–PAGE_BREAK–1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
¾ концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
¾ качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
¾ цена товара с возможной наценкой;
¾ финансы — как собственные, так и заемные;
¾ торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
¾ послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
¾ внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
¾ предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис.1.3.).
Рис.1.3. Многоугольник конкурентоспособности
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рис.1.3 — предприятия А и Б).
Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:
– финансовое положение предприятия;
– наличие передовой технологии;
– обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
– способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;
– наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;
– состояние технического обслуживания;
– действенность рекламы и системы связей с общественностью;
– кредитоспособность основных покупателей.
Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой — использовать свои преимущества и слабости конкурента.
Факторы– это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы конкурентоспособности, по мнению М. Портер, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:
1. Людские ресурсы— количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
2. Физические ресурсы— количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
3. Ресурс знаний— сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
4. Денежные ресурсы— количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
5. Инфраструктура— тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия,
М. Портер предлагает делить на несколько типов.
Во-первых, на основные и развитые.
Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
Развитые факторы– современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.
Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, ибо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.
Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов – это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.
Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов.
Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.
Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие и специализированные.
Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.
Специализированные факторы– это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.
Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.
Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
И, наконец, еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные, то есть доставшиеся сами собой
(природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые — факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.
Создание факторов — это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Д. Лодж, Д. Бауэр, Д. Зюсман, Л. Тайсон.
Исходя из рассмотренной выше концепции конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.
Внешние факторы
Внутренние факторы
Меры государственного воздействия
Основные характеристики рынка, особенности деятельности предприятия
Потенциал маркетинговых служб
Кадровый, финансово-экономический потенциал
Налоговая политика
Тип предприятия и емкость рынка
Эффективность рекламы
Финансово-кредитная политика
Наличие и возможности конкурентов
Уровень материально технического обслуживания
Государственная система стандартизации
Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов
Правовая защита интересов потребителей
Таможенная политика
Рис. 1.4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
При этом под внешними факторамиследует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансирование национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.
Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.
К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.
К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический,
финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.
Факторы — это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Финансовая устойчивость– это характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.
Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50 % финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.
На финансовую устойчивость предприятия влияет ряд факторов, которые можно разделить на:
Факторы
по месту возникновения
по важности результата
по структуре
внешние
внутренние
основные
второстепен-ные
простые
сложные
по времени действия
постоянные
временные
Рис. 1.5. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия
Квнутренним факторамотносятся:
– отраслевая принадлежность организации;
– структура выпускаемой продукции, ее доля в общем платежеспособном спросе;
– размер оплаченного уставного капитала;
– величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
– состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.
К внешним факторам относят:
– влияние экономических условий хозяйствования;
– преобладающую в обществе технику и технологию;
– платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;
– налоговую кредитную политику правительства;
– законодательные акты по контролю за деятельностью организации;
– внешнеэкономические связи;
– систему ценностей в обществе и др.
Влиять на эти факторы хозяйствующий субъект не в состоянии, он лишь может адаптироваться к их влиянию.
