КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Уровень жизнии распределение доходов населения»
Введение
Термин«уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение,постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народноеблагосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросовтрудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким болеемодным термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин: уровеньжизни представляет собой более четкое количественно определяемое и статистическиотслеживаемое понятие; он более удобен для проведения сопоставлений, вовременном и межрегиональном аспектах; этот термин наиболее распространен впрактике международных сопоставлений.
Доходыи покупательная способность населения имеют не только социальное значение, но икак факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы,как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннегорынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом являетсямощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Можносказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, болееглубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровняжизни в материалах государственной статистики означает, реакцию на резкоепадение уровня жизни значительной части населения.
Низкийуровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основноймассы населения – есть одна из основных причин стагнации экономики России.
Повышениеуровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политикиРоссийского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановлениедоходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения.
Очевидно,что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спросачерез увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП.В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественногопроизводителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и среднейчасти населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий,стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъемаэкономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.
Цельисследования – выявить проблемы справедливого распределения доходов в обществе.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрытьпринципы распределения доходов в обществе; определить проблемы измерениянеравенства доходов, причины и факторы неравенства; проведя наблюдения,выяснить, какова степень распределения доходов в экономике России.
Предметисследования – справедливость распределения доходов.
Объектисследования – рыночная экономика.
/>/>/>/>/>/>1. Теоретические основы распределения доходов ипроблемы справедливости в рыночной экономике
1.1 Доходнаселения: понятие, состав, структура и показатели
Под доходом понимаетсясумма всех видов поступлений в денежной форме или виде материальных благ илиуслуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видовэкономической деятельности или использования собственности, а такжебезвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот. Уровеньблагосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именнодоходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образованияи медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активнопутешествовать по миру и т.д. Понятие дохода шире понятия заработной платы,поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.
Доходы населения– материальные средства, которыми располагает население для осуществления своихпотребностей.[1]
Размер исостав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизнинаселения. Доходы населения определяют состояние и эффективность экономики иэкономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом,структурой, динамикой и соотношением с расходами различных слоев и группнаселения.
Доходырассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя (Приложение1): Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельнымилицами, или начислено им за определенный период. Структура этого доходавключает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены отиспользования собственных факторов производства – заработная плата, рента,процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ;плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции,страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее. (Приложение 2); Располагаемыйдоход в отличие от номинального представляет только ту часть номинала, котораяможет быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг,а также на сбережения. Располагаемый доход равен номинальный минус налоги идругие обязательные платежи, как например отчисления в пенсионный фонд, насоциальные нужды и другие; Реальный доход – отражает покупательную способностьнашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг встоимостном выражении, которое можно купить на располагаемый доход в течениеопределённого периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Этодоступная каждому лицу, по доходу, которым он располагает, индивидуальная«потребительская корзина».
Всоответствии с современными представлениями уровень жизни населения и егодоходы определяются не только и не столько для всего общества или «среднестатистическогогражданина», сколько для домашних хозяйств, представляющих все население.Действительно, только на уровне домашнего хозяйства, относящегося к тому илииному социально – демографическому типу, можно обоснованно и корректно судитьоб уровне жизни населения, естественно обобщив данные об отдельныхдомохозяйствах.
Если говоритьоб обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутреннийпродукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который такжепредставляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного заопределенный период времени. Доход домашнего хозяйства, социальной группы – эточасть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, котораяполучается в результате их экономической деятельности. Распределениюпотребительских благ и предметов потребления, предшествует распределениедоходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворениеличных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученныедоходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения,пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы отсобственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходылиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также ссуды, доходы отпродажи иностранной валюты и другие доходы. Денежные доходы за вычетом налогов,обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежныедоходы населения. Доход, учитывающий все виды денежных и натуральныхпоступлений, называют также совокупным доходом.
Совокупныйдоход домашних хозяйств создается за счет участия членов домашнего хозяйства впроизводственной деятельности, включая вторичную занятость, самозанятость(включая индивидуально – трудовую и предпринимательскую деятельность, ведениеличного подсобного хозяйства), доходов от собственности, а также текущихтрансфертов в денежной и натуральной форме. Доходы от личных подсобных хозяйствтакже должны учитываться не только по стоимости реализованной продукции, но ипродукции в натуральной форме, идущей на личное потребление.
Располагаемыйдоход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашнимихозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также врезультате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий, ивычитанием выплаченных налогов на производство и импорт. Располагаемый доходявляется источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений.Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный всоответствии с уровнем инфляции.
В последнеевремя используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Всистемах национальных счетов используется также подразделение доходов нафакторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, отсобственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) инефакторные (все прочие виды доходы). Важную статью доходов населениясоставляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда,товаров и услуг. Трансферты – это операции, при которых товары, услуги илиденежные средства предоставляются в одностороннем порядке без полученияэквивалентов взамен. Социальные трансферты в натуре состоят из товаров инерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйством изфедерального, и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.[2]
Покупательнаяспособность денежных доходов населения отражает потенциальные возможностинаселения по приобретению товаров и услуг.
1.2 Принципыраспределения доходов в обществе
В разных странах и в разные периоды действуют различные системыформирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основныхпринципа распределения (Приложение 3):
Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (илиего определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принципхарактерен для первобытных социумов. В литературе можно встретить и другое,книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди посвоим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении ихтруда порождает тунияцев, «пользующихся» чужими наградами.
Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того илииного фактора производства получает разный доход – в соответствии с хозяйственнойполезностью, продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочейсилы действует известный принцип распределения по труду. Он означает, чторазмер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценкизначимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько,чего, как и какого качества произведено).
Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется вполучении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследствукакую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другоеимущество).
Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитойдемократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправноперераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себяповышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха идругие льготы. [3]
В реальностивсе четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Например, вСССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии(КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как«массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов,перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов, номенклатурная элитаимела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание ибыт. Какая бы система распределения ни была, в любом современном общественеизбежно неравенство доходов людей.
В советскийпериод доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями ипособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. Спереходом к рынку число различных видов доходов населения значительноувеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовойи экономической активностью, инициативой людей, их адаптацией к новымэкономическим условиям.
На стадииобразования и распределения первичных доходов – доходы домашних хозяйств – это,прежде всего оплата труда наемных работников, смешанный доход домашних хозяйствот собственной произведенной деятельности и доходы от собственности. Все этидоходы выплачиваются домашним хозяйствам из добавленной стоимости, созданной впроцессе производства. На этапе вторичного распределения доходов первичныедоходы домохозяйств преобразуются в располагаемый доход за счет получениявыплаты налогов.
Стадияперераспределения доходов и использования скорректированного располагаемогодохода предполагает взаимодействие домашних хозяйств, государственныхучреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих население. На этойстадии доходы перераспределяются в пользу домашних хозяйств. Окончательнойхарактеристикой использования полученного и скорректированного таким образомрасполагаемого дохода служит фактическое потребление домашних хозяйств,исчисляемое как сумма их расходов на конечное потребление. Располагаемыйскорректированный доход распределяется также на конечное потребление исбережения.
Главнымистатьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертныеплатежи, (Приложение 4). Соотношение между ними заметно влияет на экономическоеповедение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, этостимулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу,предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнеепо отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества.Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны бытьпродуманными, взвешенными и строго адресными.
Корректноеисчисление доходов, как на микро, так и на макроуровне сопряжено с большимитрудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложныеварианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашниххозяйств часто приходится исходить из их расходов и потребления. Доходрассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать напокупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть,не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никакихфинансовых обязательств. Обычно рассматриваются два взаимосвязанных способараспределения доходов и формирования их структуры.
Функциональноераспределение и соответствующая структура доходов определяется способом,которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент иприбыль. Здесь совокупный доход распределяется в соответствии с функцией,выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рентаи процент – за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности; прибыльпоступает к владельцам корпораций и иных предприятий. Функциональноераспределение дохода формирует первичные доходы населения и их структуру.Крупнейшим источником доходов домохозяйств является заработная плата,выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями,в которых они работают. В смешанной экономике, как показывает практикапромышленно развитых стран, основная часть общего дохода приходится назаработную плату, а не на «капитал» (ренту, процент, предпринимательскую иторговую прибыль).[4]
В нашейстране ощутимую долю в доходах населения занимают доходы собственников ипредпринимателей. Их удельный вес в структуре доходов значительно превышаетаналогичный показатель в США. Таким образом, на начальном этапе рыночных реформпроизошло резкое перераспределение доходов – от заработной платы к доходам откапитала. Доля заработной платы в России значительно меньше аналогичногопоказателя в развитых странах с рыночной экономикой. Обесценение труда на фоненеэффективного использования значительных доходов от капитала является одной изосновных причин системного кризиса российского общества.
1.3Динамика доходов населения
Начиная с1995 года, по решению Правительства Российской Федерации проводитсяВсероссийский мониторинг социально – трудовой сферы. Мониторинг введен какгосударственная система непрерывного наблюдения хода основных социально –трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизнинаселения.[5]
Изучениедоходов и уровня жизни производилось по России в целом, а также по следующимгруппам социального достатка: бедное население с доходами ниже прожиточногоминимума; низко обеспеченное население с доходами выше прожиточного минимума,но ниже минимального потребительского бюджета; обеспеченное население сдоходами выше минимального потребительского бюджета. Результаты мониторинга вконце 90-х – начале 2000-х годов свидетельствуют о том, что в целом поРоссийской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов ирасходов населения (представлены в таблице), (Приложение 5).
Душевыеденежные доходы выросли в 1,7 раза. Из 89 субъектов Российской Федерации только20 – 22 имели денежные доходы выше, чем в целом по России, остальные – нижеобщероссийского уровня. Разрыв среднедушевого денежного дохода между субъектамисоставлял 15 – 16 раз.
Одним изважнейших показателей уровня жизни является покупательская способностьсреднедушевых денежных доходов населения (покупательская способностьнаселения). С учетом значительных сумм в иностранной валюте, остающихся наруках у населения, покупательская способность среднедушевых денежных доходовболее точно характеризует уровень жизни населения по сравнению с покупательскойспособностью потребительских расходов населения (Таблица). Соотношениепокупательной способности денежных доходов населения экономических районов иРоссии в целомРегионы Российской Федерации 1999 г. 2002 г. Северный район 0,91 0,96 Северо – Западный район 0,99 0,89 В т.ч. без г. Санкт – Петербург 0,75 0,7 Центральный район 1,62 1,51 В т.ч. без г. Москва 0,72 0,7 Волго – Вятский район 0,73 0,62 Центрально – Черноземный район 0,78 0,77 Поволжский район 0,82 0,81 Северо – Кавказский район 0,72 0,72 Уральский район 0,86 0,82 Западно – Сибирский район 1,13 1,01 Восточно – Сибирский район 0,76 0,88 Дальневосточный район 0,68 0,79 г. Санкт – Петербург 1,15 1,01 г. Москва 3,43 2,91
Из данныхтаблицы очевидно, что по уровню покупательской способности на протяжениирассматриваемого периода устойчиво лидирует город – мегаполис Москва. Наиболеенизкий уровень покупательной способности населения наблюдается в Волго – Вятском,Центральном (без Москвы) и Северо – Западном (без Санкт – Петербурга) районах.
