Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

Содержание
Введение
Глава 1. Физическоевоспитание
1.1 Формы занятий в физическомвоспитании
1.2 Физическое воспитаниедетей младшего школьного возраста
Глава 2. Условия развитиякреативности младших школьников на уроках физкультуры
2.1Cоциально-педагогические условияразвития креативности младших школьников
2.2 Условия развитиякреативности младших школьников на уроках физкультуры
Заключение
Список литературы

Введение
Физическое воспитание — этовид воспитания, специфическим содержанием которого являютсяобучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальнымифизкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурныхзанятиях.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование— системное освоение человеком рациональных способов управления своимидвижениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательныхумений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными дляжизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умениярационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно сэтим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия можетвыполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка.Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физическоговоспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существеннойстороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующимразвитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагиваеткомплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливаетколичественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку ввиде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Акогда процесс естественного развития приобретает специально организованный,т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а«воспитание физических качеств».
В процессефизического воспитания приобретается также широкий крут физкультурных испортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического иметодического содержания. Знания делают процесс занятий физическимиупражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Данныйвопрос широко и разнообразно освещен во многих литературных источниках (В.С.Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта»; Холодов Ж.К.«Теория и методика физического воспитания и спорта»; Шиян Б.М. «Теория иметодика физического воспитания»).
Актуальностьданного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы «Условия развитиякреативности младших школьников на уроках физической культуры».
Цель: выявитьсущность условий развития креативности младших школьников на уроках физическойкультуры
Объект:процесс развития креативности младших школьников на уроках физической культуры
Предмет:условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры
Задачи:
— изучить ипроанализировать литературные источники по данному вопросу;
— выявить иизучить сущность физического воспитания;
— выявить иизучить условия развития креативности младших школьников на уроках физическойкультуры.

