительному измельчению посолу.
Размельчениемяса происходит в специальных машинах – волчках, представляющих собой большиемясорубки. Отверстия решетки волчка, через которые пропускают мясо приизмельчении, имеют в диаметре 16-25 мм. Такое крупноизмельченное мясо называютшротованным мясом, или шротом. Полученный шрот засаливают. Засоленный шротнаправляют затем в помещение, где температура 3-40, и выдерживаютего там от 48 до 72 часов. Так поступают с мясом охлажденным и размороженным.Если же пользуются горяче-парным мясом, то его после жиловки пропускают черезволчок с решеткой в 2-3 мм. и, кроме того, дополнительно измельчают на другоймашине – куттере, вращающейся металлической чаше с ножами. Затем добавляютхолодную воду или дробленый лед, и измельченное мясо выдерживают в течение 24часов при температуре в помещении 2-40.
Выдержкаизмельченного мяса в течение указанного срока имеет очень важное значение, таккак во время этой выдержки мясо приобретает все необходимые качества:клейкость, нежность и специфический вкус; кроме того, оно становитсявлагоемким, что обеспечивает высокий выход колбасы и ее сочность.
Приготовлениефарша. Выдержанное, созревшее мясо подвергается вторичному измельчению – изнего готовят фарш. Приготовление фарша является важной и решающей задачей, таккак от качества фарша зависит качество колбасы – ее вкус и цвет. Фаршприготовляют путем пропускания мяса через волчок с решеткой в 2-3 мм. После этой обработки мясной фарш обязательно подвергают более тщательному измельчению вкуттере. При этой операции необходимо добавлять к фаршу 5-6% льда или холоднуюводу. Лед или холодную воду добавляют в целях снижения температуры фарша, таккак при снижении температуры увеличивается способность мяса к поглощению воды –набуханию.
Приготовленныйфарш смешивают с другими составными частями, которые входят в колбасу порецепту. Одной из таких составных частей колбасы является шпиг, которыйзаранее, на шпигорезке или вручную, нарезают на кусочки определенной величины иформы. Помимо шпига, к фаршу прибавляют различные специи, пряности, которыепридают колбасе аромат и вкус. Смешивание составных частей фарша имеетследующее назначение: получить однородную массу по своему составу смесь;смешать частицы мяса с водой; распределить равномерно в мясном фарше кусочкишпига. Смешивание всех частей колбасного фарша производится в мешалках. Мешалкапредставляет собой конусообразную ванну, в которой вращаются 1-2 вала слопастями, которые и перемешивают всю массу. Процесс смешивания длится обычно10-15 минут. По окончании смешивания мешалку переворачивают, и фарш выбрасываютв подставленные тележки. Тележки с фаршем подаются в шприцовочное отделение.
Тщательноперемешанная масса, состоящая из различных составных частей, набивается воболочку – кишки или искусственную оболочку различных диаметров. Эта операцияносит называние шприцовки. Шприцовка производится при помощи машины-шприцы.Шприц представляет собой цилиндр с движущимся в нем поршнем. В верхней частисбоку цилиндра имеется отверстие, соединенное с трубкой, на которую надеваетсяодин конец оболочки. Цилиндр наполняется фаршем и плотно закрывается крышкой.Приводится в движение поршень, который, двигаясь снизу вверх, давит на массуфарша, выдавливая его в отверстие, и фарш поступает в надетую на трубкуоболочку. Наполненная фаршем оболочка передается на стол к работницам, которыепроизводят завязывание оболочки. Завязанные колбасные батоны навешивают накруглые деревянные стержни, расположенные на рамках, и препровождают наочередную операцию – осадку на 2-4 часа.
После осадкибатоны подвергают обжарке. Назначение обжарки следующее: обсушивание оболочки,придание оболочки коричневого цвета, Обжарка колбас производится в обжарочныхкамерах. В нижней части камеры раскладывается огонь, а над огнем располагают нарамах батоны колбас. Высыхание оболочки и окрашивание фарша в розовый цветозначает окончание обжарки. Температура в центре батонов после обжарки недолжна превышать 400.
После обжаркибатоны колбасы без промедления направляют на последнюю операцию по изготовлениюколбасы – варку. От правильного проведения варки зависит качество и стойкостьколбасы. Варка колбасы производится паром или в воде при температуре 75-850.При варке колбасы погружают в ванны с горячей водой. Батоны колбас подвешены напалках, длина которых несколько больше ширины ванн, вследствие чего концы палоклежат на бортах ванн. Наилучшим способом варки колбасы является варка в паровыхкамерах, куда батоны поступают подвешенными на рамах.