2. Оценкауровня жизни
2.1Проблемы неравенства доходов в обществе. Причины и факторы неравенства
Повышениеуровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политикиРоссийского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановлениедоходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Дляэтого разработаны основные направления социально – экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.[6]
Предполагаетсяустранить деформации в структуре распределения доходов. Реальные денежныедоходы населения, как ожидалось, вырастут к 2005 году примерно в 1,5 раза, а впоследующие 5 лет будут повышаться ежегодно на 6 – 8%. В результатепланируемого перераспределения доходов они должны увеличиваться опережающимитемпами у наименее обеспеченных слоев. Ожидается, что численность лиц с доходомниже прожиточного минимума снизится в 1,5 – 2 раза, а затем еще на 25 – 35%.
Решениеэтих и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян. Убольшинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. Загоды современных реформ примерно у 60% уровень жизни упал, у 25 – 30% –изменился незначительно и лишь у 15–20% вырос, в том числе у 3 – 5% россиянэтот рост оказался очень значительным. Не менее важной задачей являетсяпреодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в 90-хгодах значительно выросла. Поэтому показателю Россия вошла в число стран снаиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимостьповышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощислабо защищенным слоям населения.
Вышеприведенныеданные являются следствием значительного ухудшения в 1990–2002 гг. общейэкономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровняжизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 40%.Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более, чем на 30%. Фонд оплатытруда составил всего 37% к уровню 1990 года. Объем платных услуг уменьшился на75%. Общая численность безработных составляет примерно 14% от экономическиактивного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительностижизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет.
В1998 году большинство россиян вновь испытало на себе последствия очередногокризисного снижения уровня жизни. Покупательная способность денежных доходовснизилась по сравнению с предыдущим годом на 13% и составила примерно 1,7 прожиточногоминимума. Снижение покупательной способности населения было обусловлено быстрымростом потребительских цен во второй половине года на фоне практически неизменившихся денежных доходов. Снижение реальных денежных доходов, ожиданиеинфляции заставляло население использовать большую, по сравнению с предыдущимипериодами, долю денежных доходов на текущее потребление.
Такимобразом, последствия августовского кризиса привели к новому усилениюнеравенства россиян. В среднем за 1999–2001 гг., по оценкам Всероссийскогоцентра уровня жизни, 52,9% населения имели денежные доходы ниже прожиточногоминимума и, по существу, являлись бедными, 27% относились к низко обеспеченным.Их денежные доходы располагались в промежутке между прожиточным минимумом иминимальным потребительским бюджетом, который по своей величине примерно в 2 –2,5 раза превышал прожиточный минимум. Относительно обеспеченные слои населениясоставляли 15,5%. Их текущие доходы были выше минимального потребительскогобюджета, но ниже бюджета высокого достатка. Последний примерно в 6 – 8 разпревышал прожиточный минимум и в основном позволял удовлетворять разумныефизические и духовные потребности населения, обеспечивал развивающий характерпотребления. Доходы выше бюджета высокого достатка имели состоятельные ибогатые слои, которые составляли примерно 4,6% населения.
Всеэто свидетельствует о продолжающемся снижении уровня жизни. Особенно этозатронуло наемных работников: покупательную способность оплаты труда; системуих социального обеспечения. У этих слоев низкий уровень и низкое качествожилищной обеспеченности, социально – культурных услуг, здравоохранения иобразования.[7]
Социальнаяполитика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивныхсил, всех сторон социального партнерства. Только объединение усилий всегороссийского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизнивсего населения.
Загоды проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем вдва раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизнинаселения России. Более трети россиян в настоящее время имеют доходы нижепрожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами.Необходимо учитывать, что к началу проведения экономических реформ в Россиисложился относительно низкий уровень жизни населения не только в сравнении свысокоразвитыми странами Запада, но и с отдельными восточноевропейскимистранами.
Всоветский период в условиях административной системы управления экономикойосновным направлением социальной политики государства являлось поддержаниеотносительно низкого, но достаточно стабильного уровня жизни для подавляющеймассы населения. Это достигалось, с одной стороны, жестким нормированиемзаработной платы и других видов доходов населения, а, с другой стороны, – путем«замораживания» цен на основные виды товаров народного потребления и платныхуслуг. Большую роль в реализации этой политики, как известно, игралиобщественные фонды потребления. Сложившаяся на такой основе системараспределительных отношений строилась по существу на отрицании товарной формыоценки рабочей силы и была направлена на снижение доходов трудящихся.
В90-е годы чрезвычайно низкие показатели доходов населения, невыплаты заработнойплаты, пенсий, пособий, превратились в системный узел проблемсоциально-экономического развития России. Безусловно, без кардинальногоулучшения ситуации в экономике, перехода к экономическому росту, невозможнодобиться значительных положительных результатов в повышении уровня жизни.Однако не вызывает сомнения и то, что низкий уровень доходов населения вомногом обусловлен отсутствием активной государственной политики доходов изанятости.
