СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Эволюция и система управления персоналом 1.2 Анализ и состояние рынка труда организации 1.3 Управление мотивацией и стимулирование персонала 1.4 Подбор, отбор и наем персонала 1.5 Оценка потенциала работников 1.6 Формирование кадрового резерва руководства организации 44 2
ТЕНДЕНЦИИ И КОНЪЮНКТУРА РАЗВИТИЯ ООО «ДУБЛЬ – ДОН» 2.1 Особенности рынка мебельной продукции в ЮФО 2.2 Общая характеристика и организационная структура управления ООО «Дубль – Дон» 2.3 Анализ ресурсов и конкурентной среды ООО «Дубль – Дон» 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ ООО «ДУБЛЬ – ДОН» В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 3.1 Проблемы организаций, в т.ч. и ООО «Дубль – Дон» в условиях рынка. Новая модель руководителя (менеджера) 3.2 Критерии оценки руководителя (менеджера) организации 3.3 Система оценки и адаптации кадров 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 ЛИТЕРАТУРА 75 ВВЕДЕНИЕ Управление персоналом является одним из наиболее важных факторов в жизни предприятия,
способным многократно повысить его эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологи-ческого. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использование достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия
заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального их использования. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные
характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы: аттестация, эксперимент; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала. Данная дипломная работа состоит их трех разделов. В первом разделе рассматривается концепция управления персоналом в условиях рынка. Логически описывается эволюция управления персоналом, дается понятие управления вообще и управления
персоналом в частности. Эволюция системы управления показана за период XVII – начало XX веков, она характеризуется непрерывностью изменений в экономике и во всей системе социально-экономических отношений. Рассмотрены пути становления и этапы развития теории и практики управления. Многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько наиболее важных исторических периодов, начиная с древнего (исторического) до XVII в. нашей эры и заканчивая периодом в развитии управления,
когда начала развиваться наука об управлении (1856-1960 гг.). В этот период начали формироваться новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. Анализ показал, что за прошедший период времени одни руководители (менеджеры) решали свои управленческие проблемы старыми способами, другие же искали новые, более систематизированные подходы к управлению, в т.ч. и к управлению персоналом. Дан анализ состояния рынка труда организации.
Важным является заключение о том, что персонал организации формируется путем согласования интересов организации и работников и есть необходимость всестороннего изучения рынка труда, что связано с изменением роли человека в развитии рыночных отношений. Далее автор уделил серьезное внимание мотивации труда и пришел к выводу, что менеджеру, занятому разработкой мотивации труда, важно знать личные и общественные интересы работников в организации, а управленческое решение менеджера (любое) должно быть гласным и
понятным персоналу организации. В этом разделе анализируются основные факторы, влияющие на эффективность управления персоналом. Это и подбор, и отбор кадров, наем персонала на работу и оценка потенциала работников. Показывается ценность правильного подбора кадров для достижения конечной цели организации. Во втором разделе отражены вопросы по управлению персоналом на конкретном предприятии (в частности на ООО «Дубль – Дон»). Здесь характеризуются организационная структура управления
ООО «Дубль – Дон», профессионально-квалификационный уровень персонала, заключение коллективных договоров, подготовка руководящих кадров. Отмечается ряд упущений и недостатков в работе ООО «Дубль – Дон» по управлению персоналом. Обоснованы предложения по улучшению этой работы. В третьем разделе, анализируя основные пути совершенствования управления персоналом организации в условиях рыночных отношений, автор «высветил» очень важную проблему, которая на нынешнем этапе управления упускается.
Исследования и опыт работы ООО «Дубль – Дон» показали, что подготовка перспективного управляющего (менеджера) является на сегодня необходимостью. Он должен уже сейчас обладать способностью и умением предвидеть изменения во внешней среде, адекватно на них реагировать, поддерживая эффективное функционирование организации и ее ресурсов. Не менее важной проблемой при этом является отсутствие должных критериев оценки менеджеров и персонала. Единого системного подхода к решению этой проблемы нет, кроме того, она усложняется еще
и ограниченностью понимания оценки лишь как элемента процесса управления персоналом в форме аттестации. Автор предлагает свое «видение» решения этой проблемы при условии всестороннего ее рассмотрения с нескольких позиций: экономической, социальной и др. Построенная таким образом работа, позволяет наиболее ясно показать всю многогранность управления персоналом. Не претендуя на оригинальность, дипломная работа, тем не менее, не может не оказаться полезной тому, кто всерьез заинтересован вопросами управления персоналом.
