–PAGE_BREAK–
1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству.
На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.
Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.
Так, Э.Фенвик утверждает, что женщина моложе 18 лет рискует родить мёртвого или недоношенного ребёнка.
Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию – ускорение темпа индивидуального развития, — физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет, увы, не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 – 28 лет (Чимаров В.М.).
Кашапова С.О., исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка.
«У девушек 18 лет ещё не завершено развитие организма» — пишет Анна де Кервасдуэ. В частности автор отмечает, что незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы в семье (например, реакция родителей), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Как следствие, уменьшаются шансы найти работу и занять достойное положение в обществе. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Автор утверждает, что девочки 16 – 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку.
Таким образом, девушка в возрасте 16 – 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша.
У женщин в возрасте 19 -21 года организм вполне сформирован для рождения ребёнка, но для этого возраста характерно то, что большинство девушек заняты учёбой, что является главным мотивом ограничения рождаемости в этом возрасте (Бойко В.В.). Первостепенное значение имеет образование, овладение специальностью, чтобы в дальнейшем иметь достойную работу.
Долбик-Воробей Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи с этим важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, — совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей.
Таким образом, период с 19 до 21 года также не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для женщины на данном этапе главной целью является получение образования, а не рождение малыша.
В возрасте от 21 года до 23 лет обучение в основном заканчивается, женщина задумывается о своём будущем. А именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, хорошая зарплата, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка.
В.С. Корсако указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Сейчас им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские и супружеские обязанности.
Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Корсако В.С. считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 24-27 лет.
Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота рождения детей с недостаточной массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких детей в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития (Шнейдерман Н.А.). Связано это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются.
Кроме того, граница в 26 лет объясняется тем, что, начиная с 25 лет, проявляется следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка (Бойко В.В.). Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью.
Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.
1.4. Развитие психологической готовности к материнству.
Большинство авторов, исследующих проблему психологической готовности к материнству, считают, что она формируется на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны, мощную инстинктивную основу, и с другой стороны, выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт ее взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.
С. Ю. Мещерякова-Замогильная считает, что основы личности закладываются в самые первые месяцы жизни в процессе общения с близкими взрослыми, особенно с матерью. Если преобладающим является субъектное отношение, то и у ребенка отношение к себе наполняется особым переживанием себя как любимого и нужного существа. Тогда он растет активным, инициативным, жизнерадостным, любознательным и уверенным в себе. У такого ребенка формируется субъектное отношение к себе и к другим людям, складывается привязанность к близким взрослым. [26]
Если у матери и других окружающих взрослых преобладает объектное отношение к ребенку, то он ощущает себя как объект манипуляций, отношение к себе как к субъекту не развивается или развивается слабо, ребенок не чувствует себя любимым, значимым для окружающих, у него отсутствует инициатива в общении, не складываются привязанности, отмечается слабый интерес к окружающему миру. Чем старше становится ребенок, тем, сложнее компенсировать недостатки его отношения к себе, поэтому так важна роль взаимоотношений с матерью в раннем детстве. Ведь последующие личностные преобразования опираются на тот фундамент, который уже был заложен ранее. [26]
Поскольку общение является ведущим фактором в психическом развитии ребенка, соответственно, и все сферы психического развития, включая развитие личности, испытывают на себе эффект «вклада» общения на ранних этапах. «Следы» этого «вклада» проявляются и в более старших возрастах: в особенностях общения ребенка со сверстниками, в игровой деятельности, в его мироощущении, соответственно, они проявляются и в отношении будущей матери к своему младенцу. [26]
По воспоминаниям переживаний, испытываемых женщиной в детстве, можно судить об особенностях ее раннего опыта взаимоотношений с близкими взрослыми. Если родители были ласковы, общение с ними оставило яркие положительные воспоминания, имелась глубокая привязанность к матери, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения. Это ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. [26]
Большое значение в становлении родительского поведения имеет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. На этом этапе также важным является опыт, приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в «дочки-матери». О характере этого опыта можно судить по воспоминаниям будущей матери о любимых играх и игрушках, по наличию предпочтения того или иного возраста детей. Если в детстве женщина любила играть в куклы, в «дочки-матери», если она любит детей и особенно ей нравятся младенцы, у нее намного больше шансов стать хорошей матерью, чем у той женщины, которая не имеет таких предпочтений. [26]
Безусловно, важным этапом в развитие психологической готовности к материнству является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному, конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Многие авторы, например, В. И. Гарбузов, М. И. Буянов, А. И. Захаров, выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, желанность – нежеланность ребенка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения является желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или словесной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. [26]
Большое значение имеют также установки женщины на стратегию воспитания ребенка, которые складываются у нее к концу беременности под влиянием сведений, почерпнутых в женской консультации, из книг, от своих родителей и знакомых. То, как она намеревается осуществлять уход за младенцем (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться «приучать к самостоятельности», то есть ориентироваться на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему), также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. [26]
Г. Г. Филиппова выделяет два уровня психологической готовности к материнству. С эволюционной точки зрения материнство – вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями.
