Управление и анализ дебиторской задолженности

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОРИЛЬСКИЙИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРАБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВ
ДОКЛАД
подисциплине «Финансовый менеджмент»
ТЕМА:«Анализ и управление дебиторской задолженности»
Выполнила
Студентка группы БУ-08
Баранова И.А.
Проверил:
Трифонов Е.В.
НОРИЛЬСК 2010г.

1. Дебиторскаязадолженность
Должник, дебитор (отлатинского слова Debitum — долг, обязанность) одна из сторонгражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или болеелицами.
Дебиторская задолженность — этосумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетовпредставляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
По характеру образования,дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальнойзадолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполненияпроизводственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов(задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетнымилицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил).
Неоправданной дебиторскойзадолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетнойи финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабленияконтроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений(товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам ихищениям и др.)
Дебиторская задолженность — важныйкомпонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другомупредприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплаченанемедленно.
Дебиторская задолженность являетсяактивом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право навладение.

2. Управлениедебиторской задолженности
Основной задачейанализа дебиторской задолженности является оценка уровня и состава, а такжединамики и эффективности инвестированных в нее средств.
Политика управлениядебиторской задолженностью представляет собой, часть обшей политики управленияоборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной нарасширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общегоразмера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Формирование политикиуправления дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующимосновным этапам :
2.1 Анализ дебиторскойзадолженности в предшествующем периоде
Основной задачей этогоанализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия,а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств
Оценивается уровеньдебиторской задолженности и ее динамика в предшествующем периоде. Оценка этогоуровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотныхсредств в дебиторскую задолженность:
Каодз = Д.З/О.А
где ДЗ — дебиторскаязадолженность;
ОА — оборотные активы.
Чем ниже этотпоказатель, тем мобильнее структура имущества компании и тем выше егофинансовая устойчивость. Для характеристики качества дебиторской задолженностиопределяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам вобщей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициентасвидетельствует о снижении качества последней.
Качество дебиторскойзадолженности оценивается также удельным весом в ней вексельной формы расчетов,поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может бытьреализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельноеобязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторскаязадолженность.
Увеличение удельноговеса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженностисвидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.
Подробнорассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяютсясомнительная и безнадежная задолженность.
При анализеиспользуются следующие показатели: коэффициент просроченной дебиторскойзадолженности
КП дз = ДЗпр/Д.З
где ДЗПР — просроченнаядебиторская задолженность;
ДЗ — общая суммадебиторской задолженности;
Данный коэффициентхарактеризует качество дебиторской задолженности, а его рост свидетельствует оснижении ликвидности компании, о повышении рисков.
Средний «возраст»просроченной дебиторской задолженности
ВП дз = Д.З.пр/Оо                                                                         (3)
где ДЗпр, — среднийостаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок;
00 — однодневный оборотпо реализации.
При анализеоборачиваемости дебиторской задолженности определяется средний периодинкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов.
Средний периодинкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактическойпродолжительности финансового и общего операционного цикла и определяется поформуле:
ПИдз=ДЗ/Оо
где ДЗ средний остатокдебиторской задолженности в рассматриваемом периоде;
00 — сумма однодневногооборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотовдебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных внее средств в течение определенного периода
КОдз=В/ДЗ
где В- Выручка
Дз- Величинадебиторской задолженности
2.2 Формированиепринципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
Кредитная политика — это решение о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срокпредоставить платежный кредит за отгруженную продукцию в соответствии сзаключенным договором поставки.
Выделяют следующие типыкредитной политики.
1. Консервативный(жесткий) направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализацииполитики такого типа являются: существенное сокращение круга покупателейпродукции в кредит за счет групп повышенного риска и минимизация сроковпредоставления кредита и повышение его стоимости; использование жесткихпроцедур инкассации дебиторской задолженности. Компания, применяющая политикутакого типа является весьма ликвидной, но может произойти сужение кругапотенциальных покупателей, уменьшение объема продаж.
2. Умеренный — характеризует типичные условия осуществления кредитной политики в соответствиис принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на среднийуровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Политикатакого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.
3. Агрессивный (мягкий)тип приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительнойприбыли, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализацииполитики такого типа являются: распространение кредита на более рискованныегруппы покупателей; увеличение периода предоставления кредита и его размера;снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставлениепокупателям возможности пролонгирования кредита. Такая политика полезна длярасширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собойбольшие экономические риски, снижает ликвидность компании.
В процессе выбора типакредитной политики должны учитываться следующие факторы: современнаякоммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общеесостояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровеньих платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояниеспроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятиянаращивать объем производства продукции при расширении возможностей еереализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечениявзыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в частиотвлечения средств в дебиторскую задолженность; финансовый менталитетсобственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого рискав процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Основные цели кредитнойполитики:
1. Повышениеконкурентоспособности положения компании на рынке за счет предоставлениянаиболее интересных условий товарного кредитования
2. Увеличение объемовпродаж при уменьшении дебиторской задолженности
2.3 Определение суммывозможных финансовых средств инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарномуи потребительскому кредиту
Расчет необходимойсуммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность,осуществляется по следующей формуле:
Идз=ОРк*Кс/ц*(ППК+ПР)/360
где Идз- необходимаясумма финансовых средств инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРк- планируемый объемреализации в кредит;
Кс/ц- коэффициентсоотношения себестоимости и цены продукции выраженный десятичной дробью;
ППК- средний периодпредоставления кредита покупателям в днях;
ПР- средний периодпросрочки платежа по предоставленному кредиту.

