Управлениезатратами на малом предприятии
План
Введение
1. Теоретические основы управления затратами на малыхпредприятиях
1.1 Малые предприятия и их роль в экономике
1.2 Порядок формирования учетной политики затрат на маломпредприятии
1.3 Краткая экономическая характеристика объектаисследования
2. Управление затратами на малом предприятии
2.1 Планирование затрат на малом предприятии
2.2 Учет затрат на малом предприятии5
2.3 Контроль и анализ затрат на малом предприятии
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На этапеперехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственнуюподдержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросывыбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска исбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условияхсамофинансирования основной задачей для предприятий стала задача полученияприбыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основнымусловием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производстваи сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтомувопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью даннойкурсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективностьуправления затратами на малом предприятии.
Достижениепоставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
— установитькритерии малого предприятия;
— определитьзатраты малого предприятия как управляемую экономическую категорию;
— рассмотретьконцептуальные основы управления затратами;
— изучитьосновные приемы и методы управления затратами предприятия;
Объектомданного исследования являются затраты предприятия на производство хлебобулочныхизделий.
Предметомисследования является процесс управления затратами.
Напредприятии ООО «Контакт» осуществляется только планирование затрат и общий ихучет через распределение по элементам затрат. Поэтому новизна рассматриваемойработы заключается в попытке практического применения таких важных элементовсистемы управления затратами, как анализ затрат, их учет и контроль за ихуровнем.
Работасостоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованнойлитературы и приложений.
При написанииработы использовались как методические пособия, так и публикации отечественныхи зарубежных авторов, посвященные дисциплинам «Финансовый менеджмент». Так,учебником Е. Стояновой рассматриваются основные принципы операционного анализа.Раицкий К.А. в своем издании «Экономика предприятия» показывает управлениезатратами как многоступенчатый процесс, Быков С.В. в статье «Операционныйфинансовый менеджмент» демонстрирует различные методы оптимизации ассортиментапродукции предприятия.
В данной курсовой работесделана попытка систематизации и комплексного представления изученногоматериала по рассматриваемой теме.
1.Теоретические основыуправления затратами на малых предприятиях
1.1 Малые предприятия иих роль в экономике
Малые предприятия являютсянеотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальныхстранах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системегосударства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия внекотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы истимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнесавозложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются внедостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играютроль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Этафункция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутнойэкономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитомдругих.
Другая важнейшая функциямелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью,гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряютзаполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрениенесложных научно-технических достижений.
Развитие сферы малогопредпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем– создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональнойструктуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем большесектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых вмалом бизнесе, тем выше стабильность экономики.
Выделяют некоторыеподходы к определению малого предприятия. В определениях, основанных наколичественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализакритерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимостьактивов.
В нашей стране понятиемалого предприятия определяется Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитиималого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии сэтим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременновыполняться нижеперечисленные условия.
К субъектам малогопредпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестрюридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (заисключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а такжефизические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства,соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридическихлиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активовакционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимсясубъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцатьпять процентов;
2) средняя численностьработников за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значениесредней численности работников:
— до ста человек включительнодля малых предприятий;
— среди малых предприятийвыделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализациитоваров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимостьактивов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) запредшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
— малые предприятия — 400млн. рублей;
— микропредприятия — 60млн. рублей;
Вновь созданныеорганизации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели икрестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором онизарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднегопредпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручкиот реализации товаров или балансовой стоимости активов (остаточной стоимостиосновных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня ихгосударственной регистрации, не превышают предельные значения.
Средняя численностьработников предприятия за календарный год определяется с учетом всех егоработников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорамили по совместительству с учетом реально отработанного времени, работниковпредставительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Роль малогобизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинатьсамостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критериималого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малогопредпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественноеменьшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, чтодает многим людям возможность организации своего дела, получения чувствауверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицыи социальной нестабильности.
1.2 Порядок формирования учетнойполитики затрат на малом предприятии
Учетнаяполитика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учетазатрат, выбранных организацией для использования. Методы установленыположениями по бухгалтерскому учету, и организация, в том числе малоепредприятие, должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять.Если для каких либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета затратв законодательстве не установлены, организация может разработать ихсамостоятельно.
Учетнаяполитика малого предприятия составляется главным бухгалтером и утверждаетсяруководителем организации. Только, что созданная организация должна оформитьучетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90дней со дня государственной регистрации предприятия. Следовательно, составитьучетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить в указанныесроки.
Согласно п.16 ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях:
— когдаизменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы побухгалтерскому учету;
— когдаорганизация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (болееточные или менее трудоемкие; или в связи с изменениями в законодательстве);
— когдаизменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, сменасобственников, изменились виды деятельности).
Если у малогопредприятия возникли операции по учету затрат, схема учета которых не былаустановлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаютсяприказом руководителя. Вносить их можно в течении всего года.
Учетнойполитикой определяются способы ведения бухгалтерского учёта затрат, которыесущественно влияют на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерскойотчётности. К ним относится определение затрат от реализации продукции,товаров, работ или услуг и варианты ведения учёта этих затрат.
Учёт таких затратможно осуществлять по-разному:
1. За видамипродукции;
2. За элементамизатрат (затраты на оплату труда, материалы, амортизация и т.п.);
3. В разрезепроизводственных или торговых отделов;
Основнымизадачами бухгалтерского учета затрат на малом предприятии являются:
1.Своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат,связанных с производством и сбытом продукции, а также не производительныхрасходов и потерь, допускаемых на отдельных участках производства;
2. Контрольза эффективным использованием сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива,энергии, фонда оплаты труда, за соблюдением смет расходов на обслуживание иуправление производством.
3. Выявлениерезультатов деятельности структурных подразделений предприятия по снижениюсебестоимости продукции
4. Выявлениерезервов снижения себестоимости продукции.
Сведения озатратах группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Так,расход материалов отражается на кредите сч.10 «Материалы» с указаниемкорреспондирующих с ним дебетуемых счетов, что и позволяет распределить расходматериалов между хозяйственными процессами, а расходы на оплату труда – накредите сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в разрезекорреспондирующих счетов.
