ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Обеспечение машин запаснымичастями.
Снабжение неоригинальными запасными частями,
Операции службы запасных частей.
Организация склада.
Адресная система.
Учетные параметры .
Управлениезапасами при ручном учёте.
Должностные инструкции .
Литература,
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Запасные части, как илюбой товар, имеют свою цену, качество и способность удовлетворять потребностилюдей. Следовательно, эти три параметра должны быть конкурентоспособны.
Склад запасных частей
Приемка поступивших товаров,проверка количества и качества.
Подготовка претензий наповрежденные запасные части и неудовлетворительное исполнение отгрузокпоставщиками.
Размещение товаров для хранения.
Обеспечение сохранности товаров отповреждений и хищений.
Соблюдение системы хранения иорганизации запасов во избежание пересортицы, размещение товаров наиболее экономичнымспособом. Своевременная корректировка базы данных при изменением адресовхранения деталей.
Подбор, упаковка и выдача товаровпо заказам клиентов.
Ведение оперативного и финансовогоучета движения товаров.
Контроль изменений номенклатурызапасных частей поставщиками.
Предотвращение накоплениянеликвидов.
Перманентная инвентаризациязапасов, выборочная проверка соответствия фактического наличия даннымкомпьютерного учета, установление фактов хищений и порчи товаров.
Экспедирование получаемых иотгружаемых партий товаров.
Обеспечение жизнедеятельностисклада (ремонт помещений, теловодоэнергоснабжение и т. д.).
Обеспечение эффективногопланирования, адекватного имеющимся мощностям и рабочей силе.
Обеспечение безопасностисотрудников, клиентов, машин, оборудования и собственности фирмы установлениемжестких мер по технике безопасности и контролем их исполнения.
Анализ результатов деятельностисклада по установленным критериям.
Эффективное использование объемасклада, оптимизация оборудования склада, минимизация расходов, сокращениенепродуктивныхзатрат времени.
Разработка мер по повышениюконкурентоспособности предприятия.
Подготовка аналитическихматериалов и прогнозов для выработки решений по управлению деятельностьюпредприятия.
Постановка задач для применениясовременных компьютерных технологий в деятельности склада и предприятие.
Повышение квалификации персонала!
склад запасная частьучет
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИН ОРИГИНАЛЬНЫМИЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ
Продуценты машин не продают технику на новых рынках,не организовав предварительно полноценные сервисные точки для гарантийногообслуживания и продажи запасных частей, иначе можно потерять рынок после первыхже гарантийных неурядиц или случаев отсутствия запчастей. Молва средипокупателей быстро подпортит мнение о поставщике, конкуренты тоже не дремлют икаждый промах используют для вытеснения его с рынка.
Основой для успешной торговли машинами за рубежомявляется системная организация товаропроводящих сетей для продвижениямашин, запасных частей и услуг по ремонту. Такие сети предоставляют, всоответствии с требованиями законов о защите прав потребителей, в каждом предприятии,торгующем техникой от имени изготовителя, весь комплекс услуг по гарантийным ипоследующим ремонтам силами обученных изготовителями механиков.
Самое главное, сети обеспечивают такую организациюпоставок запасных частей, которая гарантирует доставку ремонтнику или конечномупотребителю в любой точке рынка любой детали в течение суток с моментаобращения. Все организационные иуправленческие решения в таких сетях базируются на максимальном соблюденииинтересов потребителя.
Оригинальные запасные частипоставляются, в соответствии с законодательством о защите прав потребителейпочти всех стран, включая Россию, в течение всего срока выпуска соответствующихмоделей машин и не менее 8—10 лет после прекращения выпуска машин.
Качество обеспечения запаснымичастями — полная номенклатура и максимум сутки на ожидание детали — самыйглавный аргумент для привлечения дилеров и обеспечения конкурентоспособноститехники. Это поняли полвека назад все зарубежные организаторы торговли техникойи приняли необходимые меры.
Товаропроводящие системы включаюттри уровня складов:
♦ центральные или зональные складыизготовителей, обслуживающие региональные склады своей системы продвижениятоваров в географических или административных регионах;
♦ региональные склады, обслуживающиесвоих дилеров в одном регионе;
♦ дилерские, обслуживающиерозничных и мелкооптовых потребителей в районах потребления товаров.
Зональные и региональные складыназывают дистрибьюторскими (распределительными), так как они реализуют товарыоптом не конечным потребителям, а соответствующим складам — звеньямтоваропроводящих систем.
Дилерские (торговые) складыреализуют товары розничным потребителям непосредственно и через своих торговыхагентов, содержащих магазины или другие пункты сбыта. Дилерские склады тожевыполняют распределительные функции, но мелкооптовыми партиями.
