Курсовая работа По дисциплине Экономика предприятия Тема Управление производством и доходами предприятия Содержание Введение .1. Современные подходы к управлению предприятием 2. Управление производством 1. Системный поход к управлению предприятием .2. Оперативное управление производством 3. Рационализация методов управления производством 22 3.
Управление доходами 1. Управление доходами и расходами на предприятии 2.Идеология управления доходами 29 Заключение 43 Список использованной литературы 46 Приложение задача . 47 Введение Одна из сложнейших проблем реформирования экономики – создание системы управления, адекватной формам собственности и экономическим отношениям. Представляя специфическую область человеческой деятельности, управление не может существовать само
по себе как самостоятельный процесс, так как всегда является частью системы экономики предприятия, которая определяет ее особенности и характеристики. Большое значение приобретают проблемы управления в связи со становлением и развитием рыночной среды. Экономическая реформа ставит человека на первое место среди других факторов и видов ресурсов, поэтому большое значение приобретают новые подходы к организации управленческого труда, к его оплате и стимулированию повышения квалификации, творчества, инициативы, а также к оценке
личного вклада работника управления в общие результаты производства на предприятии. При рассмотрении сущности этих задач и разработке подходов к их решению необходимо учитывать направления ожидаемых перемен в управлении предприятием, прогнозируемые во всем мире. В области стиля и методов управления предполагается переход от стратегического планирования к стратегическому управлению, от официальной формальной власти к неформальной силе и влиянию.
В области организационных структур ожидается переход от комплексных бюрократических систем управления к более простым и плоским структурам, от контролирующих систем – к творческим структурам с большей самостоятельностью и ответственностью. Опыт последних лет показал, что в России нарастают позитивные процессы, позволяющие вопрос о эффективном управлении предприятиями ставить как практическую задачу. Залогом успех является хорошее знание мировой практики.
Это повышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стимулирующее влияние на повышение качества продукции и ее конкурентоспособность. Возросли требования к уровню образования трудящихся, их квалификации. Общественное производство стало невозможным без прочной эффективной связи с наукой, техникой и управленческой
деятельностью людей. Значительно возросла степень ответственности руководителей за результаты своего труда. Управление производственными процессами поднялось на новый уровень, когда человек стал управлять не только действиями машин и механизмов, но и целыми системами, управляющими этой техникой. 1. Современные подходы к управлению предприятием Переход к основам рыночной экономики в России коренным образом сказывается на работе основного субъекта, звена рыночной экономики – предприятия.
На этом уровне создается продукция товары, услуги , решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии именно предприятие несет основную социальную ответственность перед обществом и каждым работником. Уже сегодня, и тем более в перспективе, главным для предприятий всех форм собственности оказывается не столько стремление к повышению прибыли, сколько способность предприятия дать потребителю товар услуги
более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами. Процесс функционирования экономики становится более динамичным с точки зрения воздействия внешней среды . Это объясняется характером воздействия на организацию и функционирование предприятия трех основных групп факторов технико-экономических, социально-экономических и региональных. Воздействие технико-экономических факторов внедрение новых машин, робототехники, ресурсосберегающих
технологий, комплексной переработки сырья и т.п являясь основным источником роста производительности труда, приводит к необходимости быстрой смены схем организации производства, формированию новых типов производственных организаций, расширению хозяйственных и научно-технических связей. Социально-экономические факторы ресурсный потенциал, методы управления, мотивация деятельности, квалификация работников и др. определяют не только целесообразные формы организации производства, труда и управления,
но и необходимость постоянного развития производственных отношений. Важное значение имеют реально воздействующие на производство региональные факторы, в том числе природно-климатические при освоении новых территорий, реализации природоохранных мероприятий , нормативные местное законодательство, региональные уровни налогообложения и др Они определяют необходимость развития социальной и производственной инфраструктуры, изменений в системе
оплаты труда, обеспечение равновесного природопользования. В процессе функционирования предприятие концентрирует в себе все эти факторы. Вместе с тем каждая из перечисленных групп факторов обладает различной динамикой по отраслям и регионам и разнообразием воздействия на производство постоянным появлением в структуре этих факторов новых элементов – знаний, видов продукции, потребителей, систем стимулирования, вновь осваиваемых регионов и т.д.
В то же время современное производство должно соответствовать повышенным требованиям к своей деятельности, что обусловлено рядом причин необходимостью высокой гибкости производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий услуг сложной технологией производства, требующей совершенно новых форм контроля организации серьезной конкуренцией на рынке товаров услуг резким изменением структуры издержек производства необходимостью учета неопределенности внешней среды
Неопределенность стала одним из важнейших понятий управления предприятий, причем не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий поведения, быстрая и гибкая переориентация производства и сбыта. Таким образом, динамика и разнообразие этих факторов, требований к деятельности предприятий на каждом этапе развития экономики проявляются интегрально и требуют построения системы управления, адекватной их действию. Динамичное изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции услуг , рост
конкуренции заставляют предприятие по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления. Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время стала сердцевиной реорганизации всего хозяйственного механизма предприятий. Гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности,
открываемые нововведениями и рынком, в настоящие время становятся важнее, чем прямая экономия управленческих расходов. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики, стремление к нововведениям стали основополагающими идеями новой философии управления. Стержень ее составляет признание социальной ответственности, лежащей на управляющих. Специалисты полагают, что каждая фирма, вне зависимости от ее размера, должна иметь определенные цели,
которые оправдывают ее существование в обществе. Особое место управления в рыночной экономике обусловлено тем, что именно оно должно обеспечивать связанность, интеграцию экономических процессов на предприятии. Управление предприятием связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды и др. управление усиливает адаптивность, конкурентоспособность бизнеса.
Рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления предприятиями, но реальное положение дел в экономике, спад промышленного производства, негативные изменения ее структуры часто сводят на нет все усилия в области повышения качества управления предприятием. Однако и в этих трудных условиях идет работа по совершенствованию управления предприятия в целом и по отдельным его функциям. Именно сейчас в сложных экономических условиях должны реализовываться сильный
целенаправленный менеджмент предприятия, основанный на критическом отборе лучших направлений различных школ и подходах менеджменту, сложившихся к настоящему времени, и учет современных тенденции развития хозяйственного управления. Современная теория управления отражает объективные условия развития производительных сил и соответственно производственных отношений. Характерно, что само понятие менеджмент и класс менеджеров отчетливо выделились с отделением капитала-собственности от капитала-функции.
