–PAGE_BREAK–В промышленности строительных материалов на конец 2000 г. накоплено около 2,5 т отходов, в основном 4-го класса опасности.
В краснодарском крае функционирует более 15 тыс. различных предприятий.
Антропогенная нагрузка на окружающею среду основных загрязнителей приведена в таблице 1.1 Таблица 1.1 Наименование административно-территориальных образований
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, т
Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. м3
Размещение токсичных отходов, т
Количество предприятий – источников потенциальной экологической опасности
Абинский
2853,84
1,07
297563,259
7
Апшеронский
948,99
1,28
52018,804
2
Выселковский
1235,56
1,85
24,765
3
Гулькевичский
984,07
5,19
872,981
3
Каневский
3417,93
1,28
56,946,
9
Крымский
10294,02
8,63
23,216
5
Новопокровскитй
1663,17
0
86,232
2
Павловский
1058,95
1,56
20,957
4
Северский
3145,04
2,71
8469,529
9
Славенский
13272,31
350,04
30,836
11
Успенский
623,76
0,44
21083,732
2
Усть-Лабинский
951,19
0
2,215
4
г. Анапа
815,28
1,11
6,014
9
г. Армавир
1660,98
19,17
17509,075
16
г. Белореченск
1103,93
2,40
8020247,32
6
г. Ейск
495,63
4,88
18525,373
4
г. Краснодар
9881,56
106,44
169264,33
41
г. Крымск
1309,87
0
6,436
3
г. Кропоткин
850,86
4,59
2417,266
10
г. Лабинск
826,37
6,22
608,878
5
г. Новороссийск
18644,07
4,6
2821,860
26
г. Славянск-на – Кубани
1106,06
0
14,861
4
г. Сочи
4841,79
0,93
65,53
15
г. Тихорецк
2641,79
7,88
2215,316
6
г. Туапсе
7971,88
4,64
7829,907
8
Итого
=SUM(ABOVE) 92602,9
=SUM(ABOVE) 542,91
=SUM(ABOVE) 8621793,638
=SUM(ABOVE) 224
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на предприятии отсутствует Система Управления Качеством Окружающей Среды, но имеются отдельные экологические мероприятия которые возможно объединить в систему.
1.2 Цель исследования качества окружающей среды
Цель исследования данной работы заключается в оценке возможности и целесообразности создания и внедрения системы управления качества окружающей среды (СУКОС) в строительных организациях, которая бы позволила обеспечить охрану и качество ОС в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001.
Задачи исследования:
*Анализ воздействия отрасли строительства на окружающую среду
* Исследование модели СУКОС по требованиям ИСО 14000
* Исследование источников загрязнений в ЗАО ОБД.
*Построение модели СУКОС на предприятии строительного комплекса.
*Формирование экономического механизма охраны окружающей среды в регионе.
Актуальность данного исследования связана прежде всего со сложившейся экологической обстановкой в крае и подразумевает эффективность введения помимо разрозненных мероприятий по охране ОС на предприятиях Краснодарского края СУКОС в соответствии с требованиями ИСО 14000, что обеспечило бы дополнительный контроль за состоянием и охраной ОС.
Рассматриваемая СУКОС представляет структурированный процесс для достижения постоянного улучшения; скорость и размах этого процесса должны определяться организацией с учетом экономических и других обстоятельств. Несмотря на то, что в результате выбора систематического подхода можно ожидать некоторого повышения экологической эффективности, следует понять, что СУКОС является средством, дающим организации возможность достичь того уровня экологической эффективности, который она сама себя установила, и систематически контролировать его.
Научная новизна работы состоит: * В составлении перечня промышленных отходов на заводе ОБД.
*В построении СУКОС.
*В предложении об использовании методов совершенствования экологических процессов (бенмаркинг).
2. Исследование и построение элементов системы управления качеством окружающей среды 2.1 Характеристика анализируемых процессов по образованию и размещению отходов
ЗАО ОБД расположено в восточной промышленной зоне г. Краснодара. Первая очередь предприятия была сдана в эксплуатацию в 1974 г., а вторая в 1986 году. Проектная мощность предприятия – 207000 м2 жилья в год. В связи с экономическими трудностями ЗАО ОБД работает не на полную мощность, но все же в 1998 г. было выпущено 16213 м3 сборных железобетонных конструкций, и возведено 20010 м2 жилья в Юбилейном микрорайоне, районах Краевой больницы и ул. 40 лет Победы г. Краснодара.
