Управление в области бюджета, финансов и налогов

Содержание
Введение
1. Организационно-правовая система управления
2. Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Кведению Российской Федерации относится финансовое, валютное, кредитноерегулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки,федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (п. «ж» ст. 71Конституции Р.Ф).
Всовместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установлениеобщих принципов налогообложения и сборов в стране (п. «и» ч. 1 ст. 72Конституции РФ).
ПравительствоРФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает иреализует налоговую политику; осуществляет валютное регулирование и валютныйконтроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ синостранными государствами.
Основнойобъем управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерствафинансов РФ и его систему. Существенная роль принадлежит также Центральномубанку РФ. Функционирует специализированная система государственной налоговойслужбы.
Всоответствии с действующим законодательством проводится определенная граньмежду чисто финансовой, кредитной и налоговой функциями. Тем не менее все онидействуют в тесной взаимосвязи и, сохраняя свою самостоятельность, составляютсистему государственных финансовых органов. Вместе с тем наряду сгосударственными органами в качестве субъектов финансовой и кредитнойдеятельности в этой сфере функционируют и финансовые учреждения, наделенныенекоторыми распорядительными полномочиями (например, Федеральное казначейство).
Цельюданной работы является теоретическое изучение управления в области бюджета,финансов и налогов.
Достижение целипредопределило выполнение следующих основных задач:
— понять системууправления органами в области бюджета, финансов, и налогов
Методами исследованияявляются анализ, сравнение и обобщение данных, опубликованных в научнойлитературе.
Теоретической основой курсовойработы послужили научные труды Отечественных авторов.

1.Организационно-правовая система управления
Неотъемлемойчастью управления экономикой является деятельность государственных органов вобласти бюджета, финансов, кредита и налогов. Финансы — локомотив экономики.
Бюджетнаяполитика — ключевое звено экономической политики государства. От качествафедерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальнойзащиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влиянияРоссии на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Бюджет — это форма образования ирасходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетдолжен быть реальным и выполнимым, в нем на основе точной оценки возможностейэкономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальнойполитики.
31 июля 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливаетобщие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовыеосновы функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектовбюджетных правоотношений, порядок регулирования внебюджетных отношений,определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности занарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетныйпроцесс включает в себя действия различных государственных органов. Составлениепроектов бюджета — исключительная прерогатива Правительства, соответствующихорганов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местногосамоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляютМинистерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальныхобразований. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете наочередной финансовый год производится законодательным (представительным)органом, представительным органом местного самоуправления. Бюджетным кодексомустановлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной властивозлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетамибюджетов и бюджетными средствами. Органы федерального казначейства (главноеуправление и территориальные органы) являются кассирами всех распоряжений иполучателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средствот имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджета исключительночерез казначейскую систему призвано устранить существовавшую порочную практикунецелевого использования бюджетных средств.
Кодексомопределены также формы финансового контроля за использованием бюджетныхсредств, осуществляемого законодательными (представительными) органами,органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а такжеглавными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Обеспечениебесперебойного и полноценного исполнения бюджета по расходам должнопроизводиться прежде всего по защищенным статьям — заработной плате и другим.Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно.
ПостановлениемПравительства от 15 сентября 2000 г. утверждено Положение о представленииМинистерством финансов РФ в Правительство ежеквартальной и годовой отчетностиоб исполнении федерального бюджета. Правительство, отвечая за своевременное иполное исполнение бюджета, должно регулярно отчитываться перед палатамиФедерального Собрания о ходе его исполнения.
Финансированиеесть предусмотренныйбюджетом целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств иосуществляется финансовыми органами.
Финансоваяполитика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции,нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей,предотвращение гиперинфляции. Для этого предусматривается прямоегосударственное регулирование, включающее: сокращение и ликвидацию дефицитафедерального бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величинойгосударственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрациюи пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системыплатежных и расчетных отношений между предприятиями и др.
Кредитование— это вид банковскихопераций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратныхденежных средств под определенные проценты. Банковская система РФ, занимающаясякредитованием, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации,а также филиалы и представительства иностранных банков.
Комплексмер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление ихфинансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо наосуществление процедур ликвидации кредитных организаций, определен Федеральнымзаконом «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999г. Вцелях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организацийсоздано Агентство по реструктуризации кредитных организаций, его функции иполномочия определены этим Федеральным законом. В частности, установленооснование для перехода кредитной организации под управление Агентства.
