Уровень и качество жизни населения 2

–PAGE_BREAK—                    Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;
3)            Занятость и качество трудовой жизни
–                           Наличие выгодной работы для тех,  кто стремится её получить;
–                           Характер трудовой деятельности;
–                           Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью
         4)               Время и досуг
–                    Возможность выбора своего времяпрепровождения
          5)               Возможность приобретения товаров и пользования услугами
–                           Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
–                           Количество людей, испытывающих материальные лишения;
–                           Степень равенства в распределении товаров и услуг;
–                           Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
–                           Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;
6)             Личная безопасность и правовые органы
–                           Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
–                           Справедливость и гуманность правовых органов;
–                           Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;
5)    Социальные возможности и социальная активность.
 Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании ( в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах ( в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.
Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида: 1)                      Синтетические стоимостные показатели ( ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
2)                Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ( обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)
3)                Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).
Всероссийский  центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы ( в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум ( в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год. Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые  нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.
1.4Влияние теневой экономик на социально – экономическое развитие страны.
Довольно скоро обнаружилось, что неформальная экономическая деятельность существует отнюдь не только в странах 3-уго мира. В 70-г. неформальные экономические структуры стали обнаруживаться и в высоко развитых странах Запада. Из публикации 79-г. статьи американского экономиста Э. Фейга теневая экономика охватывает 1/3 официального ВНП.
В России теневая экономика особенно актуальна, во — первых потому, что масштабы теневых операций составляют по различным оценкам  25-40% ( или более % ), может, они уже превысили этот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезъинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение её наиболее важнейших жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институализации теневой экономики.
Само существование теневой экономики влечет за собой ряд конкретных негативных социально – экономических последствий ( снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение производственного потенциала, инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления,  дезорганизация финансовой и денежной системы, кризис в сфере социально – экономического управления). В – третьих, теневая экономика негативным образом сказываетсяна социальной стабильности общества, влияет на будущий  экономический, социальный и политический порядок.
Раскол хозяйства на легальный и нелегальный сектор « оказывает негативное влияние на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, неэффективности налоговой системы, удорожанием коммунальных услуг, замедление технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики.»
Имеет явление такой парадокс неформальных заработков, которые имеют в среднем такую же величину, как и в формальном секторе,  а то и выше. Главная причина заключается в том, что участники теневой экономики не однородны в классовом отношении. Они предлагают различать собственно наформальных рабочих, которые трудятся без договорной организации и правовой защиты, и неформальных предпринимателей, организующих работу по контрактам с формальным сектором. Заработки неформальных рабочих в среднем значительно ниже, чем в легальной экономике. Зато заработки неформальных предприятий хотя и неустойчивы, но могут быть значительно выше.
Ключевым критерием при различении формального и неформального труда является наличие или отсутствие фиксированного вознаграждения.
Существует 3 группы доходов горожан:
А)  Формальные доходы- зарплата в государственном и частном секторах, трансфертные платежи.
Б)  Законные неформальные доходы – от занятости в первичном (с \ х), вторичном ( работ по контрактам или самостоятельно – ремесленники, сапожники, портные), и третичном ( строительство, транспорт, крупная и мелкая торговля).
С)  Незаконные неформальные доходы – от услуг и трансфертов.
Факторы, определившие масштабность и степень распространения теневой экономики в России в период реформ, исследователи делят на 2 группы: «фоновые», присущие Российской экономике ещё со времени существования СССР, и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенного периода времени.
К числу 1 относятся традиции противостояния граждан государству, в рамках которых не законосообразное по отношению к государству поведение граждан, то есть обман ими государства в той или иной форме. В основе этих традиций лежит характерный для России экономический феномен – использование государственного имущества в целях повышения  личных доходов наемных работников.
2 фактор, возникший с разрушением партийно – государственных структур СССР, резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальной собственности колхозов.
Всех исследователей, анализирующих социально – экономическую роль теневого сектора и следствия его функционирования в экономике можно разделить на 2 группы.
Кто требует подавления теневой экономики и тех, кто считает возможный избирательный подход к «теневикам», учитывая двойственный характер их воздействия на экономику.
Позитивные функции определяются участием в нем значительной части населения, что позволило компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с уровнем дореформенного периода. Занятость в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения.
Негативные социально – экономические функции теневой экономики концентрируются по 2-м основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета.
Что касается отдельных социально – экономических последствий функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них:
1.Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Свыше 33% населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах.
2.Инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления. Идет процесс снижения объема капитальных вложений, умещение их в структуре вложений в производство. Дезориентация финансовой и денежной системы. В условиях разбалансированности современной Российской экономике произошел  массовый перелив капитала из производственной сферы сферу  обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж.
3.Кризис в сфере социально – экономического управления.  Отказавшись от методов централизованного управления, государство практически устранилось от участия в регулировании социальных и экономических процессов. Запущен механизм казнокрадства, не только скрытного, но и легального. Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня структуры исполнительной власти и не препятствуют распределению собственности и бюджетных средств.
