«Управление конфликтами в организации» Содержание. Введение… ……… 1. Природа возникновения конфликта… 1.1 Сущность конфликта, его понятие… 2.Типы конфликтов… 3.Причины конфликтов… .2. Управление конфликтом….1.Структурные методы разрешения конфликта… 2.Межличностные стили разрешения конфликтов… 3.Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации… 17 3.
Анализ деятельности организации… 1. Исторические сведения об организации… 2. Основные направления деятельности организации… 3. Организационная структура предприятия….4. Программа и методика исследования конфликтов в организации…… 1. Методический инструментарий исследования… 2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе………… 29 Заключение…39 Список использованной литературы… … 42
Введение. Многие считают, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но и необходимо. Даже популярная книга В. Зигерта и Л. Ланга называется «Руководить без конфликтов», но на самом деле они утверждают, что «Конфликты – это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации» (1). Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей,
так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко пере¬растающие в конфликты. Необходимо соответствующее управ¬ление этим процессом, задачей которого должно быть предуп¬реждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика.
Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных
ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. С практической точки зрения актуальность темы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения.
Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш». Цель курсовой работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: – рассмотреть понятийный аппарат проблематики; – изучить различные виды конфликтов; – определить причины, фазы и последствия
конфликтов; – обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов; – разработать методологию исследования; – исследовать уровень конфликтности в организации «АвтоТракМоторс» – выявить причины и сущность конфликтов; – изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов; – разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами. Объект исследования – коллектив СООО «АвтоТракМоторс», состоящий из 61 человека, из них 41 мужчина
и 20 женщин. Предмет исследования – уровень конфликтности, методы управления конфликтами, конфликты и отношения в коллективе. 1. Природа возникновения конфликта. 1. Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение. Для начала следует разобраться, что же такое конфликт. Первое, что приходит в голову обратиться к авторитетной литературе.
Конфликт- несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое (2). Конфликт (от лат . conflictus – столкновение), столкновение сторон, мнений, сил (3). Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры.
Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию.
Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе.
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, “конфликт очищает”. Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических
процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом. Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент (4) Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические
и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей. Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение.
Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течении нескольких дней, недель, месяцев или даже лет. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное,
что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, – непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые
конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может,
вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону (выявление
разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.) Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели. Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности. Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта.
Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами. 1.2. Типы конфликтов Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц. Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия
групп в организации: (5) Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
Деловые (“инструментальные”) отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении “средств производства” друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп.
В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации. Социо-эмоциональные отношения. Они проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще – лица к группе и к организации). Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы.
Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в конфликт. Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий. При этом предполагается, что само разрешение конфликта неэффективно с позиции целей организации (либо по критерию времени его разрешения – явное несоответствие целям организации). Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:
(6) Первый – между работодателями и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги.
Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать – как несовместимые. Этот примера говорит о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В этом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований,
предъявляемых к одному и тому же человеку. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями, может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Второй – между подразделениями крупных организаций (межгрупповой). Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда.
Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного
персонала. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений.
В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене. Третий – межличностные конфликты (межличностный). Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы,
капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг
с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне. Четвертый – между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную
работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст
мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры
организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. 1.3. Причины конфликтов. Можно выделить несколько общих основных причин конфликтов в организациях. • Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены.
Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными. • Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда
своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники. • Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной
продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. • Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения
общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной – о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. • Неудовлетворительная коммуникация. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительностью
коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами. Различия в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических
особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости.
Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте.
В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. 2. Управление конфликтом. 2.1. Структурные методы разрешения конфликта. ` Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта. Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов. РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения.
Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации. КООРДИНАРНЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Это применение координационного механизма.
Один из самых распространенных механизмов – цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.
Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями – отделом сбыта и производственным отделом – сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных комплексных целей – еще один
структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели – направит усилия всех участников на достижение общей цели. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности.
Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы
добиться большей слаженности и деятельности всего персонала. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью,
премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов. Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта – это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется поведением. которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется.
Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв. ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует
власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь
одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать
диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс – это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками
зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы
с людьми Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах,
не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: 1. Определите проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон. 3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. 5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз. 2.3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации. Сложность управления предприятием в кризисной ситуации обусловлена следующими факторами.
