.
Сегодня правительство любой экономически развитой страны уделяет пристальное внимание правильной организации охраны труда на предприятиях. Более того, разрабатываются и принимаются различные межгосударственные нормативные акты, призванные повысить качество охраны труда. К числу последних можно отнести, к примеру, модельный закон «О службах охраны труда», принятый 9.12.2000 г. Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Данный закон устанавливает основные положения, регулирующие организацию и деятельность служб охраны труда, определяет задачи, функции и права этих служб и является образцом для формирования соответствующего национального законодательства принявших его стран.
Аналогичным образом на повышение качества охраны труда направлены и национальные законодательные акты. В России, в первую очередь, к таковым относятся Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации (главы 33-36). На их основе разрабатываются иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации охраны труда на предприятиях. Естественно, выполнение этих и других законодательных норм является обязательным для всех предприятий и организаций. Поэтому, переходя от общего к частному, попробуем взглянуть на проблему правильной организации охраны труда предприятия с точки зрения его руководителя.
Итак, в первую очередь следует знать, что управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Соответственно, он же несет и ответственность за допущенные нарушения существующих в этой области требований.
В соответствии с требованиями законодательства, при наличии у работодателя более 50 работников в организации должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (естественно, прошедшего обучение или имеющего опыт работы в этой области). Если же численность сотрудников не превышает 50 человек, то работодатель самостоятельно принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель (индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник) либо организация, оказывающая услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору. При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Если служба охраны труда создается, то ее деятельность должна осуществляться в соответствии с «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации», принятыми 08.02.2000 г. Постановлением №14 Министерства труда и социального развития РФ. Данные рекомендации разработаны в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и четко определяют основные задачи и функции службы охраны труда, права ее работников, а также затрагивают вопросы формирования службы охраны труда и организацию ее работы. Указанные рекомендации содержат всего 20 пунктов, поэтому их изучение всеми заинтересованными лицами не составит особого труда. Что касается руководителя организации, то ему следует определиться с численностью и структурой создаваемой службы охраны труда (п. 14 Рекомендаций), а также обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий (раздел V Рекомендаций).
Предположим, что служба охраны труда уже создана и функционирует. Каким образом руководитель организации может оценить качество работы службы? А ведь именно на него возложены обязанности по управлению и контролю деятельности по охране труда. К тому же, не выявленные вовремя нарушения грозят в лучшем случае штрафными санкциями проверяющих органов, а в худшем – могут привести к авариям и несчастным случаям. Ниже приведены некоторые практические способы оценки качества охраны труда на предприятии, к которым, кстати, прибегают и контролирующие органы.
Например, для оценки организации работы по охране труда можно использовать следующие критерии:
•наличие приказа об организации работы по охране труда;
•наличие документов о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов и производство работ;
•выполнение программ, планов и мероприятий по охране труда;
•наличие плана мероприятий по охране труда и перечней контингентов работников, которым по условиям труда установлены льготы;
•наличие правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных режимов труда и отдыха работников;
•наличие перечня профессий и должностей работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру.
Для оценки организации обучения работников вопросам охраны труда можно проверить следующие моменты:
•наличие программы проведения вводного инструктажа, утвержденной руководителем организации;
•наличие программы проведения первичного инструктажа на рабочих местах, инструкций по охране труда;
•перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа, утвержденный руководителем организации;
•проведение всех видов инструктажа в соответствии с установленными сроками и периодичностью с записью в журналах регистрации инструктажа по охране труда;
•наличие приказа руководителя организации о продолжительности обучения и стажировки, периодичности проверки знаний по вопросам охраны труда работников;
•наличие программ и учебных планов обучения работников организации, утвержденных руководителем организации;
•приказ о создании комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда работников организации;
•ведение документации по обучению вопросам охраны труда: журналы посещения занятий, протоколы проверки знаний, выдача удостоверений;
•наличие кабинета в организации или уголков в структурных подразделениях по охране труда.
При проверке состояния охраны труда на рабочих местах можно оценить:
•обеспечение рабочих мест технологической и рабочей документацией (акты приемки объекта в эксплуатацию, схемы расположения оборудования, схема защитного заземления, технологические карты, инструкции по охране труда, инструкции и схемы эвакуации в случае пожара и др.);
•содержание оборудования, инструмента и приспособлений в технически исправном состоянии: соблюдение сроков осмотра, испытания, текущего и профилактического ремонта оборудования и инструмента;
•создание безопасных условий труда на рабочих местах (обеспечение необходимой оснасткой, ограждениями и ограничителями, средствами коллективной защиты и контроля, укомплектованность средствами пожаротушения);
•аттестация рабочих мест по условиям труда (приказ об организации работы по аттестации рабочих мест, протоколы аттестации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации, приказ об оценке результатов работы по аттестации и утверждении ее результатов);
•оформление наглядной агитации по охране труда на рабочих местах (плакаты, знаки безопасности, инструкции по охране труда);
•обеспечение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (наличие медицинских аптечек, питьевого снабжения, умывальников, душа, туалетов);
•план мероприятий по улучшению условий труда в организации;
•соблюдение требований безопасности при выполнении работ (по материалам проверок);
•проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
•выполнение установленного порядка учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представления статистической отчетности;
•обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (полнота и качество в соответствии с действующими нормами);
•состояние территории: исправность проездов, тротуаров, инженерных коммуникаций.
Использование перечисленных рекомендаций позволит руководителю организации оценить качество работы службы охраны труда и принять необходимые меры по его улучшению.