Задачи дистрибьюторских складов —организация эффективной деятельности по обеспечению товаропроводящей сети,критерии эффективности — удовлетворение заказов по номенклатуре на 90—95% (дляскладов официальныхдистрибьюторов), срочные отгрузки в течение суток за пределы области, втечение полусуток в пределах области. Несрочные отгрузки — в течение не более 2дней. Региональные дистрибьюторские склады являются важнейшими и высокорентабельными звеньями сбытовых сетей. Онипревращают случайный спрос отдельных потребителей в свой детерминированныйспрос, поддающийся анализу и прогнозу, т. е. в предварительные оптовые заказы заводам, такнеобходимые для планирования производства и управления совокупным запасомдеталей во всей товаропроводящей сети.
Новой техникой торгуют толькопредприятия, уполномоченные изготовителями машин представлять интересыизготовителей, рассматривать на месте все претензии по гарантиям, осуществлятьремонт только в соответствии с технологией, рекомендованной изготовителями,обеспечивать поставку любых запасных частей, включенных в прейскурантыизготовителей.
Такие предприятия называются полномочными дилерами, в англоязычных странах authorized dealer, во франкоязычных — concessionaire autorise. И буквальный, и смысловой перевод- означает, что дилер иликонцессионер уполномочены — т. е. им доверено, разрешено и поручено — решатьвсе вопросы и проблемы, связанные с продаваемой техникой. В России их называют официальными дилерами. Несложно догадаться, что дилерымогут решать проблемы, только имея полную техническую, информационную, правовуюи ценовую поддержку изготовителя. Все эти вопросы оговорены в дилерскихсоглашениях или условиях торговой политики продуцентов машин.
Дилеры — самостоятельныепредприятия, работающие с товарами продуцентов машин по договорам. Поставщикимашин своей товарной и торговой политикой стараются исключить любые риски,которые могут по их вине привести к разорению дилеров — это важно, в первую очередь,для самих продуцентов машин, так как с банкротством дилера они теряют торговуюи сервисную точку в районе, чем не преминут воспользоваться конкуренты.
Компания «John Deere», имеющая в Канадецентральный склад запасных частей и несколько региональных, с 1973 г. применяет единую систему управления запасами на всех своих складах в стране, названную «FLAH» (Fast Locating and Handling). Одной из задач этой системыявляется координация связей между складами, при которой поставка запасныхчастей по заказам дилеров осуществляется с ближайших к ним региональных складов— даже если в момент заказа необходимых деталей нет в наличии. В последнемслучае компьютер регионального склада, получившего заказ, который не может бытьвыполнен, немедленно сообщает о нем по каналам связи центральному складу;компьютер центрального склада устанавливает, в каком из ближайших региональныхскладов имеются необходимые запасные части и дает команду отгрузить их в адрестого склада, к которому обратился дилер. Так действует система при обычныхзаказах. При поступлении срочных заказов запасные части, отсутствующие наближайшем к дилеру складе, отгружаются другим региональным или центральнымскладом непосредственно заказчику.
Эта система позволилазначительно улучшить управление запасами и поставками: 95% срочных заказовдилеров выполняются ближайшим региональным складом компании, 3% — соседним кближайшему складу и только 2% — центральным складом. Подобные системы компания«John Deere» ввела и в других странах,где продаются ее тракторы.
У компаний, реализующих множествомоделей машин на больших территориях или во многих странах, например, «Ford» и «International Harvester», вместо центральногосклада или наряду с ним, имеются зональные склады, которым порученообслуживание только региональных складов. Управление запасами в системахскладов осуществляется централизованно, это способствует сокращению запасов всистемах.
Региональные инациональные склады оснащены компьютерами, взаимодействующими с главным вычислительнымцентром в городе Хинсдейл, недалеко от Чикаго. Центральный склад расположен вгороде Бродвью, два национальных склада — в городах Бедфорд-Парк и Форт-Уэйн.Районные склады расположены в городах Атланта, Балтимор, Колум-бус, Даллас,Мемфис, Канзас-Сити, Ричмонд и Сент-Пол.
СНАБЖНИЕ НЕОРИГИНАЛЬНЫМИ ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ
Неоригинальные запасные частивыпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиямавтозаводов. Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены с нарушением стандартовбезопасности, надежности и долговечности, ожидаемых потребителями и этим вредятрепутации и бизнесу автокомпании. Цены на неоригинальные запчасти ниже, но икачество, как правило, ниже стандартов автокомпаний. Неоригинальные запчастипоставляются только для моделей, выпускающихся с конвейера и несколько летпосле прекращения выпуска машин, но менее 8—10 лет, установленных дляоригинальных запчастей.
