Урок литературы "Война – жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Урок литературы “Война — жесточе нету слова “
по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественнойвойне

Цели изадачи урока:
— создатьэмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызватьличностный отклик на прочитанное произведение, на материале повестиВ.Кондратьева «Сашка» выявить специфику изображения войны и характера рядовогобойца;
— развитиесловесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитическогочтения текста;
— формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма.
Оборудование:
— слайд-шоу«Великая Отечественная война в литературе»;
— постеры«Война и Мир»;
— музыкальное оформление (песни военных лет);
— фотографии военных лет.
Ход урока.
I.Слово учителя. 3 минуты
— Здравствуйте,дорогие ребята и уважаемые гости. В нынешнем году мы празднуем 65-летие со ДняПобеды советского народа в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урокпосвящен произведениям русской литературы, посвященным этой теме.
1 слайд.«Великая Отечественная война в литературе».
Эпиграфом кнашему уроку станет отрывок из стихотворения Александра Твардовского (Чтениеотрывка из стихотворения).
2 слайд.А.Твардовский «Война – жесточе нету слова…»
II.Индуктор. 2 минуты
Вас нетеще: вы – воздух, глина, свет;
О вас,далеких, лишь гадать могли мы, –
Но передвами нам держать ответ.
Потомки, выот нас неотделимы.
Был труденбой. Казались нам не раз
Незащищеннымистолетий дали.
Когда врагигранатой били в нас,
То и до васосколки долетали.
(СтепанЩипачев «Потомкам»)
Словоучителя.
— «Когдавраги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали», — как вы понимаетеэти слова поэта? Долетели ли до нас, людей, живущих в XI веке, осколки ВеликойОтечественной войны? (Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердцекаждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашупамять, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережитьпоколению наших дедов и прадедов).
Ш. Ассоциативноеполе «Война». 5 минут
— Так чтоже такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциацийсоздать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали изапишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек навойне.
ВОЙНА
— А знаетели вы, сколько человеческих жизней унесла война за четыре года?
3 слайд«Страшная арифметика войны»
IV. Целеполагание. 3 минуты
— Ребята,мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний.Посмотрите, как много вы уже знаете о войне. Может быть, этого достаточно,нужно ли продолжать работу по этой теме и тем более читать произведения овойне? Ведь и так все ясно?
— Итак,давайте сформулируем цели нашего урока: сегодня мы анализируем художественныепроизведения о войне для того, чтобы … («увидеть», какой была война на самомделе, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять,что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставатьсячеловеком).
V. Слайд-шоу «Лейтенантскаяпроза». 5 минут
— Сегоднямы с вами обсуждаем произведения писателей-фронтовиков, давайте познакомимся сними.
4 слайд.«Правда о войне в произведениях послевоенной литературы»
 5 слайд.«Лейтенантская проза» (краткая характеристика течения)
6 слайд.«Писатели на войне»
7 слайд.Д.Самойлов «Как это было…»
8 слайд.«В.Некрасов – основоположник «лейтенантской прозы»
9 слайд.«Писатели-фронтовики»
10 слайд.Вячеслав Кондратьев
11 слайд.Василь Быков
12 слайд.Константин Воробьев
VI. Война в произведенияхписателей-фронтовиков 1 минута
— Выпрочитали произведения писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, чтотакое война. Это повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева, «Это мы, Господи!»Константина Воробьева и «Сотников» Василя Быкова.
1.Историческая справка. 5 минут
— Какиемоменты ВОв описывают авторы произведений? («Сашка» — бои под Ржевом, «Это мы,Господи!» — немецкие концлагеря, «Сотников» — партизаны в плену у полицаев).Послушайте, что говорит об этих событиях история.
«Боипод Ржевом» 1 минута
«Фашистскиеконцлагеря» 1 минута
«Полицаи»1 минута
2. Работа вгруппах с текстами произведений.
1 группа.Повесть В.Кондратьева «Сашка» 5 минут
— Какпредставляют войну молодые солдаты? (Война представляется им романтическимприключением, из которого они вернутся в родной дом героями: «…ворвалось в ихжизнь необыкновенное, очень важное и страшное, что станет их судьбой. Правда,тогда грезились им еще и подвиги, и поступки геройские, которые совершат онинепременно, лишь бы война не мимо, лишь бы не просидеть ее на востоке. И потом,после всего совершенного, вернутся они героями по своим домам… приманчива былавойна издали…»).
