Управление финансовыми рисками

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Казанский государственный техническийуниверситет имени А.Н.Туполева
Курсовая работа
по курсу «Управление финансовойдеятельностью предприятия „
на тему: Управление финансовымирисками

Казань, 2008 г

Оглавление
Введение. 3
1. Понятие риска, виды рисков. 5
1.1 Система рисков. 5
1.2 Классификация финансовых рисков. 6
2. Управление финансовым риском. 8
2.1 Оценка степени риска. 8
2.2 Алгоритм управления финансовыми рисками. 14
2.3 Основные методы управления финансовыми рисками. 15
3. Сущность и содержание риск-менеджмента. 23
3.1. Структура системы управления рисками. 23
3.2. Функции риск-менеджмента. 26
4. Организация риск-менеджмента. 29
4.1. Этапы организации риск-менеджмента. 29
4.2. Особенности выбора стратегии и методов решения управленческих задач. 32
4.3 Риск-менеджмент на российских предприятиях. 35
Заключение. 43
Список литературы… 44

Введение
 
Целью предпринимательстваявляется получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала вусловиях конку­рентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмеренияразмеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала сфинансовыми результатами этой деятельности.
Вместе с тем,при осуществлении любого вида хозяйствен­ной деятельности объективно существуетопасность (риск) по­терь, объем которых обусловлен спецификой конкретного биз­неса.Риск — это вероятность возникновения потерь, убытков, непоступленийпланируемых доходов, прибыли.
Рискпредставляетсобой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершениятакого события возмож­ны три экономических результата: отрицательный (ущерб,убыток); нулевой; положительный (выгода, прибыль).
Риском можноуправлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степенипрогнозировать наступле­ние рискового события и принимать меры к снижениюстепени риска.
Рыночнаяэкономика несет в себе риск хозяйственной деятельности предприятия.Нестабильная экономическая среда Российской Федерации, внутри которой действуютпредприятия, предполагает необходимость систематического анализа финансовогосостояния. При этом основным объектом исследования должны стать финансовыериски предприятия и возможные пути снижения их воздействия.
Последствияфинансовых рисков влияют на финансовые результаты предприятия, они могутпривести не только к определенным финансовым потерям, но и к банкротствупредприятия. Поэтому одной из задач финансового менеджера является определениеименно тех финансовых рисков, которые оказывают влияние на деятельностьконкретного предприятия. Главным для финансового менеджера является управлениеэтими рисками или такие действия, которые позволили бы свести к минимумувоздействие данных рисков на деятельность предприятия.

/>/>1.Понятие риска, виды рисков
 />/>1.1 Системарисков
Подклассификацией рисков следует понимать их распределе­ние на отдельные группы поопределенным признакам для дости­жения определенных целей. Научно обоснованнаяклассифика­ция рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общейсистеме. Она создает возможности для эффективного применения соответствующихметодов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой приемуправления риском.
Квалификационнаясистема рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидностирисков.
В зависимостиот возможного результата (рискового события) риски можно подразделитьна две большие группы: чистые и спе­кулятивные.
Чистые риски означаютвозможность получения отрицательно­го или нулевого результата. К этим рискамотносятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные ичасть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивныериски выражаются в возможности получения как положительного, так иотрицательного результата. К ним относят­ся финансовые риски, являющиеся частьюкоммерческих рисков.
В зависимостиот основной причины возникновения (базисный или природный признак), рискиделятся на следующие категории: природно-естественные, экологические,политические, транс­портные и коммерческие.
Коммерческиериски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственнойдеятельности. Они означают неопределенность результата отданной коммерческойсделки.
Поструктурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные,производственные, торговые, финансовые.
Имущественныериски — это риски, связанные с вероятностью потерь имуществагражданина-предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности,перенапряжения технической и техно­логической систем и т.п.
Производственныериски — это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствиевоздействия различных фак­торов и, прежде всего, с гибелью или повреждениемосновных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а так­жериски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляютсобой риски, связанные с убыт­ком по причине задержки платежей, отказа отплатежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п. />/>1.2 Классификацияфинансовых рисков
Наиболееполной является классификация И. А. Бланка в связи с тем, что она не ограниченаперечислением финансовых рисков, а содержит еще признаки классификации. Вгруппу финансовых рисков включены следующие риски: риск неплатежеспособности,риск снижения финансовой устойчивости, инвестиционный риск, инфляционный риск,дефляционный риск, процентный риск, депозитный риск, валютный риск, кредитныйриск, налоговый риск, криминогенный риск.

Признакиклассификации финансовых рисковПризнаки классификации финансовых рисков Виды финансовых рисков По характеризуемому объекту
Риск отдельной финансовой операции
Риск различных видов финансовой деятельности
Риск финансовой деятельности предприятия в целом По совокупности исследуемых инструментов
Индивидуальный финансовый риск (присущий отдельным финансовым инструментам)
Портфельный финансовый риск (присущий нескольким финансовым инструментам, выполняющим однотипные функции) По комплексности исследования
Простой финансовый риск, который не расчленяется на отдельные подвиды
Сложный финансовый риск, который состоит из подвидов По источникам возникновения
Внешний, то есть финансовый, не зависящий от деятельности самого предприятия
Внутренний финансовый риск, зависящий от деятельности самого предприятия По уровню финансовых последствий
Риск, влекущий только экономические потери
Риск упущенной выгоды
Риск, влекущий получение дополнительной прибыли По характеру проявления во времени
Временный финансовый риск
Постоянный финансовый риск По уровню финансовых потерь
Допустимый финансовый риск
Критический финансовый риск
Катастрофический финансовый риск По возможности предвидения
Прогнозируемый финансовый риск
Непрогнозируемый финансовый риск По возможности страхования
Страхуемый финансовый риск
Не страхуемый финансовый риск

/>/>2. Управлениефинансовым риском
 
Процесс может быть разбит на шесть последовательныхстадий:
1. Определение цели;
2. Выяснение риска;
3. Оценка риска;
4. Выбор методауправления риском;
5. Осуществлениеуправления;
6. Подведениерезультатов“.
Одной из основных задачпри управлении финансовых рисков является проведение анализа рисков. Анализфинансовых рисков способствует выбору того или иного метода управленияфинансовым риском.2.1 Оценка степенириска
Многиефинансовые операции (венчурное инвестирование, по­купка акций, селинговыеоперации, кредитные операции и др.) связаны с довольно существенным риском. Онитребуют оценить степень риска и определить его величину.
Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба отнего.
Риск можетбыть:
 допустимым- имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
критическим — возможны непоступление не только при­были, но и выручки ипокрытие убытков за счет средств предпринимателя;
катастрофическим — возможны потеря капитала, имуще­ства и банкротствопредпринимателя.
Количественныйанализ — это определение конкретного раз­мера денежного ущерба отдельныхподвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.
Иногдакачественный и количественный анализ производит­ся на основе оценки влияниявнутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельноговеса их влия­ния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такойметод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа,но приносит свои несомнен­ные плоды при качественном анализе. В связи.с этимследует уделить большее внимание описанию методов количественного анализафинансового риска, поскольку их немало и для их гра­мотного применениянеобходим некоторый навык.
В абсолютномвыражении риск может определяться величиной возможных потерь вматериально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.
В относительномвыражении риск определяется как величи­на возможных потерь, отнесенная кнекоторой базе, в виде ко­торой наиболее удобно принимать либо имущественноесостоя­ние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный видпредпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогдапотерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторонуснижения. в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери — этов первую очередь случайное снижение предпринимательского до­хода. Именновеличина таких потерь и характеризует степень риска. Отсюда анализ риска преждевсего связан с изучением потерь.
В зависимостиот величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:
потери, величина которых не превышает расчетной при­были, можно назватьдопустимыми;
потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разрядукритических — такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;
 ещеболее опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понестипотери, превышающие все его имущество.
Если удаетсятем или иным способом спрогнозировать, оце­нить возможные потери по даннойоперации, то значит получе­на количественная оценка риска, на который идетпредприни­матель. Разделив абсолютную величину возможных потерь на расчетныйпоказатель затрат или прибыли, получим количест­венную оценку риска вотносительном выражении, в процентах.
Говоря о том,что риск измеряется величиной возможных. вероятных потерь, следует учитыватьслучайный характер таких потерь. Вероятность наступления события может бытьопределе­на объективным методом и субъективным.
Объективнымметодом пользуются для определения вероят­ности наступления события на основеисчисления частоты, с которой происходит данное событие.
Субъективныйметод базируется на использовании субъек­тивных критериев, которые основываютсяна различных пред­положениях. К таким предположениям могут относиться сужде­ниеоценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рей­тингу, мнениеаудитора-консультанта и т.п.
Таким образом,в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости междуопределенными размерами по­терь предприятия и вероятностью их возникновения.Эта зави­симость находит выражение в строящейся кривой вероятностейвозникновения определенного уровня потерь.
Построениекривой — чрезвычайно сложная задача, требую­щая от служащих, занимающихсявопросами финансового риска, достаточного опытами знаний. Для построения кривойвероятно­стей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска)применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат;метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий. Среди нихследует особо выделить три: статистический способ, метод экспертных оценок,аналитиче­ский способ.
 Суть статистическогоспособа заключается в том, что изу­чается статистика потерь и прибылей,имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливаются величинаи частотность получения той или иной экономической отдачи, составляетсянаиболее вероятный прогноз на будущее.
Несомненно,риск — это вероятностная категория, ив этом смысле наиболее обоснованно снаучных позиций характеризо­вать и измерять его как вероятность возникновенияопределен­ного уровня потерь. Вероятность означает возможность получе­нияопределенного результата.
Финансовыйриск, как и любой другой, имеет математиче­ски выраженную вероятностьнаступления потери, которая опи­рается на статистические данные и может бытьрассчитана с достаточно высокой точностью.
Чтобыколичественно определить величину финансового риска, необходимо знать всевозможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность самихпоследствий.
Применительно кэкономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значенийвероятности на­ступления событий и к выбору из возможных событий самогопредпочтительного исходя из наибольшей величины математи­ческого ожидания,которое равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность егонаступления.
Главныеинструменты статистического метода расчета фи­нансового риска: вариация,дисперсия и стандартное (среднеквадратическое) отклонение.
Вариация — изменениеколичественных показателей при пе­реходе от одного варианта результата кдругому.
Дисперсия — мераотклонения фактического знания от его среднего значения.
Таким образом,величина риска, или степень риска, может быть измерена двумя критериями:среднее ожидаемое значение, колеблемость (изменчивость) возможного результата.
Среднееожидаемое значение — это то значение величины события, которое связано снеопределенной ситуацией. Оно яв­ляется средневзвешенной всех возможныхрезультатов, где веро­ятность каждого результата используется в качествечастоты, или веса, соответствующего значения. Таким образом, вычисляется тотрезультат, который предположительно ожидается.
 Анализцелесообразности затрат ориентирован на иденти­фикацию потенциальных зонриска с учетом показателей финан­совой устойчивости фирмы. В данном случаеможно просто обой­тись стандартными приемами финансового анализа результатовдеятельности основного предприятия и деятельности его контр­агентов (банка,инвестиционного фонда, предприятия-клиента, предприятия-эмитента, инвестора,покупателя, продавца и т.п.)
 Методэкспертных оценок обычно реализуется путем обра­ботки мнений опытныхпредпринимателей и специалистов. Он отличается от статистического лишь методомсбора информации для построения кривой риска.
Данный способпредполагает сбор и изучение оценок, сде­ланных различными специалистами(данного предприятия или внешними экспертами) вероятностей возникновенияразличных уровней потерь. Эти оценки базируются на учете всех факторовфинансового риска, а также статистических данных. Реализация способа экспертныхоценок значительно осложняется, если ко­личество показателей оценки невелико.
 Аналитическийспособ построения кривой риска наиболее сложен, поскольку лежащие в основеего элементы теории игр дос­тупны только очень узким специалистам. Чащеиспользуется под­вид аналитического метода — анализ чувствительности модели.
Анализчувствительности модели состоит из следующих ша­гов: выбор ключевогопоказателя, относительно которого и про­изводится оценка чувствительности(внутренняя норма доходно­сти, чистый приведенный доход и т.п.); выбор факторов(уровень инфляции, степень состояния экономики и др.); расчет значенийключевого показателя на различных этапах осуществ­ления проекта (закупка сырья,производство, реализация, транс­портировка, капстроительство и т.п.).Сформированные таким путем последовательности затрат и поступлений финансовыхресурсов дают возможность определить потоки фондов денеж­ных средств длякаждого момента (или отрезка времени), т.е. определить показателиэффективности. Строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранныхрезультирующих показате­лей от величины исходных параметров. Сопоставляя междусо­бой полученные диаграммы, можно определить так называемые ключевыепоказатели, в наибольшей степени, влияющие на оценку доходности проекта.