Неоригинальнымизапасными частями занимаются любые торговцы, не имеющие никаких обязательствперед потребителями. Такие запасные части обычно составляют узкую номенклатуру наиболеечасто спрашиваемых. Неоригинальные запасные части могут быть хорошего качества,если изготовлены солидными предприятиями. Например, компания «Motorcraft», США, одна из дочерних фирм«Ford», является изготовителем исубпоставщиком многих компонентов и запасных частей для фордовских машин и в тоже время выпускает много заменителей деталей машин других марок.
Продуценты техники считают, чтоподержанные и неоригинальные запасные части имеют своих покупателей испособствуют продлению эксплуатации машин. Хотя наличие старых машин вэксплуатации сдерживает продажу новых, в то же время это служит хорошейрекламой их долговечности.
Кроме того, владельцы подержанныхмашин относятся к низкооплачиваемым кругам населения и новые машины все равноне купят, а если купят, то менее мощные и недорогие.
Для всех продавцов неоригинальныхзапасных частей характерно стремление торговать только деталями частого спроса,чтобы не хранить запасов редко спрашиваемых деталей. Но детали частого спросасоставляют всего 20—30% номенклатуры, необходимой для ремонта.
Торговцы неоригинальными запаснымичастями за рубежом захватывают до половины объема рынка запасных частей постоимости сделок и до четверти по номенклатуре. Сбыт неоригинальных запасныхчастей организован аналогично сложившимся в мировой практике методам торговлипочти любыми товарами серийного и массового производства: центральный складглобального оператора — региональный склад, ориентированный на поставки дилерамв регионе — крупные дилеры с небольшими складами — розничные торговцы.
Управление запасами нарегиональных складах осуществляется компьютерными центрами, связанными в режимереального времени с компьютерами поставщиков и дилеров. Поскольку главной цельюуправления запасами является достижение высокой оборачиваемости каждой детали, серьезно поставлена работа по анализу и прогнозуспроса, а также пообеспечению ритмичного пополнения запасов и срочных поставок дилерам.
ОПЕРАЦИИ СЛУЖБЫ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
Службы запасных частей выполняют следующие операции:
♦ приобретение запасных частей, принадлежностей,
♦ складская обработка — разгрузка, приемка,размещение, учет, комплектация для выдачи потребителям, упаковка, отгрузка;
♦ коммерческая реализация (для региональных складов)запасных частей и принадлежностей дилерам;
♦ коммерческая реализация (для дилерских складов)запасных частей и принадлежностей субдилерам, независимым сервисным фирмам,владельцам техники;
♦ передача запасных частей и принадлежностей службесервиса (дилерские склады) для предпродажной подготовки, гарантийных ремонтов,коммерческого обслуживания и ремонтов, ремонта собственного парка фирмы;
♦ прием и обработка заявок внутренних и внешнихзаказчиков, консультирование клиентов;
♦ анализ и корректировка статистики спроса, заказов напополнение склада, подготовленных компьютером;
♦ анализ цен конкурентов, расчет цен;
♦ ведение учетной, расчетной и другой финансовойдокументации.
ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДА
Стоимость содержания запасов на складах ежегодно волрастает ввиду роста стоимости аренды, электроэнергии, отопления, страхования,рабочей силы. Поэтому желательно, чтобы размеры склада не превышалинеобходимых, его объем использовался оптимально, детали размещались экономично,а планировка была удобной для приема, перемещения и от грузки.
Склад служит фундаментом всей деятельности — оптовойи розничной торговли. Дешевле приобрести новейпнн средства производства илитехнологии, чем нанимать дополнительных сотрудников.
Определение роли и задач складского хозяйства влогистической цепи движения товаров предприятия включает следующее:
♦ наиболее выгодное использование площади и емкостипомещений при размещении стеллажей, оборудования, проездов и проходов.
♦ выбор методов и способов хранения, созданиенеобходимых условий.
♦ выбор и определение применения оборудования итехники в складских работах. Постановка задач для механизации технологическихопераций.
♦ организация обработки информации — первичной,складской, сопроводительной, товарораспорядительной, статистической,аналитической, отчетной и т. д.
♦ организация контроля наличия и сохранности товаров.
♦ разработка технологических карт, описанийпоследовательности операций, инструкций по выполнению операций, нормативов длябизнес-процессов и т. п.
Собственно склад состоит из зоны хранения, зоныприемки и отгрузки. Зона хранения (стеллажи и проходы) занимает до 80% площади,зоны приемки, отгрузки и прочие — около 20%.
