–PAGE_BREAK–Распределение земельного фонда района по землевладельцам и землепользователям.
Группы землевладельцев и землепользователей
Площадь, га
1. хозяйственными товариществами и обществами
156389,05
2. Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия
864,00
3. научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения
6440,00
4. подсобные хозяйства
1032,00
5. прочие предприятия
6283,20
Итого земель:
173008,25
Рис. 5 Распределение земельного фонда района по землевладельцам и землепользователям
Предложения по оптимизации структуры земельного фонда района:
1. Провести мелиоративные работы по осушению болот, и уменьшить их площадь с 0,3% до 0,1% и перевести их в сельскохозяйственные угодью, а именно под пашню если это будет экономически рентабельно; в ином случае увеличить за их счет площадь лесного фонда.
2. Провести мелиоративные работы для улучшения качества пахотных земель.
3. В связи с изменениями в законодательстве РФ — изменение площадей водного фонда за счет уменьшения водоохранной зоны на 300 м и передачи земель в земли сельскохозяйственного назначения в зависимости ее качества.
4. Увеличить площади сенокосов.
5. Выделение земель для ведения КФХ за счет земель хозяйственных товариществ и обществ.
1.4.1 Использование земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таблица 7
Распределения сельскохозяйственных земель
Энгельсского района по угодьям
№
п/п
Вид угодий
Площадь на 01.01.2008г., га
1
2
3
1
Пашня
155064
2
Сенокосы
1450
3
Пастбище
32432
4
Залежь
252
5
Многолетние насаждения
1302
Таким образом, на 01 января 2008 года площадь сельскохозяйственных угодий составляет 190,5 тыс. га. За 2007 год площадь земель сельскохозяйственных угодий увеличилась на 142 га. Увеличение на 43 га произошло за счет земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, а также на 100 га за счет земель запаса.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Основные площади в районе используются хозяйственными товариществами и обществами 156389,05 га (табл. 8). Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия занимают – 864,00 га, научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения – 6440,00 га, подсобные хозяйства – 1032,00, а прочие предприятия – 6283,20 га.
Таблица 8
продолжение
–PAGE_BREAK–Распределение земельного фонда района по землевладельцам и землепользователям.
Группы землевладельцев и землепользователей
Площадь, га
1. хозяйственными товариществами и обществами
156389,05
2. Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия
864,00
3. научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения
6440,00
4. подсобные хозяйства
1032,00
5. прочие предприятия
6283,20
Итого земель:
173008,25
1.4.2 Использование земель населенных пунктов
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Крупнейшие населенные пункты Энгельсского района:
город Энгельс (246 034 чел.);
посёлок Приволжский (33 818 чел.);
посёлок Новопушкинское (3 381 человек);
село Красный Яр (3 330 человек);
посёлок имени Карла Маркса (2 816 человек);
село Генеральское (2 050 человек);
посёлок Коминтерн (2 335 человек);
село Квасниковка (2 070 человек).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Глава 2. Применение данных землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель при управлении земельными ресурсами
2.1 Использование материалов землеустройства при решении задач управления земельными ресурсами
Землеустройство всегда являлось в России одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Вопросы землеустройства тесным образом связаны с функционированием рынка недвижимости и налогообложением объектов недвижимости. Через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами:
— информационное обеспечение управления путем проведения работ по изучению состояния земель;
— планирование использования земельных ресурсов и их охраны, которое осуществляется путем разработки схем землеустройства и схем использования и охраны земельных ресурсов различных административно-территориальных образований;
— организация рационального использования и охраны земель на основе проектов территориального землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель.
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» и иными нормативно-правовыми актами.