Значение финансовой устойчивости отдельных хозяйствующих субъектов для экономики и общества в целом слагается из его значения для каждого отдельного элемента этой системы:
– для государства в лице налоговых и других органов аналогичного назначения — своевременная и полная уплата предприятием всех налогов и сборов в бюджеты различных уровней. От этого зависит исполнение доходной части бюджета. В противном случае вследствие сокращения расходной части бюджета государство и местные органы власти не смогут в полной мере реализовать свои функции и выполнять обязательства, что в конечном счете может привести к разным негативным последствиям на государственном и региональном уровнях;
– для внебюджетных фондов, образованных под эгидой государства–своевременное и полное погашение задолженности по отчислениям в данные фонды. Невыполнение предприятиями своих обязательств (эти фонды образуются в основном за счет средств предприятий) влечет за собой нарушения в их работе, в частности в области выплат пенсий, пособий по уходу за детьми, пособий по безработице и т. д.;
– для работников предприятия и прочих заинтересованных лиц -своевременная выплата заработной платы, обеспечение дополнительных рабочих мест. Устойчивое финансовое положение является для работников предприятия гарантией своевременной выплаты заработной платы. Кроме того, увеличение доходов предприятия приводит к увеличению фондов потребления, а значит, и к улучшению материального благополучия работников данного предприятия. Также стабильное функционирование предприятия, его развитие обеспечивают создание дополнительных рабочих мест, что очень важно в условиях роста безработицы;
– для покупателей, заказчиков продукции, работ, услуг — стабильное функционирование, выполнение договорных условий.Невыполнение предприятиями своих обязательств может явиться причиной не только производственного, но и финансового кризиса у покупателей и заказчиков с известными последствиями;
– для поставщиков и подрядчиков — своевременное и полное выполнение обязательств. Для них эти моменты чрезвычайно важны, так как их доход от основной деятельности формируется из поступлений со стороны покупателей и заказчиков. Изъятие финансовых ресурсов из оборота из-за несвоевременности расчетов ослабляет их финансовое состояние, заставляет для обеспечения нормального функционирования привлекать дополнительные заемные средства, что связано с дополнительными расходами. Если же предприятие из-за плохого финансового состояния не может расплатиться с поставщиками и подрядчиками, это может привести к банкротству последних;
– для обслуживающих коммерческих банков — своевременное и полное выполнение обязательств согласно условиямкредитного договора. Невыполнение условий кредитного договора, неплатежи по выданным ссудам могут привести к сбоям в функционировании банков. Банкротство хотя бы одного банка из-за вытекающей отсюда неплатежеспособности многих его клиентов влечет за собой цепную реакцию неплатежей и банкротств;
– для собственников предприятия — доходность, величина прибыли, направляемая на выплату дивидендов. Для владельцев предприятия значение финансовой устойчивости проявляется как фактор, определяющий его прибыльность и стабильность в будущем. Кроме того, прибыльность, устойчивость финансового положения предприятия влияют на курсовую стоимость его акций.
– для инвесторов – выгодность и степень риска вложений в предприятие. Чем устойчивее в финансовом отношении предприятие, тем менее рискованны и более выгодны инвестиции в него.
Выше сказанное позволяет сделать вывод, что финансовая устойчивость предприятия играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общество в целом.
Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность. Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия.
1. Постоянное использование нововведений.
2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
3. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
4. Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
5. Использование только высококачественного сырья и материалов.
6. Постоянное обучение и переподготовка кадров.
7. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
8. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
9. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
10. Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
11. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
12. Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
Конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость – это сложные и взаимосвязанные категории.
С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости.
С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СИБИНВЕСТСТРОЙ»
2.1. Анализ финансового состояния предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Сибинвестстрой» специализируется по производству пиломатериалов и погонажных изделий в Уральском регионе. Постоянно увеличивая объемы производства, компания расширяет ассортимент реализуемой продукции.
«Сибинвестстрой» предоставляет следующие виды продукции:
Евровагонка категории А, В, С; Блок-хаус 1-2 категории; Доска обрезная;
Брус; Половая рейка; Оцилиндрованное бревно; Окна со стеклопакетом
и прочий пиломатериал.
Сотрудники фирмы с высоким качеством и по отлаженным технологиям оказывают услуги по заготовке древесины, производству и продаже пиломатериалов.
Предприятие имеет собственные производственные мощности для производства пиломатериалов. Основные направления деятельности компании — производство пиломатериалов. Породный состав перерабатываемого сырья: сосна, ель, пихта, сибирская лиственница, кедр, осина. Возможно выполнение любого заказа покупателя. Кроме того, по запросу, компания может поставлять пиломатериал транспортной влажности, упаковывать в пакеты, покрывать изделия различными материалами. Цены определяются в зависимости от качества, ассортимента пиломатериала и условий поставки.
Организация заинтересована в расширении рынков сбыта своей продукции и приглашает к сотрудничеству как производителей продукции из древесины, так и ее потребителей.