Для дорогих деталей, подверженных хищениям, выделяютсекцию, огороженную металлической сеткой и запирающуюся.
Для хранения масел и других огнеопасных жидкостейделают отдельное помещение вне основного склада.
Вне склада устраивают отдельное запирающеесяпомещение для хранения прибывшего груза до его приемки и распаковки иотгружаемого, упакованного и ожидающего вывоза.
Крупногабаритные и тяжелые детали размещают вблизиприемки, мелкие — ближе к зоне выдачи или отгрузки.
При размещении товаровиспользуется принцип «чаще спрос — ближе к проезду (проходу)». Товарыежедневного спроса хранятся в непосредственной близости от зоны отгрузки иливыдачи.
На крупных складах с большимтоварооборотом каждую ячейку делают таких размеров, которые позволяютразместить в ней партию товара вместе с поддоном или в ящике, в котором онприбыл, причем проезды между стеллажами достаточны для работы погрузчиков сбоковым перемещением вил.
На складах для мелкооптовой ирозничной торговли чаще всего товары размещают в соответствии с группировкой поразмерам.
На складах имеются секции длякрупных и мелких товаров. Для разных товаров нужны различные соотношенияколичеств мелких, средних и больших ячеек на складе, различные размеры ячеек поглубине. Фирмами, специализирующимися на изготовлении складского оборудования,разработаны типовые схемы и модели разборных стеллажей для разных товаров,поэтому дешевле в конечном итоге купить готовые разборные стеллажи с переменнойвысотой ячеек, чем сваривать их по собственным эскизам, а впоследствии либомного раз переделывать, либо мириться с неэкономичным размещением товаров.
Для увеличения количества ячеек,улучшения метода хранения, ускорения отбора товаров специфической формыустанавливают на свободных участках стен, на колоннах и торцах стеллажей стендысо штырями. Стенды используют для размещения в подвешенном состоянии гибкихтоваров — шлангов, тросов, т. е. товаров, хранение которых в лежачем положениине позволяет из-за их формы экономично использовать объемы ячеек и неудобно дляотбора.
При определении площади исходят из предполагаемойустановки двухэтажных стеллажей высотой 2,1 м, с которыми все ячейки доступны без опасности несчастных случаев. Из этого следует, что высота постройки в свету(включая резерв материалов при монтаже — 0,1 м) минимум 4,3 м.
Общая площадь, выделяемая для службы запчастей,обычно составляет от 16 до 21% всех помещений. Склад занимает около 85%площади, отведенной службе запасных частей, участок продажи запчастей — около10%, офисные помещения — около 5%. Участок продажи запасных частей располагаютвозле зала.
Размеры склада запчастей зависят от числа рабочихпостов в мастерской и предполагаемой прямой продажи запчастей. Минимальнаярекомендуемая складская площадь — от 20 до 26 м2 на один продуктивный рабочий пост плюс запас в размере 20—30% от общей площадисклада для прямой продажи запчастей и принадлежностей.
Примерное распределение площади склада запасныхчастей — толькозапчастей, без учетапринадлежностей, сопутствующих товаров, расходных жидкостей, приведено в табл.15.
/>
Проезды в складах, где применяются вилочныепогрузчики, делают 2,0—2,5 м. Главные проходы в складах, где товары перевозятна ручных тележках — 1,8 м, проходы между стеллажами с крупногабаритнымидеталями — 1,0—1,8 м, проходы между стеллажами с мелкими деталями — 0,8 м.
Лестницы между этажами или ярусами делают с углом 45градусов, шириной 1,2 м основные и 0,9 м вспомогательные.
Для дорогих деталей, подверженных хищениям, выделяютсекцию, огороженную металлической сеткой и запирающуюся.
А также следует учитывать:
♦ частоту спроса (чаще спрос — ближе к зонеотгрузки);
♦ формы деталей — гибкие (шланги, трубки, прокладки),кузовные, стекла;
♦ размеры и количества деталей;
♦ вес деталей и агрегатов;
♦ удобство для поиска — целесообразно размещатьнекоторые детали в зоне видимости с рабочего места кладовщика;
♦ специфики — новая или особо контролируемая модельмашины и т. п.;
♦ стоимость — ценные деталихранят в запирающихся секциях. В связи с многообразием размеров запасных частей,их группируют в секциях по типоразмерам, а не по каталожным номерам.
На участке продажи работает продавец, выполняющийрозничные продажи, на участке выдачи в сервисный цех — приемщик заявок.
В больших техцентрах необходим офис складазапчастей, а у небольших центров достаточны лишь рабочие посты для персонала.Если оборот запасных частей большой, розничные продажи поручают отдельнымсотрудникам.