Анализчувствительности имеет и серьезные недостатки: он не является всеобъемлющим ине уточняет вероятность осущест­вления альтернативных проектов.
 Методаналогий при анализе риска нового проекта весьма полезен, так как в данномслучае исследуются данные о последст­виях воздействия неблагоприятных факторовфинансового риска на другие аналогичные проекты других конкурирующих предпри­ятий.
Индексацияпредставляет собой способ сохранения реальной величины денежных ресурсов(капитала) и доходности в услови­ях инфляции. В основе ее лежит использованиеразличных ин­дексов.
Например, прианализе и прогнозе финансовых ресурсов не­обходимо учитывать изменение цен, длячего используются ин­дексы цен. Индекс цен — показатель, характеризующий изме­нениецен за определенный период времени.
Таким образом,существующие способы построения кривой вероятностей возникновения определенногоуровня потерь не совcем равноценны, но так или иначе позволяют произвестиприблизительную оценку общего объема финансового риска. 2.2 Алгоритм управленияфинансовыми рисками
Основным этапом алгоритма управленияфинансовыми рисками является разработка и выбор мероприятий по преодолениюфинансовых рисков.
Основнымиметодами управления финансовыми рисками, являются следующие методы.
Отказот совершения рискового мероприятия означает для предпринимателя потерювозможного выигрыша. Возможность уберечься от потерь и получить прибыль врискованном контракте — высшее предназначение теории риска.
Предупреждениепотерь за счет одного страхования — самый низкий уровень теории предупрежденияпотерь от риска. Инвестор готов отказаться от части доходов, заплатить завозможность снижения риска до нуля.
Когдаиспользуется страхование как услуга кредитного рынка, финансовый менеджерпредприятия должен определить приемлемое для него соотношение между страховойпремией и страховой суммой. Страховая премия — это плата за страховой рискстрахователя страховщику; страховая сумма — денежная сумма, на которуюстрахуются материальные ценности или ответственность страхователя.
Кпризнанию ущерба прибегают, во-первых, когда сумма ущерба невелика и ей можнопренебречь. Во-вторых, разновидностью признания ею ущерба являетсядиверсификация рисков, то есть превращение одного риска в другой или»измельчение” одного вида рисков на несколько с меньшими объемамиущерба каждого.
Управлениефинансовыми рисками предприятия основывается на определенных принципах,основными из которых являются:
– осознанность принятия рисков;
– управляемость принимаемыми рисками;
– независимость управления отдельными рисками;
– сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходностифинансовых операций;
– сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовымивозможностями предприятия;
– экономичность управления рисками;
– учет временного фактора в управлении рисками;
– учет финансовой стратегии предприятия в процессе управлениярисками;
– учет возможности передачи рисков.2.3 Основные методыуправления финансовыми рисками
Высокая степеньфинансового риска проекта приводит к не­обходимости поиска путей ееискусственного снижения.
Снижениестепени риска — это сокращение вероятности и объе­ма потерь.Метод управления риском Меры, соответствующие методу управления риском Избежание риска
Отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок
Отказ от использования в высоких объёмах заёмного капитала
Отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах
Отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях Лимитирование концентрации риска
Предельный размер (удельный вес) заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности
Минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме
Максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю
Максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке
максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента
Максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность Хеджирование
Хеджирование с использованием фьючерсных контрактов
Хеджирование с использованием опционов
Хеджирование с использованием операции «своп» Диверсификация
Диверсификация видов финансовой деятельности
Диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия
Диверсификация депозитного портфеля
Диверсификация кредитного портфеля
Диверсификация портфеля ценных бумаг
Диверсификация программы реального инвестирования Распределение рисков
Распределение риска между участниками инвестиционного проекта
Распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов
Распределение риска между участниками лизинговой операции
Распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции Самострахование (внутреннее страхование)
Формирование резервного (страхового) фонда предприятия Формирование целевых резервных фондов
Формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности
Формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия
Нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде
Диверсификация представляетсобой процесс распределения ка­питала между различными объектами вложения,которые непо­средственно не связаны между собой.
Диверсификацияпозволяет избежать части риска при распре­делении капитала между разнообразнымивидами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акцио­нерныхобществ вместо акций одного общества увеличивает веро­ятность получения имсреднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.
Диверсификацияявляется наиболее обоснованным и относи­тельно менее издержкоемким способомснижения степени фи­нансового риска.
Диверсификация- это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свестиинвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство иинвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внеш­ниефакторы, которые не связаны с выбором конкретных объек­тов вложения капитала,и, следовательно, на них не влияет дивер­сификация.
Внешние факторызатрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельностьвсех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующиесубъекты.
К внешнимфакторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военныедействия, гражданские вол­нения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставкиБанка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческихбанках, и т.д. Риск, обусловленный этими процес­сами, нельзя уменьшить спомощью диверсификации.
Таким образом,риск состоит из двух частей: диверсифицируе­мого и недиверсифицируемого риска.
Диверсифицируемыйриск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем егорассеивания, т.е. диверсифика­цией.
Недиверсифицируемыйриск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.
Причемисследования показывают, что расши­рение объектов вложения капитала, т.е.рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтомуосновное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемогориска.
С этой цельюзарубежная экономика разработала так называе­мую “портфельную теорию”. Частью этойтеории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг(Capi­tal Asset Pricing Model – САРМ)
Информацияиграет важную роль в риск-менеджменте. Финан­совому менеджеру часто приходитсяпринимать рисковые реше­ния, когда результаты вложения капитала не определены иосно­ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полнаяинформация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Этоделает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить заполную информацию.
Стоимостьполной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостьюкакого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полнаяинформация, и ожидае­мой стоимостью, когда информация неполная.
Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредитаи т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска иприменяется банка­ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт ит.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то­варов в кредит,предоставлении займов, определении сумм вложе­ния капитала и т.п.
