«Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР»Учебно-методический кабинетТема семинара-практикума: «Развитие личности младших школьников в процессе совместной деятельности ребенка и педагога». Тема: «Работа по воспитанию патриотизма и гражданственности у младших школьников» ( мастер – класс)Подготовила: Рвач Л. М. Уч. Нач. кл. МОУ « СОШ №42» II категории Протокол заседания ГМО № 1 от___2011г. Руководитель ГМО _________Шилонникова Е.А Формирование гражданско-правовых чувств у младших школьников по воспитательной программе”Я — патриот Родины” Гражданское воспитание личности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.” ориентирует на то, что гражданско-патриотическое воспитание способствует созданию стабильности, благосостояния страны. К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится “на нет”. Кроме того, воспитание гражданско-правовых чувств затруднено отсутствием методических рекомендаций и советов по этой проблеме. Сегодня, общество, наконец, пришло к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа – это благородство и уважительное отношение к Родине. В связи с этим возникла необходимость создания программы: “Я – патриот Родины”, в помощь учителям начальных классов, материалы которой можно использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания и гражданственности. Программа представляет различные формы работы, смысл которых заключается в формировании категорий добра и зла, высоких нравственных ценностей, обращение сознания школьников к идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, самостоятельных представлений о значении Родины. Если учитель в своей повседневной работе будет регулярно обращаться к материалам программы, то ее использование поможет вырастить людей убежденных, благородных, готовых принять любое решение, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом – “патриот”. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самосознания и самовоспитания. Поэтому важно помочь учащимся освоить общественно-политический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа “Я – патриот Родины” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Программа ” Я – патриот Родины” включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”, проводить, встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи и парки. В научно-теоретическом и методическом разделе предлагаются разработки уроков, праздников, литературных сценариев, родительских собраний, проектно-исследовательских и творческих работ учащихся, методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, достойному служению Отечеству. Программа “Я – патриот Родины” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины. 1. Мое “Я” – формирование гражданского отношения к себе. 2. “Я и моя страна” – формирование гражданского отношения к Отечеству. 3. “Я и моя планета” – формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание. 4. “Я и культура” – формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства и их понимание значимости в жизни каждого гражданина. Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей. 5. “Мое здоровье” – формирование физических и морально-волевых качеств. 6. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к семье. Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою Родину. Рассмотрим более подробно направление “Я и моя семья”, т.к. семья выступает первым воспитательным институтом, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление о сильных социальных ролях, необходимых для “безболезненной” адаптации в обществе. Именно семья закладывает основы нравственности, формируются нормы поведения, определяющие стиль жизни ребенка, жизненные установки, планы и способы их достижения. Совместные походы и экскурсии по родному краю, в музеи и на выставки, театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируют собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах класса, школы, в соревнованиях, в конкурсах, в субботниках. Одной из эффективных форм является работа по составлению родословной семьи. Приведу пример: Родители собрали богатый материал “Летопись моей семьи в истории страны”. Все члены семьи объединились в совместную деятельность по составлению генеалогического древа: собирали материалы о каждом члене семьи, его заслугах перед Отечеством и вышли на родительское собрание – праздник “Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня”… Была проведена большая подготовительная работа: изготовлены пригласительные билеты, сделана выставка коллажей “Моя семья”, большое “Древо жизни”, на ветвях – фотографии семьи. Ведущими праздника были родители и дети. Проводились конкурсы, а в заключение все вместе исполнили песню “Родительский дом”. Такое собрание проводилось в начале учебного года (сентябрь, 2-3 классы). Формы работы с родителями могут быть разными: встречи с отцами, дискуссии о проблемах воспитания; круглые столы, презентации лучшего семейного опыта, клубы общения. Главное условие успеха таких форм работы – добровольность и взаимная заинтересованность. Предлагаю несколько тем работы с родителями по гражданско-правовому воспитанию по воспитанию личности: “Праздник родственных сердец” (по страницам семейного альбома, сентябрь, 1 класс); “Родной дом. Семья. Моя родословная” (семейное сочинение, 4 класс); “О родине и семье – поэтической строкой” (конкурс чтецов родителей и детей, 4 класс); “Роль родителей в воспитании экологической культуры “Час общения – дети и родители, по материалам РХ, 4 класс”; “Законы жизни: семьи, законы класса, школы” (круглый стол, 2 класс). Цель такой работы – формирование нравственной гражданско-правовой культуры родителей и детей; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания в семьях воспитанников. Таким образом, программа “Я – патриот Родины” дает возможность учащимся проявить свои способности, удовлетворить свои интерес, а учитель, работая по программе, имеет возможность наблюдать за детьми, устанавливать с более тесный контакт, влиять на социальный статус ребенка, развивать субъектные отношения через воспитательный процесс. Я глубоко убеждена в том, что у наших детей появляется ощущение “Я – гражданин Отечества”, чувство ответственности за свое будущее, в том случае если будет система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников родителей и общественных организаций. Библиографический список: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы. – М.: “Вако”, 2006. 2. Казаева Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург, 2000 3. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы – Волгоград: Учитель, 2007.