Суммаотчислений в государственные социальные внебюджетные фонды показывается насчете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а суммаамортизации основных средств на кредите сч.02 «Износ основных средств»распределяется между хозяйственными процессами по корреспондирующим счетам, суммапрочих расходов определяется по данным кредитовых оборотов счетов 50 «Касса»,51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты сподотчетными лицами» и др.
Такимобразом, система счетов бухгалтерского учета, разработанная в учетной политикемалого предприятия обеспечивает учет затрат по экономическим элементам и ихраспределение между хозяйственными процессами. Однако, для контроля надсоставом затрат по местам их совершения и для исчисления себестоимостинеобходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и накакие цели (куда, на что) эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты понаправлениям, по их отношению к технологическому процессу.
1.3 Краткая экономическаяхарактеристика объекта исследования
Объектом исследованияявляется производственное малое предприятие «Контакт». Организационно-правоваяформа собственности данного предприятия — частная. Основной вид деятельности ООО«Контакт» — производство хлеба и хлебобулочных изделий. Это предприятие недавнопоявилось на рынке и функционирует с ноября 2003 г. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделениемпод руководством главного бухгалтера.
Обществооткрытого типа «Контакт» — одно из перспективных малых предприятий. Продукцияпредприятия реализуется во всех районах города Тюмени, через розничныемагазины, универсамы, рынки, а также отпускается прямо с предприятияюридическим лицам и предпринимателям по предварительным заявкам.
В организации применяетсяпростой (попроцессный) метод учета затрат на производство и калькулированиясебестоимости продукции. Затраты на производство собираются за весь процесспроизводства без деления его на технологические переделы. Далее собранные затратыподразделяются на прямые (затраты на сырье и основные материалы) и расходы пообслуживанию производства и управлению.
Материальные затратысписываются прямо на себестоимость конкретных видов продукции, а накладныераспределятся пропорционально прямым материальным затратам.
На предприятии сводныйучет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному варианту.Затраты учитываются по месту их возникновения до выпуска продукции в целом поцеху, фактическая себестоимость полуфабрикатов не исчисляется.
Технология производствахлебобулочных изделий состоит из следующих этапов: подготовки сырья и основныхматериалов, замеса теста, формовки, расстойки и выпечки изделий.
Каждый вид производимойпродукции состоит из 7 и более компонентов сырья и основных материалов. Прямыематериальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырьяна отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции насчет основного производства (вид деятельности — производство), а итоговая суммарасходов на управление производством списывается прямо на себестоимостьреализованной продукции.
2.Управление затратами намалом предприятии
2.1 Планирование затратна малом предприятии
Дляпланирования, учета и анализа затраты малого предприятия ООО «Контакт» объединяютсяв однородные группы по многим признакам.
1. По видамрасходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой ивключает в себя две классификации:
— поэкономическим элементам затрат
— покалькуляционным статьям расходов.
Первая из них(по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости напредприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:
— материальныезатраты;
— затраты наоплату труда;
— отчисленияна социальные нужды;
— амортизацияосновных фондов;
— прочиезатраты.
Вторая группазатрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций(расчет себестоимости единицы продукции, позволяющих определить, во чтообходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельныхвидов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчетсебестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и всвязи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определениезатрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицыпродукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции налюбом уровне.
2. Похарактеру участия в создании продукции. Выделяют основные расходы,непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности,затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии,заработную плату рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы поуправлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские,внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
3. Поизменяемости в зависимости от объемов хозяйствования. Затраты, которыеизменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объемапродукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными,и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называютусловно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планированиипроизводства, а также при анализе финансово- хозяйственной деятельностипредприятия.
4. По способуотнесения на себестоимость. Очень часто при калькулировании себестоимостипродукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затратымогут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затратыпредприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственноотнесены на данный вид продукции, и косвенные, которые связаны с производствоммногих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.
При планированиисебестоимости (затрат) важное значение имеет правильность стоимостной оценкиприобретенных материальных ценностей и порядок списания их на себестоимостьзатрат. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая поэлементу “Материальные затраты” формируется исходя из цен их приобретения (безучета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимостиуслуг брокерам, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемыесторонними организациями.
Однако существуетособенность планирования материальных затрат для предприятий-производителейпродукции, которая освобождена от уплаты НДС. В этом случае НДС учитывается встоимости материалов и в дальнейшем списывается на себестоимость продукции.Подобный механизм формирования стоимости материальных затрат требуетраздельного учета по продукции, освобожденных от НДС, и продукции, которая отНДС не освобождена.
2.2 Учет затрат на маломпредприятии
ООО «Контакт»является субъектом малого предпринимательства и ведет учет по упрощенной форме.Но, кроме того, на предприятии имеется укомплектованная ПЭВМ (монитор,системный блок, принтер и т.д.), и поэтому бухгалтерский учет ведется сиспользованием компьютера.
Учет затратхозяйственной деятельности осуществляется с использованием только балансовогосчета №20 «Основное производство». Однако, торговые предприятия все своизатраты могут собирать на счете №44 «Издержки обращения».
Затраты вбухгалтерском учете группируют по экономическому содержанию. Их принятоподразделять на следующие:
1)материальные затраты, которые можно представить, например бухгалтерскимипроводками:
Д20,44-К 10,21, где: счет 10 «Материалы», счет 21 «Полуфабрикаты собственногопроизводства»,
2) трудовыезатраты, которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующихпроводок:
Д 20, 44 — К70, где: счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
3) отчисленияв фонды социального страхования и обеспечения, которые можно представить вбухгалтерском учете следующими проводками:
Д 20, 44 — К69, где: счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
4)амортизационные отчисления на основные фонды, которые можно представить вбухгалтерском учете с помощью проводок:
Д 20, 44 — К02, где: счет 02 «Износ основных средств».
5) прочие,которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующих проводок:
Д 20,44 — К05, 69, 68, где: счет 05 «Амортизация нематериальных активов», счет 69 «Расчетыпо внебюджетным платежам»; счет 68 «Расчеты с бюджетом».