Учитывая контингент потенциальных читателей, их образовательный уровень и сложность излагаемого материала (при самом искреннем желании изложить его в доступной форме), поэтапное ознакомление с каждой из частей дипломной работы способствует более глубокому освоению содержания вопросов по управлению персоналом. Таким образом, основной целью данной работы является обоснование правильности выбора организационных форм управления персоналом ООО «Дубль – Дон», благодаря которым обеспечивается, и в перспективе будет
осуществляться, высокая эффективность его работы на региональном рынке мебельной продукции в условиях рыночных отношений. 1 КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Эволюция и система управления персоналом Управление – вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность. В основе метода управления лежит, прежде всего, диалектический
подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от старого к новому, при этом в центре исследований находится человек, осуществляющий производительную деятельность. Но отдельный работник, являясь членом организации, всегда взаимосвязан с другими работниками, объединенными в группы, поэтому управление должно рассматриваться комплексно, с учетом поведенческих аспектов как части общей системы управления /1, 19/.
История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Выделяют пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры.
Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведших деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая /16, 3/. Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования
общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль я ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной. Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и
строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605 – 562 гг. до н.э.). Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации – главные факторы четвертой управленческой революции (XVII-XVIII вв.). Ее результат – отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления /6/. Пятая управленческая революция (конец
IX – начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев. В результате сформировались следующие подходы к управлению: • управление – наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления; • управление –
искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретных ситуациях; • управление – функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью активизации их действия и получить желаемые результаты; • управление – процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразований ресурсов на «входе» в продукт на «выходе»; • управление – аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающая
использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения совместных целей. Новая система взглядов на управление известна в литературе как шестая – «тихая управленческая революция», и это не случайно, так как ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов управления, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений
и гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают вероятностный характер будущего развития /10/. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов управления. Меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации.
Организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие управления – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических отношений /17/.
Рассматривая пути становления и этапы развития теории и практики управления, многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько наиболее важных исторических периодов /8/. Первый период – древний или исторический – был наиболее длительным в развитии управления. Продолжался он с 9 – 7 тысячелетия до н.э. примерно до второй половины XVIII в. нашей эры. В это время произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и
т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящей экономике). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления. Второй, или индустриальный, период – это период промышленного капитализма (1776 – 1890 гг.). Именно на этом этапе возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, знающих, как надо управлять организациями.
Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше координировать совместный труд людей и рациональнее использовать ограниченные ресурсы. Третий период в развитии управления называется периодом его систематизации (1856 – 1960гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный
аппарат. С течением времени руководители изменяют свои ориентиры: от изучения потребностей конкретной организации переходят к изучению способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. Управление персоналом организации – это целенаправленная деятельность, которая предполагает определение
основных направлений работы с персоналом, а также средств, форм и методов управления им. Система управления персоналом – совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны работы с персоналом и предназначенных для выработки и осуществления эффективного воздействия на него. Система управления персоналом в организации включает определение целей и принципов управления персоналом, определение объекта и субъекта управления, реализацию общих функций управления и основных конкретных
функций по управлению персоналом, определение методов и техники управления, а также подходов к определению эффективности управления персоналом. Для эффективного управления необходимы также обеспечивающие подсистемы управления персоналом. Взаимосвязь вышеперечисленных элементов представлена на рис. 1 /19/. Рисунок 1 – Механизм управления персоналом организации Система управления персоналом является подсистемой в системе управления организацией, следовательно,
с одной стороны, цели системы управления персоналом должны быть увязаны с целями функционирования и. развития организации; с другой стороны, цели системы управления персоналом должны быть увязаны с потребностями работников организации /6/. Процесс увязывания целей в системе управления персоналом столь сложен, что требует стратегического подхода, включения в систему управления персоналом выверенной кадровой политики. Политика вообще – это основные правила и принципы, определяющие конкретные действия.