Когда управленческий труд стал наемным, появился кредит и стало возможным широкое развитие предпринимательства. Школы рационального управления и поведенческого, психологического направления, существовавшие долгое время параллельно, но при этом во многом противостоявшие друг другу, демонстрируют в настоящее время активные поиски путей интеграции. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию стратегического управления, соответственно изменяются базовые принципы планирования и контроля,
снижается численность занятых в различных службах предприятий. Упор на выработку четких и неизменных контрольных показателей во внутрифирменном планировании, регулярные процедуры финансового контроля и другой отчетности, т.е. все те элементы, которые ассоциируются с жестким управлением, постепенно уступают место методам мягкого , гибкого управления вовлечение персонала в дела фирмы на основе большого взаимного доверия, поощрение предприимчивости в процессе трудовой деятельности
и др Дополнение жесткого административного руководства элементами мягкого управления открывает значительные резервы повышения прибыльности предприятий. В практике между этими элементами устанавливается своеобразный баланс на этапах формирования идеи нововведения, ее разработки, сбыта и предоставления услуг потребителю доминируют поведенческие, гибкие подходы при выполнении же рутинных операций, прежде всего производственных, применяются в основном методы жесткого управления, которые часто обогащаются приемами из арсенала мягких
методов. Другим важным итогом последних лет оказалось вычленение проблемы организационной культуры культуры организации и инновационного менеджмента. В настоящее время многие специалисты американского и японского менеджмента склонны, ставить организационную культуру по силе воздействия на людей вровень с управленческой структурой. Анализ показал, что главный потенциал, и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений, кроется в человеке, а точнее, в его сознании, в культуре, в том числе в культурных стереотипах
поведения в организации. Большое внимание в последние годы уделяется формированию инновационного менеджмента – созданию организационных и экономических условий для выращивания новшеств технологическая и коммерческая новизна , целенаправленному управлению процессом нововведений в фирме. В 90-е годы на первое место вышли разработки по роли лидерства в управлении предприятием фирмой, корпорацией . Специалисты понимают, что в современных условиях руководитель – это хозяйственный лидер, способный
объединить усилия персонала и поощрить инициативу, преодолевать издержки бюрократических механизмов и гибко реагировать на изменения внешних условий. Таким образом, обобщая разработки в области менеджмента предприятия организации , можно сформулировать следующие принципиальные положения основные характерные черты современного управления. 1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией
производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренне факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений экономических, политических, социальных , составляющих среду менеджмента организации. Целесообразная, разумная интеграция методов жесткого и мягкого типов управления в единую, адекватную
условиям среды систему управления. 2. Рассмотрение предприятия как целостной системы, позволяющей исследование организации в единстве ее составных частей, которые непрерывно связаны с внешней средой, причем границы предприятия с внешней средой проницаемые. Предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. 3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия
есть реакция на различные воздействия извне. Главное – это ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в данный период времени. 4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием. Суть ее состоит в том, что на предприятиях, с одной стороны, должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование.
С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействий ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой
подход к их реализации. 5.Поворот бизнеса к управлению организационной культурой как системой ценностей, разделяемых персоналом фирм и связанных с конечными целями организации. Организационная культура предприятия включает и установление высоких стандартов деятельности, начиная с каждого работника предприятия, и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы и др.
Ценятся способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий. 6. Признание определяющего значения для будущего организации формирования и функционирования инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, к достижениям научно-технической
мысли. Основой инновационного менеджмента на предприятии являются создание соответствующего организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование. 7. Осознание ведущей роли лидера в организации – как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических инструментов руководства. 8. Признание социальной ответственности менеджмента как
перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал. Практическое воплощение этих принципов управления весьма сложно и требует коренного пересмотра всей
философии бизнеса, изменения психологии работающих в том числе самих менеджеров , повышения их квалификации. Несмотря на это, все большее число предприятий пытается отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе
с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. Обычно традиционная организация является ответом на стандартную технологию и неменяющуюся внешнюю среду. Современная или новая организация – это реакция на быстрые перемены, на непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды. Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней
среды. Современная система управления должна быть простой и гибкой. Главным критерием ее построения является обеспечение конкурентоспособности и эффективности. 2.Управление производством 2.1. Системный подход к управлению производством Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность структуру, организацию и другие особенности и найти оптимальные пути и методы
воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а следовательно, и организацию. Системный подход к управлению производством используется
практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих организационную либо производственную структуру. Понятие система предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимоувязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс
взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем. Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы. Для выражения сути системы используются различные средства графические, матричные, математические и
др. Каждое из этих не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов. Всестороннее изучение связей элементов необходимо для построения модели объекта управления – фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей. Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного
и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную операционную систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем. Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством. Понятие системное управление характеризует применение системного
подхода как в качестве общей концепции управления, так и к использованию информационно-вычислительных систем. Важнейшим инструментом системного управления является компьютерная техника. Применение ЭВМ, распространяя автоматизацию на область управления фирмой как организацией, позволяет информационно увязывать различные процессы деловой активности фирмы, а управление информационными потоками приобретает первостепенное значение для современного производства.
Однако управленческие информационные системы нельзя отождествлять ни с информационной технологией, ни с ЭВМ. Эти системы значительно шире и включают такие связи и отношения, как иерархия организационной структуры, распределение прав и ответственности, методы оценки эффективности работы отдельных подразделений и фирмы в целом. Основа применения системного подхода к управлению – информационная система, которая рассматривается как модель системы управления, поскольку информация является средством объединения элементов
принятия решения. Применение ЭВМ в сфере оперативного управления производством имеет первостепенное значение, поскольку основная информация может быть интерпретирована количественно. Однако возможности ЭВМ ограничены для решения проблем на высших уровнях управления, в вопросах координации различных подразделений. При этом речь идет главным образом об ограничениях не технического, а социально-экономического порядка. Дело в том, что наряду с формальными связями в организации всегда существуют
неформальные связи, не отражаемые в организационной структуре. Неформальная структура, состоящая из отношений между людьми, традиций, неписаных этнических правил и норм, всегда жестче и труднее перестраивается, чем формальная. Построение моделей с использованием компьютерной техники в современных условиях широко применяется для решения проблем оперативного управления на уровне отдельного предприятия или производственного отделения.
