План
Введение
1. Понятие управления
2. Социальное управление: понятие, признаки и функции
3. Государственное управление: понятие и признаки, виды и функции
4. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции
Заключение
Библиографический список
Введение
Административное право как отрасль правовой системыРоссийской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим вДревнем Риме обозначение латинским термином «administratio»,что означает руководство, управление.
Государственное управление — разновидностьсоциального управления, под которым понимается специфический видгосударственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например,законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также отуправленческой деятельности общественных объединений и других негосударственныхформирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).
Термин «государственное управление» широкоиспользуется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также взаконодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая темсамым конституционные основания для выделения данного вида государственнойдеятельности.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина.Вместо него в оборот введен новый термин — «исполнительнаявласть».
Объясняется это конституционным провозглашениемпринципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФгосударственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношениегосударственного управления и исполнительной власти.
1. Понятиеуправления
социальный государственныйуправление исполнительный
Административное право, являясь самостоятельнойотраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовыхнорм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются,главным образом, в сфере государственного управления, которое являетсяразновидностью социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействиена сложную систему: «Управление есть функция организованных систем различнойприроды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая ихцелостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры,поддержание должного режима их деятельности»[1].
Так же, управление — это целенаправленный ипостоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Вкачестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек,коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо безсистемы управления, под которой, как правило, понимается механизм,обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов,функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессеуправления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей,конкретнее — по принципу обратной связи.
В литературе рассматриваются несколько видов систем:технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть,технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли,отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы,основным элементом которых является сам человек[2]. Как правило,большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е.организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входятв организацию для решения задач посредством процессов управления[3].Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началамисистемности, разумной организованности, структурированности и преследующеедостижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач.В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые длядостижения ее целей и решения задач.
Любому управленческому процессу свойственныследующие характерные черты (признаки):
1) необходимость создания и функционирования законченной системы; целенаправленноевоздействие на систему, результатом которого становится достижениеупорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
2) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственныхучастников управления;
3) информация как главное связующее звено между участниками управления;
4) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли,области);
5) использование различных форм подчинения объекта управления субъектууправления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы,методы и средства управления.
Традиционно выделяются следующие виды управления:
1) механическое, техническое управление (управлениетехникой, машинами, технологическими процессами);
2) биологическое управление (управление процессамижизнедеятельности живых организмов);
3) социальное управление (управление общественнымипроцессами, людьми и организациями).
Каждый из данных типов управления отличаетсяназначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями,интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.2. Социальноеуправление: понятие, признаки и функции
Социальное управление – это управление людьми:отдельными индивидами, группами, обществом в целом; это особый тип взаимоотношенийлюдей.
Человек — общественное существо, он неможет существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытияявляется совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни.Объединение — важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллективнеизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобыкоординировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами,подчинять их единой общей цели.
Социальное управление может сводиться только к руководствулюдьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средствомвоздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей впроцессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.
Субъект управления воздействует на общественныеотношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит вупорядочении другой деятельности.
Социальное управление осуществляется путемвоздействия на волю людей. Воля — это регулирующая сторона сознания,которая направляет деятельность человека на выполнение поставленной цели.Отсюда действия человека носят, с его точки зрения, сознательный,целесообразный, волевой характер. Необходимое условие согласованности действийлюдей – единство воли.
Способность обеспечить преобладание, доминированиеволи одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью.Власть — это вертикальная, иерархическая координация действий,важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли,а значит, и действий разных людей.
Кстати, понятия «власть» и «собственность» оченьблизки. Собственность — это пользование, владение, распоряжениепродукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. Авласть — это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.
Рассмотрим признаки социального управления:
1) социальное управление есть только там, гдепроявляется совместная деятельность людей;
2) главное назначение социального управления – этоупорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;
3) объектом воздействия социального управленияявляются поведения участников совместной деятельности и взаимоотношения междуними;
4) социальное управление, регулируя поведениеучастников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественныхсвязей;
5) основа социального управления – этосоподчиненность воли участников управленческих отношений;
6) механизм реализации социального управленияолицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления.
Социальное управление состоит из рядафункций, то есть направлений деятельности. Они подразделяются на два вида: этообщие и особенные функции.
К общим функциям социального управления относятсяследующие:
Сбор и анализ социальной информации.
Прогнозирование– научное предвидение,предсказание изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективныхданных и современных достижений науки.
