МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮРоссийский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП)Северный филиалУТВЕРЖДАЮ Директор Северного филиала РГУИТП ____________В.В.Сокол «____»__________2005 г.ФИЛОСОФИЯДисциплина для студентовспециальностей 073500 «Управление инновациями»,340100 «Управление качеством», 062100 «Управление персоналом»^ Рабочая программа СОГЛАСОВАНОЗав. кафедрой «Управление персоналом» СФ РГУИТП____________Е. П. Шилинскене«____» _______________ 2005г. РАЗРАБОТАЛДоцент Северного филиала РГУИТП______________ Н. Е. Виснап«____»____________ 2005г. ^ Великий Новгород2005ВведениеКурс философии в Северном филиале в г. Великий Новгород Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства изучается студентами очной формы обучения. Он занимает особое место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что философия является единственной дисциплиной, которая систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие и методологические компоненты в различных областях гуманитарного знания и культуры в целом. Изучение философии формирует у человека способность к теоретическому осмыслению действительности, ориентирует его на выработку адекватных ценностных установок и верной жизненной позиции. Методологические аспекты философии связаны с освоением категориально-понятийного аппарата, методов и принципов познания, обладающих максимальной степенью всеобщности, и вместе с тем, являющихся обязательными для всех естественнонаучных, гуманитарных и социальных наук. Изучение философии имеет большое воспитательное значение в системе подготовки кадров, поскольку дисциплинирует сознание и волю, приучает их к необходимости соизмерять свои действия с интересами и потребностями общества, утверждает мысль о необходимости познавательных, нравственных и эстетических норм, что особенно важно в современных условиях определенной рассогласованности и противоречивости социального бытия.1 Цели и задачи дисциплиныЦель дисциплины: формирование у студентов философского мировоззрения; развитие самостоятельного творческого мышления; теоретическое осмысление исторических перспектив общественного развития; привитие умений и навыков работы в качестве руководителей трудового коллектива; изучение историко-философского наследия в объеме, предусмотренной программой, где особое внимание уделяется истории русской философской мысли, выявлению ее истоков, специфики и роли, которую она играет в российской духовной культуре; овладение философским подходом к исследованию онтологических, гносеологических, гуманитарных и социально-политических проблем; формирование методологической культуры обучаемых посредством познания философских принципов, законов и категорий; освоение практической философии, в особенности философии морали и нравственности, как социального мировоззренческого и методологического фундамента всего комплекса и социально-экономических дисциплин.^ Задачи дисциплины: сформировать научное мировоззрение и высокие моральные качества будущих специалистов, вооружить их логикой и методологией научно-технического познания; изучить мировую и отечественную философию в их историческом становлении и современном состоянии; развить у студентов филиала способность теоретически анализировать и объяснять проблемные социальные ситуации, понимать их сущность; выработать умение прогнозировать результаты социальных действий и процессов, видеть их перспективу.В результате изучения дисциплины выпускники должны:знать: содержание актуальных проблем современности; структуру, формы, методы и принципы научного познания; смысл взаимоотношения природного, социального и духовного начал человека; этапы развития и содержание основных философских систем; ведущие детерминанты формирования личности, основы ее свободы и ответственности. уметь: с научно-мировоззренческих, диалектических позиций оценивать социальные процессы и явления; пользоваться системой научных методов в инновационных исследованиях; обосновывать и выражать свою позицию, свое отношение к социальному прошлому, настоящему и будущему; разбираться в многообразии форм человеческого познания, в соотношении знания и веры, рационального и иррационального; осмыслить сущность и структуру сознания (индивидуального и общественного); осознать основные проблемы, связанные с отношением человека к природе и обществу, и возможные подходы к их решению; ориентироваться в сущности социальных явлений, в основных формах и сферах общественной жизни; работать с философской литературой.