В странеесть только один крупнейший банк, судьба которого волнует каждого гражданина.Это Сберегательный банк России. Интерес к нему понятен: его устойчивостьявляется гарантией социальной стабильности, так как в нем находится более 85%всех банковских вкладов.
Порядоки условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признаниякредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядкеконкурсного производства установлены Федеральным законом «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.
Важнымшагом в совершенствовании организации работы в области финансов и кредитаявилось также принятие Федерального закона «О защите конкуренции на рынкефинансовых услуг» от 23 июня 1999 г. Предметом его регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг,страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренциина рынке финансовых услуг.
Отношениямежду кредитной организацией и государством характеризуются тем, что кредитнаяорганизация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; органызаконодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления невправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами.
Основныминаправлениями государственной денежно-кредитной политики на ближайшее времяостаются: укрепление рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптациясубъектов экономики, особенно банков, к новой ситуации и поиск иминеинфляционных факторов роста экономики.
Нельзяне учитывать и того, что в России сосредоточено значительное количество валюты,и если аккумулировать ее в российских банках, которые смогут инвестировать их вотечественную экономику, то не будет необходимости в зарубежных кредитах.Зарубежные инвесторы с большой неохотой идут на предоставление денег России.Для возрождения экономики России нужны значительные инвестиции, которые легчепривлечь путем создания благоприятных условий для аккумуляции валюты, имеющейсяна руках у населения внутри страны (предположительно до 80 млрд. долл.).
Неотъемлемымэлементом финансово-кредитной системы являются государственные внебюджетныефонды, образующиеся на основании решений соответствующих органовгосударственной власти. Имеются социальные внебюджетные фонды; пенсионный,социального и обязательного медицинского страхования.
Крометого, имеются целевые бюджетные фонды (дорожный, экологический и другие), атакже различные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды.
Под налоговойсистемой России понимается совокупность налогов, методов и механизмов ихисчисления и взыскания.
Мировойопыт показывает, что успешно функционирующая рыночная экономика предполагаетмощный налоговый аппарат, обеспечивающий неукоснительную уплату налогов. Он темболее необходим России, где в процессе перехода к рынку сокрытие доходов иуклонение от налогов представляют острейшую проблему. Основной причинойнедопоступления налогов является общее состояние экономики регионов,характеризующееся слабым ростом производства, неполной нагрузкой предприятий,убыточностью многих предприятий.
Нормативнаябаза налогообложения состоит из, Налогового кодекса РФ (с изменениями идополнениями) и ряда правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами.
Ряд важныхзадач в этой сфере выполняют, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, атакже правоохранительные органы — МВД, прокуратура, арбитраж. Ясно, чтоулучшить платежную дисциплину в налоговой системе можно только сообща.Разрозненные усилия оказываются явно неэффективными.
Правительствов этой сфереобеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет обисполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику;обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры порегулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление внутренним и внешнимдолгом России; осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральнымизаконами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютныйконтроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РоссийскойФедерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры попроведению единой политики цен.
2. Органы управления вобласти бюджета, финансов и налогов
Министерствофинансов РФ (Минфин России) осуществляет свою деятельность в соответствии сПоложением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Минфин России являются федеральным органом исполнительной власти по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферебюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценныхметаллов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможеннойстоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств дляфинансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведениялотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции,финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Всоответствии с вышеуказанным Положением Минфин России осуществляет полномочияпо организации исполнения федерального бюджета, по государственномурегулированию аудиторской деятельности. Кроме того, оно осуществляетгосударственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней ифедерального пробирного надзора. На Минфин России возложены также полномочия вотношении подведомственных ему органов и учреждений, выражающиеся в том, чтооно вправе представлять в установленном порядке в Правительство РФ предложенияо создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятийи учреждений, находящихся в его ведении или подведомственных ему федеральныхслужб.
Помимоэтого, Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельностинаходящихся в его ведении федеральных служб, а также контроль за исполнениемФедеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросамисчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимоститоваров и транспортных средств.
НаМинфин России возложены также полномочия по внесению в Правительство РФпроектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ иПравительства РФ и других документов, по которым требуется решениеПравительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере его ведения и к сферамведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы ипрогнозные показатели его деятельности.