Напредприятии ведется в течение месяца раздельный учет затрат на производствопродукции (прямых материальных затрат) по видам продукции и на управлениепроизводством (накладных расходов) в разрезе статей затрат.
Прямыематериальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырьяна отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции насчет основного производства (вид деятельности — производство). Это отражается вучете бухгалтерской записью: Д-т сч. 20; К-т сч. 43
При сдачепродукции из производства на склад в учете отражается бухгалтерская запись: Д-тсч. 43; К-т сч. 20
Далее приреализации данные суммы списываются в Д сч 90 «Реализация» субсчета 2«Себестоимость реализованной продукции».
Косвенныезатраты, к которым относятся общехозяйственные расходы, учитываются воборотно-сальдовой ведомости по счету: 20 в разрезе статей затрат. Номенклатурастатей косвенных затрат складывается из статей общехозяйственных расходов.
По окончаниимесяца итоговая сумма расходов на управление производством списывается в себестоимостьреализованной продукции, что отражается проводкой:
Д-т сч. 90«Реализация» субсчет 2 «Себестоимость реализованной продукции»
К-т сч. 20«Основное производство»
Так изкредитовых оборотов по счетам 20 и 43 формируется себестоимость реализованной продукции.
С 1 января 2002 года дляисчисления налога на прибыль налогоплательщики уменьшают полученные доходы насумму произведенных расходов. Следовательно, для того чтобы исчислить прибыль,необходимо определить порядок учета расходов, принимаемых в соответствии сналоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемых доходов. Составрасходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, определенстатьями 252–269 НК РФ.
Согласно Главе 25Налогового Кодекса РФ, расходы, связанные с производством и реализациейвключают в себя:
— расходы, связанные сизготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, — — выполнениемработ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ,услуг, имущественных прав);
— расходы на содержание иэксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иногоимущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
— расходы на освоениеприродных ресурсов;
— расходы на научныеисследования и опытно-конструкторские разработки;
— расходы на обязательноеи добровольное страхование;
— прочие расходы,связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные спроизводством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплатутруда;
3) суммы начисленнойамортизации;
4) прочие расходы.
Сравнение основныхэлементов затрат в бухгалтерском и налоговом учете приводится в приложении 1.
2.3 Контроль и анализзатрат на малом предприятии
В условияхразличных форм развития экономики себестоимость затрат продукции являетсяважнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Всебестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные спроизводством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельныхработников и руководства в целом.
Управлениесебестоимостью продукции — это контролируемый процесс формирования затрат напроизводство всей продукции и себестоимости отдельных изделий; проверка завыполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявления резервовэтого снижения.
Эффективностьсистемы управления и контроля за затратами во многом зависит от организации иханализа.
Объектамианализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
1) абсолютнаясумма затрат в целом и по элементам;
2) затраты нарубль продукции (издержкоемкость продукции);
3)себестоимость продукции в целом и в разрезе калькуляционных статей;
4)себестоимость отдельных изделий.
Источникиинформации для анализа затрат на производство и себестоимости продукции: бизнес-план;данные бухгалтерского учета по соответствующим счетам учета затрат; плановые иотчетные калькуляции важнейших изделий; первичные документы в необходимыхслучаях; плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции иотдельных изделий.
Анализструктуры затрат на производство ООО «Контакт» начинается с определенияудельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат иих изменения за отчетный период. Для наглядности такого анализа используетсяаналитическая таблица 1 (Приложение 2), в которой перечисляются элементы затрати отражается их величина в процентах к итогу. Эти данные показываются отдельно:базовые (прошлого отчетного периода, плановые), фактические и изменение этихпоказателей за анализируемый период.
Показателисвидетельствуют о том, что значительную долю в отчетном году занималиматериальные и трудовые затраты. Материальные затраты уменьшились на 4 705,6тыс. руб., а их доля в общей сумме затрат снизилась на 3,66 %. Расходы наоплату труда рабочих увеличились на 2 520,1 тыс. руб., однако удельный вес ихснизился на 0,48 %. Доля амортизации основных средств и нематериальных активовне изменилась несмотря на то, что амортизационные отчисления увеличились на 60тыс. руб. Отчисления на социальные нужды увеличились на 677,2 тыс. руб., однакоудельный вес их снизился на 0,24 %. Наиболее значительно увеличились прочиезатраты — на 34 214,7 тыс. руб., что привело к увеличению их доли в общей суммезатрат на 4,38 %. Из вышесказанного следует, что важнейшими резервами снижениясебестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат, атакже снижение доли прочих затрат.
Наиболееобобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь сприбылью, является уровень затрат на рубль продукции.
Затраты нарубль продукции определяются по формуле:
Z=C/V,
где C — полная себестоимость произведенной продукции;
V — стоимостьили объем произведенной продукции.
Этотпоказатель рассчитывается в копейках. Он обладает и достоинствами, инедостатками. Среди достоинств можно выделить следующие: может рассчитыватьсяво всех отраслях народного хозяйства; визуальная связь с прибылью ирентабельностью: например, цена единицы изделия — 1 000 руб., себестоимость — 800 руб., следовательно, прибыль, которую можно получить от продажи единицыизделия — 1000-800=200 руб., а рентабельность единицы изделия — 200/800*100=25%. (Приложение 3)
На этотсинтетический показатель оказывает влияние множество факторов, связанных с формированием,как числителя, так и знаменателя.
Непосредственноевлияние на изменение уровня затрат на рубль продукции оказывают три фактора,которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первогопорядка связи с этим результативным показателем:
-изменениеструктуры продукции;
-изменениеуровня затрат на отдельные изделия (себестоимости отдельных изделий);
-изменениецен на продукцию. Для анализа влияния факторов рекомендуется использовать приемцепных подстановок.
На основанииданных таблицы 3 (приложение 4) рассчитаем уровень влияния вышеназванныхфакторов на затраты на рубль продукции. Методика определения размера влиянияпредставлена в таблице 4 (приложение 4).
