Управление оборотными активами 2 Теоретические аспекты

Введение
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порок рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал – часть капитала, вложенная в текущие активы, что является важным фактором для эффективного развития предприятие.
Актуальность темы «Управление оборотными активами» состоит в том, что от обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий. Поэтому в систему управления оборотными активами наряду планированием, нормированием и учетом входит регулярный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности.
Главной задачей управления оборотными активами является − формирование необходимого объема, оптимизация состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.
Главная цель курсовой работы − проанализировать состояние движения оборотных активов, выявить основные проблемы движения оборотных активов в хозяйственной деятельности предприятия и дать рекомендации по улучшению управления оборотными активами.
Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи:
1) Изучить теоретические аспекты управления оборотными активами;
2) Проанализировать управление оборотными активами на исследуемом предприятии;
3) Сделать выводы и предложить методы усовершенствования управления оборотными активами предприятия.
Управления оборотными активами составляет наиболее обширную часть операции финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально – вещественного и финансового состава требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов, приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия. К оборотным активам относятся; запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, запасы готовой продукции, текущая дебиторская задолженность, денежные активы и прочие оборотные активы.
Объектом исследования является мясоперерабатывающее предприятие «Желен».
Управление оборотными активами «Желен» обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников. В процессе управления оборотными активами «Желен» разрабатывает отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования. Основными из нормативов являются:
− норматив собственных оборотных активов предприятия;
− система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;
− система коэффициентов ликвидности оборотных активов.
В 2010 г. руководство предприятия «Желен» считает первоочередными задачами − это рост объема производства, повышение конкурентоспособности, увеличение заработной платы и техническое перевооружение.
В данной контрольной работе проведен анализ управления оборотными активами на предприятии, и рассмотрены вопросы перспективного развития на рынке в будущем.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ
1.1 Определение оборотных активов
Оборотными активами являются активы, которые могут быть в течении одного производственного цикла либо одного года превращены в денежные средства.
Под чистыми оборотными активами понимают разность между текущими активами и текущими обязательствами.
Как известно, все активы предприятия состоят из основных, или постоянных, и оборотных, или текущих. Оборотные средства — это мобильная часть активов предприятия.
Оборотные активы включают в себя материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойный процесс производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств для создания нормальных условий производственной деятельности до момента получения выручки от реализации продукции. Кругооборот оборотных (текущих) активов представлен на рис. 1
Рис. 1Кругооборот текущих активов
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку это постоянный, ежедневный и непрерывный процесс.
Объектами управления оборотными (текущими) активами служат: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники покрытия и их структура.
По степени ликвидности различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.
К медленнореализуемым оборотным активам относятся запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции. Запасы готовой продукции являются более ликвидной частью медленнореализуемых активов. Определение оборотных средств, необходимых для образования запасов готовой продукции на складе, тесно связано с прогнозированием объемов реализации выпускаемой продукции. При достаточно глубокой проработке вопросов сбыта готовой продукции ее накопление на складе может быть минимальным.
Размер денежных средств, вложенных в незавершенное производство, во многом зависит от длительности производственного цикла, который в свою очередь определяется технологией производства продукции, ее технико-экономическими характеристиками и потребительскими свойствами.
К быстрореализуемым оборотным активам относится дебиторская задолженность, поскольку она способна достаточно быстро трансформироваться в денежные средства. Дебиторская задолженность образуется во время реализации продукции и представляет собой денежные средства, которые покупатели должны предприятию. В наличные денежные средства она превращается через определенный срок. В составе оборотных активов учитывается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.
Она включает в себя:
— дебиторскую задолженность по основной деятельности, поскольку предприятия в основном продают готовую продукцию в кредит;
— дебиторскую задолженность по финансовым операциям;
— авансы служащим;
— средства на депозитах.
К абсолютно ликвидным активам относятся денежные средства в кассе и на счетах в банках. В составе оборотных средств учитываются денежные средства, предназначенные для текущих денежных платежей.
На состав, структуру, величину оборотных средств влияют: характер и сложность производства, длительность производственного цикла, стоимость сырья, условия его поставки, принятый порядок расчетов, отраслевая специфика, конъюнктура рынка. Так, в торговле большую долю в составе оборотных средств составляют товарные запасы, в строительных организациях — незавершенное производство, на транспорте — производственные запасы, у финансовых компаний значительна доля денежных средств.
