Уровни научного познания

Содержание
1. Этапы и уровни научногопознания. Научное и вненаучное знание
1.1 Специфические формы знания
1.2 Формы вненаучного знания
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка впозитивизме
3. Проблема происхождениячеловека в философии и науке
4. Как Вы понимаетеданное высказывание: «Пусть никто в молодости не откладывает занятияфилософией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бываетнедозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступилоили прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, чтодля счастья или еще нет, или уже нет времени»
5. Определите названия философскихтечений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. Вкаких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играютчувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах
б) В познании решающую роль играетразум, показаниям органов чувств доверять нельзя
в) В познании решающую роль играютбессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция,инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.)
6. Какой метод познаниясоответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленномурассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовуюдеятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетениясвязей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным,а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?
Список литературы

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное
знание
 
1.1 Специфические формызнания
Познаниене ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и запределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, несделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация – отделениенауки от ненауки – так и не увенчалась успехом. Весьма убедительно звучат словаЛ. Шестова о том, что, «по-видимому, существуют и всегда существовалиненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самомупознанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современнымиметодологиями, что не смеем и думать о них серьезно». Каждой формеобщественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д.соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющиепонятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общемсмысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением ипредсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научногопознания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции,которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развитиянауки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.
Научныезнания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует наобщезначимость.
Когда разграничиваютнаучное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять,что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производитсяв определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими(отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственныеисточники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знаниястарше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старшеастрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формызнания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенныек ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием − эзотеризм.
 
1.2 Формы вненаучногознания
Выделяют следующиеформы вненаучного знания:
· ненаучное,понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуетсяи не описывается законами, находится в противоречии с существующей научнойкартиной мира;
· донаучное,выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
· паранаучное – какнесовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класспаранаучного (пара- от греч. – около, при) знания включает в себя учения илиразмышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точкизрения критериев научности;
· лженаучное – каксознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собойошибочное знание. Лженаучное знание часто представляет науку как делоаутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психикитворца, которого в обиходе величают «маньяком»,«сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотныйпафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а такжепретенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации.Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединеныпарадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами ивкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучноеобнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
· квазинаучноезнание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия ипринуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированнойнауки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявленидеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфаквазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука всоветской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.
· антинаучное – какутопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка«анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследованияпротивоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». Сним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного«лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинаукевозникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен,принципиального избавления от антинауки произойти не может;
· псевдонаучноезнание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую насовокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, оснежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

2. Проблема взаимоотношения философии,знания и языка в
позитивизме
знаниепозитивизм философия рационализм
Позитивизм(лат. positivus –положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос овзаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, чтоподлинное (положительное) знание о действительности может быть получено тольколишь конкретными, специальными науками.
Перваяисторическая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIXвека как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения оначалах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не можетбыть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистскойфилософии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог,который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение вспособности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук,разработанной энциклопедистами.
Кантутверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику кнауке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, адолжна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порватьсо старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должнасчитать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Втораяисторическая форма позитивизма (рубеж XIX-XXвв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) иавстрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения –махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источниказнания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождалитрадиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частныхнаук (Конт), а в создании теории научного познания.
Рассматривалинаучные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описанияэлементов опыта – ощущений.
В 10-20 гг. XX века появляется третьяформа позитивизма – неопозитивизм или аналитическая философия, имеющаянесколько направлений.
Логическийпозитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика(1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблемаэмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждаютлогические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательнойнаукой о какой-либо реальности. Философия – это род деятельности по анализуестественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается напринципе верификации (лат. verus–истинный; facere–делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положенийнауки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными,экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеютпознавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называетсяпротоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификациивпоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы ксовокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не могбыть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонникилингвистического анализа – другого влиятельного направления неопозитивизмаДжордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиальноотказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертаяформа позитивизма – постпозитивизм характеризуется отходом от многихпринципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна длятворчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философскиепроблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел впроблеме демаркации – разграничении научного знания от ненаучного. Методдемаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальнойопровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение,концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, ак религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и ихопровержении.