После варкипроизводят охлаждение колбас, для чего их помещают под душ холодной воды, илиохлаждение производят в течение 10-12 часов в помещениях, температура воздуха вкоторых 10-120.
Готовуюколбасу транспортируют в магазины для реализации.
2.3Оценка основных финансовых показателей Гагаринского Райпо
Таблица 2.3.1
Результатыработы Гагаринского РайпоПоказатели 2008г. 2009г. Товарооборот по всем отраслям. тыс. руб. 57943 96441 Валовой доход, тыс. руб. 13640 24418 Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 1876 2642
Вывод: в 2009году прибыль от реализации продукции увеличилась на 125,6% на 678 тыс. руб., посравнению с данными 2008года, что вызвано увеличением в 2009 году валовогодохода на 115,1% или на 3691 тыс. руб., а так же увеличением стоимости товарнойпродукции на 104,4% или на 4295 тыс. руб. по сравнению с данными 2008 года.Рост этих показателей свидетельствует о стабильной коммерческой деятельностиорганизации.
Таблица 2.3.2
ПотребностьГагаринского Райпо в материально-технических средствах 2009г.№ п/п Вид материально-технических средств план факт Отклонение +/- 1. Здания 23637 23748 +111 2. Сооружения (склады) 152 243 + 91 3. Оборудование и машины 4553 4164 -411
Вывод:Фактически зданий и сооружений больше, чем по плану, значит, потребностьудовлетворена; но фактически оборудования и машин меньше, чем по — плану,значит, предприятие испытывает недостаток в машинах и оборудованиях.
Таблица 2.3.3
Оценкапотребности предприятия в материальных оборотных средствах№ п/п Виды материальных оборотных средств План Факт Отклонение (+,−) 1 Запасы 23941 35883 +11942 В т.ч. сырьё, материалы и пр. 4100 4159 +59 2 Затраты в незавершенном производстве 4 10 +6 3 Товарная продукция и товары для перепродажи 16500 19934 +3434 4 Расходы будущих периодов 3337 2399 -938 5 Дебиторская задолженность 1286 1356 +70 6 Денежные средства 1245 1012 -233 7 Всего оборотных средств 27235 34674 +7439
Вывод: в 2009году предприятие достаточно хорошо обеспечено материальными оборотнымисредствами, не смотря на то, что расходы будущих периодов уменьшилось на 938тыс. руб., но запасы оказались больше на 11942 тыс. руб., затраты внезавершенном производстве на 6 тыс. руб., товарная продукция и товары дляперепродажи на 3434 тыс. руб., дебиторская задолженность на 70 тыс. руб.,денежные средства на 7439 тыс. руб. В общем, сумма оборотных средств оказаласьбольше на 7439 тыс. руб.
Таблица 2.3.4
Размер иструктура торговой продукции Гагаринского Райпо.№ п/п Наименование продукции Размер денежной выручки, тыс. руб. Структура денежной выручки, в % к итогу 2008г. 2009г. 2008г. 2009г. 1. Хлеб и хлебобулочные изделия 9847,1 10245,9 12,6 10,6 2. Кондитерские изделия 367,6 558,4 0,5 0,6 3. Макаронные изделия 491,2 1444,5 0,6 1,5 4. Колбасные изделия 356,8 454,2 0,5 0,5 5. Безалкогольные напитки 68,4 150,9 0,1 0,2 6. Рыба солёная 730,6 743,1 0,9 0,7 7. Товары сторонних организаций 66216,3 82844 84,8 85,9 8. В целом по организации 78078 96441 100,0 100,0 9. Коэффициент специализации – – 0,689 0,682
Вывод:Наибольший удельный вес 85,9% в структуре товарной продукции занимаетреализация товаров сторонних организаций, значит основным видом деятельностиявляется — сбытовая. При этом в течение анализируемого периода этот удельныйвес увеличился на 1,1%. А согласно значениям коэффициентов специализацииследует, что Гагаринское Райпо имеет высокий уровень специализации.
