–PAGE_BREAK–
Рисунок 2.2. Структура активов по скорости превращения
в денежные средства и их динамика, доли.
На данном рисунке видно, что в составе активов наибольшую долю занимают быстрореализуемые активы, при этом их удельный вес растет. Также довольно высокий удельный вес занимают труднореализуемые и медленнореализуемые активы. Абсолютно ликвидные активы в валюте баланса занимают очень низкую долю.
Таким образом, анализ ликвидности показал, что предприятие имеет низкие платежные возможности, и хотя удельный вес быстрореализумых активов высок, данные активы не всегда могут в короткий срок обратиться в денежные средства из-за наличия большой доли дебиторской задолженности и сверхнормативных остатков товаров.
Показатели деловой активности характеризуют эффективность основной деятельности предприятия.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности анализируемого предприятия с результатами деятельности аналогичных предприятий.
Количественная оценка деловой активности осуществляется по двум направлениям:
1. степень выполнения плана по основным показателям деятельности предприятия и темпы роста этих показателей;
2. показатели эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации первого направления анализа целесообразно учитывать сравнительную динамику основных показателей деятельности предприятия. В частности, оптимальным признается следующее соотношение – темпы роста прибыли опережают темпы роста реализации, которые в свою очередь опережают темпы роста авансированного капитала (табл. 2.10).
Таблица 2.10
Основные показатели деятельности предприятия
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Прибыль, тыс. руб.
-8,1
15,6
7,1
Темп роста прибыли, %
192,6
45,5
Выручка от реализации товаров, тыс. руб.
1107,5
1976,6
2290,5
Темп роста выручки от реализации, %
178,5
115,9
Авансированный капитал, тыс. руб.
1318
1629
2064
Темп роста авансированного капитала, %
123,6
126,7
Показатели деловой активности находятся на оптимальном уровне лишь в 3 квартале 2004 года, в 4 квартале же рост выручки от реализации ниже роста авансированного капитала, а прибыль снижается с 15,6 тыс. руб. в 3 квартале до 7,1 тыс. руб. в 4 квартале.
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивого экономического роста.
Ресурсоотдача – это коэффициент оборачиваемости всего авансированного капитала. Она характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Показатели ресурсоотдачи ООО «Chik» за 2-4 квартал 2004 г.
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Выручка от продаж, тыс. руб.
1107,5
1976,6
2290,5
Средняя сумма активов, тыс. руб.
1318,0
1629,0
2064,0
Ресурсоотдача
0,84
1,21
1,11
В ООО «Chik» отмечается рост ресурсоотдачи в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом 2004 г., и ее небольшое снижение в 4 квартале с 1,21 до 1,11, что свидетельствует о некотором спаде эффективности использования ресурсов.
Коэффициент устойчивости экономического роста – это фактический или прогнозируемый темп прироста реализованной продукции. Он показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившегося соотношения между источниками финансирования, т.е. между собственным и заемным капиталом, не меняя уровня фондоотдачи, рентабельности, не изменяя дивидендную политику и т.д. (табл. 2.12).
Таблица 2.12
Показатели устойчивости экономического роста
ООО «Chik» за 2-4 квартал 2004 г.
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Чистая прибыль, тыс. руб.
-8,1
15,6
7,1
Собственный капитал, тыс. руб.
574
589
597
Рентабельность собственного капитала
-0,014
0,026
0,012
Реинвестированная прибыль, тыс. руб.
-8,1
15,6
7,1
Коэффициент реинвестированной прибыли
1
1
1
Коэффициент устойчивости экономического роста
-0,014
0,027
0,012
Расчеты показали, что ООО «Chik» может развиваться далее с приростом рентабельности собственного капитала в 1,2 %.
Для оценки эффективности ресурсов также рассчитываются частные показатели оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, во сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства за анализируемый период (табл. 2.13).
Таблица 2.13
Частные показатели эффективности использования ресурсов ООО «Chik» за 2 – 4 квартал 2004 г.
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Выручка от продаж, тыс. руб.
1107,5
1976,6
2290,5
Средняя за анализируемый период сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.