Офисные помещения включают кабинет менеджера,контора клерков. В малых фирмах это общее помещение.
На рис. 1—3 приведены варианты стеллажныхконструкций.
/>
/>
/>
АДРЕСНАЯ СИСТЕМА
Изучить всю номенклатуру запчастей на складе повнешнему виду сотрудникам удается только за длительный период времени. Аотличать все однотипные детали разных моделей друг от друга — через многомесяцев.
Поэтому, независимо от того, крупный склад илинебольшой, обязательно следует ввести единую адресную систему размещениятоваров, иначе неизбежны потери товаров, пересортица и убытки. Это важно дляобеспечения увеличения оборота, исключения ошибок в размещении товаров ибыстрого нахождения их даже новыми сотрудниками после короткого инструктажа.
Каждому месту хранения присваивается код (адрес),обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер вертикальной секции и номер полки.Адрес может иметь 4—5 и более знаков. Программным путем обеспечиваютавтоматическое указание адресов в ярлыках, чеках, спецификациях наличия,ведомостях инвентаризации. Ведомости инвентаризации и комплектовочные листы дляотбора товаров печатают с сортировкой по адресам.
Внедрение адресной системы включает разметку напланах размещения, изготовление и крепление номеров или их нанесение краской,внесение адресов в спецификации товаров, внесение номеров из спецификации вкомпьютерную базу данных или в карточки учета.
Адреса наносят яркой краской наконструкции стеллажей, отсеков, на пол. Пространство без стеллажей либоконструктивно, либо условно с помощью разметки также может делиться на зоны иотсеки.
В идеале служащий должен находитьтовар по названию и адресу, даже не зная его внешнего вида. Размещение товаровпо постоянным адресам обеспечивает возможность отбора или размещения товаровдаже при отсутствии всех служащих и при остановке компьютера. Другие люди послекороткого инструктажа, имея под рукой ведомость наличия товаров на складе садресами медленнее, но смогут справиться с этой работой без ошибок.
В программе печати накладных дляотбора товара, товары нужно сортировать по адресам хранения — это помогаетлучше организовать работу персонала, исключить лишние перемещения по складу.
Схемы размещения стеллажей илиштабелей с указанием адресов хранения вывешивают на стенах, чтобы служащиесклада могли изучить их и легко ориентироваться.
Маркировать номера запчастей накоробках следует крупно, чтобы служащие могли их видеть издалека и быстреевыбирать маршрут.
Ярлыки снаименованиями лучше крепить на полках, а не на коробках, так как у товарадолжно быть постоянное место. Если коробку унесут, будет видно, что нужнопринести или заказать товар.
УЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
База данных о запасных частяхдолжна включать следующие параметры:
Характеристики товара:
• код,наименование, размеры и вес единицы товара;
• нескольковозможных единиц измерения;
• штриховойкод;
• вторичныекоды, идентифицирующие товар;
• неограниченноечисло замен товара;
• неограниченное число аналоговтовара;
• вызовтовара по коду заказчика или поставщика;
• кодытовара у различных заказчиков;
• кодытовара у различных поставщиков;
• оригинальныйкод товара у производителя;
• отслеживаниепартий товара;
• отслеживаниесерийных номеров товаров;
• формированиенаборов товаров для реализации;
Ниже приведен пример современнойбазы данных для запасных частей.
Основные данные:
•название изготовителя машин(группа);
•номер детали по каталогуизготовителя машин;
•номер детали по каталогуизготовителя комплектующих;
•номер детали — аналога по каталогуизготовителя неоригинальных деталей (несколько полей);
•наименование на русском языке;
•наименование на английском языке;
•код изготовителя детали (несколькополей);
•код и название подгруппы;
•в какой комплект или сборку входит— если не поставляется отдельно;
•модели машин, для которыхпредназначена деталь;
•применяемость (неограниченнополей);
•период применения на машине;
•VIN-код применяемости;
•код модели двигателя;
•какой деталью заменена (послеснятия с производства);
•вместо какой детали введена вконструкцию;
•код взаимозаменяемости;
•код наименования;
•срок службы расчетный;
•возможность восстановления послеизноса;
•единица измерения;
•вес;
•объем;
•материал;
•группа материалов (черные илицветные металлы, пластмассы и т. д.);
•количество на 1 машину;
•количество в комплекте;
•вид упаковки;
количество в упаковке;
•вид тары; Складские данные:
•адрес хранения;
•наличие на складе фактическое;
•наличие на других складах;
•минимальный запас или точказаказа;
•максимальный запас;
•страховой запас;
•неприкосновенный запас — дорешения руководства;
•Ценовые данные:
•закупочная цена в валюте;
•закупочная цена в рублях;
•цена расхода в валюте;
•цена расхода в рублях;
•признак категории калькуляции ценрасхода;
•признак категории импортнойпошлины;
•другие признаки (до 10);
•Данные для заказов и отгрузок:
•срок поставки;
• минимальное количество для заказа,норматив поставщика;
• оптимальное количество для заказапо параметрам: количество — скидка — срок поставки;
• заказано у поставщика;
• подтверждено поставщиком кпоставке;
• недопоставлено поставщиком поподтвержденным заказам;
• неудовлетворенный спрос, штук;
•недогруженозаказчику (долг), штук; При учете предусматривают возможности:
• заказы на закупки, продукциясобственного производства, возвраты товаров;
• полное управление партиями науровне склада;
• отслеживание сроков реализации иусловий хранения партий товаров;
операции по учетуудовлетворения претензий.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ПРИ РУЧНОМУЧЁТЕ
Системауправления запасами без использования ЭВМ включает применение двух типов карточекучета запасов: одна — для управления запасами (рис. 8), т. е. для сбораинформации по управлению, другая — оперативного учета (рис. 9), т. е. дляобычного учета поступления и расхода деталей.
