УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМАУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В зависимости отпедагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:
• Обучающий
• Тренировочный
• Контрольный
• Разминочный
• Показательный
Рассмотрим более подробнокаждый из них.
Обучающий урок. Основная задача данного вида урока — освоение отдельных элементови соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития,воспитания музыкальности, выразительности.
Обучающий урок присущ восновном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями егоявляется использование раздельного метода проведения упражнений с многократнымповторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнениеряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному»движению.
В многолетней подготовкеданный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальнойи углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.
Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока — подготовка организма кпредстоящей работе, а также сохранение достигнутогоуровня спортивного мастерства. Такой урок можноприменять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочногозанятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решениезадач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности,музыкальности, пластики движений.
По сравнению с обучающимуроком тренировочный является более узконаправленным, насыщается элементамиобязательной и произвольной программы, сокращается по времени за счетуменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.
Контрольный урок. Задача этого урока — подведение итогов освоения очередного разделахореографической подготовки. Например, после освоения элементов классическоготанца провести «открытый урок», выставляя оценку (по пятибалльнойсистеме) каждому студенту или спортсмену. Возможно проведение контрольногоурока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты потехнической подготовка (например, выполнение перекидного прыжка, прыжка шагом,поворота на 360° в равновесие). Оценивается упражнение с учетом требований исбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественнойгимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.
Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуетсявыполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого — разогрев организма иснятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот,заторможенности)! Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения,которые по мере усвоения студенты или спортсмены выполняют самостоятельно(индивидуальная разминка).
Показательный урок. С возросшейпопулярностью зрелищных видов гимнастики большим количеством показательныхвыступлений появилась необходимость в показательном уроке, где обычно участвуетгрупп; спортсменов в виде шоу-программы. В таком уроке нет необходимостивыдерживать «физиологическую кривую», ведь гимнастки выходят на помост,проделав обычную индивидуальную, соревновательную разминку! Главное здесь — этозрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений,сменой темпа, характера движений! согласованностью работы и высокиминдивидуальным мастерством участников.
СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ
Для достижения высокихпоказателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательнойподготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средствахореографии.
Основное содержаниесоставляют движения классического, народного и современного бального танца. Всамостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от каноновклассического танца.
Важное значение имеетритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.
Следующая группа средств — это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительностидвижений.
И, наконец, специфическиегруппы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементыспортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладныеи общеразвивающие упражнения.
Упражнения классическоготанца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:
• У опоры — лицом или боком к опоре.
• На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижениемсо сменой мест в шеренгах, по диагонали, по кругу.
• При выполнении хореографических упражнений на гимнастическомбревне применяются как положения продольно, так и поперек.
Эффективность воздействия элементов классического танца зависит отправильной техники выполнения, которую можно достичь, применяя подводящиеупражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Подготовительныеупражнения — основное средство хореографической подготовки на этапах начальнойподготовки.
СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ
/>
СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
Структура урока хореографииявляется классической: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной частиурока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящейработе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.
Средствами, которымирешаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различныетанцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения.Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливаютсуставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы дляпоследующей работы. Для проведения упражнений применяются различные методы:раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).
Та часть урока, в которойрешаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задачдостигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементовклассического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики,акробатических и общеразвивающих упражнений.
В зависимости от применяемыхсредств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах (рис.2). Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средствахореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.
Подразделяют три видаосновной части урока:
• первый строится на основе классического танца;
• второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;
• третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.
•
Варианты проведения основнойчасти урока хореографии
/>
1- на основе движений классического танца
2- на основе движений свободной пластики
3- на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев
4,5,б, 7 — смешанные типы уроков
Однако в большинстве случаевприменяются смешанные вариант, где в различных сочетаниях чередуются всевозможныесредства хореографической подготовки.
Для воспитания уменияслитного выполнения акробатических и хореографических движений (необходимогопри выполнении вольных упражнений и упражнений на бревне) в основной частиурока следует применять акробатические элементы: кувырки, медленные перевороты,маховые сальто.