40
176
467
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
27,7
11,2
4,9
Средняя за анализируемый период сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.
744
1040
1467
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
1,5
1,9
1,6
Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс. руб.
73
105
189
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов
15,2
18,8
12,1
Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.
336
317
299
Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)
3,3
6,2
7,7
Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.
574
589
597
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
1,9
3,4
3,8
В данном случае наблюдается снижение оборачиваемости дебиторской задолженности. Это говорит о том, что, несмотря на рост выручки от реализации, из-за роста дебиторской задолженности эффективность деятельности предприятия снижается. Данный показатель полезно сравнивать с оборачиваемостью по кредиторской задолженности. Расчеты показали, что условия коммерческого кредитования, которыми пользуется ООО «Chik» гораздо выгоднее тех, которые предприятие предоставляет своим покупателям.
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов и рассчитывается делением выручки или себестоимости на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов.
Фондоотдача рассчитывается путем деления произведенной или реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. В ООО «Chik» наблюдается положительная тенденция роста данного показателя с 3,3 во 2 квартале до 7,7 в 4 квартале, но в данном случае это связано не только с ростом выручки от продаж, но и со снижением стоимости основных средств.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается делением выручки от продаж на среднегодовую стоимость собственного капитала. Динамика этого показателя, т.е. его рост с 1,9 до 3,8 отражает положительные тенденции в деятельности предприятия.
В целом, анализ деловой активности показал недостаточную эффективность основной деятельности предприятия, снижение большинства показателей оборачиваемости ресурсов ООО «Chik».
Рентабельность – это показатель эффективности. Рентабельность – это отношение эффекта к затратам или результатам (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Показатели рентабельности ООО «Chik» за 2 – 4 квартал 2004 г.
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Чистая прибыль, тыс. руб.
-8,1
15,6
7,1
Среднегодовая стоимость активов предприятия, тыс. руб.
1318,0
1629,0
2064,0
Выручка от продаж, тыс. руб.
1107,5
1976,6
2290,5
Полная себестоимость, тыс. руб.
1115,6
1961,0
2283,4
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.
574
589
597
Рентабельность всех активов предприятия, %
-0,61
0,96
0,34
Рентабельность продаж, %
-0,73
0,79
0,31
Рентабельность издержек, %
-0,73
0,80
0,31
Рентабельность собственного капитала, %
-1,41
2,65
1,19
Рентабельность всех активов предприятия рассчитывается, как частное от деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Анализ рентабельности активов ООО «Chik» показал, что при использовании 100 денежных единиц активов, предприятие получило во 2 квартале 0,61 денежной единицы убытков, а в 3 и 4 квартале соответственно 0,96 и 0,34 денежной единицы прибыли.
Рентабельность продаж – это отношение чистой или валовой прибыли к выручке от продаж. В ООО «Chik» низкие показатели рентабельности (а во 2 квартале отрицательный показатель) отражают неспособность предприятия контролировать себестоимость продукции, т.е. текущие расходы предприятия. Эффективность всей деятельности предприятия (основной, финансовой, маркетинговой) во 2 квартале составила -0,73 %, в 3 квартале 0,80 %, а в 4 квартале снизилась до 0,31 %.
Рентабельность издержек равна отношению прибыли к полной себестоимости. В ООО «Chik» данный показатель практически равен рентабельности продаж в связи с низким уровнем прибыли, а во 2 квартале с убытком, а соответственно, с почти равным уровнем выручки и себестоимости. Анализ показал, что на 100 руб. вложенных затрат предприятие получило во 2 квартале 0,73 руб. убытков, в 3 квартале 0,80 руб. прибыли, а в 4 квартале – 0,31 руб. прибыли.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается, как частное от деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость собственного капитала. Как и остальные показатели рентабельности, она находится на очень низком уровне. Собственникам выгоднее было бы вложить инвестированный в ООО «Chik» капитал по другим направлениям, но также следует учитывать достаточно малый период работы предприятия, что не позволяет сделать однозначный вывод.
Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатель между собой. Также оборачиваемость и рентабельность можно рассматривать вместе, т.е. оценить взаимозависимость рентабельности и оборачиваемости. Это осуществляется через формулу Дюпона. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности продаж, но и от оборачиваемости (табл. 2.15).