Кадровая политика – это основные правила и принципы, регламентирующие взаимоотношения с персоналом в организации, которые являются логичным и естественным продолжением производственной, маркетинговой, инвестиционной и других политик организации. Политика в области управления персоналом базируется на базовых и специфических принципах. Базовые принципы – это принципы системности, обратной связи, нормативности, вариативности, инновационности, рефлексивности. Специфические принципы – принципы синергии, контекстуальной
специфики. Принцип системности управления персоналом предполагает взаимное соответствие целей, принципов, организационной структуры, функций и технологий управления персоналом организационной миссии и учет конкретно-исторической реальности государственных и национальных структурных образований. Принцип обратной связи означает функционирование развития системы мониторинга организационного социально-профессионального фона. Принцип нормативности предполагает наличие признанного профессиональной общественностью
ядра квалификационных требований, овладение которым гарантирует необходимый минимум компетентности в данной области, отражение его в стандартах организации и должностных требованиях. Принцип вариативности требует разнообразия направлений профессионализации на различных ее этапах при одновременном соблюдении принципа нормативности. Принцип инновационности предусматривает организацию и развитие целостной системы профессионального экспериментирования, социально-профессиональной экспертизы,
целесообразного осуществления нововведений в управлении персоналом. Принцип рефлексивности означает, что специалист последовательно осваивает все более абстрактные фрагменты профессионального пространства, проходя от технологического через управленческий, теоретический к методологическому уровню рефлексии в профессиональной деятельности. Принцип синергии – осознание того факта, что эффект от взаимодействия работников в данной области управления возникает при условии опоры на совместные ценности
организации. Принцип контекстуальной специфики предполагает учет регионально-исторических и социокультурных условий среды функционирования организации. Кадровая политика есть всегда у любой организации хотя бы потому, что никакая разумная деятельность немыслима без основных принципов, определяющих конкретные действия /21/. Другое дело – какова эта политика. До недавнего времени преобладал подход к персоналу как к издержкам производства, а издержки, как известно, необходимо минимизировать.
Соответственно минимизировались и функции по управлению персоналом. В последнее время появилось понимание, что персонал – это ценный ресурс, источник богатства организации, капитал, и его необходимо наращивать, в него надо инвестировать, чтобы получить прибавочную стоимость. Подход к персоналу как ресурсу означает: 1) его персонализацию и индивидуальный подход ко всем работникам, осуществляемый в пределах совмещения интересов организации и работника (в случае расхождения интересов
приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы тот связал свою деятельность с интересами организации); 2) осознание проблемы дефицита квалифицированного и высоко квалифицированного персонала, что приводит к конкретной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда; 3) переход к человеческим ресурсам означает отход от представлений о персонале как «даровом капитале»,
освоение которого не требует от руководства ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных, ни прочих затрат. Концепция человеческих ресурсов признает необходимость капиталовложений в их формирование, использование и развитие исходя из экономической целесообразности. Цель капиталовложений – привлечение более качественных в профессиональном плане работников, их обучение и поддержание в состоянии высокой трудоспособности, создание условий для их творческого и профессионального
развития, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей членов организации. Отсюда меняются и акценты работы с персоналом, в частности, делаются усилия по развитию и раскрытию «скрытых» возможностей работника. Проблема заключается в том, что работники являются наиболее консервативной составляющей организации, и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям. Прежде чем изменятся не только знания и навыки, но и ценностные ориентиры,
поведение, система отношений, пройдет гораздо больше времени, чем необходимо для осуществления технологических или технических изменений. Формирование концепции человеческого развития является результатом длительной эволюции и синтеза ряда направлений исследований экономического поведения человека в обществе /18/. Влияние выбора концепции управления персоналом на кадровую политику показано в табл. 1. В зависимости от того, какой концепции управления персоналом придерживается руководство организации,
будет строиться система управления персоналом. Известный российский ученый в области менеджмента Л.И. Евенко считает, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве. 1. Использование трудовых ресурсов (labour resources use) с конца XIX в. до 60-х гг. XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме,
а в СССР – в эксплуатации труда государством. 2. Управление персоналом (personnel management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). 3. Управление человеческими ресурсами (human resource management).
Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора». 4. Управление человеком (human being management).