МинфинРоссии вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, входящим в егокомпетенцию. Он вправе устанавливать:
•  порядок формирования отчетности обисполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
•  бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
•  порядок ведения сводной бюджетнойросписи федерального
•  бюджета;
•  порядок применения бюджетнойклассификации Российской
•  Федерации;
•  формы налоговых деклараций, расчетовпо налогам и порядок
•  заполнения налоговых деклараций;
•  формы таможенного приходного ордера,на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налоговфизическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных,
•  домашних и иных не связанных сосуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларированиитоваров;
•  акты, определяющие случаи, когдауплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
•  акты, устанавливающие максимальныесуммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременнодействующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной
•  организацией, для принятия банковскихгарантий таможенными
•  органами в целях обеспечения уплатытаможенных платежей;
•  порядок и условия включения страховыхорганизаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут
•  приниматься в качестве обеспеченияуплаты таможенных платежей;
•  порядок контроля таможенной стоимоститоваров и транс/>/>/>портных средств совместно с Министерствомэкономического развития и торговли РФ и многие другие.
Крометого, Минфин России осуществляет:
—составлениепроекта федерального бюджета;
—утверждение иведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
—открытие вЦентральном банке РФ и кредитных организациях счетов по учету средствфедерального бюджета и иных средств,
—установлениережимов счетов федерального бюджета;
—организациюраспределения доходов от уплаты федеральных
—налогов и сборовмежду уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
—управлениесредствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
—организациюведения главными распорядителями средств
—федеральногобюджета мониторинга бюджетного сектора;
—управлениегосударственным долгом Российской Федерации;
—выполнениефункций эмитента государственных ценных бумаг;
—государственнуюрегистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектовРФ и муниципальных ценных бумаг;
—обеспечениепредоставления бюджетных ссуд и бюджетных
—кредитов впределах лимита средств, утвержденного федеральным
—законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год, и
—в порядке,установленном Правительством РФ;
—проводит вустановленном порядке конкурсы и заключает
—государственныеконтракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для своих нужд, а также
—на проведениенаучно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленнойсфере деятельности и др.
МинфинРоссии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеетправо запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые дляпринятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам, создаватькоординационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), втом числе межведомственные.
Структурнымиподразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениямего деятельности. В состав департаментов включаются отделы.
Министрфинансов РФ наделенширокими полномочиями, связанными с организацией и функционированием не толькосамого Министерства, но и находящихся в его ведении федеральных служб. МинфинРоссии утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности федеральныхслужб, а также отчет об их исполнении, вносит в Правительство РФ попредставлению руководителей подведомственных Минфину России федеральных службпроекты положений о федеральных службах, предложения о предельной ихчисленности и фонде оплаты труда их работников, дает поручения федеральнымслужбам и контролирует их исполнение, отменяет противоречащие федеральномузаконодательству решения федеральных служб, если иной порядок отмены решений неустановлен федеральным законом и т. д.
Крометого, министр финансов РФ издает приказы, имеющие нормативный характер, а пооперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Минфина России —приказы ненормативного характера.
Федеральныморганом исполнительной власти, возглавляющим единую систему налоговых органов,является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая осуществляет своюдеятельность через территориальные органы (управления, инспекции) и действует всоответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФот 30 сентября 2004 г. № 506.
Главнымизадачами ФНС России являются контроль и надзор: за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотойи своевременностью внесения налогов и сборов и других обязательных платежейналогоплательщиками в соответствующий бюджет; за осуществлением валютныхопераций; в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольнойпродукции, в том числе за выделением квот на закупку этилового спирта и егореализацию; за соблюдением требований использования контрольно-кассовойтехники, условий ее регистрации и применения, порядка работы с денежнойналичностью и т. д.
ФНСРоссии осуществляет также государственную регистра/>цию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальныхпредпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. ФНС России такжерегистрирует договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику.
Крометого, ФНС России выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) напроизводство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции,производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольнойпродукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевойпродукции, производство табачных изделий, проведение всероссийских лотерей идр.
ФНСРоссии также ведет: учет всех налогоплательщиков; государственный сводныйреестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство,хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводныйгосударственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которыхприостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставкуспиртосодержащей непищевой продукции; Единый государственный реестр юридическихлиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единыйгосударственный реестр налогоплательщиков и др.