Практикаобщественного развития показывает, что повышение уровня и качества жизни – этоне только результат экономического роста, но и его условие. Современномупроизводству требуются как принципиально новые техника и технологии, так ивысококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуальногокапитала, составляющие основу среднего класса. У таких людей гораздо сложнееструктура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят большесредств на восстановление жизненной энергии, образование и профессиональнуюподготовку. Уровень и качество их жизни должны быть выше, чем простообеспечивающие выживание.
Вусловиях оживления экономической деятельности в стране в целом за 2000 годреальные располагаемые денежные доходы населения составили 110%, а реальнаязаработная плата – 120% к уровню 1999 года. Однако, как отмечалось выше, этоувеличение не позволило достигнуть уровня жизни предкризисного 1997 г.Несмотря на то, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2001году прогнозировались с ростом 5%, они достигли только 80% от уровня 1997 года.
Вноябре 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г.денежные доходы населения увеличились на 20% и достигли 1456,7 млрд. руб.Удельные денежные доходы сложились в размере 10228 руб., что вышепредшествующего октября на 1,6%.
Рост2006 г. стал выглядеть умеренно, но благодаря повышению стартовой отметке,уровень реальных денежных доходов в 2006 г. остался примерно таким же, каки до корректировки. Прирост в ноябре 2006 г., по первоначальной оценкеРосстата, составил всего 0,8% по сравнению с октябрем. За январь-ноябрь 2006 г.этот прирост по отношению к такому же периоду 2005 г. составил 10,1%,тогда как значение подобного прироста за январь-сентябрь оценивалось в 11,4%.
В декабре объем реальных денежных доходов увеличился на 40%, чтоявляется традиционным сезонным ростом. В январе 2007 г. ожидается резкийсезонный спад, а в феврале – восстановительный подъем на 19%. В марте этотподъем продолжится, и реальные денежные доходы повысятся, по прогнозу, еще на 7%.
Категорияуровня жизни по своему предназначению имеет прежде всего сопоставительный характери предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном илив пространственном аспектах.
Мы уже давно не живем в том «золотом веке, когда люди рождалисьравноправными и получали одинаковую долю сочных плодов невозделанной земли». Вусловиях развитого рынка существование неравенства объективно задано тем, что рыночнаясистема – это бесстрастный и жесткий механизм, который не знаетблаготворительности и вознаграждает людей лишь по эффективности ихдеятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности,способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивнотратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.[8]
И это абсолютно нормально, что рынок через свою системувознаграждения объективно выявляет разные возможности людей, определяя, «комубыть врачом или адвокатом, кому собирать мусор и подметать улицы». Самоенелепое и вредное для человечества, говорит Форд, – утверждать, что все людиравны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приноситьв свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальнаясправедливость». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получаетровно столько, сколько заслужил.
Иное дело – уровень социальной политики государства. Оно, как ужеотмечалось, призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допуститьчрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе.[9]Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение ивыравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, посколькурастущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственнойдеятельности, а у бедных, получающих все больше помощи, ослабевает тяга кпоиску работы и энергичному труду. Тут неизбежно возникает противоречие между эффективностьюпроизводства и равенством доходов (Приложение 6). Равенство может казатьсяболее справедливым и соблазнительным, но оно подрывает стимулы к труду. К томуже чрезмерное выравнивание доходов порождает свою несправедливость, даваявыгоду менее способным и менее трудолюбивым за счет других.
Сталкиваясь с этим противоречием, каждое общество должно решитьдля себя два главных вопроса: во-первых, что лучше: эффективная экономика, нонеравенство в обществе; или всем поровну, то есть равенство, но при неэффективнойэкономике. Во-вторых, чем оно видит социальную справедливость: в равном распределениидоходов или в равных возможностях их зарабатывания. Таким образом, социальнаяполитика – весьма тонкий инструмент государственного регулирования, требующийочень осторожного и гибкого применения. Неравенства доходов, не тольконеизбежно, но даже необходимо.
Но почему существует неравенство в доходах? Различные экономистыназывают множество причин и факторов, но одними из самых важнейших являются:
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, какумственными, так и физическими. При прочих равных условиях, человек, наделенныйисключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым ивысокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых, различия во владении собственностью, особеннодоставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться – потомственныхмиллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потокадоходов, (доход от собственности), будет существенно различаться у названныхсубъектов.
В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина вомногом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье,имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно,профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковыхстартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногданазывают «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться подолгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональнойпроблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатовв своей работе.
В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто свезением, случаем, неожиданным выигрышем и т.п. В условиях неопределенности,характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многиеслучаи неравенства в распределении доходов.[10]
«Страна, в которой доход каждого медленно растет, может быть оченьсчастлива; страна, в которой доход растет очень быстро, но одновременно увеличиваетсянеравенство доходов, идет навстречу своей гибели». Л. Столерю.
2.2 Концепции справедливости и повышения уровня жизни
Что же означает понятие «справедливость»? Справедливость, согласноопределению известного словаря современной экономической теории Макмиллана – эточестность, беспристрастность. Если же рассматривать справедливость в контекстеизвестной нам теории экономики благосостояния, то справедливым можно было бысчитать распределение, соответствующее двум условиям: Во-первых, оно должнобыть равноправным, т.е. ни один из субъектов общества не предпочитает товарныйнабор другого лица своему собственному товарному набору; Во-вторых, оно должнобыть эффективным. Одновременно и равноправное, и эффективное распределениеможно трактовать как справедливое.
Вообще социальная справедливость в экономической теории – этопроблема приемлемой степени неравенства в распределении доходов. Существуют наиболееизвестные концепции справедливости, (справедливого распределения доходов):эгалитаристская, утилитаристская, роулсианская и рыночная.
Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределениедоходов. Если требуется разделить определенное количество благ между людьми,одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну.Проблема заключается в том, что понимать под «одинаковыми заслугами»?Одинаковый трудовой вклад в общественное благосостояние? Одинаковые стартовыеусловия (владения собственностью)? Одинаковые умственные и физическиеспособности?
Но здесь представляется важным, что эгалитарный подход не стольпримитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну. Ведьречь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающимиэтого людьми.
/>Утилитаристская концепция считает справедливымтакое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние,представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.Предполагается, что уменьшение полезности, должно компенсироваться в ходераспределения не точно таким же, а большим приращением. Такой вывод не долженпоказаться странным, если речь идет о максимизации суммы индивидуальныхполезностей. Для графического пояснения этого подхода используем кривуюбезразличия. На графике общественная кривая безразличия означает множествосочетаний полезностей, которые могут извлекать указанные субъекты из своегодохода, представленного в денежной или натуральной форме. Все комбинации,лежащие на общественной кривой безразличия, одинаково удовлетворительны дляобщества.
Если утилитаристская общественная кривая безразличия имеетлинейный вид (причем ее наклон равен -1, в случае а), то снижение полезности Хбудет компенсироваться точно таким же приращением полезности y.
Индивидуальные полезности дохода совершенно одинаковы. Если жеобщественная кривая безразличия выпукла к началу осей координат (вариант б), томы видим, что уменьшение полезности для Х должно компенсироваться более чемравным, приращением полезности у, поскольку только таким образом остаетсянеизменной суммарная полезность общества в целом.
Члены общества имеют не одинаковую функцию индивидуальнойполезности. Согласно утилитаристскому подходу, общество может считатьсправедливым как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости отпредставлений о характере функций полезностей разных членов общества. Нетруднозаметить, что в случае а) утилитаристская концепция совпадает сэгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностьюизвлекать предельную полезность из своего дохода, то справедливым будет егоуравнительное распределение.
Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будетсчитаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименееобеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулсиспользует специфическую мысленную конструкцию, известную под названием «вуальневедения». «Вуаль неведения» означает, что при формировании принциповсправедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий длясвоего личного благосостояния. Другими словами, если бы была возможностьустранить все, что является результатом случая или традиции, какое бы обществомы бы выбрали, если бы были свободны выбирать все, что угодно? И если бы мыосуществляли свой выбор во взаимодействии с другими, такими же свободными иравными людьми? Например, принимая решение о правилах справедливогораспределения доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и непринимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяныммагнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т.д. Роулс утверждает,что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться отвозможного падения в бедность, и потому одобрил бы такое распределение доходов,при котором общество было бы озабочено максимизацией доходов наименееобеспеченных членов общества.
Речь идет о решении задачи максимизации благосостояния лица сминимальным доходом. Подход Роулса означает, что справедливость распределениядохода зависит только от благосостояния самого бедного индивида. Роулсианскаяобщественная кривая безразличия будет иметь следующий вид:
/>
Заметим, что никакое приращение благосостояния одного индивида совсемне оказывает влияния на благосостояние другого. Общественное благосостояние, поРоулсу, улучшается только в том случае, если повышается благосостояние наименееобеспеченного индивида.
Роулс критикует утилитаристскую концепцию по несколькимнаправлениям: Во-первых, утилитаризм в его первоначальном виде дает максимизациюблага, но не особенно обращает внимание на то, как эта сумма полезностейраспределяется между индивидами (каким именно образом выигрыши отдельныхиндивидов компенсируют и перекрывают потери других). Во-вторых, Роулс полагает,спорна аналогия между индивидом и обществом. Так же, как индивид может выбиратьоптимальное сочетание между определенными потерями и выигрышами (заниматься посложной учебной программе, чтобы позднее занять высокое положение; принятьучастие в определенных непривлекательных видах деятельности, ведущих к выгоде вбудущем), так и общество может проявлять терпимость к определенным видам потерь,если они приведут к росту общего выигрыша.
Но проблема утилитаристского подхода, согласно взглядам Роулса,заключается в том, что он нарушает право отдельных индивидов в рамках общества,использует одних субъектов как средство для достижения цели других. Пример:существование рабовладельческой системы на юге США перед гражданской войной,вполне возможно, отвечало интересам нации в целом (дешевая рабочая сила,позволяющая развивать текстильную промышленность, что обеспечило США лидирующееположение на мировом рынке). Но трудно представить, как это можно было бысовместить с основами справедливости. Или, например, жертвы, приносимые во имябудущих поколений: существенное понижение уровня жизни или удлинение рабочегодня, ложащиеся на плечи живущего сегодня поколения, безусловно, ведут кувеличению уровня благосостояния будущего поколения. Но вряд ли это, по Роулсу,является справедливым.
Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов,основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса ипредложения на факторы производства. Этот способ никем не придумывался и несоздавался. Просто что бы тебе повезло, нужно что бы другому не очень.
Последняя из рассмотренных концепций справедливости вновьзаставляет задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процессперераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаютсятолько тем, кто обладает «денежными голосами»? Практика показала, чтосуществование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиямидля стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, моральногоздоровья и т.п.
В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политическогопрагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.[11]
2.3Прожиточный минимум регионов Российской Федерации
Прожиточный минимум – это необходимый минимальный денежныйдоход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительскойкорзины. Такая корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания,товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека внатуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины ификсированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги.