Самострахованиеозначает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чемпокупать страховку в страховой компа­нии. Тем самым он экономит на затратахкапитала по страхова­нию. Самострахование представляет собой децентрализованнуюформу создания натуральных и страховых (резервных) фондов не­посредственно вхозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья де­ятельность подвержена риску.
Создание предпринимателемобособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговомпроцессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахованиязаключается в оперативном преодолении временных за­трудненийфинансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаютсяразличные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от целиназначения могут со­здаваться в натуральной или денежной форме.
Так, фермеры идругие субъекты сельского хозяйства создают, прежде всего, натуральныестраховые фонды: семенной, фураж­ный и др. Их создание вызвано вероятностьюнаступления небла­гоприятных климатических и природных условий.
Резервныеденежные фонды создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденныхрасходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующегосубъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.
Акционерныеобщества и предприятия с участием иностранно­го капитала обязаны взаконодательном порядке создавать резерв­ный фонд в размере не менее 15% и неболее 25% от уставного капитала.
Акционерноеобщество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницымежду продажной и но­минальной стоимостью акций, вырученной при их реализациипо цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под­лежит какому-либоиспользованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниженоминальной стоимости.
Резервный фондакционерного общества используется для фи­нансирования непредвиденных расходов,в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов попривилегиро­ванным акциям в случае недостаточности прибыли для этих це­лей.
Хозяйствующиесубъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могутсоздавать общества взаим­ного страхования.
Наиболее важными самым распространенным приемом сниже­ния степени риска является страхованиериска.
Сущностьстрахования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своихдоходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степенириска до нуля.
Хеджирование (англ. heaging — ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практикедля обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книгеДолан Э. Дж. и др. “Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика” этомутермину дается следующее определение: “Хед­жирование — система заключениясрочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем измененияобменных ва­лютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятныхпоследствий этих изменений”. В отечественной литературе тер­мин “хеджирование”стал применяться в более широком смысле как страхование рисков отнеблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности поконтрактам и коммер­ческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) то­варовв будущих периодах.
Контракт,который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название“хедж” (англ. hedge — изгородь, ог­рада). Хозяйствующий субъект,осуществляющий хеджирование, называется “хеджер”. Существуют две операциихеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.
Хеджирование наповышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевуюоперацию по покупке срочных кон­трактов или опционов. Хедж на повышениеприменяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы­шенияцен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покуп­ную цену намного раньше,чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валютыили ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно черезтри месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимокупить сейчас по сегодняшней цене срочный кон­тракт, связанный с этим товаром,и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар.Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяетсяпропорционально в одном направлении, то купленный ранее кон­тракт можно продатьдороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара.Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себяот возможного повышения цен в будущем.
Хеджирование напонижение, или хеджирование продажей — это биржевая операция спродажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение,предполагает со­вершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на биржесрочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен вбудущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через тримесяца снижается, а товар нуж­но будет продавать через три месяца. Длякомпенсации предпола­гаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный кон­трактсегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когдацена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почтинастолько же) цене. Таким об­разом, хедж на понижение применяется в техслучаях, когда товар необходимо продать позднее.
Хеджерстремится снизить риск, вызванный неопределеннос­тью цен на рынке, с помощьюпокупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать ценуи сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, свя­занный схеджированием, не исчезает. Его берут на себя спеку­лянты, т.е. предприниматели,идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.
Спекулянты нарынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск, в надеждена получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизаторацен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га­рантийныйвзнос, которым и определяется величина риска спеку­лянта. Если цена товара(курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт,теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, тоспекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получаетдополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного кон­тракта.

/>/>3. Сущность и содержание риск-менеджмента
 />/>3.1. Структура системы управления рисками
Риск — этофинансовая категория. Поэтому на степень и вели­чину риска можно воздействоватьчерез финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемовфинансо­вого менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемыобразуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Такимобразом, риск-менеджмент пред­ставляет собой часть финансового менеджмента.
В основериск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижениюстепени риска, искусство по­лучения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) внеопреде­ленной хозяйственной ситуации.
Конечная цельриск-менеджмента соответствует целевой функ­ции предпринимательства. Оназаключается в получении наи­большей прибыли при оптимальном, приемлемом дляпредприни­мателя соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджментпредставляет собой систему управления рис­ком и экономическими, точнее,финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджментвключает в себя стратегию и тактику управ­ления.
Под стратегиейуправления понимаются направление и способ использования средств для достиженияпоставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил иограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилияна вариантах решения, не противоречащих принятой стра­тегии, отбросив вседругие варианты. После достижения постав­ленной цели стратегия как направлениеи средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставятзадачу разра­ботки новой стратегии.
Тактика — этоконкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.Задачей тактики уп­равления является выбор оптимального решения и наиболее при­емлемыхв данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджменткак система управления состоит из двух под­систем: управляемой подсистемы(объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематичноэто мож­но представить следующим образом.
Объектомуправления в риск-менеджменте являются риск, рис­ковые вложения капитала иэкономические отношения между хо­зяйствующими субъектами в процессе реализациириска. К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхо­вателеми страховщиком, заемщиком и кредитором, между пред­принимателями (партнерами,конкурентами) и т.п.
Субъектуправления в риск-менеджменте — это специальная группа людей (финансовыйменеджер, специалист по страхова­нию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.),которая посредст­вом различных приемов и способов управленческого воздействияосуществляет целенаправленное функционирование объекта уп­равления.
Процессвоздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, можетосуществляться только при условии циркулирования определенной информации междууправляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от егоконкретного содержания всегда предполагает получение, пе­редачу, переработку ииспользование информации. В риск-менед­жменте получение надежной и достаточнойв данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принятьконкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационноеобеспечение функционирования риск-ме­неджмента состоит из разного рода и видаинформации: статис­тической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информациявключает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая,страхового события, наличии и ве­личине спроса на товары, на капитал,финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров,конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, обусловиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, ктовладеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляютпредмет коммерческой тайны. По­этому отдельные виды информации могут являтьсяодним из ви­дов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в ка­чествевклада в уставный капитал акционерного общества или то­варищества.
Менеджер,обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любуюинформацию, даже самую пло­хую, или какие-то ключевые моменты такой информации,или отказ от разговора на данную тему (молчание — это тоже язык общения) ииспользовать их в свою пользу. Информация собира­ется по крупицам. Эти крупицы,собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.