Таблица 2.15
Взаимозависимость рентабельности и оборачиваемости
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рентабельность активов
-0,61
0,96
0,34
Рентабельность продаж
-0,73
0,79
0,31
Ресурсоотдача
0,84
1,21
1,11
Данная взаимозависимость показывает, что для обеспечения необходимого уровня рентабельности активов необходимо в первую очередь повысить рентабельность продаж до конкурентоспособного уровня, а также увеличить скорость оборота активов.
Таким образом, анализ рентабельности показал, что на данном предприятии выручка от продаж практически полностью идет на покрытие текущих расходов, что не дает возможности собственникам получать прибыль. В связи с этим, все показатели рентабельности находятся на очень низком уровне, т.е. на данном этапе деятельность ООО «Chik» является неэффективной. Поэтому в первую очередь необходим глубокий анализ формирования себестоимости для изыскания причин неэффективной деятельности ООО «Chik».
2.3. Анализ формирования себестоимости на ООО «Chik»
Анализ структуры себестоимости дает возможность установить влияние технического прогресса, механизации и автоматизации производства на уровень и динамику себестоимости, определить факторы, влияющие на ее снижение.
В отдельную статью затрат на предприятиях торговли выделяют покупную стоимость товаров, которая особенна значительна (табл.2.16).
Таблица 2.16
Состав и структура себестоимости товаров ООО «Chik»
за 2 – 4 квартал 2004 г.
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Покупная стоимость товаров
850,0
76,2
1624,0
82,8
1704,3
74,6
Материальные затраты
49,3
4,4
62,0
3,2
126,6
5,5
Затраты на оплату труда
100,4
9,0
154,1
7,9
241,0
10,6
Отчисления на социальные нужды
17,2
1,6
25,8
1,3
38,5
1,7
Продолжение табл. 2.16
1
2
3
4
5
6
7
Амортизация основных фондов
2,5
0,2
18,5
0,9
18,5
0,8
Прочие расходы
96,2
8,6
76,6
3,9
154,5
6,8
Итого
1115,6
100,0
1961,0
100,0
2283,4
100,0
Изучение структуры себестоимости товаров дает возможность установить роль и значение каждого элемента затрат в образовании себестоимости. Также структура показывает удельные веса каждой составной части в общем количестве.
Например, высокий удельный вес заработной платы свидетельствует о большой трудоемкости процесса реализации товаров. Абсолютные значения затрат на оплату труда в динамике увеличиваются с 100,5 тыс. руб. во 2 квартале до 241,0 в 4 квартале, т.е. в 2,4 раза. Это связано, в первую очередь, с повышением заработной платы в торговых точках предприятия в связи с увеличением реализации товаров, во-вторых, с повышением заработной платы административно-управленческого персонала. В относительных показателях трудоемкость процесса реализации сначала снижается, затем резко увеличивается с 7,9 % в 3 квартале до 10,6 % в 4 квартале.
Материальные затраты также растут – по сравнению со 2 кварталом, затраты которого составили 49,3 тыс. руб., в 3 квартале они увеличились на 25,8 %, а в 4 квартале снова возросли в 2 раза. Эти изменения в основном связаны с применением зимней нормы расхода ГСМ, увеличением затрат на отопление помещений и электроэнергию.
Амортизация основных средств в 3 квартале увеличилась 7,4 раза по сравнению с 2 кварталом, что объясняется введением большого объема торгового оборудования. В 4 квартале эта статья затрат остается неизменной.
Отчисления на социальные нужды растут пропорционально росту заработной платы и связаны с общим увеличением масштабов реализации товаров.
Прочие же расходы в 3 квартале снижаются на 19,6 тыс. руб. по сравнению со 2 кварталом, а в 4 квартале увеличиваются на 77,9 тыс. руб. Большие суммы затрат по данной статье обусловлены оплатой услуг аренды административного здания и торговых точек, командировочных расходов, связанных с распространением товаров оптового центра и их закупками, оплатой услуг вневедомственной охраны, связи, Госстандарта, Госсанэпиднадзора и других организаций, а также с высоким уровнем налогов.