В соответствии с этой концепцией человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л.А. Зеленов и др.). Л.И. Евенко предложил оригинальный подход к исследованию
роли кадров в производстве на основе перечисленных выше четырех концепций, где проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как субъект» управления. Вместе с тем современные взгляды на управление персоналом тесно связываются с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений. Президент школы международного менеджмента Г.М. Озеров, имеющий опыт обучения нескольких тысяч руководителей и специалистов, полагает, что управление
персоналом должно базироваться на следующих принципах: 1. Человек – основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен. 2. Менеджмент для всех. Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»).
3. Эффективность как критерий успеха организации, заключающаяся в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли. 4. Взаимоотношения как критерий успеха организации. Возникающие проблемы из «мира чувств» (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотивы) должны быть приоритетными по сравнению с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация). Принцип «клиент прежде всего» более предпочтителен, чем «иерархия прежде всего».
5. Качество как критерий эффективности. Необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество продукта, качество сервиса и качество организации. 6. Команды как критерий успеха организации. Все работающие в организации являются сотрудниками. Все они члены социальной группы (команды). Все команды и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят вклад как в успех, так и в провалы организации.
7. Обучение – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть жизненно важного процесса продвижения организации. Обучающие программы должны обращаться к сердцам и умам сотрудников. Данные принципы заслуживают пристального внимания, т.к. направлены на формирование корпоративной культуры и всестороннее развитие личности. В сочетании с современной технологией и консалтингом они позволяют существенно повысить уровень управления персоналом /16/.
Учитывая, что перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон одного и того же явления, мы постарались классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 2). Рисунок 2 – Классификация концепций управления персоналом По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс – по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства.
Управление персоналом – это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений. 1.2 Анализ и состояние рынка труда организации Персонал организации формируется путем согласования
интересов организации и работников. С точки зрения организации формирование персонала должно способствовать достижению целей развития организации при удовлетворении потребностей работников. Поэтому процесс формирования персонала организации должен быть интегрирован в общий процесс планирования ее текущей и перспективной деятельности /21/. Необходимость всестороннего изучения рынка труда диктуется особой важностью этого элемента рыночной экономики, что связано с изменением роли человека в развитии
общества и экономики и формированием рыночных отношений в России. До рыночных реформ в России социально-трудовые отношения были одним из наиболее жестко контролируемых сегментов плановой экономики. Государство определяло политику занятости и по существу выступало единственным работодателем при практически полностью отсутствующем частном секторе. Считалось, что плановые органы способны успешно балансировать численность и структуру трудовых ресурсов
с потребностями производства. В результате реформ 90-х годов XX в. в России перестала существовать плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив только уровень минимальной заработной платы, не соответствующий прожиточному минимуму, практически полностью была разрушена социальная поддержка работников. Возникла острая необходимость в формировании новых механизмов взаимодействия и согласования интересов
работодателей и трудоспособного населения. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка – работника и работодателя, зависит спрос на трудовую услугу и ее предложение, соответственно и уровень безработицы /13/. Формирование, функционирование и развитие рынка труда организации осуществляются под влиянием факторов внешней, внутренней среды и факторов, характеризующих рабочую силу.
Результирующим итогом этого влияния является уровень его сбалансированности как основы эффективности деятельности самой организации в конечном итоге. Факторы, влияющие на рынок труда организации, приведены на рис. 3. Рисунок 3 – Факторы, влияющие на внутриорганизационный рынок труда Рынок труда организации формируется под воздействием следующих политик, проводимых государством: финансово-кредитной (цена кредита, размер инвестиций и т.д.); инновационной (приоритетные направления развития
науки и техники, ресурсосберегающие отрасли и т.д.); налоговой (ставки налогов на фонд оплаты труда); политики занятости (квотирование рабочих мест, инициация создания рабочих мест), политики доходов и заработной платы /19/. Социальная политика является связующим звеном. В рамках социальной политики: • проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создаются новые рабочие места; • оказывается содействие в переквалификации и поиске нового
рабочего места; • обеспечивается социальная стабильность, что для организации имеет большое значение при создании благоприятного инвестиционного климата и формировании предпосылок экономического развития. Появление в России рынка труда было в первую очередь связано с развитием рыночных отношений в стране. Особенности влияния экономических факторов и тенденций развития государства привели к появлению таких адаптационных мер формирования внутриорганизационных рынков труда, как административные отпуска, работа
по сокращенному графику, появление вторичной занятости, систематические задержки заработной платы, «скрытая» оплата труда и т.д. Причем если рассматривать с этих аспектов состояние рынков труда организации, то вышеперечисленные адаптационные механизмы были реализованы по-разному в различных отраслях и регионах страны. Так, административные отпуска, работа по сокращенному графику больше превалировали в отраслях обрабатывающего комплекса, систематические задержки заработной платы доминировали в государственном
секторе экономики, «скрытая» оплата труда наибольшее применение нашла в банковской сфере и коммерческих организациях. Все вышеперечисленные факторы в конечном итоге привели к изменению уровня доходов населения и, как следствие, к значительному его расслоению по уровню доходов, чему обязано появление первичного и вторичного рынков труда /15/. На состояние внутриорганизационного рынка труда влияют факторы внутренней среды организации: кадровая политика и стратегия управления персоналом; культура и имидж организации;
содержание, интенсивность и условия труда, политика вознаграждения за труд; социальная политика. Существуют два источника формирования персонала организации: внутриорганизационный рынок труда (т.е. работники самой организации) и внешний рынок труда (т.е. работники, находящиеся за пределами организации и не имеющие с ней связей). Как внешний, так и внутриорганизационный рынки труда в качестве источников формирования персонала организации имеют преимущества и недостатки, представленные в табл.
