З.Е.Кирюшина
Усадьба
Остафьево была и остается притягательным местом для всех, кому дорога русская
история и культура. До настоящего времени в Остафьеве сохранились дворец с
флигелями и галереями-колоннадами; старинный усадебный парк со знаменитой
липовой аллеей, по преданию названной А.С. Пушкиным “Русским
Парнасом”, и храм Живоначальной Троицы, расположенный при въезде в
усадьбу.
Построенный
в екатерининское время храм является памятником архитектуры XVIII в., эпохи
классицизма. Построен он был на средства Анисьи Григорьевны – вдовы московского
купца и промышленника Козьмы Матвеева, который владел селом Рязаново с
прилегающими к нему землями (сельцо Климово и дер. Остафьево).
Автор
проекта храма, к сожалению, неизвестен.
Церковь
сложена из красного кирпича, оштукатурена, поставлена на белокаменном цоколе.
Храм состоит из двухсветного четверика и вписанной в него ротонды, которая
завершена куполом с четырьмя люкарнами и небольшой главкой с крестом. С запада
к четверику примыкает трапезная с престолом Георгия Победоносца, которая
служила зимней церковью.
С
востока к четверику пристроена алтарная прямоугольная часть – апсида. К
трапезной присоединена квадратная в плане трехъярусная колокольня. Храм имеет
три входа: главный – на западном фасаде колокольни и два боковых – на северном
и южном фасадах церкви. Интерьер храма не сохранился. По свидетельству прихожан
церкви, в ней находились великолепные позолоченные паникадила, канделябры,
изящные люстры со свечами и пр. Стены храма украшала резьба по дереву с
позолотой, изображавшая виноградную лозу.
В
новопостроенную каменную церковь в Остафьеве из старой деревянной Георгиевской
церкви с.Рязаново был перенесен престол Св.Великомученика и Победоносца Георгия.
По
благословению Митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) церковь в
Остафьеве была освящена 1 июля 1782 г. “во имя Живоначальной Троицы с
приделом Великомученика Георгия”. В Клировых ведомостях Подольского уезда
за 1830-40-е годы дано ее описание: “…Зданием каменная с таковою же
колокольней. Покрыта железом, крепкая. Престолов в ней два: в настоящей
холодной – во имя Живоначальной Троицы, в теплом приделе – во имя
Великомученика Георгия. Утварию достаточна. Причта положена по штату издавна:
священник один, дьячок и пономарь”.
Из
метрических книг и Клировых ведомостей храма Живоначальной Троицы известно, что
к приходу относились: с.Остафьево кн.П.А.Вяземского; сельцо Никульское и
Рязаново генеральши П.С.Окуловой; д.Молодцы кн.Е.И.Горчаковой; д.Сырово
Экономического казенного ведомства Добрятинской волости. Всего в приходе
состояло около 140 дворов с 1354 чел.
К
концу XIX в. церковь обветшала. В 1893 г. на средства И.И.Баскакова, владельца
камвольно-прядильной фабрики в Рязанове, храм был заново оштукатурен и побелен.
В интерьере сделаны два новых позолоченных иконостаса по рисункам известного
архитектора А.С.Каминского.
В
приделе Св.Георгия был поставлен новый престол, который 26 сентября того же
года освящен протоиереем Московской Петропавловской Басманной церкви
о.П.Казанским в служении четырех священников. В 1900 г. в храме художником
К.М.Волковым были реставрированы росписи.
История
остафьевского храма тесно связана с родом кн.Вяземских. Они постоянно
заботились о храме и священнослужителях: производили ремонт церкви и изб
церковнослужителей, обеспечивали их жильем, дровами, выплачивали ежегодное
жалование. В 1866 г. была сооружена новая церковная ограда; в 1870 г.
отремонтирован колокол. Вяземские дарили в храм иконы, кресты, церковные книги,
свечи, денежные средства. Они заказывали молебны о здравии, о долгоденствии, о
путешествующих, о болящих, о “сгоне” скота на пастбище и др. После
молебнов Вяземские устраивали угощения для дворовых и крестьян, одаривали их
одеждой, выдавали денежные пособия сиротам, инвалидам, по старости лет,
новобрачным и пр.
