Содержание
1. Понятие качества и управление качеством.
2. Статистические методы контроля качества
2.1. Диаграмма Парето
2.2. Причинно-следственная диаграмма
2.3. Метод расслоения
2.4. Графики
1. Понятие качества и управления качеством.
Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Научное обоснование термина о качестве дается в философии:
Качество как философская категория выражает неотделимое от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом.
Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Поэтому,
Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.
Для управления качеством продукции и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Выбор способов и определение значений показателей качества
Выбор номенклатуры Выбор базовых
показателей качества показателей качества В общем виде оценка уровня качества может быть представлена этапами, отраженными на рис.1. Содержание этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.
Рис.1 Этапы оценки уровня качества продукции
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять значения этих показателей, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
2. Статистические методы контроля качества.
Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества. Наиболее известными среди них стали «семь инструментов контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих «семи инструментов входят:
– метод расслоения,
– графики,
– диаграммы разброса,
– диаграмма Парето,
– причинно-следственная диаграмма,
– контрольные карты,
– гистограммы.
Краткое содержание этих методов применительно к управлению качеством заключается в следующем:
2.1. Диаграмма Парето.
Диаграмма Парето, названная так по имени ее автора, итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов целесообразно дополнительно использовать причинно-следственную диаграмму.
После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма Парето с целью проверки принятых мер.
Рис.1. Диаграмма Парето
2.2. Причинно-следственная диаграмма.
Причинно-следственная диаграмма применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наиболее большим потерям. Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются четыре основных причинных факторов:
– человек,
– машина (оборудование),
– материал,
– метод работ.
При анализе этих факторов выявляются вторичные , а , может и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам. Такую диаграмму в виде рыбьего скелета предложил Японский ученый К. Исикава. Её называют также «ветвистой схемой характерных факторов». Иногда ее еще называют диаграммой «четыре М» – по составу четырех основных факторов:
– man,
– method,
– material,
– machine, т.е. (персона, метод, материал, машина)
Рис. 2. Причинно-следственная диаграмма.
2.3. Метод расслоения.
Метод расслоения (послойный анализ Stratification) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий. Существо метода заключается в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от различных факторов:
– квалификации работников,
– качества исходных материалов,
– методов работ,
– характеристик оборудования и т.д.
При этом определяется влияние того или иного фактора на характеристики изделия, что позволяет принять необходимые еры для устранения их недопустимого разброса.
2.4. Графики.
Графики используются для наглядности и облегчения понимания взаимосвязи количественных величин или их изменений во времени. Чаще всего применяются линейные, круговые, столбчатые и ленточные графики.
Перечисленные «Семь инструментов» помогают решать подавляющее большинство возникающих проблем качества. Для решения более сложных проблем дополнительно могут применяться методы Тагу-Ти и «семь новых инструментов контроля качества», среди которых:
– схема отношений,
– древовидная схема,
– матричная схема,
– стрелочная схема и др.
Для обеспечения эффективности контроля, кроме применения конкретных методов, необходимо так же иметь ввиду два общих правила.
Во-первых, нужно, чтобы контроль охватывал все этапы работ: от исследований и проектирования до проведения испытаний готовых изделий и надзора за их эксплуатации.
Во-вторых, важно, чтобы основной объем контроля осуществлялся в виде самоконтроля, когда исполнители работ заинтересованы контролировать себя сами и сами же могу устранить обнаруженные дефекты. При этом должен сохраняться так же и независимый контроль для проведений инспекторских проверок, испытаний и приемки готовой продукции. В каждом конкретном случае нужно постараться найти оптимальное сочетание между этими двумя видами контроля.
Список используемой литературы.
1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1988.
2. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
3. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Горст Ю.В. Управление качеством продукции: Курс лекций. Абакан, 2007