Компания заботится о своем имидже и делает все, чтобы в любой момент отреагировать на нужды потребителя.
Рис. 2.1. Постоянные покупатели предприятия
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Сибинвестстрой» размещается в г. Тюмени. Адрес ООО — ул. Герцена, 86а. Предприятие было создано на основе добровольного согласия членов трудового коллектива и пенсионеров бывшей межколхозной строительной организации. Основной целью общества является получение прибыли.
ООО «Сибинвестстрой» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Устав общества является его учредительным документом. Внесение изменений и дополнений в Устав общества или утверждение Устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания учредителей.
Имущество Общества состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе общества.
Для обеспечения деятельности общества был образован Уставный капитал, составляющий 22600 тыс.руб., сформированный за счет доходов, полученных в период аренды, и имущества, приобретенного в результате выкупа имущества учредителями. Общество имеет право увеличить Уставный капитал путем увеличения его номинальной стоимости. Решение об увеличении Уставного капитала Общества путем увеличения его номинальной стоимости и о внесении соответствующих изменений в Устав общества принимается общим собранием учредителей.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости или сокращения общего количества долей учредителей. Общество не вправе уменьшать Уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального Уставного капитала общества, определяемого в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» на дату регистрации соответствующих изменений в Уставе общества. Резервный фонд в Обществе не создавался.
Общество обязано проводить ежегодно общее собрание учредителей.
На годовом собрании решается вопрос об избрании директора, утверждении аудитора общества, рассматриваются представляемый советом директоров общества годовой отчет общества и иные документы. Проводимые помимо годового общие собрания учредителей являются внеочередными.
Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей, число которых не должно быть больше 50 человек. Общее руководство деятельностью общества осуществляет директор. По решению общего собрания учредителей полномочия директора общества могут быть прекращены досрочно. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием учредителей избирается ревизионная комиссия в количестве трех человек сроком на один год. Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Данная возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования, применение высокоэффективных новых моделей компьютеров. Все это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.
В настоящее время неизмеримо вырос интерес предприятий к подготовке лиц, умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей. На многих предприятиях эта работа ведется на кустарном уровне.
Именно с этой целью в компании «Сибинвестстрой» созданы постоянные подразделения, которые заняты анализом и расчетами экономической деятельности. Более того, ближайшими помощниками руководителя предприятия являются руководители служб маркетинга и главный бухгалтер.
2.2. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия
Финансовое состояние предприятия с точки зрения краткосрочной перспективы характеризуется показателями ликвидности и платежеспособности, т.е. способностью своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам.
Ликвидность предполагает наличие у предприятия оборотных средств в размере, достаточном для погашения обязательств. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для погашения кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются:
— наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
– отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения.
Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на 4 группы:
Таблица 2.2.1.
Группировка активов по степени ликвидности
Наименование показателя
Содержание показателя
Источник информации (ф.1)
А1
Наиболее ликвидные активы
Денежные средства предприятия +
краткосрочные финансовые вложения
Стр.250 + стр.260
А2
Быстрореализуемые активы
Дебиторская задолженность
+ прочие активы
Стр.230 + стр.240 + стр. 270
А3
Медленно реализуемые активы
Запасы + НДС
Стр. 210 + стр.220
А4
Труднореализуемые активы
Итог раздела 1 актива баланса
Стр. 190
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
Таблица 2.2.2.
Группировка пассивов по сроку погашения
Наименование показателя
Содержание показателя
Источник информации (ф.1)
П1
Наиболее срочные обязательства
Кредиторская задолженность, прочие пассивы +
ссуды, не погашенные в срок
Стр.620
П2
Краткосрочные пассивы
Краткосрочные займы и кредиты + прочие краткосрочные обязательства
Стр.610 + стр. 660
П3
Долгосрочные пассивы
Долгосрочные кредиты и заемные средства
Стр. 590
П4
Постоянные пассивы
Собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия
Стр. 490 + стр. 630+ стр. 640 + стр. 650
Для анализа ликвидности баланса составляется таблица. В графы этой таблицы фиксируются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. При сопоставлении итогов этих групп определяются абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.