С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера. Рекомендуемая в специальной литературе модель разрешения данной проблемы состоит в том, чтобы привести конфликтующие стороны к совместному обсуждению проблемы. Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит
дискуссию в русло научного поиска решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Однако, такие простые способы разрешения конфликтов на практике вызывают большие сложности. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации – это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества
претензий активно поддерживать сотрудничество внутри организации. Во многом такое положение обусловливается неправильным представлением руководителя о природе конфликта и использованием несоответствующего инструмента. Известно, что в условиях кризиса многие характеристики конфликта изменяются качественно, что не дает положительных результатов при использовании традиционных подходов к анализу спорных ситуаций. Выход из этого методологического тупика можно найти в подходе к
анализу конфликта с позиций теории организации. Основным методологическим моментом в данном подходе является рассмотрение организации как комплекса отношений между организационными единицами. Это с одной стороны. С другой – развитие организации рассматривается как усложнение коммуникаций между организационными единицами, переход к сетевым принципам их организации. Более того, развитие организации, как правило, сопровождается увеличением количества организационных
единиц, а также расширением набора функций, реализуемых ими. Диагностика видов конфликтов, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства – это традиционные этапы работы консультанта. Эффективный консультант – это, прежде всего, умение видеть многообразие аспектов конфликта и творческий выбор методов работы. Вместе с тем, опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для
конструктивного управления им. Рассмотрим стратегию эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом. Стратегическое вмешательство определяется несколькими постулатами, то есть основными условиями урегулирования конфликта. Данные постулаты будем рассматривать как своеобразные пункты, где должны определяться и приниматься существенные решения – о целесообразности вмешательств, их видах. В целом схему вмешательства можно представить следующим образом (см. рис.
1). 1. Завоевание авторитета у сторон. Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Поэтому для консультанта очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них поскольку в таком случае его деятельность не будет эффективной. Если одна из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей
деятельности консультанта вызывает сомнение. 2.Определение взаимоотношений сторон. Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон – участников конфликта. Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами и знать не только их мнение, но и
степень их готовности к активному соучастию в процессе урегулирования конфликта. Широко распространенным методом при этом является интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой информации. Интервью обеспечивают консультанта информацией о следующих решающих моментах, рассматриваемых позднее: интенсивность конфликта; уровень симметрии и силовой баланс; природа, характер конфликта (определенные проблемы, обиды, жалобы и поводы для недовольства).
3. Поддержание равновесия сторон. Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности. Собственно приглашение консультанта может явиться свидетельством наличия между сторонами определенного равновесия и желания сторон разрешить противоречия. Консультант должен проявлять активность, прежде всего, при наличии безвыходных ситуаций, в которых стороны более или менее соответствуют друг другу. Важнейшей особенностью взаимодействия сторон в этих
условиях является стремление к сохранению силового баланса. 4. Поддержание «оптимального» уровня интенсивного конфликта. Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и даже в ряде случаев делает его невозможным. Такое положение обуславливается тем, что ни одна из сторон не проявит готовности общения с другой стороной. Часты случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в деятельности консультанта, особенно
если она ограничена определенными условиями одной из сторон. Более того, существует и другая опасность. Конфликт, который находится в состоянии очень быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта. Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую трудность для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы. 5. Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта.
Если на предыдущих этапах рассматривались вопросы управления динамикой конфликта, то здесь определяющим вопросом является качественная сторона разногласий, природа их возникновения. Конфликтные ситуации обычно связаны с одним из следующих видов отношений, возникающих в процессе совместной деятельности групп: деловыми (“инструментальными”) отношениями; социо-эмоциональными отношениями; отношениями при ведении переговоров о распределении ресурсов; силовыми отношениями.
Иногда возникновение конфликта связано со всеми указанными типами отношений, в таком случае они должны рассматриваться как разные аспекты одного конфликта 6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что эффективной деятельность консультанта бывает лишь в случаях, когда рассмотрение предметов спора и конфронтации сторон происходят поэтапно. Такой подход приводит к синтезу мнений, то есть к выработке определенного решения, понимания, и достижению
компромисса. Этот повторяющийся процесс, каждый раз предусматривающий рассмотрение определенной части конфликта. Наилучшие результаты получаются тогда, когда этот метод будет поддержан обеими конфликтующими сторонами. Непосредственной целью обсуждений является не принятие решений, а разъяснение перспектив обеих сторон. Конфронтация перспектив будет различной в зависимости от того, какой тип отношений доминирует: в вопросах делового характера это будут, главным образом, обсуждение и полемика, в вопросах социо-эмоционального
характера – представление себя на месте другого в вопросах распределения ресурсов, ведения переговоров. Результатом этой конфронтации перспектив может оказаться синтез: выработка решения, понимания и достижение компромисса. Конфронтация может закончиться и созданием безвыходной ситуации. Безвыходные ситуации принуждают стороны к дальнейшей детализации, за которой вновь следует конфронтация. Последовательность структурирования конфликта приведена на рис.