Величина оборотных средств не является постоянной и зависит не только от объема производства, но и от таких факторов, как сезонность производства, неравномерность поставок, несвоевременность поступления средств за отгруженную продукцию. Поэтому принято делить оборотный капитал на постоянный и переменный.
Постоянный оборотный капитал можно рассматривать как часть текущих активов, которая относительно постоянна в течение производственного цикла. Она может быть либо усредненной, либо минимальной величиной текущих активов, необходимых для производственной деятельности в зависимости от решения финансового менеджера.
Размер переменного капитала определяет дополнительную потребность в оборотных средствах, связанную с отклонениями, возникающими в отдельные периоды производственной деятельности предприятия. Например, потребность в дополнительных затратах, связанных с сезонной закупкой сырья в пищевой промышленности либо с сезонной реализацией готовой продукции, ростом дебиторской задолженности и т.д.
1.2 Модели управления текущими активами и пассивами
Если размер оборотного капитала занижен, то предприятие будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, иметь низкий уровень ликвидности и, как следствие, перебои в производственном процессе, потерю прибыли. И наоборот, чем больше текущие активы превышают текущие обязательства, тем выше ликвидность предприятия. Но увеличение оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью в них приводит к замедлению их оборачиваемости и также снижает прибыль. Таким образом, стратегия управления оборотными средствами должна базироваться на обеспечении платежеспособности предприятия и определении оптимального объема и структуры оборотных средств. В свою очередь определение необходимой потребности в оборотных средствах ставит перед финансовым менеджером задачу выбора оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств.
Комплексная политика управления оборотными средствами включает в себя управление текущими активами и текущими пассивами.
Под управлением текущими активами понимается определение их размера, состава и структуры.
Стратегия финансирования текущих активов определяется в зависимости от того, какое решение примет финансовый менеджер в отношении источников покрытия временных потребностей, т.е. покрытия переменной части оборотных средств.
В финансовом менеджменте различаются четыре модели управления оборотными средствами: идеальная, агрессивная, консервативная и умеренная.
Идеальная модель управления текущими активами и пассивами:
Само название «идеальная» говорит о том, что практически она встречается крайне редко.
Это когда текущие активы полностью покрываются краткосрочными обязательствами. Эта модель рискованна с точки зрения ликвидности. В случае экстремальной ситуации (необходимость полного расчета с большинством кредиторов) предприятие вынуждено будет для покрытия текущей кредиторской задолженности продать часть основных средств.
Агрессивная модель управления текущими активами и пассивами:
Это когда доля оборотных средств значительно выше доли основных. Предприятие имеет большие запасы сырья, материалов, готовой продукции, существенную дебиторскую задолженность. За счет краткосрочного кредита финансируется не только переменная часть текущих активов (временная потребность в оборотных средствах), но и часть постоянных текущих активов. Очевидно, чем больше доля краткосрочного кредита в финансировании постоянного оборотного капитала, тем агрессивнее финансовая политика. При управлении оборотными средствами по агрессивной модели растут затраты предприятия на уплату процентов за кредит, что снижает экономическую рентабельность и создает риск потери ликвидности.–PAGE_BREAK–
Консервативная модель управления текущими активами и пассивами:
Это если удельный вес текущих активов относительно низок. Соответственно доля краткосрочного финансирования в общей величине всех пассивов предприятия невелика. За счет краткосрочного кредита покрывается лишь часть переменных текущих активов предприятия. Вся остальная потребность в оборотных средствах покрывается за счет постоянных пассивов. Такую политику финансовый менеджер выбирает при условии глубокой проработки объемов продаж, четкой организации взаиморасчетов, налаженных связей с поставщиками сырья и материалов. Консервативная политика способствует росту рентабельности активов. Вместе с тем она содержит элементы риска в случае возникновения непредвиденных ситуаций в расчетах или при реализации продукции.
Умеренная модель управления текущими активами и пассивами:
Умеренная финансовая политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью. В этом случае все параметры (экономическая рентабельность, оборачиваемость, ликвидность) усреднены.