При системном подходе к управлению используются следующие понятия – теория систем – это концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде – система – единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой
– система обратной связи – в управлении – любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана – ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации внутренние переменные и в окружающей среде внешние переменные – решение – выбор альтернативы – критерии для принятия решения – нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения
– цели – в организации – конкретные конечные результаты, которых стремятся добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования – целевое управление – процесс, состоящий из четырех независимых этапов выработка формулировки целей разработка реальных планов их достижения систематический контроль и измерение качества работы и результатов принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов. 2.2.Оперативное управление производством
Оперативное управление производством – основной элемент рациональной организации управления всей деятельностью предприятия. Оно объединяет и охватывает все стороны организации производства, являясь средством координации, обеспечивающим рациональное управление. Без него деятельность предприятия не может быть достаточно эффективной. Цель оперативного управления производством обеспечить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает определение партии единовременно изготовляемой продукции оперативное планирование
места и времени выполнения процесса изготовления продукции координирование прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов выдачу нарядов на выполнение работ установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюдением обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе размещение заказов на материалы. Важнейшие функции оперативного управления производством координация и контроль за функционированием всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов,
выдачу их в производство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления подготовка заказов включает подготовку и распределение всей необходимой документации календарное планирование – установление сроков подготовки и выполнения каждого задания организация производственного процесс – научно обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлены деталь, узел или все изделие в соответствии с заданными чертежами
контроль издержек производства – анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлением или сборкой заказанных изделий организация инструментального хозяйства – выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента контроль и регулирование запасов – обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время диспетчеризация – регулирование
выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом. Важнейшими принципами оперативного управления производством являются Определение типа производства схемой управления производством, а не видом изготовляемой продукции. Независимость степени сложности системы оперативного управления производством от размеров предприятия или производственного подразделения. Выделение постоянных и переменных расходов при подготовке первичных
документов. Постоянные расходы или их долю можно многократно использовать при повторении заказа или его части. Оперативное управление должно носить предупредительный характер, а не регистрацию свершившихся фактов. Организация работы по оперативному управлению производством зависит от размеров и производственной структуры предприятия, от типа организации производства и характера технологического процесса. Вопросами оперативного управления производством на небольшой фирме, не имеющей производственных подразделений,
занимается инженер по оперативному руководству производством production engineer1 При более крупных масштабах производств , на предприятиях со многими производственными подразделениями, каждое из них обычно имеет своего руководителя по оперативному управлению производством. В крупной фирме или в производственном отделении создается отдел оперативного управления производством, включающий следующие группы или секторы сводного календарного планирования, централизованного контроля,
оформления заказов, диспетчеризации, транспортировки, незавершенного производства отгрузки. Отдел оперативного управления производством осуществляет координации и контакты между производственными цехами и отделом сбыта и служит источником информации, поступающей в цехи или, наоборот, направляемой заказчикам через отдел сбыта. В функции отдела оперативного управления производством входит получение производственных заданий, планирование производства, размножение копий заказов и календарных планов
и их рассылка, диспетчеризация, ведение контрольной картотеки, оперативный контроль, ведение учета загрузки рабочих мест, отгрузка продукции, оперативная отчетность. Рассмотрим эти функции более подробно. Получение производственных заданий – начальный этап работы отдела оперативного управления производством. Форма и порядок составления производственных заданий зависят от типа производства на данном предприятии. Производственное задание может поступать из разных источников
от Заказчика со стороны, от отдела сбыта фирмы, от других предприятий или производственных отделений фирмы, от комплектовочных складов для деталей и узлов. Производственные задания могут быть в форме заявки, контракта или заказа календарного плана поставки или разнарядки Заказ от потребителя или от других заводов, производственных отделений либо складов , поступивший в отдел сбыта, оформляется по форме, принятой в данной фирме.
Это делается в региональной конторе сбыта или в центральном отделе сбыта группой сектором заказов. Предварительное общее планирование начинается после получения заказа переоформления его на предприятии. Оно имеет существенное значение для предприятий, работающих на основе отдельных заказов или по чертежам заказчиков, а также при производстве нестандартной продукции. В тех случаях, когда от заказчика поступают месячные разнарядки или графики поставок продукции, предварительное
общее планирование состоит в определении возможности принятия заказа к исполнению. Предварительное планирование касается заказа в целом. Здесь принимается решение о возможности выполнения заказа, о сроках поставки без детализации до производства отдельной детали или узла, поскольку обычно к этому времени чертежи и технологическая документация еще отсутствуют. На стадии предварительного планирования делается общая оценка стоимости заказа с учетом
сведении о ранее выполнявшихся заказах. Размножение копий заказов и календарных планов и их рассылка. Копии заказа и календарного плана направляются во все заинтересованные отделы и группы секторы – конструкторский и технологический отделы только копии заказа , отдел контроля и регулирования запасов, центральный отдел оперативного управления производством, отдел учета и издержек производства, отдел сбыта, отдел расчетов с заказчиками и т.д. Эти копии используются при обработке заказа на всех этапах его прохождения.
Диспетчеризация предполагает осуществление связи между заказчиком, отделом оперативного управления производством и производственными предприятиями в лице мастеров и диспетчеров. Главный диспетчер в составе отдела оперативного управления производством ведет учет номеров изготовляемых деталей и сроков их производства следит за картотекой заказов, еще не переданных в производство, где они подразделяются в порядке сроков поступления материалов и затем в порядке номеров чертежей и деталей.
Эти заказы уже включены в план и обеспечены необходимой документацией, но еще не подготовлены к сдаче в производство, так как пока нет в наличии требуемых материалом и или инструментов или по ним еще не наступил срок запуска в производство следит за картотекой приостановленных заказов следит за центральной картотекой чертежей. Ведение контрольной картотеки, где регистрируются копии всех заказов в порядке номеров чертежей и деталей. Картотека позволяет установить состояние заказа.
Каждый заказ, поступающий на различные диспетчерские пункты или исходящий от них, а также возвращающийся в картотеки или технологический отдел, должен пройти через основную контрольную картотеку. Когда приходит время сдачи заказа в производство оно определяется плановыми сроками, а также наличием материалов, инструмента и чертежей , он изымается из картотеки неспущенных в производство заказов и направляется работнику, обслуживающему основную контрольную картотеку.
