Уровень тревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРАВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курсоваяработа
Уровеньтревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье
Тюмень, 2007

Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснованиетревожности детей в системе семьи
1.1.    Причинывозникновения тревожности у детей дошкольного возраста
1.2.    Особенности эмоциональнойсферы дошкольника
1.3.    Факторочередности рождения детей в семье
Вывод по главе I
Глава II.Исследование влияния очередности рождения на тревожность дошкольника
2.1. Организация исследования
2.2. Методика исследования тревожности у детей
2.3. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
В настоящее время увеличилось число тревожных детей,отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональнойнеустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано снеудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику,обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации изащиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области,объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детейв независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивогообразования. Например, дошкольники  боятся темноты, сказочных персонажей,воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могутпровоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание сродителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад имногое другое.
Очередность рождения ребенка в семье имеет для негоопределенные последствия в психологической, социальной и профессиональнойсферах, поэтому, нам представляет интерес то, как влияет очередность рожденияребенка в семье на уровень его тревожности.
Например, в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцыоказываются более беспомощными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, ктородился не первым и привык полагаться на себя. Родители, как правило, бываютболее озабочены состоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцевпо сравнению с детьми, родившимися впоследствии, т.к. приобретают родительскийопыт, становятся более уравновешенными. Они ставят перед первенцами болеевысокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Еслипервенец обладает достаточными способностями, то такого рода давление может вдальнейшем способствовать его социальным и профессиональным достижениям.Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха.Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителейподобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности иснижение самооценки.
Первенцы (как мужского, так и женского пола) при наличиимладших детей в семье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чемих младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка упервенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцевиспытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед нимиставят родители.
Объектомисследования является развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
Предмет исследования зависимостьуровня тревожности от очередности рождения у дошкольников.
Приступаяк исследованию, мы исходим из гипотезы, если ребенок является первым всемье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожностибудет выше, чем у единственных или вторых детей.
Именно поэтому, целью исследования является влияниеочередности рождения на тревожность дошкольника.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутойгипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с причинами возникновения тревожности у детей дошкольноговозраста;
2. Изучить особенности эмоциональной сферыдошкольника;
3.Проанализировать влияние очередностирождения на эмоциональное состояние ребенка.
4. Провести исследование тревожности детей взависимости от очередности рождения;
5.Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ СЕМЬИ
1.1.    Причинывозникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [4].
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности [3].
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себя («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей  — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер –  ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что–то не так,  т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные,  мнительные,  неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: “Заберет тебя дядя в мешок”, “Уеду от тебя” и т. д.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер [5].
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.  
Тем не менее, у детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [9].
 
1.2.    Особенностиэмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевомуразвитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются еговзгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать иконтролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в техобластях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и«хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следуетожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастныеособенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенноеподстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.
К трем годамэмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себяобразцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще незначит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявлениянедовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не такхарактерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости.Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачемвпадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почемуя должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень усталили перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведениеребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент наребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка,утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он былмладше.
Чувства дошкольниканепроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурноевеселье нередко сменяется слезами.
Вся жизнь ребенка раннегои дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниямион еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения,чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так какони почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему ониспособны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткийпромежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапнорасплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшимиглазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершеннонормально [1].
Кроме того, у них бываютхорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либокапризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснитьего плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием,ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохоенастроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретногообстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться отнего, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохоенастроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и непереходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долгонаходится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданныеперемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше непридавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволитему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.
С развитием эмоциональнойсферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения отобъекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определеннымисоциальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, укладажизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха.Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный периодможет вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев,ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Развитие эмоций и чувству дошкольников зависит от ряда условий.
1. Эмоции и чувстваформируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаковочувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше егобеспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, вкоторых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может бытьзадержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов скаждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейшийисточник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева, тревожностии других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другимлюдям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок,рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам,растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.
Неправильное общение всемье может привести:
— к одностороннейпривязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении сосверстниками;
— к ревности припоявлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себяобделенным;
— к страху при выражениивзрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычнойситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например,страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себебудет пугать его.
2. При специальноорганизованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатсяиспытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).
3. Эмоции и чувства оченьинтенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности- в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе выполнениясовместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развиваетсяэмоциональное единство группы дошкольников.
В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства иэмоции (любовь, ненависть, радость, гнев, тревожность) могут бытьположительными, отрицательными, ориентировочными [2].
Вообще, в целом детиотносятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостноенастроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительнымидвижениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движенияявляются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитиемдругих психических процессов и в наибольшей степени — с речью.
Следует постояннообращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить,например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-тообрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети незнают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод илидетскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга.Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памятиразные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детейбудет низкая[8].
1.3.    Факторочередности рождения детей в семье.

На формированиеиндивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. Важныйфактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующегоребенка их реакции и поведение меняются. Меняется ситуация в семье,материальное положение, одна и та же женщина в 20 и в 35 лет имеет разныйжизненный опыт. Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначногоответа нет: у каждой позиции есть свои плюсы и минусы.
Для старшего характерномного внимания и много ожиданий. Он появился в семье первым, и какое-то времяостается единственным. Как правило, ему уделяют много времени, с ним многозанимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей.Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему; с ним вместеони проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и скоторым, возможно, не до конца разобрались. До рождения первенца, мы не имеемдругого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому сосвоим первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либопытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепогоследования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образноговоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксеи которая впитывает больше всего чернил.
Пока он у родителей один,он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем.Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только егоповедение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослыенередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца (ведь еще нетследующих детей, которые будут претендовать на их внимание). И, конечно, раноили поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежностановится рождение брата или сестры.
Младший является любимчикомв семье и конкурентом для старшего ребенка. Самый младший в семье имеет дело сопытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. Унего больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себеотчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнегоребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовалбы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться. Младшимсвойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужоепокровительство. У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бываеттрудно самостоятельно принимать решения. Быть любимчиком не так уж и выгодно:чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он ещебольше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же,ревнуют. Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшиеиграют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но насамом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, недавая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотяон уже умеет делать это сам.
Он знает, что силой в отношенияхничего не добьешься. Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своихцелей. Младшие становятся настоящими мастерами общения, ведь им приходится житьв обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения. Семья  первыйсоциальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его,общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения спартнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опытбогаче и разнообразнее. Но в то же время школа жизни младшего суровее: родителивсегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такимиснисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всегозакулисной) за свое место в семье.
Средний ребенок ищет своюнишу в семье. Ни старший, ни младший, он ищет свое место. Побыв младшим и (невполне) насладившись родительским вниманием, он зачастую слишком рано теряетпривилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: благодаряотсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий,как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребенок живет своейжизнью, той, которая нужна ему самому. Средние часто бывают спокойнее,безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. Промежуточная позициясредних детей, стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми,многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми.
Если в семье два ребенка,кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Носоперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькаяразница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризисперераспределения ролей. Девочка воспринимает рождение младшего проще, чеммальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание. А первенцу-мальчикупорой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то егообгоняет (скажем, в учебе). Он может начать хуже себя вести или учиться. Но имладшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не можетпонять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!)отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможныхспособов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательнуюустановку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство [6].
Сэр Фрэнсис Гальтон,английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX векапервым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. Вначале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал типличности, характерный для единственного ребенка в семье, для второго, длямладшего. Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 годуисследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше уребенка старших братьев и сестер, тем ниже его тревожность [7].
Нельзя утверждать, чтосложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того,каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять натревожность ребенка. Современные исследования показывают, что у средних имладших детей в целом тревожность ниже. Самые старшие оказываются болеетревожными.
Любопытна аналогия,использованная американским социологом Далтоном Конли: очередность рождениязначит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровнымсчетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он жеТелец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда,который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность невписывается в схему, мы этого даже не замечаем.
Очередностьрождения — значимый, но не единственный фактор, который влияетна наши индивидуальные особенности. Она может способствовать проявлениюнекоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество другихвещей. Это и атмосфера в семье, и ее экономическоеположение, и распределение функций между матерью и отцом,и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит приниматьво внимание, но нельзя считать их единственной истинойи уж тем более приговором судьбы.
Очередность рожденияребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической,социальной и профессиональной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность,первенцы оказываются более беспомощными и больше нуждаются в поддержке, нежелите, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Родители, как правило,бывают более озабочены cостоянием здоровья и перспективами на будущее своихпервенцев по сравнению с детьми, родившимися впоследствии (приобретая родительскийопыт, они становятся более уравновешенными). Они ставят перед первенцами болеевысокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Еслипервенец обладает достаточными способностями, то такого рода давление может вдальнейшем способствовать его социальным и профессиональным достижениям.Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха.Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителейподобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности иснижение самооценки.
Первенцы (как мужского,так и женского пола) при наличии младших детей в семье в большей степенинуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры илиединственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у болеепоздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что несоответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители. Если допустить,что для всех первенцев характерно ощущение своей неадекватности, то,повидимому, среди них и больше тревожных. Эту гипотезу подтверждают полученныенами данные о том, что в дошкольном возрасте тревожность больше свойственнапервенцам, тогда как среди более поздних детей она распространена значительноменьше [6].
Вывод поглаве I
Очередность рожденияребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической исоциальной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываютсяболее тревожными, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя.
Причинами возникновениятревожности у дошкольников являются:
— гиперопека родителей;
— проекция страховродителей на детей;
— завышенные требованиясо стороны родителей и воспитателей;
— частые упреки,вызывающие чувство вины;
— излишняя строгостьродителей.
Особенностямиэмоциональной сферы дошкольника в этом возрасте являются:
— проявление недовольствав виде слез, истерик и криков;
— лабильность чувств;
— отделение субъективногоотношения от объекта переживания.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИРОЖДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
2.1.Организация исследования
Приступаяк исследованию, мы исходим из гипотезы, если ребенок является первым всемье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожностибудет выше, чем у единственных или вторых детей.
Именно поэтому, целью исследования является влияниеочередности рождения на тревожность дошкольника.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутойгипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1.  Сформироватьгруппу испытуемых;
2.  Подобрать,адекватную цели, методику исследования;
3.  Провести методикуи проанализировать полученные данные.
Исследование проводилосьс детьми 3-4 лет, в детском дошкольном учреждении №145 г. Тюмени.
В эксперименте принялиучастие 3 группы детей: 10 – единственных, по очередности рождения, 10 – первыхи 10 – вторых детей. Из них 19 – девочек и 11 мальчиков.
2.2. Методикаисследования тревожности у детей
Для проведенияисследования, был определен уровень тревожности с помощью диагностическойметодики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности».
У всех детей, участвующихв эксперименте, был определен уровень тревожности с помощью диагностическойметодики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности». Эта методикапозволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенкажизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующеесвойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методикапредназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет.Психодиагностический материал включает в себя серию рисунков, каждый из которыхпредставляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию (всего 14ситуаций). Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах – длямальчиков и для девочек. В процессе тестирования происходит идентификацияребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от полаиспытуемого.
Двусмысленность рисунковв методике имеет «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именноэтим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние вподобных жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком,результаты заносятся в протокол. На основе полученных данных проводитсяколичественный анализ и по формуле вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка,который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общемуколичеству. Наряду с количественным предусматривается и качественный анализтревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается выводотносительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (илиподобной) ситуации. Высокая информативность методики, достоверность, а такжесравнительно небольшие затраты времени на диагностику делают ее доступной длякачественного и количественного анализа результатов. После обработки иинтерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определитьуровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании.