Величинапрожиточного минимума по г. Москва в период с 2002 по 2006 год.Квартал Величина прожиточного минимума, руб. В расчете на душу населения
Для трудоспособного
населения Для пенсионеров Для детей
2006 год IV
5121 5789 3532 4394 III
5124 5795 3533 4381 II
5159 5829 3562 4430 I
5084 5752 3497 4365
2005 год IV
4171,80 4814,41 2851,52 3766,06 III
4186,84 4828,71 2866,51 3784,07 II
4215,55 4855,63 2890,29 3833,22 I
4101,43 4733,14 2793,36 3718,25
2004 год IV
3703,57 4265,24 2531,00 3377,59 III
3632,29 4190,13 2478,17 3292,50 II
3611,45 4165,30 2459,67 3283,24 I
3374,41 3809,30 2427,08 3182,71
2003 год IV
3208,02 3634,60 2282,98 3013,47 III
3199,08 3624,75 2281,25 2996,89 II
3209,01 3629,49 2287,73 3031,76 I
3044,32 3457,09 2139,71 2870,62
2002 год IV
2918,55 3325,00 2040,99 2735,00 III
2664,29 2964,31 1980,52 2581,68 II
2642,63 2937,71 1959,74 2576,22 I
2565,72 2852,99 1892,82 2512,69 /> /> /> /> /> />
Величинапрожиточного минимума в С.-Петербурге за IIквартал 2004 г.
Постановлениеоб определении величины прожиточного минимума на душу населения и по основнымсоциально-демографическим группам населения в Петербурге за II квартал 2004года принято на заседании городского правительства.
Расчетвеличины прожиточного минимума произведен комитетом по труду и социальнойзащите населения. При расчетах использовались данные комитета государственнойстатистики по Петербургу и Ленобласти о средних розничных ценах на товары иуслуги. Величина прожиточного минимума за II квартал 2004 года составила: врасчете на душу населения – 2777 руб. 40 коп.; для трудоспособного населения – 3176руб. 80 коп.; для пенсионеров – 1990 руб. 60 коп.; для детей – 2489 руб. 60коп.
Распределениеобщего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1993 и 1998 гг.+ (Приложение 7)Группы населения (по 20% от общего числа) Доля в общем объеме доходов населения, % 1993 г. 1998 г.
Низшая
Вторая
Третья
Четвертая
Высшая
5,8
11,1
16,7
24,8
41,6
6,2
10,5
14,9
21,0
47,4 Коэффициент Джини 0,260 0,379
Величинапрожиточного минимума по Российской Федерации в целом за IVквартал 2004 года
Величинапрожиточного минимума в целом по РФ в IV квартале 2004 г. составила 2 тыс.451 руб. в месяц в расчете на человека, что на 2,3% больше величиныпрожиточного минимума в III квартале 2004 г. Стоимость потребительскойкорзины составила 2 тыс. 308 руб. (минимальный набор продуктов питания – 1 тыс.042 руб., непродовольственных товаров – 507 руб., услуг – 759 руб.), расходы пообязательным платежам и сборам -143 руб.
Увеличениепрожиточного минимума по сравнению с IV кварталом 2003 г., когда значениеэтого показателя достигло 2 тыс. 143 руб. в месяц на человека, составило 14,3%.В IV квартале 2004 г. по сравнению с III кварталом 2004 г. приростстоимости продуктов питания потребительской корзины составил 2,1%,непродовольственных товаров – 2,6%, услуг – 2,3%. В I квартале 2004 г.величина прожиточного минимума составила 2 тыс. 293 руб. в месяц, во IIквартале – 2 тыс. 363 руб., в III квартале – 2 тыс. 396 руб.
Величинапрожиточного минимума для трудоспособного населения в IV квартале 2004 г.составила 2 тыс. 690 руб. в месяц в расчете на человека (стоимостьпотребительской корзины – 2 тыс. 440 руб., расходы по обязательным платежам исборам – 250 руб.), пенсионеров – 1 тыс. 849 руб., детей – 2 тыс. 394 руб.
Поданным Росстата среднедушевые денежные доходы населения в IV квартале 2004 г.составили 7 тыс. 531 руб. в месяц, что в 3 раза превышает величину прожиточногоминимума для всего населения РФ.
Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата одного работника составила в IVквартале 2004 г. 7 тыс. 582 руб., что в 2,8 раза превышает величинупрожиточного минимума для трудоспособного населения. Средний размер назначенныхпенсий составил 2 тыс. 026 руб., что на 9,5% превышает величину прожиточногоминимума для пенсионеров.
Посостоянию на конец IV квартала 2004 г. минимальный размер оплаты трудасоставил 600 руб. (22,3% от величины прожиточного минимума для трудоспособногонаселения), ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет – 70руб. (2,9% величины прожиточного минимума для ребенка), минимальный размерстипендии студентам государственных, муниципальных вузов – 400 руб. (14,9%величины прожиточного минимума для трудоспособного населения).
Численностьнаселения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума по состояниюна конец 2004 г. снизилась на 10,4% по сравнению с данными по состоянию наконец 2003 г., составив 20,8 млн человек, или 14,6% от общей численностинаселения России.
Расчетыпроведены с использованием результатов федерального государственногостатистического обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимогоежеквартально органами государственной статистики во всех субъектах РоссийскойФедерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств.
