–PAGE_BREAK–
Глава 2. Особенности уровня и качества жизни населения РФ в условиях текущего экономического кризиса.
2.1 Основные параметры экономического кризиса в России
Сегодня весь мир поражен гигантским финансовым кризисом, и Россия сталкивается со стечением крайне неблагоприятных обстоятельств. В период этого кризиса огромные потери понесли те компании и рынки, которые сильнее вовлечены в глобальную экономику. Негативное воздействие оказывают три взаимосвязанных процесса:
— собственно финансовый кризис, ударивший по банковскому сектору и компаниям разных секторов экономики с большой внешней задолженностью; разрушено доверие на финансовом рынке, необходимое для кредитования;
— значительное снижение цен на экспортные ресурсы на мировых рынках;
— сокращение мирового и внутреннего платежеспособного спроса, прежде всего в отраслях инвестиционного цикла: экспорт металлургической продукции снизился почти вдвое, а внутри страны резко упал спрос на стальной прокат, используемый в строительстве.
Сочетание этих факторов создает разный уровень рисков для отраслей экономики. Самая проблемная группа – банковский сектор, девелопмент (строительство), в меньшей степени ритейл. Строительные компании имеют самую высокую долговую нагрузку, они строили в основном на заемные средства. Вторая группа – экспортно-сырьевые отрасли (черная и цветная металлургия, нефтегазовая, алмазная, целлюлозно-бумажная промышленности). Третья группа – отрасли импортозамещения с сильным спадом спроса (цементная промышленность, автомобилестроение, особенно грузовое).
Замедление экономического развития и возможное сокращение инвестиций на осуществление госпрограмм в связи с сокращением экспортной выручки за нефть и ростом расходов на борьбу с последствиями кризиса, могут негативно сказаться на темпах развития таких металлоемких отраслей машиностроения, как судостроение, авиастроение, производство сельскохозяйственной техники. Последствия финансового кризиса для машиностроения:
• Увеличение ставок на автокредитование и лизинг
• Увеличение требований к заемщикам
• Снижение темпов роста автокредитование и лизинга
• Снижение темпов роста автомобилестроения и других подотраслей машиностроения
Последствия финансового кризиса видны во всех сферах жизни и областях бизнеса. Можно с уверенностью утверждать, что он повлиял практически на все российские предприятия, и в первую очередь на те, которые работают на экспорт. Даже крупнейшие из компаний старались сэкономить за счет сворачивания инвестиционных программ и сокращения расходной части бюджета. Все это привело к таким последствиям, как массовые увольнения и сокращение рабочих мест.
Банковской системе также пришлось адаптироваться к новым условиям: были ужесточены условия предоставления займов, увеличились ставки по кредитам, сворачивались многие потребительских и ипотечных программ. И даже, несмотря на значительную помощь со стороны государства, негативных последствий все равно избежать не удалось. Не всем кредитным организациям удалось удержаться на плаву.
Однако рассматривать кризис только с отрицательной стороны было бы не совсем верно. К его положительным последствиям можно отнести падение цен на недвижимость и землю, которые раньше были явно искусственно завышены. Кроме того, промышленный рынок пережил так называемый «естественный отбор», который оставил на плаву наиболее дееспособные предприятия. То же самое произошло и во многих других областях.
Во многом последствия кризиса оказались не настолько губительными, как это ожидалось год назад, и даже в какой-то степени способствовали оздоровлению мировой экономики. Тем не менее, как утверждают специалисты, это не конец и до полного восстановления жизнеспособности мировой финансовой системы еще далеко.
Таким образом, отсутствие финансовых средств предопределило, свою очередь, процесс остановки производства, сокращения рабочих мест, увеличения числа безработных, прекращения роста заработной платы и, т. о, все эти события значительно ухудшили уровень жизни населения.
2.2 Анализ уровня и качества жизни населения России во время кризиса
Главный неприятный итог кризиса – практически потеря среднего класса населения. Сегодня он во многих случаях скатился к дешевому, функциональному потреблению – «без фантазий». Львиная доля всех доходов будет тратиться на товары повседневного спроса. Сегодня мы видим вымывание с магазинных полок качественных товаров с высокой добавленной стоимостью и их заполнением примитивом.