На ФНСРоссии возложены полномочия по установлению форм: налогового уведомления;требования об уплате налога; заявления о постановке на учет в налоговом органе;уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановкена учет в налоговом органе и др.
Крометого, ФНС России осуществляет проверку деятельности юридических лиц, физическихлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере налоговой деятельности.
ФНСРоссии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеетправо запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений повопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, осуществлять контрольза деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций.
ФНСРоссии вправе также применять меры ограничительного, предупредительного ипрофилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическимилицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с цельюпресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Руководительслужбы представляет Министру финансов РФ проект положения о ФНС России,предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников еецентрального аппарата и территориальных органов, предложения о назначении надолжность и освобождении от должности своих заместителей и предложения оназначении на должность и освобождении от должности руководителейтерриториальных органов ФНС России и выполняет другие полномочия. Он издаетприказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России.
Федеральнаяслужба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет свою деятельность всоответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФот 30 июня 2004 г. № 330. Росстрахнадзор является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сферестраховой деятельности (страхового дела).
Росстрахнадзоросуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальныеорганы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
Росстрахнадзоросуществляет контроль и надзор за:
•  соблюдением субъектами страховогодела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок ихдеятельности
•  на местах;
•  выполнением иными юридическими ифизическими лицами
•  требований страховогозаконодательства;
•  предоставлением субъектами страховогодела, в отношении
•  которых принято решение об отзывелицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
•  достоверностью представляемойсубъектами страхового дела
•  отчетности;
•  обеспечением страховщиками ихфинансовой устойчивости и />платежеспособности в частиформирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых дляпокрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношениясобственных средств страховщика и принятых обязательств;
•  составом и структурой активов,принимаемых для покрытия
•  собственных средств страховщика;
•  выдачей страховщиками банковскихгарантий;
•  соблюдением страховыми организациямитребований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
•  (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к еекомпетенции.
Росстрахнадзорпринимает также решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании,ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензийсубъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев, проводитаттестацию страховых актуариев, ведет единый государственный реестр субъектовстрахового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.
В случаевыявленных нарушений субъектами страхового дела страхового законодательстваРосстрахнадзор выдает им предписания, а также вправе обращаться в суд с искамио ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращениисубъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качествеиндивидуального предпринимателя.
Росстрахнадзорс целью реализации предоставленных ей полномочий имеет право запрашивать иполучать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным кее компетенции, давать юридическим и физическим лицам соответствующиеразъяснения, осуществлять контроль за деятельностью своих территориальныхорганов, применять меры ограничительного, предупредительного ипрофилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидациюпоследствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательныхтребований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактовнарушения законодательства РФ, а также создавать совещательные и экспертныеорганы (советы, комиссии, группы, коллегии).
РуководительРосстрахнадзора несет персональную ответственность за осуществление возложенныхна него функций.
Онпредставляет Министру финансов РФ проект положения о Росстрахнадзоре,предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников егоцентрального аппарата и территориальных органов, предложения о назначении надолжность и освобождении от должности своих заместителей, а также предложения оназначении на должность и освобождении от должности руководителей еготерриториальных органов и др.
Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) в соответствии с Положением о ней,утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролюи надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютногоконтроля.
Росфиннадзоросуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальныеорганы.
На неговозложен контроль и надзор за:
•  использованием средств федеральногобюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальныхценностей, находящихся в федеральной собственности;
•  соблюдением резидентами инерезидентами (за исключением
•  кредитных организаций и валютныхбирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органоввалютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствиемпроводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
•  соблюдением требований бюджетногозаконодательства Российской Федераций получателями финансовой помощи из федеральногобюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд ибюджетных инвестиций;
•  исполнением органами финансовогоконтроля федеральных
•  органов исполнительной власти,органов государственной власти
•  субъектов РФ, органов местногосамоуправления законодательства
•  Российской Федерации офинансово-бюджетном контроле и надзоре.
Росфиннадзоросуществляет производство по делам об административных правонарушениях,представляет в судебных органах права и законные интересы Российской Федерациипо вопросам, отнесенным к его компетенции.
