Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации.
Новосибирский государственный технический университет.
Кафедра организации производства.
Факультет бизнеса.
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент».
Выполнил студент ФБ-62
Никонов Д.В.
Проверила Кувшинова М.А.
Новосибирск, 1999.
План.
1. Я и менеджмент.
2. Доклад. Управление внешней средой с позиции деятельности.
Международное окружение.
3. О бакалаврской работе.
4. Иллюстрация «Я и менеджмент».
Я и менеджмент.
В культере развитиых капиталистических стран понятие менеджмент часто сопутствует с понятием бизнес. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление безнесом» – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синомним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration – «государственное управление».
Бизнесмен и менеджер – это не одно и то же. Бизнесмен – это тот, кто
«делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего
доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не
находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной
должности в организации, но является владельцем ее акций, и, может быть,
состоит членом ее правления. Менеджер же занимает постоянную должность, в
его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса –
предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с
личностью человека – предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая
дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в
новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и
предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к
бюрократическому стилю руководства., но они в определенной мере стираются,
если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это
противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.
«Если в разговоре не понятно о чем речь, то речь обязательно идет о
деньгах». И это утверждение совершенно верно. Любой разговор, будь то
любовь, наука, обучение – да все что угодно можно свести к деньгам. И
умение управлять деньгами и путями их получения с моей точки зрения и есть
основная задача менеджмента.
Как известно, менеджмент в переводе с английского – управление, т.е.
процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для
того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. А, как известно,
цель любой организации – это прибыль. «Прибыль превыше всего».
С моей точки зрения менеджмент – это прежде всего один из
инструментов получения прибыли. Не сказать, что самый важный, но все таки
основной.
Если провести параллель между шахматной партией и «выскребания» денег
хоть откуда-нибудь, то получается очень интересная картина. Основная, так
скажем, миссия шахматной партии – выйграть партнера по игре. В
зарабатывании денег – миссия заключается в их собственно и заработывании.
Для выполнения своей миссии необходима определенная разработка стратегии, в
определении которой нам и помогает один из инструментов, а именно,
менеджмент. Ведь шахматная партия – тоже процесс управления фигурами. Можно
предположить, что пешки – это исполнители, конкретных задач, поставленных
ферзем. И если эта задача будет успешно выполнена, то и «пешка» сможет
стать полноправным руководителем, т.е. у нее будет больше функций и
возможностей, и, соответственно, ответсвтенности. Также и с персоналом и
его продвижением по служебной лестнице. Остальные фигуры шахматной партии
могут представлять собой другие необходимые ресурсы для достижения
поставленной цели, т.е. получения прибыли. Это такие ресурсы как
информация, материалы, деньги.
И этими ресурсами также необходимо профессионально управлять, в чем и
помогает такая великая наука как менеджмент.
Если сравнивать шахматные фигуры с организацией управления в какой-
либо организации, то и тут можно провести параллель. Можно предположить,
что тяжелые фигуры это менеджеры среднего звена управления, пешки –
низшего, ферзь и король – высшего.
Я считаю, что менеджмент один из основных инструментов извлечения
прибыли.
§10.5. Международное окружение.
В то время, как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной
мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на
международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя
обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую
страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных
ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность,
уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При
осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля
руководители должны принимать такие различия в расчет.
Когда организация начинает вести свои дела за пределами внутреннего
рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные
конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: «Фирма
должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более
привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику
управления в новых условиях». Однако анализ факторов международной среды
представляет собой трудную насущную задачу.
Руководители могут исходить из некорректной предпосылки о сходстве
деловой практики дома и за границей. Наприме, фирма «Макс Фактор, Ревлон
энд Эйвон» потерпела неудачу, пытаясь проникнуть на рынок косметики Японии.
Среди факторов, которые ограничили сбыт продукции фирмы в Японии,
следующие: потребление духов здесь незначительно, считается, что кремы для
имитации загара как и сам загар, уродуют человека, экстракты для добавки в
ванну в отелях, банях не используются и т.п. Фирма «Кэмпбелл суп»
столкнулась с подобными проблемами, вложив 8 млн. долларов в продвижение
растворимых супов на бразильский рынок. Когда выяснилось, что реальный сбыт
существенно отличается от того, что прогнозировалось, собрали
дополнительную информацию, чтобы понять, почему это произошло. Углубленное
интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение
хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке
супа, – налить воды в кастрюлю.