Наличие уфинансового менеджера надежной деловой инфор­мации позволяет ему быстро принятьфинансовые и коммерчес­кие решения, влияет на правильность таких решений, что,есте­ственно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Над­лежащееиспользование информации при заключении сделок сво­дит к минимуму вероятностьфинансовых потерь.
Любое решениеосновывается на информации. Важное значе­ние имеет качество информации. Чемболее расплывчата инфор­мация, тем неопределеннее решение. Качество информациидол­жно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информа­ция стареетбыстро, поэтому ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующийсубъект должен уметь не только собирать инфор­мацию, но также хранить иотыскивать ее в случае необходимости.
Информация играет важную роль вриск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковыерешения, когда результаты вложения капитала  определены и основаны наограниченной информации Если бы у него была более полная информация, то он мо1бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром,причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.
Стоимость полной информациирассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретенияили вложения капитала, когда имеется полная ин формация, и ожидаемойстоимостью, когда информация неполная./>/>3.2. Функции риск-менеджмента
Риск-менеджментвыполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:
— функцииобъекта управления;
— функциисубъекта управления.
К функциямобъекта управления в риск-менеджменте относит­ся организация:
— разрешенияриска;
— рисковыхвложений капитала;
— работыпо снижению величины риска;
— процессастрахования рисков;
— экономическихотношений и связей между субъектами хозяй­ственного процесса.
К функциямсубъекта управления в риск-менеджменте отно­сятся:
— прогнозирование;
— организация;
— регулирование;
— координация;
— стимулирование;
— контроль.
Прогнозированиев риск-менеджменте представляет собой разра­ботку на перспективуизменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.Прогнозирование — это предви­дение определенного события. Оно не ставит задачунепосредст­венно осуществить на практике разработанные прогнозы. Осо­бенностьюпрогнозирования является также альтернативность в построении финансовыхпоказателей и параметров, определяю­щая разные варианты развития финансовогосостояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике рис­капрогнозирование может осуществляться как на основе экстра­поляции прошлого вбудущее с учетом экспертной оценки тенден­ции изменения, так и на основепрямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно.Управление на ос­нове предвидения этих изменений требует выработки у менеджераопределенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибкихэкстренных решений.
Организация вриск-менеджменте представляет собой объедине­ние людей, совместно реализующихпрограмму рискового вложе­ния капитала на основе определенных правил ипроцедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления,построение структуры аппарата управления, установление взаи­мосвязи между управленческимиподразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование вриск-менеджменте представляет собой воздей­ствие на объект управления,посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случаевозникновения от­клонения от заданных параметров. Регулирование охватываетглавным образом текущие мероприятия по устранению возник­ших отклонений.
Координация вриск-менеджменте представляет собой согласо­ванность работы всех звеньевсистемы управления риском, аппа­рата управления и специалистов.
Координацияобеспечивает единство отношений объекта уп­равления, субъекта управления,аппарата управления и отдельно­го работника.
Стимулирование вриск-менеджменте представляет собой по­буждение финансовых менеджеров и другихспециалистов к заин­тересованности в результате своего труда.
Контроль вриск-менеджменте представляет собой проверку ор­ганизации работы по снижениюстепени риска. Посредством кон­троля собирается информация о степени выполнениянамеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала,соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения вфинансовые программы, организацию финансовой работы, организациюриск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий поснижению степени риска.

/>/>4.Организация риск-менеджмента
 />/>4.1. Этапы организации риск-менеджмента
Риск-менеджментпо экономическому содержанию представля­ет собой систему управления риском ифинансовыми отношения­ми, возникающими в процессе этого управления.
Как системауправления, риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска ирисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события,выявление степе­ни и величины риска, анализ окружающей обстановки, выборстратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемовуправления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента),осуществление целенаправ­ленного воздействия на риск. Указанные процессы всовокупнос­ти составляют этапы организации риск-менеджмента.
Организацияриск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональноесочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Первым этапоморганизации риск-менеджмента является опре­деление цели риска и цели рисковыхвложений капитала. Цель риска — это результат, который необходимополучить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложенийкапитала — получение максимальной прибыли.
Любое действие,связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делаетрешение, связанное с риском, бес­смысленным. Цели риска и рисковых вложенийкалитка должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском икапиталом.
Следующимважным моментом в организации риск-менедж­мента является получение информацииоб окружающей обстанов­ке, которая необходима для принятия решения в пользутого или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целейриска можно правильно определить вероятность наступле­ния события, в том числестрахового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управлениериском означает пра­вильное понимание степени риска, который постоянно угрожаетлюдям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной дея­тельности.
Дляпредпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которомуподвергается его деятельность.
Под стоимостьюриска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижениевеличины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий.Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости рискапозволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути ких предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращенияубытков обеспечить их возмещение.
На основеимеющейся информации об окружающей среде, ве­роятности, степени и величине рискаразрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводитсяоценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и вели­чиныриска.
Это позволяетправильно выбрать стратегию и приемы управ­ления риском, а также способы снижениястепени риска.
На этом этапеорганизации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру,его психологическим ка­чествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующейглаве.
При разработкепрограммы действия по снижению риска необ­ходимо учитывать психологическоевосприятие рисковых реше­ний. Принятие решений в условиях риска являетсяпсихологичес­ким процессом. Поэтому наряду с математической обоснованнос­тьюрешений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковыхрешений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность,сомнения, самостоя­тельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та жерисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценкариска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающегореше­ния. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонныек инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, неуверенные в квалификации и про­фессионализме исполнителей, т.е. своихработников.
Экстраверсия — есть свойстволичности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Онавыражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном откли­ке навнешние явления.
Интроверсия — это направленностьличности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей.Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенностиповедения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы,самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительнойнезависимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совме­щаетв определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.
Неотъемлемымэтапом организации риск-менеджмента являет­ся организация мероприятий повыполнению намеченной про­граммы действия, т.е. определение отдельных видовмероприя­тий, объемов и источников финансирования этих работ, конкрет­ныхисполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапоморганизации риск-менеджмента являются кон­троль за выполнением намеченнойпрограммы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рисковогореше­ния.