— Какойоказывается война на самом деле? Какие детали, картины, факты создают в повестиобстановку боев под Ржевом? (глава 2). («…рвутся мины одна за другой, пачками,будто строчит какой-то здоровенный пулеметище»; «…и впрямь творится тамстрашное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падаютвывороченные с корнем деревья…», « месяцы страшные», «битая-перебитая рота»,«бедует фронт», «набухшая от крови земля», «ни окопов, ни землянок», «трупныйдух и гарь», «На передовой казалось, что нет уже народа у страны, вроде побиловсех за одиннадцать месяцев войны…», «С хлебцем плохо. Навару никакого.Полкотелка жидни пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица!»; «… нету силенокребят хоронить… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах», из ста пятидесятисолдат за два месяца боев в живых осталось шестнадцать).
— Чтодумает Сашка о войне? Верит ли он в победу? В чем видит причины поражениясоветской армии? Считает ли себя героем? (глава 2: «…ни разу не засомневался онв победе. Казалось уж яснее ясного — сильнее немец пока и воюет осторожно,людьми не раскидывается, ночами бережется… Сколько ракет надо иметь, чтобы воттак все ночи подряд запуливать их в небо без передыха, уйму. Мин и снарядов нежалеет. Значит, навалом их у него… Но все же знал Сашка точно – не победитьнемцу!.. Понимал он и то, что дело не только в недохвате снарядов и мин, но ипорядка было маловато. Не научились еще воевать как следует что командиры, чторядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимали ворчал иногда, как и другие, но не обезверел и делал свое солдатское дело какумел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что одно нахождениетут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под каждочасным обстрелом,является уже подвигом»).
— Каквыглядит Сашка? (глава 2: «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпаннаягрязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленяхпросвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из нихбежевые теплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей(каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли ирыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные… Грели их над костром, акогда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги».Страшно, что у человека нет ничего личного, даже носового платка, Сашка двамесяца не был в бане).
Обобщение
— Что можносказать об особенностях изображения войны в повести Кондратьева? (ВойнаКондратьева – это правда солдатской жизни, в повести изображен тяжелый военныйбыт, в котором нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее: пережитьутренний минный обстрел, добыть махорки – и все это повседневные «заботы». Ито, и другое одинаково важно. Даже подвиг – пленение немца не выглядитгероически).
2 группа.К.Воробьев «Это мы, Господи!» 5 минут
— Какописывает Воробьев фашистские концлагеря? Как немцы относятся к военнопленным?Можно ли их пребывание в плену назвать жизнью? (Чтение или пересказ эпизодов:«Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани…»;
каждый деньиз бараков выносили около 60-ти умерших, скидывали в огромную яму, не зарывая;если пленный просил добавить баланды, полицейский выбивал из его рук котелок и«выливалась из него сизая дрянь-жидкость, бухался горемыка на ток земли, утоптанныйтысячью ног, и, не обращая внимания на побои, слизывал-грыз место, оттаявшее отпролитой баланды…»; «… Попыхивает комендант лагеря…»; «…от шести часов утрадо восьми вечера пленные не получали даже капли воды»; «…эсэсовцы, вооруженные…железными лопатами…».
— Что делает с человеком голод? («…широкое и тупое чувство равнодушия ко всему да голодное посасывание под ложечкой»; «Страх, как и голод, истерзав и скомкав тело, делает его со временем бесчувственным, апатичным и ленивым к восприятию ощущений»; чтение или пересказ эпизодов: «Двести голосов просящих, умоляющих…»; «Съеден с крошками земли…»; «На тринадцатые сутки умышленного мора голодом …»).
Обобщение
— Какие чувства вызвали у вас страницы повести Воробьева? (Сашка говорит, что лучше погибнуть, чем попасть в плен. Я думаю, теперь вам понятно, почему).