Планирование – сводится к тому, что субъектуправления на основе изучения и анализа информации о состоянии дел ивозможностях осуществления той или иной задачи заранее определяет промежуточныеэтапы ее решения, необходимые для этого средства, исполнителей и срокиисполнения.
Организация – формирование системы управления,упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления,определение прав и обязанностей, структуры органов, подбор, расстановка иобучение кадров и др.
Распорядительство – установление режимадеятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемыхобъектов, дача директив, указаний, предписаний и др.
Регулирование – совокупность действий,направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляемой и управляющейсистем (проведение разного рода совещаний, заседаний, принятие дополнительныхуправленческих решений, проведение соответствующих проверок и обследований,образование новых структурных подразделений органов и т.д.).
Контроль и учет – установление соответствия(или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.
К особенным функциям управления относятся, например,такие, как функции управления в сфере хозяйственной деятельности, управлениясоциально- культурной деятельностью, управления в административно-политической сфереи т.п.
Основными стадиями управленческого цикла являются:
1. Выработка и принятие управленческого решения.Под решением понимается акт ( письменный или устный) органа управления илисоответствующего руководителя, в котором перед объектом управления ставятсяобщая и промежуточные задачи для ее достижения, указываются средства, способы исроки осуществления конкретных задач.
2. Организация исполнения управленческого решения.Суть этой стадии в том, чтобы создать сеть организационных отношений,которые обеспечивают целостность управляемой системы, наиболее эффективноевзаимоотношение ее компонентов, целесообразные отношения координации исубординации между ними.
3. Контроль и проверка исполнения. Этоконтроль за ходом исполнения управленческого решения. Контроль являетсянеобходимым условием и основным фактором обеспечения эффективности управления.
4. Контроль – это система проверки ходаисполнения управленческого решения в целях предотвращения отклонений от еготребований и устранения возможных недостатков.3. Государственное управление:понятие и признаки, виды и функции
Государственное управление, в широком смыслеслова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органамигосударства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова государственное управлениеможно характеризовать как исполнительную деятельность по непосредственнойорганизации социальных процессов в обществе. В этом случае государственноеуправление осуществляют органы исполнительной власти: правительство,министерства, государственные комитеты, администрации краев (областей) и т.д.Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферамии отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями,учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие нанегосударственные объекты.
Субъектами государственное управление являютсягосударственные органы и должностные лица, которые наделеныгосударственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления – этопредприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
Деятельность, которая осуществляется субъектамигосударственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказаласьот термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новыйтермин – исполнительная власть. Это объясняется тем, что КонституцияРоссийской федерации в статье 10 закрепила, что государственная властьосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную, таким образом, провозгласив принцип разделения властей[4].
Государственное управление представляет собойчрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает,воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что ониупорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственногоуправления в специальной литературе[5] уделяется особое внимание, так как в этудеятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих идолжностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а такжеграждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные ичеловеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечиваетдостижение поставленных задач и качественное осуществление управленческихфункций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия(прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.
Все определения государственного управления содержатуказание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействиегосударства на общественные отношения для упорядочения, организациисоответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е.обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимоотметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е.властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В.Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления:1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2)распространенность государственного управления на все общество (еговсеобщность); 3) системность[6].
Государственное управление призвано осуществлятьисполнительную власть. С организационной точки зрения государственноеуправление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления(государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объектыуправления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленнаяорганизующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующаядеятельность системы органов государственной исполнительной власти,осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциямисамого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях исферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политическогостроительства.
Теория административного права выработала дваподхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенныеположения.
1. Государственное управление в широкомпонимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельностьпредставительных органов власти, исполнительных органов государственной власти,прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смыслехарактеризует всю деятельность государства по организующему воздействию состороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функциигосударственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров,учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарноговоздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той илииной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура,представительные органы публичной власти.
2. Государственное управление в узкомпонимании — это административная деятельность, т. е. деятельностьисполнительных органов государственной власти на уровне как РоссийскойФедерации, так и ее субъектов. В административном праве понятиегосударственного управления рассматривается в узком понимании.
Государственное управление в узком смысле — этопрактическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органовисполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов,российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральныхнадзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующимфункции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурныеподразделения. Все эти органы специально созданы для осуществленияуправленческой деятельности и являются основными субъектами государственного(или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотойпроявляются черты, присущие управлению как особому виду государственнойдеятельности.
Государственное управление, понимаемое в узкомсмысле, имеет следующие признаки.