Насверхплановое снижение затрат на рубль продукции оказали влияние увеличение ценна отдельные изделия, что привело к снижению анализируемого показателя на 1,4коп., и структурные сдвиги в выпуске продукции (в результате затраты снизилисьна 0,9 коп.) Структурные сдвиги выразились в том, что снизился удельный веснаиболее затратоемкой продукции, а менее — увеличился. Однако увеличениесебестоимости отдельных видов продукции привело к увеличению уровня затрат на 2коп. Таким образом, в результате влияния вышеуказанных факторов уровень затратна рубль продукции снизился на 0,3 коп. (-1,4-0,9+2).
Для полноговывода о возможности изыскания резервов снижения затрат на производствонеобходимо изучить затраты по их функциональной роли в производственномпроцессе. По этому признаку они группируются по калькуляционным статьямрасходов в зависимости от связи с производством, его организацией,обслуживанием, управлением и сбытом.
На ООО «Контакт»применяется состав калькуляционных статей, который представлен в таблице 5(приложение 5). Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ееэлементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством иреализацией продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементампоказывают все произведенные предприятием расходы ресурсов за отчетный период,включая расходы и на рост остатков незавершенного производства, затраты,отнесенные на счет расходов будущих периодов и т.п.
Группировказатрат по статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат срезультатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, вовнутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, переменные ипостоянные расходы и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии. Анализзатрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактическойсуммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода нафактический объем и фактическую структуру продукции в целом по всей продукции ив разрезе отдельных статей расходов. Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяютсяи отклонения в процентах.
Анализсебестоимости по статьям калькуляции позволяет определять, по каким именностатьям имел место перерасход, а по каким статьям получена экономия.
Показателитаблицы 5 свидетельствуют о том, что по сравнению с планом снизился удельныйвес сырья и материалов в себестоимости продукции отчетного года. Это произошло,скорее всего, не вследствие более рационального использования сырья иматериалов, а из-за того, что увеличился уровень электроэнергии, транспортныхрасходов, услуг банка и прочих услуг. Следовательно, следует выявить резервыснижения затрат за счет рационального использования сырья и материалов иснижения доли перечисленных выше расходов. Данные результаты лишь подтверждаютвыводы, сделанные выше по данным таблицы 1.
В процесседальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которымобразовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а такжезанимающим большой удельный вес в себестоимости продукции. Как было отмечено в работе,в учете предприятия имеется одна особенность, обусловленная массовым характеромвыпуска продукции. Затраты на производство распределяются между видамипродукции вне системы «1С: Бухгалтерия». Поэтому учет затрат на производство поотдельным видам продукции в бухгалтерской программе не ведется. За год затратына производство каждого выпущенного изделия не собираются. Следовательно,анализ прямых и косвенных затрат в себестоимости продукции следует производитьпо данным за отдельный месяц, в данном случае декабрь 2007г.( Приложение 6)
Значительноеместо в себестоимости продукции занимают материальные и трудовые затраты,которые в зависимости от объема продукции подразделяются на прямые(условно-переменные) и косвенные (условно-постоянные). К прямым расходамотносятся расходы, размер которых зависит от объема и ассортимента продукции. Кусловно-постоянным относятся расходы, абсолютная сметная величина которых восновном остается постоянной. С изменением объема и структуры продукцииизменяется только их величина в себестоимости единицы продукции.
На ООО «Контакт»к прямым затратам относятся лишь материальные затраты (сырье и основныематериалы). Остальные расходы представляют собой косвенные затраты.(Приложение7)
Размер прямыхматериальных затрат зависит от влияния многих факторов, которые в итогесинтезируются непосредственно в трех основных факторах: изменение объемапродукции, изменение структуры продукции, зменение уровня материальных затрат всебестоимости отдельных изделий (удельная материалоемкость). Для анализавлияния этих факторов целесообразно использовать прием цепных подстановок.
Следуетучесть, что показатель 129,73 % в таблице 8 (Приложение 8) — это процентвыполнения плана по объему продукции, который находится как отношениефактического выпуска продукции к плановому соответственно в процентах:
31441962/24236031*100%=129,73% .
На основанииданных таблицы 8 рассчитаем уровень влияния вышеназванных факторов на прямыематериальные затраты. Методика определения размера влияния с помощью такого приемаэлиминирования, как метод цепных подстановок, представлена в таблице 9(Приложение9).
Общаяэкономия материальных затрат составила 214 067 руб. Данная экономия обусловленавлиянием двух факторов:
1) вследствиеповышения уровня материальных затрат на отдельные изделия, т.е. удельнойматериалоемкости, затраты снизились на 4 193 548 руб.;
2) за счетструктурных сдвигов в выпуске продукции, т.е. увеличения удельного весапродукции с меньшей материалоемкостью и соответствующего снижения доли сбольшей, затраты уменьшились на 35 999 руб.
Однаковследствие увеличения объема продукции был получен значительный перерасходматериальных ресурсов в размере 4 015 480 руб. Таким образом, в результатевлияния факторов первого порядка прямые материальные затраты снизились на 214067 руб. (-4193548-35999+4015480).
К косвеннымзатратам относятся те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо всебестоимость отдельных видов продукции, а для этого используются определенныекоэффициенты. Они носят общий характер и необходимы для обслуживания иуправления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. К накладнымрасходам на ООО «Контакт» относятся все расходы, кроме затрат сырья и основныхматериалов. По окончании месяца и подсчета всех затрат итоговая сумма косвенныхзатрат полностью списывается на затраты реализованной продукции.
Выявление имобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управлениепроизводится путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, атакже обоснованности их распределения между отдельными видами продукции.Показатели таблицы 10 (Приложение 10) свидетельствуют о том, что по всемстатьям условно-постоянных расходов был получен перерасход, кроме транспортныхрасходов. По ним достигнута экономия в размере 59188 руб. Наибольший перерасходбыл получен по статье «прочие расходы» — в размере 3 538 557 руб.
В рыночныхусловиях хозяйствования актуальным остается исчисление фактическойсебестоимости единицы каждого вида продукции и ее анализ с целью реальнойоценки их рентабельности и изыскания дополнительных резервов снижения затрат.