На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов – гештальта младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери. [38]
Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.
У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами – носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (babytolk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).
2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
Специфическим отличие этого этапа у человека является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в «дочки-матери», в семью.
3. Этап нянченья.
На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта потребность требует рефлексии всех субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом ко взрослым, выполняющим материнские функции.
4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становиться медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа», субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.
5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовый период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества. Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
6. Послеродовой этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. [32]
Т.А. Гурьянова считает, что на стадии подготовки к беременности в психологической готовности к материнству доминируют оценочный аспект, проявляющийся в мере расхождения между сложившимся (устоявшимся) образом «Я» и образом «Я — мать»; и мотивационный аспект, проявляющийся в формировании мотива рождения ребенка. [15]
Мотивационная сторона материнства формируется на протяжении всей жизни женщины. В основе оценочного аспекта психологической готовности к материнству лежат рефлексивные возможности женщины, а также психологический механизм идентификации, которая понимается как уподобление одной личности другой, отождествления себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со своими стремлениями, целями. [15]
В период беременности в структуре психологической готовности к материнству доминируют регуляционный аспект, проявляющийся в смещении локуса контроля и осознании реально происходящих изменений в образе жизни (отказ от привычных жизненных стереотипов и обретение новых); и эмоциональный, проявляющийся в особенностях эмоционального переживания беременности, настроя на роды, принятия роли матери. Переломным моментом в беременности, по нашему мнению, является появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Это событие имеет огромное значение для осознания ребенка как субъекта общения. [15]
После родов в психологической готовности к материнству доминируют операционный аспект, проявляющийся в особенностях проявления материнской компетентности; регуляционный, проявляющийся в особенностях саморегуляции женщины в новых изменившихся условиях; и эмоциональный, проявляющийся в удовлетворенности ролью «Я — мать» при ее доминировании в «образе — Я» женщины, реалистичность которой обуславливается смещением ценностно-смысловых составляющих образа мира. [15]
Становление совмещенной психологической системы «мать-дитя» после рождения ребенка также проходит ряд этапов. Сначала разрывается физиологическая связь, однако биологически и психологически ребенок полностью зависит от матери: она его выкармливает, без нее он не может передвигаться и т.д. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, овладевает навыками самообслуживания и, казалось бы, на физиологическом уровне приобретает некоторую самостоятельность, однако взрослый (в первую очередь мать) еще очень долго ему необходим, потому что только с помощью взрослого ребенок имеет выход в культуру, выстраивает свой образ мира, что, собственно, и делает его Человеком. [15]
Мать и ребенок, являясь подсистемами совмещенной психологической системы, выполняют каждый свою функцию и роль: взрослый обеспечивает связь ребенка с культурой, ребенок ищет выходы в нее через взрослого (мать). Это и обеспечивает со временем все большую суверенизацию одного из членов данной системы (ребенка). Мать – медиатор, проводник ребенка в культуру (Л. С. Выготский, В. Е. Клочко), «информационный проводник» (А. С. Батуев). [15]
Глава 2. Анализ уровней психологической готовности к материнству девушек репродуктивного возраста.
2.1. Методы и материалы исследования.
Методологическими основаниями данной работы являются концепция психологической готовности к материнству Мещеряковой С. Ю., позволяющая выделить уровни психологической готовности к материнству: низкий уровень, средний и высокий.
Эволюционно-системный подход Филипповой Г. Г., которая выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство – вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.
На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов – гештальта младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнской сферы.
Концепция Брутман В. И., Филипповой Г. Г., Хамитовой И. Ю., в которой выделены три уровня готовности к материнству:
1) сформировавшаяся готовность к материнству;
2) тревожное, амбивалентное материнское отношение;
3) игнорирующее материнское отношение.