2. Для закрытия вакансий путем использования возможностей вну-триорганизационного рынка труда необходимо организовать процедуру поиска с использованием организационных средств информирования: информационной локальной компьютерной сети, рекламного стенда, внутриорганизационной газеты, где указываются вакансия, требования к ней, отдел и структурное подразделение, в которое должен обратиться кандидат. Анализ источников позволяет сделать вывод, что в определённых условиях будут использоваться те или
иные рынки труда персонала, те или иные источники их привлечения. Однако независимо от того, какую вакансию организация закрывает, специалисты в области управления персоналом рекомендуют всегда начинать проводить поиск кандидатов внутри организации и использовать, по меньшей мере, два источника привлечения персонала /15/. Пути покрытия потребности в персонале представляют собой способы поиска персонала, которые условно можно разделить на активные и пассивные пути.
Активные пути покрытия потребности в персонале предполагают активные действия в процессе подбора кандидатов, например заключение договоров на обучение персонала с образовательными учреждениями, подача заявки в местные государственные органы занятости и т.д. Пассивные пути покрытия потребностей в персонале связаны с тем, что организация сообщает о своих вакансиях в средствах массовой информации (газетах, телевидении, Интернете) или вывешивает объявление перед своим офисом.
Выбор того или иного источника или пути привлечения работников в организацию с различных рынков труда зависит от следующих факторов: • закрываемой вакансии (вряд ли организация будет искать низкоквалифицированный персонал через кадровое агентство); • финансовых средств, которые организация может выделить на этот процесс; • срочности в необходимости закрытия вакансии; • наличия работников определенной квалификации на различных рынках труда. Следующим шагом в формировании персонала организации являются подбор, отбор
и наем персонала. 1.3 Управление мотивацией и стимулирование персонала Понятие мотивации трактуется в литературе по-разному. Нет единства в употреблении самих понятий «мотивация» и «стимулирование». На наш взгляд, целесообразно исходить из следующих определений /6/. Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения
к достижению необходимых для индивида целей. Мотив (фр. motif – побуждение) – побуждение к активной деятельности личности, социальной группы; связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности. Потребности – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, социальной группы, внутренний побудитель активности. Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение»,
«неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работниками. В этом случае они принимают конкретную форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам или предметам. Интерес (лат. interest – имеет значение) – это конкретное выражение осознанных потребностей.