Оперативный контроль за ходом выполнения заказов разбивается на несколько этапов подготовка чертежей, спецификаций, технологической документации обеспечение материалами, инструментом сроки выполнения заказа по плану. Учет загрузки рабочих мест ведется каждым мастером, которому перелается график, показывающий загрузку рабочих мест по спущенным и неспущенным в производство заказам по крайней мере за месяц вперед. Ставится задача загрузить каждое рабочее место на определенный период времени в соответствии с производственной
мощностью станка. 2.3. Рационализация методов управления производством Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы и, прежде всего развитие и совершенствование рациональных форм организации производства, методов управления. Рационализация методов управления производством предполагает применение инженерных методов и средств ко всем разделам планирования, организации и регулирования деятельности проектируемого или действующего
предприятия. Рациональная организация производства направлена на повышение производительности труда и снижение издержек производства. Достигается это путем применения современных методов решения проблем и принятия решений, внедрения проектного планирования и управления, стратегического планирования продукта и рынка, инновационного планирования и управления компьютеризации процессов управления. Для обеспечения высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции необходимо на базе
уже заданной специализации вести непрерывно работы на самом предприятии по рациональной организации основных и вспомогательных производственных процессов. Так, при том же техническом уровне производства та или иная организация вспомогательных служб и цехов, внутризаводского транспорта и всех работ по перемещению предметов и продуктов труда, ремонта орудий труда, изготовления инструментов и прочей технологической оснастки, технического контроля и т.п. может
быть причиной резких различий в численности рабочих, приходящихся на равный объем продукции, т.е. резких различий в уровне производительности. Важная роль в современных условиях отводится вопросам оснащения и организации процессов внутризаводского транспорта и перемещения материалов и изделий в пределах завода и цеха, обозначаемых термином логистика . Совершенствование техники и организации транспортно-перемещающих процессов – наиболее крупный и эффективный резерв повышения производительности и снижения издержек в
современной промышленности. Понятие транспортно-перемещающих операций логистики охватывает поступление на завод любых материалов, полуфабрикатов, деталей, изделии и т.п. перемещение их в цеховые склады или в цех на начальную операцию, в пределах цеха между операциями, в пределах операции установка, поворот, съем, и т.п между цехами по окончании всех операций перемещение законченных обработкой изделий за пределы предприятия в сферу их реализации и потребления. Рассмотрение всех этих процессов как единого цельного
комплекса на стадии проектирования и в ходе эксплуатации предприятия имеет большое значение для экономии затрат и общего повышения эффективности работы предприятия. С этой целью в современных условиях используются автоматические линии станков, оборудованных и соединенных между собой гибкими устройствами, выполняющими транспортно-перемещающие задачи операции логистики . Один из важнейших показателей повышения эффективности производственной деятельности – сокращение длительности
производственного цикла. Это одна из центральных задач организации и управления производством. Единственный фактор, который может стимулировать экономию времени производства – необходимость за каждый данный строго определенный отрезок календарного времени получить определенную величину прибыли в процентах к наличным производственным фондам. Рационализация методов управления производством непосредственно связана с рационализацией методов работы, которая охватывает рациональную организацию рабочего места,
оснащение ого всеми необходимыми механизмами и устройствами сокращение протяженности путей перемещения рабочих разработку и внедрение наиболее рациональных движений рабочего разработку и внедрение рациональных методов и приемов труда в процессе исполнения производственных заданий. Вопросами рационализации методов работы занимаются инженеры службы организации производства. Инженер по рационализации методов работы – это специалист по вопросам организации производства, который
по своему образованию, квалификации и опыту способен разрабатывать методы работы и пути максимального повышения их эффективности. Рациональная организация труда предполагает определение задания на основе изучения работы и выявления наилучшего сочетания и последовательности операций установление норм времени по данным хронометража или по нормативам и проектирование метода работы на основе проведения тщательных экспериментов. К числу важнейших и наиболее трудоемких функций работников по организации производства
относятся изучение и нормирование труда и определение экономически наиболее эффективных методов работы. Методы работы, или методы труда, тесно связаны с развитием технологии и во многом ею определяются. Разработанный технологический процесс устанавливает те последовательные технологические операции и виды обработки, через которые проходит данное изделие в процессе изготовления, а также те виды оборудования, с помощью которых эти операции осуществляются. Это требует решения вопроса о том, какими методами и
приемами можно наиболее эффективно выполнять уже заданные технологические операции. Основная задача при разработке методов труда – всемерное сокращение трудоемкости и повышение производительности труда работника интенсификация труда , а также снижение затрат на заработную плату. В связи с этим большое значение придается разработке методики устранения лишних и установление комплекса наиболее рациональных движений рабочих, создание внешних условий для применения рациональных методов
труда. Рационализация методов работы предполагает, что каждая операция подвергается тщательному анализу с целью устранения излишних элементов операций, движений и обеспечения быстрейшего и наиболее рационального метода выполнения каждого элемента и всей операции в целом. Сюда относятся совершенствование и стандартизация приемов работы, оборудования и условий труда, обучение исполнителя, установление норм времени, в отдельных случаях – разработка и внедрение различных поощрительных
систем заработной платы. Решение одних и тех же производственных задач возможно различными технологическими и организационными методами. Выбор каждого из методов оказывает воздействие на уровень производительности труда и на издержки производства. 3. Управление доходами. 3.1.Управление доходами и расходами в фирме Переход к рынку экономики России настоятельно диктует необходимость подлинной самоокупаемости деятельности фирм.
Собственные средства предприятий, а для некоторой их части кредиты являются, как правило, единственным источниками их функционирования и развития. Поэтому вопросы формирования доходов фирмы, обоснования, установления, реализации системы приоритетов в расходовании средств становятся ключевыми в управлении фирмой. Основными источниками доходов фирмы являются – выручка, получаемая в результате реализации товаров и услуг, производимых фирмой – дебиторская задолженность – полученные кредиты – прочие поступления от
реализации излишков товарно-материальных ценностей, доходы от ценных бумаг, штрафы и пени полученные и др По каждой из статей доходов необходимо организовать планомерную систематическую работу. Динамический рост выручки является важнейшим оценочным показателем всей деятельности фирмы, начиная от изучения рынка, формирования оптимальной производственной программы и заканчивая организацией производственного процесса, сбыта готовой продукции. Управление выручкой включает также создание оптимальных заделов по
всем стадиям технологического процесса, оптимизацию партии запуска деталей изделий в производство, выбор ценовой и сбытовой стратегии и т.д. В условиях массовых взаимных неплатежей важную роль в формировании доходов фирмы играет организация систематической работы с дебиторами. При этом следует учитывать, что даже систематические напоминания дебиторам об их долге, переговоры об условиях и сроках погашения дебиторской задолженности связаны со значительными дополнительными затратами.
Между тем, часто эти меры не приводят к желаемому результату. Приходится достаточно часто прибегать к обращению в арбитраж, причем даже выигранные фирмой судебные процессы тоже далеко не всегда заканчиваются поступлением средств. Поэтому необходима постоянная дифференциация дебиторов, организация работы с теми из них, где степень риска меньше. Нуждается в коренных изменениях и организация работы по управлению запасами фирмы.
До сих пор в системе материально-технического обеспечения действуют устаревшие нормативы транзитные номера, партии поставки и др что в основном согласуется с психологией снабженцев дефицитной экономики, при которой создание сверхнормативных запасов в значительной мере было оправданным. Сейчас, когда при наличии денег практически можно в любое время купить что угодно в любом количестве, оправдана противоположная стратегия, направленная на минимизацию товарно-материальных ценностей, хранящихся
в фирме. Это касается не только предметов, но и средств труда сдача в аренду помещений, в лизинг оборудования и т.д. Организация управления доходами может быть эффективной только при условии правильного учета и использования различных форм платежа. Ослабление системы денежного оборота в стране привело к неоправданному расширению бартерных сделок, что чрезвычайно затрудняет движение средств, приводит к огромным нерациональным затратам труда, времени по превращению полученных по бартеру товаров в деньги.