В качествебазы сравнения берутся калькуляции, рассчитанные по технико-обоснованнымнормативам, среднеплановым нормам, договорным и другим условиям. При этомрасчеты ведутся отдельно по переменным и постоянным расходам. Последние (сучетом их постатейной, хотя и слабой, связи с производством и реализациейпродукции) прибавляются к переменным по определенным признакам или базам ихраспределения по видам продукции. На ООО «Контакт» такой базой распределенияявляются прямые материальные расходы.
Правильныйвыбор базы распределения постоянных расходов по видам продукции и ееобязательное использование при фактическом калькулированиии оказываетсущественное влияние на определение степени рентабельности отдельных видовизделий, учитывая, что в современных условиях продажная цена устанавливаетсярынком, а налоги – государством (приложение 11).
При анализеотчетных (фактических) калькуляций изделий, прежде всего, выявляютсяпостатейные отклонения от плана.
Фактическаясебестоимость изделия снизилась по сравнению с планом на 1162,8 руб.Значительное влияние на экономию себестоимости оказала экономия сырья иматериалов в размере 1388 руб., менее значительное — тепла и электроэнергии(93,6 руб.).
В процессеанализа себестоимости отдельных изделий используется дифференцированный подходк анализу прямых и косвенных расходов.
Анализ прямыхматериальных затрат осуществляется с использованием информации из расшифровки кстатье калькуляции «материалы» (приложение 12).
Данныетаблицы 12 свидетельствуют о том, что на предприятии имела место экономияматериалов на производство изделия в размере 1388 руб. (2894,8-1506,8).
На величинуматериальных затрат в себестоимости отдельных изделий оказывают влияние следующиефакторы первого порядка:
-изменениеколичества материалов;
-изменениецен на сырье и материалы;
-заменаодного материала другим.
Для расчетавлияния первых двух факторов используется факторная модель мультипликативноготипа:
М=К*Ц, где М- стоимость определенного вида материала,
К — количество материалов,
Ц — ценаматериала.
Экономияматериальных затрат на изделие обусловлена рациональным использованием сырья иматериалов, в частности, маргарина «Суперцехблок» и дрожжей х/б(2258,22+54,25=2312,47руб.). Однако вследствие повышения потребления яицкуриных, сахара-песка и конфитюра был получен перерасход материальных ресурсов(483,47+92,8+8,19=584,46 руб.) Таким образом, за счет изменения количестваиспользуемых в процессе производства материалов была получена экономиясебестоимости в размере 1728,01 руб. (2312,47-584,46).(Приложение 13)
Вследствиеповышения цен на отдельные материальные ресурсы, такие как улучшитель, яйцакуриные, жир фритюрный, маргарин «Суперцехблок», дрожжи х/б и сахар-песок, былдостигнут перерасход себестоимости в размере 413,73 руб.(2,4+1,56+20,61+366,18+17,5+5,48).
Однако наотдельные ресурсы цены понизились (мука пшеничная в/с, конфитюр, сахарнаяпудра), поэтому была получена экономия себестоимости в сумме 73,72 руб.(34,54+38,8+0,38). Следовательно, из-за изменения цен на ресурсы перерасходсебестоимости составил 340,01 руб. (413,73-73,72).
Такимобразом, в результате влияния двух названных выше факторов была полученаэкономия себестоимости изделия в сумме 1388 руб. (1728,01-340,01).
Косвенныерасходы в себестоимости единицы изделия могут отклоняться от плановой величинывследствие изменения объема выпуска изделия и отклонения фактических затрат отсметы. Для анализа используются данные плановых и отчетных калькуляций изделий.Расчет размера влияния факторов на косвенные расходы и, соответственно, насебестоимость производится с помощью приема цепных подстановок.
Исходная информация дляанализа берется из плановых и отчетных калькуляций (таблица 11). При этомусловный показатель рассчитывается по плановым нормам расхода на однофактически выпущенное изделие (приложение 14).
Результаты анализакосвенных расходов в себестоимости единицы изделия показывают, что имел местоперерасход в размере 225,21 руб. Этот перерасход целиком обусловлен отклонениемрасходов от сметы затрат на 1436,76 руб. Однако вследствие увеличения выпускаизделий на 568,92 кг косвенные затраты снизились на 1211,55 руб. Поэтому общийперерасход в результате влияния двух факторов составил 225,21 руб.(1436,76-1211,55).(Приложение 15)
Такимобразом, себестоимость является одной из составных частей хозяйственнойдеятельности и соответственно одним из важнейших элементов контроля и управлениязатратами на предприятии. Анализ и контроль, выполняя одну из основныхуправленческих функций, входят в управляющую подсистему, и недостаточное егофункционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системыуправления затратами и себестоимостью в целом.
Заключение
Становление и развитиемалого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране иза рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенныхвопросов. Среди них важными являются вопросы управления затратами.
На основании проведенногоисследования можно сделать следующие выводы. На малом производственномпредприятии «Контакт» применяется упрощенная форма учета затрат сиспользованием ПЭВМ. В организации применяется простой (попроцессный) методучета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, сводныйучет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному варианту.
Каждый вид производимойпродукции состоит из 7 и более компонентов сырья и основных материалов. Поэтомудля облегчения управлением материальных затрат на предприятии ведется в течениемесяца раздельный учет затрат на производство продукции (прямых материальныхзатрат) по видам продукции и на управление производством (накладных расходов) вразрезе статей затрат.
На ООО «Контакт», как быловыявлено в процессе анализа, важнейшими резервами снижения затрат исебестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат.
Можно выделить однуособенность — затраты на производство распределяются между видами продукции внесистемы «1С: Бухгалтерия». Поэтому учет затрат по отдельным видам продукции вбухгалтерской программе не ведется. За год затраты на производство каждоговыпущенного изделия не собираются.
Компьютеризация учетаявляется основным инструментом эффективной обработки экономической информации.В условиях реформирования налогового законодательства, методик расчета и учета повсем направлениям учетной деятельности все более актуальным становитсявнедрения программы класса бухгалтерского конструктора, в которые включаются инструментальныесредства самостоятельной корректировки и изменения заложенной учетной схемы.Поэтому на исследуемом предприятии необходимо внедрить бухгалтерскую программу«1С: Бухгалтерия», которая относится к таким программам автоматическойобработки учетно-экономической информации о затратах.