1. Государственное управление представляет собойособый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти,которая отличается от деятельности по реализации законодательной ипредставительной власти по форме, методам и содержанию. Государственноеуправление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применениюзаконов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2. Государственное управление наряду справоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление).Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственногоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают иутверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления)правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельноосуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).
3. Государственное управление осуществляетсявезде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательныхактов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности).Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельностигосударства и общества — хозяйственно-экономическое строительство, социально-культурная и административно-политическая сферы (признак масштабности).Государственное управление распространяется не только на принадлежащиегосударству объекты, но и на не государственные коммерческие и некоммерческиеорганизации; в последнем случае имеет место государственное регулированиепосредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.
4. Государственное управление — это непрерывная,постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективныхзакономерностях функционирования исполнительной власти и направленная наобеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественногопорядка и безопасности. В процессе государственного управления решаются задачии осуществляются функции государства и обеспечиваются как интересы государства,так и конституционные права и свободы граждан.
5. Государственное управление осуществляетсяспециальными органами государственной исполнительной власти, которыесоздаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФи образуют систему органов государственного управления. Действуя по поручению иот имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органынаделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют впределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.
6. Государственное управление отвечает принципузаконности, т. е. деятельность органов исполнительной власти основываетсяна положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актовсубъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только впределах предоставленных им полномочий и компетенции.
7. Государственное управление строится на основевертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей иотношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т. е.отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной властисубъектов управления. В последние годы появились новые формы организации —горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. Вданном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органамиисполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.
8. Государственное управление основывается напринципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационныхформ, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивоефункционирование всего управленческого механизма. Организационная деятельностьорганов государственного управления включает исполнение как внешних, так ивнутренних административных функций. Внутриорганизационная деятельностьосуществляется также законодательными органами, судами, прокуратурой, создаваяпри этом необходимые условия для реализации непосредственных функций самих этихорганов (законотворчество, правосудие, осуществление прокурорского надзора).
9. Государственное управление реализует полномочияюрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный)порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого«принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний,применение мер административного предупреждения или административногопресечения)[7].
Видами государственного управления являются:
1) внутреннее государственное управление,осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целяхорганизации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы,т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решениягосударственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществлениедействий по организации деятельности самих исполнительных органовгосударственной власти, совершенствованию института государственной службы,разработка и принятие нормативных правовых актов);
2) внешнее государственное управлениеосуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних»(в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованныхсубъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуругосударственной администрации (например, осуществление деятельности порегистрации и лицензированию);
3) внутриорганизационное государственноеуправление— осуществление исполнительно-распорядительных функцийорганами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой ииными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительныморганам государственной власти.
Функция управления — это конкретноенаправление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.)воздействия государственного управления на объект управления. Функцииуправления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретныхспособов и форм управления (например, принудительные механизмы, изданиеправовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциямигосударственного управления выделяются функции органов государственногоуправления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а такжеуправленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительнойи судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, посубъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовоеустановление функций государственного управления в функциях органовгосударственного управления, т. е. последние должны иметь нормативноопределенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функцийгосударственного управления.
В самом общем виде функции государства и егоорганов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающиеего социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человекаи гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.
Основные функции государственного управления—это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействиямежду субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческихсвязей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сферегосударственного управления.
К основным функциям государственного управленияможно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение деятельностигосударственных органов,т. е. сбор, получение, обработку,анализ информации, необходимой для осуществления государственной(управленческой) деятельности. В теории это называется информационнымобеспечением управления.
2. Прогнозирование и моделированиеразвитиясистемы государственного управления, государственных органов, стандартовгосударственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитиии результате каких-либо событий или процессов в системе государственнойдеятельности, в государственных органах на основе полученных данных,профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейшихуправленческих решений, без него невозможно определить последствия социальныхпроцессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельностигосударственных органов.
3. Планирование— этоопределение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественныхпоказателей развития тех или иных процессов в системе государственногоуправления и, в частности, реализации государственных функций (экономических,социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностьюи коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, эторазработка целей, задач и направлений развития и реформы государственнойдеятельности и государственного управления. В процессе реализации функциипланирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях исферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексныепрограммы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органагосударственного управления и его структуры.
4. Организация— этоформирование системы государственного управления на основе установленныхпринципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем вгосударственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочениеструктуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственногоуправления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечнойцелью которых является обеспечение надлежащего функционирования органовгосударственного управления.