Потребности фирмы в средствах, как правило, существенно превышают ее доходы. Поэтому важнейшей проблемой управления затратами является обоснование системы приоритетов в расходовании средств. Высший приоритет принадлежит выплате заработной платы. Задержки в выплате заработной платы – российский феномен, наиболее яркое проявление несовершенства механизма реформирования экономики России. Следующие по важности затраты – это выплаты на общественные
нужды по всем иерархическим уровням налоги, отчисления направленные в федеральный и местный бюджеты, в пенсионный фонд и т.д. затраты на содержание социальной сферы и др. После выплат, необходимость которых обусловлена нормативно-правовыми актами, нравственными критериями, в основу принятия решений, связанных с выбором направлений расходования средств, должны быть положены экономические критерии. Как правило, следует стремиться к наиболее быстрому наращиванию расходуемых
средств в единицу времени. Практика свидетельствует о том, что использование такого критерия существенно затруднено, так как руководители всех уровней больше склонны перетягивать одеяло на свою сторону, или, на худой конец, довольствоваться уравнительным распределением. Между доходами и расходами фирмы постоянно должен поддерживаться баланс с позиций системного подхода необходимо даже создание и поддержание постоянного резерва, средств, т. е. превышение доходов над расходами
. Поэтому планирование доходов и расходов должно осуществляться как на перспективу, так и на непродолжительные промежутки времени – тем более короткие, чем сложнее финансовое положение фирмы. Плановый баланс доходов и расходов фирмы является документом, в котором в наиболее обобщенном виде представлена вся система планирования и управления фирмой. Любое подразделение фирмы обязательно должно оказывать влияние на уровень доходов и расходов, а чаще
всего и на то, и на другое. Поэтому вся деятельность по управлению фирмой должна быть нацелена на получение наибольшего дохода в единицу времени, максимизацию прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, снижение удельных затрат на производство продукции. 3.2.Идеология управления доходами Семь основополагающих принципов, которые лежат в основе этого вида менеджмента, формулируются достаточно просто. К ним можно прийти с помощью логических рассуждений.
Видный американский маркетолог называет их семь постулатов процветания . Роберт Кросс Robert G. Cross Семь постулатов процветания 1. Уравновешивая спрос и предложение, сосредоточивайте свое внимание не на издержках, а на цене. 2. Устанавливая цену, исходите не из величины издержек, а из потребности рынка. 3. Осуществляйте свои продажи не на всем рынке, а в отдельных его сегментах.
4. Приберегайте свои продукты и услуги для более ценных клиентов. 5. Принимая решения, основывайтесь не на своих предположениях и опыте, а на исчерпывающей и точной информации. 6. Неизменно определяйте потребительский цикл каждого из ваших продуктов. 7. Постоянно отслеживайте, все ли возможности вы использовали для увеличения доходов. Постулат 1. Уравновешивая спрос и предложение, сосредоточивайте свое внимание не на издержках, а на
цене. Дисбаланс спроса и предложения является причиной беспокойства любой компании. Обеспечить устойчивое равновесие здесь почти невозможно. Если это и удается сделать, то, как правило, из-за хаоса на рынке установленное вами хрупкое равновесие вскоре нарушается. Многие компании пытаются избавиться от подобного дисбаланса с помощью увеличения недвижимого капитала. В качестве примера возьмем авиалинии.
Если поток пассажиров становится более интенсивным, то авиакомпании спешат закупить новые самолеты. Если же этот поток ослабевает, то они тут же замораживают или прекращают контракты на поставку авиалайнеров. В большинстве случаев решение о приостановке поставок принимается с опозданием, и поэтому количество самолетов в почти любой авиакомпании избыточно. В дополнение к заказам новых самолетов компании часто спешат переместить их с одного рейса на другой, стремясь перевезти как можно больше пассажиров, причем
даже тех, кто предпочитает приобретать только билеты со скидкой. То же самое наблюдается и в гостиничном бизнесе. Владельцы отелей приобретают недвижимость, когда им сопутствует успех, и экономят на всем в периоды кризиса. Они увеличивают численность персонала, когда отель процветает, и увольняют служащих, когда тот оказывается в пролете. Руководство отелей следит в основном за размерами издержек и очень редко пытается изыскать
возможности для получения дополнительной прибыли. Подобные тенденции отмечаются и в производстве. Промышленники расширяют производство, когда проблем со сбытом продукции нет, и сворачивают его, когда прибыли начинают резко падать. Подобной стратегии многие из компаний придерживаются даже тогда, когда дисбаланс спроса и предложения возникает лишь на короткое время или не очень значителен. Это приводит к увеличению издержек и, что самое плохое, к заметному росту внутренней энтропии.
Такую тактику никак нельзя назвать наилучшей для установления равновесия между спросом и предложением. Манипулирование ценой – тоже не панацея. Но она позволяет добиться успеха гораздо чаще и нередко приводит к заметному росту прибылей. Примеры восстановления равновесия между спросом и предложением с помощью простой манипуляции ценами, без использования сложных компьютерных систем можно обнаружить и в гостиничном бизнесе. Известно, что отели, услугами которых пользуются в основном бизнесмены, обычно переполнены
по будним дням и пустуют в выходные. Традиционный подход к решению подобной проблемы заключается в сокращении числа служащих, работающих по выходным дням. Однако постоянные издержки при этом не уменьшаются. Осознав это, некоторые из крупных отелей снизили свои расценки в выходные дни. Мариотт, один из известных владельцев отелей, сбавил цену в выходные на 50 процентов. Благодаря этому номера, которые во время уик-энда прежде пустовали, теперь приносят ему дополнительную
прибыль. Каким бы бизнесом вы ни занимались, всегда помните о том, что восстанавливать равновесие между спросом и предложением лучше всего с помощью разумного манипулирования ценами, а не путем решительного и часто необоснованного сокращения издержек. Тактика действий на рынке пересматривайте цены. Традиционный метод В период высокого спроса на ваш товар увеличивайте объем его производства. Если спрос падает, объемы производства сокращайте.