Метод объемно-блочного домостроения позволяет проводить основные виды строительных работ в заводских условиях, что в свою очередь обеспечивает высокие темпы возведения жилья.
ЗАО ОБД имеет территорию площадью 234800 м2 по ул. Тихорецкой, 20. С севера к предприятию примыкают земли сельскохозяйственного назначения, с запада – территория ОМОН, с юга – Авто предприятие «Кубаньгрузсервис», с востока – пожарная часть.
На территории ЗАО ОБД расположены следующие цеха и подразделения предприятия: Административный корпус.
Блок основных цехов №1 Склад готовой продукции N1 Склад готовой продукции N2 Блок основных цехов N2 в составе Арматурный цех N2, Формовочный цех N2 Бетоносмесительные цеха N1, N2.
Склады цемента и наполнителей.
Деревообрабатывающий цех.
Ремонтно-механический цех.
Электроцех.
Гараж.
Паросиловое хозяйство.
Компрессорная.
Мазутное хозяйство.
Склад ГСМ.
В 1998 г. 1‑я очередь предприятия (Блок основных цехов N1, БСЦ N1, склады цемента и наполнителей N1) не работала.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЦЕССА (источники загрязнения атмосферы) Технологический процесс производства.
Склад цемента. При выгрузке цемента из железнодорожных вагонов и при загрузке силосов хранения и их разгрузке в атмосферу выделяется цементная пыль.
Склад инертных материалов. При выгрузке инертных материалов (песка, щебенки, керамзита) из железнодорожных вагонов и автомобилей, при перемещении инертных материалов на складе и пересыпках материалов в атмосферу выделяется пыль инертных мате- риалов.
Бетоносмесительный цех. При приготовлении бетона в бетоносмесительных узлах в атмосферу выделяется пыль цемента и инертных материалов.
Формовочно-сборочный цех. При смазывании форм (поддонов, крышек, кассет, и т.п.) и сушке изделий в атмосферу выделяется эмульсол.
Арматурный цех. При сварке арматурных каркасов и механической резке арматуры в атмосферу выделяется металлическая пыль, сварочная аэрозоль.
Вспомогательные производства.
Ремонтно-механический цех. При работе шлифовальных и заточных станков атмосферы загрязняется абразивной и металлической пылью.
Деревообделочный цех. При работе деревообрабатывающих станков в атмосферу выделяется древесная пыль.
Котельная. В качестве топлива в котельной используется природный газ. В атмосферу выбрасываются сажа, оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы.
Транспортное хозяйство. При передвижении автомобилей, тракторов, экскаваторов, тепловозов и погрузчиков по территории предприятия атмосфера загрязняется оксидом углерода, диоксидом азота, диоксидом серы, сажей, свинцом, бенз[а] пиреном и предельными углеводородами. Резервуары с автомобильным топливом и мазутом для работы котельной при прекращении подачи газа загрязняют атмосферу предельными, ароматическими и непредельными углеводородами.
2.1.1 Образование технологических отходов
Заполнители: песок, щебень, керамзит поступают на предприятие автомобильным транспортом или по железной дороге, и хранятся на открытой бетонированной площадке. С помощью бульдозера заполнители подаются в приемный бункер, откуда песок и щебень ковшовым элеватором и ленточным транспортером подаются в склад заполнителей. Из склада ленточным конвейером заполнитель подается в накопительный бункер БСЦ.
Для повышения пластичности бетонных смесей применяют добавку пластификатор формиатный. Пластификатор доставляется на предприятие железнодорожным транспортом в цистернах и хранится на складе жидких добавок. В БСЦ пластификатор подается насосом.
Цемент, заполнители, вода, добавки дозируются весовыми дозаторами типов 2 ДВЦ‑1600, 2 ДВЗ‑400, 2 ДВП‑800 и подаются в 4 бетономешалки СБ‑138. Приготовленная смесь отгружается в автотранспорт или подается в формовочный цех с помощью самоходной тележки. Промышленные отходы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Промышленные отходы бетоносмесительного цеха
Наименование подразделения
Наименование оборудования
Промышленные отходы
Выгрузка цемента Рукавные фильтры СМЩ‑166Б
Ткань фильтрующая от рукавных фильтров
Все подразделения цеха
Технологическое оборудование
Отработанные нефтепродукты, ветошь промасленная, металлолом.