иметь представление: об основных тенденциях развития мировой философской мысли; об общей картине мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека; о роли философии и науки в развитии общества.^ Организационно-методические указания.Работа студентов по изучению философии складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарных занятиях, обязательное написание реферата и его защита. Основной формой преподавания философии является лекция, в которой преподаватель излагает наиболее сложные проблемы изучаемых тем курса, намечает междисциплинарные связи философии с культурологией, политологией, социологией, логикой, историей, теорией государства и права, современными концепциями естествознания. Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения курсантов к изучению курса. Самостоятельная работа, является основным методом глубокого и творческого усвоения философии. Семинарские занятия являются школой публичных выступлений студентов, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов. Семинарские занятия ориентируются на закрепление, конкретизацию и корректировку знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки. В период самостоятельной работы, индивидуальных групповых консультаций и организации рубежного контроля акцент делается на выработку у обучаемых умения работать с научной и учебно-методической литературой, самостоятельно готовить ответы на поставленные вопросы. Преподавание дисциплины проводится в течение одного семестра, по завершении которого студенты сдают экзамен.^ 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Специальность 073500 «Управление инновациями» Вид учебной работы Часы Семестр IV Общая трудоемкость дисциплины 136 136 Аудиторные занятия 68 68 Лекции 34 34 Практические занятия 34 34 Самостоятельная работа 68 68 Курсовая работа – – Вид итогового контроля Экзамен Специальность 340100 «Управление качеством» Вид учебной работы Часы Семестр VI Общая трудоемкость дисциплины 102 102 Аудиторные занятия 51 51 Лекции 34 34 Практические занятия 17 17 Самостоятельная работа 51 51 Курсовая работа – – Вид итогового контроля Экзамен Специальность 062100 «Управление персоналом» Вид учебной работы Часы Семестр I Общая трудоемкость дисциплины 140 140 Аудиторные занятия 58 58 Лекции 34 34 Практические занятия 24 24 Самостоятельная работа 82 82 Курсовая работа – – Вид итогового контроля Экзамен ^ 3 Тематический планСпециальность 073500 «Управление инновациями» № тем Наименованиеразделов и тем(по семестрам) Всегоча-сов Виды учебных занятий Изучаемые вопросы(узловые вопросы) Взаимо-связь с другими темами, дисциплинами Лекции Семинары Практичекиезанятия ^ Самостоя-тельная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Тема1.Введение. Предмет философии. 6 2 – 4 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Структура философского знания. Основные функции и структура предмета. Культурология, социология, политология 2. Тема 2. Философия древнего востока. 4 2 – 2 Древнеиндийская философия: буддизм. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм Культурология, история 3. Тема 3. Философия Древней Греции. 6 2 2 2 Проблема первоначала.Космоцентрический характер древнегреческой философии История,культурология 4. Тема 4.Космоцентризм античной философии 8 2 2 4 Эллинистическая философия.Римская философия История, куль-турология 5. Тема 5. Теоцентризм средневековой философии 6 2 2 2 Проблемы веры и разума Схоластика. Основные этапы ее развития История, культурология социологи 6. Тема 6. Философия Нового времени 8 2 2 4 Противостояние рационализма и сенсуализма в теории познания нового времени Эмпиризм как черты философии Нового времени.Философия Просвещения XVIII в. История, куль-турология, социология 7. Тема 7. Классическая немецкая философия 10 2 4 4 Соотношение рассудка и разума в философии И. КантаСубъективный идеализм ФихтеДиалектический метод Г. Гегеля История, культурология, социология т.8 8. Тема 8. Философия марксизма 6 2 – 4 Возникновение и развитие марксистской философии. Новое философское мировоззpение в XVIII вФормирование основ матер. философии История,куьтурология, социология 9. Тема 9. Становление и основные этапы русской философии 6 2 – 4 Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения русской общ. политической мыслиДревнерусская философия. СлавянофильствоМетафизика «всеединства» В. Соловьева. Религиозная