Если «Кэмпбелл суп» не сумела оценить особенности международной
среды, то фирма «Сирс» в этом преуспела. Прежде чем начать планирование
открытия нескольких магазинов розничной торговли в Испании, фирма
установила, что ее потенциальные конкуренты не предоставляют кредита
потребителям. Дело в том, что многие испанцы считают покупку в кредит
признаком неплатежеспособности, что для них недопустимо и стыдно. В
результате такого изучения среды фирма «Сирс» отказалась от продажи своих
товаров в Испании в кредит.
Развитие управления международным бизнесом.
Управление международным бизнесом распространяется на сферы
деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и
рабочей силы через национальные границы. К перемещаемым ресурсам относятся
сырье, капитал, люди и технология. Если говорить о товарах, то это могут
быть готовые компоненты, продукты, полуфабрикаты. В разряд перемещаемых
услуг попадают бухгалтерский учет, юридическая и банковская деятельность.
Перемещаются и специалисты – в первую очередь технические и менеджеры.
С 60-х г.г. сектор международного бизнеса приобретает особую
значимость для американских и иностранных организаций.
1. Более низкие производственные издержки. Наличие дешевой рабочей силы за рубежом позволяет организации снижать свои издержки. Как следствие, она может тратить на производство товаров и услуг меньше и получать преимущества в ценовой конкуренции.
2. Торговые барьеры. Ограничения на экспорт могут принимать форму налогов или предельных уровней по политическим причинам, как в случае, когда
США запретили экспорт в СССР наукоемкой технологии в ряде областей. К средствам ограничения импорта относятся тарифы, квоты, стандарты и бюрократические проволочки. Функционирование на иностранном рынке дает компании преодолеть такие ограничения.
3. Антитрестовские законы в США. Антитрестовские законы в США ограничивают максимальную долю рынка, которой может располагать компания. В результате наиболее крупные корпорации в США сосредоточили свое внимание на международном секторе.
4. Извлечение выгод из возможностей за рубежом. Американские фирмы, занявшись восстановлением Европы после второй мировой войны, извлекли преимущества – они проникои на новые рынки. Ограниченность жизненного цикла продукта сделала возможным расширение спроса на американскую продукцию в других странах, и в то же время новые технологии иностранных конкурентов «подстегивали» американские фирмы на внутреннем рынке. Высокие темпы развития и потребность в капиталовложениях означают повышенную прибыль на инвестиции в ряде развивающихся стран. Обслуживающие организации типа банков и бухгалтерско-ревизорских фирм последовали на международные рынки за своими клиентами.
Разновидности международного бизнеса.
Предприятия могут проникать на международные рынки разными путями.
Экспорт. Самый простой путь проникновения на международные рынки – экспорт
продукци. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в своей
стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую
компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение
сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация
может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к
среднему уровню в иерархии управления.
Лицнензирование. Предприятие может продать лицензию на производство своей
продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о
лицензионных платежах. Согласно этой схеме американская компания
предоставляет иностранной компании или государству право использовать
патенты или технологии, производственные секреты, а также оказывать
технологическую и административную поддержку. Иностранная компания или
государство в свою очередь, возмещает затраты компании в форме лицензионных
платежей или платы за услуги.
Совместные предприятия. Организация совместного предприятия заключается в
том, что две или большее число число частных компаний или государство
вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными
партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций
каждого в совместном предприятии.
Прямые капиталовложения. Наиболее сильная приверженность к международному
бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей
фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством,
маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.
Многонациональные корпорации. Они владеют и управляют предприятиями в
других странах. Сто крупнейших многонациональных корпораций мира имеют
фиоиалы более чем в 20 странах мира. Многие из них заняты в обрабатывающем
секторе, сосредотачивая внимание на выпуске лекарств, производстве
химикатов, электронники, переработке сельхозсырья и нефти, производстве
синтетических волокон и электрооборудования.
Международный бизнес в лице многонационльных корпораций на базе
американских фирм открывает последним дополнительные рынки для их товаров и
услуг и позволяет извлекать выгоду из благоприятного налогообложения и
условий использования труда и капитала. Неамериканские многонациональные
корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е
г.г. бросили вызов американскому могуществу. В силу растущей по этой
причине международной конкуренции, руководители американских компаний
вынуждены приспосабливать свои товары и услуги, а также практик ведения дел
в уникальной среде, в которой функционируют всевозможные международные
предприятия.
