Урок истории, как учебное занятие

/>/>/>Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
Раздел 1. Урок истории, какучебное занятие. 5
1.1.Сущность понятия урок в современном ракурсе. 5
1.2.Структура и классификация современного урока истории. 8
1.3.Типы современного урока истории. 12
Раздел 2. Современный урокистории в практике школы… 16
2.1.Урок истории в практике школы… 16
2.2.Технологии обучения истории. 23
Заключение. 26
Список литературы… 29
Приложение 1. 32
Приложение 2. 33
Введение
Важное место в системе образования Украины занимаетсовременный урок истории. Необходимо отметить, что данный урок является несовсем совершенным. Здесь существует множество проблем и казусов которые авторпопытается решить и раскрыть в данной работе.
Актуальность темы данного исследования заключается в том,что современный урок истории является составляющим звеном в общешкольном образовании.Именно урок истории позволяет привить детям такие человеческие качества, каклюбовь к родине, патриотизм.
Целью данной работы является детальное исследованиесовременного урока истории. Проследить основные проблемы и нерешенные задачи,касающиеся данной темы.
Для реализации данной цели автор ставит ряд задач:
1. Рассмотреть проблему, связанную с понятием «сущностьурока».
2. Рассмотреть вопрос структуры урока и его классификации.
3. Проследить особенность основных типов урока истории.
4. Подвергнуть анализу основные типы уроков истории в сочетаниис его структурой.
5. Рассмотреть существующие технологии обучения.
В настоящей работе автор старается рассмотреть общиеположения об уроке истории в Украине. Однако поскольку сама методика в принципене является дидактическим материалом, то бессмысленно не изучать опыт преподаванияистории в странах соседях Украины в частности России. Автор настоящей работыстарается раскрыть данный вопрос методической науки, как можно, более системно,однако, в силу ряда объективных причин, таких, как недостача источниковинформации, возможно, приводит к некоторым неточностям.
Методами данной работы являются сравнительный, критический исистемный метод.
Источниковой базой послужили труды следующих авторов:
Степанищев А.Т. в его трудах, автор находит типологизацию современных уроковистории, сравнивает и применяет современные типы уроков на практике.[1]Не менее важным источником в ходе выполнения данной работы послужили трудыВяземского Е.Е., наиболее подробно, он излагает свои теоретические суждения вучебнике «методика преподавания истории в школе». В данной книге онанализирует и рассматривает основные типы уроков, основные технологиипреподавания уроков, и др.[2] Не менееважными источниками, послужили работы следующих авторов: Дайри Н Г «Преподаваниеистории в средней школе»,[3] ШевченкоН И Технологии обучения истории в старшей школе, Шарикова Н И «Методическиерекомендации по исторической пропедевтике», О.Ю.Стрелова «Методикапреподавания истории в школе», Дичьковская И.М. в своей работе «Инновационныепедагогические технологии»[4]раскрывает проблему, связанную с основными технологиями обучения истории вшколе, анализирует их применение в практике школы. Не менее важным источником,в ходе проделанной работы, послужили труды П.В.Гора, в работе «Повышениеэффективности обучения истории в средней школе»[5],в котором детально раскрываются основные технологии обучения истории в среднейшколе. Дается полная их характеристика.
Данная работа состоит из 33 печатных страниц.
/>/>/>Раздел 1. Урок истории, какучебное занятие/>/>/> 1.1. Сущность понятия урок в современном ракурсе
В данной главе рассматривается и анализируется современныйурок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок,рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современногоурока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовкеучителя к уроку истории.
На основе реформы 1786 г. и в соответствии с уставом народных училищ в российских школах была введена классно-урочная система преподаванияучебных дисциплин.
В каждом классе сидело по сто учеников. Только на первыхскамьях что-то слушали и записывали, над всем же остальным пространствомобширной классной комнаты стоял во время урока густой гул голосов: гимназистысписывали друг у друга, спорили между собой, менялись, сквернословили; вдальнем углу с печкой, где прижились «камчаточники»[6],играли в карты. Учителя построже перекрикивали этот шум, пускали в ходлинейку… Любимой гимназической шуткой было: опоздать всем разом на урок ипотом, на глазах разгневанного, и изумленного учителя, входить по одному, гусем,после звонка в класс.
За более чем двухсотлетнюю практику использованияклассно-урочной системы в России, разработанной Я.А.Коменским в XVII в. ираспространившейся по всему миру, она претерпевала и взлеты, и невзгоды.Русский педагог П.Ф.Каптерев, например, предлагал заменить ее предметнымиклассами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям.После Октябрьской революции вместо уроков проводились лабораторные «студийные»занятия. Тем не менее, урок благополучно дожил до XXI в.