Все подразделения цеха
Общепроизводственные отходы.
Отработанные люминесцентные лампы, ТБО
Формовочный цех
1. Формовочный цех состоит из 4 участков: Участок объемных блоков; Участок формовки наружных стеновых панелей; Участок изготовления железобетонных изделий в кассетах; Участок отделки и сборки объемных блоков.
Формовочный цех приведен в таблице 2.2 Арматурный цех.
Металл доставляется на предприятие автотранспортом и железнодорожным транспортом. Внутри цеха металл, заготовки и готовая арматура перемещается мостовыми кранами грузоподъемностью 10 т.
Отдельные элементы свариваются на машинах точечной сварки МТ‑1614, МС‑802 и с помощью ручной электродуговой сварки. Готовая арматура, каркасы и элементы подаются в формовочный цех.
Промышленные отходы приведены в таблице 2.3.
Таблица №2.3 Промышленные отходы арматурного цеха
Наименование подразделения
Наименование оборудования
Промышленные отходы
Отрезные станки
Отходы металла
Сварочный участок
Сварочные аппараты
Отходы электродов
Все подразделения цеха
Технологическое оборудование
Отработанные нефтепродукты, ветошь промасленная
Все подразделения цеха
Общепроизводственные отходы
Отработанные люминесцентные лампы, ТБО
2.1.2. Исследование источников выброса в атмосферу
Данные о составе и распределении на территории предприятия источников выбросов получены на основании изучения производственной деятельности предприятия, технологических процессов основного и вспомогательных производств, отбора и анализа проб воздуха от источников выбросов, расчета параметров выбросов загрязняющих веществ от каждого источника.
При определении количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу использованы данные о среднегодовом режиме работы, расходах сырья и материалов, топлива и т.д.
В результате инвентаризации установлено 85 источников выбросов, из них 68 организованных и 17 неорганизованных.
В выбросах предприятия обнаружены следующие загрязняющие атмосферу вещества: приведенные в таблице 2.4 Наименование загрязняющего вещества
Код загрязн.
вещества
ПДК м.р.
ПДК с.с.
Класс опасности
Пыль неорганическая сSiO2
2908
0.300
0.100
3
Пыль неорганическая сSiO2>70%
2907
0.150
0.050
3
Пыль неорганическая с SiO2
2909
0.500
0.150
3
Углерода оксид
0337
5,000
3,000
4
Азота диоксид
0301
0,085
0,040
2
Серы диоксид
0330
0,500
0,050
3
Сажа
0328
0,150
0,050
3
Бензин
2704
5,000
1,500
4
Углеводороды предельные С12‑С19
2754
1,000
4
Углеводороды предельные С1‑С5
0415
ОБУВ
50,0
Углеводороды предельные С6‑С10
0416
ОБУВ
30,0
Углеводороды непредельные (по амиленам)
0501
1,500
1,500
4
Бензол
0602
1,500
0,100
2
Ксилол
0616
0,200
0,200
3
Бенз[а] пирен
0703
10–6
1
Свинец
0184
0,001
0,0003
1
Пыль абразивная
2930
ОБУВ
0,040
Железа оксид
0123
0,040
3
Марганец и его соединения
0143
0,010
0,001
2
Пыль древесная
2936
ОБУВ
0,100
Зола угольная
3714
ОБУВ
0,030
Толуол
0621
0,600
0,600
Этилбензол
0627
0,020
0,020
3
Пыль угольная
5023
0,07
Пыль шлака (взвешенные вещества)
2902
0,500
0,150
3
Пыль цементная SiO2>20%
2918
0.02
3
Эмульсол (масло минеральное)
2735
ОБУВ
0,050
Сероводород
0333
0,008
2
Серная кислота
0322
0,300
0,100
2
Суммарные выбросы загрязняющих веществ приведены в таблице 2.5 2.2 Схема управления охраной окружающей среды на уровне региона.