В верхнейчасти карточки, предназначенной для управления запасами, содержится обычнаяинформация. В следующей группе строк записывается информация, необходимая дляпринятия обоснованных решений по управлению запасами:
♦ группировказапасов (ABC и XYZ};
♦ периодконтроля;
♦ времяисполнения заказа (интервал поставки);
♦ расходизделий за период контроля;
♦ расходизделий за время исполнения заказа;
♦ страховойзапас.
Еслиприменяется система с фиксированным интервалом пополнения запасов, топеречисленной информации достаточно для расчета величины требуемого запаса. Всоответствующей строке карточки, где показана величина требуемого запаса,имеется ряд клеток для ее корректировки при изменении ситуации.
Приприменении системы с фиксированным интервалом устанавливают фиксированную точку(уровень) заказа, которая определяет резервный уровень заказа, обычноэквивалентный суммарному числу деталей, расходуемых за один период контроля иодин период исполнения заказа. В обычных условиях уровни запасов проверяютсялишь в установ-
ленные срокис интервалом в три — четыре месяца. Для непредвиденных случаев устанавливаютуровень запасов, придостижении которого в период между проверками (вследствиенеожиданно большого расхода деталей) должен быть сделан внеочередной заказдеталей.
Вследующей строке карточки предусмотрено место для записи фиксированной величиныминимального запаса, являющегося одновременно уровнем (точкой) заказа. Этавеличина характеризует уровень запасов, при котором должно производится их пополнение при фиксированном размере заказов.Чтобы рассчитать этот уровень, нужно знать оптимальный размер заказа; длязаписи этой информации предусмотрена специальная строка карточки.
Следующая группа строк предназначена для записи ценыдетали. Здесь также предусмотрена возможность многократной записи последующихизменений.
Нижняя часть карточки содержитинформацию о продажах, запасах и заказах детали. В первых двух столбцахуказывается месяц и объем продаж детали в этот месяц. Третий столбециспользуется для записи скользящего итога объема продаж за последние 12 месящевили же для нарастающей суммы продаж текущего года. В остальных столбцахотражается обычное движение запасов.
Организация работы системыуправления запасами при выполнении операций вручную. Ручная система эффективна тогда, когда управляющийсклгадом запасных частей пользуется поддержкой дирекции и располагаетнеобходимыми техническими средствами.
Практика выработала ряд правил, придерживаяськоторых можно добиться успешное работы ручной системы управления запасами.
1.Эффективноеуправление запасами позволяет сокращать вложения в запасы и увеличиватьприбыль. Чтобы добиться таких результатов, необходимо иметь хорошоподготовленный и достаточно оплачиваемый персонал и обеспечивать ему хорошиеусловия работы.
2.Изобычной системы контроля и управления запасами выводят детали малой стоимости,а также детали, относящиеся к «мертвым» и бездействующим запасам. В
3.результатевручную выполняются исключительно операции по анализу номенклатуры деталей,находящихся в движении.
4.Находящуюсяв движении номенклатуру деталей разбивают на группы А, В, С и X, У, Z.Это дает возможность работникам склада запасных частей концентрировать своевнимание
5.надеталях, которые составляют основную часть объема реализации и стоимостизапасов.
6.Информация, содержащаяся на карточках для управлениязапасами, позволяет также* использовать компьютеры для обработки текущих данныхо движении запасов и прогнозировании будущего спроса. Благодаря группировкеноменклатуры хранимыхдеталей при выполнении этих операций возможна концентрация внимания на деталяхгрупп А, В,X и У.