Форма основной части зависитот организации урока. Наиболее простая форма — одночастная, когда упражненияпроводятся только у опор только на середине или только на бревне. Возможныдвухчастная (у опоры, затем на середине; на середине, затем на бревне и т. д.)и трёхчастная формы. При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастнаяформа, если же длительность урока 45-60 мин., то применяются двух- итрёхчастные формы. В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку спомощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание(умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки кпоследующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинациииз современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во времяконтрольного урока дается оценка каждому спортсмену.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКАХОРЕОГРАФИИ
Построение урокаопределяется 4 условиями:
• соразмерностью отдельных частей урока;
• подбором упражнений и последовательностью выполнения;
• чередованием нагрузки и отдыха;
• составлением учебных комбинаций на уроке.
В зависимости отпедагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографииможет меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительностисоставляет около 80% общего времени. Между тем в подготовительном периодепервая часть урока более длительна, чем в соревновательном. Если урокпроводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовитьзанимающихся к предстоящей работе на снарядах, не должна быть затянутой и вялой.В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его,подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени,отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методыпроведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урокпроводится в конце тренировочного занятия.
Необходимо помнить, чторазличные упражнения в зависимости от их координационной сложности,выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность длязанимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующиевнимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуетсясначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особогонапряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудностьвыполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуютбольшей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применятьупражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющиеуменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении урока занимаетметодика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е.различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков,равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может бытьединого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесьсуществуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:
1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки,этап подготовки.
2.Логическую связь движений, а именно:
• положение тела в конце каждого движения должно служить исходнымположением для выполнения последующего;
• все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значенияиметь и дополнительное (функцию связи).
3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать илипереоценивать возможности спортсменов и студентов.
4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошознакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным ихразнообразием.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Хореографическая разминкапроводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора — пианистаочень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогаеттренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма,музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведенияпластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождениедолжно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где яснопрослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов,соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр иритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенностидвижения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов истудентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения.Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазиейаккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качествоурока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают техническийхарактер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создаетэмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечиваетмузыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке,передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыкадолжна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должныстроиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться изаканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие:четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном,тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построенииурока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературув тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальнойформы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимыймомент на импровизацию.
Импровизационная музыкадолжна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации,иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.
Музыкальный размер
Музыкальный размер (м/р)определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка см/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.
М/р 2/4 соответствует счет «раз»- «два», а при более дробном делении движений «раз» — «два»- «три» или «раз» — «и» — «два» — «и».
М/р 3/4 следует считать «раз»- «два» — «три» или «раз» — «и» — «два»- «и» — «три» — «и».
Таким образом, на фразуприходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов.Трехдольного — 12, четырехдольного -16 счетов по тактам 4 счета. Учитываяпостроение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений иучебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8,16, 32 счета, а при большей длительности- число кратное 32 (в отдельных случаях — 16). Продолжительность упражнений,выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, б, 12, 24,48 счетов,при большей длительности — число кратное 48.
Большое значение дляпроведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора — пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметьподбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями ив то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонамидля подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность,оптимистический характер, завершенность мелодии.
Характер музыкальногосопровождения№ Упражнение Музыкальное сопровождение 1.
demi plie
grand plie
деми плие
гранд плие
3/4 — вальс
4/4 — адажио 2. battement tendu батман тандю
2/4- полька
4/4 — марш 3. battement jete батман жете 2/4; 4/4 марш полька 4. rond de jamb par terre ронд де жамб пар терр
3/4- вальс
4/4 — адажио 5. battement fondu батман фондю
2/4- полька
4/4 — адажио 6. battement frapper батман фраппе
2/4- полька
4/4 — марш 7. battement soutenu батман сотеню
3/4- вальс
4/4 — адажио 8. rond de jamb en l′air ронд де жамб ан леер
3/4- вальс
4/4 — адажио 9.
developpe
adajio temps lie
девелопе
адажио тан лие
3/4- вальс
4/4 — адажио 10. grand battement гранд батман
2/4- полька
4/4 — марш 11. allegro аллегро
2/4 — полька
4/4 — марш
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАСТУДЕНТОВ
В целях лучшего усвоенияизучаемого материала, умения анализировать и зрительно восприниматьсоставляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, приописании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый впостановке классический, народный танец или современный стиль движений.