Исходя из всесторонней оценки размера, состава и структуры текущих активов финансовый менеджер может разработать комплексную политику управления оборотными средствами на каждый конкретный период производственной деятельности предприятия.
1.3 Состав оборотных активов и методика управления ими
Дебиторская задолженность − это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.
Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
1) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
2) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;
3) дебиторская задолженность по векселям полученным;
4) дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
5) дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
6) прочие виды дебиторской задолженности.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности как фактора, воздействующего на оборачиваемость оборотных активов, которая является характеристикой эффективности их использования, рассчитываются следующие основные показатели:
Коэффициент задолженности:
Коэффициент оборачиваемости отражает количество оборотов дебиторской задолженности за анализируемый период.
Коэффициент закрепления средств в дебиторской задолженности, характеризующий ее величину на один рубль выручки от продаж. Этот коэффициент является показателем, обратным коэффициенту оборачиваемости.
Чем ниже коэффициент закрепления, тем эффективнее используются средства, авансированные в дебиторскую задолженность.
Оценку уровня осуществляют на основе следующих показателей:
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги.
б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы, услуги.
Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики: консервативный (жесткий) умеренный и агрессивный (мягкий).
Определение возможной сумы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту.
Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В состав этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту: условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции и форфейтинг.
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов − «Система АВС» применительно к контролю дебиторской задолженности предприятия. В категорию А включаются крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности. В категорию В – кредиты средних размеров, В категорию С – остальные виды дебиторской задолженности.
Движение денежных средств организации во времени представляет собой непрерывный процесс, создавая денежный поток.
Денежный поток − это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия денежных средств в процессе хозяйственной деятельности организации.
Для осуществления нормальной жизнедеятельности организация должна располагать оптимальной суммой денежных средств. Недостаток денежных средств может негативно отразиться на деятельности организации и привести к неплатежеспособности, снижению ликвидности, убыточности и даже к банкротству. Избыток денежных средств так же может иметь отрицательные последствия для организации. Чтобы принимать оптимальные управленческие решения, связанные с движением денежных средств, для достижения наилучшего эффекта хозяйственной деятельности руководству организации нужна постоянная осведомленность о состоянии денежных средств. Следовательно, необходимы систематический денежный анализ и оценка денежных потоков организации.
Целью анализа денежных потоков является − получение необходимого объема их параметров, дающих объективную, точную и своевременную характеристику направлений поступления и расходование денежных средств, объемов, состава, структуры, объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, оказывающих различное влияние на изменение денежных потоков.
Прямой метод анализа движения денежных средств заключается в рассмотрении данных о положительных и отрицательных денежных потоках организации, сформированных на основе кассового метода путем включения в отчет хозяйственных оборотов, связанных с денежными операциями. Этот метод основан на сравнении показателей, содержащихся в отчете «О движении денежных средств», начислении и оценке необходимых величин (абсолютных и относительных отклонений, темпов роста, удельного веса отдельных показателей притока и оттока денежных средств в общем объеме положительных и отрицательных денежных потоков), за отчетный период, а также оценке динамики исследуемых показателей. Прямой метод анализа денежных потоков имеет один недостаток: он не позволяет проанализировать влияние различных факторов на изменение остатка денежных средств во взаимосвязи с изменением показателей, формирующих финансовые результаты деятельности организации. С этой целью используется косвенный метод формирования отчета и его анализа.
Управление денежными активами или остатками денежных средств и их эквивалентов, постоянно находящимися в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функции общего управления оборотными активами. Размер остатка денежных активов, которым оперирует предприятия в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности, характеризует его инвестиционные возможности.
Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Наряду с этой целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств.
Устойчивое финансовое положение предприятия является важнейшим фактором его застрахованности от возможного банкротства. С этих позиций важно знать насколько платежеспособно предприятие и какова степень ликвидности его активов.
Коэффициенты платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми средствами. Высокое значение данных коэффициентов свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия, низкое их значение — о возможных проблемах с денежной наличностью и затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.
По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности рассчитаем следующие показатели платежеспособности и ликвидности:
1) Коэффициент текущей платежеспособности (покрытия);
2) Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности;
3) Коэффициент абсолютной ликвидности.
При исчислении финансовых показателей платежеспособности и ликвидности за базу для расчета принимается сумма краткосрочных обязательств предприятия.