2.4 Формированиесистемы кредитных условий
В состав этих условийвходят: срок; размер и стоимость предоставления кредита; система штрафныхсанкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставлениякредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляетсяотсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока стимулируетобъемы продаж, однако приводит к увеличению суммы финансовых средств,инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению финансового и всегооперационного цикла.
Размер предоставляемогокредита характеризует максимальный размер суммы задолженности попредоставляемому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типаосуществляемой кредитной политики, планируемого объема реализации продукции наусловиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовойпродукции.
Стоимостьпредоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок приосуществлении немедленных расчетов. В сочетании со сроком предоставлениякредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки запредоставляемый кредит. Алгоритм этого расчета характеризуется следующейформулой:
ПСк=ЦСн*360/СПк
где ПСк- годовая нормапроцентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСн- ценовая скидка,предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета, в %;
СКк- срокпредоставления кредита.
Система штрафныхсанкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. Договора иконтракты, заключаемые с покупателем, обязательно должны содержать раздел оштрафных санкциях, которые будут применены к покупателю в том случае если ондопустит просрочку платежа. Как правило размер пеней за просрочку платежасоставляет 0,1-0,7% от суммы неоплаченной в срок задолженности за каждый деньпросрочки. Уплата просроченной дебиторской задолженности не освобождаетпокупателя от уплаты начисленных пеней. При этом пени могут быть перечисленыкак одновременно с оплатой основного долга так и отдельным платежом. если жеконтрагент перечисляет денежные средства и не указывает их назначение (оплатаосновного долга или пеней), то сначала гасятся начисленные пени, а потом полнаясумма задолженности.
2.5 Обеспечениеиспользования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторскойзадолженности
Основными формамирефинансирования дебиторской задолженности являются: факторинг, учет векселей,форфейтинг.
Факторинг — это прямаяпродажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. Заосуществление такой операции фактор взимает с предприятия определеннуюкомиссионную плату в процентах к сумме платежа.
К недостаткамфакторинга можно отнести: дополнительные расходы продавца, связанные с продажейпродукции; утрата прямых контактов с покупателем и соответствующей информации;высокая стоимость услуги; усложнение взаимоотношений с покупателями врезультате смены держателя дебиторской задолженности; неприспособленность кроссийским условиям.
Факторинг имеет рядпреимуществ: быстрое предоставление денежных средств; освобождение от функцийоценки платежеспособности дебиторов; улучшение балансовой структуры; ускорениерасчетов; экономия оборотных средств фирмы; ускорение оборачиваемости оборотныхсредств фирмы.
Учет векселейпредставляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене,устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной ставки.Учетная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионноговознаграждения, а также премии за риск при сомнительной платежеспособностивекселедателя, операция может быть совершена только с переводным векселем.
Учетная цена векселяможет быть определена по формуле:
УЦв= НС * (НС x Д xУСВ) / 360 x 100
где НС — номинальнаястоимость векселя;
Д — количество дней домомента погашения;
УСВ — годовая учетнаяставка, в %.
Данный кредит считаетсяодним из самых недорогих, которые может получить предприятие. Это объясняетсятем, что банк, наделенный вексельным правом, располагает большим наборомсредств в случае неплатежа, и значит, подвергается незначительному риску.Предельный размер кредита легко достижим. Предприятие освобождается отвзыскания платежа по своим долговым требованиям. В случае неплатежа дебиторомпо векселю в срок банк выступает против предприятия и дебетует его счет насумму неоплаченного векселя, но если дебитор платит вовремя, учет векселейосвобождает предприятие от административной работы по взысканию платежа.Главный недостаток — отсутствие гибкости в том смысле, что предприятие не имеетиногда в момент, когда возникает дефицит денежных
Форфейтинг представляетсобой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности поэкспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банкас уплатой последнему комиссионного вознаграждения.

