Как журналисту выбрать личный имидж, из чего исходить и от чего отталкиваться. «Для того, чтобы нам было легче всего казаться такими, каковы мы в действительности, – хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться, – все-таки надо преподать кое-какие наставления». Марк Туллий Цицерон Для человека естественна потребность в обновлении информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь влияния журналистики на субъективность представителей аудитории СМИ: создание у них истинных или ложных картин и образов, а в конечном счете влияющих на поведение, стиль жизни людей. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением человека, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института. Акцентируем внимание лишь на самой актуальной сегодня для практической деятельности средств массовой информации проблеме – формировании имиджа журналиста. Ведь мы отмечали, что аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») и т.д. и т.п. Точно так же можно вести речь о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов. Вспомните, как обычный человек зачастую даже название, любимой газеты к примеру, произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка». Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением. Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов: Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать. Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории. В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа: Ø умение говорить «на языке» своей аудитории; Ø знание того, что именно сегодня ее волнует; Ø острота ума и чувство юмора. Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора. Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта. Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно. Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ. Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса: Ø Чего я хочу добиться как профессионал? Ø Что я могу (природой мне даровано лишь это)? Ø Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)? Ø Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата? Сделаем вывод: формирование имиджа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное. Список литературы В. Олешко “Журналистика как творчество”.
Похожие работы
Информационные поводы и формирование медиаповестки дня в СМИ
Николай Филиппович Пoнoмapeв, доцент кафедры журналистикиПермского государственного университета, преподаватель Уральской академиигосударственной службы. СМИв принципе не способны в полной мере исполнять свою часто декларируемуюсоциальную миссию —…
Ароматизированные лаки
Сложнопредставить окружающий нас мир свободным от ароматов. Это, своего рода, жизнь в«капсуле». Ничего хорошего, не правда ли? Ощущение же запахов добавляет одно изнаиболее значимых измерений…
3D печать. История развития
В середине 1990-х годов конкуренция в мировой экономике достигла столь высокого уровня, что потребители начали буквально диктовать свои условия производителям. Такие одинаковые вещи как машины…