Коэффициент текущей платежеспособности (покрытия) – рассчитывается по формуле
/>
Кн ≥ 2.
Этот коэффициент характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств.
Этот коэффициент используют в качестве одного из основных показателей платежеспособности и ликвидности, так как он показывает, в какой степени краткосрочные обязательства предприятия покрываются его оборотными активами, способными, как предполагается, превратиться в денежную форму в сроки, совпадающие с погашением долгов.
Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности рассчитывается по формуле:
/>
К ≥ 1.
Этот коэффициент позволяет лучше, чем коэффициент текущей ликвидности оценить платежеспособность, так как включает при расчете в состав активов их наиболее ликвидную часть.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Коэффициент абсолютной ликвидности можно рассчитать по формуле:
/>
Чем больше величина этого коэффициента, тем больше гарантия погашения долгов. Нормальное ограничение, когда Ка.л. ≥ 0,2
Общий уровень срочной ликвидности оборотных активов должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко и средне неликвидных активов.
Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов.
Оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при использовании в операционной деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и девидентов. Составной частью управления оборотных активов является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций выступающих в форме их эквивалентов.
Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотных активов обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятия и оптимизации структуры его источников. В процессе управления оборотных активов на предприятий разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования. Основными из таких нормативов является:
− норматив собственных оборотных активов предприятия;
− система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;
− система коэффициентов ликвидности оборотных активов. Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенный отличительные особенности.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ЖЕЛЕН»
2.1 Организационно-правовая и социальная характеристика объекта исследования
Мясоперерабатывающее предприятие «Желен», создано согласно ГК РФ, Закона об обществах, других нормативных актов, утверждено учредителями в октябре 2003 года.
Общество является коммерческой организацией, и предметом его деятельности является:
1) производство колбасных изделий;
2) продажа продукции собственного производства;
Внастоящее время мясоперерабатывающее предприятие «Желен» выпускает более 170 наименований колбасных изделий: вареных и варено-копченых колбас, сосисок, сарделек, ветчин и деликатесов. Из них около 70 наименований производится на экспорт. Этот ассортимент позволяет удовлетворить самые разнообразные запросы потребителей как по цене, так и по качеству. Хочется отметить классические колбасы, такие как Сервелат ГОСТ, Докторская, Молочная, Русская, Чайная, которые в последнее время пользуются постоянно возрастающим спросом. Ну, а хиты продаж — это Сливочная, Сервелат Зернистый, Сервелат Тирольский, сосиски Сливочные, Молочные, сосиски с сыром. Среди деликатесов пользуются большим вниманием Карбонат Восточный, Рулет куриный, Орех мясной. Очень нравится нашим покупателям колбаса в натуральной оболочке (Домашняя, Дачная, сардельки, шпикачки), а также в оригинальном исполнении (Сливочная в сетке, Сервелат ГОСТ в сетке).
Особое внимание на предприятии уделяется дизайну оболочки: яркие, красочные этикетки выделяют продукцию среди других производителей и способны украсить любой стол. А современная вакуумная упаковка помогает без использования консервантов сохранить качество и донести до покупателя свежий и сочный продукт.
Качество нашей продукции зависит от высокой культуры производства, тщательного отбора сырья и компонентов, соблюдения всех гигиенических норм, строгое соответствие технологии производства требуемым стандартам. Контроль за качеством исходного сырья осуществляется находящимся на предприятии государственным ветеринарным врачом, который производит осмотр сырья и проверку всех необходимых документов.
На всех стадиях производства действует контроль температурных режимов и технологических параметров производства. Это возможно благодаря современному высокотехнологическому оборудованию ведущих мировых производителей, таких как LASKA, AUTOTHERM, KRAMER-GREBE, HANDTMAN, VEMAG. Это оборудование позволяет выпускать продукцию высокого качества.
Предприятие «Желен» заслужило не только уважение покупателей, но и отмечено наградами, благодарностями от администрации города Орска, Министерства сельского хозяйства, Департамента агропромышленного комплекса Оренбургской области, многочисленными дипломами активного участника российских и международных выставок и семинаров. Два года подряд предприятие занимает первое место по Оренбургской области в номинации «Классическая Докторская». Но главное в продукции «Желен» — это не только свежее мясо и ароматные специи, но и тепло рук и любовь, с которой работники относятся к любимому делу.