/>В целях реализации полномочий вустановленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:
•  проверять денежные документы, регистрыбухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическоеналичие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценныхбумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснениядолжностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения повопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов,необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
•  проводить в организациях любых формсобственности, получивших от проверяемой организации денежные средства,материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных ссоответствующими записями, документами и данными проверяемой организации(встречная проверка);
•  направлять в проверенные организации,их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления илиобязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
•  осуществлять контроль засвоевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) ихвышестоящими
•  органами нарушений законодательства вфинансово-бюджетной
•  сфере, в том числе путемдобровольного возмещения средств;
•  осуществлять контроль задеятельностью своих территориальных органов и подведомственных организаций и т.д.
Росфиннадзорвозглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на него задач и функций. Он издает приказы, имеющие нормативныйхарактер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельностиРосфиннадзора — приказы ненормативного характера.
СотрудникиРосфиннадзора при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во всездания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо отведомственной подчиненности и формы собственности. Вместе с тем при проведенииревизий и проверок они не должны вмешиваться в оперативную деятельностьпроверяемых организаций, если иное не установлено законом.
Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии с Положением о ней,утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфереиных федеральных органов исполнительной власти.
Росфинмониторингосуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальныеорганы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
НаРосфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора завыполнением юридическими и физическими лицами требований законодательстваРоссийской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение кответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, а такжеконтроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом.
Он такжепризван осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках)с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, выявлятьпризнаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствамиили иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученныхпреступным путем, или финансированием терроризма, а также издаватьпостановления о приостановлении операций с денежными средствами или инымимуществом.
На неговозложено информирование правоохранительных органов при наличии достаточныхоснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана слегализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, илифинансированием терроризма, а также представление соответствующей информации позапросам правоохранительных органов.
Оносуществляет и другие полномочия в указанной сфере, в том числе принимаетрешения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина илилица без гражданства в Российской Федерации.
В целяхреализации предоставленных полномочий Росфинмониторинг координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфередеятельности, взаимодействует с Центральным банком РФ, с компетентными органамииностранных государств и осуществляет с ними информационный обмен, а также сорганами государственной власти, организациями, должностными лицами игражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Росфинмониторингс целью реализацииданных полномочий имеет право:
•  запрашивать в установленном порядкесведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферыдеятельности;
•  давать юридическим и физическим лицамразъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетенции;
•  обращаться в соответствующие органыгосударственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц,допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма, и привлекать их в
•  установленном порядке кответственности;
•  пресекать факты нарушения законодательстваРоссийской
•  Федерации в установленной сфередеятельности, а также применять
•  меры ограничительного,предупредительного и профилактического
•  характера, направленные нанедопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами игражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
•  создавать, реорганизовывать иликвидировать свои территориальные органы по согласованию с Министром финансовРФ и др.
Росфинмониторингвозглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должностиПравительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
РуководительРосфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществлениевозложенных на Росфинмониторинг задач и функций и подотчетен непосредственноМинистру финансов РФ. Он издает приказы по вопросам, отнесенным к егокомпетенции, а также имеет право обращаться по вопросам установленной сферыдеятельности к соответствующим федеральным министрам и руководителям иныхфедеральных органов исполнительной власти.
Федеральноеказначейство (федеральная служба) в соответствии с Положением о нем, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой),осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета,кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций сосредствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями иполучателями средств федерального бюджета (далее — Федеральное казначейство).
Федеральноеказначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через своитерриториальные органы во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РоссийскойФедерации, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральноеказначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
доводитдо главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федеральногобюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств иобъемы финансирования;
ведетучет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
открываетв Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета поучету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетовфедерального бюджета;
/>открывает и ведет лицевые счетаглавных распорядителей, распорядителей и получателей средств федеральногобюджета;
ведетсводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средствфедерального бюджета;
ведетучет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитовбюджетных обязательств и их изменений;
составляети представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативнуюинформацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность обисполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
получаетв установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственныхвнебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимыедля составления отчетности об исполнении федерального бюджета иконсолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществляетраспределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетамибюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
осуществляетпрогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
осуществляетуправление операциями на едином счете федерального бюджета;
осуществляетв установленном порядке кассовое обслуживание
исполнениябюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 
осуществляетпредварительный и текущий контроль за ведением операций со средствамифедерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателямисредств федерального бюджета и др.
Федеральноеказначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельностиимеет право:
запрашиватьи получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решенийпо вопросам установленной сферы деятельности;
даватьюридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным кустановленной сфере деятельности;
организовыватьпроведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научныхисследований в установленной сфере деятельности;
привлекатьв установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленнойсфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
осуществлятьконтроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
создавать,реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федеральногоказначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;
применятьпредусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного,предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательныхтребований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидациипоследствий указанных нарушений;
создаватьсовещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) вустановленной сфере деятельности.
Федеральноеказначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемыйот должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
РуководительФедерального казначейства несет персональную ответственность за осуществлениевозложенных на Федеральное казначейство полномочий.
РуководительФедерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителяФедерального казначейства.
В сферефинансов действует также федеральная служба, которая подчиняется ПравительствуРФ. Это Федеральная служба по финансовым рынкам. Она осуществляет своюдеятельность в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлениемПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317. Федеральная служба по финансовымрынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю инадзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской иаудиторской деятельности). ФСФР России осуществляет свою деятельностьнепосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другимифедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями ииными организациями.
ФСФРРоссии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
•  вносит в Правительство РФ проектыфедеральных законов,
•  нормативных правовых актов ПрезидентаРФ и Правительства РФ и
•  другие документы, по которымтребуется решение Правительства
•  РФ, по вопросам сферы ее деятельности,а также проект плана работы и прогнозные показатели ее деятельности;
•  самостоятельно принимает нормативныеправовые акты, устанавливающие:
—стандарты эмиссииценных бумаг, проспекты ценных бумаг
—эмитентов, в томчисле иностранных эмитентов, осуществляющих
—эмиссию ценныхбумаг на территории Российской Федерации, и
—порядокгосударственной регистрации выпуска (дополнительного
—выпуска)эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектовценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а такжеоблигаций Банка России);
—единые требованияк правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
—обязательныетребования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
—обязательные дляпрофессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитныхорганизаций, нормативы
—достаточностисобственных средств и иных требований, направленных на снижение рисковпрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключениеконфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом,услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;
—нормы допускаценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу,расчетно-депозитарной деятельности;
—порядок допуска кпервичному размещению и обращению
—вне территорииРоссийской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными вРоссийской Федерации;
—требования кструктуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевыхинвестиционных фондов;
—порядокрегистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них,стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионныхфондов и иных нормативных правовых актов. ФСФР России осуществляет следующиеполномочия по контролю и надзору: регистрирует:
•  выпуски (дополнительные выпуски)эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а такжепроспекты
•  ценных бумаг (за исключениемгосударственных и муниципальных
•  ценных бумаг);
•  правила доверительного управленияпаевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием,а также изменения в них;
•  правила негосударственных пенсионныхфондов, а также изменения в них;
•  документы профессиональных участниковрынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированныхдепозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственныхпенсионных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
а также осуществляет:
—уведомительнуюрегистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление об осуществлениидеятельности
—по обязательномунегосударственному пенсионному страхованию
—в качествестраховщика;
—лицензированиепрофессиональной деятельности на рынке
—Ценных бумаг,деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционныхфондов, деятельности по Управлению инвестиционными фондами, паевымиинвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а такжедеятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевыхинвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
•  контролирует порядок проведенияопераций с денежными
•  средствами или иным имуществом,совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целяхпротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
•  приостанавливает эмиссию ценныхбумаг;
•  проводит проверки:
—эмитентов,акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию иинвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений понегосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионномустрахованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов,управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечногопокрытия; профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компанийакционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов инегосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций;
•  выдает предписания эмитентам,профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционнымфондам,
•  управляющим компаниям акционерныхинвестиционных фондов,
•  паевых инвестиционных фондов инегосударственных пенсионных,
•  фондов, специализированнымдепозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов инегосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию иинвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений понегосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионномустрахованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам,управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечногопокрытия, а также саморегулируемым организациям;
•  запрещает или ограничивает на срок дошести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций нарынке ценных бумаг;
•  обращается в суд (арбитражный суд) сисками (заявлениями),
•  в том числе с исками (заявлениями),предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерацииможет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной властипо регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестированиясредств пенсионных накоплений;
•  рассматривает факты нарушениязаконодательства Российской Федерации о товарных биржах и принимает соответствующие
•  решения в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
•  рассматривает дела обадминистративных правонарушениях,
•  отнесенные в соответствии с КоАП РФ ккомпетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в областирынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленныеадминистративным законодательством;
•  согласовывает:
—решения советанегосударственного пенсионного фонда о
—его реорганизациии состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда;
—кодекспрофессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор обоказании услуг Пенсионному
—фонду РФ,управляющих компаний, заключивших с Пенсионным
—фондом РФдоговоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а такжеброкеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средствпенсионных накоплений в ценные бумаги;
•        утверждаетпланы мероприятий специализированного депозитария и управляющих компаний,являющихся субъектами отношений по формированию и инвестированию средствпенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствиес нормативом достаточности собственных средств и др.
