Управление государственными финансами Республики Казахстан

/>Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Курсовая работа
На тему: «Управление государственными финансами Республики Казахстан»
Караганда 2010

Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления государственнымифинансами
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Виды, формы и методы управления государственными финансами
2. Анализ управления финансами Республики Казахстан
2.1 Анализ государственного бюджета и его исполнения
2.2 Анализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов
3. Проблемы и пути их решения в области финансированиягосударственных финансов
Заключение
Список использованной литературы/>
/>Введение
/>

Понятие«финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанныхс распределением общественного продукта в денежной форме.
Внешнеепроявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разныхучастников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляетпередачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличныхрасчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы»,от латинского «finis» — конец, финиш, окончание платежа, расчет междусубъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме — между населениеми государством). Позже термин трансформировался в «financia», применявшийсяв широком смысле как денежный платеж, а затем — как совокупность доходов и расходовгосударства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. [1, c.22]
Авторствотермина «финансы» приписывается французскому ученому Ж. Бодену, которыйв 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике». Первым автором работыо финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н.э.)«О доходах Афинской республики».У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) воззрения в области финансов изложены в работе«Афинское государственное устройство». [2, c.45]
Однако невсякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуютдвижение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощиразных экономических категорий — цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежныйхарактер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостнымэкономическим категориям.
Состояниемфинансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизациии развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономическихмер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер — совершенствование производственныхотношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национальногохозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономическойдеятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннегопроизводства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций,снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии навсех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики — ликвидация убыточности,развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношенийво всех звеньях финансовой системы. [3, c.37]
Для того,чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотренияявления финансов к исследованию их сущности — внутреннего содержания предмета, выражающегосяв единстве всех многообразных форм его бытия.
В рамкахфинансовой науки существует определённое единство функций финансов государства ифинансов предприятия и в то же время имеются существенные различия, определяющиезначимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.
Государственные финансы — важная сфера финансовой системы страны.Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределенияи перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национальногодохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовыхресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственныхсредств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества,производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественнымтрадициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственногоуправления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственныхпредприятий.
Целью даннойкурсовой работы является описание государственных финансов, их необходимости и сущности,а также раскрытие функций финансов.
Для достиженияданной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретическиеосновы управления государственными финансами;
– провести анализуправления финансами Республики Казахстан;
– определить путисовершенствования финансового регулирования экономики РК в условиях финансовогокризиса.
Методологическойосновой исследования послужили труды ведущих авторов современности, нормативно-правовыеакты РК, а также аналитические обзоры Агентства по регулированию и надзору финансовогорынка и финансовых организаций.
/>1. Теоретические основыуправления государственными финансами 1.1 Сущность государственных финансов
Финансы — это общественная форма,обусловленная существованием денег. Возникновение финансовых отношений являетсярезультатом потребности общественного развития, а не результатом деятельности государства,его волеизъявления, государство само «есть продукт общества на известной ступениразвития».
Важным признаком финансов какэкономической категории является распределительный характер финансовых отношений,которые появляются только тогда, когда начинается реальное движение денежных средств.Известно, что понятие производства включает в себя создание продукта или услуги,необходимых для удовлетворения потребностей индивидов общества, состоит из совокупностивсех операций в процессе создания полезной вещи и оказания услуг вплоть до передачиблага в распоряжение конечного пользователя.
Государство занимает ключевыепозиции в регулировании общественных отношений, связанных с денежными средствами,выступая одновременно и как собственник, и как административный субъект. Именнороль и деятельность административного субъекта и представляет институт административногоправа «управление финансами, кредитом и налогами». [4, c.71]
Государственное управление в такойсфере, как финансы, осуществляется посредством специальных исполнительных органов,наделенных административно-властными полномочиями, с помощью которых осуществляетсярегулирование движения потоков денежных средств. Доходы, полученные на рынке и вхозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы обеспечить необходимымиденежными средствами функционирование всего государственного механизма.
В этой связи уместно вспомнитьафористичное высказывание ученого Жан Бодена: «Финансы — это нерв республики».[5, c.62]
Управление экономикой в условияхперехода к рынку заключается в регламентации финансового рынка. Бесперебойное формированиефинансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использованиеобеспечиваются с помощью финансового рынка, представляющего собой особую форму организациидвижения денежных средств и функционирующего как в виде рынка ценных бумаг, таки рынка ссудных капиталов.
В Конституции Республики Казахстан(статьи 53,54) закреплены основы финансовой деятельности государства, которые служатбазой для текущего финансового законодательства. [6]
Государственная власть и государственныефинансы взаимосвязаны, существование их порознь немыслимо. Финансы являются одновременнои базой осуществления государственной власти. Власть, распоряжающаяся денежнымисредствами, воспринимается как более эффективная, чем та, которая действует методамиправового принуждения. Но воплощенная в правовом принуждении власть необходима дляобеспечения государства финансовыми средствами, особенно для взимания налогов. Такимобразом, государственные финансы — предпосылка, средство и одновременно объект деятельностигосударства. [7, c.34]
Основа финансовой мощи — деньги,и они обладают двумя качествами: обеспечивают свободу и наделяют властью. Поэтомув государстве распределение полномочий, равно как и определение масштабов и границдеятельности в области финансов имеют существенное значение и заслуживают особоговнимания.
Правительство Республики Казахстанразрабатывает и представляет в Парламент бюджет и обеспечивает его исполнение, представляетотчет о его исполнении, обеспечивает проведение в Республике Казахстан единой финансовой,кредитной и денежной политики.
Условием выполнения соответствующихполномочий и задач является адекватное финансовое обеспечение, поскольку власть,которой обладает современное социальное государство, основывается в первую очередьна финансовых ресурсах власти. «Небрежное» отношение к границам компетенцииведет к снижению ответственности за расходованием бюджетных средств, к неправильномуруководству единым хозяйственным механизмом. [8, c.69]
Следует четко разделять компетенциюполитической власти и администрации. Политическая власть принимает принципиальныерешения и несет за них ответственность, в то время как администрация имеет подчиненноеположение, но располагает прерогативами публичной власти, которые позволяют ей подчинятьсебе отдельных лиц, используя властные полномочия, закрепленные в законодательномпорядке.