Выделение этих уровней происходит в зависимости от вариантов ценности ребенка:
1. Адекватная ценность ребенка с оптимальным балансом ценностей из других потребностно-мотивационных сфер;
2. Повышенная ценность ребенка, подавляющая все остальные ценности;
3. Пониженная ценность ребенка, когда преобладающими являются ценности из других потребностно-мотивационных сфер;
4. Недостаточная ценность ребенка – частичная или полная замена ценности ребенка ценностями из других сфер. [6,7,8,9,41]
Биопсихосоционоэтическая модель Залевского Г. В., в рамках которой любой объект в объектном поле клинической психологии рассматривается как системный феномен с системной (причиной и непричинной) детерминацией, системной структурно-уровневой организацией (психический-функциональный, психологический-душевный, психологический-духовный) в их интимном и специфическом отношении с физическим, соматическим.
Выборку для данного исследования составили 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет, являющиеся студентками Томского Государственного Университета очной формы обучения с первого по пятый курс.
С учетом поставленных задач и на основе теоретического анализа для исследования уровней психологической готовности к материнству были выбраны следующие методики: структурированная беседа, цветовой тест отношений М. Эткинда, методика изучения родительских установок (тест PARI), рисунок «Мой малыш».
продолжение
–PAGE_BREAK–
1. Структурированная беседа.
Наше исследование начиналось с психодиагностической беседы с целью установления контакта, являющегося необходимым условием для плодотворного сотрудничества и получения достоверной информации. Беседа имела структурированный и целенаправленный характер и представла собой следующий примерный перечень вопросов:
1. Собираетесь ли Вы когда-нибудь выйти замуж и родить детей?
2. Готовы ли Вы выйти замуж и родить ребенка сразу после окончания вуза? Если нет, то чем Вы собираетесь заниматься?
3. Смогли бы Вы сделать аборт?
4. Оцените Ваши отношения с Вашей мамой:
А) мама – это самый близкий мне человек и мой лучший друг;
Б) мои отношения с мамой складываются более и менее хорошо;
В) мои отношения с мамой могли бы быть и получше.
5. Что для Вас значит рождение ребенка?
6. Зачем вообще нужен ребенок?
7. В чем Вы видите смысл материнства?
8. Какие эмоции Вы испытываете при виде беременных женщин?
9. Любите ли Вы детей?
10. Продолжите фразу «Ребенок – это…».
11. Как долго Вы можете проводить время с маленьким ребенком?
12. Переживаете ли Вы по поводу изменений фигуры, связанных с беременностью?
13. Боитесь ли Вы родов?
14. Собираетесь ли Вы кормить ребенка грудью? Если да, то как долго?
15. Считаете ли Вы приемлемым применение физических наказаний?
2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.
Обоснование метода.
Проективная методика «Цветовой тест отношений» представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.
Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.
Методической основой цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях.
Стимульный материал методикисостоит из набора цветов из восьмицветового теста М. Люшера.
Процедура исследования.
Проведение цветового теста отношений осуществлялось в следующем порядке:
1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имеющих для него существенное значение (в нашем случае это беременность и будущий ребенок). Конкретная форма списка зависит от контекста, личности и жизненного пути тестируемого.
2. Цвета раскладываются на белом фоне в случайном порядке. Затем психолог просит испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).
3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
В случае нашего исследования девушкам предлагалось подобрать цвета к двум понятиям: беременность (ребенок) и карьера (образование, материальное благополучие), а затем проранжировать цвета теста. Оценивалось то, как испытуемая расположит карточки, обозначающие данные понятия, относительно друг друга.
3. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI)
Обоснование метода.
Данная методикапредназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.
Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:
1 — оптимальный эмоциональный контакт,
2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3 — излишняя концентрация на ребенке.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
В нашем исследовании акцент делается на шкалы, касающиеся именно родительско-детских отношений.
Процедура исследования.
Испытуемому дается следующая инструкция: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
А — полностью согласен;
а — почти согласен;
б — скорее согласен;
Б — полностью не согласен.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.»
4. Рисуночный проективный тест «Мой Малыш».
Обоснование метода.
Данная методика представляет собой рисуночную технику – модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана, А. И. Захарова, В. В. Столина). Методика была использована нами для исследования эмоциональной готовности к материнству, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему.