2. 7. Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны, способствование постоянному прогрессу. Важная задача консультанта – четкое и решительное определение и указание процедур, которые стороны должны выполнять, их разъяснение и обоснование. Четкость в определении ролей и алгоритмов работы сторон создает спокойную обстановку, необходимую для продолжения работы, в то время как неопределенность, нерешительность и двусмысленность вызывают сумятицу недоверия. Часто стороны чувствуют себя дезориентированными и подвергающимися
угрозам. Если консультант не способен регулировать взаимодействие между сторонами, легко возникает враждебная атмосфера, которая делает невозможными полемику и обсуждения, ставит под вопрос целесообразность переговоров. Точность диагностики указанных двух составляющих процедуры управления конфликтом, подбор адекватных методов работы, искусность их применения определяют эффективность стиля работы консультанта. Кроме того, на эффективность деятельности консультанта влияет и структура самого процесса управления
конфликтом, что, как правило, означает степень изменения конфронтации сторон. Процесс, как показывает опыт, может легко принять вид циклично повторяющихся обсуждений одних и тех же вопросов. В этих случаях особую роль играет качество выполнения консультантом такой функции управления, как контроль. Речь идет о таком владении технологией разрешения конфликта, которая позволит консультанту управлять изменением позиций сторон в предмете спора, приводящих к разрешению конфликта за определенное
время. В условиях кризиса в организации минимизация времени разрешения конфликтов выступает одним из важнейших требований к его эффективному преодолению. Направленность действий консультанта по рассмотренным выше постулатам приведена в табл. 1. Аспект отношений Экспертный метод Завоевание авторитета у сторон Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений
Определение структуры взаимоотношений сторон Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта Поддержание “оптимального” уровня интенсивности конфликта Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения Дифференциация вмешательства по видам конфликта Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации Детализация конфликта, конфронтация, синтез Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование
безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений Таблица 1. Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа. В предложенном алгоритме разрешения конфликтов отношения между организационными субъединицами характеризуются наличием взаимозависимости и стремление к автономии.
Иными словами, предложенный подход разрешения конфликтов в кризисном режиме развития рассматривает направления формирования такого важнейшего свойства коммерческой организации в условиях рынка как выживаемость. Вместе с тем, менеджеру предлагается расширенный дифференцированный арсенал вмешательств в неизбежные конфликты между организационными единицами. 3. Анализ деятельности организации. 3.1. Исторические сведения об организации. Совместное общество с ограниченной ответственностью «АвтоТракМоторс»
является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, которое было зарегистрировано в Минском областном исполнительном комитете от 23.11.2007г. за № 1386 по юридическому адресу: 220024, Минская обл Минский р-н, п/у Колядичи, ул. Бабушкина, 90, каб. 16. Уставный фонд организации в соответствии с учредительными документами составляет 20 500 долларов США, в т.ч. белорусских инвесторов – 410 долларов
США (что составляет 2% общей суммы уставного фонда), иностранных инвесторов – 20 090 долларов США (что составляет 98% общей суммы уставного фонда). История компании ”АвтоТракМоторс” начиналась с небольшого магазина по улице Богдановича более одиннадцати лет назад. Выгодное географическое расположение нашей Республики обеспечивало растущий из года в год объём грузоперевозок и числа грузоперевозчиков.