Наибольший удельный вес в структуре себестоимости товаров занимает их покупная стоимость, что связано с отраслевыми особенностями предприятия. На протяжении трех кварталов данная статья неуклонно растет в связи с увеличением объема продаж.
Структуру себестоимости можно показать и на секторной диаграмме (за 4 квартал 2004 г.) (рис. 2.3.). продолжение
–PAGE_BREAK– Рисунок 2.3. Структура себестоимости за 4 квартал 2004 г.
На данном рисунке видно, что основная доля затрат приходится на покупную стоимость товаров, и именно на нее следует обратить внимание при поиске резервов по снижению затрат. Необходимо заключение более выгодных договоров на поставку товаров с применением выгодных для ООО «Chik» скидок. Также значительные удельные веса занимают такие статьи, как затраты на оплату труда, прочие расходы и материальные затраты.
Планирование и учет затрат на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Методика калькуляции себестоимости требует выбора единиц калькуляции. Калькуляция себестоимости по каждому виду товаров затрудняется тем, что расходы предприятия не распределяются по видам товаров. Для исчисления себестоимости применяется укрупненная единица калькуляции «1000 руб. дохода».
Затраты денежных материальных средств показывают, сколько средств затратило предприятие, для того, чтобы получить 1000 руб. валового дохода (табл. 2.17). Такие затраты во 2 квартале составили 1007,3 руб., т.е. для того, чтобы получить 1000 руб. дохода, предприятие было вынуждено затратить на 7,3 руб. больше. В 3 квартале калькуляция 1000 руб. дохода снизилась до 992,1 руб., в связи с тем, что валовый доход увеличился на 78,5 %, а рост затрат составил только 75,8 %.
Таблица 2.17
Калькуляция себестоимости товаров ООО «Chik»
за 2 – 4 квартал 2004 года
Показатели
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Валовый доход, тыс. руб.
1107,5
1976,6
2290,5
Полная себестоимость товаров, тыс. руб.
1115,6
1961,0
2283,4
Затраты денежных материальных средств на 1000 руб. валового дохода, тыс. руб.
1007,3
992,1
996,9
В 4 квартале наблюдается льшимнебольшой рост затрат на 1000 руб. дохода (на 0,5 %), что обусловлено бо ростом затрат (16,4 %) по сравнению с ростом доходов (15,9 %). Раз произошло увеличение затрат, соответственно – увеличение себестоимости реализованных товаров. Значит предприятие по сравнению с предыдущим кварталом в отчетном квартале израсходовало больше материальных, трудовых, денежных ресурсов. Если предприятие во 2 квартале 2004 года получало с 1000 руб. валового дохода 7,3 руб. убытков, то в 3 квартале – 7,9 руб. прибыли, а в 4 квартале 3,1 руб. прибыли.
Таким образом, анализ затрат ООО «Chik» показал, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимает покупная стоимость реализуемых товаров. Следовательно, необходимо искать резервы по сокращению данных расходов.
Предприятию рекомендуется применение расчетной, более эффективной структуры текущих расходов, которая позволит снизить себестоимость на единицу товаров и получить дополнительную прибыль и, в связи с этим, улучшить свое финансовое состояние.
В себестоимости товаров 7/10 составляют затраты на покупную стоимость товаров. Экономия данных ресурсов обеспечивает снижение затрат.
Основными источниками снижения себестоимости товаров являются:
1) увеличение объема их реализации за счет стимулирования сбыта;
2) сокращение затрат на их реализацию за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов и т.д.
В целях снижения себестоимости предложено увеличить объем реализованных товаров за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
Отдельные элементы переменных расходов в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объёму производства продукции. На практике пропорциональная зависимость «выручка от реализации — переменные затраты» обладает меньшей жёсткостью. Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условные, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами «директ — костинг».