Анализ рисунка был проведён по типу анализа «любимого-нелюбимого» человека и включал два типа графической презентации:
— графическое качество рисунка (количество деталей тела, использование цвета, декорирование, характер линий, аккуратность выполнения рисунка);
— формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).
При оценке эмоционального отношения к ребёнку следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
1. Количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни).
2. Декорирование (детали одежды и украшения): шапочка, воротник, банты, карманы, пуговицы, элементы, причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.
3. Количество использованных цветов.
4. Пол нарисованного ребенка.
5. Возраст.
6. Наличие рядом с ним самой испытуемой.
Как правило, хорошее эмоциональное отношение к человеку сопровождается позитивной концентрацией его на рисовании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большой схематичности, неоконченности его графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.
Ожидается, что испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.
Негативные переживания испытуемых, связанные с маленьким ребёнком, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму отказа от изображения малыша либо форму трансформации задания (рисуются только голова ребёнка или конверт для младенца, в котором якобы ребёнок, не видимо, находится).
При анализе следует обратить внимание и на рисование отдельных частей тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Изображение ребёнка без рук – символическое средство ограничения его активности. Отсутствие головы, глаз, рта может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения с маленьким ребёнком, отгороженность от него. Если при рисовании пропускается голова, черты лица или лицо штрихуется, то это часто связано с конфликтным, враждебным отношением к человеку. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств испытуемых.
Приятное общее впечатление – положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.
Процедура исследования:
Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка, как его себе представляли испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, цветные карандаши, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.
2.2. Уровни психологической готовности к материнству.
Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия позитивных и негативных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью. Чем больше положительных факторов, влияющих на развитие субъектного отношения к будущему ребенку, действовало на женщину на протяжении ее жизни, чем ярче выражено субъектное отношение к неродившемуся ребенку, тем выше будет уровень ее готовности к материнтву.
С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству:
Низкий уровень готовности к материнству характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечают на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживают чувства общности с ним, не придумывают имя, не представляют себе малыша). Они преимущественно ориентированы на соблюдение жесткого режима, «строгое» воспитание.
Такие матери чаще указывают на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
Средний уровень: У таких женщин наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собираются часто брать ребенка на руки, не сторонницы кормления по часам и т. д.). Половина из этой группы отмечает, что любит детей до года, остальные – постарше. [25]
Высокий уровень: Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечают преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечают на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушиваются к шевелению, реагируют на него какими-либо действиями). Ориентированы на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами. Все отмечают, что любят детей младенческого возраста. [25]
В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова выделили три уровня готовности к материнству: 1) сформировавшаяся готовность к материнству; 2) тревожное, амбивалентное материнское отношение; 3) игнорирующее материнское отношение, в зависимости от вариантов ценности ребенка:
1. Адекватная ценность ребенка с оптимальным балансом ценностей из других потребностно-мотивационных сфер;
2. Повышенная ценность ребенка, подавляющая все остальные ценности;
3. Пониженная ценность ребенка, когда преобладающими являются ценности из других потребностно-мотивационных сфер;
4. Недостаточная ценность ребенка – частичная или полная замена ценности ребенка ценностями из других сфер.
И четыре типа переживания женщиной беременности:
1. Адекватный тип: постепенная конкретизация образа ребенка и восприятие его с положительными эмоциями; выраженность динамики психосоматического состояния, соответствующего физиологической беременности; достаточно четкое представление о своей материнской роли; удовлетворенность собой и своим физическим состоянием; дифференцированное переживание шевеления ребенка; характерна адекватная ценность ребенка.
2. Тревожный, амбивалентный тип: В первом триместре беременности этим женщинам свойственна тревога, страх, беспокойство. Соматический компонент по типу болезненного состояния. Во втором триместре тревога усиливается, эпизодически повторяются тревожные или депрессивные состояния. В третьем триместре – страх за исход беременности. С началом шевеления неприятные болезненные ощущения. Эта группа характеризуется повышенной или пониженной ценностью ребенка.
3. Игнорирующий тип: Характеризуется слишком поздним распознаванием беременности, сопровождающимся чувством досады или неприятного удивления; вся симптоматика выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; беременность переживается как кара, помеха. Во втором триместре шевеление отмечается очень поздно, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка, последующее шевеление сопровождается неудобством, брезгливостью. В третьем триместре возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Активность в третьем триместре повышается и направлена на обстоятельства, несвязанные с ребенком. Ценность ребенка в этой группе – недостаточная. [6,7,8,9,41]
2.3. Анализ уровней психологической готовности к материнству у девушек репродуктивного возраста, являющихся студентками Томского Государственного Университета.