Глава 1.Физическое воспитание
 
1.1 Формызанятий в физическом воспитании
Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса,каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи(взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а такжесоответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам руководстваими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные инеурочные.
Урочные формы — этозанятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составомзанимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями погосударственным программам в образовательных учреждениях, где физическаякультура является обязательным предметом (школа, колледж профессиональногообразования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, снаправленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочныеформы — это занятия, проводимые какспециалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) сцелью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения илиповышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствованиядвигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика,физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного(текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности этиформы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительнопродолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например,занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.).Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного,оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, т.е. формыфизкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбеопределяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность ит.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования,первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностьюзанимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который втечение строго установленного времени в специально отведенном месте руководитпроцессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группойзанимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиямипедагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строгособлюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того,для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры,под которой принято понимать деление урока на три составные части:подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходимадля начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовкиорганизма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основнойработе.
Основная часть обеспечиваетрешение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических иличностных качеств.
Заключительная часть предназначенадля постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончаниязанятия.
По признакуосновной направленностиразличают уроки общейфизической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физическойподготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практическиезанятия.
Уроки ОФП используютсяпрактически для всех возрастных групп. Их основная направленность — этовсесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерныразнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки наорганизм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Ихосновная направленность — формирование ведущих для конкретных профессийдвигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являютсяосновной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их ксоревнованиям.
Методико-практические занятия проводятсяв основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основнаянаправленность — операциональное овладение методами и способамифизкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных,жизненных целей личности.
По признаку решаемых задач различаютследующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкоеиспользование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровняподготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков ит.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решениезадач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля зауровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признакувида спортаразличают уроки гимнастики,легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание,структурное построение и т.д.[9, 143c]
1.2Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11лет (I—IV классы).
Особенности возрастного развития.Младший школьный возраст характеризуется относительно равномернымразвитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельныхразмерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период вбольшей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппаратэластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столбсохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младшийшкольный возраст является наиболее благоприятным для направленного ростаподвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна,содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этомкрупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическоеразвитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциациянервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуетсяпреобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легкихсоставляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастаетс 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет.Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в10-летнем.
Для практики физического воспитания показатели функциональныхвозможностей детского организма являются ведущими критериями при выборефизических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия наорганизм.
Для детеймладшего школьного возраста естественной является потребность в высокойдвигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарноеколичество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневнойжизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30%ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активностьсамостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физическоговоспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимойдвигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северныхширотах и на Крайнем Севере — на 50—70%.
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучениюв школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников нетолько не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все болееуменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с ихвозрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученыеустановили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечитьдетям при выполнении ими разных видов физических упражнений.
После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 чпровести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Младшийшкольный возраст является наиболее благоприятным для развития физическихспособностей (скоростные и координационные способности, способность длительновыполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности копределенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальныхмоторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А этосоздает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентациидетей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального путифизического совершенствования.
Задачи физического воспитания.К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактикаплоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработкаустойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитие координационных (точность воспроизведения идифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений,равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованиедвижений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых,выносливости и гибкости) способностей;
4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность иразвитие двигательных способностей;
5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемыхв них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во времязанятий;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,подвижными играми, использование их в свободное время на основе формированияинтересов к определенным видам двигательной активности и выявленияпредрасположенности к тем или иным видам спорта;
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения ктоварищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физическихупражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти,мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Средства физического воспитания.Наиболее полезными и эффективными средствами для физическоговоспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные впрограммы по физическому воспитанию образовательных учреждений.
Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: 1) простейшие видыпостроений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, позаранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из однойшеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и сразнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой,обручем, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (погимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя наколенях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку,гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу игимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой50—100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатическиеупражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок всторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения;7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или конявысотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90и 180°, висы на гимнастической стенке и др.); 8) упражнения со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения:1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положениемрук и др.); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерном темпедо 10 мин; 4) челночный бег 3×5, 3×10 м; 5) прыжки в длину с разбега с 7—9шагов; 6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; 7) прыжки на одной идвух ногах на месте, с поворотом на 90—360°, с продвижением вперед на одной идвух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление спомощью бега и прыжков полосы из 3—5 препятствий; 10) метание малого мяча надальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводитьпреимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлятьдетям радость и удовольствие.
Лыжная подготовка: 1)скользящий и ступающий шаг; 2) передвижение попеременным двухшажным ходом; 3)подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и вдвижении; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).
Плавание: 1) специальныеплавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду соткрытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжениена груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль нагруди, кроль на спине или брасс; 3) проплывание одним из способов 25—50 м.
Подвижные игры. Ихсодержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками.Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр,направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитанияинициативности, самостоятельности действий.
Простейшиеединоборства: «Бой петухов», «Часовые иразведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».
Физическая подготовленность.Детимладшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднегоуровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.
Особенности методики физического воспитания.Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школеявляется урок физической культуры, который строится в соответствии с общимипедагогическими положениями, а также с методическими правилами физическоговоспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитаниюобусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетомвозрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являютсязадачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег,прыжки, метания, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач,связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышцстоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровойматериал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми ввозрасте до 10—11 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует большоевнимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школадвижений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательныхкачеств.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу.Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы детиправильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должнаставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо ит.д.
В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применятьпреимущественно тренировочное средства и методы, развивающие частоту движений.Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).
У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключитьзначительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием(задержка дыхания).
Одним из направлений активизации двигательных действий учащихсямладших классов является выполнение различных упражнений (движений) поддидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученикисопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творческивоспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носилитематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материалак возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носитьсюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. Вданном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящиев данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разныепедагогические задачи.
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школеявляется акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений,формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровомобразе жизни.
Домашниезадания.Физическое воспитание детейнельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходимадополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнениядомашних заданий по физической культуре. С помощью домашних заданий решаютсяследующие учебно-воспитательные задачи: 1) повышение двигательной активностидетей; 2) укрепление основных мышечных групп; 3) формирование правильнойосанки; 4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.[8,106c]

Глава 2.Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры
 
2.1 Cоциально-педагогические условия развития креативностимладших школьников
Впоследние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес кразвитию креативности. Актуальность его изученияопределяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современнойРоссии. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личностикак открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал,развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать ихспособности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучениинужно уделять особое внимание развитию творческого, ане только репродуктивного стиля мышления.
Всовременной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуютпроблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаютсязарубежные исследователи Д.Гилфорд, Е. Торранс, С.А.Медник и др… Вотечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н. Дружинин,В.С. Юркевич, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др… Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сихпор нет единого мнения о природе креативности, еекритериев и условий развития.
Привсем разнообразии определений креативности (как способность порождать новыеидеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановкегипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарнаяхарактеристика заключается в том, что креативность — это способность создаватьнечто новое, оригинальное.
Взглядына природу креативности изменялись: если вначале она понималась какрегрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
Творческиеспособности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детейпроявления креативности носят достаточно массовый характер и большинствоспециалистов относят к ней такие познавательные качествакак фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит втворческой деятельности.
Помнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднегошкольного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания иинтеллекта. В этот период особенно важностимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однакосчитается, что это снижение носит временный характер. После определенногопериода, который некоторые исследователи называют «латентным», унекоторых школьников происходит ярко выраженныйподъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают нанелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из нихприходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.
Следуетотметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазонадля этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативностии образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.
Специальноеобучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческихвозможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этойдинамики.
Наданный момент в психологии развития существуют идополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:
1.генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойствнаследственности;
2.средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;
3.генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типыадаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.
Такжебыли сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:
1.Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:
А)гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
Б)творческая личность родителей как образец подражания исубъект идентификации;
В)общности интеллектуальных интересов членов семьи;
Г)ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений илинезависимости.
2.Социально-педагогические условия развития креативности в школе:
А)приемов программ, приемов и методов, направленных наразвитие креативности;
Б)доверительные отношения в классе;
В)разрешение и поощрение множества вопросов;
Г)стимулирование ответственности и независимости;
Д)акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
Е)социальное подкрепление творческого поведения.
Однимиз социально-педагогических условий развития креативности
являетсяиспользование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитиекреативности.
Вкачестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позициейпедагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.[3, 215c]
 