философия Н. Бердяева История, политология,культурология 10. Тема 10. Русская философия XIX-XX вв. 10 2 4 4 Проблема человека в Русской философии XIX в. и ее связь с литературой. Влияние философских взглядов Л. Н. Толстого и Ф. Достоевского на духовную жизнь России. Философия социального прагматизма (А. В. Луначарский и А. А. Богданов) История, культурология, социология 11. Тема 11. Становление основных направлений современной западной философии XIX-XX вв. 8 2 2 4 Основные направления европейской философии: XIX- начала XX вв. Культ разума. Иррационализм, сциентизм, антисциентизм. Психоанализ в XX в.: З. Фрейда и Э. Фромма История, Культурология,политология 12. Тема 12. Бытие и материя. Сознание, происхождение и сущность 8 2 2 4 Учение о бытии. Монистические и плюрастические концепции бытия. Категория бытия, ее смысл и специфика. Самоорганизация бытия. Понятия атериального и идеального. Пространство. Время, движение и развитиеБытие и существованиеПроблемы сознания философии. Самосознание и личность. Сознание и познание. Социология, физика 13. Тема 13. Познание, его сущность и структура. Методология и методы технического познания 8 2 2 4 Знание как система. Критерий научности. Рациональное и чувственное познание. Значение языка в познании. Понимание и объяснение. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Психология 14. Тема 14. Диалектика. Законы и категории диалектики 8 2 2 4 Диалектика как учение об универсальных связяхПринципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Законы диалектики. Физика 15. Тема 15. Природа и общество 10 2 2 6 Человек и природа. Общество и его структура Эволюция философских представлений о взаимосвязях общества и природы. Влияние природы на развитие общества. Экологическая проблема и ее аспекты Физика, экология, социология 16. Тема 16. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества 8 2 2 2 Понятие, основные элементы, и основные потребности духовной жизни. Человек, общество, культура Общественное сознание и его структура.Материальная и духовная культура. Смысл человеческого бытия. Политология, социология, культурология 17. Тема 17. Личность и общество. Свобода личности и ее социальная ответствен-ность 8 2 2 4 Гражданское общество и государство. Проблема личности в философии.Человек в системе социальных связей. Роль социальной среды в формировании личности. Человек и исторический процесс: личность и массы. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Основные подходы к изучению личности различными гуманитарными науками. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Социология, история, политология 18. Тема 18. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы XX векаи современ-ность 12 – 4 6 Научные, философские и религиозные картины мира Понятие культуры и цивилизации. Признаки цивилизацииБудущее человечества и реальный исторический процесс. Религиозные ценности и свобода совести Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.Эстетические ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Культурология, история Итого: 140 34 34 68 Специальность 340100 «Управление качеством» № тем Наименованиеразделов и тем(по семестрам) Всегоча-сов Виды учебных занятий Изучаемые вопросы(узловые вопросы) Взаимо-связь с другими темами, дисциплинами Лекции Семинары Практичекиезанятия ^ Самостоя-тельная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Тема1.Введение. Предмет философии. 4 2 – 2 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Структура философского знания. Основные функции и структура предмета. Культурология, социология, политология 2. Тема 2. Философия древнего востока. 4 2 – 2 Древнеиндийская философия: буддизм. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм Культурология, история 3. Тема 3. Философия Древней Греции. 4 2 – 2 Проблема первоначала.Космоцентрический характер древнегреческой философии История,культурология 4. Тема 4.Космоцентризм античной философии 6 2 2 2 Эллинистическая философия.Римская философия История, куль-турология 5. Тема 5. Теоцентризм средневековой философии 6 2 2 2 Проблемы веры и разума Схоластика. Основные этапы ее развития История, культурология социологи 6. Тема 6. Философия Нового времени 6 2 2 2 Противостояние рационализма и сенсуализма в теории познания нового времени Эмпиризм как черты философии Нового времени.