Словари и энциклопедии содержат различные определениятермина «урок». Только в современном Словаре русского языкавстречается пять трактовок. Это:
·          «работа, заданная на определенный срок»;
·          «учебная работа, задания, которые даются ученику дляприготовления к следующему занятию»;
·          «учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенноедля него время»;
·          «то, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительноена будущее»;
·          «вывод, знания, полезные на будущее»;
·          «поучение, наставление».
Советский энциклопедический словарь трактует термин «урок»так: «Основная форма организации учебных занятий при классно-урочнойсистеме обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и среднихспециальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемомучебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно45 минут)».[7]
Определяется урок и как «динамичная и вариативнаяосновная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точноустановленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся — склассом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средстваобучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. Взависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же типурока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока — объяснениенового материала; виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.».
Таким образом, урок о котором идет речь это «учебноезанятие», Основная форма организации при классно-урочной системе обучения.Возможно пришло время применительно к школе термин «урок» заменить наоднозначное и полное название — учебное занятие. Тогда лиц изучающих историю небудут смущать такие смысловые противоречия как: звонок на урок, или уроки ВеликойОтечественной войны.
Урочное время — время установленное администрациейпредприятия по согласованию с профсоюзной организацией для выполненияопределенной работы.
Замена «уроков» «учебными занятиями»сняло бы многие из перечисленных выше вопросов.[8]/>/>/> 1.2. Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенныхзвеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия иреализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урокаохарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе:
1. Организационный момент складывается из внешней(подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих) и внутреннейподготовки учащихся к уроку. Вторая задача особенно не терпит формализма ишаблонов в «открытии урока». Желательно каждый раз находить оригинальныеслова и приемы, чтобы настроить учащихся на изучение определенной темы, на участиев запланированной работе или подчеркнуть особую значимость данного занятия.
2. Подготовка школьников к восприятию новой темы — это микроэлементурока, в который плавно перетекает внутренний организационный момент. На нем ввиде краткой вводной беседы или постановкой проблемного задания актуализируютсяранее полученные знания и сформированные умения, обозначается место урока втеме и курсе, его связь с предшествующими уроками, сообщаются учебные задачи.Если перед этим этапом проводилась проверка знаний и умений, то содержаниемподготовки школьников к восприятию новой темы будет резюме учителя порассмотренным вопросам и их связь с новым учебным материалом.
3. Изучение нового материала — первый из перечисленныхкомпонент урока, который имеет самостоятельное и самодостаточное значение.[9]К овладению новыми знаниями и умениями, к реализации заложенного в них воспитательногои развивающего потенциала направлена работа учителя на занятиях, где этоткомпонент является главным или одним из основных: на уроках изучения новогоматериала и комбинированных уроках.
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и уменийна уровне воспроизведения. В задачу этого этапа входит восстановление в памятиучащихся главных исторических событий, дат, понятий и теоретических выводовурока и отработка новых познавательных приемов. Обычно эта задача решается спомощью фронтальной повторительно-обобщающей беседы по основным моментамучебной темы, тренировочных упражнений, картографических и хронологическихзадач, а также некоторых видов тестов. Четвертый этап урока не всегда явно иоткрыто присутствует в структуре занятия, растворяясь в предыдущем ипоследующем. Необходимость в нем ощущается в начальных курсах истории и вклассах с низким уровнем обучаемости школьников.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений напреобразующем и творческом уровнях. Содержанием этого компонента урока являетсярешение познавательных задач, в том числе проблемных и творчески-образных, гдешкольники получают возможность применить новые знания и умения в иной учебнойситуации, определиться в собственном отношении к изучаемым фактам, подвергнутьобоснованной критике существующие оценки и сформулировать собственные выводы.Поводом к классной дискуссии могут стать тесты со свободными ответами игрупповые отчеты о выполненных заданиях.
6. Организация домашнего задания тоже занимает определенную,но жестко не установленную часть урока. В течение нескольких минут в подходящиймомент занятия школьникам подробно объясняются цели домашнего задания,рекомендуются источники и приемы работы с ними, оговариваются условия и формыпроверки. Эффективное домашнее задание должно состоять из двух частей: обязательной,т. е. предназначенной всем ученикам (параграф, работа с картой, хронологией ипонятиями), и вариативной, т. е. логических, проблемных и творческих заданий,среди которых школьники выбирают то (те), которое отвечает их познавательнымспособностям и интересам.[10]
7. Проверка знаний и умений — последний из семи компонентовурока, в логической последовательности замыкающий процесс изучения новой темыи, как правило, представленный в начале следующего занятия (комбинированногоурока). Однако в сочетании с компонентом № 5 он может образовать самостоятельныйтип урока — повторительно-обобщающий, а без него стать главным содержаниемконтрольного урока.