В
храме хранились иконы, связанные с печальными событиями в семье П.А.Вяземского,
с болезнью и смертью его дочерей: икона Св.Параскевы – в связи с кончиною
княжны Прасковьи Петровны (в Риме); икона Преподобного Сергия – в связи со
смертью княжны Надежды Петровны (в Баден-Бадене). Обе дочери умерли на 19-м
году жизни.
У
паперти церкви располагались могилы трех малолетних сыновей Петра Андреевича –
Николая, Петра и Андрея.
Судьба
церкви изменилась после 1917 г. Согласно Декрету Совнаркома РСФСР от 23 января
1918 г. “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” и
затем после утверждения “Инструкции об отделении Церкви от
государства…” в 1928 г., храмы стали повсеместно закрывать и использовать
помещения под культурно-просветительные учреждения и для хозяйственных нужд.
По
решению Мособлисполкома было решено закрыть остафьевскую церковь и передать
помещение храма под клуб рабочим Рязановской фабрики. Против этого решительно
выступила Е.П.Шереметева (урожд. кн.Вяземская). На заседании
Церковно-приходского Совета она произнесла страстную речь, призывавшую защитить
храм от поругания. После чего верующие категорически отказались закрыть
церковь. В конце января 1929 г. Екатерина Павловна умерла и была похоронена у
северной стены алтарной части храма. Ныне ее могила воссоздана.
В
1937 г. храм все-таки закрыли. Священника и псаломщика репрессировали. Судьба
их неизвестна. Колокола сняли, главки с крестами уничтожили. Ценные предметы
интерьера и церковного имущества вывезли соответствующие учреждения и частично
расхитили. Иконы сожгли, некоторыми были выстланы полы в остафьевской школе. На
территории церковного кладбища были осквернены захоронения, в т.ч. священников
храма и кн.Вяземских. В церкви устроили склад, зернохранилище. Во время Великой
Отечественной войны здесь находилась столовая и кухня для летчиков.
В
послевоенные годы в церкви размещались швейный и другие цеха промкомбината.
Возрождение
храма началось в 1991 г., когда по настоянию вновь созданной Православной
общины его передали верующим. В день Св. Николая Чудотворца (22 декабря 1991
г.) в храме была совершена первая за последние полвека Божественная литургия.
Богослужение возглавил благочинный церквей Подольского округа протоиерей отец
Александр Габана. Это была также первая служба в остафьевской церкви ее
настоятеля, священника о.Михаила Василенко.
В
1992 г. было начато воссоздание купольно-стропильной системы и главок над
церковью и колокольней. Были установлены металлические позолоченные кресты,
оштукатурены и побелены стены, восстановлены двери, окна и ограда. Приобретено
церковное оборудование. Ко Дню Святой Троицы (30 мая 1999 г.) в храме была
завершена роспись трапезной художником-монументалистом А.Воронковым, по аналогу
росписи Собора Рождества Богородицы в с.Ферапонтово Вологодской области,
выполненной прославленным художником-иконописцем Дионисием с сыновьями
(1500-1501гг.). Роспись включает фрагменты известных произведений древнерусской
иконописи (к XIV-XV вв.): “Святой Георгий Победоносец поражает копьем
Змия”, “Святая Троица”, “Божия матерь с младенцем”,
“Успение Пресвятой Богородицы” и др.
При
храме работает воскресная школа и библиотека.
Ежегодно
в усадьбе Остафьево в первое воскресенье июня проводится Пушкинский праздник
поэзии в честь рождения великого поэта, а в начале февраля отмечается день
поминовения А.С.Пушкина. В эти памятные дни в усадьбу приезжают потомки поэта и
все те, для кого имя Пушкина дорого и священно.
Пушкинский
праздник поэзии начинается с богослужения в храме Живоначальной Троицы, затем
совершается крестный ход к памятнику А.С.Пушкину в старинном остафьевском
парке.
В
заключение хочется привести слова гр.С.Д.Шереметева, открывшего в 1899 году в
Остафьеве общедоступный историко-литературный музей. “… Пока еще уцелели
такие уголки,… жива наша Русь…, верная своему историческому
прошлому…”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.msk.hop.ru
Дата добавления: 27.01.2006