Комитетом разработана функциональная схема управления использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды Краснодарского края. В основу указанной схемы положен мониторинг действующих и проектируемых объектов, в соответствии с экологически обоснованной программой развития территории.Объектами мониторинга природной среды являются земельные ресурсы, животный мир, комплекс явлений и процессов, определяющих состояние экосистем.
Информация о действующих источниках и характере их воздействия на природную среду базируется на данных государственной статистической отчетности самих природопользователей, местных органов Госкомстата РФ, а также оперативных данных об экологической ситуации в регионах восьми комплексных инспекционных отделов комитета.
Отрицательное воздействие на природную среду проектируемых объектов выявляется в процессе государственной экологической экспертизы. Проектная документация в этом случае возвращается на доработку. Состояние окружающей природной среды оценивается по данным Краснодарских краевых центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственного санитарно – эпидемиологического надзора, других организаций, осуществляющих в той или иной степени мониторинг окружающей природной среды (региональный, импактный, экосистемный и компонентный). Анализ всей поступившей в комитет информации дает возможность объективно оценить современное состояние экосистем, установить предельно допустимые нормативы воздействия на них и определить экологические ограничения и требования в соответствии с действующими законами, правилами, другими нормативными документами.
продолжение
–PAGE_BREAK–Комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю, его структурные подразделения постоянно осуществляют экологический контроль за производственной деятельностью природопользователей, воздействие которых оценивается как допустимое. В случае нарушения установленных к нему требований применяются оперативные меры административного и экономического воздействия.
В крае определен перечень приоритетных проблем (22), классифицированных по уровню риска для здоровья людей и сохранения экосистем. В соответствии с этим и в зависимости от масштабов загрязнения, а также величины причиняемого природе ущерба разрабатываются экологические программы федерального, краевого, регионального, отраслевого уровней. Эти программы, прежде всего, определяют пути решения существующих экологических проблем и направлены на снижение или полное устранение негативного воздействия природопользователей на окружающую природную среду.
Координация по реализации программ, независимо от их уровня, находится под контролем комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю. Поэтому с учетом разработанных природоохранных мероприятий предприятия пересматривают свою экологическую политику, направляя производственную деятельность на улучшение экологической обстановки в крае.
2.3 Исследование элементов модели системы управления качеством окружающей среды
Под системой управления качеством окружающей среды (environmental management system); согласно ИСО серии 14001–98 рис. 2.1 подразумевается – часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики. В соответствии с данной терминологией модель системы управления качеством – управления окружающей среды (СУКОС) содержит следующие требования к системе: экологическая политика; планирование; создание, внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ состояния СУКОС; непрерывное совершенствование.
1. Экологическая политика руководства – это документ, утвержденный генеральным директором, в котором сформулированы высшим руководством цели, принципы и обязательства.
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
* соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг;
* включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
* включала обязательства в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
* предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
* документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех работников; * была доступна для общественности.
2. Планирование включает решение четырех аспектов
2.1 Экологические аспекты
Экологический аспект – элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации экологических аспектов своей деятельности, которые она может контролировать, а значит, и влиять на окружающую среду. При этом следует учитывать расходы и время для проведения анализа. Анализ должен охватывать такие ключевые области, как законные и регламентные требования, идентификацию важных экологических аспектов, изучение всех существующих методов и процедур управления окружающей средой, оценку информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.
2.2 Законные и другие требования. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру индентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается, и которые применяются в отношении экологических аспектов ее деятельности.
2.3Целевые и плановые экологические показатели. Все показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды (под последним понимается использование процессов, методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов).
2.4 Программа(ы) управления окружающей средой. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:
* распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и организации;
* средство и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
* программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать экологический анализ новых видов деятельности.
Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию.
3. Внедрение и функционирование включает следующие аспекты:
3.1Структура и ответственность. Обязанности ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем, чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды несет только экологическая служба. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например, на оперативное руководство или штатные службы, помимо экологической.
Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства (определение экологической политики, обеспечение внедрения системы управления окружающей средой, назначение специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями и пр.)
3.2 Обучение, осведомленность и компетентность.
Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Сотрудники каждого соответствующего подразделения должны понимать:
* важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления окружающей средой;
* существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду и пользу, приносимую окружающей среде вследствие повышения персональной эффективности;
* свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления окружающей средой включая требования по готовности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;
* потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.
Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и /или практическим опытом.
3.3 Связь.
В области экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:
* внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации;
* получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.
Последняя процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. Процедура должна предусматривать необходимую связь и с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
3.4 Документация системы управления окружающей средой. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для:
* описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;
* указания связанной с ними документации.
3.5 Управление документацией.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:
* их можно было найти;
* они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;
* текущие документы должны быть доступны и во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;
* устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или их непреднамеренное использование предотвращалось каким-либо другим способом;
* любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и (или) для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.
Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определен обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида.
3.6 Управление операциями.
Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующими с ее политикой, целевыми и плановыми показателями. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:
* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых показателей;
* обусловливания в процедурах рабочих критериев;
* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.
3.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.
Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
4. Проведение проверок и корректирующие действия включают аспекты:
4.1 Мониторинг и измерение.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и соответствием целевым и плановым показателям организации.
Аппаратура дозиметрического контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этого процесса, должны сохраняться согласно процедурам, установленным организацией.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия своей деятельности действующим природоохранному законодательству и регламентам.
4.2 Несоответствием и корректирующие и предупреждающие действия.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствий, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.
При разработке и поддержании в рабочем состоянии подобных процедур организация должна учесть следующие элементы;
* идентификацию причины несоответствия;
* идентификацию и выполнение необходимого корректирующего воздействия;
* выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения несоответствия;
* регистрацию любых изменений в письменных процедурах по результатам корректирующего воздействия.
В зависимости от ситуации корректирующее воздействие можно выполнять быстро, с формальным минимальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы.
4.3Зарегистрированные данные.
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.
4.4 Аудит системы управления окружающей средой.
Под аудитом понимается систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также с целью сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.
Программа аудита для организации должна быть основа на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Программы и процедуры аудита должны предусматривать: виды деятельность и участки, подлежащие аудиты; частоту проведения аудита; обязанности, связанные с управлением и проведением аудита; передачу сведений о результатах аудита; компетенцию аудитора; способы проведения аудита.
Аудиты могут проводиться персоналом самой организации или лицами извне, выбранными организацией.
5. Анализ, осуществляемый руководством
Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.
Анализ должен включать: результаты аудита; объем, в котором выполнены целевые и плановые экологические показатели; пригодность системы управления окружающей средой с учетом изменяющихся условий и информации; интересы соответствующих сторон.
Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимых действий.
6. Непрерывное совершенствование
Непрерывное совершенствование может быть представлено как повторяющиеся действия, реализуемые по мере выявления отдельных возможностей и обоснования целесообразности изменений.
Планы непрерывного совершенствования должны устанавливать, какие данные требуется собирать, как их анализировать, как и кто должен проводить оценку и анализ данных, как и кто должен принимать решения в отношении использования и внедрения получаемых результатов. Важно, чтобы процесс непрерывного совершенствования был согласован с установленными для организации или проекта политикой и целями в области качества. Указанные политика и цели также должны быть объектами постоянного анализа и совершенствования. Должны быть установлены методы идентификации, анализа, согласования и внедрения корректирующих и предупреждающих действий.
2.4 Построение основных элементов системы
Построение на предприятиях стройиндустрии системы управления качеством в настоящий период обусловлено: во-первых, обеспечением охраны качества и ОС на основе внедрения МС ИСО серии 14001.
Круг задач, решаемых при построении системы управления качеством ОС на заводах ДСК, ОБД, ЖБИ, КПД весьма обширен и специфичен. Система управления качеством ОС является одной из главных подсистем управления производством, функции которой вписывается в контекст функций различных отделов предприятия. Основная часть работы по разработке, внедрению и функционированию системы возлагается на вновь создаваемый руководящий совет, на начальника отдела СУКОС и главного специалиста по управлению качеством ОС.