3 группа. В.Быков «Сотников» 5 минут
— Центральной темой повести является, конечно же, предательство. Назовите предателей и объясните, почему они идут на такой страшный шаг. (В повести «Сотников» В.Быков рисует образы предателей: это «добрая тетка», которая, усадив Сотникова поесть, отправила свою восьмилетнюю дочь за полицаями. Что заставило ее сделать это? Скорее всего, желание выслужиться перед «новой властью». В поисках продовольствия Сотников и Рыбак попадают в дом старосты, который позже окажется рядом с ними в подвале фашистов. Этот человек становится старостой по просьбе местных жителей, иначе на его месте оказался бы Будила – огромный молодой мужик, жестокий палач, не знающий жалости. Он перешел на сторону врага по своему желанию, в душе он фашист. И, наконец, Рыбак, который, спасаясь любой ценой, говорит, где расположен отряд, главное для него – он будет жить! Рыбак мечтает выпутаться, выкрутиться, выкарабкаться, вывернуться, он обманывает сам себя, успокаивает себя тем, что потом, когда полицаи потеряют бдительность, он сбежит и будет мстить).
— Что и кого предают люди на войне и можем ли мы оправдать их выбор? (Эти люди предают Родину, своих друзей, с которыми они вместе переносили все тяготы войны, а главное, они предают себя. От своей совести никуда не убежишь, хотя вряд ли «добрую тетку» или Будилу будут мучить угрызении совести).
Слово учителя.
— Таким образом, В.Быков показывает нам не ужасы физических мучений человека на войне, но ужасы мучений нравственных, не воинский подвиг, не одоление врага, а подвиг духовный, нравственный. Ужас ситуации состоит в том, что человек ставится перед выбором: погибнуть физически или духовно. И каждый выбирает для себя, что страшнее.
3. Синквейн«Война» (самое страшное на войне). 7 минут
— Итак,ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет, увидели, чтопережили советские люди за 4 года войны. Что можно добавить в нашеассоциативное поле?
— Подчеркните в ассоциативном поле то, что кажется вам самым страшным на войне.Напишите «стихотворение»:
1 строчка –существительное
2 строчка –2 прилагательных
3 строчка –3 глагола
4 строчка –предложение из 4-х слов
илисочинение-миниатюру.
Презентацияработ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).
VII. «Привал» 5 минут
— А сейчас– небольшой привал. Разделите 800 граммов хлеба на 12 равных кусочков ипопробуйте солдатскую пшенную кашу.
VIII. Человек на войне
— А теперьмы обратимся к образам героев прочитанных произведений и попытаемся понять,какая сила помогает им выжить в нечеловеческих условиях и оставаться людьминесмотря на все тяготы и ужасы военного времени.
1. Работа вгруппах – характеристика героев.
— Охарактеризуйте героев, подтвердив характеристики эпизодами из текста.
1 группа. Сашка5 минут
Смелый,самоотверженный, заботливый, добродушный.
— Подобстрелом ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для ротного.
— Берет вплен немца, объясняет ротному, что взял его «дуриком», хотя потом думает: «Все жепроявил смекалку и красноармейскую находчивость. И, что ни говори, смелость.Ведь с пустым диском немца догонял».
— Вгоспитале берет на себя вину лейтенанта Володьки, который бросил в упитанноготылового майора тарелку за то, что на ужин выдали им по две ложки каши. Ему,простому солдату, за это ничего не будет, а Володька мог пойти под трибунал.
Человекслова, милосердный.
— Получивприказ комбата расстрелять пленного немца, Сашка не может представить себе, какбудет убивать безоружного человека, вот если бы ему встретились немцы, которыесожгли деревню, их он убивал бы беспощадно. А главное, по пути к комбату Сашкапоказывал немцу листовки, в которых говорилось, что советские солдаты относятсяк пленным гуманно, немец отнесся к листовкам недоверчиво, а Сашка свято верил виз содержание. Кроме того, немец показался ему обыкновенным человеком, похожимна его деревенского приятеля. Как Сашка мог его убить?
— Послеранения Сашка идет в тыл, по пути в лесу находит тяжело раненного и обещает прислатьсанитаров. Но, придя в госпиталь, боится, что санитары не найдут раненого, исам отводит их в лес.
Умеетлюбить по-настоящему.