Таблица 2.2.3.
Структура активов и пассивов по классу ликвидности
Актив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Пассив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Платежный излишек или недостаток
А1
Наиболее ликвидные активы
3151
3634
П1
Наиболее срочные обязательства
18933
29931
-15782
-26297
А2
Быстро
реализуемые активы
26437
39311
П2
Краткосрочные пассивы
26437
39311
А3
Медленно реализуемые активы
13882
39300
П3
Долгосрочные пассивы
33
5073
13849
34227
Актив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Пассив
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Платежный излишек или недостаток
Пассив
А4
Трудно
реализуемые активы
18779
15879
П4
Постоянные пассивы
46023
63120
-27244
-47241
Баланс
62249
98124
Баланс
64989
98124
-2740
Для определения ликвидности баланса сопоставляются итоги вышеприведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия, приведенные в графе «Рекомендуемые значения».
Таблица 2.2.4.
Проверка выполнения условия ликвидности баланса
Рекомендуемые значения
На начало отчетного периода
На конец
отчетного периода
А1≥П1
А1
А1
А2≥П2
А2>П2
А2>П2
А3≥П3
А3>П3
А3>П3
А4≤П4
А4
А4
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. В целях детального анализа баланса применяются наиболее значимые показатели ликвидности, представленные в
Таблице 2.2.5. Для расчета и оценки показателей ликвидности предлагается расчетно-аналитическая таблица.
Таблица 2.2.5.
Группа показателей ликвидности и платежеспособности
№
Наименование показателя
Способ расчета (ф.1)
Рекомендуемое значение
Пояснение
1
K1
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)
стр.290 / стр.690-(стр.640+стр.650)
Минимальное значение -1;
Допустимое значение –
1,0-1,5;
Оптимальное значение –
более 1,5.
дает общую оценку обеспеченности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочной задолженности, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль краткосрочных обязательств
2
K2
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности
стр.250+стр.260+стр.240/стр.690-стр.640+стр.650)
Допустимое значение –
0,5 – 0,8
Оптимальное значение – более 0,8.
характеризует долю текущих активов (за минусом запасов) и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрываемую текущими обязательствами
3
K3
Коэффициент абсолютной ликвидности
стр.260/стр.690-(стр.640+стр.650)
Оптимальное значение –
0,1
наиболее жесткий критерий ликвидности баланса предприятия, характеризующий долю наиболее срочных обязательств, которые могут быть погашены предприятием немедленно за счет наиболее ликвидных активов
4
K4
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
стр.490 — стр.190 /стр.290
Рекомендуемое значение – не менее 0,1
характеризует часть собственного капитала предприятия
Динамика показателей характеризуется величинами абсолютной и относительной разницы, при этом относительная величина рассчитывается как процентное отношение абсолютного отклонения к значению на начало периода.
1. Ктекущей ликвидности = продолжение
–PAGE_BREAK– стр.290 .
стр.690-(стр.640+стр.650) (1)
Ктекущей ликвидности = 82245 .= 2,7
29931
2. Кбыстрой ликвидности= стр.250+стр.260+стр.240
стр.690-стр.640+стр.650 (2)
Кбыстрой ликвидности= 3634+38302 . = 1,4
29931
3. Кабсолютной ликвидности= стр.260 .
стр.690-(стр.640+стр.650) (3)
Кабсолютной ликвидности= 3634 = 0,12
29931
4. Кобеспеченности собственными средствами= стр.490-стр.190
стр.290 (4)
Кобеспеченности собственными средствами= 63120-15879 . = 0,5
82245
Расчет и анализ финансовых коэффициентов показал, что анализируемая организация является платежеспособной и ликвидной.
