–PAGE_BREAK–1.ПЕРСОНАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление как специфический вид социальной деятельности,
базируясь на финансовых, сырьевых идругих материальных ресурсах,
включает три главных составных части, или три сферы:
1) планирование, т.е. определение целей изадач предприятия и
любой другой организации, атакже путей их реализации;
2) организацию, упорядочивающую ирегулирующуюдеятельность
людей;
3) управление персоналом.
Последняя из этих составных частей — управление персоналом —
имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
Подсчитано, чтовсреднем руководитель тратит на управление
сотрудниками — персоналом, или кадрами, до 80% своего рабочего
времени.
Первые заметные шаги на пути спецификации функции управления
персоналом были сделаны всредневековых гильдиях и цехах — объединениях ремесленников: каменщиков, кожевников, плотников ит.п.
Вэтих объединениях проявлялась забота об улучшении условий труда,
оплаты ижизни работников, об обучении пополнения -учеников, а
также осуществлялось регулирование профессиональной карьеры,
продвижения по ступенькам цеховой иерархии.
Вплоть до 60-х годов деятельность кадрово-посреднических служб в
управлении предприятием имела скорее вспомогательный, чем основной,
базовый характер. Это объяснялось следующими причинами:
— преимущественно индустриальным характером труда, требующим
его жесткого разделения, узкой специализации работников, функциональной поляризации исполнителей иуправляющих;
— довольно ограниченным уровнем образования ипрофессионально-
-культурногоразвития работника, атакже его потребностей,
производственных ожиданий иправ вуправлении предприятием;
— господством представлений об управлении иместе внем
управления персоналом, более или менее адекватных индустриальной
стадии производства иразвития работника.
1.1. Основные факторы повышения роли персонала в
постиндустриальном обществе
Примернов70-х годах управление персоналом, как ився система
управления организациями, претерпело глубокие качественные
изменения. В целом это было связано свступлением ряда промышленно
развитых стран Запада впостиндустриальную стадию развития, атакже с
действием целого ряда факторов экономического, политического и
социально-культурного характера.
Ведущим ипервымвнашей классификации фактором повышения
роли персонала всовременном производстве являются принципиальные
изменения всодержании труда, вызванныеприменением новых техники,
технологий иметодов производственной деятельности. Напервый план выдвинулисьфункции обеспечения непрерывности
работы системы агрегатов, обслуживания иналадки оборудования.
Вторымфактором повышения роли персонала всовременном
обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и
повышение значимости самоконтроля исамодисциплины. Контроль —
одна из важнейших функций управления персоналом
Третьягруппа причин, обусловивших радикальное повышение роли
персонала впроизводстве иуправлении им, — макроэкономические
факторы, и, прежде всего изменение ориентации идинамики спроса и
направленного на его удовлетворение производства; обострение
конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества
продукции.
Четвертымфактором повышения роли персонала всовременном
производстве, атакже управления им является изменение форм
организации труда на предприятии. Кчислу таких изменений относится,
прежде всего, более широкое использование коллективных форм
организации труда как вмасштабах всей организаций — на макроуровне,
так ивее отдельных подразделениях — на микроуровне.
Пятымфактором возрастания роли персонала на производстве
явилось повышение образовательного икультурного уровня работника,
рост его личностных запросов ктрудовой деятельности.
Все это нашло свое отражение вшестомфакторе повышения роли
персонала всовременной организации — развитии демократии на
производстве ивобществе.
продолжение
–PAGE_BREAK–