Запись необходимопроизводить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечнаяцифры обозначают первоначальную и заключительную позы):
/>
При составлении композициинеобходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждогоэлемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда,сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и ввоздухе.
Варианты рисунковкомпозиции, в/у
/>
При описании элементовклассификационной программы указывается название элемента без подробного егоописания или символическое обозначение, исходя из требований современных правилсоревнований.
При описании акробатическихпар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить записьсхемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита илиразличной цветовой гаммой.
Описание движений № Упражнение ОМУ 1. Поза — ИП — упор сидя сзади на левой пятке, правая в сторону на носок, правая рука вверх ладонью вперед пальцы врозь Осанка прямая, нога прямая, носок натянут 1а
1-2 — перекат влево через спину, ноги врозь
3-4 — встать в ОС
Ноги врозь с максимальной амплитудой.
Осанка прямая 1б
5-6 – ра chasse (па шассе) — левая рука
вперед, ладонью книзу, правая рука в сторону
7-8 – entrelesse (перекидной)
С натянутого носка
Прыжок с максимальной амплитудой 2 Элемент классификационной программы В соответствии с разрядом
Далее описание элементовпроизводится аналогичным способом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТУРОКА ХОРЕОГРАФИИ
(указать год обучения)
Задачи:
I. Образовательная.
а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и насередине (указать перечень элементов).
б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам- малая, средняя, большая).
II. Воспитательная.
Воспитание трудолюбия,дисциплины, чувства коллективизма.
III. Оздоровительная.
а) Совершенствование осанки.
б) Профилактикаплоскостопия.
Часть
урока
Муз.
размер Упражнение Дозировка ОМУ Подготовительная часть
2/4,
3/4,
4/4
Построение, сдача рапорта,
сообщение задач урока.
Элементы хореографической подготовки в соответствии с годом обучения 4-8 раз Осанка прямая, элементы выполнять четко, выразительно
Часть
урока
Муз.
размер Упражнение Дозировка ОМУ Основная
3/4,
4/4
Экзерсис у опоры
ИП — I позиция ног, руки в подготовительной позиции.
1-4 — demi plie (полуприсед)
5-8 — grand plie (присед)
1-2 — стойка на левой, правую согнуть в сторону
3-6 — держать
7-8 — в ИП
2
1
Осанка прямая,
припорасьон –
1 — правая рука из подготовительной позиции в первую
2 — во вторую позицию
Согнутую правую держать «выворотно». Носок у
колена
Далее описание элементов производится аналогичным способом.Часть урока Муз. размер Упражнение Дозировка ОМУ 4/4
Экзерсис на середине
temps lie (тан лие, маленькое адажио) с подготовкой к пируэту 2-4 В 1-й половине года обучения подготовка к пируэту, во II-й половине или по мере усвоения 4/4, ¾ adajio (адажио, медленная часть) с элементами избранного вида спорта: стойки на руках, равновесия, перевороты, повороты и т.д.
— пируэт.
В соответствии с требованием классификационной программы. 4/4, 3/4 allegro (быстрая часть) — сочетание хореографических прыжков с элементами избранного вида спорта В соответствии с требованием классификационной программы. 2/4, 3/4, 4/4 этюд – элементы двигательной подготовки в сочетании с элементами избранного вида спорта В соответствии с требованием классификационной программы Заключительная часть
3/4
4/4
пор де бра — упражнения для рук, наклоны, растяжки
Построение и подведение итогов урока Восстановление кардиореспираторной системы