2.3. Оценка финансовой устойчивости
Анализ финансовой устойчивости предприятия осуществляется на основании данных о наличии собственных и привлеченных в оборот средств и характеризует степень независимости предприятия от рынка ссудных капиталов. Оценка финансовой устойчивости предприятия основывается на расчете следующих коэффициентов, представленных в нижеприведенной таблице «Группа показателей финансовой устойчивости». Основой финансовой устойчивости считается рациональное использование оборотных средств. В данной методике используется следующая формула расчета собственных оборотных средств:
СОС = Собственный капитал (стр.490) + Долгосрочные обязательства (стр.590) – Длительные активы (стр.190+стр.230).
Для расчета и оценки показателей финансовой устойчивости предлагается расчетно-аналитическая таблица «Анализ финансовой устойчивости предприятия». В таблице представлен расчет и анализ перечисленных коэффициентов, а также анализ динамики расчетных данных, позволяющие оценить степень финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 2.3.1.
Группа показателей финансовой устойчивости
№
Наименование показателя
Способ расчета
Рекомендуемое значение
Пояснение
1
Коэффициент финансовой устойчивости
Кфин.уст.=(СК+Пд)/(СК+ЗК)
Рекомендуемое значение – 0,8-0,9
Минимально допустимое значение – 0,5
значение показателя отражает удельный вес устойчивых источников финансирования, используемых предприятием в долгосрочной перспективе.
2
Коэффициент финансирования
К фин. = СК / ЗК
Рекомендуемое значение – не ниже 1.
данный показатель дает общую оценку финансовой устойчивости предприятия, характеризуя какая часть деятельности предприятия, финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных
3
Коэффициент автономии
Кавт.= СК / ВБ
Рекомендуемое значение – не ниже 0,5.
данный показатель иначе носит название коэффициента финансовой независимости или концентрации собственного капитала, показывая, какая часть капитала предприятия сформирована за счет собственных средств.
4
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств
К маневр.= СОС /СК
Рекомендуемое значение – 0,2
Минимально допустимое значение – 0,1
показывает какая часть оборотного капитала покрывается собственными источниками финансирования.
Таблица 2.3.2.
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Наименование показателя
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
Собственный капитал
46023
63120
Заемный капитал
18966
35004
Долгосрочные пассивы
33
5073
Внеоборотные активы
18779
15879
Собственные оборотные средства
64835
52314
Коэффициент финансирования
2,4
1,8
Коэффициент автономии
0,7
0,6
Коэффициент маневренности собственных средств
1,4
0,8
Коэффициент финансовой устойчивости
0,7
0,6
Итак, анализируя показатели на начало и конец отчетного периода можно увидеть:
— величина капитала (активы) на начало отчетного периода составила 46023 тыс. рублей, а на конец отчетного периода – 63120 тыс. руб. Прирост активов составил 17097 тыс. руб.
— показатель наличия собственных оборотных средств на начало отчетного периода составил — 64835 тыс. руб. А на конец отчетного периода —
52314тыс. руб.).
— заемный капитал на начало отчетного периода составил – 18966, а на конец отчетного периода — 35004 тысяч рублей. Таким образом, заемный капитал предприятия увеличился на 16038 тыс. рублей.
— сумма долгосрочных пассивов на начало отчетного периода составила — 33, а на конец отчетного периода — 5073 тысяч рублей. Таким образом, доля долгосрочных пассивов по сравнению с началом отчетного периода увеличилась на 5040 тысяч рублей. В общем смысле, увеличение долгосрочных пассивов предприятия, тем более, что в данном случае темпы роста достаточно велики, — явление негативное. Однако, стоит учитывать и характер деятельности предприятия и его организационную форму, которая уже предусматривает большую долю заемных средств. Тем не менее, вывод очевиден — ООО “Сибинвестстрой” используем слишком большое количество заемных средств, что далеко негативно сказывается на показателях его финансовой устойчивости, тем более, в условиях рыночной экономики.
2.4. Оценка и анализ деловой активности и результативности финансово-хозяйственной деятельности
Анализ деловой активности предприятия производится с целью выяснения эффективности его текущей деятельности и результативности использования его материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Данная группа показателей характеризует скорость оборота всех, либо разных элементов оборотных активов и обязательств.