На первом этапе нами была проведена беседа, позволяющая выявить отношение испытуемых к различным вопросам, касающимся материнства, представляющим собой блоки:
1. Планы на будущее, связанные с материнством;
2. Отношение к аборту;
3. Отношения с матерью;
4. Отношение к рождению ребенка;
5. Отношение к материнству;
6. Страхи, связанные с беременностью и родами;
7. Настрой в отношении воспитания и ухода за ребенком.
1. Планы на будущее, связанные с материнством:
При анализе данных, полученных при проведении беседы, было выявлено, что 30 из опрошенных девушек (100%) собираются в будущем создавать семью и заводить детей.
30% (9 девушек) готовы сразу после окончания получения образования выйти замуж и родить ребенка, 60% (18 девушек) сказали о том, что после окончания обучения в вузе они собираются заниматься своей карьерой, и 10% (3 девушки) сказали о том, что еще не знают.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что 100% из опрошенных девушек собираются в дальнейшем становиться женами и матерями, по факту только лишь треть из них готовы после окончания учебы создать семью, остальная же часть не включает в свои ближайшие планы выход замуж и рождение ребенка. Другими словами, все из опрошенных девушек видят себя в будущем матерями, то есть согласны с тем, что главная функция любой женщины – это родить и воспитать ребенка, но на данный период времени они в большинстве своем не готовы родить.
Данные результаты отражены на рисунке №1:
Рис. 1. Будущее после окончания обучения, связанное с рождением ребенка.
2. Отношение к аборту.
В отношении аборта нами были получены следующие результаты. 21 девушка из опрошенных (70%) не смогла бы сделать аборт, остальные 9 (30%) признались, что пошли бы на это (рис. №2).
Отношение к аборту является одной из самых ярких характеристик психологической готовности к материнству. С. Ю. Мещеряковавыделяла переживание женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности в отдельную группу показателей готовности к материнству. Кроме того низкий уровень психологической готовности к материнству, также выделенный и описанный С. Ю. Мещеряковой, характеризуется колебаниями женщины в принятии решения иметь ребенка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если девушка готова пойти на аборт, то это характеризует уровень ее психологической готовности к материнству как низкий. Также можно сделать предположение о том, что не все из девушек были способны честно признаться в том, что смогли бы сделать аборт. Поэтому есть вероятность того, что процент респонденток, готовых пойти на аборт, на самом деле выше.
Рис. 2. Отношение к аборту.
3. Отношения с матерью.
При анализе данных беседы, касающихся отношений респонденток со своими матерями были получены следующие результаты. Для 15 девушек (50%) мама является самым близким человеком, у 9 девушек (30%) отношения с матерью более и менее хорошие, и 6 девушек (20%) расценивают взаимоотношения с матерью как не очень хорошие (рис. №3)
Особенности коммуникативного опыта женщины в ее раннем детстве также выделены С. Ю. Мещеряковой в отдельную группу показателей психологической готовности к материнству. Исходя из концепции М.И. Лисиной, основы личности, отношение человека к миру и к себе самому закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. [21] Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена. Другими словами, близкие, доверительные отношения с собственной матерью кореллируют с высоким уровнем психологической готовности к материнству.
Рис. 3. Отношения с матерью.
4. Отношение к рождению ребенка.
При анализе значения ребенка для испытуемых были получены следующие результаты. 6 девушек (20%) сказали, что рождение ребенка – это счастье, радость, благо и т. д., 9 девушек (30%) отметили, что ребенок – это продолжатель рода, 15 девушек (50%) – что ребенок – это часть любой нормальной семьи (рис. №4). Кроме того 12 испытуемых (40%) сказали о том, что ребенок нужен для укрепления семьи, 15 испытуемых (50%) – что женщине положено иметь детей, а 3 испытуемых (10%) заметили, что детей вообще может и не быть (рис.№5). Из всего этого можно сделать вывод, что ребенок для испытуемых не является ценностью сам по себе, он нужен, для каких-то определенных целей, как необходимая часть жизни. Другими словами, респондентки не осознают в полной мере смысл, ценность детей.
продолжение
–PAGE_BREAK–