Проявление роста энтропии Колебания спроса становятся более частыми и интенсивными. Тактика управления доходами С кратковременными колебаниями спроса пытайтесь справиться с помощью дифференциации цен, и только если это не помогает, прибегайте к изменению объемов производства. Постулат 2. Устанавливая цену, исходите не из величины издержек, а из потребностей рынка. Все компании обычно склонны устанавливать цены на свой товар в зависимости от затрат на его производство,
продажу и доставку клиентам. Экономическая теория гласит, что если мы можем покрыть все наши расходы и еще получить некоторую сумму сверх издержек, то этим гарантируется прибыльность нашего бизнеса. И это сокровенная мечта каждого, кто занят предпринимательством. Однако клиентов наши затраты, откровенно говоря, не волнуют. Они оценивают наши товары и услуги по своим собственным критериям, и на эту оценку влияет множество
факторов. Чаще всего такими факторами являются наличие на рынке конкурирующих продуктов сумма, которую они готовы потратить их потребность реальная или ощущаемая в ваших продуктах или услугах. Если цена, которую мы запрашиваем за продукт, не соответствует оценке этого продукта клиентом, то он его не покупает. Как видите, все очень просто. Тем не менее многие компании настолько увлечены анализом своих издержек, что на размышления о том, как клиенты оценивают их продукты, времени не остается.
А между тем именно оценка продуктов и услуг потребителями и определяет спрос. Цена и ценообразование являются важнейшей проблемой для любой компании, и вполне понятно почему. Ведь увеличение цены на 3 процента без уменьшения объема продаж может привести к росту чистой прибыли на 20, а то и более процентов! Предсказать поведение потребителей чрезвычайно сложно. Факторы, влияющие на принятие ими решения о покупке и на их отношение к предложенной вами цене, не
всегда относятся к разряду демографических или экономических. Один и тот же индивидуум может весьма неожиданно менять свое отношение к одному и тому же продукту. Ценообразование на основе потребностей рынка вовсе не означает, что вы всегда должны снижать цены. Иногда удается обнаружить сегменты рынка, в которых цену на продукт можно установить даже выше той, которую вы планировали. Именно поэтому компаниям следует тщательно анализировать покупательское поведение
своих клиентов в различных секторах рынка и прогнозировать возможное изменение этого поведения в будущем. Тактика действий на рынке устанавливайте цену, исходя из потребностей рынка. Традиционный метод Установите такие цены, чтобы доход от продаж покрывал ваши издержки и обеспечивал планируемую прибыль. Проявление роста энтропии Цену, которая устраивает покупателей-нонконформистов, диктуют они сами рынок предоставляет им широкий выбор похожих продуктов.
Тактика управления доходами Забудьте о ценообразовании на основе издержек. Устанавливайте цены, которые удовлетворят ваших потенциальных клиентов. Для того чтобы обеспечить планируемые прибыли, постарайтесь снизить свои затраты. Постулат 3. Осуществляйте свои продажи не на всем рынке, а в отдельных его сегментах. В конечном счете общие издержки могут быть снижены до уровня, при котором продукты компании уже выгодно
продавать по рыночной цене. Однако при повышенной активности конкурентов, когда нужно действовать быстро, заниматься анализом и уменьшением издержек обычно некогда. В таких случаях лучше попытаться изыскать возможности увеличения доходов от продаж не снижая затрат. Цель любого современного бизнеса – обеспечить потребителя продуктами и услугами, в которых он нуждается, и сделать это быстрее, чем конкуренты. При этом необходимо, чтобы ваши продукты или услуги были более
качественными и дешевыми, чем у соперников. Однако подобное заклинание – быстрее, качественнее, дешевле – поможет вам, если вы поймете, что не все ваши клиенты желают одного и того же. Рассматривать рынок как единое целое и ориентироваться на массового покупателя было бы опасным для вашего бизнеса заблуждением. В наши дни массового рынка не существует. Вместо него мы имеем миллион индивидуальных рыночных сегментов.
Современный рынок чрезвычайно неоднороден. Эта неоднородность характерна для любого из появляющихся на нем продуктов. Каждый из индивидуумов имеет различные потребности в тех или иных продуктах, по-разному собирается их использовать и дает им разную оценку. В нашей стратегии ценность продукта обычно определяется в отдельных узких сегментах рынка и на определенный момент времени. Цель ее – выстроить схему поведения клиентов в узко очерченном сегменте рынка, чтобы
выяснить, какой максимальный доход можно получить в данной области рынка в определенный момент времени. Цена на один и тот же продукт в разных сегментах рынка обычно разная. Это вовсе не откровение, а один из выводов экономической теории. Чем ниже цена вашего продукта, тем больше объем продаж. Чем выше цена, тем он меньше. Самое большое заблуждение многих компаний в том, что они устанавливают
цену в расчете на среднего покупателя. Но среднего покупателя в природе не существует. Не следует устанавливать так называемую среднюю цену, чтобы привлечь некоего клиента-фантома. Сегментирование рынка по готовности клиентов выложить за продукт ту или иную сумму – идея не новая. Многие компании используют нечто подобное уже многие годы. Это весьма рациональный способ увеличить свои доходы в условиях неоднородности рынка.
Чтобы эту идею воплотить в реальность, необходимо прежде всего научиться отделять потенциальных покупателей, готовых купить продукт за достаточно высокую цену, от тех, которые считают, что этот продукт должен стоить дешевле. Тактика действий на рынке устанавливайте различные цены в разных сегментах рынка. Традиционный метод Попытка продать максимальное количество продуктов по максимально высокой цене. Проявление роста энтропии Индивидуализм потребителей делает рынок чрезвычайно неоднородным.
Тактика управления доходами В различных сегментах рынка устанавливаются разные цены. Для того чтобы увеличить доход до максимума и вместе с тем устоять перед конкурентами, цены следует варьировать с учетом покупательной способности в каждом из сегментов рынка. Постулат 4. Приберегайте свои продукты и услуги для более ценных клиентов. Одной из наиболее дорогостоящих концепций в бизнесе является принцип кто первым пришел, тот первым
обедает . Этого принципа стараются придерживаться многие компании. Однако он хорош лишь тогда, когда продуктов не хватает для удовлетворения спроса. Если же дефицита нет, то можно удовлетворить каждого, независимо от того, каким он пришел. Этот принцип на первый взгляд удовлетворяет и компанию, и ее клиентов. Разве не логично, что тот, кто первым обратил внимание на продукт, имеет право и первым его приобрести?