5. Распорядительство, т. е.оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводуосуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей,обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятияадминистративных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений,указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узкомсмысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими(должностными лицами).
6. Руководство— этоустановление правил и нормативов деятельности и отдельных действийгосударственных органов (государственных служащих, должностных лиц),управляемых объектов; общее руководство — это определение содержаниягосударственной деятельности (например, управленческой).
7. Координация— этосогласование деятельности различных государственных органов для достиженияобщих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование«ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров иобеспечение гармоничного его функционирования.
8. Контроль— это установлениесоответствия или несоответствия фактического состояния системы государственногоуправления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценкарезультатов общего функционирования государственных органов, а также конкретныхдействий субъектов управления; установление соотношения намечаемого исделанного в системе государственного управления.
9. Регулирование— использованиеметодов и способов управления в процессе организации системы государственногоуправления и ее функционирования. Регулирование — это установлениеобщеобязательных требований и процедур для объектов управления и различныхсубъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности,равенства участников экономических отношений, основ демократическойконкурентности, прав и свобод граждан.
10. Учет — это фиксация информации,выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсовгосударственного управления, о результатах реализации управленческих отношений,полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, оналичии и движении документов, имеющих важное значение для государственногоуправления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов,влияющих на организацию и функционирование государственного управления.4. Исполнительная власть: понятие,признаки, функции
Принципу разделения властей соответствуютопределенные формы деятельности государства.
Как уже отмечалось ранее, государственноеуправление – это вид государственной деятельности, в рамках которойреализуются задачи исполнительной власти.
Исполнительная власть – одна из трех ветвейединой государственной власти в Российской Федерации. Обладая определеннойсамостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвьгосударственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то естьпредставительной, а также судебными ветвями, создавая, таким образом, системуиздержек и противовесов.
Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительнуювластьРоссийской Федерации осуществляет Правительство России[8].При характеристике исполнительной власти необходимо выяснить ее место в системевластей, то есть определить взаимоотношение с другими.
Законодательная власть разрабатывает ипринимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительнойвласти ( в пределах установленных статьями 101, 103, 114 Конституции).
На исполнительную власть возложеназадача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 конституции).Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены нааппарат государственного управления во главе с Правительством, который, в своюочередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие какфедеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной властисубъектов Федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридическивластных полномочий (распорядительств). Именно это является основаниемименовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.
Органы судебной власти, согласно ст. 118 КонституцииРФ, призваны осуществлять правосудие[9]. Судебная власть –осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция – этоконтроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и еедолжностных лиц.
Из всего ранее указанного следует, что исполнительнаявласть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенногона началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной исудебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов,наделенных исполнительной компетенцией, и представлена вгосударственно-властном механизме органами исполнительной власти.
У исполнительной власти есть определенная сфераотношений, где она действует, которая включает в себя:
· отношение власти с гражданином;
· хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, областьвнешних отношений и интересов;
· отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями,отношения с трудовыми коллективами этих образований;
Так же, как и у любой другой власти, уисполнительной есть свои признаки:
1. Первый признак исполнительной власти — ее вторичность,подчиненное положение, зависимость от высшей власти.
2. Второй признак исполнительной власти — ее организующийхарактер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей вэкономической, социально-культурной, административно-политической сферах, всозидательной и охранительной деятельности.
3. Исполнительная власть отличаетсясистематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранениесоциальной системы, ее укрепление и развитие.
4. Исполнительная власть имеет универсальныйхарактер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, гдефункционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборонустраны, охрану государственной и общественной безопасности, работугосударственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководствонегосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение,контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.
5. Наличие в непосредственном веденииисполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных,экономических, технических, идеологических, организационных. Она распоряжаетсядействиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организоватьпроизводство, образование, здравоохранение и др.
6. В непосредственном ведении исполнительнойвласти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция (милиция),органы госбезопасности, специализированные принуди тельные учреждения. Субъектыисполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовыевозможности для осуществления внесудебного, административного принуждения.Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлятьфизические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке— важная черта исполнительной власти.
7. Единство многоуровневого механизмаисполнительной власти — важнейшая основа единства государства.
8. Исполнительная власть выступает как вторичнаяпо отношению к представительным (законодательным) органам, которыеопределяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительнойвласти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.).Издаваемые ими властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют,применяют в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных лицсистемы исполнительной власти не могут противоречить закону, являются егоисполнением.