Для совершенствованияуправления затратами можно предложить разделить бухгалтерский учет нафинансовый и управленческий, внедрить метод определения конечного финансовогорезультата «затраты-выпуск».
Список литературы
1. Анализ хозяйственной деятельностив промышленности: Учеб./ В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Подобщ. ред. В.И. Стражева. Мн.: Выш. школа, 2003. 480 с.
2. Ананькина Е.А., ДанилочкинаН.Г.Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.
3. Бугаев А. Формирование учетнойполитики на 2007 г. // Налоговый вестник. 2004. № 5. С. 58-76.
4. Быкова Е.В.Операционный финансовыйменеджмент // Финансы. – 1997. — №12.- с.10.
5. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет напредприятиях малого и среднего бизнеса. М.: Бизнес-карта, 2001. 124 с.
6. Глаголев П. Учет затрат иконтроль. // Риск. 2000. № 1-2. С. 31-34.
7. Зайцев Н.Л.Экономика промышленногопредприятия. – М.: Инфра-М. – 2000. – 335с.
8. Карпова Т.П.Управленческий учет:Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.
9. Керимов В.Э, КомароваН.Н.Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» //Аудит ифинансовый анализ, — 2001. — №2. – с.90-91.
10. Козлова Е.П. Калькулированиесебестоимости способом суммирования затрат //Главбух. – 1998. – с.11-24.
11. Кондратова И.Г.Основыуправленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. –144с.
12. Кожевникова Т. С. Отнесениематериальных затрат на себестоимость продукции и для целей исчисленияналогооблагаемой прибыли. // Экономика. Финансы. Управление. 2006. № 6. С.71-75.
13. Колесников С. Н. Многомернаясебестоимость. // Экономика. Финансы. Управление. 2003. № 6. С. 63-72.
14. Кондратова И. Г. Основыуправленческого учета. // Современное управление. 2000. № 6. С. 79-103.
15. Крейнина М.Н.Финансовыйменеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 304с.
16. Ларионов А.Д.Бухгалтерский учет:Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.
17. Ладутько Н. И., Борисевский П.Е., Крупнова А. В. Бухгалтерский учет. Мн.: ФУАинформ, 2004. 728 с.
18. Мюллендорф Р., КарренбауэрМ.Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение ихрациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.
19. Новиков В.Г.Анализ соотношения«затраты – объем — прибыль» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. — №4.– с.120-137.
20. Практикум по финансовомуменеджменту учебно-деловые ситуации, задачи и решения. / Под ред. АкадемикаАМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива 1997г.
21. Раицкий К.А.Экономика предприятия:Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр«Маркетинг», 2000. – 696с.
22. Реформирование учета,совершенствование анализа и планирование затрат на производство продукции.Полоцк: Приор, 2003,124 с.
23. Русель А. Л. Анализ влияния насебестоимость трудовых затрат. // Экономика. Финансы. Управление. 2003. № 10.С. 86-91.
24. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: 3-Е изд. – Мн.: ИП «Экоперспектива», «Новое знание»,2003 – 498с.
25. Сивак Т. Н., Осейко П. П.Бухгалтерский учет с помощью персонального компьютера. Мн.: Мисанта, 2003. 104с.
26. Стражева Н. С., Стражев А. В.Бухгалтерский учет. Мн.: Книжный дом, 2004. 229 с.
27. Танашева О. Г., Рябова Т. С.Контроль и анализ в системе управления затратами. // Экономический анализ:теория и практика. 2004. № 8. С. 39-46.
28. Уткин Э.А.Финансовый менеджмент.Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 272с.
29. Финансовый менеджмент –руководство по технике эффективного менеджмента. – М.: «Трансполитиздат»,2002–292с.
30. Финансовый менеджмент: теория ипрактика. Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Изд-во «Перспектива»,2000. – 574с.
Приложение 1
Сравнениеэлементов затрат бухгалтерского и налогового учетаЭлементы Налоговый учет Бухгалтерский учет 1 2 3 Расходы
Ст. 252: К расходам относятся:
1. Расходы, связанные с производством и реализацией:
— материальные расходы (ст. 254 НК РФ);
— расходы на оплату труда (ст.255 НК РФ);
— суммы начисленной амортизации (ст.256-259 НК РФ);
— прочие расходы (ст. 260, 264 НК РФ).
2. Внереализационные расходы.
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию определен в ст. 318 НК РФ.
1. Расходы по обычным видам деятельности:
— материальные затраты;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация;
— прочие затраты.
2. Прочие расходы;
3. Внереализационные расходы. Признание расходов
Расходы признаются:
— методом начисления (ст. 272 НК РФ);
— кассовым методом (ст. 273 НК РФ).
При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты. Отдельно рассматриваются условия признания расходов, связанных с реализацией и с внереализационными доходами. При кассовом методе расходами признаются затраты после их фактической оплаты. В соответствии с ПБУ 10/99, признание расходов осуществляется организацией в том отчетном периоде, в котором эти расходы имели место независимо от факта их оплаты.В соответствии с Письмом МНС РФ № ВГ-6-02/442 от 09.06.2000 г.