продолжение
–PAGE_BREAK–Состав этих работ увязывается с мероприятиями, направленными на охрану ОС. Все это требует четкой регламентации порядка, правил, последовательности выполнения работ цехами, службами, отделами предприятия. Решению данных задач во многом способствует организация отделов управления качеством ОС. Все функции по управлению качеством можно подразделить на два вида: технические и организационно-экономические функции. Функции, непосредственно связанные с технологическими процессами, передаются в цеха, операции по контролю и регулированию качества передаются группам технического контроля. За отделом управления качеством закрепляются функции, которые выполняются только ими: оценка качества, их анализ; планирование и координация деятельности по обеспечению качества ОС; обработка данных о качестве ОС и затратах на ее обеспечение; контроль за функционированием требований к отделам, цехам, участкам и за системой управления качеством; рассмотрение организационно-технических и экологических мероприятий по повышению качества ОС, разрабатываемых отделами, цехами; разработка единых унифицированных требований к структуре планов других отделов, их увязка и координация; разработка корректирующих воздействий на повышение качества труда и качества продукции Построенная система и основные функции управления качеством ОС приведены на рисунке 2.
Каждый работник предприятия отвечает за качество выполняемой им работы, не принимает ни одного решения или действия, которые могли бы привести к нарушению обязательств перед потребителем.
Генеральный директор утверждает ответственность высших руководителей предприятия в области качества и делегирует им полномочия, необходимые и достаточные для реализации ответственности, определяет характер взаимодействия высших руководителей по вопросам качества ОС.
Генеральный директор устанавливает стандарт выполнения безошибочной работы для всех работников предприятия; выделяет необходимые ресурсы для внедрения организационно – технических мероприятий; делегирует свои полномочия техническому директору в области качества по следующим основным вопросам:
* выдача заданий по обеспечению установленного уровня качества ОС, процессов и услуг, контролю и оценке результатов корректирующих воздействий;
*применение дисциплинарных и материальных мер к руководителям всех уровней за упущения в работе по качеству;
*принятие окончательных решений при оценке качества ОС и продукции собственного производства; *остановка производства при выявлении несоответствий, влияющих на обеспечение требований качества ОС;
*работа с поставщиками по вопросам обеспечения стабильного качества материалов и комплектующих изделий, проведение аудита действующей системы качества на заводах – поставщиках и сертификация продукции и условий производства «второй» стороной;
*анализ затрат на качество;
*контроль и испытания на соответствие требованиям безопасности;
*контроль за тем, чтобы все проводимые изменения в конструкции, техпроцессе или других областях не приводили к ухудшению качества ОС.
Главный инженер координирует деятельность подразделений по вопросам качества, отчитывается перед Советом об эффективности действующей системы качества, принимает решения по наиболее существенным претензиям потребителей по качеству продукции. Главный инженер может давать указания любому подразделению и должностному лицу в тех случаях, когда их деятельность препятствует или затрудняет реализацию политики в области качества; выполняет работы, обеспечивающие постоянное снижение затрат на качество ОС.
· Главный инженер: обеспечивает полноту и достоверность информации, используемой в системе качества; обеспечивает систему качества передовыми информацион ными технологиями; обеспечивает качество разработки и подготовки производства конкурентоспособных изделий при минимальных сроках.
· обеспечивает изготовление изделий в соответствии с установленными требованиями; устанавливает предприятия, способные обеспечивать поставки материалов и комплектующих изделий с уровнем качества, удовлетворяющим требованиям предприятия; определяет ответственность и полномочия подразделений и должностных лиц по вопросам обеспечения качества в процессе производства; обеспечивает условия производства для безошибочного выполнения работы; обеспечивает условия для ритмичного хода производственного процесса.
Функции начальника отдела СУКОС заключаются в следующем:
* обеспечение контроля за соответствием качества окружающей среды (ОС); * анализ информации о качестве окружающей среды;
* контроль за внедрением мероприятий по повышению качества окружающей среды;
* работа по совершенствованию системы качества окружающей среды; В функции главного специалиста по управлению качеством ОС входят следующие полномочия:
* контроль по созданию, совершенствованию и эффективному функционированию СУКОС;
* обеспечение достоверности информации;
* обеспечение системы качества окружающей среды информационными технологиями;
* аудит внутренний и внешний;
* корректирующие воздействия; Успешное внедрение системы управления окружающей средой возможно только при участии всех сотрудников организации: Обязательство по охране окружающей среды начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы управления окружающей средой. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления окружающей средой. В больших организациях или организациях со сложной структурой может быть несколько назначенных представителей. На малых или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Высшее руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления окружающей средой. Важно также четко определить основные обязанности по ведению системы управления окружающей средой и сообщить об этом соответствующему персоналу.