Организацияриск-менеджмента предполагает определение ор­гана управления риском на данномхозяйственном субъекте. Ор­ганом управления риском может быть финансовыйменеджер, ме­неджер по риску или соответствующий аппарат управления: сек­торстраховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложенийкапитала и т.п. Эти секторы или отделы яв­ляются структурными подразделениямифинансовой службы хо­зяйствующего субъекта.
Отдел рисковыхвложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта можетосуществлять следующие функ­ции:
проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рис­ковых вложений капитановв соответствии с действующим за­конодательством и уставом хозяйствующегосубъекта;
разработка программы рисковой инвестиционной деятель­ности;
 сбор,обработка, анализ и хранение информации об окружаю­щей обстановке;
определение степени и стоимости рисков, стратегии и при­емов управления риском;
разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включаяконтроль и анализ результатов;
осуществление страховой деятельности, заключение догово­ров страхования иперестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов пострахованию;
разработка условий страхования и перестрахования, установ­ление размеровтарифных ставок по страховым операциям;
выполнение функции аварийного комиссара, выдача гаран­тии по поручительствуроссийских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет,поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностипо рисковым вложениям капитала. />/>4.2. Особенности выбора стратегии и методов решенияуправленческих задач
На этом этапеорганизации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру,его психологическим ка­чествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросамириска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и правоответственности за него.
Право выбораозначает право принятия решения, необходимо­го для реализации намеченной целирискового вложения капита­ла. Решение должно приниматься менеджером единолично.В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена, прежде всего,особой ответственностью за принятие риска, неце­лесообразно, а в отдельныхслучаях и вовсе недопустимо коллек­тивное (групповое) принятие решения, закоторое никто не несет никакой ответственности. Коллектив, принявший решение,ни­когда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, чтоколлективное решение в силу психологических особен­ностей отдельных индивидов(их антагонизма, эгоизма, полити­ческой, экономической или идеологическойплатформы и т.п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое однимспециалистом.
Для управленияриском могут создаваться специализированные группы людей, например секторстраховых операций, сектор вен­чурных инвестиций, отдел рисковых вложенийкапитала (т.е. вен­чурных и портфельных инвестиций) и др.
Данные группылюдей могут подготовить предварительное кол­лективное решение и принять егопростым или квалифицирован­ным (т.е. две трети, три четверти, единогласно)большинством голосов.
Однакоокончательно выбрать вариант принятия риска и рис­кового вложения капиталадолжен один человек, так как он одно­временно принимает на себя и ответственностьза данное реше­ние.
Ответственностьуказывает на заинтересованность принимаю­щего рисковое решение в достижениипоставленной им цели.
При выборестратегии и приемов управления риском часто ис­пользуется какой-то определенныйстереотип, который складыва­ется из опыта и знаний финансового менеджера впроцессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. На­личиестереотипных действий дает менеджеру возможность в оп­ределенных типовыхситуациях действовать оперативно и наибо­лее оптимальным образом. Приотсутствии типовых ситуаций фи­нансовый менеджер должен переходить отстереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых реше­ний.
Подходы крешению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджментобладает многовари­антностью.
Многовариантностьриск-менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовыхкомбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия вконкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте — пра­вильнаяпостановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Риск-менеджментвесьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит отбыстроты реакции на изменения условий рынка, экономической ситуации, финансово­госостояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент дол­жен базироваться назнании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильнооценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хоро­ший,если не единственный выход из этой ситуации.
Вриск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, знаяметоды, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добитьсяощутимого успеха в конкрет­ной ситуации, сделав ее для себя более или менееопределенной.
Особуюроль в решении рисковых задач играют интуиция ме­неджера и инсайт.
Интуиция представляетсобой способность непосредственно, как бы внезапно, без логическогопродумывания находить пра­вильное решение проблемы. Интуитивное решениевозникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее сутьизучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонен­том творческогопроцесса. Психология рассматривает интуицию во взаимосвязи с чувственным илогическим познанием и прак­тической деятельностью как непосредственное знаниев его един­стве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.
Инсайт- это осознание решения некоторой проблемы. Субъ­ективно инсайт переживаюткак неожиданное озарение, постиже­ние. В момент самого инсайта решениеосознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характери нуж­дается в сознательной фиксации решения. 4.3 Риск-менеджмент нароссийских предприятиях
В числе внешних факторов, определяющихорганизационную основу риск-менеджмента на предприятии (изменчивость цен,глобализация товарных и финансовых рынков, налоговая асимметрия,технологические достижения и др.), на наш взгляд, следует выделить усиление дляроссийских предприятий фактора глобализации. Это приведет к росту дляроссийских товаропроизводителей конкуренции, как на внешних, так и навнутренних (российских) товарных рынках, что неминуемо отразится на ростестепени проявления различных предпринимательских и финансовых рисков в ихдеятельности. На организацию риск-менеджмента на конкретном предприятииестественно влияют и факторы внутреннего порядка, такие как потребность вликвидности, нерасположенность к риску, агентские издержки и другие.
Следует отметить, что внешние и внутренниефакторы организации риск-менеджмента на предприятии взаимосвязаны, то естьимеется определенная корреляция между ними. Это связано с тем, что и самиразличные виды рисков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, в частностиусиление глобализации может повлечь за собой увеличение налоговой асимметрии,вызванное протекционистскими действиями государства в отношении отдельныхотраслей и производств отечественной экономики. В качестве другого примераможет служить влияние фактора роста технологической оснащенности на усиленияфактора изменчивости цен, а также влияние последнего на рост потребности вликвидности.
Следует также отметить, чтоконкретная модель организации риск-менеджмента на предприятии существеннозависит от степени важности для конкретного российского предприятия проблемыразрешения риска (избежание, удержание, передача) и проблемы снижения степенириска (управление качеством, диверсификация, хеджирование, управлениекапиталом). В настоящее время крупные российские нефинансовые компании (напрямуюили через финансовые организации) активно осуществляют различные финансовыеоперации на организованных финансовых рынках и тем самым подвергаютсязначительным финансовым рискам (ценовым, кредитным и операционным), при этомсохраняя определенные (порой монопольные) позиции на отдельных сегментахтоварных рынков. Для таких предприятий конкретная модель организациириск-менеджмента должна отражать значимость конкретного вида финансовых(инвестиционный, рыночный, не ликвидности и другие) и предпринимательских(имущественный, транспортный, производственный и другие) рисков путем выделенияв структурном подразделении риск-менеджмента специальной службы по управлениюконкретным видом риска (например, «Управление транспортными рисками»,«Управление ценовыми рисками» и т. д.).