Сегодня настоящий ажиотаж на рынке жилья (например, в Москве). Здесь сметается дешевое жилье. Люди, сохранившие некоторые сбережения, дождались ценового дня и теперь на низком рынке решили прикупить недвижимость.
На всех остальных рынках – автомобильном, одежном, мебельном и проч. – траты будут строго по потреблению, по делу.
Самый живой сегмент потребительского рынка – товары повседневного спроса: еда, напитки, лекарства, домашняя утварь, средства гигиены и т.д. Обеспеченные граждане скорректировали свое поведение в области товаров длительного пользования: сократили частоту туристических поездок, стали реже менять автомобили и приобретать недвижимость. Также люди стали больше питаться дома.
Гораздо хуже обстоят дела на рынках товаров длительного спроса – одежды, обуви, мебели, книг и проч. В кризис объем сократился на 20-40 %. Низкий спрос связан не только с тем, что у людей нет денег. Важно ещё и то, что растут цены на потребительские товары. Во время кризиса издержки компаний увеличились на 15-20%. Причем подорожало все: производство( за счет роста стоимости сырья и комплектующих), логистика (выросла стоимость доставки), продвижение. А нынешней весной торговые центры опять начали поднимать арендные платы.
В течение 2009 года в регионах и муниципальных образованиях стали особенно болезненно ощущать последствия сокращения централизованной поддержки, а Минфин России рекомендовал региональным властям провести оптимизацию социальных расходов при планировании бюджетов на 2010 год с учетом «консервативного сценария развития кризиса»; резкое падение доходов местных и региональных бюджетов при отсутствии надлежащей помощи из «центра» вынуждает многие муниципалитеты к отказу от докризисных социальных параметров. Под удар попадают пенсионеры, инвалиды, сироты и дети, ибо местные власти лишают социально-незащищенные слои населения права бесплатного проезда на муниципальном транспорте, отменяют социальные выплаты, сокращают часы работы детских садов, и т.п. Все большее число муниципалитетов и регионов отказываются от ставших привычными мер социальной поддержки населения. Так, в Сочи с 1 августа 2009 г. отменили ежемесячную 500-рублевую надбавку, которую получали более 100 тыс. местных пенсионеров; во всем Краснодарском крае сокращены льготы при проезде пенсионеров в автобусах пригородного сообщения; в Тобольске отменен бесплатный проезд в городском транспорте для работающих пенсионеров; в Качканаре Свердловской области сокращены часы работы детских садов, также в области перестали давать пенсионерам адресную помощь, т.к. пенсия превысила прожиточный минимум; в Тюмени подорожал проезд в городском транспорте с 12 до 14 рублей, а с июня 2010 он будет 18 рублей.
Также проблемой для населения стало подорожание услуг ЖКХ. Например, с 1 января в Башкирии тарифы на ЖКУ выросли в целом на 26 процентов, а с 1 апреля ожидается еще и повышение платы за газ — на 15 процентов.[17]
Таблица 2.2.1
Реальные располагаемые денежные доходы за март 2010 года
Март 2010г.
В % к
1 квартал 2010г. в % к 1 кварталу 2009г.
Справочно
Марту 2009г.
Февралю 2010г.
Март 2009 г. в % к
1 квартал 2009 г. в % к 1 кварталу 2008 г.
Марту 2008г.
Февралю 2009г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей
17392
110,0
103,4
113,7
118,1
105,3
114,0
Реальные располагаемые денежные доходы
104,2
102,3
107,4
104,5
103,1
100,7
Среднемесячная начисленная з/п одного работника:
Номинальная, рублей
20158
110,1
106,0
109,6
111,9
105,8
112,8
Реальная
103,4
105,3
102,2
98,2
104,4
99,2
Источник [15]
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г., по оценке, увеличились на 4,2%, в I квартале 2010г. — на 7,4%.
Таблица 2.2.2
Основные социально-экономические показатели по регионам России (1-я половина 2009г)
Регион
Уровень безработицы, %
Денежные доходы (руб./чел./мес.)
Заработная плата (руб./чел./мес.)
Пенсия (руб./чел./мес.)
Строительство жилья (тыс.м2)
Иностранные инвестиции (тыс.долл.)