Сегодня в экономике России наблюдается 2 тенденции: криминализация всей экономической системы, особенно сферы предпринимательства, и коммерцизация преступной сферы. В подобном случае нет смысла выделять теневую экономику как специфическую сторону экономической жизни общества, поскольку криминализируется вся система экономических отношений.
Предпринимателям выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как  не приходится делать отчисления в страховые  и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине.
Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных рабочих.
Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще – экономический  анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику страны, особенности её исторического и экономического развития. При этом за частую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её  учесть не возможно и  лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию.
 
2. Качество жизни в России и пути его улучшения.
2.1Тенденции в социально – экономическом развитии России.
Тенденцией  роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности  занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 годом, увеличилась на 2,2%.
Финансово – экономический кризис 1998 года крайне обострил ситуацию с безработицей. Только с 2000 года стало отмечаться устойчивое снижение общей численности безработных, рассчитанная по методологии МОТ. Общая численность безработных уменьшилась 8,6 млн. человек в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень общей безработицы  варьировал в пределах 1998 года – 11,9%, 1999 года – 12,7%, 2000 года – 10,4%, 2001 года — 9% к экономически активному населению.
Уменьшение численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, в 1999 – 2000 годах ( с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется в первую очередь увеличением спроса на рабочую силу (появлением новых рабочих мест в различных сферах экономик) и активизацией деятельности органов службы занятости, а так же отсутствием стимулов у граждан к регистрации в качестве безработных из – за задержки выплат пособий по безработице.
 В настоящее время процессы сокращения регистрируемой безработицы замедлились, и в 2001 году численность регистрируемых безработных составила 10,1 млн. человек.
За 2001 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза.
В 2001 году удалось компенсировать последствия падения реальной заработной платы в результате роста потребительских цен  вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98% от уровня 1998 года.
Основой позитивных тенденций в сфере оплаты труда стало благоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного  производства, улучшения финансового состояния предприятий и организаций.
Увеличению заработной  платы в первую очередь способствовали принятые решения о повышении минимальных государственных гарантий по оплате труда, заработной платы работников бюджетной сферы.
На рост заработной платы позитивное влияние оказало снижение издержек в связи с введением с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в государственные внебюджетные фонды.
В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.
В течение всего периода сохранялась высокая дифференциация в заработной плате между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работающих.
Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил к её  уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44%, 41% и 44%,( в ноябре 2000 – соответственно 45%, 42% и 42%, в ноябре 1999 года – соответственно 48%,45%, 44%).
Ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2202 года суммарная задолженность по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8% от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в том числе по производственным отраслям – 44,7%, а по отраслям социальной сферы – 19,7%.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Величина прожиточного минимума за 1999 – 2001 годы в целом по Российской Федерации увеличилась в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен и составила в 2001 году 1500 рублей, в том числе трудоспособного населения – 1629 рублей. Пенсионеров – 1144 рубля и детей – 1499 рублей.
За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция к снижению доли расходов населения на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные товары. Это связано с опережающим ростом потребительских цен на платные услуги, доля которых в расходах населения повышается.
Наметилась тенденция  к снижению численности населения с денежными доходами ниже  величины прожиточного минимума. В 2001 году она составила 39,9 млн. чел ( 27,6% от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2%от общей численности населения) в 1998 году.
Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню  доходов по – прежнему остаётся высокой.
Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения – многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами – является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый  уровень благосостояния из – за низкого уровня доходов населения.
Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть  указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В 2001 году текущие выплаты осуществлены в полном объёме. В результате у регионов появилось больше возможностей для погашения накопившейся в предыдущие годы задолженности по выплате пособий.
По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России  задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года.
Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем
-Существующего разрыва между обязательствами государства и реальными финансовыми возможностями их обеспечения;
-Низким уровнем заработной платы для работников социальных отраслей;
-Износа материально-технической базы учреждений социальной сферы и несоответствия оказываемых услуг потребностям населения;
-Недостаточность отработки механизмов привлечения внебюджетных источников на содержание учреждений социальной сферы.
Решение проблем сферы социальных услуг осуществлялось в рамках реализации мероприятий ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ.
Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов государственных капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы.
Объёмы государственных капитальных вложений, предусмотренные в федеральном бюджете только в 2001 году, позволили достичь уровня 1998 года.
К числу позитивных тенденций развития сферы социальных услуг в 1999-2001 годах можно отнести следующие:
-Обновление материально-технической базы учреждений социальной сферы за счёт увеличения расходов бюджетных уровней на социально-культурную  сферу;
-Развитие частных коммерческих и некоммерческих образовательных, медицинских и санитарно-курортных организаций, организаций культуры,, физической культуры и спорта;
-В здравоохранении осуществлялись меры по внедрению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Наряду с достигнутыми позитивными результатами сохранились и негативные тенденции:
-Недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы;
-Низкое качество социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе;
-Неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными;
-Возрастание регионального и социального неравенства в обеспечении населения услугами образования, здравоохранения и культуры.
Крайне негативное влияние на область образования оказал финансовый кризис 1998 года. В результате этого ухудшилось состояние материально-технической базы, не проводилось обновление парка учебно-лабораторного  оборудования, не пополнялись фонды библиотек образовательных учреждений.