Таблица 2.3.5
Затраты нареализацию продукции в Гагаринском Райпо№ п/п Вид продукции, работ, услуг Производственная себестоимость Затраты на реализацию ед. продукции 2008 2007г. 2009г. 2008г. 2009г. 1. Промышленная деятельность 11108 12674 11863 13567 2. Хлеб и хлебобулочные изделия 9227 9473 9845 10246 3. Колбасная продукция 384 482 387 484 4. Кондитерские изделия 347 555 368 558 5. Прочие 1180 2184 1290 2309
Вывод:затраты на реализацию единицы продукции по всем видам продукции, работ и услугувеличилась, т.к. затраты на производство продукции возрастают с увеличениемобъемов выпущенной продукции, себестоимость продукции напрямую связана спокупкой и доставкой сырья, их ценой, затратами на приобретения оборудования,текущий ремонт, заработными платами рабочих и служащих, финансированием за счетприбыли предприятия, его рентабельности по видам выпущенной продукции.
Таблица 2.3.6
Уровень ценна реализованную продукцию в Гагаринском Райпо№ п/п Виды реализованной продукции Цена за ед. продукции В том числе по каналам реализации 2008г. 2009г. 1. Хлеб 9.14 11.90 В собственные магазины, в рознично сбытовую сеть 2. Кондитерские изделия 23 36.30 3. Колбасные изделия 85 92
Вывод:уровень цен на данную продукцию в 2009 году увеличился. В 2009 году цена нахлеб увеличилась на 2.76 руб., на кондитерские изделии цена увеличилась на 13.3руб., на колбасные изделия цена увеличилась на 7 руб. Это связано в связи сувеличением цен на основное сырье для получения продукции
Таблица 2.3.7
РазмерГагаринского Райпо№ п/п Показатели 2007г. 2009г. 2009г. к 2007г. тыс. руб. % 1 2 3 5 6=(5-3) 7=(5/3)х100 1 Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 10217 11861 +1644 116,0 2 Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. 57943 96441 +38498 166,4 3 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 27131 31740 +4609 116,9 4 Среднегодовая численность работников, человек. 280 287 +7 102,5 5 Наличие энергетических мощностей, л.сил 18019 18118 +99 100,5 6
Площадь производственных помещений, м.2 1701,9 1701,9 – – 7
Площадь торговых помещений, м.2 3450 3367 -83 97,5 8 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 6834 11089 +4255 162,2
Вывод: в 2009году стоимость валовой продукции оказалась выше на 16% или 1644 тысячи рублей.Стоимость товарной продукции увеличилась в 2009 году на 64,4% или на 38498тысяч рублей. За анализируемый период среднегодовая стоимость основных средствпроизводства выросла на 16,9% или на 4609 тысяч рублей. А среднегодоваястоимость оборотных средств выросла на 62,2%, или на 4255 тысяч рублей. Такжепроизошло увеличение среднегодовой численности работников на 7 человек, или2,5%.
В 2009 годуэнергетических мощностей оказалось больше на 0,5% или на 99 лошадиных сил. Аплощадь торговых помещений уменьшилась на 2,5% или на 83 м.2.
Таблица 2.3.8
Показателиобеспеченности основными средствами Гагаринского Райпо№ п/п Показатели
На 100м2 производственных помещений На 1 среднегодового работника. 2008г. 2009г. 2008г. 2009г. 1 2 3 4 5 6 1 Основные средства всего, тыс. руб. 17,197 18,649 103,059 221,184 в т.ч. производственные – – – – непроизводственные – – – – 2 Энергетические мощности, лош. сил. 10,582 10,645 60,844 63,128 использовано электроэнергии на производственные нужды, тыс., кВт, / час. – – – –
Вывод: В 2009году в расчёте на 100 м2 производственных помещений основных средствпроизводства оказалось больше на 8,4% или на 1452 рубля, а в расчёте на 1среднегодового работника основных средств производства в 2009 году оказалосьбольше в 2,1 раз или на 118125 рублей по сравнению сданными 2008 года, чтовызвано увеличением среднегодовой стоимости основных средств на 8,4% или на2471 тысячу рублей.
Увеличениеданных показателей свидетельствует о росте вооружённости и обеспеченностиорганизации основными фондами, что способствует более эффективной работепредприятия.
В своюочередь в 2009 году в расчёте на 100 м2 производственных помещенийэнергетических мощностей оказалось больше на 0,6% или на 63 лош. сил, а врасчёте на 1 среднегодового работника энергетических мощностей оказалось большена 3,7% или на 2284 л.сил. по сравнению с данными прошлого года.
Глава 3. Управлениефинансированием на предприятии Гагаринское Райпо
/>3.1 Общая характеристикафинансирования Гагаринского Райпо
Формирование рациональнойструктуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимыхобъемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
В таблице 3. 1.1приведены состав и структура источников финансовых ресурсов предприятия ГагаринскоеРайпо, а так же их изменение за анализируемый период.