Изучение определения «классификация уроков»сопряжено с не меньшими трудностями, чем определения «урок».Недоразумения проявляются уже при ознакомлении с терминологическим аппаратомвопроса:
Классификация:
система распределения каких-либо однородных предметов илипонятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам;
распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанныеклассы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данногорода и отличающим их от предметов других родов.
Термин «классификация» не вызывает особоразличающихся толкований.
Тип:
«образец, модель или разновидность, форма, которымсоответствует известная группа предметов, явлений»;
«образец, который выражает общие, существенные чертыопределенной группы предметов, явлений; форма, вид, модель, которойсоответствует определенный класс объектов».
Форма. Из одиннадцати определений термина, наиболееблизкими к искомому являются «способ осуществления, проявления какого-либодействия» и «тип, устройство, способ организации чего-либо»
Вид. Из девяти определений термина наиболее близким кискомому являются «разновидность, тип».
Исходя из приведенных определений терминов «тип», «форма»и «вид» выходит, что:
·          «тип» — это «форма, вид»;
·          «форма» — это «тип»;
·          «вид» — это тоже «тип».
Надо полагать, что именно это обстоятельство явилось причиноймноголетней дискуссии о классификации уроков как учебных занятий, что породиломассу спорной терминологии обозначения самих уроков. К примеру, кто возьмет насебя смелость «разложить» по трем полочкам — «тип», «форма»,и «вид» — названия занятий, встречающихся в учебной иучебно-методической литературе и на практике:
урок-лекция, урок-диспут, семинар, тематический семинар,конференция, консультация, учебная экскурсия, урок-презентация, кино-урок,урок-беседа, лабораторное занятие практическое занятие, урок обобщения,проблемный урок, урок простого воспроизведения и др.[11]
В условиях перехода на двенадцатилетнее школьное образованиеи грядущими в этой связи изменениями неизбежна новая вспышка споров о типизации,формах, видах школьных занятий. Но учитель уже работает, а студенту надоготовиться практической работе. Исходя из этого на основе наработокпредлагается следующая, не претендующая на завершенность классификация школьныхуроков. В ее основу заложены такие исходные установки:
·         тип урока определяется его основной дидактической целью;
·         форма урока определяется способами его организации;
·         вид урока определяется методом проведения занятия./>/>/> 1.3. Типы современного урока истории
В современной педагогической науке выделяют следующие наиболееобщепринятые типы уроков:
·          уроки новых знаний;
·          уроки анализа и синтеза знаний;
·          уроки формирования навыков и умений;
·          уроки диагностики знаний, навыков и умений.
Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы ивиды уроков.
1. Уроки новых знаний. Как правило, такие уроки имеютформу лекций:
·          повествовательного характера (рассказ в младших классах);
·          диалогического характера;
·          информативно-диалогического характера (беседа в младших и среднихклассах);
·          проблемного характера (в средних, но в основном в старших классах).
Новые знания привносятся учителем и приобретаются учащимисяна всех других типах уроков, но в меньшем объеме и с меньшим коэффициентом тематическойновизны (на экскурсиях, в ходе лабораторных занятий, при отработке хрестоматийнойи другой исторической литературы и т. д.).[12]
2. Уроки анализа и синтеза. (Анализ — метод научногоисследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы,противоположные синтезу — методу научного исследования, состоящему в изучениипредмета, явления, в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей;противоположных анализу).
На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение иобобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельнойработы учащихся. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такиеуроки обязательны во всех классах, но особенно актуальны они в 5-7 классах,когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закреплениязнаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются,обобщаются, расширяются и детализируются уже имеющиеся знания.
Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерномклассе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихсяу учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного илиписьменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащихсяпри отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования иликороткой письменной летучки. Одним из видов уроков анализа и синтеза являютсяуроки межпредметных связей. В принципе межпредметные связи осуществляютсяпрактически на всех занятиях Обществознание, география, астрономия, химия,математика и т. д. — все они связаны с историей, в первую очередь уже потому,что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляливсе сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученыместественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняяполитика, экономика и т. д. У них имелись труды, непосредственно и прямоотносящиеся к истории и политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого НиколаюII «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им», «Заветныемысли» химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиологаИ.П.Павлова председателю Совета народных комиссаров В.М.Молотову о демократии вСССР и т.д.
Перечисление и частичное раскрытие сущности уроков анализа исинтеза не ограничивает творчество учителя. Современная методическая палитра позволяетсозидательно работающей личности осуществить десятки комбинаций и выработатьнаиболее оптимальные с точки зрения пользы и интереса виды учебных занятий науроках данного типа.