3. Проблема происхождения человека вфилософии и науке
Проблемачеловека – традиционна для философии и актуальна для современной науки.Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных,социальных, гуманитарных дисциплин.
Важнойв теоретическом и практическом плане является проблема происхождения человека –проблема антропогенеза (от греч. antropos – человек, genes – происхождение,становление).
Существуетнесколько основных вариантов решения этой проблемы.
Креационистскийподход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человекабогом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное взакономерную природную связь событий) творение.
Уфологическаяверсия о внеземном происхождении человека развивается, в основном, внаучно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подходраскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природнойи социальной эволюции. Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIXв. На основании эволюционной теории Ч.Дарвин выдвинул идею естественногопроисхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным,усовершенствованным в процессе отбора. В XIXв., опираясь на идеи Ч. Дарвина, немецкий философ Ф. Энгельс выдвинул идеюантропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества. Французскиймыслитель 1-й пол. XX в.,естествоиспытатель, католический деятель П. Тейяр де Шарден создал концепциюхристианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюциипланетарного бытия включает в себя божественный “творческий акт”, благодарякоторому человек поднялся до уровня “духовной личности”. Это попытка синтезанаучной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.
Процессстановления человека (антропогенез) и общества (социогенез) – это системныйпроцесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.
Реконструкцияпроцесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и философия,и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепцияантропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовойдеятельности – таком взаимодействии человека и природы, которое позволяетчеловеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудоваядеятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившимчеловека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.
Игроваяконцепция, базирующаяся на идеях голландского историка и теоретика культуры И.Хейзинги, в качестве всеобщего принципа становления человеческой культурывыделяет игру.
Впсихоаналитическом подходе, представленном австрийским психиатром З. Фрейдом,решающим фактором антропогенеза считается отказ человека от удовлетворенияжеланий бессознательной сферы психики и культуротворчество за счет сублимированнойэнергии либидо.
Символическаяконцепция, в основе которой идеи философа-неокантианца Э. Кассирера, опираетсяна способность человека к символической деятельности, за счет которой создаетсяособая среда формирования человека – знаково-символическая реальность, основнаясфера творчества человека.
Эволюциячеловека имеет ряд ступеней: 3.5-5.5 млн. лет назад выделилось семействогоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0.5 млн. лет назад появились архантропыкак промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К нимотносятся питекантропы и синантропы. 50-40 тыс. лет назад возниклипалеоантропы, неандертальцы, 45-15 тыс. лет назад появился неоантроп,кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическаяэволюция человека к этому периоду, в целом, завершается, а его социальнаяэволюция продолжается.
Началуи протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок.Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатическихизменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии,изменения флоры и фауны), так и антропологических (т.н. “гоминидная триада” –прямохождение, строение рук, изменение мозга). Указанные факторывзаимодействовали с социальными, зарождавшимися в то время.
Возникновениетрудовой деятельности было тем фундаментальным процессом, который вызвалнеобходимость в абстрактном мышлении, установлении общения между индивидами спомощью речи. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых формнравственного регулирования (табу) стимулировали дальнейшее развитие труда,формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культурычеловеческого общества.
Человекявляется биосоциальным существом. Развитие и существование человека определеныдвумя программами: биологической, и социально-культурной. Их взаимодействиеразворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный,«ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой,является необходимым условием его существования. Социальное в человеке,исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет,включая в более сложные социальные процессы.
Исторически,структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системномвзаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминацииповедения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими исоциологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом,так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала надсоциальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепцииабсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают личностное начало,биологические особенности человека.
Выделениев человеке биологического и социального начал – это познавательный иметодологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекциичеловека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтезапротивоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарногонаправления в науке, как социобиология.
Проблемабиосоциальной природы человека – часть общей проблемы гармонизации взаимоотношенийв системе «человек – общество – природа». Человек – результат совместнойсоциоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелироватьс кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействиячеловека, общества, природы осуществляется в различных направлениях вфилософии, науке, в рамках междисциплинарных исследований (в глобалистике,социальной экологии и т.д.).