ФСФРРоссии имеет право:
•  запрашивать и получать в установленномпорядке сведения,
•  необходимые для принятия решений поотнесенным к ее компетенции вопросам;
•  организовывать проведение необходимыхрасследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научныхисследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере Деятельности;
•  давать юридическим и физическим лицамразъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
•  осуществлять контроль задеятельностью своих территориальных органов;
•  привлекать в установленном порядкедля проработки вопросов, отнесенных к своей установленной сфере деятельности,научные и иные организации, ученых и специалистов;
•  пресекать нарушение законодательстваРоссийской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры
•  ограничительного, предупредительногои профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидациюпоследствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательныхтребований по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и др.
Структурнымиподразделениями ФСФС России являются управления по основным направлениям еедеятельности. В состав управлений включаются отделы.

Заключение
Неотъемлемойчастью управления экономикой является деятельность государственных органов иорганов местного самоуправления в области бюджета, финансов и налогов.
Финансовыеорганы субъектов РФ и муниципальных образований разрабатывают проекты бюджетовна своей территории, организуют их исполнение, обеспечивают составлениефинансовых балансов, осуществляют финансовый контроль за использованиембюджетных средств и т. д.
Основнойобъем управленческих функций приходится на долю Министерства финансов РФ инаходящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной />/>службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетногонадзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральногоказначейства (федеральной службы).
Финансоваядеятельность государства — это особый вид деятельности государственной власти,содержанием которой является непосредственная организация выполнения задачпополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого ихраспределения и законного использования. Распределение государственных средствосуществляется методами финансирования и кредитования.
Финансирование-это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном,государственным организациям);
Кредитование-это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств какгосударственным, так и не государственным организациям.
Основными разновидностямифинансовой деятельности государства являются:
бюджетная(образование и расходование денежных средств для обеспечения функцийгосударства);
налоговая(налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаяхналогового законодательства);
кредитная(регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковскойдеятельности);
страховая(формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественныхинтересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий-страховых случаев- за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счетбюджета);
валютная(регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формированиевалютных резервов страны, валютный контроль);
организацияденежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля,денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличныхденег).
РуководствоРФ постоянно заботится о совершенствовании управления в области бюджета,финансов, налогов.
Правильноеуправление в области бюджета, финансов, налогов стабилизирует общество, что всвою очередь сказывается на уменьшение преступности в данной сфере.

Список использованнойлитературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРФ. «Российская газета» от 25декабря 1993 года
2. Гражданский кодекс РФ. Собраниезаконодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.
Научная иучебная литература
3. Административноеправо: Часть2. Учебник. — М: ЦОКРМВД России, 2005. — 280 с.
4. Алехин А.П. Административное право РФ. Учебник. – М.:ЗЕРЦАЛО, 2005.
5. Котельникова Е.А. Административное право. Изд. 2-е,доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
6. Ломакина В.Ф. Административное право РоссийскойФедерации: Учебное пособие. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 528 с. – Полныйкурс.
7. Миронов А.Н. Административное право: учебник. — М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
8. Овчинников Ю.П. Административное право для курсантов,слушателей и студентов образовательных учреждений системы МВД России. Особеннаячасть: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления.Курс лекций. Ижевск: ИФ НА МВД России, 2006. — Т.2.- 147с.
9. Российский Б.В. Административное право:Учебно-методическое и практическое пособие. — М.: Право и закон, 2005.
10. Четвериков В.С. Административное правою Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.
11. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальноеуправление: Учебник. — М.: Юристъ, 2003.