Ведущие специалисты предприятия при непосредственном участии директора Гура Евгения Сергеевича постоянно разрабатывают новые виды продукции. Ежедневно проводятся дегустации для оценки вкусовых свойств продукции. Благодаря службе главного механика своевременно обслуживается и вводится в эксплуатацию новое оборудование. Строительная бригада ведёт работы по расширению производственных площадей и площадей для хранения и реализации продукции.
На предприятии существует компьютеризированный учёт производства и реализации продукции. Организация фирменной торговли, создание службы маркетинга и регулярное проведение рекламных акций позволяет быть ближе к потребителю.
Сложная работа по увеличению мощностей и выпуску качественных колбасных изделий — достижение всего коллектива предприятия «Желен». Это происходит благодаря профессионализму, трудолюбию, ответственности персонала. На предприятии существует хорошая традиция семейной преемственности, когда родители передают навыки и любовь к колбасному производству своим детям и трудятся вместе.
Руководство предприятия делает все для того, чтобы работа приносила людям радость. Это достойная, стабильная заработная плата и аванс, налоги и отчисления в Пенсионный фонд, оплачиваемые отпуска и больничные листы, материальная помощь и поощрение высококвалифицированных работников и работников со стажем. Это комфортные и безопасные условия труда: удобная и красивая спецодежда, бесплатный транспорт, горячее питание в уютной столовой, плановые медосмотры.
Важное место в работе предприятия занимает спонсорская деятельность. Предприятие «Желен» является спонсором школы № 20 п. Ударник, оказывает материальную помощь футбольной и волейбольной детской команде п. Ударник, администрации города в проведении спортивных мероприятий и праздников для детей и пожилых людей, таким образом принимает активное участие в жизни города.
2.2Анализ структуры оборотных активов «Желен»
Важнейшей частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные активы.
Элементами оборотных активов предприятия «Желен» являются:
запасы;
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
дебиторская задолженность;
денежные средства.
Проведем анализ оборотных активов предприятия «Желен» по периоду: 2008-2010 гг., используя различные методы экономического анализа (горизонтальный, вертикальный, сравнительный).
Рассмотрим структуру оборотных активов «Желен» (таблица 1).
В нижеуказанных таблицах рассчитано, какую долю составляют отдельные виды основных средств в их общем количестве. Это позволяет оценить, какие средства преобладают у предприятия.
Таблица 1Анализ состава, величины и структуры оборотных активов по предприятию «Желен» за 2008-2010 гг.
Показатели
Период
Изменения

2008 г
2009 г
2010 г
Абсолютное (+,-)2008-2010
Абсолютное (+,-)2008-2010
Темп роста, %2008-2010
Темп роста, %2008-2010
1
2
3
4
5
6
7
8
II. Оборотные активы

Запасы
66246
50811
55348
-10898
+4537
-16,5
+8,9
% к итогу оборотных активов
80,41
70,03
77,6
-2,81
7,57
-3,49
10,8
НДС по приобретенным ценностям
2863
2537
2480
-383
-57
-13,4
-15,1
% к итогу оборотных активов
3,47
3,5
3,48
0,01
-0,02
0,3
-0,6
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)







% к итогу оборотных активов







Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
13272
19144
13400
128
-5744
+0,96
-30
% к итогу оборотных активов
16,11
26,39
18,8
+2,69
-7,59
16,7
-10,19
Денежные средства
2
61
90
+88
+29
+4400
+47,5
% к итогу оборотных активов
0,01
0,08
0,12
0,11
0,04
1100
50
Итого по разделу
82383
72553
71318
-11065
-1236

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Вывод: Из данных таблицы 1 видно, что в целом по оборотным активам наблюдается тенденция к снижению, так по сравнению с 2008 годом они снижены на 11065 тыс. руб., это произошло в результате снижения запасов на 10898 тыс. руб., НДС на 383 тыс. руб., но вместе с тем наблюдается увеличение дебиторской задолженности на 128 тыс. руб. и денежных средств на 88 тыс. руб.
