Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

Министерствообщего и профессионального
образования Свердловскойобласти
Государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«Камышловскийпедагогический колледж»
Творческаяработа
Упражненияна развитие мышления, воображения, внимания, памяти
Исполнитель:
Кузнецова Е.П.,
ХайретдиноваО.Ф.
студентки 3«Р» группы
Руководитель:
Якимова А.В.
Камышлов,2009

 
Содержание
Упражнения на развитие мышления
Упражнения на развития воображения
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие памяти

 
Введение
Исключительно большуюроль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера,включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение,восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессывыступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видовдеятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функцияэтих процессов – познавательно – аналитическая.
В этой работепредставлены упражнения, направленные на развитие не всех познавательных процессов:памяти, мышления, воображения, внимания.

Упражнения,направленные на развитие мышления
 
Загадки
Загадки помогаютразвивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признакии сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способностьнаходить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельносоставить загадки о каких – либо известных предметах.
Гуляю по свету,
Жду ответа,
Найдёшь ответ-
Меня и нет. (Загадка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.(Собака)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Сидит на окошке кошка,
Хвост как у кошки,
Лапы как у кошки,
Усы как у кошки,
А не кошка. (Кот)
Два гуся – впереди одногогуся,
Два гуся – позади одногогуся,
И один гусь – посередине.
Сколько всего гусей? (Три)
У семерых братьев поодной сестрице.
Много ли всех? (Восемь)
Составлениепредложений
Эта игра развиваетспособность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связимежду привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы изотдельных разрозненных элементов.
Берутся наугад три слова,не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составитькак можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти трислова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут бытьбанальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом запределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новыхобъектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), итворческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий,как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Исключение лишнего
Берутся любые три слова,например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова,которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», необладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантовисключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждуюоставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегаявариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор»и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартныеи в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развиваетспособность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненнымиявлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь наних. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколькопредметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формируетустановку на то, что возможны совершенно разные способы объединения ирасчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним– единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Поиск аналогов
Называется какой – либопредмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как можно большеего аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существеннымпризнакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимостиот того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например,в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся);«автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) идругое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять впредмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым изних, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Способы примененияпредмета
Называется какой – либохорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно большеразличных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку длякинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способовприменения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функцийпредмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одномпредмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать вобычном предмете неожиданные возможности.