Указом президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
При управлении земельными ресурсами муниципального образования непосредственное применение получают материалы схемы землеустройства района, которые предполагают решение следующих вопросов:
1. Проведение анализа состояния использования и оценки ресурсного потенциала земель района и на этой основе разработка путей совершенствования распределения земель;
2. Комплексная природно-географическая, социально-экономическая и эколого-хозяйственная оценка земель и зонирование территории;
3. Выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению, выбывших из оборота или переведённых в менее ценные земли;
4. Выделение земель с различными режимами использования, ограниченных в использовании, обременённых правами третьих лиц. Рассматриваются различные категории использования земель;
5. Обоснование потребности в земельных ресурсах для развития различных отраслей народного хозяйства, различных форм хозяйствования, определение площадей для предоставления земель гражданам и юридическим лицам для формирования целевых фондов;
6. Перераспределение земель муниципальных округов;
7. Разработка и обоснование мероприятий по восстановлению консервированных земель, улучшению трансформации сельскохозяйственных угодий, защите от эрозии, заболачивания, подтопления мероприятий по улучшению природных ландшафтов.
2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом о ГКН недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В государственном кадастре недвижимости содержатся такие сведения о земельных участках как: кадастровый номер, описание местоположения границ, описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, площадь земельного участка, его кадастровая стоимость, категория, разрешенное использование и т.д.
Кадастровая информация служит информационным базисом процесса управления земельными ресурсами и является ядром информационного фонда системы, обеспечивающей реализацию функций управления земельными ресурсами.
Объективная информация о земельных ресурсах, их количественных, качественныхи правовых характеристиках необходима всем органам управления. В полноте и достоверности этой информации заинтересованы и субъекты этих отношений — коллективные и индивидуальные землепользователи, арендаторы и владельцы земельных участков.
Основная цель государственного кадастра недвижимости на уровне муниципального образования – обеспечить органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц кадастровой информацией для использования и охраны земель, установления платежей за землю, формирования земельного рынка, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и других держателей прав.
2.3 Применение данных мониторинга земель при управлении земельными ресурсами
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Государственный мониторинг земель является частью государственного мониторинга окружающей среды, осуществляемого в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях. Земля, как природный объект и природный ресурс, является самой главной составляющей окружающей среды и поэтому государственный мониторинг земель призван выполнять связующую и координирующую роль всех мониторингов окружающей среды.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель».
В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Мониторинг включает в себя:
а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Сбор информации осуществляется исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель. Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании земель, представленные в текстовой или графической форме.
К сведениям (данным) о состоянии и использовании земель относятся:
описание местоположения земельных угодий; площадь земельных угодий; вид земельных угодий (пашня; многолетние насаждения; сенокосы и пастбища; земли под древесно-кустарниковой растительностью; лесные земли; земли под застройкой; земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями; земли под водой; болота; нарушенные земли; прочие земли); степень развития негативного процесса на землях, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития); степень развития негативного процесса на землях, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития); степень развития негативного процесса на подтопленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); степень развития негативного процесса на захламленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); степень развития негативного процесса на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (годовая эффективная доза, мЗв: 1-5, 5-20, 20-50, >50); степень развития негативного процесса на землях, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития); степень развития негативного процесса на землях, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития); степень развития негативного процесса на землях, загрязненных средствами химизации сельского хозяйства (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития).
Таким образом данные мониторинга земель важны при управлении земельными ресурсами в связи с тем что они дают представление о качественном состоянии земельного фонда.
Глава 3. Экономические методы управления земельными ресурсами
Коренная перестройка земельных отношений в Российской Федерации поставила перед землеустроительной наукой и практикой целый ряд задач, в числе которых управление земельными ресурсами является одной из центральных. Особое значение приобретает механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами, реализуемый через соблюдение экономических интересов государства, землевладельцев и землепользователей.
Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на:
· реализацию земельной политики государства,
· обеспечение прав землевладельцев и землепользователей,
· установление социально справедливых платежей за землю,
· экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования.
К экономическим регуляторам в системе управления земельными ресурсами относят: земельный налог, арендную плату, рыночную цену земли, залоговую цену земли, компенсационные платежи при изъятии, компенсационные выплаты при консервации, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, плата за право аренды.