Россия
6,9
13 893
17 441
5144
10 412
12 031 250
Москва
1,5
35 986
30700
5454
718
4 583 009
Санкт-Петербург
2,3
15 527
22 706
6041
463,6
650 461
Дальний Восток
8,1
13 757
21 485
6107
194,1
793 767
Республика Саха (Якутия)
9,2
16 058
24 464
7232
6,7
47 671
Камчатский край
8,5
18 135
28 449
8164
8,7
15 475
Приморский край
7,8
11 133
17 563
5218
57
15 465
Хабаровский край
8,7
12 732
19 383
6057
68,2
39 991
Амурская область
6,0
12 333
17 225
5185
7,6
58 367
Магаданская область
7,6
18 775
29 038
8358
0,6
1 958
Сахалинская область
9,1
21 011
31 893
4962
26,5
607 888
Чукотский автономный округ
4,9
190 361
39 376
9748
–
12 216
Источник :[6, с.28]
В таблице 2.2.2 указаны данные за 2009 год. За первый же месяц 2010 года официально зарегистрированных безработных в России стало на 0,67 млн. человек больше (+10,8%). Всего в России к началу февраля насчитывалось более 6,8 млн. безработных, или 9,2% от всего экономически активного населения страны. Такие данные приводятся в очередном отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2010 года, по предварительным подсчетам Росстата, составила 19 тысяч рублей и по сравнению с январем прошлого года выросла на 10,8%
Очень часто мы стали слышать такое понятие, как «скрытая безработица». Скрытая безработица очень привлекательна для работодателей, многие из которых убеждены, что будут чувствовать себя абсолютно спокойно, если не уволят одного работника, а отправят двух в отпуск с частичным содержанием. Экономический эффект тот же, а претензий со стороны региональных властей – никаких. Под данным скрытая безработица в России приобрела массовый характер, достигнув 7 млн человек, и к середине 2010 года может вырасти вдвое[18]
С начала 2010 года в России была проведена валоризация пенсий, что означает переоценку прав тех граждан, стаж которых длился в советские годы, а именно до 1 января 2002 года. Данная валоризация пенсий в 2010 предполагает индексацию пенсий на десять процентов, а также начисление в виде одного процента за каждый год стажа, наработанного до 1991 года. Это касается не только пенсионеров советского периода, но и тех работающих людей пенсионного возраста, имеющих трудовой стаж до 2002 года. Для каждого пенсионера валоризация пенсий в 2010 будет производиться индивидуально, и будет зависеть от стажа. В любом случае, перерасчет будет произведен только на страховую часть пенсии. Стоит отметить, что валоризация пенсий в 2010 не требует обращения в Пенсионный фонд с заявлением, а будет производиться в автоматическом режиме на основании имеющихся индивидуальных дел на каждого пенсионера. Теперь пенсии, в основном, перешли порог прожиточного минимума.
Прожиточный минимум в России в III квартале 2009 года вырос на 11 рублей — с 5187 рублей до 5198 рублей на человека в месяц. Инфляция же в 2009 году составила 8,8%. Впрочем, инфляция оказалась не единственным фактором, который повлиял на рост беднейшей доли населения. Тем более что продукты первой необходимости иногда даже снижались в цене. Дело в том, что в прошлом году среднедушевые доходы в абсолютных цифрах тоже снижались. Так, в III квартале они упали с 16 993 рублей до 16 673 рублей. Это, несмотря на то, что, по данным Росстата, росла и средняя зарплата (с 18 419 до 18 673 рублей) и средняя пенсия (с 5576 до 5847 рублей).
В итоге, можно сделать выводы о том, что средний класс населения почти вытеснен, и рост безработицы «направил» людей на дешевое потребление, что означает, что у людей нет денежных средств. Почти каждый пятый россиянин в конце прошлого года имел доход ниже прожиточного минимума. При этом количество нищих до недавнего времени продолжало увеличиваться.
2.3 Меры по улучшению уровня и качества жизни
Для того чтобы улучшить уровень жизни в современной РФ нужно, прежде всего выйти из экономического кризиса. Можно предложить следующие меры
1. Ориентировать бюджетную политику на поддержку не предприятий и банков, а населения. Расходы региональных и местных бюджетов целесообразно концентрировать в основном на поддержке населения – как в части недопущения резкого снижения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг, так и в части содействия занятости в различных формах. В то же время целесообразно оказывать бизнесу достаточно существенную косвенную поддержку за счет того, что в условиях кризиса с него снимается нагрузка по удержанию излишней занятости. Заботу об обеспечении безработных должно полностью взять на себя государство. Это позволит ликвидировать один из наиболее существенных барьеров на пути реструктуризации предприятий, их адаптации к новой экономической конъюнктуре.