В силу демографических причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях на  9%, численность обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6% по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4% и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3% меньше числа обучающихся в прошлом году.
Принята Федеральная программа развития образования и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных стандартов, разработке новых учебников и учебно-методических  материалов.
Основной целью государственной политики в области  здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество  и объёмы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсам, которыми распологают государство и граждане.
Постановлением Правительства от 24,07,2001 года « О программе государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи» в указанную программу внесены изменения и дополнения, направленные на усиление роли амбулаторно-поликлинического звена в системе медицинской помощи и развитие сети дневных стационаров как формы стационарозамещающих технологий, что приведёт к сокращению расходов на дорогостоящее стационарное лечение (в настоящее время в среднем по России на содержание стационаров расходуется более60% финансовых средств, направляемых в здравоохранение, несмотря на то, что динамика показателей обеспеченности стационарными койками и амбулаторными поликлиническими учреждениями в целом соответствует поставленным задачам  по реконструкции стационарной помощи, процесс реформирования идёт крайне медленно.).
Продолжается дальнейшая работа по совершенствованию оказания медицинской помощи  и санаторно-курортных услуг, утверждены отраслевая программа развития сёстринского дела в России  и Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации.
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования за 3 послекризисных года возрос на 34,4%. Наиболее динамично инвестиции в основной капитал росли в 2000 году, когда они увеличились на 17,4%(в 1999 году-на 5,3% и 2001 году-на 8,7%) по отношению к предъидущему году.
В 2001 году темпы роста инвестиций в основной капитал замедлились в связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий и замедлением темпов роста реально располагаемых денежных доходов населения.
Степень износа основных фондов крупных организаций к началу 2001 года 47,2%, в том числе машин и оборудования-62,9%, а транспортных средств-59,3%.
С 1999 по2001 год государственные капитальные вложения увеличились с 6,05 млрд. рублей до 41,5 млрд. рублей. Улучшилось финансирование государственных капитальных вложений. Так, если в 1999 году финансирование составило 90,2% от установленного лимита, то в 2001 году 96,5%.
Выполненный объём работ по договорам строительного подряда за 1999-2001 гг. увеличился по сравнению с 1998года на 30%. В 2001 он составил737,5 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2000 года.
За 1999-2001 годы было введено жилых площадью 93,4 млн. кв. метров.
По итогам 2001 года объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 35,6млрд.$, в том числе прямые инвестиции-18,2млрд. долл., портфельные инвестиции-1,2 млрд. долл. И прочие инвестиции-16,2 млрд. долларов.
2.2 Политика правительства России по обеспечению повышения качества жизни населения.
Правительство определило чёткие задачи во всех областях экономики и социальной сферы, которые начали реализовываться в 1999-2001 годах и будут оставаться важнейшими направлениями деятельности Правительства как в краткросрочной так и в среднесрочной перспективе.
Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении — разборка программы обязательного медико-социального страхования.
Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Главный шаг в этом уже сделан- принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом  политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.
В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов  бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2000 и 2001 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии  пенсионеров.
В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.
Принятие в 2001 году ряда поправок в корпоративное законодательство, разработка  законов о банкротстве и о национализации должны  укрепить законодательные основы системы защиты прав собственников.
В 2002 году предстоит продолжать реформу корпоративного законодательства. Другие важнейшие задачи – принятие мер по развитию фондового и денежного рынка, рынка страховых услуг. Их решение позволит привлечь в экономику значительные зарубежные финансовые ресурсы, а также  в большинстве своём незадействованные в настоящее время  сбережения российских граждан.
Продолжение начатой в 2000-2001 годах налоговой реформы, направленной на дальнейшее упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, устранение налоговых льгот, станет важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата. В ближайшей перспективе будут подвергнуты реформированию ряд налогов, в том числе введены упрощённая система налогообложения малого  предпринимательства и налог на недвижимость.
Непосредственно влияющий на инвестиционный климат процесс – дебюрократизация экономики. Принятие в 2001 году пакета законов по дебюрократизации экономики стало реальным шагом на пути стимулирования развития малого бизнеса. Для прорыва в этом направлении Правительство будет реализовывать программы поддержки малого предпринимательства и оказывать правовое, информационно – техническое и финансовое содействие.
В 2001 году сделан главный шаг для решения земельного вопроса – разработан и принят Земельный Кодекс, который регулирует оборот несельскохозяйственных земель. Одной из важнейших задач 2002 года должно стать принятие закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, предстоит принять ряд нормативных актов, обеспечивающих выполнение этих двух базовых законов.
На сегодняшний день Правительством и Центральным Банком согласована стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. Её реализация станет одним из приоритетов Правительства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.
Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.
В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

Список используемой литературы:
1)               Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.
2)               Анимица Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 2 — Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г. – 300с.
3)               Бюллетень Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российского информационного агентства «Новости», Уровень жизни и занятость населения, развитие отраслей социальной сферы, Меры социально – экономической политики правительства Российской Федерации в ближайшей перспективе// Вестник экономики — №14, июль, 2002 год – с.7-11, 11-13, 49-51.