3. Методы управления улучшениями
3.1 Экологический контроль в строительных организациях
Экологический контроль представляет собой административно-управленческую деятельность по обеспечению исполнения экологических требований законодательства. Поскольку эти требования касаются любых форм хозяйственной деятельности, то экологический контроль должен носить надведомственный характер. Контролирующие органы в праве вмешаться в работу организации любого ведомства и любой формы собственности.
В систему экологического контроля входит государственный, производственный, общественный контроль, экологический аудит и экологическая сертификация.
Государственный экологический контроль находится в компетенции представительной и исполнительной власти РФ и субъектов Федерации. На федеральном уровне общий контроль осуществляет контрольным управлением в администрации Президента РФ, а также Правительством РФ. На уровне субъектов Федерации право такого контроля наделяются соответствующие советы и аппарат администрации.
Помимо общего контроля существует специализированный экологический контроль, который выполняется специальными министерствами и ведомствами, а также их территориальными органами.
Причем один и тот же природный объект может контролироваться ведомствами в соответствии с их функциями. Например, в контроле водных объектов принимали участие целых шесть ведомств: Госкомгидромет, Роскомвод, Госкомсанэпиднадзор, Роскомрыболовство и Госкомэкология (в качестве координатора). Четыре ведомства действовали в сфере землепользования: Роскомзем, Госкомэкология, Госкомсанэпиднадзор и Госстрой. Головным органом государственного экологического контроля является Госкомэкология, имеющий отношение ко всем природным объектам за исключением морской экологической зоны.
В процессе экологического контроля специально уполномоченные на это государственные органы наделены правом не только использовать различные меры ответственности, но и предупреждать вредоносную деятельность путем ограничения, приостановки или даже прекращения этой деятельности. Подобные права предоставлялись, в частности, главным государственным врачам Госкомсанэпиднадзора, должностным лицам Госкомэкологии России и его территориальных органов. Отраслевые органы государственного экологического контроля (Роскомзем, Госгортехнадзор, Роскомвод и т.д.) могли приостанавливать строительство и эксплуатацию объектов, если при этом нарушались законы об охране земель, недр, вод и т.д.
Помимо государственного экологического контроля законодательством предусматривается также общественный контроль, осуществляемый по линии профсоюзов и других общественных организаций. Обладая возможностью формировать общественное мнение, эти организации способны оказывать довольно сильное воздействие на виновников загрязнения природной среды.
Что касается производственного экологического контроля, то он ведется непосредственно соответствующими службами самой организации. Как юридическое лицо, на которое распространяется ответственность за экологические правонарушения, организации заинтересованы в том, чтобы удерживать параметры производственного процесса в пределах установленных экологических нормативов. Это позволяет организации избежать соответствующих санкций со стороны органов государственного экологического контроля.
Проводится работа по развитию системы обеспечения контроля за качеством строительно-монтажных работ и продукции предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, совершенствование деятельности органов Госархстройнадзора. В 1999 г. под контролем органов Госархстройнадзора находились свыше 400 тыс. строящихся объектов, около 12 тыс. предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Инспекциями всех уровней проведены более 180 тыс. проверок строящихся объектов и промышленных предприятий. По результатам проверок выдано около 70 тыс. предписаний об устранений выявленных нарушений, на 12 тыс. объектов были приостановлены работы, 850 предприятиях – производство строительных материалов, конструкций и изделий. Составлено около 11 тыс. протоколов о правонарушениях в области строительства, сумма наложенных штрафов, по предварительным данным, составили 55 млн. руб.
Такое количество и разнообразие полномочий одних и тех же органов предусмотренное упомянутыми законами, создает затруднение при их применении. Учитывая единство государственного контроля за всеми объектами, было бы целесообразно издание правого акта унифицирующего меры воздействия и санкции, применяемого в этой области.
Специфической формой производственного экологического контроля является так называемое аудирование (или аудиторская проверка) осуществляемой в организации экологической деятельности с целью оценки ее эффективности и соответствия существующему законодательству. Экологическое аудирование проводится по инициативе самих организаций и представляет собой, особую форму самоконтроля.