 
Упражнения,направленные на развитие воображения
 
Незаконченныефигуры
Детям раздаются листыбумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками,разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны бытьодинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угоднотак, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментаторобязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков иподписывает под каждой картинкой её название.
Изучениегеографической карты
Ребёнку даётся карта –туристская маршрутная схема, с изображением какой – либо реки. По берегам рекинанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов ит. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что тыстоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь ичувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Возможны такие вариантырассказов:
Дети добросовестно перечисляютвсё, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них невозникает.
Сюжетный рассказотсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободнопредставляют себя плывущим на теплоходе.
Дети дают связный рассказо воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, большую рольв них играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, котороенаправляет его в определенное русло.
«Волшебные кляксы»
До начала игрыизготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немногочернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, иможно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметныеизображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
Завершение рассказа
Детям предлагаетсяначало, какого – либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улицешла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».
Необходимо придуматьпродолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут.
Рассказ можно оценить последующим критериям:
— законченность рассказа;
— яркость иоригинальность образов;
— необычность поворота исюжета;
— неожиданность концовки.
Составлениерассказа с использованием отдельных слов
Детям предлагаютсяотдельные слова.
Например:
а) девочка, дерево,птица;
б) ключ, шляпа, лодка,сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связныйрассказ, используя эти слова.
Упражнения,направленные на развитие внимания
Предлагаем упражнения дляразвития внимания, зарекомендовавшие себя как наиболее результативные впрактике работы психолога Е.Л. Яковлевой (задания №1-3)*.
Корректурноезадание
Выполнения корректурногозадания способствует развитию концентраций внимания и самоконтроля привыполнении школьниками письменных работ.
Для его проведенияпотребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.),карандаши или ручки. Для детей 6-11 лет тексты должны быть с крупным шрифтом.
Задание может выполнятьсяс учащимися 6-17 лет
Время выполнения: 5 мин.Ежедневно (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.
Занятия может бытьиндивидуальным или групповым. Каждому ребёнку раздаются старая книга, карандашили ручка. Для подростков- газеты и журналы.
Инструкция выглядит следующим образом: «Втечение 5 мин. Нужно найти буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие,и заглавные. И в названии текста, и в фамилии автора».
По мере овладения игройправила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются;одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается; одновременноотыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на однойстроке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Всевносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работыподсчитывается количество пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показательнормальной концентраций внимания – четыре и меньше пропусков. Больше четырёхпропусков – слабая концентрация.
Эта задание рекомендуетсяпроводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
Игра проводится вдоброжелательной атмосфере. Младших детей можно заинтересовать дополнительно,предложив им тренировать внимание для того, чтобы стать хорошими шофёрами,лётчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть.)
Проигрыш не долженвызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести весёлые «штрафы»:промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т.п.
Для малышей нормаразрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительноравняется тому реальному количеству пропусков, которые делает ребёнок.
Время проведения занятияни в коем случае не должно превышать 5 мин.
Объём просмотренноготекста не имеет, значения может быть разным для разных детей: от 3-4предложений до нескольких абзацев или страниц.
Проверка выполнениязадания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они жепридумывают «штрафы».
Практика работы с этимзаданием показывает, что после первых 3- 4 недель занятий наблюдаетсясокращение ошибок в письменных заданиях в 2- 3 раза. Для закрепления навыковсамоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 3- 4 месяцев. Если после 4месяцев занятий улучшении не наступает. Занятия нужно прекратить и обратитьсяза помощью логопеду.
При работе с детьми 6 – 8лет очень важно соблюдать ещё одно условие: каждое занятие начинать с новогодоговора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реальнодопущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребёнка не возникало чувствабезнадёжности, невозможности достичь нужного результата. Это условие легкособлюсти на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общую нормуустановить бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразиештрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребёнка.
Для того, чтобыразвивающий эффект этой игры был более заметен, при выполнении ребёнкомписьменных учебных заданий необходимо, вводя игру, изменить установку ребенкана чтения учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительнымпояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Необходимо объяснитьдетям, что в учебнике русского языка все слова в упражнений надо читать вслухтак. Как будто это написал «другой мальчик (девочка), и ты знаешь, о чём здесьнаписано. Поэтому произнести каждую букву так, как она пишется». Нужно обратитьспециальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будтооно писалось кем-то другим- « другой девочкой», «плохо обученным щенком», таккак дети, проверяя свой текст. Отталкиваются от смысла (он уже известен), иникакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенныхи неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждаетсобственное творение и позволяет отнестись к нему критически. Для детей,испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим болеедетализированный этап внешних действий.
Игра «Муха»
Эта игра также направленана развитие концентрации внимания. Для её проведения потребуются листы бумаги срасчерченным девятиклеточным игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки ит.д.).
Игра проводится в течение5- 10 мин. 2- 3 раза в неделю в течение 1- 2 месяцев.
Играть могут дети 7- 17лет.
Задания выполняются впарах. Каждой паре играющих даётся по листу с расчерченным игровым полем и поодной фишке
Инструкция к заданию звучит следующим образом:«Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вотэта фишка- «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда онаможет двинуться в любую сторону. Но двигаться она можеттолько тогда,когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись отигрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернётся и, не глядя наполе. Будет подавать команды, другой- передвигать «муху». Нужно постаратьсяпродержать «муху» на поле в течение 5 мин. И не дать ей улететь. Затем партнёрыменяются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдётраньше. Всё понятно?»
Усложнение игры идёт засчёт того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды,стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует «полёт». Тот, кто раньшедоговоренного времени упустит «муху», уступает воё место контролёру. Если все укладываютсяв отведенное время, то ролями меняются по очереди.
Игра втроём занимает небольше 10 мин., т.е. по три минуты на каждого. Выигрывает тот, кто продержитсяв своей роли всё отведенное время.
«Перепутанныелинии»
Это задание такжеориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведениянеобходимы карточки размером 12 x 7,на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми6- 17 лет.
Время выполнения 3- 5мин. Ежедневно в течение 3- 4 недель.
Занятие может бытьорганизовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребёнок получаеткарточку.
Инструкция к заданию такова: « Посмотри накарточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на нихшкалами. Около каждой чёрточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутаннымилиниями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощирук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: отединицы к единице, от двойки к двойке т т.д. Всё понятно?»
По мере овладения игройпредлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разныецифры: единицу с тройкой, двойку с семёркой т т.д. На обратной стороне карточкизаписывают ответы: пары соединяющихся цифр.
Норма выполнения за 3мин. Нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.
Общими правиламипроведения игры являются:
Доброжелательнаяатмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры,можно поговорить о том, кто сколько раз «сбился с дороги», «перешёл не на тутропинку».
Детям 6 – 7 летпредлагается пройти только по 3 любым дорожкам в течение 5 мин. Если детисправляются с заданием, то можно предложить «пробежаться» по такому количествудорожек, по каждому успеется за 5 мин. Ребятам 8- 10 лет предлагается «пройти»за 5 мин. 5- 7 дорожек или сколько успеется; 11- 17 лет- все 10 дорожек за 5мин.
Карточки с более сложнымилиниями предлагаются после того, как все 10 пар цифр устанавливаются за 3 мин.
Обычно через 1,5 – 2недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую-либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение означает, чтоупражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятиянеобходимо ежедневно повторять ещё такой же период: 1, 5- 2 недели. Затем втечение ещё 3 недель проводить 2 занятия в неделю.
«Найди отличия»
Ребёнку даются две оченьпохожие картинки, различающихся определённым числом мелких деталей (например,рис. 18 а, б). Необходимо обнаружить имеющиеся различия – не менее двадцати).
«Путаница»
Ребёнку предлагаютсярисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображенийразных предметов, животных и др. (рис. 19 а, б, в, г). Необходимо как можнобыстрее отыскать все замаскированные изображения.