3. Уроки формирования навыков и умений. Учащиеся,усвоившие определенный, даже полный объем исторических знаний в соответствии спрограммой, чаще всего не знают, куда и как их применить в дальнейшей учебе, кжизни и в жизни. Поскольку проблема формирования навыков и умений очевидна,целесообразно разобраться с их определениями и попытаться выяснить, чтопервично, а что вторично.
Чаще всего авторы учебных пособий по методике, не даваясвоего видения проблемы, предлагают альтернативу: с одной стороны, точка зренияС.Л.Рубинштейна, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.А.Решетовой, В.П.Беспалько и других,которые считают, что умение предшествует навыку; согласно другой точке зрения(Н.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.Б. Ительсон, А.В. Барабанщиков и др.) умениям,особенно умениям широкого характера, всегда предшествует накопление знаний,поэтому они включают в себя в качестве звеньев специальные навыки.[13]
Имеется и «золотая середина», предложеннаяВ.И.Андреевым. «Сама постановка вопроса, что первично — умение или навык,- отмечал он, — не совсем корректна, так как в подобном случае нельзя датьоднозначный ответ без предварительного анализа того, к простой или сложнойструктуре действий это относится. Так, если речь идет о сравнительно простых,исполнительских действиях, то умение может переходить и, зачастую переходит внавык. Если же рассматриваем сложную систему действий (например, планированиеэксперимента), то это умение базируется на совокупности относительно простыхумений и даже навыков. При этом, сложное обобщенное умение, как правило, неавтоматизируется и не переходит в навык (например, умение выдвигать гипотезу).
Навык — это умение, приобретенное упражнениями, созданноепривычкой, возникшей и закрепившейся в результате многократного повторения реакцияна какие-либо раздражения и, проявляющаяся автоматизировано.[14]
Исходя, из терминологии — навыки являются первичнымиэлементами обретения опыта и его реализации, умения — вторичными, как болеевысокий уровень деятельности. „Постоянным элементом умения, его составнойчастью, — отмечал А.Г. Баданов, — являются навыки, то есть действия, выполнениекоторых многократным повторением доводится до автоматизма“.
Таким образом, навык — это то, что приобретается учащимисяза счет первичного показа учителем и последующих самостоятельных тренировок,многократных повторений одного того же упражнения вплоть до автоматизма в выполненииприема, способа. При этом он часто действует неосмысленно, шаблонно.
Обладающий навыком человек не в состоянии передать опытовладения методом, способом, приемом другому человеку. К примеру, читающий (озвучивающий)текст учащийся, не способный проанализировать, обобщить, дифференцировать и т.д. прочитанное, владеет лишь навыком чтения, то есть знанием букв,произношением слогов, слов и т. д. Умеющий же читать, работает по названным параметрам,безусловно, и в полном объеме.[15]
Таким образом, современный урок истории имеет множествоинноваций. В настоящее время, существует сложившаяся схема преподаваниясовременного урока истории, она включает в себя общепринятые типы уроков, видыуроков, и классификацию.
Раздел 2. Современный урокистории в практике школы 2.1. Урок истории в практике школы
В данной главе рассматривается современный урок истории напрактике.
Здесь изложены наблюдения и применяемые автором на практике,основные составляющие принципы и теоретические основы современного урока истории.
В предыдущей главе рассматривались основные теоретическиеположения современного урока истории. Сейчас мы постараемся применить теоретическиеконцепции на практике, на примере уроков в гимназии им. Сельвинского, где авторпроходил педагогическую практику в 7-Б классе.
При проведении учебных занятий, автор использовал следующиетипы уроков:
1) урок изучения нового материала,
2) комбинированный урок
3) контрольный урок.
Автором на практике для более эффективного усвоения былаиспользована специальная схема, обозначающая основные понятия темы.
Урок изучения нового материала
Предмет: Всемирная история 7 класс.
Тема урока: польское королевство и Великое княжество литовское.
Цель урока: Развивающая — развивать умения и навыки работы скартами и историческим материалом. Образовательная — рассказать детям опольском королевстве и Великом княжестве литовском. Воспитательная — воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому.
Оборудование: карта, научные пособия, учебник.
Литература:
1) В.И.Семененко, Л.А.Радченко „История Украины“.- Х.: Торсинг, 1999.
2) История западных и южных славян. /под ред. В.И.Ярового,К.: Лебедь 2003.
Основные даты: 1386, 1385, 1389.
Основные термины: Уния, Статут, Сейм.
