–PAGE_BREAK–
1.1Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
Элемент режима/ особенность
Характеристика
Нормативное обеспечение
Налогоплательщики
Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган:
– организации
– индивидуальные предприниматели
Ст. 346.11, 346.12 НК РФ
Условия применения режима
Установлен ряд ограничений:
– для перехода на УСНО
– для применения УСНО
При несоблюдении ограничений осуществляются возврат на общий режим налогообложения
Ст. 346.12, 346.13 НК РФ
Процедура перехода
Необходимо с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учёт)в налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учёта доходов и расходов:
– до начала налогового периода, если она ведётся на бумажном носителе
– по окончании налогового периода, если она ведётся в электронном виде
Ст. 346.13 НК РФ;
Приказ МНС России от 19.09.02
№ВГ-3-22/495
Переходные положения
Переход на УСНО прямо влияет на исчисление НДС
Ст. 346.25,
гл. 21 НК РФ
Объект налогообложения
По выбору:
– доходы
– доходы, уменьшенные на величину расходов
С 2005 г. объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов
Ст. 346.14
НК РФ;
Ст.6 ФЗ от 24.07.2002
№104-ФЗ
Выбор объекта налогообложения
Добровольный
Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения УСНО
Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря
Ст. 346.18, 346.21 НК РФ
Налоговая база и порядок исчисления налога
Установлены в зависимости от выбранного объекта налогообложения
Ст. 346.18, 346.21 НК РФ
Налоговая ставка
6% доходов
15% доходов, уменьшенных на величину расходов, но не менее суммы минимального налога – 1% от доходов
Ст. 346.18, 346.20 НК РФ
Налоговые льготы
Не установлены
Гл. 26.2 НК РФ
Уменьшение суммы налога
Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов, уменьшающих сумму налога:
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
– уплачиваемые за свой счёт работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности
Гл. 26.2,
ст. 346.21 НК РФ
Налоговый (отчётный) период
Налоговый период – календарный год
Отчётные периоды –Iквартал, полугодие и 9 месяцев календарного года
Ст. 346.19
НК РФ
Порядок уплаты налога
Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) единым платежом с последующим распределением по бюджетам органами федерального казначейства
КБК на 2003 г. для единого налога – 1030110, для минимального налога – 1030120
Ст. 346.21, 346.22 НК РФ;
Приказ Минфина России от 25.05.1999
№ 38н (ред. От 31.12.2002)
Сроки уплаты налога
По итогам отчётного периода (ежеквартально) не позднее:
— 25 апреля
— 25 июля
— 25 октября
По итогам налогового периода не позднее:
– 31 марта
Минимальный налог уплачивается исключительно по итогам налогового периода – не позднее 31 марта
Ст. 346.21, 346.23 НК РФ;
Приказ МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-22/706
Отчётность по налогу
По истечении налогового (отчётного) периода налоговые декларации по утверждённой МНС России форме представляются в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя)
Книга учёта доходов и расходов не является отчётностью по налогу
Ст. 346.23
НК РФ;
Приказ МНС России от 12.11.2002
№БГ-3-22/647
Срок подачи отчётности
По итогам отчётного периода (ежеквартально) на позднее:
– 25 апреля
– 25 июля
– 25 октября
По итогам налогового периода не позднее:
– для организаций – 31 марта
– для предпринимателей – 30 апреля
Ст. 346.23
НК РФ;
Приказ МНС России от 12.11.2002
№БГ-3-22/647
Ответственность налого-плательщиков
Применяются общие положения НК РФ и КоАП РФ
Главы 15, 16
НК РФ;
КоАП РФ
Обязательные виды учёта и отчётности
Организации и предприниматели обязаны вести:
– налоговый учёт на основе Книги учёта доходов и расходов
– учёт показателей по прочим налогам, сборам и взносам
– учёт показателей по налогам, исчисляемых в качестве налоговых агентов
– бухгалтерский учёт основных средств нематериальных активов
Организации и предприниматели обязаны соблюдать порядок представления статистической отчётности
Организации обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций
Ст. 346.11, 346.24 НК РФ;
п. 3 ст.4 Федерального закона от 21.11.96
№129-ФЗ;
Решение Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93
№40; Закон РФ от 18.06.93 №5215-1
Уплата иных налогов и сборов
Уплачиваются все иные налоги и сборы, за исключением:
– налога на прибыль организаций (для предпринимателей – налога на доходы физических лиц в части доходов от предпринимательской деятельности)
– НДС (за исключением «ввозного»)
– Налога с продаж
– ЕСН
– Налога на имущество предприятий (для предпринимателей – налога на имущество физических в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
В общем порядке уплачиваются:
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
– страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
– В добровольном порядке могут уплачиваться взносы в ФСС РФ на социальные страхование работников на случай временной нетрудоспособности
– За налогоплательщиками сохраняются обязанности налоговых агентов
Ст. 346.11, 346.24 НК РФ
и законы о налогах (сборах);
Федеральные законы от 15.12.01
№167-ФЗ;
от 24.07.98 №125-ФЗ;
от 31.12.02
№190-ФЗ
Возврат на общий режим налогообложения
Добровольный возврат возможен лишь с начала нового календарного года, если не нарушены условия применения УСНО
Возврат на общий режим налогообложения обязателен в случае превышения ограничений по доходу или остаточной стоимости ОС и НМА – с начала квартала, в котором было допущено превышение
О переходе необходимо уведомить налоговый орган:
– при превышении указанных ограничений – в течение 15 дней по истечении отчётного (налогового) периода
– при добровольном переходе – с начала нового года не позднее 15 января
Налогоплательщик вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения
Не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощённой системы налогообложения
Возврат на общий режим налогообложения в случае нарушения иных условий применения УСНО – с начала квартала, в котором было допущено нарушение
Ст. 346.12, 346.13 НК РФ;
Приказ МНС России от 19.09ю2002 №ВГ-3-22/495
Переходные положения при возврате на режим налогообложения
Установлены для организации при переходе на общий режим налогообложения использованием метода начислений. Установлены для всех налогоплательщиков в части пересчета сумм амортизации ОС по правилам гл. 25 НК РФ с включением разницы в налоговую базу по налогу на прибыль (доходы)
Ст. 346.25
НК РФ
В Российской Федерацииупрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом №104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Упрощенная системаналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Сущность упрощенной системы
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от:
1. Федеральных налогов, к которым относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— налог на операции с ценными бумагами;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, вреспубликанский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
— подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
— налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:
— налог на имущество предприятий;
— лесной доход;
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
3. От местных налогов, к которым, в частности, относятся:
— налог с продаж;
— налог на рекламу;
— земельный налог;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги со следующих видов доходов:
— доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами ценных государственных бумаг Российской Федерации, ценных государственных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
— доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
— доходов по иным ценным бумагам.
Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы. Понятие «таможенные платежи» означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами.
1.3. Документация
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета — фактуры оформлять не должны.
1.4. Условия перехода на упрощенную систему учета и отчетности
Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей.
Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, занимающиеся игорным бизнесом; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.
Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках.
Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 100 человек и более (организацию лишат патента).
Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, определен Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит.
Доходы предпринимателей, полученные от не указанных в патенте видов деятельности, облагаются подоходным налогом в установленном порядке.
Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему, Федеральным законом от 24.07.2002г. №104-ФЗ установлена ставка единого налога на совокупный доход в размере 6%.
В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливается ставка в размере 15%.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.5. Учет доходов
Доходами признаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества.
Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся:
1.суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов;
2.полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу);
3.суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам);
4.стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия.
1.6. Учет расходов
К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся:
1.стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость).
2.эксплуатационные расходы (к эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности).
Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие «расходы на содержание и эксплуатацию». Возможно, под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. Исходя из экономического смысла, расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.) и соответственно не могут быть использованы.
3.текущий ремонт (затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности);
4.затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности,
5.затраты на аренду транспортных средств,
6.расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента),
7.оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, согласно Постановлению 552 — ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N04-02-10/1).
8.суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам,
— налог с продаж, уплаченный поставщикам;
9.ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды,
— уплаченные таможенные платежи,
10. государственные пошлины и лицензионные сборы.
Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения толькотогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг.
Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией.
Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне.
Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций.
1.7. Отчетность и порядок уплаты единого налога
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 25-го числа месяца (то есть не позже 24-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению.
продолжение
–PAGE_BREAK–