 
Упражнения,направленные на развитие памяти
Смысловая память основанана понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. Впроцессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные длязапоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемыхмнемичиские опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременногозапоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, авспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить.Наиболее эффективными будут мненмические опоры, отражающие главные мысликакого- либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы.Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат вразвитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главныемысли.
Эффективная обучающаяметодика по созданию мнемичиских опор разработана К. П. Мальцевой(1958). Этаметодика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована дляшкольников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности,начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику вначальной школе.
Методика заключается втом, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создатьмнемичиские опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное,ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: « О ком (или о чём)говорится в этой части?» и « Что говорится(сообщается) об этом?»
Ответ на первый вопроспозволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопросподтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части.Первая часть- выделение смысловых опор, вторая — составление и использованиеплана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Обучающая методика«смысловые единицы»
Часть I. Обучение созданию мнемических опор
Инструкции: «Сейчас мы с тобой будем учитьсязапоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главныемысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса ктексту: о ком (или о чём) говорится в начале текста и что об этом говорится?После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или очём) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до концатекста. Всё ли тебе ясно?»
Для чтения и последующейработы даётся, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»*.
Заячьи лапы
Летом дед пошёл на охотув лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья,но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Новдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дымгустел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дедпонял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идёт прямо на него. По словамдеда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам,дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног дедавыскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу,как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, ивсегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Онбежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяцвывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали излеса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принёс домой. Узайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил усебя.
Это был тот самый зайчонокс рваным левым ухом. В которого стрелял дед на охоте.
После прочтения рассказазадаются вопросы. На первом занятии, если ребёнок испытывает какие- либозатруднения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самимучеником.
Э.: О ком говорится вначале текста?
У.: О дедушке.
Э.: Что говорится одедушке?
У.: Что он пошёл на охоту(и не попал в зайчонка).
Э.: О ком говоритсядальше?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушка попал влесной пожар.
Э.: Потом о комговорится?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушку спас отпожара зайчонок.
Э.: О ком говорится вконце рассказа?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушка вылечилобгоревшего зайца.
Общие правилавыделения мнемических опор
Текст не разбиваетсяпредварительно на части.
Главные мысли выделяютсяпо ходу чтения материала.
Части формируются самисобой вокруг главных мыслей.
Главные мысли текстадолжны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».
Правильно выделенныеосновные мысли должны составить короткий рассказ.
Если какое- то записанноепредложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль инужно вернутся к этому месту в тексте.
Мнемические опорныепункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельносоставленные или взятые из текста, предложения.
Через 3 -4 занятия обавопроса « О ком (или о чём) говорится?» и « Что про это говорится?» — сливаютсяв один, пропадает потребность задавать их вслух.
Обучающая методика посозданию мнемических опор занимает 5- 7 занятий с частотой 2- 3 занятия внеделю по 20- 30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделивосновную мысль) не составит труда для любого ребёнка с нормальным интеллектом.
Мнемическую деятельностьможно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.
Часть II. Составление плана
Эта часть методикинаправлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.
Выделенные главные мыслипредставляют собой не просто коротеньки рассказ, а план текста. На это этапе,когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к нимпредъявляются требования, с которыми сразу знакомится учащиеся:
А) в пунктах плана должныбыть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и чтоговорится в каждой части рассказа.
Б) Они должны бытьсвязаны между собой по смыслу;
В) Пункты плана должныбыть чётко выражены.
Чёткость пунктов плана врамках данной обучающей методике означает, что они должны быть сформулированы ввиде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие членыпредложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главнуюмысль. И, кроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такойинструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.
После того как плансоставлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту,по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все,что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать ещё разтекст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё разпересказать вслух.
Довольно часто бывает,что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главныемысли, но и другой материал.
Игра «Заметь изапомни»
Эта игра помогаетразвивать зрительную память, наблюдательность. Красочный ее пример родназванием «игра Драгоценностей» описан в романе Р. Киплинга «Ким».
«Мальчик… кинулся вглубину лавки, откуда вернулся с медным подносом…
-Потише… потише,- ответилЛарган и, вынув из ящика стола полгорсти звякающих камешков, бросил их наподнос.
-Ну,- сказал мальчик,размахивая старой газетой, — смотри на них, сколько хочешь, незнакомец. Считай,а если нужно, так и пощупай. С меня хватит и одного взгляда, — он гордо повернулсяспиной.
-Но в чём состоит игра?
-Когда ты пересчитаешьих, пощупаешь и убедишься в том, что запомнил все, я накрою их этой бумагой, аты должен будешь описать их Ларгону — сахибу. Своё описание я сделаю письменно.
-О — а! – В груди Кимапробудился инстинкт соревнования. Он нагнулся над подносом. На нем было толькопятнадцать камней. – Это легко, — промолвил он через минуту.
Мальчик закрыл бумагоймерцающие драгоценные камни и начал что- то царапать в туземной счетной книге.
-Под бумагой пять синихкамней… один большой, один поменьше и три маленьких, — торопливо говорил Ким. –Четыре зелёных камня, один с дырочкой; один жёлтый камень, прозрачный, и одинпохож на трубочный чубук. Два красных камня и… и…я насчитал пятнадцать, но двапозабыл. Нет! Подождите. Один был из слоновой кости, маленький и коричневый;и…и…сейчас…
-Раз… два…- Ларган – Сахибсосчитал до десяти. Ким покачал головой.
-Слушай теперь, что яразглядел! – воскликнул мальчик, трясясь от смеха. – В – первых, там двасапфира с изъяном, один в две рати (единица веса) и один в четыре, насколько ямогу судить. Сапфир в две рати обколот с краю. Одна туркестанская бирюза,простая, с чёрными жилками, и две с надписями.- на одной имя бога золотом, адругая треснула поперёк, потому что она вынута из старого перстня и надпись наней прочесть не могу. Значит, всего у нас пять синих камней. Четыреповреждённых изумруда, причём один просверлён в двух местах, а один слегкапокрыт резьбой…
-Их вес? – бесстрастноспросил Ларган — сахиб.
-Три, пять, пять и четырерати, насколько я могу судить. Кусок старого зеленоватого янтаря для трубок играненый топаз из Европы. Бирманский рубин в две рати без порока и бледныйрубин с пороком в две рати. Кусок слоновой кости, выточенный в виде крысы,сосущей яйцо, китайской работы и, наконец,…а — ха! Хрустальный шарик величинойс боб, прикреплённый к золотому листику.
Он закончил и захлопал владоши.
-Ха! Он знал, какназываются камни,- сказал Ким краснея. – Попробуем снова! На обыкновенныхвещах, которые мы оба знаем.
Они опять завалили подносвсякой всячиной. Собранной в лавке и даже в кухне, и мальчик всякий развыигрывал к немалому удивлению Кима».
Таким образом, играсостоит в следующем: на столе выкладывают 7- 10 различных предметов иприкрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., сновазакрывают и предлагают ребёнку их перечислить.
Эта игра может иметьмножество вариантов (Е. И. Кикоин, 1993, с. 36):
Приоткрыть те же предметына 8- 10 сек., спросить, в какой последовательности они лежат.
Поменяв местами, 2 каких-либо предмета, показать, снова все предметы на 10 сек. предложить ребёнкуопределить какие два предмета переложены.
Попросить ребёнка, неглядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
Положив один на другой 8предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверхувниз (рассматривать 20 сек).
Разместить 5- 6 предметовв разных положениях- перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, одинна другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждыйпредмет (показывать 20 сек).