Совершенствование управления финансами,кредитами во многом сопряжено с организационной структурой и полномочиями правительства,деятельностью министерств и ведомств, их взаимоотношениями с другими государственнымиорганами. [8, c.66]
Связь управленческой деятельностиэтих органов и государственных организаций и финансов очевидна. В этой связи уместноподчеркнуть, что финансы органов управления:
1) подчиняются общей политикегосударства;
2) не являются полностью автономными,а находятся под контролем центральной власти, которая в случаях, предусмотренныхзаконом, может оказывать финансовую помощь местным органам государственного управления,государственным организациям [9, c.77].
Президентом Республики Казахстанбыли изданы несколько указов по совершенствованию структуры центральных исполнительныхорганов Республики Казахстан, в том числе по изменению структуры исполнительныхорганов управления финансами.
В условиях современного развитияобщества роль центральных органов управления усиливается. Происходящие в структурецентральных органов управления изменения в целом отражают стремление приспособитьее к меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. В связи сэтим общим для исполнительных органов всех государств является отсутствие в законодательствекомплексных нормативных актов, регламентирующих систему органов государственногоуправления. Основным звеном системы органов центрального управления являются министерства,которые формируются для организации государственного управления в наиболее важныхсферах социально-экономической и политической жизни. [10, c.142]
Компетенция министерств и ведомствреализуется в издаваемых их руководителями инструкциях, приказах и иных нормативныхактах, которые занимают все более заметное место в правовых системах зарубежныхстран.
В законодательстве зарубежныхстран особого внимания заслуживают такие меры контроля, как:
– обязательное опубликование ведомственныхактов, затрагивающих права и свободы личности;
– жесткие, предписанные законом процедурыподготовки и принятия ведомственных актов;
– направление этих актов в Парламент;
– отмена либо приостановка их действияпо решению Парламента или суда. [11, c.112]
Государственное управление характеризуетсяоперативностью управленческого воздействия. Это достигается, в частности, путемусиления подзаконного регулирования общественных отношений.
государственный бюджет управление финансирование
Ограниченность ведомственногоподхода к регулируемым отношениям неизбежна и объективно обусловлена пределами функцийи целей соответствующего отраслевого органа управления.
Даже одна такая, в достаточнойстепени нежесткая, мера контроля, как государственная регистрация ведомственныхнормативных актов, осуществляемая Министерством юстиции Республики Казахстан, какпоказывает практика, тяготит отраслевые органы управления. 1.2 Виды, формы и методы управления государственнымифинансами
Основной объем управленческихфункций в области финансов выполняет Министерство финансов Республики Казахстани входящие в его систему органы.
Исполнение бюджета государствав условиях реформирования экономики республики вызывает проведение такой бюджетнойи налоговой политики, которая отдает приоритет собиранию денег перед расширениемгосударственных расходов.
Окончательное решение вопросов,касающихся внутренней организации министерств, практически невозможно, так как частозависит от внешних обстоятельств.
Одним из существенных принциповсоздания служб (управлений) министерства является объединение их по вертикальномупризнаку в соответствии с основными функциями министерства. Управления не могутсуществовать в неизменном виде и эволюционируют согласно закону приспособления организацийк исполняемым ими функциям.
Финансовая деятельность, зародившаясявместе с деньгами, обладает способностью их передавать, обменивать, преобразовыватьпосредством банковской системы. Из особенностей финансовых операций вытекает специализацияфункций, осуществляемых различными финансовыми органами. [12, c.81]
В целом система специализированныхорганов государственного управления финансами шире, чем система финансовых органов(учреждений). В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстанпроводится определенная грань между чисто финансовыми, кредитными и налоговыми функциями.Субъекты, их реализующие, и составляют систему финансовых органов. Действуют онихотя и самостоятельно, но в тесной взаимосвязи в пределах надведомственных межотраслевыхи специальных отраслевых полномочий. [13]
Границы действия органов межотраслевогоуправления значительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их деятельностьраспространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современныхусловиях круг вопросов, по которым необходимо согласование деятельности отраслевыхорганов, непрерывно расширяется. Это объясняется развитием негосударственного сектораэкономики, порождающим новые объекты управления, а также созданием межгосударственныхструктур.
Полномочия органов межотраслевогоуправления выражаются в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являютсяобязательными для всех органов государственного управления и местного самоуправления,не. подчиненных им организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особоеположение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления.[14, c.49]
Финансово-кредитная деятельностьимеет ярко выраженный межотраслевой (надведомственный) характер, так как финансовыеи кредитные органы вступают в организационно-правовые отношения практически со всемисубъектами права.
Министерство финансов РеспубликиКазахстан является центральным финансово-экономическим органом государственногоуправления, осуществляющим общее руководство организацией финансов в республике,и несет ответственность за реализацию единой государственной политики во взаимодействиис кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой.
Важнейшей функцией Министерствафинансов является организация работы по составлению бюджета, представляющего собойглавный документ государства.
Бюджет — это расчетная и ограничительнаясмета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующимрешением как подлежащая исполнению. [15, c.74] Являясь важнейшиминструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляетсобой результат свободно принятого решения, в соответствии с которым субъект беретна себя обязательство своевременно сделать выбор необходимых решений, неукоснительнопроводит в жизнь сделанный выбор. [16, c.154]
Обязательство сделать выбор проистекаетиз нехватки ресурсов и потенциально неограниченным характером потребностей. Бюджетимеет смысл, если только он проводится в жизнь. Бюджетное принуждение проистекаетиз законодательного характера бюджета, из правил государственного финансового учетаи многочисленных видов контроля, которые он предусматривает. [17, c. 201]
Бюджетный процесс включает в себядействия различных государственных органов. [18, c.144]
Составление и исполнение бюджета- это функция органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контрольисполнения — функция органов законодательной (представительной) власти.