Стремительными темпами росло количество техники, задействованной в международных грузоперевозках. В тот момент отечественный грузоперевозчик всё активнее стал приобретать европейские тягачи и прицепы, учитывая их очевидные преимущества над отечественной техникой. В какой-то момент на рынке начал появляться дефицит квалифицированного предложения запасных частей к импортным грузовикам. Именно тогда руководство компании и определило стратегическую перспективу развития
предприятия: стать лидером на рынке предложения запасных частей к большегрузной технике европейского производства. С тех пор компания планомерно и динамично развивается в выбранном направлении. Стратегическим партнёром СООО ”АвтоТракМоторс” является ЗАО ”SKUBA” (Литва, Вильнюс) – крупнейший продавец запасных частей в Восточной Европе. Наше предприятие также является официальным представителем на территории
Республики компании WABCO – одной из ведущих компаний-производителей систем безопасности и контроля для коммерческого транспорта. Целью компании стал девиз: наиболее квалифицированно и быстро оказать помощь оказавшемуся в затруднении Заказчику. Деловая репутация фирмы, существующая инфраструктура, кадровый потенциал, материально-техническое и программное обеспечение позволяют оперативно и качественно обслуживать постоянно расширяющуюся базу клиентов, которая на сегодня составляет более 1000 юридических и физических
лиц. Нашими заказами и партнёрами являются как частные покупатели, так и автомагазины, СТО и автопредприятия. Уникальная клиентская программа дает возможность увидеть наличие остатков товара на складах как в Республике Беларусь, так и в Европе, что упрощает поиск необходимой детали и формирование заказа. Самый главный показатель любого поставщика или магазина – это его ассортимент. Наши возможности позволяют держать в наличии на складе более 12000 наименований запасных частей для
автомобилей MAN, MERCEDES, VOLVO, SCANIA, RENAULT, IVECO, DAF, для прицепов и полуприцепов с осями SAF, BPW, ROR, KASSBOHRER, TRAILOR, FRUEHAUF. Помимо оригинальных автозапчастей Вы можете заказать лицензионные запасные части известных мировых брендов, которые изготовлены по лицензии крупнейших мировых автопроизводителей. 3.2. Основные направления деятельности организации.
Подход «Довольный клиент сегодня обеспечивает нам работу завтра» позволяет компании уверенно себя чувствовать даже в условиях мирового кризиса. Основным видом деятельности СООО «АвтоТракМоторс» является оптовая торговля запчастями к грузовым автомобилям импортного происхождения. Производственный тип и специализация предприятия. Методы организации производства на предприятии В течение всей своей деятельности основные подходы
СООО «АвтоТракМоторс» к работе остаются неизменными: обеспечение заказчика высококачественной продукцией, доступные цены. За годы работы в СООО «АвтоТракМоторс» сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, способных на решение задач любой сложности. В настоящее время штат СООО «АвтоТракМоторс» составляет 61 человек. Успешная торговая деятельность СООО «АвтоТракМоторс» обусловлена высоким профессионализмом сотрудников, надежностью применяемой элементной
базы. СООО «АвтоТракМоторс» не производит продукцию. Основные виды продукции предлагаемые СООО «АвтоТракМоторс»: • Автогидравлика; Выхлопная система; Датчики и реле; • Двигатель; Кузов; Оптика; Подвеска; Подшипники • Ремни; Рулевое управление; Система обогрева и вентиляции •
Система охлаждения; Система питания; Системы пуска • Стекло; Сцепление; Тормозная система • Трансмиссия; Троса; Фильтры. Как видно из представленного перечня, номенклатура реализуемой продукции и услуг достаточно широка. Отделы закупок и сбыта предприятия проводят тщательный анализ рынка при выборе поставщика, ориентируясь не только на оптимальное соотношение стоимостей закупки и сбыта для достижения максимальной рентабельности
продаж, но и учитывая качество, надежность данной продукции. Таким образом, представители СООО «АвтоТракМоторс» всегда уверены перед заказчиком в качестве реализуемой ими продукции и декларации гарантийных обязательств. Этот фактор формирует у клиентов СООО «АвтоТракМоторс» положительный имидж и представление о компании как о надежном и честном партнере. Это соответствует долгосрочной политике компании в ее деятельности
по оптовой торговле продукцией на белорусском рынке. Территориально основные клиенты находятся в Минске и в областных центрах Республики Беларусь. 3.3.Организационная структура предприятия. Главной задачей организационной структуры предприятия СООО «АвтоТракМоторс» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство
с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Организационная структура управления предприятия состоит из нескольких последовательно расположенных уровней управления (рисунок 3). Рисунок 3. Организационная структура предприятия Руководство предприятием осуществляется директором.
Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности. Он определяет направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отчитывается об итогах финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается
имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Директор предприятия назначается учредителем, действует на основании контракта, имеет право принимать решения по всем вопросам, подотчетен по всем вопросам своей деятельности учредителю.
Директор предприятия: • обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия; • нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями контрактов и законодательством; • представляет предприятие без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и других государств, юридическими и физическими лицами; • в пределах своей компетенции распоряжается имуществом, в том числе средствами предприятия; • в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; • заключает договоры от имени предприятия, выдает доверенности; • открывает расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банка; • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия; • осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством или уставом к его компетенции. Следующий уровень – руководители, которые подчинены директору: заместитель директора по финансовым,
коммерческим и общим вопросам. Директор и его заместители определяют тенденции и реальные направления развития предприятия, организуют работу и взаимодействие производственных участков. На СООО «АвтоТракМоторс» работает 61 человек. Так как коллектив достаточно небольшой, работники часто вступают в прямой контакт с покупателями, что позволяет более полно изучить их предпочтения, требования и пожелания. На крупных заводах и предприятиях такой возможности практически нет.
4. Программа и методика исследования конфликтов в организации. Этапы исследования: Стороннее наблюдение в естественных условиях. Разработка методов и методик. Сбор информации в соответствии с разработанной методикой. Обработка и интерпретация полученных данных. Разработка рекомендаций. Цель исследования – изучить уровень конфликтности в коллективе, причины конфликтов и способы их регулирования.
Выявить резервы необходимые для управления конфликтами в организации. Объект исследования – коллектив СООО «АвтоТракМоторс», состоящий из 61 человека, из них 41 мужчина и 20 женщин. В исследовании приняло участие 27 человек. Возрастной состав членов коллектива от 19 до 57. Образование: среднее специальное и высшее. Предмет исследования – конфликты и отношения в коллективе.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: Проанализировать уровень конфликтности в структурных подразделениях организации и в целом по областным филиалам. Выявить причины и сущность конфликтов. Изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов. Разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами. 4.1. Методический инструментарий исследования. Для достижения поставленных задач разработана методика
на основе индекса групповой сплоченности Сишора и «Экспресс – методики» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика была доработана и адаптирована к условиям организации. Приложение № 1. Анкета состоит из 19 пунктов, условно разделенных на 3 блока. Первый блок – 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (адаптированная методика «Сишора»). Второй блок – 10 вопросов, направлены на выявление уровня конфликтности в организации и определения
резервов для управления конфликтами. Последний блок – «Паспортичка», состоящая из 3-х открытых вопросов и одного закрытого. Приложение № 1. Методика определения индекса групповой сплоченности «Сишора» Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в еди¬ное целое, — можно определить не только путем расчета соот¬ветствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколь¬кими вариантами
ответов на каждый. Ответы кодируются в бал¬лах. Максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 6. Все ответы первых двух блоков кодируются в баллах. Максимальный балл присваивается ответам с позитивной нагрузкой (кроме вопросов направленных на выявление уровня конфликтности, т.к. там, наоборот), а минимальный балл присваивается ответам с негативной нагрузкой, пропущенные значения и ответы «Не знаю» получают среднее значение.
Например, на вопрос «Как бы Вы оценили свою принадлежность к отделу?» ответу «Всегда чувствую себя членом, частью отдела» присвоено значение – 5 баллов, а ответу «Живу и существую отдельно от отдела» значение – 1 балл, ответ «Не знаю» имеет средний балл. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии фа¬культета психологии
Санкт-Петербургского Университета. Опыт показывает, что проводимые исследования психологи¬ческого климата, как правило, преследуют две цели: подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенно¬стями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического
климата в коллективе. 4.2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе. Для достижения поставленных задач была разработана «Анкета о коллективе» и проведен опрос в первичном коллективе, численностью 61 человека. В опросе приняло участие 27 человек – это около 45 % от численности всего коллектива, что позволяет считать опрос достоверным. Из 27-и опрошенных 21 (18,5 %) мужчин, 6 (77,8 %) женщина и один человек, не указавший свой пол.