Списоклитературы
 
1.  Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. – М., 1995.
2.  Дьяченко О.М. Воображениедошкольника. – М., 1986.
3.  Заика Е.В. Комплекс интеллектуальныхигр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86-82.
4.  Мальцева К.П. План текста каксмысловая опора запоминания у младших школьников// Вопросы психологии памяти. –М., 1958. – С.87 – 109.
5.  Руководство практического психолога.Готовность к школе: развивающие программы/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.
6.  Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекциявнимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.– Петрозаводск, 1992. – С.146 – 179.

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

Министерствообщего и профессионального
образования Свердловскойобласти
Государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«Камышловскийпедагогический колледж»
Творческаяработа
Упражненияна развитие мышления, воображения, внимания, памяти
Исполнитель:
Кузнецова Е.П.,
ХайретдиноваО.Ф.
студентки 3«Р» группы
Руководитель:
Якимова А.В.
Камышлов,2009

 
Содержание
Упражнения на развитие мышления
Упражнения на развития воображения
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие памяти

 
Введение
Исключительно большуюроль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера,включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение,восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессывыступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видовдеятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функцияэтих процессов – познавательно – аналитическая.
В этой работепредставлены упражнения, направленные на развитие не всех познавательных процессов:памяти, мышления, воображения, внимания.

Упражнения,направленные на развитие мышления
 
Загадки
Загадки помогаютразвивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признакии сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способностьнаходить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельносоставить загадки о каких – либо известных предметах.
Гуляю по свету,
Жду ответа,
Найдёшь ответ-
Меня и нет. (Загадка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.(Собака)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Сидит на окошке кошка,
Хвост как у кошки,
Лапы как у кошки,
Усы как у кошки,
А не кошка. (Кот)
Два гуся – впереди одногогуся,
Два гуся – позади одногогуся,
И один гусь – посередине.
Сколько всего гусей? (Три)
У семерых братьев поодной сестрице.
Много ли всех? (Восемь)
Составлениепредложений
Эта игра развиваетспособность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связимежду привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы изотдельных разрозненных элементов.
Берутся наугад три слова,не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составитькак можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти трислова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут бытьбанальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом запределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новыхобъектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), итворческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий,как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Исключение лишнего
Берутся любые три слова,например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова,которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», необладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантовисключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждуюоставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегаявариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор»и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартныеи в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развиваетспособность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненнымиявлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь наних. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколькопредметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формируетустановку на то, что возможны совершенно разные способы объединения ирасчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним– единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Поиск аналогов
Называется какой – либопредмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как можно большеего аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существеннымпризнакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимостиот того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например,в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся);«автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) идругое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять впредмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым изних, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Способы примененияпредмета
Называется какой – либохорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно большеразличных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку длякинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способовприменения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функцийпредмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одномпредмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать вобычном предмете неожиданные возможности.