Минимальныйразмер оплаты труда (МРОТ)
С1 сентября 2007 г. МРОТ составил 2 тыс. 300 руб. Соответствующий законпремьер министр Владимир Путин подписал 20 апреля. В настоящее время МРОТсоставляет 4 тыс. 330 руб.[12]
К2011 г. уровень МРОТ планируется довести до прожиточного минимума,который, по прогнозам, составит 5 тыс. 238 руб. Это, по словам министра,потребует дополнительных ресурсов, и в бюджете на 2008–2010 гг.зарезервированы дополнительные средства в размере: 16 млрд. руб. – в 2008 г.,40 млрд. руб. – в 2009 г. и 53 млрд. руб. – в 2010 г. Данные средствабудут перечисляться тем ведомствам, которые разработают и утвердят отраслевыесистемы оплаты труда.
2.4Основные положения Концепции повышения уровня жизни
ЦельюКонцепции является восстановление для большинства населения уровня жизни,достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни,соответствующего социальной рыночной экономике.
Концепциянеобходима для разрешения новых противоречий, возникших социально –экономическим развитием за последние 10 лет. Противоречие: между необходимостьюпредсказуемого социально – экономического развития и нарушающими егосоциальными конфликтами; между снижением стимулов к труду и распространениемсоциальных пособий; нарастанием потребностей в социальной защите и сокращениемресурсных возможностей ее обеспечения; а также противоречие, проявляющееся вувеличении инфляции в связи с ростом финансирования социальных программ и др.
Нашемуобществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальноеразвитие и уровень жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:в гуманитарно-социальной сфере (подрыв воспроизводства человека, качества жизнии др.); в сфере производства (подрыв материально – технической базы уровняжизни; дезорганизация хозяйственных связей.); в сфере распределения (деформациясистемы оплаты труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формированиядоходов населения; бюджетная разрегулированность и др.); в сфере обращения иобмена (высокая инфляция; дестабилизирующие и дестимулирующие перекосы цен;хаотическая организация товарных потоков во времени и по территории и др.); всфере государственного управления (ослабление социально – экономической ролигосударства и его органов; потеря управляемости экономики; недостаточнаясогласованность федерального и регионального управления; криминализацияэкономики и др.).
Конкретизациявышеуказанных условий и факторов может быть сделана по следующим основнымпоказателям: характеристика социальной сферы (социальные нормативы; показателиуровня и качества жизни; характеристика потребительских комплексов; занятостьнаселения; доходы населения и их налогообложение; социальная защита населения идр.); характеристика социальной среды (демократия и реализация прав и свободграждан; социальное партнерство; формирование и поддержание действенных трудовыхмотиваций в различных сферах экономики изменения в социальной структуреобщества; формирование законодательства в социальной сфере и др.); показателинароднохозяйственной динамики (макроэкономические показатели; ресурсы дляпотребления и социального развития; формирование непроизводственныхкапиталовложений и др.); региональные особенности социальной переориентацииэкономики (социальное районирование России; социально – экономическаяхарактеристика типологических регионов; особенности социальной политики в техили иных регионах и др.).
Концепциядолжна включать ярко выраженную региональную составляющую; отношениясобственности, в том числе в социальной сфере; основные элементы рыночнойстратегии субъектам экономики; формы государственного регулирования экономическойсистемы и др.; формирование доходов населения; регулирование реальногосодержания доходов; система социальных гарантий населению; регулированиесоциально – экономической дифференциации и др.
Преобразованияусловий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач: повышениереальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду ипредпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходовс ростом производительности труда и результативности предпринимательства; недопущениедальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения; обеспечениевсем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политикиперераспределения доходов; переход от частичной стабилизации уровня жизни населенияк стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинствукомпонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).[13]
Этопотребует решения следующих ключевых проблем:
Повышениеуровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров,а рост покупательной способности оплаты труда. На перспективу можно было бывыдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда доуровня, который был, достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого покупательнуюспособность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует исоответствующего восстановления объема внутреннего валового продукта, то естьсвязано с экономическим ростом.
Всилу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этапвосстановления экономически обоснованного уровня покупательной способностиоплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен прифактических темпах изменения ВВП, сложившегося за эти годы.
Мерыпо повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетатьсистематический пересмотр размеров номинальной заработной платы и ееиндексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостьюподдержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.
Систематическийрост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен комплексом мерпо повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений вналогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительскиетовары и услуги, развитию потребительского рынка и др.
Дляобеспечения роста покупательной способности оплаты труда возникаетнеобходимость закрепления в законодательных и иных нормативных документахизменений и дополнений, внесения изменений в действующие законы, а возможно, ипринятия новых нормативных актов.
Вчисле первоочередных мер по повышению уровня оплаты труда следует выделить: во-первых– повышение уровня минимальных денежных доходов населения и, прежде всего,повышение до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантийпо оплате труда, что приведет к сокращению размеров теневой экономики иувеличению доходов государственного бюджета; во-вторых – повышение уровняреальных располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базыналогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направленииснижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышенияих покупательной способности; в-третьих – повышение покупательной способностиоплаты труда. Для этого необходимо ввести регулирование цен и тарифов на товарыи услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчетапрожиточного минимума, что позволит уменьшить влияние инфляции на потреблениепредметов повседневного спроса малоимущего населения. Полномочия порегулированию цен нужно было бы передать органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации и поручить им определять порядок розничнойторговли товарами с регулируемыми ценами; в-четвертых – оптимизация соотношениятарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизмасоглашений социального партнерства путем определения примерных границ долитарифной части оплаты труда в Генеральном соглашении; установлениярекомендательных норм по соотношению тарифной и надтарифной частей оплаты трудана уровне региона в Региональных соглашениях; фиксирования нижней границы долитарифа в оплате труда работников конкретной отрасли в отраслевых тарифныхсоглашениях; определения минимально гарантированной части заработка работниковпредприятия в коллективных договорах.[14]
Государственноерегулирование занятости. Государственноерегулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле каксоотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблемувключения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства.Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и ценурабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемостии старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.
Занятостьнеобходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимоопределить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требованияк повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, котораяявляется важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализироватьтенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятостив зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровнядоходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов откапитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужноориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширениесовременных сфер приложения труда, повышение его производительности,опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.
Важноеместо должна занять система мер по регулированию безработицы, чтобы учитыватьопределение ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадомпроизводства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы,вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорийнаселения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы можетспособствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этойпроблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательныхуслуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональнуюпереподготовку и участие в общественных работах на период временнойнезанятости.
Активнаягосударственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержкуслужб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучениибезработных.
Важноеместо следует отнести в практической социальной политике особенностямформирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированиюзанятости в территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.
Адреснаясоциальная поддержка населения. Право наполучение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиямифедеральных Законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РоссийскойФедерации» и «О государственной социальной помощи», последний из которых долженбыть значительно конкретизирован, и выбрать все виды выплат и натуральногообеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализацииэтих Законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимумадля семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров идр.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресностьсоциальной поддержки конкретных категорий населения.
Различающиесяусловия жизни в территориях предполагают разные возможности организациисоциальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощьконкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровнядушевого дохода, в третьих – могут устанавливаться более высокие минимальныесоциальные стандарты из – за значительного уровня дифференциации денежныхдоходов проживающего в них населения.
Льготыи компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (повышенные тарифныеставки и оклады, сокращенный рабочий день, бесплатное получение пищевыхпродуктов) можно было бы перевести в рамки обязательного государственногосоциального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.
Получениельгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного и старшетрудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимсярадиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.
Дальнейшееразвитие сети государственных учреждений социального обслуживания надонаправить на преимущественное удовлетворение специфических потребностейнаиболее уязвимых слоев населения – инвалидов, пожилых и детей.
Инвестициив человека. Развитие сферыжизнеобеспечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций вжилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другиеотрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработкусоциальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских,образовательных и культурных учреждений.
Источникамифинансирования объектов социальной инфраструктуры, наряду с традиционнымиисточниками, могли бы стать средства населения, аккумулируемые для созданияфинансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов. Наэти цели также целесообразно направлять финансовые средства фондовнакопительного страхования под государственные гарантии их возврата и средстварегиональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные,облигационные займы и иные финансовые механизмы./>/>/>/>/>/>/>
Заключение
На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том, чторавенства распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так какрыночная система – это беспристрастный механизм. Она «не знает» жалости, неимеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что естьбеспристрастное и справедливое распределение дохода. Каждый получает ровностолько, сколько заслужил.
Исходя из поставленных задач, были выявлены две проблемыраспределения доходов в обществе: а) что лучше, больший пирог, но разделенный на неравныепорции, то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе, или всем поровну,но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но при неэффективной экономике?;б) в чём видна социальная справедливость: в равном распределении доходов или вравных возможностях их зарабатывания.
Мы выяснили, какова степень неравенства доходов в России: оченьявное различие между богатыми и бедными – более 50% населения получают доходменьше или равный прожиточному минимуму.
Распределениядоходов может строится только на правильном соизмерении простого и сложноготруда, максимальная разница между которыми в соответствии с научнообоснованными рекомендациями не превышает 6–7 раз.
Распределениемдоходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблемазаключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степеньудовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросусобственности, поэтому и не может быть решена в условиях капиталистическойсистемы.
Список использованнойлитературы
1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А.«Экономика труда». – М.: Финстатинформ, 1999. — с. 50
2. Бобков В. Н «Мониторинг. Доходы иуровень жизни населения» – М.: ВЦУЖ, Выпуск 1, 1999. — с. 38–39
3. Бобков В.Н «Распределение доходов в рыночной экономике». – М.: ВЦУЖ, 1997-с. 59–61
4. Н.А. Волгин, В.И. ПлаксяДоходы и занятость: мотивационный аспект /; Рос. акад. управления, 262 с.ил. 19 см, М. Луч 1994. с. 102–104
5. Под ред. Н.А. Волгина «Рынок трудаи доходы населения». – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1999. — с. 15–18
6. Генкин Б.М. «Эффективность труда икачество жизни». – СПб.: ГИЭА, 1997. — с. 67–69, с. 43
7. Жеребин В.М., Романов А.Н.«Уровень жизни населения». – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. — с. 125–127
8. Загайтов И.Б., Яновский Л.П «Динамика платежеспособности и депопуляция населения в РФ». / ИНП РАН «Проблемыпрогнозирования». – 2007. №1. с. 139–149
9. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс:принципы, проблемы и политика: Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999.– ХХХIV, 974 с – с. 315–325
10. Ракитский Б.В. «Концепция социальнойполитики для современной России.» М.: Институт перспектив и проблем, 2002. — с. 65–68
11. Хомелянский Б.Н. Уровень жизнинаселения России: современно положение, тенденции развития. // Эко. –1999. – №3 – с. 142 –149.
12. ст. 1 Федеральныйзакон 91-ФЗ от 24.06.2008 «Об установлении величины минимального размера труда»
13. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А «Курс экономическойтеории. Издательство. АСА. Год издания. 2004. Стр. 832. – с. 415–420