9. Исполнительная власть не подчинена другимвластям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующиевласти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трехветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека идр.).
Сущность функций исполнительной власти выявляется ипосредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществленияисполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основныефункции современной исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная),т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законовсубъектов РФ;
2) «правозащитная», т. е. соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной властиобязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека игражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости —защищать их;
3) социально-экономическая, т. е.создание условий для развития хозяйственного строительства,социально-культурного и административно-политического управления. Эту функциюможно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечениеблагосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
4) функция обеспечения законности и соблюденияконституционного порядка в стране;
5) регулирующая, в рамках которойосуществляются многие функции государственного управления: руководство,контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
6) нормотворческая, в соответствии скоторой органы исполнительной власти осуществляют в установленных закономпределах деятельность по принятию нормативных актов, мно гие из которыхподлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РоссийскойФедерации;
7) охранительная (юрисдикционная),означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделеныполномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мергосударственного (административного) принуждения в случае, если указаннымилицами нарушаются нормы законодательства.
Субъекты исполнительной власти являютсяглавнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляютгосударственное управление, управленческие действия, принимают административныеакты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность,права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства Россиивыделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:
1) Российская Федерация как демократическоефедеративное государство, суверенитет которого распространяется на всютерриторию РФ;
2) равноправные субъекты РФ: республики, края,области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъектыРФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерацииосновано на ее государственной целостности, единстве системы государственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственногоуправления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
1) Президент РФ;
2) Правительство РФ;
3) федеральные органы исполнительной власти(федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
4) территориальные органы федеральных органовисполнитель ной власти;
5) главы исполнительной власти субъектов РФ(президенты, главы администраций);
6) правительства субъектов РФ;
7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как следует из приведенной классификации, субъектамиисполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (всубъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органыуправления не могут функционировать без персонала государственного управления,т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческихотношений. Выделяются следующие особенности организации и функционированиясубъектов исполнительной власти:
1) число госслужащих, занятых в сфере деятельностиисполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихсяиной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридическиелица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органамизаконодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
2) субъекты исполнительно-распорядительнойдеятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительныефункции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативныеи индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняютфункции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях иналагая административные взыскания;
3) должностные лица и государственные служащиеобладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют наформирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми,материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
4) органы исполнительной власти и государственныеслужащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силуналичия у них полномочий по реализации мер государственного (административного)принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена назаконных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введенииособых административно-правовых режимов;
Одной из основных задач государственного управленияявляется формирование кадрового потенциала государственных органов. Решениеэтой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственногоуправления, как государственная служба.
Заключение
В настоящее время центральное место вгосударственно-управленческой деятельности занимают:
а) разработка и реализация политики, выражающейся вгосударственных программах общефедерального и регионального масштабов(например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная,энергетическая и т. п.);
б) установление и эффективное проведение в жизньправовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственноестимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности,защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма инедобросовестной конкуренции и т. п.);
в) управление предприятиями и учреждениямигосударственного сектора;
г) регулирование функционирования различных объектовнегосударственного сектора;
д) координация функционирования национализированногои денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного иадминистративно-политического строительства;
е) обеспечение реализации прав (включая их охрану) иобязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
ж) осуществление государственного контроля и надзораза работой управляемой и регулируемой сфер.
По существу это — основные функции исполнительнойвласти, то есть ведущие направления государственно-управленческой деятельности.В них находит свое прямое выражение приоритет публичных интересов всфере государственного управления.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принятавсенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФо поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ20.12.2001) (ред. от 08.12.2010)
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ(ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ(ред. от 29.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)
Литература:
5. Административное право: учебник / БахрахД.Н., — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 608с. – (Российскоеюридическое образование)… 6. Административное право: учебник / СмоленскийМ.Б. – М.: Феникс, 2007. 352с.
7. Административное право РоссийскойФедерации : Учебник / Алехин А.П, Кармолицкий А.А, Козлов Ю.М М.: ИКД«Зерцало-М». 2003. — 608 с.
8. Административное право. Учебник / МироновА.Н., Форум, 2007. – 304 с.
9. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент:человек, стратегия, организация, процесс.: 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Экономистъ, 2006. С.670.
10.Социальное управление. Государство,коллектив, личность: учебник / Кнорринг В. И. – М.: Экзамен, 2008. С.688
11. Теория государственного управления.:учебник / Атаманчук Г.В, — М.: Омега-Л. С.38, 92—110.