3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка Энгельсского района
Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования. Регулирует оборот земли Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В последнее время возрос интерес к земле, как к объекту недвижимого имущества. Земельные участки вовлекаются в оборот и все чаще становятся предметом гражданско-правовых сделок, что требует подтверждения и оформления гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки. В процессе оформления земельных участков возникают вопросы и проблемы, связанные с землепользованием. Процедура предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования установлена административными регламентами предоставления комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района муниципальных услуг, где четко отражен порядок оформления земельных участков с различным разрешенным использованием. Основные задачи и функции комитета определены Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 декабря 2006 года №168/13-03, (в редакции Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 26.03.2009 года № 807/62-03) «Об утверждении положений об органах администрации ЭМР, наделенных статусом юридического лица».
Администрация Энгельсского муниципального района информирует население о наличии земельных участков, подготовленных для реализации с аукциона. В данный момент на аукцион выставлено 17 земельных участков с площадью от 72 до 7841000 кв.м для различного вида использования (для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства и.т.д.). Они могут предоставляться как в собственность так и на праве аренды.
Рынок земельных ресурсов — это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов. К нему относятся такие рыночные сделки с землей: купля-продажа, дарение, залог, передача по наследству, сдача в аренду.
В 2010 году в Энгельсском районе отмечается активизация в оформлении юридическими и физическими лицами прав на земельные участки. За первое полугодие на рассмотрение поступило 4806 обращений граждан и юридических лиц по вопросам оформления, переоформления прав на земельные участки, что на 26% больше уровня соответствующего периода 2009 года. Предоставлено 2085 земельных участков, что в 2,2 раза больше, чем в 2009 году.
В рамках межведомственной комиссии по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения и сельских населенных пунктов продолжена работа по оформлению земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Зарегистрировано право собственности граждан на 970 земельных долей, что на 50,5% превышает показатели 2009 года. В процесс оформления выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на землю всего вовлечено 13624 земельные доли, что составляет 94 % от их общего количества, из которых зарегистрировано в установленном порядке в федеральной регистрационной службе 9080 земельных долей, что составляет 62,6 % и превышает среднероссийские показатели на 48 %. Среди поселений самые высокие показатели в Терновском и Новопушкинском муниципальных образованиях – 76,6% и 70,1% соответственно. В судебном порядке признано право собственности Энгельсского муниципального района на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 273,6 га.
Организованы мероприятия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о границах территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Энгельс и семи муниципальных образований поселений Энгельсского муниципального района.
От использования муниципальной и государственной собственности в бюджет района поступило доходов в сумме 102,1 млн. руб., что на 26,6% больше, чем за соответствующий период 2009 года .
За первое полугодие реализовали преимущественное право на выкуп 5 субъектов малого и среднего предпринимательства, заключив договоры купли-продажи на общую выкупную стоимость — 21,3 млн. руб.
В муниципальную собственность Энгельсского муниципального района из государственной собственности Саратовской области были приняты: имущественный комплекс туристического центра «Азимут», 2 нежилых помещения и 1 объект движимого имущества. Из муниципальной собственности в государственную собственность Саратовской области был передан 1 объект недвижимого имущества.
Из вышеуказанных сведений можно сделать вывод, что рынок земли на территории Энгельсского района функционирует на достаточно высоком уровне.
3.2 Земельные платежи Энгельсского района и их использование
В соответствии с законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. 29.12.1998) «О плате за землю», ст. 1 к земельным платежам относят: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли.
В 2009 году на территории Энгельсского муниципального района земельный налог установлен на основании статей 12 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решениями Энгельсского городского Совета и сельских Советов Энгельсского муниципального образования.
Сумма налога за год определяется исходя из кадастровой стоимости каждого земельного участка по состоянию на 1 января того года, за который уплачивается налог, умноженной на ставку налога. Если налогоплательщик приобрел или утратил соответствующие права на земельный участок в течение года, то сумма налога корректируется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев, в течение которых налогоплательщик имел соответствующие права.
Земельный налог рассчитывается как:
1. 0,3 % от кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, земель сельскохозяйственного использования в населенном пункте, земель, предоставленных для индивидуально-жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
2. 1,5 % от кадастровой стоимости для всех остальных земель.