Факторы международной среды.
Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам того или
иного международного окружения, руководители организации должны научиться
понимать факторы каждой международной среды. Если они считают, что среда
другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок и
решений.
Наше рассмотрение факторов среды, в котрой функционирует
международный бизнес, сосредоточено на четырех факторах – культуре,
экономике, законодательстве, государственном регулировании и политической
обстановке.
Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система
разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок.
Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле
повседневной жизни.
Культуру США можно охарактеризовать как индивидуалистическую,
неформальную, материалистическую и ориентированную на самоценность времени.
В то же время в Японии и в Китае группе уделяется гораздо больше внимания,
чем индивиду. Подчинение и сотрудничество важнее индивидуализма.
Американская культура не придает значительного значения традиции, церемонии
и формальности, которые являются важными характеристиками
латиноамериканской, ближне- и дальневосточной культуры. Американцы не любят
«ходить вокруг да около» и предпочитают без церемоний сразу переходить к
делу. Однако в Латинской Америки и Саудовской Аравии принято сначало
побеседовать на не относящиеся к делу темы и только потом сосредоточиться
на истинной цели встречи.
Американцы уважают приобретения, символизирующие высокий статус, в то
время как во многих обществах незападного типа гораздо выше интерес к
эстетической и духовной сторонам бытия. Аналогичным образом зацикленность
американцев на времени не находит понимания в восточной культуре, которая
рассматривает время как нечто без начала и конца. Так, восточные бизнесмены
часто весьма небрежно относятся ко времени встреч и сроков, что выводит из
себя американцев, немцев и швейцарцев. Во многих странах совещения
начинаются с продолжительного общения и чашки кофе или чая. «Американцу,
негодующему из-за «потери времени», надлежит знать, что во время
повидимости бесцельных разговоров происходят важные сдвиги в установлении
взаимопонимания и доверия, что принципиально важно для последующего ведения
дел». С учетом этих обстоятельств люди, которые «проламываются» в бизнес в
этих странах, не будут достойно вознаграждены.
Язык – еще один аспект культуры – всегда создает трудности для
организации, ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений,
придаваемых сходным словам, а также проблем, связанных с переводом, могут
возникать барьеры на пути обмена информацией. Увеличить их непроницаемость
может несовпадение языка жестов во взаимодействуюзщих культурах.
Различие между культурами выражаются в несовпадении установок по
поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности
рисковать и даже цветовых предпочтений. Исследователи установили, что
именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно
становятся причиной неудач. Поэтому, чтобы преуспеть, организациям и
руководителям следует выявлять культурные различия и соответствующим
образом менять поведение в межличностных контактах, не говоря уже об
изменении стиля и методов в деловой практике и руководства.
Экономика. Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что
руководство обязано оценивать воздействие общей экономической обстановки на
деятельность компании в случае ее изменения. Фирмы, работающие в
международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции
и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются
вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности
процесса принятия решений и планирования.
К числу некоторых экономических факторов, которые могут влиять на
ведение дела за границей относятся: уровень заработной платы, транспортные
расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского процента, ВНП,
налогообложение и общий уровень экономического развития. Есть и другие,
относящиеся к международной экономической среде, хотя и не имеющие чисто
экономической природы факторы: численность населения, уровень грамотности и
профессиональной подготовленности, качество и количество природных
ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.
Законы и госрегулирование. Подобно тому как организации, занимающиеся
бизнесом в США, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на
международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и
регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как
налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую
продукцию, ценообразование и представление сведений государственным
учреждениям. Например, закон о нечестной конкурентной борьбе в Германии
запрещает предприятиям пользоваться поощретильными купонами и отрывными
ярлычками в упаковке товара в целях продвижения товара на рынок.Подобные
средства широко используют американские компании на внутреннем рынке, но
для запалногерманского рынка они вынуждены разрабатывать другие способы
привлечения потребителей.
Ценообразование часто регулируется с помощью антидемпиногового
кодекса ГАТТ. Этот кодекс разрешает странам вводить нижние ограничения на
цены продуктов, поступающих на их рынки из вне и по более низким ценам, чем
те, что преобладают на внутреннем рынке. В 1987г. за демпинговую практику
сбыта полупроводников в США ввели стопроцентную пошлину на определенные
виды продукции электронной промышленности Японии.