2.2 Условияразвития креативности младших школьников на уроках физкультуры
Реализуяпринцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихсякреативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу исамостоятельность. Это магистральный путь, способствующий достижению высокихрезультатов на каждом занятии и внедрению физической культуры в быт.
Основнымиприемами, обеспечивающими воспитание креативности на занятиях физическойкультурой, являются:
1.Вооружение занимающихся специальными знаниями в связи с их знаниями по другимпредметам учебного плана школы.
2.Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи.Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже пониматьсодержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоениюдвигательного действия. Во-вторых, взаимообучение помогает формироватьинструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения науроках. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся безисключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитываетчувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственностьзанимающихся в процессе физического воспитания.
3. Развитиюкреативности учащихся способствует также воспитание критического отношения ксебе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственномуразвитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно ицеленаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития.
4. Инициативность,самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываютсяпосредством привлечения учеников к выполнению ими обязанностей капитановкоманд, физоргов, дежурных, групповодов. При этом педагог должен оцениватьи поощрять общественную деятельность занимающихся.
5. Креативность учеников стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностьюзанятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно иинтереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ученику посильную нагрузку.
Опыт показывает, что бедность содержания уроков, чрезмерные илинедостаточные требования, плохая организация самостоятельной работы могутбыстро снизить интерес учеников к занятиям.
Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организациясамостоятельных форм физического воспитания учеников, которые проводятсябез участия учителя.
На уроках часто можно наблюдать ситуации, когда приемы активизацииучителем используются, а активизации учеников не наблюдается. Объяснить такоеположение можно двумя причинами. Первая: приемы используются не систематически,а эпизодически, и ученики не приучены к креативной деятельности. Это особенноважно знать молодому учителю, так как на его первые попытки активизироватьучеников они могут не ответить. Вторая: при использовании приемовактивизации не соблюдаются дидактические условия; например, не учитываютсявозрастные особенности учеников, уровень их подготовки и т. п.
Рядсуществующих в практике приемов активизации трудно отнести к одному изназванных путей. Они в одинаковой мере имеют отношение к осознанию задачзанятий, к анализу собственных действий и к воспитанию творческого отношения кпроцессу занятий физическими упражнениями. К ним относятся: использованиедостаточного количества инвентаря, обеспечение связи нового материала с ранееизученным и оптимального темпа обучения для каждого ученика, использованиеразнообразия учебного труда и его доступность, своевременный контроль и оценкарезультатов деятельности учащихся.
Конкретный выбор приемов и средств активизации деятельностиучеников обусловливается задачами урока, этапом обучения, характером учебногоматериала, уровнем подготовленности учащихся и способностями педагога. Задачаучителя — в каждом конкретном случае наилучшим образом учесть возможностиучеников и открыть простор для проявления их самостоятельности в учебе, а такжепредусмотреть рациональные формы управления их учебной деятельностью.Следовательно, активизация должна осуществляться учителем постоянно, посколькуявляется не самоцелью, а средством достижения цели.
Такимобразом, активизация процесса физического воспитания— это организациядеятельности каждого ученика, направленная на осознание и решение учебныхзадач. При этом характер деятельности учителя и учеников определяютиспользуемые в занятиях методы. Наиболее успешному решению намеченных учебныхзадач способствует комплекс методов. Вначале целесообразно формироватьзнания, умения и навыки путем репродуктивной деятельности. По мере накопленияшкольниками знаний и двигательного опыта следует постепенно применять элементытворческой деятельности, а затем все шире практиковать самостоятельность ипоощрять инициативу. Нельзя подготовить ученика к трудовой жизни исамостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, если в процессепроведения занятий не будут преобладать продуктивные методы работы.
Также вроссийском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который даетвозможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогическиетехнологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ееэффективность и результативность, создание условийдля развития творческих способностей учащихся.
Именно в творчественаходится источник самореализации и саморазвития личности, умеющейанализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение,прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Работая в школе,применяя основные принципы технологии, мы достигаем весомых положительныхрезультатов в формировании творческой активности младшихшкольников. Тем не менее, проблеме формирования у ученика потребностей киндивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков,отношения к собственному здоровью, на наш взгляд, уделяется недостаточновнимания. В российской системе образованияотсутствует обоснованная система обучения и воспитания, обеспеченнаянастойчивой активизацией процессов освоения здоровье формирующихценностей физической и спортивной культуры в массовой образовательной школе.
Для решения этихпроблем была создана технология, нацеленная наразвитие творческой активности, расширение кругозора младших школьников черезобучение подвижным и спортивным играм.
Для создания технологиинеобходимо было объединить основные принципы и типические свойства учения(многогранность, процессуальность, вариативность,коллизии) с основными принципами сопряженного психофизического развития младшихшкольников на уроках физической культуры.
В основу принципасопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иногодвижения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознаниесобственного «я» в условиях постоянного физического и психическогоразвития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развитиядвигательных способностей, а также для интеллектуального развития. Присоответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствуетформированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденциейк отказу от агрессивного поведения.
Для обогащения опытамладших школьников и разработана технология «Принципы и методынаправленных сопряженных воздействий». В основу данной технологии легликонцептуальные особенности систем известныхспециалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В.М. Дьячков, В.К. Бальсевич):
Условие конвекции (использование креативных возможностей).
Условие гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических,мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры).
Условие активного формирования здоровья (своевременноеформирование мышечной системы и скелета ребенка): своевременноеформирование компонентов и видов координационныхспособностей и двигательных навыков;
обязательноесоответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастногоразвития.
Условие накопления потенциала социальной активности (процесснакопления ценностей физической и спортивнойкультуры).
Создание моделейединства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личностии коллектива.
Условие свободы выбора.
Непременным и наиболееэффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь: срочнаялегковоспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения.
Важно отметить, что дляучителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, нособственную педагогическую эффективность. Весьпроцесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель — ученик,ученик — ученик, ученик — группа, учитель — группа, взаимное обучение. Этиформы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить умладшего школьника определенные психологическиекачества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнениизадания, индивидуальная ответственность и т. д.).
Такая установкапозволяет описать этапы взаимодействия: учитель- ученик, ученик — ученик, ученик — группа, учитель — группа, взаимное обучение.
Создание эмоциональногонастроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включениечувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету«Физическая культура»;
соотношение своей деятельности с деятельностью остальных; работа в малых группах выливается в представлениепромежуточного, а потом и окончательного результата своего труда; созданиесвоего мира движений,гипотезы, проекта, решения.
Групповое мышление(умение игроков «видеть» друг друга наплощадке, чувствовать или предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать).
Организационноеединство (адекватные сбалансированные отношения между формальным руководителемгруппы и ее неформальным лидером).
Групповая сплоченность(при единой цели и соответствующей мотивацииформальные и неформальные отношения дополняют друг друга).
Традиции(доброжелательность во время вхождения в группу, правила поведения во времязанятий, поощрение и т. д.).
Рефлексия — отражениесамоанализа, обобщение чувств, ощущений. Не оценочноесуждение (это хорошо, это плохо), а анализ собственных движений, собственноймысли, чувства, знания, мироощущения.
Кульминациякреативного процесса: озарение,новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее куглублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационныйзапрос, у каждого — свой. Возникает потребность в движении и получении знанийпод руководством учителя или с помощью родителей.[10, 40c]