Результатом финансового контроляПарламента является утверждение или отказ в утверждении отчета Правительства. Отказв утверждении относится не только к представленному отчету министра финансов, нои к ведению бюджета и руководству экономикой в целом со стороны органов исполнительнойвласти. Значение процедуры вынесения отказа в утверждении отчета заключается в возможностинапомнить Правительству о политической ответственности.
Ужесточение бюджетной и кредитнойполитики Правительства, экономное расходование государственных средств позволиливыполнить одну из главных целей — снизить инфляцию. В Плане действий Правительствапо углублению реформ на 1996-1998 годы записано: «Подавление инфляции и стабилизациякурса национальной валюты позволяют сейчас перенести главный фронт действий с макрополитикина секторальный и отраслевой разрез, на микроуровень, в реформе которых заложенсущественный потенциал повышения деловой активности и экономического роста»[19, c.14].
Структурным подразделением Министерствафинансов Республики Казахстан является Главное управление Казначейства.
Централизованная система органовКазначейства Министерства финансов состоит из Главного управления Казначейства иподчиненных ему территориальных органов.
Основными задачами Казначействаявляются управление государственными финансовыми ресурсами; осуществление бухгалтерскогоучета и отчетности об исполнении республиканского бюджета; учет движения финансови обслуживание совместно с Национальным Банком внутреннего и внешнего государственногодолга Республики Казахстан.
Существенная роль в проведенииединой экономической и финансовой политики в государстве принадлежит НациональномуБанку Республики Казахстан.
За последние годы заметно возрослароль банков в экономическом развитии страны, сегодня ситуация характеризуется взятиемкурса на активное участие банков в кредитной политике. [21, c.155]
Главная роль Национального Банкасостоит в заботе о том, чтобы высокий уровень производства и занятости в народномхозяйстве сочетался со стабильностью цен, уравновешенностью внешнеэкономическогобаланса, международной стабильностью национальной валюты.
Национальный Банк является однимиз средств проведения экономической и финансовой политики. Государственное вмешательствов деятельность Национального Банка выражается во все более тесном участии банкав финансово-экономической политике Правительства.
Национальный Банк — государственноеучреждение, пользующееся широкой автономией, которую поощряет Правительство.
Правительство, находясь под прессомпостоянных требований об увеличении расходов, предпочитает ссылаться на уставныеправа Национального Банка как блюстителя стабильности денежной системы и стараетсятаким образом тверже противостоять этим требованиям.
Вместе с тем одно из эффективныхсредств государственной экономической политики, которым продолжает пользоватьсяПравительство, — это субсидии.
Субсидии — это пособия в денежной(или натуральной) форме предоставляемые в пользу юридического или физического лицаза счет средств государственного бюджета с целью сокращения или компенсации егорасходов либо стимулирования определенного мероприятия. [22, c. 198]
Субсидия означает банковский перевод(трансфер) государственного органа другим государственным органам или социальныминститутам.
Селективное (избирательное) субсидированиеспособствует выполнению государственного плана, а субсидирование спроса либо инвестицийможет способствовать оживлению конъюнктуры в различных отраслях.
В то же время сохранение субсидированияпрепятствует нормальному функционированию ценового механизма и искажает экономическиерасчеты, выбор потребителей и организаций-производителей, стремящихся в условияхрыночных отношений достичь экономического равновесия, который должен определятьсясправедливыми ценами и издержками.
Субсидии на нужды хозяйственнойдеятельности и субсидии равновесия защищают скорее производителя, чем потребителя.Они избавляют производителя от необходимости оптимизировать управление, снижаютответственность руководителя предприятия и сокращают возможность практически ставитьвопрос о такой ответственности.
На уровень экономики страны существенноевлияние оказывает наличие капитала в больших масштабах и по дешевой реальной цене.Государственное управление призвано повлиять на его направление через банковскуюсистему и другие финансовые рынки в форме инвестиций в те отрасли, которые обещаютнаивысшую эффективность вложения. [23, c.135]
Органы государственного управленияиграют определяющую роль в финансовой политике, влияя как на источники поступленияи стоимость капитала, так и на рынки, через которые происходит его размещение. Намасштабы капитала в стране наибольшее влияние оказывают темп роста личных сбережений,размер дефицита государственного бюджета, а также движение иностранного капитала.
Специфика государственного управлениятакой отраслью, как финансы, требует выяснения особенностей экономической системыи проводимой правительством денежно-кредитной политики в условиях реформированияэкономики. [24, c.51]
Национальный Банк также выполняетдругие функции, регулирующие денежно-кредитную политику Правительства, являющиесяосновными экономическими средствами:
– регулирование учетной ставки (дисконтнаяполитика); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовыеучреждения обязаны хранить в Национальном Банке;
– операции на рынке ценных бумаг, такиекак эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Кредитование банков второго уровня- это предоставление кредитов в форме учета, переучета и займов под ценные бумагиили векселя. Такое кредитование представляет собой краткосрочный аванс банкам всвязи с потребностями в обмен на коммерческие векселя и государственные ценные бумаги.[25, c.177]
Учет является одним из важнейшихсредств влияния Национального Банка на кредитную политику государства. Этим объясняетсяпервостепенная важность уровня учетной ставки, определяемой Национальным Банком.Низкая учетная ставка стимулирует банки к получению заемных средств в этом банке,в то время как высокая учетная ставка ограничивает их обращение к этому виду кредитаи, следовательно, уменьшает их возможность предоставления кредита клиентам.
Игра на учетной ставке может,таким образом, способствовать и расширению, и сужению кредита, и тем самым ускорениюили замедлению хозяйственной деятельности и снижению скорости обращения денежныхпотоков. [26, 119]
Другой формой контроля кредита,который осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан, является возможностьпредоставлять прямые ссуды государству, а также полномочие устанавливать и изменятьв определенных пределах процентное соотношение между ликвидными средствами, хранящимисяв банках второго уровня, и объемами вкладов (коэффициент ликвидности).