4.Как Вы понимаете данное высказывание: «Пусть никто в
молодостине откладывает занятия философией, а в старости не
устаетзаниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым,
ниперезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не
наступилоили прошло время для занятия философией, тот похож
натого, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет
времени»
Культураразумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязаначеловеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить напуть, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие,ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противномслучае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а всябогатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями.
Мысльо связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, чтовсякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл.Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысленияглубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых иострых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация.
Делов том, что в критические, переломные моменты своей истории, подобныесегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, стем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-тоошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном видесокровища этого опыта выражает именно философия.
Нельзяне учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всегоинтересуют философию. Многие из этих проблем принято называть«вечными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизнивынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения.Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах,определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностямииндивидуального опыта человека. Вместе с тем в них заключено и общечеловеческоесодержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, онизатрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человекуприходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он долженизобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых разныхсферах духовной культуры человечества – в мифологии и религии, в науке, влитературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Чтокасается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но ивыносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.
Дело,наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиесяфилософы прошлого – это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многомуможем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию,соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог идискуссия – это нормальная форма существования и развития философии. На своемсобственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность такихистин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Только путем обсужденияпроблем, затрагивающих человека, – и может вырабатывать у себя навык разумногомышления.
Следуетобратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия – это особая областьзнания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук.Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философскихпроизведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которыевосхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой.Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в видеафоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллектчеловека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И вэтом смысле она сродни литературе и искусству.
Философияне является строгой наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, естьсвоя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых еюутверждений. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великуюсокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков итысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с ней, надо размышлять надпервоисточниками, то есть над произведениями самих философов.

5. Определите названия философских течений в теории познания
(гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких
исторических типах философии они возникли?
 
а) Впознании решающую роль играют чувства. В разуме нет
ничего, чегопервоначально не было бы в чувствах
 
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направлениев теории познания, согласно которомуощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания.Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме,чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной формепознания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
 
б) В познании решающуюроль играет разум, показаниям органов
чувств доверять нельзя
 
Рационализм– философский метод и направление в философии, в силу которого истинное,абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (тоесть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можноподвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)
Основоположникомрационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идеярационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведенотолько непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.(Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль –деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума(аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Богсуществует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
То, что в основе бытияи познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
— в мире существуетмного вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы ихсвойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);
— зато абсолютно влюбом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир?светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
— следовательно,сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается вдоказательствах;
— сомнение – свойствомысли, значит, человек, сомневаясь, – мыслит;
— мыслить может реальносуществующий человек;
— следовательно,мышление является основой как бытия, так и познания;
— поскольку мышление –это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декартстал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается егофилософское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».
 
в) Впознании решающую роль играют бессознательные,
неподконтрольныеразуму (противоразумные) факторы (интуиция,
инстинкты,слепая вера, озарение и т.д.)
 
Иррационализмобозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму,ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делаютосновой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю(волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм),мистическое «озарение», воображение, инстинкт,«бессознательное» и т.п.
 

6. Какой метод познаниясоответствует отраженной в отрывке
концепции: «Когда мыподвергаем мысленному рассмотрению
природу или историючеловечества или нашу собственную
духовую деятельность,то перед нами сперва возникает картина
бесконечного сплетениясвязей и взаимодействий, в которой ничто
не остается неподвижными неизменным, а все движется,
возникает, изменяется иисчезает»?Диалектика – это учение оразвитии и всеобщих взаимосвязях.

Список литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособиедля вузов. / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Республика, 2003. – 623 с.
2. Интернет ресурсы.
3. Методическиеуказания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы длястудентов всех специальностей заочной формы обучения. / Сост.: В.А. Козловская.– Красноярск: СИБУП, 2010. – 43 с.