Стимулирование – вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование – совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Однако в научной литературе есть другие подходы к определению мотивации и стимулирования, например Б.М. Генкин понимает под мотивацией «воздействие на поведение человека для достижения личных,
групповых и общественных целей» . Говоря о мотивации, нужно констатировать, что нет какого-то одного «лучшего» ее способа. У людей множество разнообразных потребностей и целей. Люди по-разному ведут себя, стремясь достичь своих целей. То, что приемлемо для одного человека, может абсолютно не подойти – для другого. Это лишний раз подтверждает, что на практике осуществлять эту важнейшую управленческую функцию очень
непросто. Труд менеджера в рамках этой функции осуществляется в таких направлениях: • работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование); • разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду; • создание условий привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места и трудовых операций; • гарантирование занятости, деловой карьеры» возможностей повышения квалификации и т.д. Менеджер, помимо этого, должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника
или группы. Есть несколько способов вознаградить людей за труд: 1. Материальное вознаграждение за более интенсивный труд и лучшее его качество вне зависимости от стажа работника в различной форме. 2. Разовое денежное вознаграждение за выполнение научных и инженерных работ при их внедрении в производство (премии). 3. Повышение в должности, звании, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям работника. 4. Поощрение свободным временем или предоставление возможности
работнику самостоятельно планировать свой рабочий день, ведущее к росту производительности. 5. Общественное и личное признание заслуг работника по средством наград, благодарностей, грамот, прессы, радио, телевидения, похвалы в соответствующей форме, доверие, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу. Весь «набор» данных стимулов к труду должен быть гласным, известным всем сотрудникам и действительно заслуженным. Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это делать.
Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесшие материальный и моральный урон фирме. Говоря о таком способе вознаграждения, как деньги, нет необходимости убеждать, насколько это важно. В бизнесе деньги – символ успеха. Формы денежного поощрения могут быть различны: повышение заработной
платы, премии, участие в прибыли фирмы /12/. Организации заработной платы на предприятии придается огромное значение. Организация заработной платы осуществляется с помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем ‘заработной платы и т.д. Тарифная система – совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности и условий труда, форм заработной платы и специфики отрасли. Формы и системы заработной платы – порядок ее начисления в зависимости от организационных условий производства
и результатов труда. Мы здесь не будем подробно останавливаться на вопросах, которые изучаются в рамках других экономических дисциплин. Дадим только некоторую информацию. Существует две формы заработной платы: сдельная, при которой заработная плата начисляется за каждую единицу продукции или выполнения объема работ, и повременная, при которой заработная плата начисляется по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Что касается тарифных систем за рубежом, то можно выделить три различных типа: американскую, японскую, западноевропейскую. В американских тарифных системах не принимаются во внимание никакие анкетные данные работников. За одинаковую работу выплачивается зарплата вне зависимости от квалификации, возраста, других качеств. Японские тарифные системы, наоборот, учитывают многие анкетные данные: пол, возраст, образование, стаж работы. На этот тип тарифных систем оказал большое влияние традиционный в
Японии способ найма рабочей силы. Западноевропейские тарифные системы строятся обычно на основе деления работников по продолжительности их профессиональной подготовки. Систем оплаты труда существует очень много, особенно это касается сдельной формы заработной платы. Назовем две: 1. Сдельно-регрессивная система, или «система дележа премий». При этой системе заработки растут медленнее, чем выработка.
2. Система нормирования дневной выработки. Выплачиваются различные ставки в зависимости от уровня выработки. Среди систем премирования все большее распространение получает система «Скэнлон», основанная на заранее определенной нормативной доле прямых затрат на рабочую силу в общей стоимости условно чистой продукции (стоимости, добавленной отработкой). В случае успешной работы предприятия и экономии на заработную плату образуется премиальный фонд. 25% этой экономии идет в резервный фонд, а остальное распределяется между
работниками. Разновидностью этой системы является так называемая «формула общего коэффициента», основанная на доле расходов на рабочую силу в объеме реализованной продукции. Обычно это соотношение относительно стабильно на предприятиях. При помощи этого коэффициента находят допустимые расходы на заработную плату. Если фактические затраты на заработную плату меньше, то полученную экономию выплачивают в виде премий.
В системе «Раккер» объем премиального фонда определяется в виде доли от чистой продукции. Широко применяются формы коллективного премирования. В настоящее время они рассматриваются как лучшие. Их также очень много, но их можно свести к трем основным разновидностям: 1. Система участия в распределении прибылей (заранее определяется доля прибыли, идущая на премии).