Показатели оборачиваемости разных средств рассчитываются как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости различных групп средств предприятия, рассчитанной по упрощенному варианту – путем расчета средней на основании данных на начало и конец периода.
Показатели оборачиваемости, представленные в таблице «Группа показателей деловой активности», показывают: сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Анализ показателей оборачиваемости производится с помощью расчетно-аналитической таблицы «Анализ оборачиваемости средств предприятия», в которой для сравнения коэффициенты оборачиваемости на начало года рассчитываются по выручке прошлого года.
Таблица 2.4.1.
Группа показателей деловой активности
№
Наименование показателя
Способ расчета
Пояснение
1
Оа
Коэффициент оборачиваемости активов
Оа= ВР/А ср.
показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль вложенных активов
2
Оос
Коэффициент оборачиваемости основных средств
Оос= ВР/ОС ср.
характеризует эффективность использования основных средств предприятия; иначе данный показатель носит название «фондоотдача».
3
Ооб
Коэффициент оборачиваемости оборотных фондов
Ооб= ВР/ОБ ср.
показывает, сколько рублей стоимости реализованной за отчетный период продукции приходится на 1 рубль оборотных средств
4
Одс
Коэффициент оборачиваемости денежных средств
Одс=ВР/ДСср.
показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль вложенных денежных средств
5
Одз
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Одз= ВР/ДЗ ср.
показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль дебиторской задолженности
6
Период оборота дебиторской задолженности
Длительность анализируемого периода ( в дн.) / Одз
отражает продолжительность оборота дебиторской задолженности (в днях)
7
Окз
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Окз = ВР/КЗ ср.
показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль кредиторской задолженности
8
Период оборота кредиторской задолженности
Длительность анализируемого периода ( в дн.) / Окз
отражает продолжительность оборота кредиторской задолженности (в днях)
9
Оз
Коэффициент оборачиваемости запасов
Оз= СБ пр./З ср.
характеризует продолжительность прохождения запасами всех стадий производства и реализации
10
Период оборота запасов
Длительность анализируемого периода ( в дн.) /Оз
отражает продолжительность оборота запасов (в днях)
11
Продолжительность производственного цикла, дни
Период оборачиваемости дебиторской задолженности +
Период оборачиваемости запасов
Производственный цикл – один из важнейших показателей технико-экономического развития, который определяет возможности предприятия по объему выпуска продукции
12
Продолжительность производственно-коммерческого цикла, дни
Продолжительность производственного цикла
— Период оборачиваемости кредиторской задолженности
Производственно-коммерческий цикл — показатель, характеризующий организацию финансирования производственной деятельности.
Таблица 2.4.2.
Анализ оборачиваемости средств предприятия
Наименование показателя
За базовый период
За отчетный период
Коэффициент оборачиваемости активов, раз
34,72
14,20
Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача), раз
9,2
5,7
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, раз
4,16
1,34
Коэффициент оборачиваемости денежных средств, раз
34,93
21,57
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, раз
5,36
3,31
Период оборота дебиторской задолженности, дни
67
108
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, раз
5,12
3,16
Период оборота кредиторской задолженности, дни
70
113
Коэффициент оборачиваемости запасов, раз
1,52
1,52
Период оборота запасов, дни
236
236
Продолжительность производственного цикла, дни
303
344
Продолжительность производственно-коммерческого цикла, дни
233
231
По данным анализа оборачиваемости на ООО «Сибинвестстрой» можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует свои оборотные средства, однако показатели оборачиваемости оборотного капитала можно было бы улучшить. По сравнению с предыдущим годом произошло уменьшение коэффициента оборачиваемости активов на 20,52 оборота. Период оборота кредиторской задолженности и продолжительностьпроизводственного цикла увеличены на 41 день. Кроме того, снижен коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
В целом работу предприятия можно охарактеризовать с положительной стороны.
2.5. Анализ рентабельности
Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.
В процессе анализа рассчитываются основные показатели рентабельности. Экономическая интерпретация этих показателей – сколько рублей прибыли приходится на один рубль доходов или на один рубль расходов. Данные показатели представлены в таблице «Группа показателей рентабельности предприятия». продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 2.5.1.