/>2. Анализ управления финансамиРеспублики Казахстан/>2.1 Анализ государственногобюджета и его исполнения
Для проведения анализа государственногобюджета и его исполнения обратимся к аналитического обзора об исполнении бюджетаза 2009 год. [27]
С 2008 года доходы консолидированного бюджета значительно увеличились:с 3 375,8 млрд тенге (33,1% ВВП) до 4 789,3 млрд тенге (37,3% ВВП).
Если же говорить о структуре консолидированного бюджета, то следуетотметить некоторое усиление роли местного бюджета (его доля увеличилась на 2%) исущественное усиление роли Национального фонда (его доля увеличилась на 7%).
В отношении динамики поступления средств в бюджет более показательнымиявляются данные по государственному и республиканскому бюджетам. Из года в год наблюдаетсястабильный рост бюджетных доходов. По сравнению с 2008 годом доходы государственногобюджета выросли с 2 338,0 млрд тенге до 2 887,8 млрд.
Если же рассматривать доходы в отношении к ВВП, то можно наблюдатьследующую динамику: с 2006 года состоялся значительный рост — показатель вырос на5,7%; с 2007 года показатель начинает падать, хотя изменение с 2008 на 2009 годнезначительно и составляет всего 0,3%.
Совокупный доход государственного бюджета в 2009 году составил2 887,8 млрд. тенге, из них более 80% (2 356 млрд. тенге) приходится на налоговыепоступления.
Наибольшая доля поступлений (34%) приходится на подоходный налог,состоящий из корпоративного (758,3 млрд. тенге) — это доходы организаций, и индивидуального(221 млрд. тенге) — прибыль физических лиц.
Второе место по объему поступлений (29%) занимают внутренниеналоги на товары, работы и услуги. Из них наибольший доход приносят налог на добавленнуюстоимость (629,3 млрд. тенге), акцизы (58,8 млрд.) и поступления за использованиеприродных и других ресурсов (132,2 млрд. тенге). Налог на добавленную стоимость(НДС) — это налог, которым облагается вклад предприятия (фирмы) в рыночную ценностьпроизводимого ею товара или услуги. В Казахстане большую часть дохода от НДС составляетналог, взимаемый с товаров, импортируемых на территорию республики. Акциз — одиниз видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массовогопотребления (табак, вино и др.) внутри страны. Среди них наибольший доход в бюджетреспублики приносят акцизы на алкогольные напитки, табак и бензин. Среди поступленийза использование ресурсов наибольший вклад приносит плата за эмиссии в окружающуюсреду.
На третьем месте по прибыльности находится социальный налог(10% от всех поступлений), он приносит 295,7 млрд. тенге. В него входят налоги наимущество граждан (как юридических, так и физических лиц), налоги на транспортныесредства, земельный налог.
На четвертом месте доходы, полученные за счет трансфертов изместных бюджетов и Национального фонда Казахстана. Они составляют 258 млрд. тенге.
Еще 6% приносят неналоговые поступления. Они включают в себядоходы от государственной собственности (63,9 млрд. тенге), доходы от штрафов, пеней,взысканий (11, 5 млрд. тенге) и другие доходы.
Оставшиеся 9% приходятся на налоги на международную торговлюи внешние операции, государственную пошлину, консульский сбор и прочие.
Рассмотрим расходы республиканского бюджета РК.
Затраты республиканского бюджета Республики Казахстан в 2009году составили 2 716 млрд.тенге. Это на 31,3% больше, чем в 2008 году. Расходы бюджета по отношениюк ВВП в 2009 году (19,3%) остались на уровне 2008 года.
Бюджетным кодексом Республики Казахстан для расходов республиканскогобюджета предусмотрена классификация по следующим функциональным группам:
–  государственные услуги общего характера;
–  оборона;
–  общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;
–  образование;
–  здравоохранение;
–  социальная помощь и социальное обеспечение;
–  жилищно-коммунальное хозяйство;
–  культура, спорт, туризм, информационное пространство;
–  топливно-энергетический комплекс и недропользование;
–  сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения;
–  промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
–  транспорт и коммуникации;
–  прочие;
–  обслуживание долга;
–  трансферты.
Затраты консолидированного бюджета Республики Казахстан состоятиз затрат местных бюджетов, республиканского бюджета и расходов Национального фонда.Расходы по большинству функциональных групп осуществляются только из местных и республиканскогобюджета, в то время как из Национального фонда осуществляется финансирование целевыхтрансфертов в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом РК.
/>/> 
Таблица 1. Доли бюджетов различных уровнейв общих затратах, 2009 г., %Показатель Республиканский бюджет Местные бюджеты Национальный фонд Государственные услуги общего характера 73,2 26,8 0,0 Оборона 95,7 4,3 0,0 Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 81,4 18,6 0,0 Образование 28,6 71,4 0,0 Здравоохранение 27,7 72,3 0,0 Социальная помощь и социальное обеспечение 91,2 8,8 0,0 Жилищно-коммунальное хозяйство 26,6 73,4 0,0 Культура, спорт, туризм и информационное пространство 46,0 54,0 0,0 Топливно-энергетический комплекс и недропользование 60,1 39,9 0,0 Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 68,7 31,3 0,0 Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 40,4 59,6 0,0 Транспорт и коммуникации 58,1 41,9 0,0 Целевые трансферты 12,4 0,8 86,8 Обслуживание долга 98,0 2,0 0,0 Трансферты 53,4 46,6 0,0 Всего: 45,2 32,1 22,8
Как видно из таблицы 1, роль республиканского бюджета особенноважна для финансирования расходов на оборону, обслуживание долга, социальную помощьи социальное обеспечение, общественный порядок и государственные услуги общего характера.Региональные и местные бюджеты осуществляют основной объем расходов по таким функциональнымгруппам, как ЖКХ, здравоохранение и образование.