Разве не он первым по достоинству оценил данный продукт? Многие думают именно так. И совершенно неважно, идет ли речь о билетах на рок-концерт, книжных новинках, новейшей модели автомобиля или о столике в ресторане. Что касается ресторанов, то там традиционно первый посетитель выбирает себе столик. И даже если ресторан принимает заказы на обслуживание, тот, кто сделал заказ первым, получает право
выбирать себе место, которое ему нравится. Слава Богу, что этот принцип не используется в клиниках. На операционный стол там кладут в первую очередь не тех, кто поступили первыми, а тех, чье здоровье оказалось в критическом состоянии. А между тем именно тогда, когда существует дефицит, появляются прекрасные возможности для увеличения доходов. Необходимо лишь учитывать индивидуальные особенности клиентов. Пользующийся популярностью ресторан может, например, усадить за свои столики одних трезвенников и отказать
в обслуживании любителям хорошо выпить и закусить, и лишь потому, что первые явились раньше. В результате доходы ресторана в этот вечер окажутся намного ниже максимальных. В большинстве сегментов рынка клиенты, готовые заплатить самую высокую цену, чаще всего первыми покупателями не являются. Тактика действий на рынке старайтесь обслужить более ценных клиентов. Традиционный метод Продажа продуктов и услуг осуществляется по принципу кто первым пришел, тот первым
обедает . Проявление роста энтропии Традиционные методы управления не удовлетворяют инвесторов, которые хотят видеть доходы максимально высокими. Их раздражение приводит к сокращению вкладов. Тактика управления доходами Постарайтесь как можно точнее определить величину спроса в различных сегментах рынка. Приберегайте свои продукты и услуги для наиболее ценных клиентов. Это позволит существенно увеличить ваши доходы. Постулат 5.
Принимая решения, основывайтесь не на своих предположениях и опыте, а на исчерпывающей и точной информации. Большинство компаний накапливают информацию о своих клиентах и сделках годами. Для того чтобы использовать ее для принятия решений, компаниям необходимы современные компьютерные системы и программное обеспечение для работы с большими базами данных. Использование информационных технологий позволяет выделить в имеющейся информации наиболее существенное
и перейти от базы данных к базе знаний. Ее уже можно использовать для разработки собственной экспертной системы. Принятие решений на основе полной и достоверной информации обеспечит успех не только семейному магазинчику или спортивному обществу, но и корпорации с капиталом в десятки миллиардов. Компании, которые начинают заниматься оценкой и анализом информации о своих сделках, клиентах и рынках сбыта, очень скоро достигают поразительных результатов.
И это неудивительно, поскольку теперь они принимают решения на основе достоверных данных, а не предположений или интуиции. Но как бы они ни увлекались изучением поведения потребителей на рынке, они должны всегда помнить, что еще более пристальное внимание необходимо уделять вопросам ценообразования и формирования ассортимента своих продуктов. Многие руководители и менеджеры, однако, заявляют, что ситуация на их рынках меняется так стремительно, что спрогнозировать даже ближайшее будущее невозможно.
Это отговорка. Ведь ни для кого не секрет – любой менеджер, принимая решение, вынужден делать какие-то предположения о том, что произойдет на рынке в обозримом будущем. Чаще всего эти предположения основаны на интуиции или на личном опыте. Но тот, кто их выдвигает, полагает, что они в определенной степени отражают реальность. В том, что на первый взгляд кажется хаотичным и случайным, часто можно увидеть некоторые упорядоченные
структуры. Для этого достаточно более внимательно проанализировать имеющиеся данные. Возьмем, к примеру, обычную пробку на автостраде. Автомашины, застрявшие в ней, вместе с вашей образуют случайную выборку. В следующий раз в этой обстановке кроме вас окажутся совсем другие автомобили с другими водителями. Побывав в подобной ситуации несколько раз, вы уже начинаете замечать, что случайный затор задерживает
вас в определенное время суток на определенных магистралях и в определенные дни. Большинство людей из-за своей сознательной либо подсознательной предубежденности предсказатели довольно плохие. Менеджеры могут, например, предсказать более высокий объем продаж, чем реально возможный, и сделают такое заявление лишь потому, что страстно желают этого. Большинство из них склонны преувеличивать ценность какой-либо информации лишь потому, что ее легче
получить например, из слов своего коллеги . При этом сведения, которые добыть чрезвычайно сложно, посчитают несущественными. Тактика действий на рынке прогнозируйте свои продажи не на рынке в целом, а в отдельных его сегментах. Традиционный метод Предположения о вероятном поведении потребителя делаются на основе интуиции и личных наблюдений. Проявление роста энтропии Из-за нестабильности поведения на рынке потребителей-нонконформистов он становится все более раздробленным
и неупорядоченным. Тактика управления доходами Чтобы получить выгоду от информации об интересах и поведении ваших клиентов на рынке, прогнозируйте спрос в отдельных сегментах рынка. Постулат 6. Неизменно определяйте потребительский цикл каждого из ваших продуктов. Предположим, что вы спрогнозировали поведение ваших клиентов. Как использовать полученные результаты наилучшим образом?
Как добиться того, чтобы ваш продукт ценили дольше и больше других? Иными словами, как определить продолжительность успеха вашего продукта на рынке или, что то же самое, жизненный цикл данного продукта? Ответить на эти и многие другие вопросы вам помогут стратегия управления доходами и, главным образом, предполагаемые ею методы оптимизации. Нечто аналогичное мы наблюдаем и при оптимизации доходов.
Кривую роста доходов от продаж какого-либо нашего продукта можно сравнить с траекторией космического корабля. Мы говорим о скорости роста доходов и об их высоте. Иными словами, мы хотим иметь как можно больше денег, и по возможности быстрее. Однако, в отличие от космического корабля, нам уже недостаточно просто выйти на орбиту, где мы сможем получать стабильную прибыль. Мы хотим, чтобы наша прибыль от каждого из наших продуктов была к тому
же и максимальной. Ступенями нашей ракеты доходов являются сегменты рынка. В каждом из них мы должны достичь наибольших из возможных в данном сегменте скорости роста доходов и их высоты. Сложные алгоритмы из теории космических полетов при решении ваших ежедневных, связанных с бизнесом, проблем, скорее всего, не понадобятся, но попытаться все же я вам очень советую. Осуществить это можно в три этапа. На первом вы должны разбить ваш рынок на несколько непересекающихся
сегментов иногда эти сегменты называют микрорынками , каждый из которых имеет свои особенности спрос, поведение покупателей, количество и активность конкурентов . На втором – построить траектории роста ваших доходов в каждом из сегментов рынка при последовательной их активизации аналогично последовательному запуску двигателей разных ступеней космического корабля . И, наконец, на третьем, пожалуй самом ответственном, этапе вы должны определить оптимальный момент
активизации каждого из сегментов вашего рынка в космонавтике – момент отхода от космического корабля ступени с полностью израсходованным топливом и включения двигателей последующей ступени . Возьмем, к примеру, магазин верхней женской одежды. Эволюция цены на новую модель одежды проходит обычно три этапа. Сначала владелец магазина устанавливает самую высокую из возможных цену, ориентируясь на любительниц
одеваться модно и с шиком. По прошествии некоторого времени богатые клиентки начинают появляться в магазине все реже и реже. Владелец магазина снижает цену на 20 , надеясь на взлет активности покупательниц, которые любят одеваться модно, но не намерены платить за это удовольствие бешеные деньги. После того, как со сцены сходят и эти клиентки, наступает период активизации покупательниц, весьма сдержанных в своих расходах. Для них цену понижают еще больше – до 50 от первоначальной.