Средний возраст опрошенных 32 лет, возраст самого старшего сотрудника из принявших участие в опросе 57 лет, самый молодой сотрудник 22 года, трое сотрудников не указали свой возраст. Образование у большинства сотрудников высшее 24 (88,9 %), у одного сотрудника (3,7 %) среднее специальное, научную степень имеет также один сотрудник (3,7 %) и один сотрудник не указал свое образование. Первый блок анкеты состоит из 5 вопросов, направленных на определение групповой сплоченности коллектива
в целом и групповой сплоченности отдельно по отделам. Уровень групповой сплоченности по отделам Свою принадлежность к отделам респонденты определили следующим образом: 15 (55 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью отдела; 6 (22,2 %) опрошенных в большинстве случаев чувствуют себя частью отдела; 1 (3,75 %) иногда чувствуют себя членом отдела, иногда нет;
1 (3,75 %) редко чувствуют себя членом отдела; еще 1 (3,75 %) живет и существует отдельно от отдела; 3 (11,1 %) опрошенных ответили «Не знаю». Средний бал по данному вопросу равен 4, максимум по методике 5, а минимум 1. 11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться в своем отделе, 7 (25,9 %) скорее всего, останутся, чем перейдут, 6 (22,2 %) не видят различия между своим отделом и другими отделами, 3 (11,1 %) не знают «переходить или нет».
Средний бал по данному вопросу равен 3,85, максимум по методике 5, а минимум 1. Взаимоотношения между членами отдела респонденты определили следующим образом: 14 (51,9 %) опрошенных считают, что взаимоотношения у них в отделе лучше, чем в других отделах; 9 (33,3 %) считают, что взаимоотношения такие же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них в отделе хуже, чем в других отделах;
2 (7,4 %) не знают. Средний бал по данному вопросу равен 2,37, максимум по методике 3, а минимум 1. Взаимоотношения с руководством отдела лучше, чем в других отделах определяют 11 (40,7 %) опрошенных, а такими же, как и в других отделах определяют 12 (44,4 %) респондентов, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу равен 2,26, максимум по методике 3, а минимум 1. 11 (40,7 %) считают, что отношение к работе у них в отделе лучше, чем в других отделах,
14 (51,9 %) утверждают, что у них в отделе отношение к работе такое же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) считают, что отношение к работе у них в отделе хуже, чем в других отделах. Средний бал по данному вопросу равен 2,33, максимум по методике 3, а минимум 1. Суммарный уровень групповой сплоченности по отделам равен 14,81, что является хорошим показателем, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 19, а минимальный 6.
Уровень групповой сплоченности по организации в целом. 13 (48,1 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью организации, 7 (25,9 %) в большинстве случаев чувствуют себя частью организации, 2 (7,4 %) иногда чувствуют себя членом организации, иногда нет, 2 (7,4 %) живут и существуют отдельно от организации,
3 (11,1 %) респондентов не знают ответ на вопрос о принадлежности к организации. Средний бал по данному вопросу равен 3,88, максимум по методике 5, а минимум 1. 11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться в своей организации, 7 (25,9 %) скорее всего, останутся, чем перейдут, 5 (18,5 %) не видят различия между своей организацией и другими организациями, 1 (3,75 %) предпочитают перейти в другую организацию, чем остаться,
3 (11,1 %) не знают «переходить или нет». Средний бал по данному вопросу равен 3,81, максимум по методике 5, а минимум 1. Взаимоотношения между членами организации респонденты определили следующим образом: 9 (33,3 %) опрошенных считают, что взаимоотношения у них в организации лучше, чем в других организациях; 15 (55 %) считают, что взаимоотношения такие же, как и в других организациях, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них в организациях хуже, чем в других организациях;
1 (3,75 %) не знает. Средний бал по данному вопросу равен 2,22, максимум по методике 3, а минимум 1. Взаимоотношения с руководством организации лучше, чем в других организациях определяют 8 (29,6 %) опрошенных, а такими же, как и в других организациях определяют 13 (48,1 %) респондентов, хуже, чем в других организациях считает 1 (3,75 %) опрошенных, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу равен 2,07, максимум по методике 3, а минимум 1. 8 (29,6 %) считают,
что отношение к работе у них в организации лучше, чем в других организациях, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в организации отношение к работе такое же, как и в других организациях, 5 (18,5 %) считают, что отношение к работе у них в хуже, чем в других организациях. Средний бал по данному вопросу равен 2,11, максимум по методике 3, а минимум 1. Суммарный уровень групповой сплоченности по организации, в целом равен 14,09 это несколько ниже, чем
сплоченность в отделах, но его можно считать очень хорошим уровнем сплоченности, так как при коридорном расположении отделов и сотрудников уровень сплоченности организации, как правило, значительно ниже, чем по отделам. Уровень конфликтности в отделах 13 (48,1 %) опрошенных считают, что у них в отделе конфликтов нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 3 (11,1 %) опрошенных не знают. Суммарный бал по данному вопросу равен 1,93, негативный максимум по
методике 3, а позитивный минимум 1. Частоту конфликтов в отделе респонденты определили следующим образом: конфликты бывают редко, утверждают 16 (59,3 %) опрошенных; не знают 11 (40,7 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,41, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1. Средний уровень конфликтности в отделах составил 1,67 это положительный показатель, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.
