Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса

На
официальном сайте Минфина представлен новый документ – Информация № ПЗ-3/2010
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для
субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2010). В нем
обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Как же
рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях?

Кому предназначены рекомендации Минфина?

В
очередной раз возвращаемся к проблемам бухгалтерского учета «упрощенцев»[1].
Это в первую очередь связано с перспективой введения обязательного
бухгалтерского учета для всех организаций и индивидуальных предпринимателей уже
с 2012 года. Напомним, что соответствующий законопроект принят Госдумой в первом
чтении, его окончательное принятие планируется этой осенью. И льгот для
«упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет.

А
Минфин продолжает настаивать на том, что независимо от применяемого налогового
режима организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Нормы
законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ГК РФ, Федеральный
закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью») и об акционерных обществах (Федеральный закон от 26.12.1995
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывают их вести бухгалтерский
учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение
прибыли и убытков. Вышеуказанные нормы законодательства РФ подлежат применению
всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая
перешедшие на УСНО (Письмо Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85).

Рекомендации,
приведенные в Информации № ПЗ-3/2010, предназначены для субъектов малого
бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от
24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации». К субъектам малого предпринимательства относятся
зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные
предприниматели, соответствующие следующим условиям:

для
юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и
других указанных в законе лиц не должна превышать 25%;

средняя
численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать
100 человек;

выручка
от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за
предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные
Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008
№ 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для
каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Прежде
чем следовать рекомендациям Минфина по ведению упрощенного варианта
бухгалтерского учета, «упрощенцы» должны проверить, по всем ли критериям они
подходят под категорию субъектов малого бизнеса, особенно те организации, которые
имеют разноплановый состав учредителей. По таким показателям, как средняя
численность работников и выручка от реализации, вопросов к «упрощенцам»
возникнуть не может.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Принципы
построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике.
Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского
учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и
итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008[2]).

Учетная
политика должна обеспечивать:

полноту
отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности
(требование полноты);

своевременное
отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую
готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем
возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование
осмотрительности);

отражение
в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их
правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий
хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество
данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное
ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины
организации (требование рациональности).

Для
субъектов малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной
политике важным является требование рациональности. Из этого исходит и Минфин в
своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют
решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого
бизнеса.

Предпочтительные
формы ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства
рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы
ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

ввести
в штат должность бухгалтера;

передать
на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной
организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

вести
бухгалтерский учет лично руководителем.

Данные
варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете», также Положением по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[3].

Какой
вариант выбрать руководителю малого предприятия? Ответ на этот вопрос зависит
прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются
личные предпочтения руководителя: кому-то нравится работать со своим
бухгалтером, а кому-то проще передать ведение бухгалтерского учета и
сдачу всей отчетности сторонней организации.

Только
вариант ведения бухгалтерского учета лично руководителем представляется
сомнительным. Например, руководителю аудиторской фирмы не составляет никакого
труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот
руководителю строительной организации, наверное, это будет сделать сложно. Все-таки
каждый должен заниматься своим делом.

Сокращенный
вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования
рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в
принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета
по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций[4]. Данные рекомендации приведем в таблице 1.

Таблица
1

Упрощенный вариант рабочего плана счетов

Счета, которые можно заменить

Производственные запасы

Счет 10 «Материалы»

счет 07 «Оборудование к установке»; –

счет 10 «Материалы»; –

счет 11 «Животные на выращивании и откорме» –

Затраты, связанные с производством и продажей продукции
(работ, услуг)

Счет 20 «Основное производство»

счет 20 «Основное производство»; –

счет 23 «Вспомогательные производства»; –

счет 25 «Общепроизводственные расходы»; –

счет 26 «Общехозяйственные расходы»; –

счет 28 «Брак в производстве»; –

счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» –

Готовая продукция и товары

Счет 41 «Товары»

счет 41 «Товары»; –

счет 43 «Готовая продукция» –

Дебиторская и кредиторская задолженность

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; –

счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; –

счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; –

счет 75 «Расчеты с учредителями»; –

счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; –

счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» –

Денежные средства в банках

Счет 51 «Расчетные счета»

счет 51 «Расчетные счета»; –

счет 52 «Валютные счета»; –

счет 55 «Специальные счета в банках»; –

счет 57 «Переводы в пути» –

Капитал

Счет 80 «Уставный капитал»

счет 80 «Уставный капитал»; –

счет 82 «Резервный капитал»; –

счет 83 «Добавочный капитал» –

Финансовые результаты

Счет 99 «Прибыли и убытки»

счет 90 «Продажи»; –

счет 91 «Прочие доходы и расходы»; –

счет 99 «Прибыли и убытки» –

 Упрощенная система регистров бухгалтерского
учета. Для систематизации и накопления информации субъект малого
предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную
форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных
операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая
форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Субъектам
малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных
операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство
продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов,
рекомендуется применять простую форму бухгалтерского учета. Форма
бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества
(простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в
книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал)
является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого
можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у
субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить
бухгалтерскую отчетность.

Субъектам
малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг),
рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров
бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в
комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации
для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая
ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из
используемых бухгалтерских счетов.

Послабления
в методике ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства
сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не
применять ряд ПБУ (таблица 2). Исключением из этого правила являются эмитенты
публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными
возможностями.

Минфин
предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном
объеме.