Ставки же земельного налога в г.Энгельсе составляют:
— 0,2% в отношении земельных участков предназначенных для размещения домов многоэтажной, индивидуальной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры);
– 0,3% в отношении земельных участков:
а) предназначенных для сельскохозяйственного использования;
б) находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
в) предназначенных для размещения гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, сараев, хозблоков, погребов;
— 0,5% в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения автостоянок;
б) предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения (за исключением аптек), физической культуры и спорта, культуры, искусства;
продолжение
–PAGE_BREAK—0,75% в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительногоназначения;
— 1% в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:
а) предназначенных для размещения объектов торговли (за исключением рынков), общественного питания и бытового обслуживания, аптек;
— 1,5% в отношении земельных участков, не указанных выше.
Площадь земель района, облагаемых налогом, составляет 24 6329,46 га или 76% от всего земельного фонда. Арендными платежами облагаются земли на площади 10 684,71 га или 3,3 %. Общая сумма начисленного земельного налога за 2008 год составляет 50 040 242,73 руб. На первом месте по вкладу в общую сумму платежей — категория земель городов и поселков – 76,5 %, на втором месте земли в границах сельских населенных пунктов с 12,2 % платежей, на третьем и последующих местах соответственно, земли сельскохозяйственного назначения (7,3%), земли промышленности, транспорта и иного специального назначения (3,3%), водного фонда (0,61%) и лесного (0,01%)
От имени Энгельсского муниципального района договоры аренды заключает орган администрации Энгельсского муниципального района по управлению имуществом. Базовые ставки и порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, устанавливаются муниципальными правовыми актами администрации Энгельсского муниципального района.
Так, в Энгельсском районе базовый размер арендной платы за 2008 год колеблется от 31,82 руб./га за земли сельскохозяйственного назначения занятые КФХ и государственными с.-х. предприятиями до 108 181,8 руб./га на землях городов и поселков, занятых объектами промышленности, торговли и пр.
Суммарные платежи арендной платы за земли находящиеся в государственной и муниципальной собственности за 2008 год составляют 60 168 468,3 руб.
3.3 Расчет компенсационных платежей при изъятии земель
Компенсационные платежи при изъятии земель — это форма возмещения собственнику потерь и упущенной выгоды. Размер платежа должен определяться на основе рыночной цены земли, стоимости понесенных потерь и упущенной выгоды. При консервации земель должны осуществляться компенсационные выплаты; это форма возмещения собственнику земли или землепользователю потерь, вызванных консервацией соответствующих участков. Размеры компенсационных выплат определяются стоимостью упущенной выгоды включая ренту.
Изъятие же в свою очередь в соответствии с статьей 49 Земельного кодекс Российской Федерации. (Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 г.), в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
-объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
-объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности;
-объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
-объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
-линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
-объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации т» муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Размер платы за изымаемый земельный участок (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, в которое включается обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Допускается предоставление взамен изымаемого земельного участка по соглашению с собственником другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену. В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Для Энгельсского муниципального района нормативная стоимость земель составляет 143 тыс. руб/га. Таким образом, для изъятия земельного участка для размещения объектов федерального значения размер компенсационных платежей будет на прямую зависеть от изымаемой площади.
3.4 Экономический эффект мероприятий по управлению земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами – это совокупность взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы управления, направленная на поддержание или улучшение и рациональное использование земельных ресурсов как основного объекта земельных отношений в соответствии с планами развития территории или другими планово-нормативными документами.
Эффективность управления земельными ресурсами следует понимать в следующих аспектах:
1) эффективность организации использования земель;
2) эффективность земельно-кадастровых, землеустроительных и иных действий, направленных на формирование рационального и эффективного землепользования.
Грамотно организованное функционирование системы управления земельными ресурсами является решающим фактором эффективного осуществления государственной земельной политики. На эффективность управления земельными ресурсами влияет ряд факторов: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; период времени управления и т. д. Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.
Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность.
Экономическую эффективность системы УЗР подразделяют на:
1. Абсолютную (прямую) эффективность — это реальная экономическая отдача от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.).Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.
2. Фактическую эффективность – это эффективность, которую определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы УЗР с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.