 
Упражнения,направленные на развитие воображения
 
Незаконченныефигуры
Детям раздаются листыбумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками,разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны бытьодинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угоднотак, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментаторобязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков иподписывает под каждой картинкой её название.
Изучениегеографической карты
Ребёнку даётся карта –туристская маршрутная схема, с изображением какой – либо реки. По берегам рекинанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов ит. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что тыстоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь ичувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Возможны такие вариантырассказов:
Дети добросовестно перечисляютвсё, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них невозникает.
Сюжетный рассказотсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободнопредставляют себя плывущим на теплоходе.
Дети дают связный рассказо воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, большую рольв них играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, котороенаправляет его в определенное русло.
«Волшебные кляксы»
До начала игрыизготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немногочернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, иможно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметныеизображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
Завершение рассказа
Детям предлагаетсяначало, какого – либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улицешла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».
Необходимо придуматьпродолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут.
Рассказ можно оценить последующим критериям:
— законченность рассказа;
— яркость иоригинальность образов;
— необычность поворота исюжета;
— неожиданность концовки.
Составлениерассказа с использованием отдельных слов
Детям предлагаютсяотдельные слова.
Например:
а) девочка, дерево,птица;
б) ключ, шляпа, лодка,сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связныйрассказ, используя эти слова.
Упражнения,направленные на развитие внимания
Предлагаем упражнения дляразвития внимания, зарекомендовавшие себя как наиболее результативные впрактике работы психолога Е.Л. Яковлевой (задания №1-3)*.
Корректурноезадание
Выполнения корректурногозадания способствует развитию концентраций внимания и самоконтроля привыполнении школьниками письменных работ.
Для его проведенияпотребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.),карандаши или ручки. Для детей 6-11 лет тексты должны быть с крупным шрифтом.
Задание может выполнятьсяс учащимися 6-17 лет
Время выполнения: 5 мин.Ежедневно (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.
Занятия может бытьиндивидуальным или групповым. Каждому ребёнку раздаются старая книга, карандашили ручка. Для подростков- газеты и журналы.
Инструкция выглядит следующим образом: «Втечение 5 мин. Нужно найти буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие,и заглавные. И в названии текста, и в фамилии автора».
По мере овладения игройправила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются;одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается; одновременноотыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на однойстроке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Всевносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работыподсчитывается количество пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показательнормальной концентраций внимания – четыре и меньше пропусков. Больше четырёхпропусков – слабая концентрация.
Эта задание рекомендуетсяпроводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
Игра проводится вдоброжелательной атмосфере. Младших детей можно заинтересовать дополнительно,предложив им тренировать внимание для того, чтобы стать хорошими шофёрами,лётчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть.)
Проигрыш не долженвызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести весёлые «штрафы»:промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т.п.
Для малышей нормаразрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительноравняется тому реальному количеству пропусков, которые делает ребёнок.
Время проведения занятияни в коем случае не должно превышать 5 мин.
Объём просмотренноготекста не имеет, значения может быть разным для разных детей: от 3-4предложений до нескольких абзацев или страниц.
Проверка выполнениязадания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они жепридумывают «штрафы».
Практика работы с этимзаданием показывает, что после первых 3- 4 недель занятий наблюдаетсясокращение ошибок в письменных заданиях в 2- 3 раза. Для закрепления навыковсамоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 3- 4 месяцев. Если после 4месяцев занятий улучшении не наступает. Занятия нужно прекратить и обратитьсяза помощью логопеду.