Становление и развитиериск-менеджмента на российских предприятия в значительной степени зависит отналичия соответствующих условий по подбору профильных специалистов. Ксожалению, в настоящее время в России отсутствует налаженная система подготовкии переподготовки специалистов по управлению предпринимательскими и финансовымирисками. В некоторых учебных заведениях (в частности АНХ при Правительстве РФ идр.) предпринимаются попытки по переобучению экономистов и финансистов вфинансовых инженеров в рамках программ повышения квалификации. Но этогонедостаточно: нужна цельная программа профессиональной переподготовки«Риск-менеджмент на предприятии», которая позволила бы осуществить целевуюподготовку риск-менеджеров, отвечающих современным требованиям рыночнойэкономики.
В определенной мере решение кадровойпроблемы видится и в пересмотре вузами своих учебных планов обучения поэкономическим специальностям с введением как новых дисциплин (таких как«Финансовая инженерия», «Управление финансовыми и предпринимательскимирисками», «Принятие финансовых решений в условиях риска и неопределенности» идр.), так и с выделением в рамках существующих дисциплин специальныхподразделов (например, таких как «Анализ финансовых рисков» в дисциплине «Финансовыйанализ» и т.п.).
Для нефинансовых предприятий иорганизаций поучителен накопленный опыт организации риск-менеджмента вфинансовых компаниях и особенно в кредитных организациях. Речь идет, преждевсего, об опыте работы отделов внутреннего аудита и экономического анализароссийских коммерческих банков. Конечно, в отличие от кредитных организаций, унефинансовых компаний нет надзорного государственного органа типа Центральногобанка РФ, который осуществляет меры по соблюдению коммерческими банками условийминимизации их совокупных рисков. Тем не менее, сам подход по созданиюспециализированных структурных подразделений по управлению рисками вполнеприменим и нефинансовыми предприятиями.
Организация риск-менеджмента нанефинансовых предприятиях вполне реальна через создание в рамках существующейфинансовой службы предприятия специализированного структурного подразделения,которое бы осуществляло комплексную работу по выявлению, идентификации и оценкистоимости рисков для последующей разработки конкретных мер по разрешению илиснижению степени различных видов риска.
Пример.
Предприниматель стоит перед выборомсколько закупить товара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 едиництовара затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 единиц товаразатраты составят 1200 руб. за единицу. Предприниматель будет продавать данныйтовар по цен1 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос натовар. При отсутствии спроса ему придете значительно снизить цену, что нанесетубыток его операции. При продаже товара вероятность составляет «50 на50», т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5для продажи 1000 единиц товара.
 Прибыль составит при продаже 500единиц товар; 500 тыс.руб. [500 (3000 — 2000)]; при продаже 1000 единиц товара- 1800 тыс.руб. [1000 (3000 — 1200)] средняя ожидаемая прибыль — 1150 тыс.руб.(0,5 ) х500+ 0,5х1800).
Ожидаемая стоимость информации приусловии определенности составляет 1150 тыс.руб., а при условии неопределенности(покупка 1000 единиц товара) составит 900 тыс.руб. (0,5 х 1800). Тогдастоимость полной информации равна 250 тыс.руб. (1150-900).
Следовательно, для более точногопрогноза необхо­димо получить дополнительную информацию о спросе на товар,заплатив за нее 250 тыс.руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, всеже вы­годно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта,обеспечивающие лучший прогноз сбы­та на перспективу.
Пример. Анализ рентабельностипредприятия как одной из составляющих риска неплатежеспособности.
Как пример рассмотрим ОАО,специализирующееся на выпуске машиностроительной продукции, предназначенной дляиспользования на предприятиях сельского хозяйства.
В условиях рыночных отношений великароль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности(убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительнымихарактеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельностипредприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия,измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности — это важнейшиехарактеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Поэтой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа иоценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показателирентабельности используются как инструмент инвестиционной политики иценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить вследующие группы:
1. Рентабельностьпродукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
2. Рентабельностьпроизводственных фондов;
3. Рентабельностьвложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).
Рассмотрим рентабельность вложенийпредприятия:
Рентабельность вложений предприятия-это показатель рентабельности, который показывает эффективность использованиявсего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельностипредприятия выделяют 5 основных:
1. Общаярентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходитсяна 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффек­тивно оно используется.
2. Рентабельностьвложений по чистой прибыли;
3. Рентабельностьсобственных средств, позволяющий установить зависи­мость между величинойинвестируемых собственных ресурсов и размером при­были, полученной от ихиспользования.
4. Рентабельностьдолгосрочных финансовых вложений, показывающая эф­фективность вложенийпредприятия в деятельность других организаций.
5. Рентабельностьперманентного капитала. Показывает эффективность ис­пользованиякапитала, вложенного в деятельность данного предприятия на дли­тельный срок.
Необходимая информация для расчётапредставлена в таблице.
Показатели для расчётарентабельности. (тыс. руб).
Показатели
Код стр.
2 года ранее отчетного
предыдущий год
отчетный год 1.Прибыль балансовая
140 (Ф№2) 2402 2188 2777
2.Прибыль чистая
140-150/>
(Ф №2) 1864 1491 2207 3.Среднегодовая стоимость имущества
399 (Ф№1) 175748 214164 242009 4.Собственные средства
490 (Ф№1) 146727 178055 177846 5.Доходы от участия в других организациях
080 (Ф №2) – – – 6.Долгосрочные финансовые вложения 140 (Ф №1) 24 22 152 7.Долгосрочные заёмные средства 590 (Ф №1) – – –
На основе данных таблицы можносделать вывод о том, что если за 1999г. почти всепоказатели рентабельности вложений ОАО увеличились. Произошло лишь уменьшениесобственных средств на 209 тыс. руб.
Общая рентабельность вложений в отчетномгоду возросла до 1,15%, по сравнению с предыдущим — 1,02 %. То есть на 1руб.стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,15 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателядостаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточноэффективном использованииактивов предприятия в предыдущие годы.
На основе данных показателейрассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены втаблице.

Показатели рентабельности вложения.  (%)/>
Показатели
Расчёт
(код стр.)