Группа показателей рентабельности предприятия
№
Наименование показателя
Способ расчета
Пояснение
1
Коэффициент рентабельности продаж
К р.продаж
К р.продукции =(ПР /ВР) х 100%
Показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции с учетом произведенных затрат на производство и реализацию.
2
Коэффициент рентабельности производства
К р.производства
К р.производства = (ПР / СБ ) х 100%
Является альтернативным показателем рентабельности продаж.
3
Коэффициент рентабельности активов
К р. активов
К р. активов = (ПР / А ср.) х 100%
Рентабельность активов – комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия; выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании.
4
Коэффициент рентабельности собственного капитала
К р.ск
К р.ск =(ПР/ СК ср.) х 100%
Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.
5
Коэффициент рентабельности внеоборотных активов
К р.ва
К р.ва =(ПР / ВА ср.) х 100%
Позволяет определить эффективность суммы вложенной в основные фонды предприятия.
1
2
3
4
6
Коэффициент рентабельности текущих активов
К р.та =(ПР /ТА ср.) х 100%
Выражает отдачу, которая приходится на рубль оборотных активов
Все показатели рентабельности средств предприятия можно анализируются в таблице «Анализ рентабельности и эффективности предприятия», причем каждый показатель рентабельности той или иной группы средств характеризует отдельный аспект результативности вложений, в совокупности формируется комплексное представление о рентабельности предприятия.
Таблица 2.5.2.
Анализ рентабельности и эффективности предприятия
Наименование показателя
За базовый период
За отчетный период
Прибыль от продаж
31862
28071
Выручка от реализации
173570
107209
Себестоимость
-141708
-79138
Чистая прибыль
27111
26271
Активы
64989
98124
Собственный капитал
46023
63120
Внеоборотные активы
18779
15879
Рентабельность продаж
1
1
Рентабельность производства
1,22
1,35
Рентабельность активов
34,7
14,2
Рентабельность собственного капитала
2,23
1,38
Рентабельность внеоборотных активов
6,49
4,01
На основе анализа рентабельности предприятия, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие отрицательные факты: прибыль от продаж уменьшена в отчетном периоде по сравнению с показателем за базовый период, выручка от реализации снижена на 66361 тысяч рублей, коэффициент рентабельности активов снижен на 20,5%. Кроме того, есть и положительные стороны, такие как увеличение чистых активов на 33135 тысяч рублей в отчетном году, по сравнению с базовым периодом.
2.6. Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Данный анализ проводится в целях определения удельного веса прибылей (убытков) от всех видов деятельности в прибыли (убытке) отчетного периода и последующего сравнения результата с данными базового (предыдущего) периода. В ходе анализа выявляются статьи, оказавшие наибольшее влияние на финансовый результат.
Анализ финансовых результатов осуществляется по данным
формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и позволяет оценить: прибыльна или убыточна основная деятельность предприятия; прибыльна или убыточна прочая (операционная и внереализационная) деятельность предприятия;
расходует ли предприятие средства из прибыли больше, чем получает прибыль.
Оценка прибыли представлена в таблице «Анализ структуры и динамики изменения прибыли предприятия», отражающей основные составляющие прибыли и факторы, ее определяющие.
Таблица 2.6.1.
Анализ структуры и динамики изменения прибыли предприятия
Наименование показателя
За базовый период
За отчетный период
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
173570
107209
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг
-141708
-79138
Валовая прибыль
31862
28071
Коммерческие расходы
–
–
Управленческие расходы
–
–
Прибыль (убыток) от продаж
31862
28071
II. Операционные доходы и расходы
Операционные доходы
8564
4712
Операционные расходы
-8860
-5772
Внереализационные доходы
107
333
Внереализационные расходы
-3906
-753
Прибыль (убыток) до налогообложения
27767
26591
Налог на прибыль
-616
-287
Чистая прибыль(убыток)
27111
26271
продолжение
–PAGE_BREAK–