2. Рассмотреть возможность формирования новых и повышения эффективности существующих инструментов создания финансовых резервов и управления ими на региональном уровне. Здесь необходимо создать регионам стимулы для сокращения расходов путем резервирования доходов для решения вероятных в будущем финансовых проблем.
3. Использовать резервы по сокращению капитальных расходов. По сохраненным объемам капитальных затрат необходимо установить следующую очередность:
— во-первых, завершить ранее начатое строительство;
— во-вторых, осуществление капитальных затрат, способствующих снижению текущих затрат в среднесрочной перспективе (например, внедрение ресурсосберегающих технологий или реструктуризация бюджетной сети);
— в-третьих, осуществление капитальных затрат, способствующих занятости населения (общественные работы).
4. Обеспечить приоритетность выполнения первоочередных публичных обязательств, в числе которых социальное обеспечение населения, оплата коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и другие.
5. Провести анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот по налогам, являющимся источниками формирования доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
6. Не допускать увеличения численности работников бюджетной сферы и органов государственной власти.
7. Не принимать решений о повышении оплаты труда государственным гражданским служащим сверх размеров, предусмотренных для соответствующих категорий федеральных должностей. В случае существования задолженности по заработной плате в бюджетном секторе установить мораторий на повышение заработной платы государственным служащим.
8. В отношениях с органами местного самоуправления необходимо отказаться от попыток решения проблем сбалансированности регионального бюджета за счет снижения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Сокращению могут быть подвергнуты в первую очередь нерегулярные, целевые межбюджетные трансферты, направленные на софинансирование капитальных расходов муниципальных образований. Единые нормативы налоговых отчислений от федеральных и региональных налогов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не должны пересматриваться в сторону понижения во время экономического кризиса.
9. Необходимо увеличить государственные инвестиции в поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.
Государство уже приняло ряд мер, которые существенно смягчают удары мирового экономического кризиса. Если говорить конкретно о принятых решениях, то это в первую очередь поддержка банковского сектора экономики в размере 4 трлн. рублей. Всего государством зарезервировано на эти цели до 9 трлн. рублей. Это позволило сохранить доверие вкладчиков и устойчивость банковской системы.
Важной мерой стала поддержка малого и среднего бизнеса, которые получили микрокредитование из федерального бюджета в сумме 10,5 млрд. рублей и 30 млрд. рублей от Внешэкономбанка.
Правительство оказало существенную поддержку сельхозмашиностроению, приняв дополнительные меры таможенно-тарифного регулирования по защите отечественного товаропроизводителя. Было выделено дополнительно 25 млрд. рублей в «Росагролизинг», принят пакет мер по поддержке агропромышленного комплекса. Самая главная из этих мер – субсидирование ставки кредитов с 2/3 до 80 %, а по некоторым видам инвестиционных кредитов до 100 %.
Значительная помощь была оказана правительством отечественному автопрому. Она выразилась в выпуске облигаций в объеме 60 млрд. рублей; поддержке кредитами лизинговых компаний в объеме 43 млрд. рублей по ставке рефинансирования Центрального банка; увеличение закупок транспорта для госнужд в объеме 12,5 млрд. рублей дополнительно; выделении 20 млрд. рублей из федерального бюджета на обновление транспортного парка муниципальных образований.
Правительство, помогая безработным, повысило им выплаты до 4 900 рублей и направило дополнительные средства в Службу занятости в объеме 50 млрд. рублей для того, чтобы иметь возможности развернуть при необходимости общественные работы.
Важной социальной мерой стали налоговые льготы российским работающим гражданам при покупке квартиры. Благодаря финансовой помощи государства россияне смогут сэкономить на налоге с доходов физических лиц не 130 тысяч рублей, как раньше, а 260 тысяч.
Таким образом, если принять нужные меры, то положение населения России значительно улучшится, за счет помощи безработным, улучшения технологического обеспечения предприятий, снижения коррупции чиновников и, в общем, улучшения социальной политики государства.
продолжение
–PAGE_BREAK–