предыдущий год
отчетный год
Отклонение +/- 1.Общая рентабельность вложений
140(Ф№2) / 399 1,02 1,15 0,13 2.Рентабельность вложений по чистой прибыли
140-150(Ф№2)
399 0,70 0,91 0,21 3.Рентабельность собственных средств
140-150(Ф№2)
490 0,84 1,24 0,4 4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений
080(Ф№2)
140(Ф№1) – – – 5.Рентабельность перманентного капитала
140-150(Ф№2)
490+590 0,84 1,24 0,4
Рентабельность собственных средствневысока и в течении отчетного года возросла с 0,84% до 1,24%, то есть почти в1,5 раз. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод отом, что инвестиции собственных средств в производство дали положительныйрезультат. Рентабельность перманент­ного капитала и его динамика аналогичнырентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмныхсредств.
В целом можно отметить, что всепоказатели рентабельности вложений предприятия находятся на невысоком уровне,что говорит о недостаточно эффективном вложениисредств ОАО.
Вывод: Показате­ли общейрентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились,хотя за аналогичный период прошлого года наблюдался резкий спад всехпоказателей рентабельности продукции.
Общая рентабельность вложенийнаходится на низком уровне, так на 1 рубль имущества предприятия в отчётномгоду приходилось 1,15 коп. балансовой прибыли. В целом все показатели прибыли ирентабельности в отчётном году незначительно возросли.
Если руководство ОАО займетсястратегическим планированием финансов, а также других основополагающих системуправления бизнесом, то оно имеет шанс улучшить свои финансовые результаты.
В качестве мер по преодолению рисканеплатежеспособности можно выделить следующие:
1. снижение переменных затрат (услугисвязи, затраты на электроэнергию, снижение транспортных издержек, снижениепремий и др.);
2. снижение объема низкорентабельныхвидов продукции и увеличение объема высокорентабельных видов готовой продукции;
3. использование привлеченныхсредств, что, однако, может привести к увеличению влияния рисканеплатежеспособности.
Достоинства и недостатки мер по управлению риском неплатёжеспособности
Меры по преодолению риска неплатёжеспособности
Достоинства
Недостатки Снижение переменных затрат Экономия средств 1. Недовольство персонала по поводу уменьшения заработной платы Увеличение объёма высокорентабельных видов продукции Повышение выручки от реализации
1. Увеличение износа основных фондов, направленных на производство высокорентабельных видов продукции, и неполное использование производственных мощностей оборудования по производству низкорентабельных видов продукции;
2. Отказ от доли рынка
Заключение
В настоящее время определены подходык рассмотрению понятия «финансовый риск», разработан алгоритмфинансового риск-менеджмента, достаточно освещены вопросы, связанные спроведением количественной оценки финансовых рисков, выделяются проблемы выбораметодов управления финансовыми рисками, рассматриваются вопросы, связанные суправлением финансовых рисков предприятия нефинансового сектора экономики. В целомнедостаточно разработанными являются проблемы классификации финансовых рисковпредприятия и анализ взаимосвязей между финансовыми рисками, совершенствованияанализа финансовых рисков предприятия, проведения комплекса превентивных мер поснижению влияния финансовых рисков на конечные финансовые результаты предприятия.
Анализ риска и рискового вложениякапитала основан на применении доступных количественных методов оценки степенириска, что явно недостаточно для оценки финансовой устойчивости предприятия сучетом присущих ему рисков. Нужна комплексная методика анализа риска ирискового вложения капитала для российских нефинансовых предприятий,охватывающая всю совокупность возможных рисков. Это позволит максимальнопроанализировать значимые для конкретного предприятия риски и на этой основегенерировать адекватные решения по разрешению и снижению степени влияния этихрисков.
Для дальнейшего развитияриск-менеджмента на российских предприятиях особенно актуальна работа поразработке единой методологии организации управления рисками в нефинансовыхкомпаниях, а также методических положений для некоторых отраслей национальнойэкономики (транспорт, энергетика, сельское хозяйство, торговля и др.).
/>Списоклитературы
1. Курс экономики: Уч./ Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ЮНИТИ –  1997.
2. Хохлов Н.В.Управление риском:Учеб. пособ. – 2001г.
3. Гарантуров В. Экономический риск.— М.: Дело и Сервис, 1999.
4. Ареопаг – М Управлениепредпринимательскими рисками/ www.areopag.ru/
5. Ойгензихт. Проблема риска вгражданском праве. – М.: Экономика, 1993.
6. Умнова Н.Т Анализпредпринимательского риска // www.ovsem.com/user/inprr/
7.Бизнес-план и снижениепредпринимательского риска // www.ovsem.com/user/inprr.
8. Мескон М.Х.., Альберт М., ХедоурнФ. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
9. Е. Гайкова, А. Шубин Сколько стоитэффективное управление? / Экономика и жизнь, 11.09.2002 (№172).
10. Лапуста М. Риски впредпринимательской деятельности. –М.: ИНФРА-М, 1998.
11. Шахов В. В. Страхование: Учебник.– М.: 1997, стр. 214-215
12. Лялин В.А., Воробьев П.В.Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). – С-П.: Юность, 1994. –114с.
13. Управление риском: Учеб. пособ./Хохлов Н.В. – 2001г.
14. Райзберг Б. А. Основы бизнеса:Учебное пособие. – М.: 2000, стр. 236
15. Р.М. Качалов Управлениехозяйственным риском. Введение – М.: Наука, 2002. – 192с.
16. Скамай Л.Г. “Способы реакциикомерческой организации на возникабщие в процессе осуществленияпредпринимательской деятельности риски”./http://www.risk-management.ru/arhiv.htm
17. Страхование предпринимательскихрисков / МИР финансовых технологий/http://mir.dem.ru/produkt/business_risk.htm.
18. Гражданский кодекс РФ. (В 2частях) – М.: ЮНИТИ, 2000.
19. Энциклопедический словарь. – М.:Экономика, 1992.
20. Солнцев И. Бизнес в России:риски, по-прежнему, высоки./ www.bre/ru/tstimarion risk.php
21. Рейтинг инвестиционнойпривлекательности российских регионов. Эксперт. //http://www.ivr.ru/articles/economics/expert/index.shtml
22. Р. Наумова. Растет активностьРоссийского бизнеса. — Экономика и жизнь.
23. Хохлов Евгений Николаевич“Риск-менеджмент: российские особенности” // www.prbank.ru/article/risk/728