Заключение
Детскийвозраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению,эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешноеразвитие креативности возможно лишь при создании определенных условий,благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранеефизическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Созданиеобстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельноерешение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенокдобирается до «потолка» своих возможностей.
4.Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умнаядоброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка ктворчеству.
Но созданияблагоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитымитворческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитиюкреативности у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей странесистема воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательноесистематическое развитие креативности у детей. Поэтому она развивается восновном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развитиякреативности можно предложить следующие меры:
1. Введениев программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитиетворческих способностей.
2.Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с цельюразвития в ней воображения детей.
3.Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
4. Работа сродителями.
Таким образом,единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становитсямаксимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, иучитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность дляучащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Списоклитературы
 
1. Ашмарина Б.А. «Теория иметодика физического воспитания» — Москва: Просвещение, 2007-511с
2. Годик М.А. «Спортивнаяметрология» — Москва: ЮНИТИ, 2007-481с
3. Гужаловский А.А. «Основытеории и методики физической культуры» — Москва: Просвещение, 2008-379с
4. Коробейников Н.К. «Физическоевоспитание» — Москва: Просвещение, 2006-381с
5. Кузнецов В.С. «Теория иметодика физического воспитания и спорта» — Москва: Просвещение, 2007-425с
6. Конева Е.В. «Физическаякультура» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006-558с
7. Лях В.И. «Методикафизического воспитания» — Москва: ЮНИТИ, 2008-269с
8. Михеев А.А. «Физическоевоспитание» — Москва: Просвещение, 2007-421с
9. Холодов Ж.К. «Теория иметодика физического воспитания и спорта» — Москва: Просвещение, 2008-489с
10. Шиян Б.М. «Теория иметодика физического воспитания» — Москва: Просвещение, 2007-224с