6. Компьютеры используют длярасчета скидок и для подготовки прейскурантов.
Определение скорости оборотазапасов отдельных деталей. Для установления показателей по группам сбыта {А, В, С) и группам запасов (X, У, Z) применяется простая выборка.После проведения этой работы карточка учета запасов каждого изделия кодируетсяследующим образом:
♦ группа сбыта (А, В, С);
♦ группа запаса (X, У, Z);
♦ скорость оборота запасов.
Примеры заполнения карточек
Деталь № 14 А/Х/0,5 Большой объем реализациивследствие высокой стоимости изделия при очень медленном обороте запаса.Начальный запас должен в 2 раза превышать объем продаж за год.
Деталь № 43 А/У/10 Быстрый оборот умеренных запасовобусловливает хороший показатель скорости оборота запасов (10 раз в год)
Деталь № 17 В/Х/1 Умеренный объем реализации приотносительно высоком уровне запасов, оборачивающихся лишь раз в год. Требуетсяисследование.
Деталь № 125 B/Z/38 Умеренный объем реализации принизком уровне запасов обусловливает очень большую скорость оборота запасов. Вэтих условиях нужно предусмотреть возможность нехватки запасов.
Деталь № 105 С/Х-1 Сбыт отсутствует, большаястоимость запасов, это привело к отрицательной величине скорости оборотазапаса. Требуется исследование.
Деталь № 18 С/У-2 Сбытотсутствует, стоимость запасов достаточно велика. Возможно, эта запасустаревших деталей.
Общая для склада скоростьоборота запасов является важным показателем. Однако этот показатель не содержитинформации, необходимой для эффективных действий. Чтобы предпринять конкретныемеры, нужно знать, какие детали имеют быстрый, средний и медленный оборот.Скорость оборота деталей данного вида устанавливается отношением количествапроданных за год деталей к среднему количеству деталей, находящихся на складе.
Если количество деталей на складеменьше годового объема их продаж, результат бывает положительным числом (как вслучае с деталью № 125 в приведенном выше примере). Если число проданных за годизделий меньше объема запаса, то результатом является десятичная дробь (как этобыло в случае с деталью № 14).
Если в течение прошедшего года покакой-то детали вообще не было сбыта, то результатом является отрицательнаяскорость оборота запасов, указывающая количество хранимых деталей, по которымне было движения. В приведенном примере отрицательное движение отмечено удеталей № 105 и 18.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
Начальник отдела торговли запасными частями
Начальник отдела оптовой торговлизапасными частями имеет подготовку по маркетингу, управлению, организации ипланированию торговли, по работе с персоналом, обладает профессиональнымизнаниями о системах автомобилей и технологии ремонта, о правилах складскойобработки товаров, обладает знаниями федеральных, региональных и местных нормативныхактов, касающихся предпринимательской деятельности.
Начальник отдела торговлизапасными частями ответственен за выполнение отделом его функций, за достижениерезультатов, необходимых для дальнейшего развития деловых операций, заотношения с деловыми кругами, административными органами.
Начальник отдела торговлизапасными частями в своей деятельности руководствуется действующимзаконодательством, уставом предприятия, указаниями генерального директора,утвержденными планами работы предприятия, условиями трудового договора(контракта), настоящей должностной инструкцией.
Начальник отдела торговлизапасными частями при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должендействовать квалифицированно, добросовестно и разумно в интересах предприятия.
Начальник отдела торговлизапасными частями несет ответственность перед предприятием в соответствии сдействующим законодательством, уставом, настоящей инструкцией, в том числематериальную за ущерб (убытки), причиненные предприятию его действиями (бездействием),связанными с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. При определенииоснований и размера ответственности должны быть приняты во внимание обычныеусловия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Начальник отдела торговлизапасными частями имеет право:
Действовать от имени предприятия ипредставлять его интересы в отечественных и иностранных предприятиях,организациях, учреждениях, включая судебные.
По доверенности заключать от именипредприятия договоры и соглашения, отнесенные к его компетенции.
Привлекать на договорных началах ииспользовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности,имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц.
Начальник (заведующий) складазапчастей
Начальник склада является материально ответственнымлицом.
Начальник склада ответственен за размещение,хранение, приемку, отгрузку, сохранность товаров
Начальник склада обладает знаниями о правилахскладской обработки, приемки товаров по количеству и качеству, о складскомучете, о менеджменте, умеет работать с каталогами товаров ипрейскурантами.
Начальник склада в своей деятельностируководствуется действующим законодательством, «Положением о складе»,нормативными документами по учету товаров указаниями руководителей предприятия,условиями трудового договора (контракта) и договора о материальнойответственности, настоящей должностной инструкцией.