А по структуре наблюдается тенденция к снижению темпа роста запасов на 16,5%, НДС на 13,4%, увеличение дебиторской задолженности на 0,96%, увеличение денежных средств на 4400%. Большую долю в структуре оборотных активов занимают запасы, они составляют 80,41%, затем идет дебиторская задолженность 16,11%, НДС − 3,47%, денежные средства 0,01%.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что запасы снижаются за счет увеличения дебиторской задолженности.
Для того чтобы изменить положение в оборотных активов по сравнению с 2008 годом руководство предприятия «Желен» должно разработать правильную политику по работе с дебиторами. Стремиться к минимизации дебиторской задолженности, избегать дебиторов с высоким риском неоплаты. Для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции (товаров, услуг) или предлагать аккредитивную форму расчетов.
По данным таблицы 1 видно, что в целом по оборотным активам наблюдается тенденция к снижению так по сравнению с 2009 годом они снижены на 1236 тыс. руб., это произошло за счет снижения дебиторской задолженности на 5744 тыс. руб., НДС на 57 тыс. руб., но вместе с тем наблюдается увеличение запасов на 4537 тыс. руб., увеличение денежных средств на 29 тыс. руб.
По структуре наблюдается тенденция к увеличению темпа роста запасов на 8,9%, к увеличение денежных средств на 47,5%, к снижению НДС на 15,1%, к снижению дебиторской задолженности на 30%. Большую долю в структуре оборотных активов занимают запасы, они составляют 70,03%, затем идет дебиторская задолженность, которая составляет 26,39%, НДС − 3,5%, денежные средства 0,08%.
Делая вывод по сравнению с 2009 годом можно сказать, что произошло увеличение запасов и денежных средств за счет снижения дебиторской задолженности, что благоприятно отражается на хозяйственной деятельности предприятия.
Из всего выше сказанного, следует, чтобы поднять уровень оборотных активов предприятия руководству «Желен» необходимо использование эффективного аналитического обеспечения управления дебиторской задолженностью, оно позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, своевременно определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия дебиторской задолженности, вырабатывать рациональную политику предоставления кредитов, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия.
По данным таблицы 1 построим диаграмму
/>
Рис. 2 − Динамика изменения оборотных активов мясоперерабатывающего предприятия «Желен» за 2008-2010 гг
Заключение
В работе рассмотрены состав, структура и функции оборотных средств, принципы организации и методы планирования оптимальной потребности в оборотных средствах.
Выбор конкретного метода планирования оборотных средств зависит от таких факторов, как срок функционирования организации, наличие статистических данных за прошлые периоды об изменении величины планируемой части оборотных средств, изменение объемов производства.
Метод прямого счета, позволяющий получать самые точные результаты, предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, незавершенное производство и готовую продукцию на складе. Главная задача нормирования состоит в определении экономически обоснованной величины оборотных средств в минимальном размере, обеспечивающем бесперебойное финансирование плановых затрат на производство и продажу продукции, а также осуществление расчетов в установленные сроки. В работе приводятся расчетные формулы общего норматива оборотных средств и частных нормативов, к которым относятся нормативы по производственным запасам (сырью, основным материалам, покупным полуфабрикатам, вспомогательным материалам, топливу, таре), незавершенному производству и готовой продукции.
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями оборачиваемости. К числу этих показателей относятся количество оборотов оборотных средств, период (продолжительность) одного оборота, коэффициент закрепления (относительный уровень запасов оборотных средств), размер оборотных средств, высвободившихся из обращения в результате ускорения их оборачиваемости.
В работе предлагаются основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Список литературы
Щербина А.В. Финансы организаций. – М.: «Инфра-М», 2005
Маслов Б.Г. Повышение эффективности использования оборотного капитала: материально-производственные запасы. //Управленческий учет №1, 2005, «Дело и сервис» (http://www.dis.ru/uu/arhiv/2005/1/7.html)
Кашин С.Н. Капитал высоких оборотов // Журнал «Секрет фирмы», № 18, 2003. (Опубликовано на сайте «Технологии корпоративного управления») www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_2451/
4. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник/ под ред. Е.С. Стояновой Е.С… — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2005.- 656 с.
5. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие/ А.Н. Гаврилова [и др.]. — 2-е изд. — М.: КноРус, 2006.- 336 с.
6. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 527 с.