Приложение2Таблица1. Анализ структуры затрат на производство в разрезе элементовЭлементы затрат По плану За отчетный период Изменение
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
сумма,
тыс. руб. удельный вес, %
сумма,
тыс. руб. удельного веса, % 1.Материальные затраты 420000 63,20 415294,40 59,54 4705,6 3,66 2.Расходы на оплату труда рабочих 120000 18,05 122520,10 17,57 2520,1 0,48 3.Отчисления на социальные нужды 48 000 7,22 48 677,20 6,98 677,20 0,24 4.Амортизация основных средств и нематериальных активов 1 700 0,25 1 760,00 0,25 60,00 0,00 5.Прочие затраты 75 000 11,28 109214,70 15,66 34214,7 4,38 Итого затрат 664700 100,00 697466,40 100,00 611716,01
Приложение 3
Таблица 2.Расчет затрат на рубль продукцииПоказатели За отчетный год Отклонения от плана по плану фактически абсолютное в % 1.Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 664 700 697 466,4 32 766,4 4,93 2.Объем продукции, тыс. руб. 774 710 815 644,6 40 934,6 5,28 3. Затраты на рубль продукции, коп. 85,8 85,5 -0,3 -0,35
Приложение 4
Таблица 3.Исходная информация для анализа влияния факторов на уровень затрат на рубльпродукции.Затраты на рубль продукции Расчет Уровень затрат, коп. 1. По плану 664 700/774 710 85,8 2. По плану на фактический выпуск продукции 681 300/802 530 84,9 3. Фактически при плановых ценах 697 466/802 530 86,9 4. Фактически 697466,4/815644,6 85,5
Таблица 4.Факторный анализ затрат на рубль продукции.Факторы Расчет влияния Размер влияния, коп. 1. Изменение структуры выпущенной продукции 84,9-85,8 -0,9 2. Изменение себестоимости отдельных изделий 86,9-84,9 2 3. Изменение цен на продукцию 85,5-86,9 -1,4 Итого 85,5-85,8 -0,3
Приложение 5
Таблица 5.Анализ себестоимости продукции по статьям затратСтатьи затрат Себестоимость фактически выпущенной продукции Отклонения фактической себестоимости от плановой, %
плановая
тыс. руб. Фактическая, тыс.руб
план факт отк 1. Сырье и материалы 421 500 417041,48 63,41 59,64 3,77 2. Амортизация основных средств и нематериальных активов 1 700 1 760,04 0,25 0,25 3. Заработная плата 120 000 122 520,07 18,05 17,52 0,53 4. Расходы на отопление помещений 1 250 1 271,71 0,18 0,18 5. Налоги, включаемые в состав себестоимости 46 300 49 568,41 6,97 7,09 0,12 6. Услуги банка 2090 6 495,51 0,31 0,93 0,62 7. Транспортные расходы 30 000 29 266,04 4,51 4,19 0,32 8. Электроэнергия 27 740 33 836,22 4,17 4,84 0,67 9. Аренда помещений 13 800 17 403,17 2,60 2,49 0,11 10. Информационные услуги 275 423,84 0,04 0,06 0,02 11. Услуги связи 486,88 0,00 0,07 0,07 12. Прочие услуги 19 140,10 0,00 2,74 2,74 Итого 664 700 699 213,49 100,00 100,00 /> /> /> /> /> /> />
Приложение 6Таблица 6. Анализ себестоимости продукциипо статьям затрат за декабрь 2007Статьи затрат Себестоимость фактически выпущенной продукции Отклонения фактической себестоимости от плановой, %
базовая
тыс. руб.
Фактическая
тыс. руб 1. Сырье и материалы 58 250,41 417041,48 68,34 59,64 8,70 2. Амортизация ОС и НМА 0,00 1 760,04 0,00 0,00 0,00 3. Заработная плата 14 498,25 122 520,07 17,01 17,52 0,51 4. Расходы на отопление помещений 219,40 1 271,71 0,26 0,18 0,08 5. Налоги, включаемые в состав себестоимости 5 804,10 49 568,41 6,81 7,09 0,28 6. Услуги банка 343,86 6 495,51 0,40 0,93 0,53 7. Транспортные расходы 2 739,12 29 266,04 3,21 4,19 0,97 8. Электроэнергия 24,71 33 836,22 0,03 4,84 4,81 9. Аренда помещений 2 216,03 17 403,17 2,60 2,49 0,11 10. Информационные услуги 63,84 423,84 0,07 0,06 0,01 11. Услуги связи 486,88 0,00 0,00 0,00 12. Прочие услуги 1074,2 19 140,10 1,26 2,74 1,48 Итого 85 233,91 699 213,49 100,00 100,00
Приложение 7
Таблица 7.Исходная информация для анализа прямых материальных затратНаименование изделий Количество изделий, кг Норма расхода сырья, руб. Расход сырья за месяц, руб. плановое фактическое плановая фактическая по плану по план.нормам на факт.выпуск продук фактический 1. Основа для пиццы 800 605,28 1226 1080,7 980 800 742 073 654 126 2. Булочка «Бутербродная» 1800 2369,6 1302,4 1116,1 2 344 320 3 086 167 2 644 711 3. Рулет «Сластена» 800 361,32 1770,3 1772,2 1 416 240 639 645 640 331 4. Багет «Французский» 1000 97,8 1450,9 833,3 1 450 900 141 898 81 497 5. Хала 1500 2874 1003,2 789,5 1 504 800 2883197 2269023 6. Рулет маковый 1000 1036,8 1482,2 1090,5 1482200 1 536 745 1 130 630 7. Булка для гамбургеров 1000 2058,2 1001,7 708,5 1 001 700 2 061 699 1 458 235 8. Пирог «Маковая слоенка» 800 1056,72 2103,6 1650,7 1 682 880 2 222 916 1 744 328 9. Булка «Берлинер» с фруктовой начинкой 150 718,92 2894,8 1506,8 434 220 2 081 130 1 083 269 10. Круассан с начинкой 120 368,2 2533,6 2269,3 304 032 932 872 835 556 11. Сдоба «Изюминка» 500 640 1808,8 1173 904 400 1 157 632 750720 Итого 9470 12186,84 13 506 492 17 485 973 13 292 425 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Приложение 8
Таблица 8.Показатели для расчета влияния факторов на прямые материальные затраты.Прямые материальные затраты Исходные данные 1. По плану, руб. 13 506 492 2. По плановым нормам на фактический выпуск продукции по плановой структуре, руб. 13506492*129,73%=17521972 3. По плановым нормам на фактический выпуск продукции, руб. 17 485 973 4. Фактические, руб. 13 292 425