Сашка, идяв тыл, мечтает только об одном: встретить Зину, девушку, с которой онпознакомился по дороге на передовую. Он не видел ее два месяца, а знаком с нейвсего несколько часов, но она стала для него дороже всего на свете. Придя втыл, он понимает, что Зина любит другого, и прощает ее, потому что на войне всескоротечно, человек живет одной минутой. Сашка прощает Зину и уходит, принимаетрешение съездить к родным. Он уходит, потому что любит Зину и хочет, чтобы онабыла счастлива.
— Чемунаучили Сашку два месяца кровопролитных боев? Как война меняет отношениечеловека к жизни и смерти? («Научился он там не давать воли ни тоске, ни надежде»;«…привыкли на фронте жить часом, а то и минутой»; «попривыкли они к трупам-то.По всей роще раскиданы, на людей не похожи»).
2 группа.Сергей Костров 5 минут
Стойкий, мужественный, настойчивый, любит жизнь, целеустремленный.
Сергейнесколько раз бежит из плена, немцы жестоко избивают его, но он ведет себяочень мужественно. Он должен был умереть во время тифа, но он выжил, потому чтоочень хотел жить и бороться.
Чтение или пересказ эпизодов: «Прыгают кованые сапоги…»; «Кости хрустнули в плечах…»; «…почему он, Сергей, бравировавший на фронте…».
Милосердный.
Душа Сергея разрывается, когда мальчик Коля показывает ему свои ноги. Пальцы отморожены и отваливаются, пошла гангрена. Коля мечтает о том, чтобы пришла мама, принесла хлеба и картошки, но Сергей понимает, что ее тут же расстреляют фашисты.
3 группа. Сотников 5 минут
Ответственный, мужественный.
Сотников, тяжело больной, отправляется на задание – добыть продовольствие для отряда, потому что понимает, что другие не могут идти – один только что разобрал и принялся чистить пулемет, а у другой накануне провалился в воду.
Справедливый.
Когда видит старосту в подвале у немцев среди пленных, понимает, что тот действительно не по своей воле принял эту должность, а ради своих односельчан.
Боится стать обузой.
Сотников не боится смерти в бою, он готов к такому исходу, но он боится стать обузой для своего товарища, подвергнуть другого человека опасности.
Стойкий, мужественный, честный.
Во время жестоких допросов у Сотникова нет даже мысли о том, чтобы ценой жизни своих товарищей остаться в живых самому. Он ранен, потерял много крови, но выдерживает все пытки.
Милосердный.
Когда полицаи схватили их в доме Дёмчихи, Сотников пытается защитить ее, объяснить, что она невиновата, делает он это, что бы спасти невинную женщину, у которой дома остались маленькие беспомощные дети.
2. Подведение итогов работы в группах. 3 минуты
— Итак, что же помогает человеку в нечеловеческих условиях сохранить себя?
Запись на доске и в тетрадях: милосердие, мужество, стойкость, совесть, ответственность перед другими людьми, любовь к жизни, любовь к Родине и к своему народу, справедливость, самоотверженность, верность данному слову.
 IX. Сочинение «Я – человек навойне» 7-10 минут
— Ребята,итогом нашей работе на сегодняшнем уроке станет сочинение-миниатюра «Я –человек на войне». Цель этой работы – пропустить через себя мысли, чувства,переживания, нравственное и физическое состояние тех людей, которых вывстретили на страницах прочитанных произведений. Может быть, вашего персонажадаже нет в этих повествованиях, может быть, вы придумаете его сами.
Презентацияработ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).
X. Рефлексия. 3 минуты
— Ребята, вначале урока мы прослушали стихотворение Степана Щипачева «Осколки». Сейчас, напоследнем этапе нашей работы, подумайте и запишите в сердечки то, что останетсяв ваших живых, прекрасных сердцах этот урок.
Ученикиозвучивают свои мысли (по желанию).
Сердечкивывешиваются на заранее приготовленную доску.
На столеучителя – глобус, украшенный цветами и бабочками и накрытый черной «паутиной»,на которой сидит паук.
— Это нашаЗемля, а это паутина под названием война. От имени всех жителей нашей планеты ясрываю страшную паутину, и пусть буде мир во всем мире!