2.3. Результаты исследования
После обработки иинтерпретации полученных с помощью этой методики
 данных нам удалосьопределить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании.Общий индекс тревожности детей показан на гистограмме №1.
Гистограмма №1
/>
Как видно из диаграммы большинство единственных (50%) ивторых (70%) детей имеют средний индекс тревожности, а первые дети (60%)высокий индекс тревожности. Такие дети во время тестирования проявлялибеспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает психолог, не узнаютли о результатах теста родители или воспитатели, как отвечают другие дети иправильно ли отвечают они сами. У некоторых наблюдалась повышенная двигательнаяактивность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец,покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологическиепризнаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потелиладони. Некоторые дети отказывались от тестирования и лишь после долгихуговоров, что это не страшно и не больно, согласились на диагностику, если сними рядом будет присутствовать ребенок из той же, что и они сами, группыдошкольного учреждения. В ходе диагностики высокотревожные дети нередковыбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопроспсихолога «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потомучто ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что еговсе бросили и он один», «Потому что он плохой».
Далее мы посмотрим на индексы тревожности детей, которыепоказывают двусмысленные рисунки, которые несут основную проективную нагрузку.Это такие рисунки, как ребенок и мать с младенцем, одевание, игнорирование, едав одиночестве, укладывание спать в одиночестве, умывание, уборка игрушек. Т.е.то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущениеи нормальный или травмирующий опыт общения. Результаты показаны в гистограмме№2, где ИТ – индекс тревожности.
Гистограмма №2
/>
Результаты исследования показывают на то, что большинствоединственных детей (60%) имеют средний индекс тревожности, большинство вторыхдетей (50%) – низкий, а большинство первых детей (60%) – высокий индекстревожности.
Можно сделать вывод о том, что первенцы, в таких ситуацияхимеют травмирующий опыт, и следовательно у них повышенная тревожность.
Далее рассмотрим на индексы тревожности детей в ситуациях,моделирующих отношения «ребенок-ребенок»:

Гистограмма №3
/>
Как видно из гистограммы №3, большинство единственных детей(80%) и первых детей (60%) с высоким индексом тревожности, а в группе детей,которые родились вторыми по 40% детей со средним и высоким индексомтревожности. Отсюда можно сделать вывод, о том, что ситуациях, когда ребеноквзаимодействует с ребенком, единственные дети тревожатся больше, т.к. они непривыкли к конкуренции, они привыкли быть единственными и не как иначе, поэтомуво взаимодействии с другими детьми их тревожность резко возрастает.
Гистограмма №4
/>
Далее, в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый»(гистограмма №4) следующие результаты: большинство детей из всех групп имеютсредний индекс тревожности, таким образом дети, в ситуациях, взаимодействующихсо взрослыми проявляют себя менее тревожными, поскольку каждый из них имеетдостаточный опыт общения со взрослыми и такие ситуации являются для нихтипичными.
На гистограмме №5 показана последняя ситуация, моделирующаяповседневные действия.
Гистограмма №5
/>
Здесь очередность рождения имеет значение, посколькубольшинство единственных (60%) и вторых (60%) детей имеют низкий индекстревожности, а первые дети (60%) с высокой тревожностью.

Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что в ситуациях,провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными и большенуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться насебя. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваютсяуспеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороныродителей давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности иснижение самооценки и, как следствие, повышенная тревожность.
Первенцы в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении,чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целомсамооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множествопервенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые передними ставят родители. Таким образом, первенцы оказываются более тревожными,нежели единственные или вторые дети.
Проведенноеисследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотезанашла свое подтверждение. Большинство первенцев (60%) имеют высокий индекстревожности в пяти различных ситуациях, а именно: общий индекс тревожности,индекс тревожности, которые показывают двусмысленные рисунки, индекстревожности в отношении «ребенок-ребенок», индекс тревожности в отношении«ребенок-взрослый» и индекс тревожности в повседневных действиях. Такимобразом, если ребенок является первым в семье, т.е. у него есть младшие братьяили сестры, то уровень его тревожности будет выше, чем у единственных иливторых детей.

Список использованной литературы
1. ДьяченкоО.М. Психолог в дошкольном учреждении. –М.: Гном и Д, 2002.
2. КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
3. МакшанцеваЛ.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детскийсад // Психологическая наука. – 1998. — №2.
4.Прихожан А.М.  Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. — №2.
5.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога ивозрастная динамика. – М.: 1998.
6.Степанов С.С. Старший, младший, единственный. Нормальные проблемы нормальногоребенка. – М.: 2003.
7.Хок Р.Р. 40 исследований которые потрясли психологию. – СПб. – 2003.
8.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие дляпсихологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическоеобщество России. – 1998.
9.Шанина Н.П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание.–1996.-  №4