2. Система участия в результатах работы предприятия. 3. Дивидендная система (участие в прибыли). Система участия в распределении прибылей не носят ярко выраженного стимулирующего характера, что ограничивает ее распространение. Дело в том, что величина прибыли является результатом всей коммерческой деятельности предприятия и зависит от размера товарооборота, состояния рынка сбыта, конъюнктуры, уровня цен и других факторов,
а не только от производственной деятельности. Системы, участия в результатах работы предприятия строятся на конкретных показателях, премии выплачиваются в результате экономии издержек, увеличения выработки или улучшения других производственных показателей. Дивидендная система – гибрид первых двух разновидностей, когда учитываются результаты производственной и коммерческой деятельности предприятий. Это делает ее гораздо более гибкой и расширяет возможности
применения. Материальное стимулирование практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путевками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризовать достижения в области повышения эффективности
работы, ее качества, которые прежде оставались незамеченными. Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное привыкание к этому виду воздействия.
Хотя труд в нашей стране в отличие от высокоразвитых стран на сегодняшний день рассматривается в основном лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае, в качестве доминирующих, могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успеха и др.
Еще один конкретный способ вознаграждения – признание. Как ни сильны материальные стимулы, моральные могут быть еще сильнее. Особенно большое удовольствие доставляет человеку общественное признание, когда его работу отмечают в присутствии остальных членов коллектива. Это также повышение в должности, звании. Следующий способ – свобода. Для некоторых людей постоянный контроль и опека – только помеха в работе.
Если такой человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например, разрешить часть работы делать дома. В этом аспекте большой интерес для работников представляют внедряемые на предприятиях различные новые типы расписаний работы (гибкий график). Например, скользящий график, при котором разрешается менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий день. Переменный день – это график, при котором разрешается
менять продолжительность рабочего дня (например, работать один день 10 часов, а другой – 6 часов, но так, чтобы в итоге к концу недели получилось всего 40 часов или за месяц 160 часов). Гибкое размещение позволяет менять не только часы, но и расположение работы – можно работать дома, в филиалах и т.п. Конечно, не всякие виды и организация труда позволяют использовать гибкое расписание времени, но эта форма мотивации нашла широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий.
По некоторым данным, сегодня телеработой (работа дома за компьютером) занято около 15% рабочей силы. Еще один способ вознаграждения – перспектива. Многие фирмы теряют своих лучших работников, потому что не дают им возможности «расти». Если руководитель хочет удержать таких людей, он должен открывать перед ними перспективу профессионального роста. Это не значит, что всех хороших работников нужно постоянно передвигать на более высокие должности. Можно вознаградить иначе, например, поручив новую, более сложную
и ответственную работу с соответствующей оплатой. Заключая этот вопрос, следует сказать об острой проблеме сегодняшнего дня – улучшении условий труда. На этапе перехода к рынку значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека возрастает. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием производительности труда и его
эффективности. Следует отличать еще одну сторону этой проблемы – низкую трудовую культуру самих работников. Длительное время работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы управления производительностью, одним из которых является повышение культуры производства.
Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали: 1) ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах; 2) правильно располагать и хранить нужные предметы; 3) постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; 4) постоянная готовность рабочего места к проведению работы;
5) усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы. Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке на соответствие его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего рабочего места, так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть их заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности
труда. Итак, мы видим, что менеджеру, занятому разработкой мотивации труда, важно знать личные и общественные интересы сотрудников, мотивационную структуру человеческого поведения; знать, к каким последствиям могут привести вводимые им меры. Важно, чтобы любое решение в сфере мотивации к труду было гласным, известно из первых рук, понятно и правильно, даже если на первых порах это решение ущемляет чьи-либо интересы /19/. 1.4 Подбор, отбор и наем персонала После того как определена потребность в персонале, описаны
требования рабочего места и выявлены качества, которыми должны обладать будущие работники организации, измена ситуация на внутриорганизационном рынке труда, организации выходят на внешний рынок труда в поисках необходимых работников. Задача подбора состоит в привлечении достаточного количества кандидатов для последующего отбора в организацию /19/. Главными ограничителями по количеству кандидатов на стадии подбора являются финансовые, и временные критерии.
Например, в США затраты на отбор высшего управленческого персонала в среднем составляют 32 тыс. дол среднего управленческого персонала – 8 тыс. дол. Временные затраты могут составлять от 2 до 4 месяцев. Немаловажное значение имеет также на стадии подбора и отбора персонала количество закрываемых вакансий. В зависимости от этого критерия можно выделить следующие виды пополнения кадрового состава организации: • «массовое» пополнение (например, использование торговых агентов), когда прих