В 2009 году расходы республиканского бюджета по большинству функциональныхгрупп увеличились, что соответствует общей динамике увеличения расходов республиканскогобюджета за последние несколько лет. Общий объем затрат республиканского бюджетавырос на 812,1 млрд. тенге, или на 2,13 процентных пункта ВВП. (таблица 2)
Таблица 2. Расходыреспубликанского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд. тенгеПоказатель 2008 2009 Государственные услуги общего характера 124,3 137,6 Оборона 160,9 158,7 Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 196,7 218,5 Образование 149,0 193,2 Здравоохранение 100,8 147,9 Социальное обеспечение и социальная помощь 462,7 569,8 Жилищно-коммунальное хозяйство 117,6 128,0 Культура, спорт, туризм и информационное пространство 66,5 82,2 Топливно-энергетический комплекс и недропользование 84,6 68,4 Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 121,4 151,4 Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 5,5 3,0 Транспорт и коммуникации 235,9 241,3 Прочие 424,2 457,1 Обслуживание долга 33,7 57,7 Трансферты 192,8 449,1
Снижение расходов бюджета в 2008 году произошло по функциональнымгруппам: топливно-энергетический комплекс и недропользование, оборона и промышленность,архитектурная, градостроительная и строительная деятельность на 16,2; 2,2 и 2,5млрд. тенге, соответственно. [3]

Таблица 3. Свод бюджетных расходов по бюджетным программамтыс. г. Показатель Отчетный период Плановый период 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 1 2 3 4 5 6 1. Действующие программы, из них:           текущие бюджетные программы           001 «Обеспечение контроля за исполнением республиканского бюджета» 287 927,00 501 217,00 555 899,00 654 521,00 722 864,00 005 «Материально-техническое оснащение Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» 25 704,00 26 430,00 6 375,00 6 885,00 7 402,00 004 «Исследование финансовых нарушений» 50 000,00 100 000,00 50 000,00 54 000,00 58 050,00 бюджетные программы развития           002 «Развитие информационной базы данных Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» 50 623,00         ВСЕГО расходов, из них: 414 254,00 627 647,00 612 274,00 715 406,00 788 316,00 текущие бюджетные программы 363 631,00 627 647,00 612 274,00 715 406,00 788 316,00 бюджетные программы развития 50 623,00        
Анализреализации отдельных государственных программ, основанный на результатах контрольныхмероприятий Счетного комитета, свидетельствует об отсутствии надлежащего мониторингасо стороны координирующих государственных органов, вследствие чего имеют место многочисленныеслучаи срыва сроков реализации программ, что в конечном итоге приводит к неэффективномуиспользованию выделенных средств, затягиванию достижения поставленных целей.
Крометого, отсутствие четких норм ответственности должностных лиц — администраторов бюджетныхпрограмм и конкретных сравнительных показателей, сроков и индикаторов привело кмногочисленным нарушениям бюджетного законодательства, что, в свою очередь, повлиялона полноценную реализацию этих программ. [27]
По прогнозу на 2010 год поступлениягосударственного бюджета составят 21,3 % к ВВП, расходы — 22,5 % к ВВП, в том числена образование — 3,6% к ВВП, на здравоохранение — 2,6% к ВВП, на социальное обеспечениеи социальную помощь — 4,3% к ВВП. [28]
Расходы бюджета на оборонные нужды в2009 году определены в размере 1,2 % к ВВП.
Государственный бюджет. За I квартал2010 года поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили746,0 млрд. тенге и исполнены на 83,3 % к плану на отчетный период, в т. ч. доходовпоступило 745,5 млрд. тенге, или 83,4 %, из которых налоговые поступления составили568,0 млрд. тенге, 96,3 %, неналоговые — 20,2 млн. тенге, 170,8 %, поступления отпродажи основного капитала — 14,2 млн. тенге, 96,4 %, поступления трансфертов — 143,0 млн. тенге, 51,4 %, погашение бюджетных кредитов — 486,7 млн. тенге, 48,2%, поступления от продажи финансовых активов государства — 86,5 млн. тенге, 1 169,1%.
Расходы государственного бюджета безучета погашения займов за I квартал 2010 года составили 722,9 млн. тенге и исполненына 89,3 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 809,5 млн. тенге.
Профицит государственного бюджета заI квартал 2010 года составил 23,2 млрд. тенге.
Поступления в республиканский бюджетбез учета поступления займов за 1 квартал 2008 года составили 597,0 млрд. тенгеи исполнены на 80,3 % к плану на отчетный период, в том числе доходы исполнены соответственнона 588,3 млрд. тенге, 79,3 %, из которых налоговые поступления составили 398,7 млрд.тенге, 91,3 %, неналоговые — 18,2 млрд. тенге, 182,3 %, поступления от продажи основногокапитала — 0,9 млн. тенге, 36,0 %, поступления трансфертов — 171,4 млрд. тенге,58,0 %, погашено бюджетных кредитов на 8,6 млрд. тенге, 823,7 %, поступило от продажифинансовых активов государства 0,1 млрд. тенге.
Расходы республиканского бюджета безучета погашения займов за I квартал 2010 год составили 614,2 млрд. тенге и исполненына 93,2 % к плану по платежам на отчетный период в сумме 659,1 млрд. тенге.
Дефицит республиканского бюджета заI квартал 2010 года составил 17,2 млрд. тенге.
Местные бюджеты. По оперативным даннымместных уполномоченных органов, за I квартал 2010 года поступления составили 506,7млрд. тенге, или 102,6 % к плану на отчетный период, из них доходы — соответственно499,95 млрд. тенге, 103,0 %, погашено бюджетных кредитов на 6,7 млрд. тенге, 82,6%, поступило от продажи финансовых активов государства — 0,7 млрд. тенге, 1 000,2%.
Местные бюджеты за отчетный период произвелирасходов (без учета погашения займов) в объеме 455,8 млрд. тенге, что составило90,9 % к плану на отчетный период в сумме 501,4 млн. тенге.