Ход урока:
1) организационный момент;
2) изложение нового материала:
План:
         а) усиление королевской власти в Польше
         б) Казимир III
         в) создание и развитие Великого княжестваЛитовского
Схема обозначения основных понятий
1.Король ( к )
2.Уния ( у )
3. Шляхта ( ш )
4. Статуты ( с )
5. Магнат ( м )
6. Сейм ( с )
а) первые попытки объединить Польшу осуществил силеззкийкнязь Генрик IV Праведный. Он умирает в 1290 году.Согласно его завещанию краковская земля отошла к Великопольскому князюПшимыславу II. Тот же правил малой Польшей только год.Вскоре при поддержке селеззких князей и горожан его захватил чешский корольВацлав II. Далее Великой Польшей начинает правитькуявский князь Владислав Локетек. Он пытался продолжить политику своего предшественника,и вынужден был бежать.
б) соревнования за усиление единства польской державы продолжалсын Лакетека — Казимир III Великий(1333-1370). В отличие от отца он огромное значение придавалдипломатичным методам. При Казимире III произошло завершение обновления единой государственности.
в) начиная с середины 14 века литовское государство теряетсвою силу. Постоянные набеги внешних врагов, и угроза нападения Тефтонскогоордена, заставляют литовцев, вести тесную политику с Польшей. В результатеэтого в 1385 году, была заключена уния между Польшей и Литвой. Литовский князьЯгайло женился на польской королевне Ядвиге, и стал одновременно Великим княземЛитовским и Польским королем.
3. Закрепление материала.
1. Расскажите об обстоятельствах усиления королевской властив Польше.
2. Расскажите о начале правления Казимира III.
3. Что вы знаете о реформах Казимира III.
4. Расскажите об унии 1385 года.
4. Выводы по уроку
Итак, сегодня на уроке мы изучили тему „Польскоекоролевство и Великое княжество Литовское“. Узнали об обстоятельствахразвития польской и литовской государственностях.[16]
5. Домашнее задание: параграф 14, стр. 15.
При применении различных типов урока, используется различнаяих структура. В данной теме урока, автор принял следующую структуру урока:
1) организационный момент,
2) изучение нового материала
3) первичное повторение и закрепление новых знаний и уменийна уровне воспроизведения.
4) подведение итогов по пройденной теме.
5) организация домашнего задания
Урок изложения нового материала, является тем типом урока,который позволяет детям овладеть материалом с помощью учителя. При изложении материалав 7-ом классе необходимо учитывать следующие особенности:
1) у детей внимание на уроке длится не более 15-20 минут внимания и поэтому учитель должен постоянно заинтересовывать учеников путемсобственной изобретательностью.
2) материал, который дается детям в виде конспекта,необходимо давать компактно, учитывая скорость письма, и утомляемость детейпроизводящих данную работу.
3) стараться давать задание на дом за пять минут до началаурока.
Теперь давайте рассмотрим следующий тип урока,комбинированный урок. Комбинированный урок проводится для закрепления ипроведения логической связи со следующей темой изучаемого материала.Комбинированный урок, в отличии от урока новых знаний имеет иную структуру. Онсостоит:
1) организационный момент;
2) проверка знаний и умений;
3) подготовка школьников к восприятию новой темы;
4) изучение нового материала;
5) первичное повторение и закрепление новых знаний и уменийна уровне воспроизведения;
6) организация домашнего задания.
Давайте теперь данный тип урока рассмотрим в практическомприменении, который осуществлял автор на практике.
Тип урока: Комбинированный урок
Тема урока: Крестьяне и сеньоры
Цель урока: Образовательная — дать детям представление о жизнивысших и низших слоев общества, и о характере их взаимоотношений.Воспитательная — воспитывать у детей уважение к историческому прошлому.Развивающая — развивать у детей умение и навыки работы с текстом,дополнительным материалом и картой.
Оборудование: карта, научные пособия, учебник.
Литература:
1) „Всемирная история под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.Марковой- “Юнити». М-2003
2) Л.А.Радченко, В.И. Семененко «История Европы»Харьков — 1999
Основные даты: 1431, 1528, 1539.
Основные понятия: Воссал, Барон, Герцог.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
а) что вы знаете об усилении королевской власти в Польше вначале 14 века
б) кто такой Казимир III[17]
в) расскажите о реформах Казимира III
г) что вы знаете об унии 1385 года
3. Изложение нового материала
План
1. Мир крестьянина, система натурального хозяйства.
2. Сеньоры и феодалы.
3. Рыцарство и духовенство.
1. В средневековье формируется два основных классафеодального общества. Феодалы, духовные и светские — собственники земли икрестьяне — держатели земли. Среди крестьянства было две группы разлагающихсяпо своему экономическому и социальному статусу. Это были лично свободные илично зависимые.
Хозяйство было натуральным и специально для рынкахозяйственная продукция не производилась.
2. Важнейшей характеристикой средневекового общества былаего иерархическая структура, так называемая система вассалитета, каждый сеньори феодал являлся вассалом другого феодала, и у короля были свои вассалы. Воглаве феодальной иерархии стоял король верховный сюзерен.