Философия Просвещения XVIII в. История, куль-турология, социология 7. Тема 7. Классическая немецкая философия 6 2 2 2 Соотношение рассудка и разума в философии И. КантаСубъективный идеализм ФихтеДиалектический метод Г. Гегеля История, культурология, социология т.8 8. Тема 8. Философия марксизма 4 2 – 2 Возникновение и развитие марксистской философии. Новое философское мировоззpение в XVIII вФормирование основ матер. философии История,куьтурология, социология 9. Тема 9. Становление и основные этапы русской философии 4 2 – 2 Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения русской общ. политической мыслиДревнерусская философия. СлавянофильствоМетафизика «всеединства» В. Соловьева. Религиозная философия Н. Бердяева История, политология,культурология 10. Тема 10. Русская философия XIX-XX вв. 6 2 2 2 Проблема человека в Русской философии XIX в. и ее связь с литературой. Влияние философских взглядов Л. Н. Толстого и Ф. Достоевского на духовную жизнь России. Философия социального прагматизма (А. В. Луначарский и А. А. Богданов) История, культурология, социология 11. Тема 11. Становление основных направлений современной западной философии XIX-XX вв. 6 2 – 4 Основные направления европейской философии: XIX- начала XX вв. Культ разума. Иррационализм, сциентизм, антисциентизм. Психоанализ в XX в.: З. Фрейда и Э. Фромма История, Культурология,политология 12. Тема 12. Бытие и материя. Сознание, происхождение и сущность 6 2 2 2 Учение о бытии. Монистические и плюрастические концепции бытия. Категория бытия, ее смысл и специфика. Самоорганизация бытия. Понятия атериального и идеального. Пространство. Время, движение и развитиеБытие и существованиеПроблемы сознания философии. Самосознание и личность. Сознание и познание. Социология, физика 13. Тема 13. Познание, его сущность и структура. Методология и методы технического познания 6 2 2 2 Знание как система. Критерий научности. Рациональное и чувственное познание. Значение языка в познании. Понимание и объяснение. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Психология 14. Тема 14. Диалектика. Законы и категории диалектики 4 2 – 2 Диалектика как учение об универсальных связяхПринципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Законы диалектики. Физика 15. Тема 15. Природа и общество 4 2 – 2 Человек и природа. Общество и его структура Эволюция философских представлений о взаимосвязях общества и природы. Влияние природы на развитие общества. Экологическая проблема и ее аспекты Физика, экология, социология 16. Тема 16. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества 10 2 – 8 Понятие, основные элементы, и основные потребности духовной жизни. Человек, общество, культура Общественное сознание и его структура.Материальная и духовная культура. Смысл человеческого бытия. Политология, социология, культурология 17. Тема 17. Личность и общество. Свобода личности и ее социальная ответствен-ность 4 2 – 2 Гражданское общество и государство. Проблема личности в философии.Человек в системе социальных связей. Роль социальной среды в формировании личности. Человек и исторический процесс: личность и массы. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Основные подходы к изучению личности различными гуманитарными науками. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Социология, история, политология 18. Тема 18. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы XX векаи современ-ность 12 – 3 9 Научные, философские и религиозные картины мира Понятие культуры и цивилизации. Признаки цивилизацииБудущее человечества и реальный исторический процесс. Религиозные ценности и свобода совести Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.Эстетические ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Культурология, история Итого: 102 34 17 51 Специальность 062100 «Управление персоналом» № тем Наименованиеразделов и тем(по семестрам) Всегоча-сов Виды учебных занятий Изучаемые вопросы(узловые вопросы) Взаимо-связь с другими темами, дисциплинами Лекции Семинары Практичекиезанятия ^ Самостоя-тельная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Тема1.Введение. Предмет философии. 6 2 – 4 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Структура философского знания. Основные функции и структура предмета. Культурология, социология, политология 2. Тема 2. Философия древнего востока. 4 2 – 2 Древнеиндийская философия: буддизм. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм Культурология, история 3. Тема 3. Философия Древней Греции. 