2.6 Построениеэффективных систем контроля за движением и своевременной инкассациейдебиторской задолженности
Последним этапомразработки политики управления дебиторской задолженностью является построениеэффективных систем контроля за движением и своевременной ее инкассацией.
Наиболее простым ичасто применяемым видом таких систем является система ABC.
В категорию Авключаются наиболее крупные и сомнительные виды задолженности, в категорию В — кредиты средних размеров, в категорию С — остальные виды дебиторскойзадолженности, не оказывающие существенного влияния на результаты финансовойдеятельности предприятия.
При управлениидебиторской задолженностью необходимо использовать финансовые стимулы ускорениярасчетов клиентов. Это связано с предоставлением скидок при условии оплаты всрок, досрочно или постоянным клиентам. Наибольшее распространение получиласхема «2/10 полная 30» и «5/20полная 60», означающая, что: 1) Покупательполучает двухпроцентную или пятипроцентную скидку в случае оплаты полученноготовара в течение соответственно десяти и двадцати дней сначала периодакредитования (например: с момента получения товара) при условии расчетовтридцать и шестьдесят дней соответственно;
2) Покупательоплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период содиннадцатого по тридцатый день и с тридцать первого по шестидесятый денькредитного договора;
3) В случае неуплаты втечение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величинакоторого может варьироваться в зависимости от момента оплаты.
Размеры штрафных санкцийдолжны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора.
Последние включаютпотери дохода, инфляционные потери, возмещение риска сниженияплатежеспособности. Здесь речь идет о политике сбора денег.
Кроме того, предложениескидок оправдано в трех основных ситуациях.
1. Снижение ценыприводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается наувеличении обшей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами товарвысокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат.
2. Система скидокинтенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. Приэтом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательногофинансового результата от проведения конкретных сделок.
3. Система скидок наускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченнуюоплату. Таким образом, задачей каждой фирмы является использование всехрезервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфереобращения. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временномотвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает потребность в ресурсахи может привести к напряженному финансовому состоянию. Управление дебиторскойзадолженностью помогает решить все эти задачи по сокращению дебиторскойзадолженности, поэтому оно так важно на предприятии.

Заключение
Кредитная политика,существующая в компании дает возможность финансисту рационально и эффективноуправлять дебиторской задолженностью, планировать поступление денежных средствот покупателей, видеть реальную картину долгов контрагентов, анализироватьтенденции, происходящие в компании.
На финансовое состояниепредприятия оказывает влияние, как размеры балансовых остатков, так и периодоборачиваемости дебиторской задолженности. От правильного учета дебиторскойзадолженности зависит структура активов и пассивов баланса организации, а такжеопределение прибыли, подлежащей налогообложению.
Предприятия, работающиена коммерческом расчете, заинтересованы в сокращении дебиторской задолженности,так как это влечет ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфереобращения, к более эффективному использованию оборотного капитала в целом.
Таким образом, задачейкаждой фирмы является использование всех резервов максимально возможногосокращения объема оборотных средств в сфере обращения. Средства в дебиторскойзадолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборотапредприятия, что вызывает потребность в ресурсах и может привести кнапряженному финансовому состоянию. Управление дебиторской задолженностьюпомогает решить все эти задачи по сокращению дебиторской задолженности, поэтомуоно так важно на предприятии.

Список литературы
1.  Финансовыйменеджмент_под ред. Самсонова Н.Ф_Учебник_2001 -495с.
2.  Финансовыйменеджмент_Павлова Л.Н_Учебник_2003 2-е изд -269с.
3.  Финансовыйменеджмент -теория и практика_под ред Стояновой Е.С_Учебник_2003 5-е изд -656с.
4.  Финансыорганизаций (предприятий)_Гаврилова Попов_Учебник_2007 3-е изд -608с.
5.  Финансыпредприятий_под ред Колчиной Н.В_Учебник_2001 2-е изд 447с.
6.  Финансыорганизаций (предприятий)_Ковалев В. В., Ковалев Вит. В Учебник_2006 -352с.