3. На самой низшей ступени иерархии стояли рыцари. Часто рыцарибыли вассалами баронов. У некоторых из них так же могли быть свои вассалы — ещеболее мелкие рыцари.
Духовенство в период средневековья представляло собойдовольно огромную силу. Часто духовенство пользовалось льготами, они освобождалисьот уплаты налогов.
4. Закрепление изученного материала
а) расскажите о крестьянском мире в эпоху средневековья;
б) кто такие рыцари;
в) что такое вассалитет;
г) что вы знаете о духовенстве в период средневековья;
5. Итог
Сегодня на уроке мы изучили тему «Крестьяне и сеньоры»,изучили все аспекты и взаимоотношения.
6. Домашнее задание
Теперь давайте рассмотрим следующий тип урока, который авториспользовал в практическом применении. Контрольный урок.
Тип урока: Контрольный урок.
Цель урока: образовательное — закрепить и проверить уровеньзнаний у учеников по пройденным темам. Воспитательное — воспитывать у детейуважение к историческому прошлому. Развивающая — развивать у детей умение последовательнои лаконично отвечать в письменной форме на поставленные вопросы.
Оборудование: карта, учебник.
Литература:
1. Оксана Карлина «История средних веков» Киев — «Генеза»2003
2. Всемирная история под ред. Г.Б.Поляка
Ход урока
1. Организационный момент
2. Диагностика знаний, умений и навыков
I Вариант
а) Расскажите о реформах Казимира III
б) На какие две группы делилось средневековое крестьянство
в) Какие человеческие качества особенно ценились среди рыцарей
г) На какие слои разделялось городское население
д) Что такое цех
II Вариант
а) Что вы знаете об унии 1386 года
б) Где находилась мастерская у ремесленника
в) Какое хозяйство называлось натуральным
г) Почему средневековый крестьянин боялся быть изгнанным изобщины
д) что общего и что отличного между римским рабом и средневековымкрестьянином
е) нарисуйте схему феодальной лестницы
III Вариант
а) какое хозяйство называется натуральным
б) какие повинности выполнял в пользу землевладельца крестьянин
в) как звали князя объединившего Литовские племена
г) расскажите о военной реформе Казимира III
д) какие человеческие качества ценились среди рыцарей
е) что такое вассалитет и вассал
3. Итог:
Итак, сегодня на уроке мы написали контрольную работу,которая позволит нам оценить ваши знания, умения, и навыки по пройденным темам./>/>/>2.2. Технологии обучения истории
В методической литературе на сегодняшний день довольно малоинформации о новейших технологиях преподавания Автор настоящей работы приводитнаиболее доступные данные.
Технология — это совокупность форм, методов, приемов исредств, применяемых в какой-либо деятельности. (См. А.В. Хуторской «Методическиеосновы образования в 12-летней школе»).
Педагогическая технология означает системную совокупность ипорядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологическихсредств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология — это продуманная во всехдеталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечениемкомфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монархов).
Педагогическая технология — это содержательная техникареализации учебного процесса (В.П. Беспалько)[18].
В системе образования понятие «педагогическаятехнология» употребляется в трех категориях: общепедагогическая,частнометодическая (предметная), локальная (модульная, представляющая собойтехнологию отдельных частей учебно-познавательного процесса), отдельных видовдеятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств.Технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроляучебного материала, технология самостоятельной работы и др. Примером локальнойтехнологии можно рассматривать модульную технологию.
/>/>/>/>Модульныетехнологии обучения истории
Преподавание в старшей школе требует обновления, методики вбольшей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования корганизации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации,то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условийвзаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов,объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.
/>/>/>/>Личностно-ориентированныетехнологии
Важнейшим условием эффективности образовательных технологий(пед. процесса) является применение личностно-ориентированных технологий, представляющиесобой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения.
Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителяот авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для созданияпартнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые взначительной степени влияют на качество усвоения оперативных знанийшкольниками. [19]
/>/>/>/>Проектнаятехнология
В данном случае это, так называемая, локальная илитехнология отдельного вида деятельности.
Перспективной для старшей школы представляется проектнаядеятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, пока неполучивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах.
Тем не менее, в старшей школе объемы учебного материала,высокие требования к выпускникам и учителю, подталкивают педагога к поиску инновационныхформ деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени,чем многие другие. Хотя, как и другие, имеет ряд недостатков. Между тем, перечислениедостоинств и недостатков оставим за рамками данной работы. Проект побуждаетучащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативныекачества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.