Для регулирования поведения фирм, ведущей дела на международном
уровне предусмотрен закон о корупции в делах с иностранными организациями.
Он был принят в 1977г. как реакция на обвинение в адрес фирм «Локхид» и
«Нортроп», суть которых сводилась к тому, что высокопоставленные иностранцы
получили крупные взятки от этих фирм в обмен на обещание посодействовать
закупке их продукции. Данный закон сделал противоправным подкуп иностранных
представителей с целью развертывания или поддержания уровня бизнеса в
другой стране. Закон также требует создания внутренних органов
бухгалтерского контроля во всех публичных акционерных компаниях, чтобы
гарантировать, что все сделки, совершаются с разрешения руководства и
соответствующим образом регистрируются.
Этот закон ставит взятку в США вне закона. В Германии, Франции и
Англии взятки, вручаемы в другой стране не только законны, но и вычитаются
из облагаемых налогом сумм, что ставит США в невыгодное положение. В 1982г.
лобби, представлявшие интерсы бизнеса, добились пересмотра этого закона, и
теперь он разрешает небольшие выплаты иностранным правительственным
чиновникам для ускорения бюрократического движения бумаг, связаных с
международными сделками. Взятки для облегчения закупок или поддержания
уровня сбыта все еще, однако, остаются незаконными. Эта оговорка
показывает, как культура страны влияет на ее правовую систему.
Политическая орбстановка.
Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и
решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на
операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может
нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения
напрвлены против находящегося в иностранном владении завода или вида
продукции. Политические действия против правительства или внезапная смена
режима как минимум означают увеличение неопределенности для экспортера или
иностранного инвестора.
Следует признать, что такие события как революции и национализации
являются исключением, а не правилом. Почти во всех странах текущий
политический процесс выражается в определенных изменениях государственной
политики, а не выливаются в перевороты, однако и такие изменения отражаются
на бизнесе. Например, победа либеральной партии в Канаде с лидером Пьером
Трюдо в 1980г. привела к отказу от программ поддержки бизнеса в пользу
программ, нацеленных на изъятие части капиталовложений американских фирм из
канадской экономики. В то же время французские социалисты во главе с
Франсуа Миттераном не начали национализацию, как ожидалось.
При некоторых обстоятельствах давление рынка оказывается сильнее
политических предпочтений. Получение иностранной валюты может быть важнее,
чем учет требований внутренних политических групп. Недавно в США, как и в
других странах, были рассмотрены законы для «внутреннего пользования»,
согласно которым определенная часть конечной продукции должна быть
произведена в США. Другая политическая ограничительная мера заключается в
отказе ЦБ выдавать доллары в обмен на валюту другой страны, что делает
невозможным вывоз прибыли.
Политические факторы необходимо оценить до вложения капиталов или
принятия на себя обязательств по сбыту. По мере поступления новой
информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать
соответствующие прогнозы. Конечно можно было бы стремиться к исключению
всякого риска. Но в других случаях, когда нужный продукт можно получить из
единственного источника, фирме может понадобиться остаться на иностранном
рынке, контролируя уровень риска и используя соответствующие методы его
снижения.
Используемая литература.
Гергинова И.Н. Менеджмент: учебник для эконом. спец. вузов. – М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501с.
Голубков Е.П. Какое принять решение? М.: Экономика, 1990. – 188с.
Менеджеры на пороге XXI века // ЭКО. – 1996. – №3. – с.191-196.
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури Основы иенеджмента. Пер. с англ. М.: «Дело».
– 1999. – 800с.
Управление организацией. Учебное пособие / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.
Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 667с.
О будущей бакалаврской работе.
В общем я расставил преоритеты по поводу будущей бакалаврской работы.
Ее тема «Системный банковский кризис: пути выхода для нговосибирских
банков». Для данной работы уже подобран необходимый теоретический и
практический материал.
В курсе «Основы менеджмента» меня очень заинтересовала проблема
проектирования организационной структуры, так как я столкнулся с ней на
практике в процессе консультирования одной из организаций города. Для
качественного контроля руководством действий своих сотрудников необходимо
спроектировать организационную структуру, ни один из видов которой, данных
нам на лекции, не прорисовывается. Именно в связи с этим, т.е. возможности
применения данной работы на практике, мне и интересна данная позиция.
Спасибо.