Уровень конфликтности, в целом по организации 9 (33,3 %) опрошенных считают, что у них в организации конфликтов нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 7 (25,9 %) опрошенных не знают. Суммарный бал по данному вопросу равен 2,07, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1. Частоту конфликтов в организации респонденты определили следующим образом: конфликты бывают редко, утверждают 13 (48,1 %) опрошенных; конфликты бывают часто, считают 2
(7,4 %) респондентов; не знают 12 (44,4 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,59, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1. Средний уровень конфликтности по организации, в целом составил 1,83 это несколько выше, чем уровень конфликтности в отделах, но его можно считать положительным уровнем конфликтности, так как уровень конфликтности организации, как правило, значительно ниже, чем по отделам. Степень устойчивости сотрудников к конфликтам в отделе
Значение конфликтов в отделе сотрудники оценили следующим образом: не имеют значения, ответили 5 (18,5 %) опрошенных; не очень большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1. Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников.
Суммарный бал по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1. Средняя степень устойчивости сотрудников к конфликтам в отделах составила 1,76 этот показатель ниже среднего, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1. Степень устойчивости сотрудников к конфликтам в организации Значение конфликтов в организации сотрудники оценили следующим образом: не имеют значения, ответили 5
(18,5 %) опрошенных; не очень большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Средний балл по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1. Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников. Средний балл по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.
Средняя степень устойчивость сотрудников к конфликтам в организации составил 1,76, этот показатель ниже среднего, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1. Анализ причин конфликтов в отделах 9 (33,3 %) опрошенных считают, что главной причиной конфликтов в отделе является психологическая несовместимость сотрудников, характеров, взглядов, 7 (25,9 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов связана с выполнением заданий,
5 (18,5 %) считают, что конфликты связаны с нарушением норм поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов – распределение отпусков, 1 (3,75 %) респондентов утверждают, что конфликты связанны с начислением заработной платы и премий. Анализ причин конфликтов на уровне организации 8 (29,6 %) опрошенных считают, что главной причиной конфликтов в отделе является психологическая несовместимость сотрудников, характеров, взглядов,
6 (22,2 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов связана с выполнением заданий, 7 (25,9 %) считают, что конфликты связаны с нарушением норм поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов – распределение отпусков, 2 (7,4 %) респондентов утверждают, что конфликты связанны с начислением заработной платы и премий. Заключение. На любом уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов она ни достигала:
от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, людям, осуществляющим процесс управления, приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овла¬деть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия. Результаты исследования, проведенного в коллективе СООО «АвтоТракМоторс», показали, что система управления конфликтами в объекте исследования имеет высокий
уровень развития. Так уровень конфликтности в целом по организации составил 1,83 (по шкале от 1 до 3), а уровень сплоченности организации составил 14,09 баллов (по шкале от 6 до 19). Показатели уровень сплоченности и уровень конфликтности являются взаимозависимыми, т.к. когда уровень сплоченности выше, уровень конфликтности ниже, т.е. коллектив един и конфликтует меньше. Данные показатели в объекте исследования имеют очень хорошее значение.
В отделах организации, как и предполагалось, уровень сплоченности выше 14,81 (по шкале от 6 до 19), чем в целом по организации, а уровень конфликтности ниже 1,67 (по шкале от 1 до 3). Стоит отметить, что в отделах преобладают конфликты, причиной которых являются межличностные отношения на почве расхождения взглядов, характеров. Рассматривая уровень конфликтности по горизонтали и вертикали, следует выделить, что уровень конфликтности между руководством и подчиненными выше (1,99 по шкале от 1
до 3), чем между подчиненными одного уровня (1,69 по шкале от 1 до 3). В условных возрастных группах наблюдается тенденция уменьшения уровня конфликтности по мере увеличения возраста респондентов. В группе до 35 лет (7 человек) конфликтность составила 2,03 (по шкале от 1 до 3), в группе от 36 до 44 лет (9 человек) 1,92 балла, а в группе от 45 и более (8 человек) уровень конфликтности еще ниже 1,87. Данная тенденция подтверждает что с возрастом люди становятся более терпимы друг к другу.