6 2 – 4 Проблема первоначала.Космоцентрический характер древнегреческой философии История,культурология 4. Тема 4.Космоцентризм античной философии 8 2 2 4 Эллинистическая философия.Римская философия История, куль-турология 5. Тема 5. Теоцентризм средневековой философии 8 2 2 4 Проблемы веры и разума Схоластика. Основные этапы ее развития История, культурология социологи 6. Тема 6. Философия Нового времени 8 2 2 4 Противостояние рационализма и сенсуализма в теории познания нового времени Эмпиризм как черты философии Нового времени.Философия Просвещения XVIII в. История, куль-турология, социология 7. Тема 7. Классическая немецкая философия 8 2 2 4 Соотношение рассудка и разума в философии И. КантаСубъективный идеализм ФихтеДиалектический метод Г. Гегеля История, культурология, социология т.8 8. Тема 8. Философия марксизма 6 2 2 2 Возникновение и развитие марксистской философии. Новое философское мировоззpение в XVIII вФормирование основ матер. философии История,куьтурология, социология 9. Тема 9. Становление и основные этапы русской философии 6 2 – 4 Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения русской общ. политической мыслиДревнерусская философия. СлавянофильствоМетафизика «всеединства» В. Соловьева. Религиозная философия Н. Бердяева История, политология,культурология 10. Тема 10. Русская философия XIX-XX вв. 8 2 2 4 Проблема человека в Русской философии XIX в. и ее связь с литературой. Влияние философских взглядов Л. Н. Толстого и Ф. Достоевского на духовную жизнь России. Философия социального прагматизма (А. В. Луначарский и А. А. Богданов) История, культурология, социология 11. Тема 11. Становление основных направлений современной западной философии XIX-XX вв. 8 2 2 4 Основные направления европейской философии: XIX- начала XX вв. Культ разума. Иррационализм, сциентизм, антисциентизм. Психоанализ в XX в.: З. Фрейда и Э. Фромма История, Культурология,политология 12. Тема 12. Бытие и материя. Сознание, происхождение и сущность 8 2 2 4 Учение о бытии. Монистические и плюрастические концепции бытия. Категория бытия, ее смысл и специфика. Самоорганизация бытия. Понятия атериального и идеального. Пространство. Время, движение и развитиеБытие и существованиеПроблемы сознания философии. Самосознание и личность. Сознание и познание. Социология 13. Тема 13. Познание, его сущность и структура. Методология и методы технического познания 8 2 2 4 Знание как система. Критерий научности. Рациональное и чувственное познание. Значение языка в познании. Понимание и объяснение. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Психология 14. Тема 14. Диалектика. Законы и категории диалектики 8 2 – 6 Диалектика как учение об универсальных связяхПринципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Законы диалектики. КСЕ 15. Тема 15. Природа и общество 8 2 – 6 Человек и природа. Общество и его структура Эволюция философских представлений о взаимосвязях общества и природы. Влияние природы на развитие общества. Экологическая проблема и ее аспекты КСЕ, экология, социология 16. Тема 16. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества 8 2 2 4 Понятие, основные элементы, и основные потребности духовной жизни. Человек, общество, культура Общественное сознание и его структура.Материальная и духовная культура. Смысл человеческого бытия. Политология, социология, культурология 17. Тема 17. Личность и общество. Свобода личности и ее социальная ответствен-ность 8 2 2 4 Гражданское общество и государство. Проблема личности в философии.Человек в системе социальных связей. Роль социальной среды в формировании личности. Человек и исторический процесс: личность и массы. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Основные подходы к изучению личности различными гуманитарными науками. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Социология, история, политология 18. Тема 18. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы XX векаи современ-ность 16 – 2 14 Научные, философские и религиозные картины мира Понятие культуры и цивилизации. Признаки цивилизацииБудущее человечества и реальный исторический процесс. Религиозные ценности и свобода совести Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.Эстетические ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Культурология, история Итого: 140 34 24 82 ^ 4 Содержание дисциплиныТема 1. Предмет философииПредмет философии. Предназначение философии. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и типы мировоззрений. Природа философских проблем, теоретические споры и дискуссии о познавательной ценности философских проблем. К этимологии термина “Философия”. Истоки философского знания. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Проблема научности философии и ограниченности сциентизма. Философия, и ее человеческое измерение. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Основные темы философских размышлений: абсолютное и вечное, материя и дух, бытие и небытие, бог и человек, добро и зло, высшее благо и др. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Язык и стиль философского мышления. Понятие о метафизике, онтологии, теологии, теории познания. Методы философского анализа (материализм, идеализм, диалектика). Философия как специфическая форма общественного сознания. Проблема основного вопроса философии. Исторические формы философии и философствования. Исторические формы материализма и идеализма. Познаваемость мира. Скептицизм и агностицизм. Проблема метода в истории философии. Метафизика и диалектика. Мировоззренческая и методологическая функции философии.Вопросы для самостоятельной работы Структура философского знания. Проблема метода в истории философии. Основные функции и структура предмета.Рекомендуемая литература: основная (1, 5) дополнительная (4, 8)^ Тема 2. Философия Древнего ВостокаДревнеиндийская философия: буддизм. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Периодизация истории китайской философии. Культура Дао. Переходный тип самосознания. Рождение философа мудреца. Философия “Книги перемен”. Философская культура Древней Индии. Брахманизм, джайнизм, буддизм. Предфилософия ведического периода. Эпигический период развития философии. Классический период развития индийской философии. Философия индуизма.Вопросы для самостоятельной работы Школы древнего Китая Человек в философии и культуре Древнего востока.Рекомендуемая литература: основная (2, 5) дополнительная (1, 4)Тема 3. Философия Древней ГрецииФормирование греческой философии. Проблема первоначала. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Демокрит, Платон, Аристотель о бытии. Скептицизм как одно из направлений античной философии. Философия неоплатонизма. Диалектическая концепция Гераклита. Теория познания Платона и Аристотеля. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита (ок. 530- 470 гг. до н. э.) “Диалектика”, “майевтика” и “ирония” как элементы сократовского метода познания. Моральная философия Сократа. Знания и добродетель. Семинарское занятие: Формирование Греческой философии. Вопросы для самостоятельной работы Античная философия как основа европейской философии и теоретической науки Классический период античной философии. Сократ (469-399 гг. до н.э.). Наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.).Рекомендуемая литература: основная(3, 5) дополнительная (5, 9)Тема 4. Космоцентризм античной философииСозерцательно-космологический подход к миру. Идея космической гармонии. От эпической к натурфилософской картине мира. Досократическая философия. Первые философы. Сущность философского понимания и объяснения мира. Первые философские школы: милетская школа, пифагорейцы, элеаты. Милетская школа о материальном первоначале и сущности мира (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, VII – VI вв. до н. э.. “Космологизм” греческой философии. Софисты, Сократ и сократические школы. Мир идей и “мир вещей” в философии Платона. Метафизика Аристотеля. Критика учения Платона об идеях. Учение о началах и причинах. Философия эллинизма. Эпикуреизм. Стоицизм. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Основные категории античной мысли: Космос, Логос, Эйдос, Душа. Объективный идеализм Платона (427-347 гг. до н. э.). Познание сущности мира. Чувственное и рациональное познание. Мир идей и мир вещей.. Теория познания Платона. Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве и праве.^ Семинарское занятие: Космоцентризм античной философии Вопросы для самостоятельной работы Противоречивый характер философии Аристотеля – Государственноправовые взгляды Аристотеля. Проблема “эйдосов – идей” в философии Платона.Рекомендуемая литература: основная (1, 5) дополнительная (1, 6,)Тема 5. Теоцентризм средневековой философииРелигиозный характер философской мысли. Проблема веры и разума. Спор о природе общих понятий: реализм
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…