Крупнейшие предприятия в экологически развитых странах проходят процедуру экологического аудирования каждые два года с публикацией отчетов в открытой печати. Ознакомление общественности с этими отчетами, дающими картину экологического и технологического состояния организации, выгодно самим организациям, как бывает выгодна реклама. В последнее время экологическое аудирование становится обязательной стадией в процедуре получения организацией кредитов, а также при определении условий страхования в процессе заключения договора со страховыми компаниями.
Проверка соблюдения требований экологического законодательства методами аудирования не исключает соответствующей проверки, осуществляемой по линии государства в форме прокурорского надзора. Пока что прокурорский надзор в сфере экологии проявляет себя недостаточно.
· Функции государственного экологического контроля по Краснодарскому краю возложены на Комитет природных ресурсов. Основными задачами отдела государственного контроля является организация и осуществление контроля за: использованием и охраной земель; геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; использованием и охраной водных объектов; состояние, использованием, охраной, защитой лесного фонда; Радиационная обстановка.
В таблицах 3.1, 3.2 приведены основные показатели государственного экологического контроля за период 1991–2000 гг. по результатам государственного контроля приведенных в таблицах, в 2000 г.
по сравнению с 1999 г., отмечался рост по всем основным показателям количеству проверок, выявленных нарушений, наложенных штрафов, предъявленных исков.
Наибольшее количество нарушений законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды (84,1% от общего числа) связано с нарушением природоохранительного законодательства:
* загрязнение атмосферного воздуха;
* загрязнение земель нефтепродуктами и отходами производства; * загрязнение водных объектов;
* нарушения в сфере обращения с отходами производства, а также бытовым мусором;
* незаконная рубка древесно-кустарниковой растительности в городах и поселках края;
* строительство объектов под различные виды хозяйственно бытовой деятельности без проведения экологической экспертизы.
Основные объекты – загрязнители, воздействующие на соответствующие объекты окружающей среды, сосредоточенны в промышленных и портовых городах края. 32,3% от общего количества выявленных нарушений приходится на гг. Краснодар, Новороссийск, Сочи, Туапсе, Ейск, Армавир, Тихорецк.
Наибольшее количество экологических нарушений отмечено в 2000 г. на территории Туапсинского, Апшеронского, Кущевского, Славянского, Каневского, Красноармейского, Приморско-Ахтарского районов.
1) Среди основных методов контроля, используемых в строительных организациях, выделяют: традиционный (контроль соответствия стандартам, нормативам, регламентам); метод опережающего контроля (экстраполяция процесса и оценка совпадения расчетного и желаемого результатов); метод предпринимательского контроля (экстраполяция процесса и рыночной стоимости, их сравнение и переформирование управленческих решений).
Контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты и быть своевременным. Взаимодействие Процессов планирования и контроля в зависимости и уровней управления строительным предприятием представлено на рис. 3.1 Высшей уровень управления Стратегическое Стратегический (долгосрочный период) планирование контроль Средний уровень управления Тактическое Тактический (среднесрочный период) планирование контроль Низкий уровень управления Оперативное Оперативный (краткосрочный период) планирование контроль Рис. 3.1 Схема взаимодействия процессов планирования и контроля в организации.
В результате проведенного анализа процессов планирования и контроля, протекающих в строительных организациях, становится очевидным тот факт, что в настоящее время назревает необходимость системной интеграции всех аспектов управления всеми процессами.
В сфере планирования контроль дает возможность повысить качество составления плана. Сравнивая фактические величины с плановыми, можно оценить реальность плана, выявить ошибки и недостатки управления и исполнения, раскрыть их причины и предложить меры по их устранению. Чем раньше будет зафиксировано изменение условий, тем раньше можно корректировать планы. Ошибки при учете хозяйственных явлений, неточности в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т.д. – все это требует своевременного регулирования и принятия новых решений. Все вводимые в производственный процесс материалы и комплектующие изделия должны соответствовать требованиям, установленным в конструкторской и технологической документации или особыми условиями контракта. Например, оценка материалов и комплектующих изделий осуществляется процессом «входного контроля». При организации такого контроля на предприятии необходимо уделить внимание не только техническими методическим, но и экономическим его аспектам. Для этого необходимо исследовать и установить соотношение материальных, трудовых, финансовых и других затрат на проведение входного контроля с возможными потерями в производстве при закупке некачественных материалов или комплектующих изделий.
продолжение
–PAGE_BREAK–