При работе с детьми 6 – 8лет очень важно соблюдать ещё одно условие: каждое занятие начинать с новогодоговора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реальнодопущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребёнка не возникало чувствабезнадёжности, невозможности достичь нужного результата. Это условие легкособлюсти на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общую нормуустановить бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразиештрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребёнка.
Для того, чтобыразвивающий эффект этой игры был более заметен, при выполнении ребёнкомписьменных учебных заданий необходимо, вводя игру, изменить установку ребенкана чтения учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительнымпояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Необходимо объяснитьдетям, что в учебнике русского языка все слова в упражнений надо читать вслухтак. Как будто это написал «другой мальчик (девочка), и ты знаешь, о чём здесьнаписано. Поэтому произнести каждую букву так, как она пишется». Нужно обратитьспециальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будтооно писалось кем-то другим- « другой девочкой», «плохо обученным щенком», таккак дети, проверяя свой текст. Отталкиваются от смысла (он уже известен), иникакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенныхи неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждаетсобственное творение и позволяет отнестись к нему критически. Для детей,испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим болеедетализированный этап внешних действий.
Игра «Муха»
Эта игра также направленана развитие концентрации внимания. Для её проведения потребуются листы бумаги срасчерченным девятиклеточным игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки ит.д.).
Игра проводится в течение5- 10 мин. 2- 3 раза в неделю в течение 1- 2 месяцев.
Играть могут дети 7- 17лет.
Задания выполняются впарах. Каждой паре играющих даётся по листу с расчерченным игровым полем и поодной фишке
Инструкция к заданию звучит следующим образом:«Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вотэта фишка- «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда онаможет двинуться в любую сторону. Но двигаться она можеттолько тогда,когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись отигрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернётся и, не глядя наполе. Будет подавать команды, другой- передвигать «муху». Нужно постаратьсяпродержать «муху» на поле в течение 5 мин. И не дать ей улететь. Затем партнёрыменяются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдётраньше. Всё понятно?»
Усложнение игры идёт засчёт того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды,стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует «полёт». Тот, кто раньшедоговоренного времени упустит «муху», уступает воё место контролёру. Если все укладываютсяв отведенное время, то ролями меняются по очереди.
Игра втроём занимает небольше 10 мин., т.е. по три минуты на каждого. Выигрывает тот, кто продержитсяв своей роли всё отведенное время.
«Перепутанныелинии»
Это задание такжеориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведениянеобходимы карточки размером 12 x 7,на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми6- 17 лет.
Время выполнения 3- 5мин. Ежедневно в течение 3- 4 недель.
Занятие может бытьорганизовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребёнок получаеткарточку.
Инструкция к заданию такова: « Посмотри накарточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на нихшкалами. Около каждой чёрточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутаннымилиниями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощирук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: отединицы к единице, от двойки к двойке т т.д. Всё понятно?»
По мере овладения игройпредлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разныецифры: единицу с тройкой, двойку с семёркой т т.д. На обратной стороне карточкизаписывают ответы: пары соединяющихся цифр.
Норма выполнения за 3мин. Нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.
Общими правиламипроведения игры являются:
Доброжелательнаяатмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры,можно поговорить о том, кто сколько раз «сбился с дороги», «перешёл не на тутропинку».
Детям 6 – 7 летпредлагается пройти только по 3 любым дорожкам в течение 5 мин. Если детисправляются с заданием, то можно предложить «пробежаться» по такому количествудорожек, по каждому успеется за 5 мин. Ребятам 8- 10 лет предлагается «пройти»за 5 мин. 5- 7 дорожек или сколько успеется; 11- 17 лет- все 10 дорожек за 5мин.
Карточки с более сложнымилиниями предлагаются после того, как все 10 пар цифр устанавливаются за 3 мин.
Обычно через 1,5 – 2недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую-либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение означает, чтоупражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятиянеобходимо ежедневно повторять ещё такой же период: 1, 5- 2 недели. Затем втечение ещё 3 недель проводить 2 занятия в неделю.
«Найди отличия»
Ребёнку даются две оченьпохожие картинки, различающихся определённым числом мелких деталей (например,рис. 18 а, б). Необходимо обнаружить имеющиеся различия – не менее двадцати).
«Путаница»
Ребёнку предлагаютсярисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображенийразных предметов, животных и др. (рис. 19 а, б, в, г). Необходимо как можнобыстрее отыскать все замаскированные изображения.