Важнейшим аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые) т.о., постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в процессе производства.:
По данным предприятия максимально возможный объем реализации составляет 2290,5 тыс. руб., фактический выпуск во 2 квартале составил 1107,5 тыс. руб., а в 3 квартале – 1976,6 тыс. руб. Затраты постоянные – 254,7 тыс. руб., в том числе:
Zбесполезные= (2290,5 – 1107,5) *254,7 / 2290,5= 131,5 тыс. руб. – для 2 квартала;
Zбесполезные= (2290,5 – 1976,6) *254,7 / 2290,5= 34,9 тыс. руб. – для 3 квартала;
Zполезные = 1107,5 * 254,7 / 2290,5 = 123,2 тыс. руб. – для 2 квартала;
Zполезные = 1976,6 * 254,7 / 2290,5 = 219,8 тыс. руб. – для 3 квартала.
Таким образом, холостые затраты для 2 квартала составили 131,5 тыс. руб., что больше полезных на 8,3 тыс. руб. В 3 квартале затраты, не используемые в производстве, значительно снизились до 34,9 тыс. руб., что свидетельствует о положительных тенденциях в деятельности предприятия.
Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат.
Этот коэффициент используется как критерий отнесения затрат к той или иной группе. Для постоянных расходов коэффициент реагирования затрат равен нулю. (K= 0). В остальных случаях затраты будут считаться переменными. Значения коэффициента реагирования затрат произведены в таблице 2.18.
Таблица 2.18
Группы затрат в соответствие с коэффициентом реагирования
Значение коэффициента реагирования затрат
Характер проведения затрат
К = 0
0
K= 0
K> 1
Постоянные затраты
Дегрессивные затраты
Пропорциональные затраты
Прогрессивные затраты
В 3 квартале К = 845,5/869,1 = 0,97
В 4 квартале К = 322,4/313,9 = 1,03
Таким образом, в 3 квартале наблюдается дигрессивный характер переменных затрат, т.е. при повышении объема реализации удельные переменные затраты уменьшаются, а в 4 квартале переменные затраты меняются на прогрессивные, т.е. переменные затраты на единицу продукции с ростом реализации увеличиваются.
Для оценки изменения затрат на реализацию товаров рассмотрим таблицу, составленную на базе данных (табл. 2.19).
Таблица 2.19
Затраты на реализацию товаров за 2 – 4 квартал 2004 г.
№ п/п
Показатели
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
2 квар-тал
3 квар-тал
4 квар-тал
2 квар-тал
3 квар-тал
4 квар-тал
1
Переменные расходы
860,9
1706,3
2028,7
77,2
87,0
88,8
2
Постоянные расходы
254,7
254,7
254,7
22,8
13,0
11,2
3
Общая сумма затрат
1115,6
1961,0
2283,4
100
100
100
4
Валовый доход
1107,5
1976,6
2290,5
–
–
–
Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Исходные данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 3.3.
Переменные затраты на 1 руб. дохода: В2кв. = 860,9/1107,5 = 0,78 руб.
В3кв. = 1706,3/1976,6 = 0,86 руб.
В4кв. = 2028,7/2290,5 = 0,89 руб.
Таблица 2.20
Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на реализацию товаров, тыс. руб.
№
Показатель
3 квартал по сравнению со 2 кварталом
4 квартал по сравнению с 3 кварталом
Расчет
Сумма
Расчет
Сумма
1
2
3
4
5
6
1
Базовая себестоимость
1107,5*0,78+254,7
1115,6
1976,6*0,86+254,7
1961,0
Продолжение табл. 2.20
1
2
3
4
5
6
2
Базис, пересчитанный на отчетный объем производства
1976,6*0,78+254,7
1796,4
2290,5*0,86+254,7
2224,5
3
Отчетные затраты при базисном уровне постоянных затрат
1976,6*0,86+254,7
1954,6
2290,5*0,89+254,7
2293,2
4
Отчетная себестоимость
1976,6*0,86+254,7
1961,0
2290,5*0,89+254,7
2283,4
Расчет влияния на общую сумму затрат приведен в таблице 2.21 Основные факторы, влияющие на общую сумму затрат — объем реализации, переменные затраты, постоянные затраты.
Таблица 2.21
Расчет влияния на общую сумму затрат, тыс. руб.