Для названных сегментов рынка владелец магазина может построить предполагаемые траектории роста доходов, а затем отследить их соответствие реальному росту. Максимальный доход от продаж удается получить лишь тогда, когда точно определены моменты передвижения товара в очередной сегмент рынка, или, выражаясь проще, моменты, в которые следует снижать цену на товар. Тактика действий на рынке для получения максимальных доходов выходите на рынок со своими продуктами
в оптимальные сроки. Традиционный метод Решения о количестве продуктов, поставляемых на рынок, и об их цене принимаются на основе опыта, интуиции или под давлением обстоятельств. Проявление роста энтропии Из-за быстрых изменений ситуации на рынке традиционные подходы становятся неэффективными. Тактика управления доходами Для увеличения ваших доходов до максимума сначала определите жизненный цикл вашего продукта. Затем оптимизируйте сроки выхода с ним в различные сегменты вашего рынка
и цены в этих сегментах. Постулат 7. Постоянно отслеживайте, все ли возможности вы использовали для увеличения доходов. Из-за стремительных изменений, происходящих в наши дни на рынках сбыта, тщательное долгосрочное планирование теряет всякий смысл. Известно, что военные сражения выигрываются не генералами, заседающими в штабах, а теми, кто командует на передовой. Сказанное относится и к сражениям с конкурентами.
Битву за рынок выигрывают не искусные стратеги, планирующие успех в своих офисах, а те, кто ежедневно сталкивается с конкурентами лицом к лицу. Большинство рыночных войн вспыхивает совершенно неожиданно. Именно эта неожиданность позволяет вашим противникам перехватить инициативу и переманить к себе часть ваших потенциальных, а иногда и постоянных клиентов. Стратегия управления доходами является развитием этого простого принципа.
Она предлагает вам создать солидную базу данных о своих клиентах и на ее основе предсказать их поведение на рынке в ближайшем будущем. Получив такой прогноз, вы наверняка сможете изыскать оптимальную возможность увеличения ваших доходов. Работа менеджера, осуществляющего стратегию управления доходами, заключается в постановке задачи, выборе средств для ее решения, координации деятельности всех служб и, наконец, в проверке результата. Решения должны приниматься по каждому из сегментов рынка, ведь любой из них может
стать источником дополнительных доходов. Но еще более важно, чтобы все эти решения принимались быстро. В бизнесе, как и на поле боя, времени на согласование решений с высшим командованием часто совсем не остается. Всю ответственность должен брать на себя тот, кто имеет самую свежую информацию о состоянии рынка. Тактика действий на рынке вооружайте тех, кто борется с конкурентами в различных сегментах рынка. Традиционный метод Полной информацией обладают лишь главные управляющие.
Считается, что решения, принятые ими, являются для компании наилучшими из всех возможных. Проявление роста энтропии Совокупный рынок распадается на отдельные микрорынки. В результате растет необходимость более быстрого реагирования на происходящее в отдельных сегментах рынка. Тактика управления доходами Средства, необходимые для анализа текущей информации, и право принятия решений передаются менеджерам, имеющим непосредственные контакты с рынком сбыта.
Заключение Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-управленческих работников вместе с инженерами и учеными в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности повысилась с 15.0 в конце 50-х годов до 40
в начале годов 90-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70 И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости, компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе
идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов. По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого – дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям – вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все способны на такого рода приспособление.
Многим, возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления – это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию.
Нужно создать им стимулы к эффективному труду, защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям. Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета
затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого – умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое. Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными
к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей хозяйственной жизни. Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих для всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем
резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему – это означает на 50 ее правильно решить. В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач .
Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство хозяйством и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности. Список использованной литературы 1. Валевич Р.П Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия.1996г. 2. Валевич
Р.П Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия.1996г. 3. журнал Менеджмент 5 1998г. 4. Экономическая стратегия фирмы. Под ред. Градова А. П Спб 1995. 5. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Под ред. Осипова Ю.М М. Ассоциация Гуманитарное знание , 1992. 6. Основы предпринимательского дела.
Благородный бизнес. Под ред. Осипова Ю.М М. Ассоциация Гуманитарное знание , 1992. 7. Стюарт Г. Успешный менеджмент торговли Минск Амалфея, 1996. 8. Валевич Р.П Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия.1996г. 9. Роберт Кросс Robert G. Cross Идеология управления доходами – М. 2004г. Задача По оценкам маркетологов, возможности реализации одного из товаров в следующем году
будут Цена единицы, руб. 100 95 90 85 80 75 Объемы продаж, шт. 8000 9000 9500 9900 10400 10550 Переменные издержки запланированы 40 руб. на одно изделие при объеме производства до 9300 шт. и 39 руб при производстве свыше 9300 шт. Постоянные затраты составляют 200 тыс. руб. при производстве до 9300 шт. и 210 тыс. руб. при производстве свыше 9300шт. Обоснуйте рациональный объем производства.
Решение 1 вариант 1. Определим переменные издержки 40 x 8000 32000 руб. 2. Определим сумму переменных издержек и постоянных затрат 32000 20 520000 руб. 3. Определим себестоимость одного изделия Сб 520000 8000 65 руб. 4. Определим прибыль с одного изделия Р1 100 – 65 35 руб. 5. Определим прибыль со всего объема продаж Р 35 x 8000 280000 руб.
2 вариант 40 x 9000 360000 руб. 360000 20 560000 руб. Сб 560000 9000 62руб. Р1 95 – 62 33 руб. Р 39 x 9000 297000 руб. 3 вариант 39x 9500 370500 руб. 370500 210000 580500 руб. Сб 580500 9500 61 руб. Р1 90 – 61 39 руб. Р 39 x 9500 370500 руб. 4 вариант 39 x 9900 386100 руб. 386100 210000 596100 руб.
Сб 596100 9900 60 руб. Р1 85 – 60 25 руб. Р 25 x 9900 247500 руб. 5 вариант 39 x 10400 405600 405600 210000 615600 руб. Сб 615600 10400 59 руб. Р1 80 – 59 21 руб. Р 21 x 10400 218400 руб. 6 вариант 39 x 10500 409500 руб. 409500 210000 619500 руб. Сб 619500 10500 59 руб. Р1 75 – 59 16 руб. Р 16 x 10500 168000руб.
Ответ Наиболее рациональным является объем производства равный 9500 шт т.к. при нем наибольшая прибыль.