Приложение 9
Таблица 9.Факторный анализ прямых материальных затрат.Факторы Расчет влияния Размер влияния, руб. 1. Изменение объема продукции 17521972-13506492 4 015 480 2. Изменение структуры продукции 17485973-17521972 -35 999 3. Изменение удельной материалоемкости 13292425-17485973 -4 193 548 Итого 13292425-13506492 214 067
Приложение 10Таблица 10. Анализ условно-постоянныхрасходов, руб.Наименования статей Согласно смете Фактически Отклонения от сметы 1. Транспортные расходы 1 400 000 1 340 812 -59 188 2. Тепло и электроэнергия 900 000 1 395 440 495 440 3. Арендная плата 1 080 000 1 313 919 233 919 4. Фонд заработной платы основных рабочих 2 330 000 3 015 107 685 107 5. Отчисления от фонда заработной платы (40,7 %) 932 000 1 196 997 264 997 6. Прочие расходы 864 362 4 402 919 3 538 557 Итого накладные расходы 7 506 362 12 665 194 5 158 832
Приложение 11
Таблица 11.Выписка из плановой и отчетной калькуляций изделия «Булочка «Берлинер» сфруктовой начинкой», руб.Наименования статей Плановая калькуляция Отчетная калькуляция Отклонения от плана 1. Сырье и материалы 2894,8 1506,8 -1388 2. Транспортные расходы 141,8 152,1 10,3 3. Тепло и электроэнергия 251,8 158,2 -93,6 4. Арендная плата 136,1 148,9 12,8 5. Фонд заработной платы основных рабочих 416 468 52 6. Отчисления от фонда заработной платы (40,7 %) 169,3 185,8 16,5 7. Прочие расходы 416 643,2 227,2 Итого полная себестоимость 4425,8 3263 -1162,8 Количество изделий 150 718,92 568,92
Приложение 12
Таблица 12.Расшифровка к статье калькуляции «материалы» по изделию «Булочка «Берлинер» сфруктовой начинкой»Наименование материалов По плановой калькуляции По отчетной калькуляции количество, кг цена, руб. стоимость руб. количество, кг цена, руб. стоимость, руб. 1. Мука пшеничная в/с 0,514 807,42 415 0,514 740 380,36 2. Дрожжи х/б 0,041 1550 63,6 0,006 1950 11,8 3. Смесь «Хефиквик» 0,103 8305,08 855,4 4. Сахар-песок 0,026 1024,19 26,6 0,034 1070 36,38 5. Маргарин «Суперцехблок» 0,062 3702 229,5 0,01 4250 42,5 6. Улучшитель 0,001 800 8 0,001 21410 21,41 7. Яйцо куриное 0,129 2948 380,3 0,293 120 35,16 8. Жир фритюрный (пальмовое масло) 0,103 2415 248,7 0,1 2590 259 9. Ароматизатор 0,0013 34235 44,5 10. Конфитюр 0,165 3200 528 0,194 3000 582 11. Сахарная пудра 0,093 1024,19 95,2 0,091 1020 92,82 12. Соль 0,005 140 0,7 13. Маргарин люкс 0,017 2630 44,7 Итого 2894,8 1506,8
Приложение 13
Таблица 13.Факторный анализ прямых материальных затрат в себестоимости изделия «Булочка«Берлинер» с фруктовой начинкой»Факторы Алгоритм расчета Результат влияния, руб. 1. Изменение количества дрожжей х/б (0,006-0,041)*1550 -54,25 сахара-песка (0,034-0,026)*1024,19 8,19 маргарина «Суперцехблок» (0,01-0,062)*3702 -2258,22 яиц куриных (0,293-0,129)*2948 483,47 конфитюра (0,194-0,165)*3200 92,8 Итого изменение количества -1728,01 2. Изменение цены муки пшеничной в/с (740-807,2)*0,514 -34,54 дрожжей х/б (1950-1550)*0,006 2,4 сахара-песка (1070-1024,19)*0,034 1,56 маргарина «Суперцехблок» (4250-3702)*0,01 5,48 улучшителя (21410-800)*0,001 20,61 яиц куриных (4198-2948)*0,293 366,18 жира фритюрного (2590-2415)*0,1 17,5 конфитюра (3000-3200)*0,194 -38,8 сахарной пудры (1020-1024,19)*0,091 -0,38 Итого изменение цен 340,01 Итого 340,01-1728,01 -1388
Приложение 14
малыйпредприятие затрата
Таблица 14. Исходнаяинформация для анализа косвенных расходов в себестоимости изделия «Булочка«Берлинер» с фруктовой начинкой»Наименование расходов Плановые расходы на единицу продукции, руб. Фактические расходы на единицу, руб. Условный показатель алгоритм результат 1. Транспортные расходы 141,8 152,1 141,8*150/718,92 29,59 2. Тепло и электроэнергия 251,8 158,2 251,8*150/718,92 52,54 3. Арендная плата 136,1 148,9 136,1*150/718,92 28,40 4. Фонд заработной платы основных рабочих 416 468 416*150/718,92 86,80 5. Отчисления от фонда заработной платы 169,3 185,8 169,3*150/718,92 35,32 6. Прочие расходы 416 643,2 416*150/718,92 86,80 Итого 1531 1756,2 319,44 Количество изделий 150 718,92
Приложение 15
Таблица 15. Факторныйанализ косвенных расходов в себестоимости изделия «Булочка «Берлинер» сфруктовой начинкой»Факторы Расчет Результат влияния, руб. 1. Изменение количества выпущенных изделий: по транспортным расходам 29,59-141,8 -112,21 по теплу и электроэнергии 52,54-251,8 -199,26 по арендной плате 28,40-136,1 -107,7 по фонду заработной платы основных рабочих 86,80-416 -329,2 по отчислениям от фонда заработной платы 35,32-169,3 -133,98 по прочим расходам 86,80-416 -329,2 Итого по косвенным расходам 319,44-1531 -1211,55 2. Изменение за счет отклонения от сметы затрат по транспортным расходам 152,1-29,59 122,51 по теплу и электроэнергии 158,2-52,54 105,66 по арендной плате 148,9-28,40 120,5 по фонду заработной платы основных рабочих 468-86,80 381,2 по отчислениям от фонда заработной платы 185,8-35,32 150,48 по прочим расходам 643,2-86,80 556,4 Итого по косвенным расходам 1756,2-319,44 1436,76 Общее изменение 1436,76-1211,55 225,21