Начальник склада при осуществлении своих прав иисполнении обязанностей должен действовать квалифицированно добросовестно иразумно в интересах предприятия.
Начальник склада несет ответственность передпредприятием в соответствии с действующим законодательством уставом, настоящейинструкцией, в том числе материальную за ущерб(убытки), причиненные предприятиюего действиями (бездействием), связанными с ненадлежащим исполнением служебныхобязанностей. При определении оснований и размера ответственности Должны бытьприняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства,имеющие значение, для дела.
Основные обязанности.
Рациональное использование объема склада. Размещениетоваров в стеллажах наиболее экономичным способом.
Обеспечение склада необходимым оборудованием,инвентарем, материалами. Оптимизация оборудования склада, минимизация расходов.
Обеспечение эффективного планирования, адекватногоимеющимся мощностям и рабочей силе.
Организация приемки поступивших товаров, проверкиколичества и качества.
Организация отбора, упаковки и отгрузки товаров позаказам.
Организация и контроль оформления товаросопроводительныхдокументов.
Менеджер по закупкам отделазапасных частей
Менеджер по закупкам отделаоптовой торговли запасными частями назначается и увольняется генеральнымдиректором по представлению начальника отдела и отчитывается перед начальникомотдела.
Менеджер по закупкам ответствененза обеспечение склада запасными частями и сопутствующими товарами дляпоследующей реализации и за управление запасами — поддержание запасов каждогонаименования товаров на уровне, обеспечивающем непрерывность удовлетворения спросадилеров.
Менеджер по закупкам обладаетзнаниями о маркетинге, ценообразовании, о правилах складской обработки, приемкитоваров по количеству и качеству, о складском учете, о менеджменте, о системахи агрегатах автомобиля, умеет работать с каталогами запасных частей исопутствующих товаров, прейскурантами.
Менеджер по реализации отделазапасных частей
Менеджер по реализации отделаоптовой торговли запасными частями назначается и увольняется генеральнымдиректором по представлению начальника отдела и отчитывается перед начальникомотдела.
Менеджер по реализацииответственен за обеспечение реализации запасных частей и сопутствующих товаров.
Менеджер по реализации обладаетзнаниями о маркетинге, ценообразовании, о правилах складской обработки, приемкитоваров по количеству и качеству, о складском учете, о менеджменте, о системахи агрегатах автомобиля, умеет работать с каталогами запасных частей исопутствующих товаров, прейскурантами.
Учетчик склада запасных частей
Бухгалтер-учетчик назначается иувольняется генеральным директором по представлению начальника отдела оптовойторговли запасными частями и отчитывается перед начальником отдела.
Продавец запасных частей иномерных агрегатов
Общие положения.
Продавец запасных частейназначается и увольняется генеральным директором по представлению начальникаотдела торговли запасными частями и отчитывается перед начальником отдела.
Продавец запасных частей являетсяматериально ответственным лицом.
Продавец запасных частейответственен за приемку со склада, размещение и сохранность в торговом зале ирозничную продажу запасных частей.
Продавец запасных частей в своейдеятельности руководствуется действующим законодательством, нормативнымидокументами по приемке и учету товаров, указаниями начальника отдела, условиямитрудового договора (контракта) и договора о материальной ответственности,настоящей должностной инструкцией.
Продавец запасных частей приосуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действоватьквалифицированно, добросовестно и разумно в интересах предприятия.
Продавец запасных частей несет ответственность передпредприятием в соответствии с действующим законодательством, уставом, настоящейинструкцией, в том числе материальную за ущерб (убытки), причиненныепредприятию его действиями (бездействием), связанными с ненадлежащимисполнением служебных обязанностей. При определении оснований и размераответственности должны быть приняты во внимание обычные условия деловогооборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Должен знать:
Системы и агрегаты автомобилей.
Технику и операции продаж,включая варианты платежей.
Правила работы с каталогами ипрейскурантами запасных частей и сопутствующих товаров.
Ассортимент и классификацию реализуемых агрегатов изапасных частей.
Продавец товаров бытовой химии
Характеристика работы.
Товары бытовой химии до подачи ихв торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажнуюподготовку, которая включает освобождение от транспортной тары, сортировку
товара, проверку целостности упаковки, наличиенеобходимой информации о товаре и его изготовителе, инструкций по применениютоваров, правильности цен.
ЛИТЕРАТУРА
1.Волгин В.В. Автосервис. Торговые операции: Практическоепособие.-М.:2004.-568с.
2.Радченко И.И, Хлявич А.И. Маркетинг и автосервис.