По сфере возникновения и развития конфликтов в данной организации преобладают деловые конфликты, т.е. связанные с официальной деятельностью сотрудников, выполнением ими должностных обязанностей – 35 %, межличностные конфликты преобладают в отделах, и составляют 32 %. Так же в организации существуют конфликты, связанные с нарушением трудовой дисциплины и норм поведения – 23 %. По причине распределения ресурсов в организации возникает 10 % конфликтов.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет
к различным видам конфликта. В данной организации система распределения ресурсов имеет высокую степень развития, т.к. доля конфликтов связанных с распределением ресурсов наименьшая. Взаимосвязь задач вызывает конфликтные ситуации в большинстве случаев 35 %. В объекте исследования существенное значение имеют конфликты, основанные на взаимозависимости задач, что утверждают респонденты, указывающие свое мнение по снижению конфликтов: «Четкое исполнение своих
должностных обязанностей и в сроки», «Четкое разъяснение должностных обязанностей». Межличностные отношения и различия в представлениях и ценностях становятся причиной конфликтов преимущественно в отделах организации 34 %. В целом по организации, конфликты по причине межличностных отношений и различий в представлениях и ценностях возникают в 32-х % случаев. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели.
Вместо того, что бы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Межличностные отношения и различия в представлениях и ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Это видно из предложений респондентов по снижению конфликтов: «Нормальный психологический климат», «Улыбаться друг другу», «Неформальное общение», «Относиться с пониманием друг к другу, быть терпимее
к людям», «Взаимное уважение», «Доброта понимание, компромиссы», «Терпение, взаимопонимание, воспитанность». По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возмож¬ность рациональных преобразований в организации, а, следовательно, могут принести ей боль¬шую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала
разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов. Следует, однако, помнить, что отсутствие функционально позитивных конфликтов может породить в организации само¬довольство, самоуспокоенность. Объект исследования имеет минимум деструктивных конфликтов, т.к. уровень конфликтности в целом по организации ниже среднего значения 1,83 (по шкале от 1 до 3), что в свою очередь позволяет существовать конструктивным конфликтам, которые необходимы для нормального
развития организации. В свою очередь сам конфликт можно называть деструктив¬ным, если не удалось избежать кризисов. Но любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бы¬вают конфликты, проходящие без кризисов. Но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации).
В данной организации уровень корпоративной культуры достаточно высокий 2,35 балла (по шкале от 1 до 3), так 79 % опрошенных четко представляют цели организации и 21 % представляют в общих чертах. Но о существовании письменных правил поведения и этикете не знают 59 % опрошенных. Список использованной литературы: 1. Зигерт В Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. –
С. 193. 2. Мескон М. Х Альберт М Хедоури Ф. «Основы менеджмента» – М.: Дело, 2002г 3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь,2009г. 4. Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк. Внимание конфликт Новосибирск.: Наука, 2002г 5. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Дека, 1999 г. – 301 стр.
6. Шейнов В. П. Как управлять другими; как управлять собой. Искусство менеджера. 2-е изд доп. – Минск.: Алмафея, 2000. 7. Травин В.В Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента./ Академия народного хозяйства при правительстве РФ. –М.; Дело, 2002. 8. Попов Р.А. Антикризисное управление:
Учебник для вузов. – М.: «Высшая школа», 2003. – 429 стр. 9. Уткин Э.А. История менеджмента: Учебник для вузов М.: ЭКМОС, 1999 г. -223 стр. 10. Петрушин В. И. Психология менеджмента: Как сделать счастливыми себя и своих подчиненных: Учебное пособие. – М.: Институт практической психологии,
2004 г. – 235 стр. 11. О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент – М.: Экономистъ. 2004 г. 12. Баринов В. А Баринов Н. В «Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации» «Менеджмент в России и за рубежом», №5 1999г. 13. Фогмин Г. П. «Модели конфликтов», №6 2001г