 
Упражнения,направленные на развитие памяти
Смысловая память основанана понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. Впроцессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные длязапоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемыхмнемичиские опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременногозапоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, авспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить.Наиболее эффективными будут мненмические опоры, отражающие главные мысликакого- либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы.Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат вразвитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главныемысли.
Эффективная обучающаяметодика по созданию мнемичиских опор разработана К. П. Мальцевой(1958). Этаметодика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована дляшкольников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности,начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику вначальной школе.
Методика заключается втом, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создатьмнемичиские опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное,ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: « О ком (или о чём)говорится в этой части?» и « Что говорится(сообщается) об этом?»
Ответ на первый вопроспозволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопросподтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части.Первая часть- выделение смысловых опор, вторая — составление и использованиеплана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Обучающая методика«смысловые единицы»
Часть I. Обучение созданию мнемических опор
Инструкции: «Сейчас мы с тобой будем учитьсязапоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главныемысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса ктексту: о ком (или о чём) говорится в начале текста и что об этом говорится?После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или очём) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до концатекста. Всё ли тебе ясно?»
Для чтения и последующейработы даётся, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»*.
Заячьи лапы
Летом дед пошёл на охотув лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья,но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Новдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дымгустел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дедпонял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идёт прямо на него. По словамдеда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам,дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног дедавыскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу,как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, ивсегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Онбежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяцвывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали излеса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принёс домой. Узайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил усебя.
Это был тот самый зайчонокс рваным левым ухом. В которого стрелял дед на охоте.
После прочтения рассказазадаются вопросы. На первом занятии, если ребёнок испытывает какие- либозатруднения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самимучеником.
Э.: О ком говорится вначале текста?
У.: О дедушке.
Э.: Что говорится одедушке?
У.: Что он пошёл на охоту(и не попал в зайчонка).
Э.: О ком говоритсядальше?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушка попал влесной пожар.
Э.: Потом о комговорится?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушку спас отпожара зайчонок.
Э.: О ком говорится вконце рассказа?
У.: О дедушке.
Э.: Что о нём говорится?
У.: Дедушка вылечилобгоревшего зайца.
Общие правилавыделения мнемических опор
Текст не разбиваетсяпредварительно на части.
Главные мысли выделяютсяпо ходу чтения материала.
Части формируются самисобой вокруг главных мыслей.
Главные мысли текстадолжны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».
Правильно выделенныеосновные мысли должны составить короткий рассказ.
Если какое- то записанноепредложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль инужно вернутся к этому месту в тексте.
Мнемические опорныепункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельносоставленные или взятые из текста, предложения.
Через 3 -4 занятия обавопроса « О ком (или о чём) говорится?» и « Что про это говорится?» — сливаютсяв один, пропадает потребность задавать их вслух.
Обучающая методика посозданию мнемических опор занимает 5- 7 занятий с частотой 2- 3 занятия внеделю по 20- 30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделивосновную мысль) не составит труда для любого ребёнка с нормальным интеллектом.
Мнемическую деятельностьможно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.
Часть II. Составление плана
Эта часть методикинаправлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.
Выделенные главные мыслипредставляют собой не просто коротеньки рассказ, а план текста. На это этапе,когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к нимпредъявляются требования, с которыми сразу знакомится учащиеся:
А) в пунктах плана должныбыть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и чтоговорится в каждой части рассказа.
Б) Они должны бытьсвязаны между собой по смыслу;
В) Пункты плана должныбыть чётко выражены.
Чёткость пунктов плана врамках данной обучающей методике означает, что они должны быть сформулированы ввиде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие членыпредложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главнуюмысль. И, кроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такойинструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.
После того как плансоставлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту,по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все,что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать ещё разтекст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё разпересказать вслух.
Довольно часто бывает,что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главныемысли, но и другой материал.
Игра «Заметь изапомни»
Эта игра помогаетразвивать зрительную память, наблюдательность. Красочный ее пример родназванием «игра Драгоценностей» описан в романе Р. Киплинга «Ким».
«Мальчик… кинулся вглубину лавки, откуда вернулся с медным подносом…
-Потише… потише,- ответилЛарган и, вынув из ящика стола полгорсти звякающих камешков, бросил их наподнос.
-Ну,- сказал мальчик,размахивая старой газетой, — смотри на них, сколько хочешь, незнакомец. Считай,а если нужно, так и пощупай. С меня хватит и одного взгляда, — он гордо повернулсяспиной.
-Но в чём состоит игра?
-Когда ты пересчитаешьих, пощупаешь и убедишься в том, что запомнил все, я накрою их этой бумагой, аты должен будешь описать их Ларгону — сахибу. Своё описание я сделаю письменно.
-О — а! – В груди Кимапробудился инстинкт соревнования. Он нагнулся над подносом. На нем было толькопятнадцать камней. – Это легко, — промолвил он через минуту.
Мальчик закрыл бумагоймерцающие драгоценные камни и начал что- то царапать в туземной счетной книге.
-Под бумагой пять синихкамней… один большой, один поменьше и три маленьких, — торопливо говорил Ким. –Четыре зелёных камня, один с дырочкой; один жёлтый камень, прозрачный, и одинпохож на трубочный чубук. Два красных камня и… и…я насчитал пятнадцать, но двапозабыл. Нет! Подождите. Один был из слоновой кости, маленький и коричневый;и…и…сейчас…
-Раз… два…- Ларган – Сахибсосчитал до десяти. Ким покачал головой.
-Слушай теперь, что яразглядел! – воскликнул мальчик, трясясь от смеха. – В – первых, там двасапфира с изъяном, один в две рати (единица веса) и один в четыре, насколько ямогу судить. Сапфир в две рати обколот с краю. Одна туркестанская бирюза,простая, с чёрными жилками, и две с надписями.- на одной имя бога золотом, адругая треснула поперёк, потому что она вынута из старого перстня и надпись наней прочесть не могу. Значит, всего у нас пять синих камней. Четыреповреждённых изумруда, причём один просверлён в двух местах, а один слегкапокрыт резьбой…
-Их вес? – бесстрастноспросил Ларган — сахиб.
-Три, пять, пять и четырерати, насколько я могу судить. Кусок старого зеленоватого янтаря для трубок играненый топаз из Европы. Бирманский рубин в две рати без порока и бледныйрубин с пороком в две рати. Кусок слоновой кости, выточенный в виде крысы,сосущей яйцо, китайской работы и, наконец,…а — ха! Хрустальный шарик величинойс боб, прикреплённый к золотому листику.
Он закончил и захлопал владоши.
-Ха! Он знал, какназываются камни,- сказал Ким краснея. – Попробуем снова! На обыкновенныхвещах, которые мы оба знаем.
Они опять завалили подносвсякой всячиной. Собранной в лавке и даже в кухне, и мальчик всякий развыигрывал к немалому удивлению Кима».
Таким образом, играсостоит в следующем: на столе выкладывают 7- 10 различных предметов иприкрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., сновазакрывают и предлагают ребёнку их перечислить.
Эта игра может иметьмножество вариантов (Е. И. Кикоин, 1993, с. 36):
Приоткрыть те же предметына 8- 10 сек., спросить, в какой последовательности они лежат.
Поменяв местами, 2 каких-либо предмета, показать, снова все предметы на 10 сек. предложить ребёнкуопределить какие два предмета переложены.
Попросить ребёнка, неглядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
Положив один на другой 8предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверхувниз (рассматривать 20 сек).
Разместить 5- 6 предметовв разных положениях- перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, одинна другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждыйпредмет (показывать 20 сек).

Списоклитературы
 
1.  Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. – М., 1995.
2.  Дьяченко О.М. Воображениедошкольника. – М., 1986.
3.  Заика Е.В. Комплекс интеллектуальныхигр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86-82.
4.  Мальцева К.П. План текста каксмысловая опора запоминания у младших школьников// Вопросы психологии памяти. –М., 1958. – С.87 – 109.
5.  Руководство практического психолога.Готовность к школе: развивающие программы/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.
6.  Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекциявнимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.– Петрозаводск, 1992. – С.146 – 179.