В данной главе автор попытался показать, как он использовалраспространенные в современной педагогической науке методы и принципы проведениясовременного урока истории на практике. Были рассмотрены такие типы уроков какурок новых знаний, комбинированный урок, контрольный урок, данные типы уроковбыли использованы автором на практике.
Необходимо отметить, что данная работа не претендует наполное и окончательное исследование в области, данной темы.
Заключение
В ходе проделанной работы удалось:
1) рассмотреть проблему, связанную с понятием «сущностьурока» само понятие урок, не в полной мере отображает тот процесс, которыйпроисходит в ходе изучения истории. Правильнее было бы заменить понятие урок,термином «учебное занятие», которое более правильно отображает тотпроцесс, который проходит в ходе изучения в школе истории.
2) рассмотреть вопрос структуры урока и его классификации.Наиболее общепринятой структурой урока, является следующая структура урока:
         — организационное начало урока;
         — определение целей и задач урока;
         — закрепление материала домашнего задания;
         — объяснение нового материала;
         — закрепление нового материала;
         — задание на дом;
         — подведение итогов занятий.
В условиях перехода на 12 летнее школьное образование игрядущими в этой связи изменениями, неизбежна новая вспышка споров оклассификации современных уроков. Споры, связанные с типами, формами, видамишкольных занятий. Исходя из этого, автором предлагается следующая, непретендующая на завершенность, классификация школьных уроков. В ее основузаложены такие исходные установки:
тип урока — определяется его основной дидактической целью
форма урока — определяется способами его организации
вид урока — определяется методом проведения занятий
3) проследить особенность основных типов урока истории. Всовременной науке, к основным типам урока относят:
         — урок новых знаний
         — уроки анализа и синтеза знаний
         — уроки формирования навыков и умений
         — уроки диагностики знаний, навыков и умений
Необходимо отметить, что в ходе проделанной работы удалосьвыяснить, что, несмотря на столь хорошо изученный материал, касающийся основныхтипов урока, остается множество нерешенных проблем. Например:
         — тип урока формирования навыков и умений, имеетодин из видов: лабораторная работа. Здесь остается невыясненным вопрос возможноли применение лабораторной работы на уроках истории. Автор считает, необходимопривести объяснение подтверждающую данную версию:
         во-первых, школа не высшее или среднее учебноезаведение
         во-вторых, у историков в школах нет учебныхлабораторий
         в-третьих, о навыках экспериментирования в изученииистории в школе, можно если и говорить, то с натяжкой
4) подвергнуть анализу основные типы уроков истории в сочетаниис его структурой. В зависимости от типа урока соответствующий является и егоструктура. Например, урок изучения нового материала, имеет более последовательнуюструктуру. Повторительно-обобщающий урок — имеет разрозненную, что относитсякак к контрольному, так и к комбинированному уроку.
5) рассмотреть существующие технологии обучения. В ходе проделаннойработы, удалось также выяснить, что в педагогической науке существует множествометодов и технологий обучения истории. Такие, например, как модульнаятехнология, методы проектов и т.д. Но необходимо отметить, что еще не найденауниверсальная методика или технология которая позволяла бы в полной мере избавитьсяот тех недостатков, которые присутствуют в современных методах и технологиях.
В первой главе данной работы рассмотрен современный урокистории как учебное занятие, здесь изложен основные типы и виды современногоурока истории, также здесь рассмотрены в общем виде основные технологияобучения истории.
Во второй главе рассмотрено практическое применение основныхтипов и видов.
Автор, попытался раскрыть тему, но она очень обширна исложна. Данная курсовая работа не претендует на завершенность, однако, авторнастаивает, на рассмотрении данной темы более детально, так как она имеетогромную ценность для практикующего учителя средней школы.
Список литературы
1.      Закон Украины «об образовании» от 21.05.1996 г. //ВВРУ. — 1996. — №20. ст.35.
2.      Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса – М.: Искусство,1982.-312 с.
3.      Баханов К. О. Інноваційні системи, технології та моделі навчання історіїв школі. Монографія. — Запоріжжя: Просвiта, 2000. — 362с.
4.      Баханов К. Современная методика. //История Украины, №40. 2002.-162 с.
5.      Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: Педагогика,2002.- 421 с.
6.      Болотина Р.Л. Педагогика. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.
7.      Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение,1984. – 342 с.
8.      Волков И. П. Много ли в школе талантов. – М.: Знание, Подписная научно-популярнаясерия Педагогика и психология. — №5, 1989.-158 с.
9.      Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории:Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
10.    ГончаренкоС.У. Інтеграція наукових знань і проблема змісту освіти // ПОСТМЕТОДІКА. –1994. — № 2 (б). — 163 с.
11.    ГораП. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М.:Просвещение, 1988. — 208 с.- (Б-ка учителя ист, основ Сов гос-ва и права,обществоведения).