Профицит местных бюджетов по итогамI квартала 2010 года составил 50,9 млн. тенге.
Поступления и использование НациональногоФонда Республики Казахстан.
На 1 апреля 2010 года средства Национальногофонда Республики Казахстан составили 2 733,4 млрд. тенге.
За I квартал 2010 года в Фонд поступило246,6 млрд. тенге, которые были сформированы за счет поступлений прямых налоговот предприятий нефтяного сектора — 245,9 млрд. тенге и поступлений от продажи земельныхучастков сельскохозяйственного назначения — 0,7 млрд. тенге.
Налоговая политика. Совершенствованиеналогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:
приведения налоговой системы в соответствиес задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизациии диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени»;
оптимизации льгот и соответствующегоснижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложенияюридических лиц в соответствие с международными стандартами;
приведения налога на добавленную стоимостьв соответствие с лучшей мировой практикой;
унифицирования акцизов на импорт и навнутреннее производство;
реформирования специальных налоговыхрежимов в целях их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса;
реформирования системы налогообложениянедропользователей;
упрощения администрирования, введенияправил налогового учета, повышения качества налоговых услуг, сокращения налоговойотчетности, упорядочение проверок. 2.2 Анализ финансирования государственных предприятийи целевых фондов
В соответствии с политикой управлениягосударственными активами оптимизирована система управления организациями с государственнымучастием: функции управления осуществляют отраслевые государственные органы в соответствиисо сферами деятельности данных организаций.
В связи с разграничением полномочиймежду уровнями государственного управления на основании Закона РК «О местномгосударственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» функциипо управлению коммунальной собственностью районов (городов областного значения)находятся в компетенции акиматов районов (городов областного значения). [29]
Несмотря на проводимую работу по повышениюэффективности управления государственными коммунальными активами области актуальнымиостаются следующие вопросы:
дальнейшее совершенствование системыучета коммунальной собственности, ее своевременное и качественное наполнение;
повышение эффективности деятельностигосударственных предприятий на праве хозяйственного ведения, организаций с государственнымучастием, находящихся в областной коммунальной собственности;
Ключевая функция управления финансовсостоит в координации деятельности администраторов бюджетных программ по обеспечениюэффективного исполнения бюджета администраторами бюджетных программ.
Цель данного стратегического направления- улучшение показателей исполнения бюджета путем:
–  проведения бюджетного мониторинга по поступлениям и расходам;
–  эффективного взаимодействия с администраторами бюджетных программ и уполномоченным органом, ответственным за взимание налоговых и других поступлений в бюджет, в процессе мониторинга исполнения бюджета;
–  оптимизации и повышения эффективности процесса государственных закупок.
В процессе исполнения бюджета в случаяхповторного проведения конкурсных процедур из-за отсутствия конкурсной среды возникаютпроблемы по принятию обязательств в соответствии с планами финансирования по обязательствам,что отрицательно отражается на исполнении бюджета за отчетный период.
Удельный вес сумм неосвоения по причиненедостаточного уровня организации и проведения процедур государственных закупок,обусловившего необходимость объявления повторных конкурсов (отсутствие конкурснойсреды, несоответствие конкурсных заявок квалификационным требованиям и требованиямконкурсной документации и т.п.) в течение I квартала 2008-2009 годов составлял от3 до 66 процентов.
В целях упрощения процедур государственныхзакупок, расширения конкурентного поля, снижения коррупции, экономии и оптимизациииспользования бюджетных средств на 2010 год запланированы:
–  переход субъектов государственных закупок в систему электронных торгов;
–  осуществление 100% закупок способом запроса ценовых предложений в электронном формате. [30]
Основой повышения качества и доступностиуслуг является регулярный и систематический сбор, отслеживание и анализ показателейисполнения бюджета, осуществляемые с целью выявления причин неисполнения или перевыполненияпрогноза поступлений, несвоевременного принятия обязательств и проведения платежейпо бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходовбюджета, а также данных по показателям результата, определенным в стратегическихпланах администраторов бюджетных программ.
Цель данного стратегического направления- повышение качества услуг в части исполнения бюджета путем проведения мониторингапроцесса исполнения бюджета, реализации целевых трансфертов и освоения бюджетныхкредитов.
В целях обновления информации о составеимущества коммунальной собственности, его фактического наличия и состояния необходимопродолжение работы по инвентаризации имущества областных коммунальных организаций.
Результаты инвентаризации дают возможностидля анализа эффективности использования объектов недвижимости с дальнейшим внесениемпредложений в акимат области по перераспределению неэффективно используемого имуществамежду другими пользователями, передаче объектов в аренду и/или в конкурентную среду.
Одним из направлений повышения эффективностиуправления акционерными обществами остается завершение работы по внедрению принциповкорпоративного управления в акционерных обществах, государственный пакет акций которыхнаходится в областной коммунальной собственности.
Внесение предложений по планированиюбюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц в целяхразвития или расширения деятельности юридического лица предусматривается по инициативеотраслевых органов, в управлении которых находятся государственные предприятия иорганизации с государственным участием, находящиеся в областной коммунальной собственности.
Функциональными возможностями управленияфинансов, способствующими реализации стратегических направлений в 2010 году являются:
1. Организация исполнения бюджета икоординация деятельности администраторов бюджетных программ через процедуры бюджетногомониторинга и мониторинга государственных закупок;
2. Взаимодействие с органами государственногоуправления и государственными органами, которым переданы права по владению и пользованиююридическими лицами по повышению эффективности управления коммунальными активами,находящимися в областной коммунальной собственности;
3. Внедрение передовых информационныхтехнологий для эффективного использования бюджетных средств и оперативного принятияуправленческих решений, в том числе:
–  электронный документооборот;
–  автоматизированная система учёта внесения изменений в планы финансирования;
–  реестр государственных предприятий и юридических лиц с участием государства;
–  реестр имущества государственных учреждений, коммунальных предприятий и организаций с государственным участием, находящихся в областной коммунальной собственности;
–  автоматизированная информационная система «Электронные государственные закупки»;
4. Взаимодействие с получателями услугпутём оперативного размещения информации по исполнению бюджета на Web-сайте управленияфинансов, публикации итогов работы в СМИ, ответов на запросы.