Таблица
2

Послабления субъектам малого предпринимательства

Основание

Примечание

Использовать кассовый метод учета доходов и расходов

ПБУ 1/2008; –

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
(ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н; –

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
(ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н –

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Признавать доходы и расходы по договору строительного
подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность
использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ
2/2008

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров
строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от
24.10.2008 № 116н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не проводить переоценку основных средств для целей
бухгалтерского учета

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»
(ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

 

Не проводить переоценку нематериальных активов для целей
бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных
активов» (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.12. 2007 № 153н

 

Не отражать обесценение нематериальных активов в
бухгалтерском учете

ПБУ 14/07

 

Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в
порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная
стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может
принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском
учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых
вложений» (ПБУ – 19/02), утвержденное Приказом Минфина РФ
от 10.12.2002 № 126н;

ПБУ 1/2008 –

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не отражать оценочные обязательства, условные
обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать
резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату
вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное
обслуживание и др.)

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства,
условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом
Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н

за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг; –

начиная с отчетности 2011 года –

Признавать коммерческие и управленческие расходы в
себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном
году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

ПБУ 10/99

 

Признавать все расходы по зай-мам прочими расходами

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам
и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №
107н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных
оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В
бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не
раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства
и т. п. объекты

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу
на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11. 2002 №
114н

 

 Бухгалтерская отчетность в сокращенном
варианте. При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого
предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное
и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его
деятельности и изменениях в финансовом положении (Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом
Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). При выполнении данных условий субъектам малого
предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при
представлении бухгалтерской отчетности (таблица 3).

Таблица
3

Послабления субъектам малого предпринимательства

Основание

Примечание

Составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме
(например, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об
изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется
необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой
невозможна оценка финансового положения организации или финансовых
результатов ее деятельности)

Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ №
66н); –

 – Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом
Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской
отчетности

Приказ № 66н

 

Включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и
убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по
статьям

Приказ № 66н

Начиная с отчетности за 2011 год

Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской
отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных
сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н

За исключением публикующего бухгалтерскую отчетность
полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам
либо по собственной инициативе

Не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской
отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по
сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 №
143н

 

Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по
прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от
02.07.2002 № 66н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

При отражении в бухгалтерской отчетности событий после
отчетной даты исходить из требования рациональности

ПБУ 1/2008

 

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах
и хозяйственных операциях приводить обособленно лишь в случае их существенности
и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка
финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности

ПБУ 4/99

 

Отражать любые последствия изменения учетной политики
перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен
законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому
учету

ПБУ 1/2008

Кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного
года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без
ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в
результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов
текущего отчетного периода

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в
бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом
Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

В заключение

В
целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления
при организации и ведении бухгалтерского учета.

На
практике бухгалтеры пользуются лишь некоторыми из них. Например, единицы
представителей субъектов малого бизнеса ведут учет с применением ПБУ 18/02.
Вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29 многие бухгалтера используют счет 20 «Основное
производство», на котором собирают все затраты. При этом представляется
целесообразным еще раз посмотреть на все возможные упрощения бухгалтерского
учета на данный момент времени, которые собраны в Информации № ПЗ-3/2010.

При
принятии решения об изменении каких-либо принципов ведения бухгалтерского
учета надо обязательно внести изменения в учетную политику организации и
оформить приказом или распоряжением руководителя. Напомним, что согласно ПБУ 1/2008
изменение учетной политики организации может производиться в случае разработки
организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового
способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное
представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и
отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения
степени достоверности информации. Но изменение учетной политики в данном случае
производится с начала отчетного года.

Особое
внимание следует уделить рабочему плану счетов. Например, представляется
целесообразным вместо счетов 51, 52, 55, 57 вести один счет 51 «Расчетный
счет». А вместо счетов 80, 82, 83 – счет 80 «Уставный капитал». Но тем
субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть движение валютных средств,
все-таки целесообразнее вести полноценный счет 52 «Валютные счета».

При
этом целесообразность применения счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79 не столь очевидна. В этом случае
надо исходить из конкретных условий хозяйствования, а именно из количества
контрагентов, подотчетных лиц и других определяющих факторов.

Также
вызывает вопросы применение счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и
99. Поскольку подавляющее большинство субъектов предпринимательской
деятельности ведет учет с применением программных средств, а они настроены на
ведение счетов 90, 91, 99, представляется целесообразным вести счета 90, 91, 99.
Любую программу можно настроить так, как нужно бухгалтеру конкретного
предприятия. Для упрощения можно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи»,
не применяя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Этот вопрос надо решать исходя
из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности.

Также
серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета является
разрешение не применять целый ряд ПБУ представителям малого предпринимательства,
за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Это тоже необходимо
отразить в учетной политике.

Серьезным
облегчением для бухгалтера будет и сокращенный вариант представления
бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является
возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по
сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

С
учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в
отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение
полноценного бухгалтерского учета для «упрощенцев» не будет трудоемким и
сложным процессом. Как известно, дорогу осилит идущий!

Список литературы

[1]
Подробно об этом – в статьях Е. П. Зобовой «Упрощение бухгалтерского учета для
малых предприятий», № 1, 2011, «Бухучет «упрощенцев» – 2012», № 5,
2011, «Изменения в бухгалтерском учете», № 6, 2011.

[2]
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв.
Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

[3]
Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

[4]
Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Источник
http://usn.avbn.ru

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravcons.ru/

Дата добавления: 13.05.2012