3. Расчетная эффективность – это эффективность, которая определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.
Главный критерий экономической эффективности системы управления земельными ресурсами – значительное увеличение доходной части бюджета за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.
Глава 4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель
Государственный земельный контроль — это специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный земельный контроль ведется за:
-соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;
— соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
— соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
— своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
— использованием земель по целевому назначению;
своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
— выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
— исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
— наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
— выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Исполнение государственной функции по государственному земельному контролю включает следующие административные процедуры:
1) планирование проверок;
2) подготовка к проведению проверки;
3) проведение проверки и оформление ее результатов;
4) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;
5) рассмотрение дела об административном правонарушении;
6) пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях;
7) исполнение постановления о назначении административного наказания;
8) контроль за устранением нарушений земельного законодательства.
Конечными результатами исполнения государственной функции по государственному земельному контролю являются:
1) выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства, установление отсутствия нарушений;
2) исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;
3) привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В Энгельсском районе контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель возложен на Территориальный (межрайонный) отдел № 11 управления Роснедвижимости по Саратовской области, который действует на основании положения №4-П «О территориальном (межрайонном) отделе №11» утвержденного приказом управления Роснедвижимости по Саратовской области от 15 февраля 2005 года. Самым распространенным нарушением вот уже на протяжении трех лет является использование земельных участков не по целевому назначению.
Государственный земельный контроль в Энгельсском районе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Он ведется по специально разработанным формам документов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного контроля». Настоящим приказом утверждены такие документы, как:
1) распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства;
2) акт проверки соблюдения земельного законодательства;
3) протокол об административном правонарушении;
4) протокол осмотра территории;
5) фототаблица;
6) ходатайство о препровождении физического лица для составления протокола об административном правонарушении;
7) определение о возбуждении дела об административном правонарушении;
8) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
9) определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
10) определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении;
11) определение о назначении экспертизы;
12) определение об отложении рассмотрения административного дела;
13) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
14) определение об отложении рассмотрения административного дела;
15) постановление о назначении административного наказания;
16) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
17) предписание об устранении нарушения земельного законодательства и др.
4.1 Осуществление государственного земельного контроля РОСРЕЕСТРом
В настоящее время госземконтролем занимаются три ведомства: Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор. В основу разграничения полномочий между ведомствами был положен статус земли. В отношении земли, прежде всего как природного объекта, контроль осуществляют Росприроднадзор и Россельхознадзор, а контроль за земельными участками как объектами недвижимости осуществляет Росреестр. В частности, Росреестр контролирует соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом ведомство осуществляет функцию по государственному земельному контролю на участках всех без исключения категорий. На сегодняшний день Росреестр является самым крупным контролирующим органом в области госземконтроля.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области наименований географических объектов и осуществлении ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в отношении которых неопределенны федеральный орган исполнительной власти по контролю за их деятельностью.
К полномочиям Росреестра относятся функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В рамках своих полномочий Росреестр:
— ведёт Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
— ведёт Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (ГРСО)
— ведёт Государственный кадастр недвижимости
— ведёт Государственный каталог географических названий
— ведёт сводный государственный реестр арбитражных управляющих
— ведёт государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, к полномочиям Росреестра отнесено осуществление государственного земельный контроля.
Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. При этом внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства и в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
На территории Саратовской области государственный земельный контроль осуществляется Управлением Росреестра по Саратовской области.
Должностные лица Управления Росреестра по Саратовской области, к полномочиям которых отнесено исполнение государственной функции по государственному земельному контролю, в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, осуществляют контроль за соблюдением:
— выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
— порядка переуступки права пользования землей;
— выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
— выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
— исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
— выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Также Управление Росреестра по Саратовской области проводит анализ актов органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, на предмет их соответствия земельному законодательству Российской Федерации.
В случае выявления актов органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления, несоответствующих требованиям земельного законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по Саратовской области направляет в указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации, а также информирует органы прокуратуры.
Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 № 78 –ФЗ «О землеустройстве»;
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»;
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; продолжение
–PAGE_BREAK–