№
Фактор
3 квартал по сравнению со 2 кварталом
4 квартал по сравнению с 3 кварталом
Расчет
Размер влияния
Расчет
Размер влияния
1
Объем реализации товаров
1796,4 – 1115,6
+680,8
2224,5 – 1961,0
+263,5
2
Переменные затраты
1954,6 – 1796,4
+158,2
2293,2 – 2224,5
+68,7
3
Постоянные затраты
1961,0 – 1954,6
+6,4
2283,4 – 2293,2
-9,8
4
Итого
1961,0 – 1115,6
+845,4
2283,4 – 1961,0
+322,4
Из таблицы видно, что в 3 квартале общая сумма затрат выше затрат второго квартала на 845,4 тыс. руб. или на 75,8 %, в том числе в связи с увеличением объема реализации товаров на 78,5 % сумма затрат увеличилась на 680,8 тыс. руб. или на 61 % (680,8/1115,6*100). За счет увеличения уровня удельных переменных затрат издержки на реализацию товаров увеличились на 158,2 тыс. руб. или на 14,2 % (158,2/1115,6*100), а за счет влияния уровня постоянных расходов издержки на реализацию товаров увеличились на сумму 6,4 тыс. руб. или на 0,6 % (6,4/1115,6*100). Таким образом, общая сумма затрат повысилась на 75,8 % (61 + 14,2 + 0,6).
В 4 квартале наблюдается также повышение общего уровня затрат, но в данном случае оно обусловлено повышение объема реализации товаров, что привело к увеличению уровня затрат на 263,5 тыс. руб. или на 13,4 %, и увеличением удельных переменных затрат, что привело к повышению уровня затрат на 68,7 или на 3,5 %. Изменение же уровня постоянных издержек привело к снижению затрат на реализацию товаров. За счет снижения постоянных затрат себестоимость снизилась на 9,8 тыс. руб. или на 0,5 %. Общая сумма затрат повысилась на 16,4 % (13,4 + 3,5 – 0,5).
Снижение постоянных издержек на ООО «Chik» объясняется повышением объемов реализации товаров, и соответственно уменьшению доли постоянных издержек в себестоимости единицы товаров. Это дало некоторое увеличение прибыли и снижение силы воздействия операционного рычага.
Помимо изучения действующей практики формирования затрат, необходимо критически осмыслить происходящие изменения в системе управления финансами предприятия, в частности в системе управления затратами на ООО «Chik».
2.4. Управление себестоимостью на ООО «Chik»
В условиях свободной конкуренции цена товаров, реализуемых предприятиям, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждое предприятие стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо увеличения объемов реализации товаров, продвижения их на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на реализацию товаров.
На ООО «Chik» управлению затратами на реализацию продукции не уделяется должного внимания. Предприятие не способно контролировать текущие расходы предприятия, о чем свидетельствуют низкие показатели рентабельности ООО «Chik».
На предприятии не осуществляется ни текущее, ни перспективное планирование, не прогнозируется поведение затрат при освоении новых рынков сбыта, расширении ассортимента реализуемых товаров. Это приводит к высокому уровню производственного риска.
Как и в большинстве частных компаний, в ООО «Chik» бухгалтерия занимается не только бухгалтерским учетом, но и вопросами финансового управления, при этом основное значение придается именно учетной работе, т.е. непосредственно бухгалтерскому учету. Для целей же управленческого учета система бухгалтерского учета не адаптирована.
До сих пор руководители многих фирм не видят необходимости в содержании сотрудников и структурных подразделений, целью которых являлось бы финансовое планирование деятельности предприятия. В итоге эта задача ложится на плечи бухгалтера, который и без этого имеет большой объем работы. Таким образом, ООО «Chik» может анализировать лишь фактически сложившийся уровень затрат, когда повлиять на их рациональное формирование уже невозможно. В этом случае руководство ООО «Chik» может разобраться лишь в уже совершенных операциях, тогда, как есть объективная необходимость в проектировании будущих финансовых операций. Только так возможно будет оценить все возможные выгоды и потери, сопряженные именно с данной операцией. При этом ни в коем случае не должно отвергаться накопленных данных. продолжение
–PAGE_BREAK–