5. Улучшение организации внутреннейдеятельности управления финансов:
–  изменение организационной структуры управления, в том числе создание службы внутреннего контроля;
–  повышение профессионального уровня сотрудников. [31]
В ходе своей деятельности управлениефинансов может столкнуться с возникновением ряда рисков (обстоятельств) или внешнихфакторов, не поддающихся контролю со стороны управления финансов, которые могутпрепятствовать достижению целей. С целью минимизации этих рисков государством, врамках множества государственных программ, определены пути решения проблем в областиуправления государственными финансами.
/>3. Проблемы и пути их решенияв области финансирования государственных финансов
Управление государственными активами в среднесрочный период будетосуществляться по следующим направлениям:
–  реализации мероприятий, направленные на текущее управление государственными активами;
–  оптимизация государственного имущества;
–  создание единой базы учета государственных активов;
–  совершенствование нормативно-правовой базы в области управления государственным имуществом;
–  внедрение принципов корпоративного управления в государственном секторе экономики;
–  проведение анализа и оценки управления национальными холдингами, акционерными обществами (ТОО) с государственным участием, государственными предприятиями.
Мероприятия, связанные с текущим управлением государственнымиактивами, предусмотренными в Программе управления государственными активами на 2009-20011годы будут выполняться в дальнейшем:
–  осуществление проверки эффективности и целевого использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными юридическими лицами;
–  осуществление мониторинга предоставления в имущественный наем (аренду) имущества, закрепленного за государственными учреждениями и государственными предприятиями;
–  формирование графика проведения общих собраний акционеров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству по итогам отчетного года в соответствии с действующим законодательством;
–  проведение заслушивании отчетов доверительных управляющих по выполнению условий договоров доверительного управления;
–  осуществление контроля за своевременностью и полнотой начисления и перечисления части чистого дохода государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, а также доходов казенных предприятий, полученных сверх сметы в доход соответствующего бюджета по итогам отчетного года;
–  осуществление контроля за своевременностью и полнотой начисления и перечисления дивидендов на государственные пакеты акций акционерных обществ, а также чистого дохода на государственные доли участия товариществ с ограниченной ответственностью по итогам отчетного года;
–  осуществление контроля за исполнением государственными предприятиями планов финансово-хозяйственной деятельности;
–  проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью) контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству.
В настоящее время, многие мероприятия, связанные с управлениемгосударственными активами, выполняются в соответствии с законодательными актамио государственном предприятий и акционерных обществах (ТОО). Выполнение данных мероприятийвходят в компетенцию государственных органов, осуществляющих управление государственнымиактивами, и реализация вышеуказанных мероприятий будет осуществляться ими в рамкахих текущей деятельности.
В настоящее время, разработан законопроект «О государственном имуществе», направленный на совершенствование законодательства в области управления государственным имуществом путем закрепления правовых основ, принципов и положений, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также отношения по контролю за его эффективным использованием. В этой связи, в среднесрочной перспективе политика управления государственными активами будет направлена на реализацию мероприятий предусмотренные вышеуказанным законопроектом:
–  формирование структуры планирования деятельности национальных холдингов, компаний, акционерных обществ (ТОО) с государственным участием, государственных предприятий;
–  дальнейшее создание прозрачной и эффективной системы управления активами государства на основе международной практики корпоративного управления.
Одной из задач в области управления государственным имуществом является оптимизация количества государственных предприятий, акционерных обществ (ТОО) с участием государства исходя из реальной потребности общества и государства.
На сегодняшний день разработан единый базовый законопроект, регулирующий вопросы управления государственным имуществом. Целью принятия проекта Закона является совершенствование законодательства в области управления государственным имуществом путем закрепления правовых основ, принципов и положений, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также отношения по контролю за его эффективным использованием.
Кроме того, Агентством по защите конкуренции разработан законопроект «О конкуренции», который определяет правовые основы защиты прав субъектов рынка и потребителей от монополистической деятельности, антиконкурентных действий государственных органов и недобросовестной конкуренции. Законопроект «О конкуренции» определяет принципы участия государства в предпринимательской деятельности:
1) законность;
2) обоснованность;
3) ограниченность;
4) несостязательность.
Исходя из этих принципов, в 2009-2011 годы Министерство экономики и бюджетного планирования совместно с Агентством по защите конкуренции и государственными органами будут проводить работу по оптимизации организаций с государственным участием и определения их перечня для передачи в конкурентную среду.
Законопроектом «О государственном имуществе» предусматриваетсясоздание единого реестра учета государственного имущества в течении 2009-2011 годы.
В этой связи, будет разработан План мероприятий по созданию единогореестра, детализирующий ответственность государственных органов по проведению работпо созданию и ведению электронной базы учета государственного имущества.
Объектами учета государственного имущества, подлежащего учетуи включению в реестр государственного имущества, являются:
1) сведения о государственных юридических лицах и юридических лиц с участиемгосударства;
2) имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами;
3) земельные участки, находящиеся в землепользовании;
4) иное недвижимое, а также движимое государственное имущество, переданное вовладение и (или) пользование граждан и негосударственным юридическим лицам;
5) принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли в уставном капиталетовариществ с ограниченной ответственностью;
6) национальное культурное достояние, принадлежащее государству;
7) объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;
8) государственный материальный резерв;
9) иные виды государственного имущества, предусмотренные единой методикой формированияи ведения реестра государственного имущества.
Следует отметить, что показатели единого реестра будут входнымиформами Баланса активов и пассивов государства, направленного на получение цельнойкартины активов и обязательств республики.
Кроме того, государственные юридические лица должны будут провестиинвентаризацию, паспортизацию и переоценку государственного имущества в единые сроки,по единой методике и формату данных. Инвентаризациюгосударственного имущества должна обеспечивать выявление фактического наличия государственногоимущества, а также выявление неучтенного инезакрепленного государственного имуществаи его дальнейшее закрепление за государственными юридическими лицами.