12.    ГребеневИ.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //ПЕДАГОГИКА. –1994. — №5. — 120 с.
13.    ДичківськаІ. М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. — К.:АКАДЕМВИДАВ, 2004. — 352 с. (Альма-матер)
14.    ЗагвязинскийВ.И. Учитель как исследователь. — М.: Наука, 1980. — 321 с.
15.    ЗапорожецН.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания. — М.: ПРОСВIТА, 1984 г. — 397 с.
16.    ЗверевИ.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: ПЕДАГОГИКА,1981. – 160 с.
17.    КириловГ.Д. Теорія і практика уроку в умовах розвиваючого навчання. — М.: Педагогика,1980. — 208 с.
18.    КларинМ.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры идискуссии. (анализ зарубежного опыта). — Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.-180 с.
19.    КолосковА.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М.:Просвещение, 1984 — 425 с.
20.    КолядаИ. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34,2002. — 235 с.
21.    КоротковаМ. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 256 с.
22.    КрасовицкийМ.Ю. От педагогической науки к практике. — К.: Наукова думка, 1990. — 256 с.
23.    КудрявцевВ.Т. Проблемное обучение.-М.: Знание, 1991.-185с.
24.    КукушинаВ.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2002.- 215 с.
25.    ЛернерИ.Я. Дидактическиє мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение,1983.-235 с.
26.    ЛьвоваЮ. Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1985. — 184 с.
27.    Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. — М.: Постметодика, 1983. — 359 с.
28.    Педагогическиетехнологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Подобщей редакцией В.С. Кукушина. – Серия Педагогическое образование. – Ростов наДону: МАРТ, 2002. – 456 с.
29.    ПидкосистыйП.И. Педагогика. Уч. пособ. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
30.    ПрохороваГ. А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника VII класса//Преподавание истории в школе.- 1975.- № 4.- 163 с.
31.    СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. — М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. — 159 с.
32.    СмирноваС.А. Педагогика. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. – 509 с.
33.    СтанкевичВ.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории вшколе – 1987 — №4. — 305 с.
34.    СтепанищевА. П. Методический справочник учителя истории. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
35.    СтепанищевА.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш.учеб заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
36.    СтепанищевА.Т. — Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентоввысших учебных заведений: в 2 г. — М.: ВЛАДОС, 2002. — гл.2 — 208 с.
37.    СтуденикинМ.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. — М.: ВЛАДОС, 2004.-253с.
38.    ХомерикиО.Т. Развитие школы как инновационный процесс. – М.: ОБЩЕСТВО, 1997. — 200 с.
39.    ШаталовВ. Методические рекомендации для работы с опорными сигналами по истории. — М.:Знание, 1981. — 421 с.
Приложение 1В V — VI классах В VI-VII классах В VIII-X классах 1 2 3
1. Урок, содержащий все звенья процесса обучения.
2. Урок изложения в форме рассказа.
3. Урок повторения
1. Урок, содержащий все звенья процесса обучения.
2. Урок сообщения нового материала (рассказ, кино, экскурсия).
3. Вводный урок.
4. Заключительный урок.
5. Урок разбора.
6. Урок выработки умений и навыков.
7. Повторительно-обобщающий урок
1. Урок, вводный к теме.
2. Урок сообщения нового материала.
3. Урок разбора.
4. Урок, заключительный по теме.
5. Урок повторительный.
6. Урок обобщающий.
7. Урок опроса.
8. Урок выработки умений и навыков.
9. Урок применения знаний.
10. Урок, содержащий все звенья процесса обучения
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ И ИХ СТРУКТУРА
         Типы уроков Их структура 1. Урок изучения нового материала 2. Повторительно-обобщающий урок 3. Контрольный урок 4. Комбинированный урок 1-2-3-4-5-6 1-4-5-6 1-7-5-6 1-7-2-3-4-5-6
Источник: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методикапреподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист.изд. центр Владос, 2003. – С.218.
Приложение 2Адекватные приемы и средства изучения различного по характеру исторического материала (12 групп) j j i i i Приемы и средства форми­рования образных представле­ний о главных исторических фактах — единичных событи­ях и типичных повторяющих­ся явлениях Приемы и средства изуче-П1я неглавныхисторических Ьактов — единичных собы-гсш и типичных повторяю-цихся явлений и другого [тактического материала А Б А Б Приемы и средства эмпирического изучения фактического содержания исторического материала Приемы и средства тео­ретического изучения ис­торического материала А Б А Б i Метод нагляд­ного обучения основам наук Метод устного обучения осно­вам наук Метод печат-но-словесного обучения осно­вам наук Метод практи­ческого обучения основам наук /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Источник: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методикапреподавания исто-рии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист.изд. центр Владос, 2003. – С.162.