В 2009-2011 годы государственными органами будет проводится работапо приведению нормативно-правовой базы в соответствие с положениями законопроекта«О государственном имуществе», в части:
обеспечения эффективного осуществления государством прав каксобственника и обладателя иных прав на государственное имущество (утверждение порядкамониторинга государственного имущества, структуры разделов, формы и перечня показателейразвития контролируемых государством акционерным обществам и товариществ с ограниченнойответственностью и т.д.);
четкого разграничения компетенции государственных органов, осуществляющихуправление государственным имуществом, и повышения ответственности этих органови их руководителей за проведение политики государства в сфере управления государственнымимуществом (внесение изменений и дополнений Положения государственных органов вчасти конкретизации функций по управлению государственными активами);
установления правовых основ корпоративного управления государственнымимуществом через национальные холдинги и национальные компании, определения их четкоговзаимодействия с государственными органами и их ответственности за обеспечение проведенияполитики государства в сфере управления государственным имуществом (утверждениетиповых документов по корпоративному управлению).
В Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»,Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. особо подчеркнул, что, одной из главныхзадач всех государственных холдингов, входящих в них национальных компаний и другихорганизаций, остается упорядочение их деятельности через внедрение международнойпрактики корпоративного управления, подотчетности и прозрачности. Работа государственныххолдингов должна строиться в соответствие с Кодексом корпоративного управления.
В предстоящие годы государственными органами продолжится работапо внедрению принципов корпоративного управления в акционерных обществах с государственнымучастием.
В соответствии с этим Министерство ежегодно проводит мониторингразвития корпоративного управления в АО с государственным участием в части внедрениякодекса корпоративного управления и института независимых директоров.
В целях реализации законопроекта «О государственном имуществе»в 2009 году будут разработаны Правила оценки управления национальными холдингами,акционерными обществами (ТОО) с государственным участием, государственными предприятиями.
В соответствии с данными Правилами будет оцениваться деятельностьгосударственных органов по управлению своими подведомственными организациями наоснове четких критериев и показателей.
/>Заключение
Рассмотренные характерные чертыфинансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из рядадругих и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака — денежныйхарактер финансовых отношений и распределительный характер лишь ограничивают кругэтих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный,безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркиваютспецифические особенности финансов как особой экономической категории.
На основании вышеизложенного можносформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляютсобой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределенияи перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуютсяи используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводствадля удовлетворения их разнообразных потребностей.
Рассматривая функции финансов,следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержаниюопераций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характерфинансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Болеетого, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях — налогах, государственном бюджете, государственном кредите — характер функционированиянеодинаков. Это позволяет сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансовотносительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей степеник одной из концепций — распределительной или воспроизводственной.
Во второйглаве работы был проведен анализ государственного бюджета и его исполнения, а такжеанализ финансирования государственных предприятий и целевых фондов, которые позволилисделать вывод и необходимости дальнейшего совершенствования управления государственнымифинансами.
В третьей главе были рассмотреныосновные пути решения проблем государства в области регулирования государственныхфинансов, активов и имущества в целом. Можно с уверенностью утверждать, что исполнениевсего намеченного будет способствовать установлению прозрачности процесса управлениягосударственными финансами, что является важным шагом на пути реформирования посткризиснойэкономики республики.
В условиях Казахстана наиболеетрудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системыпланирования к так называемой рыночной экономике.
Итак, активизация роли государствав управлении финансами в условиях современного Казахстана приобретает ключевое значение.От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, судьба социально-экономическихреформ, перспективы создания экономической системы, обеспечивающей динамическийи эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа. Важно принятьво внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными изменениямироли и функций государства, так и специфические особенности нашей страны, ее традициии нынешние исходные условия.
/>Список использованной литературы
1. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. — М.: «Дело и Сервис»,2000
2. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: Бек.2004
3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит,финансы». / М., 2002.
4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы.- Алматы, 2002 г.
5. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансыи статистика, 2001.
6. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995, с изменениями и дополнениямиот 07.10.1998
7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн.пособ. для вузов.2-е изд.: в 2 кн. Кн.1 — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСЮ1996
8. Ковалева А.А. „Финансы и кредит“.- Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003г.
9. Леонтьев В.Е. „Финансы. Деньги,кредит и банки“. / М., ИВЭСЭП, 2003.
10. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.:»Инфра”, 1999 г.
11. Информация о ходе реализации стратегического плана развития Республикиказахстан до 2010 года (по итогам 2009года)
12. Общая теория финансов: Учебник / Л.А.Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.:Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002 г.
13. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 923«О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисныйпериод»
14. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. — Москва2000.
15. Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. — М.: Информационно-внедренческийцентр «Маркетинг», 2000
16. Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. — Мн.: «Молодёжное научное общество»,2000
17. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. Фишер С., Дорнбуш Р., ШмалензиР. — М.: «Дело ЛТД», 1993
18. Булатов А.С. Экономика / Учебник.- М.: Юристь, 2001. — 896 с.
19. Стратегический план развития Министерства финансов Республики Казахстан на2008 — 2010 годы
20. Камаев В.Д. Учебник по основам теории(экономика). — М.: «ВЛАДОС», 1994. — 384 с.: ил.
21. Куликов Л.М. Основы экономических знаний:Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 272 с.: ил.
22. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономическихзнаний. — М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. — 496 с. [с.113-116]
23. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики.М.: ЮНИТИ, 1996.
24. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО«Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;
25. Шумпетер И. Теория экономического развития.М., 1982.
26. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. — М.: Инфра — М., 1998
27. Аналитический обзор доходов и расходов государственного бюджета РК, — А.:Бета, 2010
28. www.minfin. kz
29. www.afn. kz
30. План мероприятий по реализации Плана совместных действий Правительства, НациональногоБанка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынкаи финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010годы
31. www.minplan. kz